РП-3
РП-3 | |
---|---|
![]() Загрузка ракет РП-3 с 60-фунтовой полубронебойно-фугасной боевой частью на самолет Hawker Typhoon. | |
Тип | Неуправляемая ракета класса «воздух-поверхность» |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1943–1968 (Великобритания) |
Используется | Королевские ВВС , Королевский флот , Королевские ВВС Австралии и другие. |
Войны | Вторая мировая война , Индонезийская национальная революция , Чрезвычайное положение в Малайзии , Суэцкий кризис , Корейская война , Чрезвычайная ситуация в Адене |
История производства | |
Варианты | посмотреть варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 35 фунтов (16 кг) 17,9 кг (39 фунтов) двигатель Mk 1 17,2 кг (38 фунтов) двигатель Mk 2, 3, 4 |
Длина | Ракета 55 дюймов (1400 мм) Боеголовка 500–560 мм (20–22 дюйма) |
Диаметр | Корпус ракеты 3,25 дюйма (83 мм) |
Боеголовка | ТНТ/гексоген/аматол |
Вес боеголовки | 1,3–5,5 кг (2,9–12,1 фунта) |
Двигатель | твердотопливная ракета 7800 Н; 1800 фунтов (800 кгс) |
Порох | мужествовать |
Оперативный диапазон | 5200 футов (1600 м) |
Максимальная скорость | С боеголовкой массой 25 фунтов (11 кг): 1200 футов/с (380 м/с) С боеголовкой массой 60 фунтов (27 кг): 750 футов/с (230 м/с) |
Руководство система | Неуправляемый |
Запуск платформа | Самолет Десантный танк (ракета) |
RP -3 (от Rocket Projectile 3inch класса «воздух-земля», ) — британский ракетный снаряд представленный во время Второй мировой войны . Обозначение «3 дюйма» относилось к номинальному диаметру трубки ракетного двигателя. Использование боеголовки массой 60 фунтов (27 кг) породило альтернативное название «60-фунтовая ракета». Хотя это оружие класса «воздух-земля», оно использовалось ограниченно в других целях. Обычно они использовались британскими истребителями-бомбардировщиками против таких целей, как танки, поезда, автотранспорт и здания, а также самолетами Берегового командования и Королевского флота против подводных лодок и кораблей.
Использование продолжалось и после войны, причем последнее известное крупное оперативное использование произошло во время чрезвычайной ситуации в Адене в 1964 году, когда Hawker Hunters совершили 642 боевых вылета и выпустили 2508 РП-3 в поддержку Radforce. Использование продолжалось до вывода из протектората Адена в ноябре 1967 года, после чего RP-3 был снят с вооружения в пользу более нового SNEB . Обеспокоенные возможностью того, что корабельный радар активирует электрическое зажигание SNEB, Королевский флот заменил свои RP-3 на новую конструкцию, иногда известную как 2-дюймовый RP .
История
[ редактировать ]Первое применение ракет, выпущенных с самолетов, произошло во время Первой мировой войны . «Невращающимися снарядами» (УП) представляли собой ракеты «Ле Приёр», установленные на межплоскостных стойках истребителей «Ньюпор» . Они использовались для атаки на аэростаты наблюдения и добились достаточного успеха. Истребители Sopwith Baby , Sopwith Pup и Home Defense BE2 также несли ракеты. [1] [ нужна страница ]
После окончания войны Королевские ВВС , намереваясь сократить свои расходы, забыли о стрельбе ракетами с самолетов. [ нужна ссылка ] Британская армия действительно видела применение ракет против низколетящих самолетов; с конца 1940 года части Британии защищались за счет увеличения количества 2-дюймовых (51 мм) ракет « Z-Batteries », дополняющих обычные зенитные орудия . [1] [2] [ нужна страница ]
Когда немецкие войска под командованием Эрвина Роммеля вмешались в кампанию в Западной пустыне в начале 1941 года, стало ясно, что ВВС пустыни не имеют оружия, способного повредить или уничтожить большое количество боевых бронированных машин , особенно более тяжелых Panzer III и Panzer IV. средние танки, используемые немцами. В апреле 1941 года Генри Тизард , главный научный сотрудник британского правительства, созвал комиссию для изучения «Методов нападения на бронетехнику». [1]
Типы исследуемого оружия включали 40-мм пушку Vickers S и связанное с ней оружие, произведенное Coventry Ordnance Works , а также 40-мм пушку Bofors и 37-мм американскую пушку T9, установленную на Bell P-39 Airacobra ; уже было признано, что это оружие способно бороться только с легкими танками и автотранспортом. Использование более крупного оружия на истребителях-бомбардировщиках было исключено из-за веса и трудностей с отдачей. Председатель комиссии г-н Айвор Боуэн (помощник директора по исследованиям в области вооружения) обратился к идее использования ракетных снарядов для доставки большой боеголовки, способной уничтожить или вывести из строя тяжелые танки. [3] [ нужна полная цитата ] Информацию запрашивали у Советов, которые использовали неуправляемые ракеты РС-82 с 1937 года. [1] [примечание 1]
К сентябрю 1941 года было решено разработать две модели УП:
- массой 23 фунта Пластиковая взрывчатка на стандартном 2-дюймовом UP.
- Прочная бронебойная головка массой 20 фунтов на 3-дюймовом УП.
Когда стало понятно, что 2-дюймовая версия будет менее эффективной, чем пушка Vickers S, было решено сконцентрироваться на разработке 3-дюймовой версии, которая могла бы быть разработана на основе 2-дюймовой ракеты, используемой в Z-Batteries. . [1]
Дизайн
[ редактировать ]

Корпус ракеты представлял собой стальную трубу диаметром 3,25 дюйма (83 мм) и длиной 55,19 дюйма (1402 мм). [4] наполненный 5,2 кг (11,5 фунта) кордитового пороха, воспламеняемый электрическим током. [5] Боеголовка была ввинчена в переднюю часть и изначально имела твердый вес 24 фунта 12 унций (11,2 кг), диаметр 3,44 дюйма (87 мм) и длину 12,4 дюйма (310 мм) (с адаптером). [6] бронебойная боеголовка, которая была быстро заменена фугасной головкой диаметром 152 мм (5,98 дюйма) и массой 27,4 кг (60,4 фунта) . [5] Для тренировок также имелась 25-фунтовая (11 кг) полубронебойная боевая часть из мягкой стали, 25-фунтовая (11 кг) бетонная учебная головка. [7] и бетонная тренировочная головка весом 27,2 кг (60,0 фунтов). [5] После того, как ракета была установлена на рельсы, электрический провод (или «косичка») соединял ракету с органами управления стрельбой.
Четыре больших хвостовых плавника размером 4 на 5 дюймов (100 на 130 мм) [8] вызывал достаточное вращение, чтобы стабилизировать ракету, но, поскольку она была неуправляемой, прицеливание было вопросом здравого смысла и опыта. Подход к цели должен был быть точным, без бокового скольжения или рыскания , которые могли бы сбить RP с траектории. Скорость самолета должна была быть точной в момент старта, а угол атаки требовал точности. Снижение траектории также было проблемой, особенно на больших дальностях. [примечание 2] [9]
Ракета была менее сложной и более надежной, чем пушка, стреляющая снарядом, и отдачи при выстреле не было. Было установлено, что это деморализующая форма нападения на наземные войска, а 60-фунтовая боеголовка может оказаться разрушительной. Ракетные установки были достаточно легкими, чтобы их могли нести одноместные истребители, что придавало им мощь крейсера . [примечание 3] Против крупных медленно движущихся целей, таких как корабли и подводные лодки , ракета была грозным оружием.
Вес и сопротивление цельностальных рельсов, изначально установленных на британских самолетах, ухудшали характеристики. Некоторые самолеты, такие как биплан Fairey Swordfish, используемый против подводных лодок, имели стальные «противовзрывные» панели, установленные под направляющими для защиты крыла, что еще больше увеличивало вес и лобовое сопротивление. Алюминиевые рельсы Mark III, представленные в конце 1944 года, уменьшили этот эффект. Американский опыт использования собственных ракет ( и 3,5- дюймовая авиационная ракета с передним наведением огня 5 (FFAR) ВВС США ВМС США. -дюймовые FFAR и HVAR [10] ) показало, что длинные рельсы и противовзрывные панели не нужны; крепления «нулевой точки» британские самолеты начали оснащать Пусковые установки нулевой длины были представлены в мае 1945 года. Пилонами в послевоенные годы.
3-дюймовые ракетные двигатели (без боеголовки) использовались в «разрушителе бункеров» « Диснеевская бомба » (официальное название: 4500-фунтовая бетонопробивная/ракетная бомба), 19 из них приводили в движение бомбу массой 4500 фунтов (2,0 т). Скорость 990 миль в час (440 м/с) при ударе о цель. [11]
История обслуживания
[ редактировать ]Использование «воздух-земля»
[ редактировать ]
Прежде чем новое оружие было принято на вооружение, подразделение по приборостроению, вооружению и обороне (IADF) провело обширные испытания в Королевском авиастроительном заводе в Фарнборо. Hawker Hurricanes были оснащены ракетами и направляющими и совершали полеты в июне и июле 1942 года. Дальнейшие испытания проводились с 28 сентября по 30 ноября для отработки тактики ракетной стрельбы. Другими используемыми самолетами были Lockheed Hudson , Fairey Swordfish биплан-торпедоносец , средний бомбардировщик Douglas Boston и Sea Hurricane. [9] В то же время Экспериментальному заводу самолетов и вооружения (АиАВЭ) пришлось разработать тактику для всех отдельных типов самолетов, которые должны были быть вооружены РП. Прицеливание осуществлялось через штатный рефлекторный прицел GM.II. Более поздняя модификация позволяла наклонять отражатель с помощью градуированной шкалы, уменьшая линию обзора, GM.IIL. [12] Из ракет наиболее удачной оказалась только Mk IIIA – она использовалась на Lockheed Ventura и Hudson.
Первое боевое применение RP было в кампании в Западной пустыне в качестве оружия для уничтожения танков на Hawker Hurricane Mk. IIE и IV. 25-фунтовые бронебойные головки оказались неэффективными против «Тигр I» поступающих на вооружение Германии тяжелых танков . На примере успеха артиллеристов Королевской артиллерии, применявших фугасные снаряды из своих 25-фунтовых пушек-гаубиц Ordnance QF , было решено спроектировать новую 60-фунтовую полубронебойную (SAP) головку. Они были способны сбивать башни танков. [ нужна ссылка ]
Типичная установка РП-3 представляла собой четыре снаряда на пусковых направляющих под каждым крылом. Был установлен селекторный переключатель, позволяющий пилоту стрелять ими поодиночке (позже опущено), парами или полным залпом. К концу войны некоторые Вторых тактических ВВС Великобритании (2 TAF) «Хоукер Тайфуны» были адаптированы для установки дополнительных четырех ракет, увеличенных вдвое по сравнению с уже установленными восемью. [13]
РП-3 широко использовались во время боя у Фалезского котла в середине августа 1944 года. Во время боя немецкие войска, отступая, чтобы не попасть в клещи сухопутных войск союзников, подверглись воздушной атаке. Среди волн легких, средних и истребительных бомбардировщиков, атакующих немецкие колонны, «Тайфуны» 2 TAF атаковали своими ракетами, уничтожив сотни танков и «механизированный транспорт противника». [примечание 4] После боя армейские и 2-е отделения оперативных исследований TAF , изучавшие поле боя, пришли к выводу, что только ракетным ударом было уничтожено гораздо меньше машин, всего 17. Было ясно, что в пылу боя пилотам было гораздо сложнее запустить оружие, соблюдая при этом условия, необходимые для точности. Дым, пыль и мусор в целевых районах сделали точную оценку нанесенного ущерба практически невозможной. [13] Было также очевидно, что ракетные обстрелы подрывают боевой дух войск противника: многие машины были найдены брошенными неповрежденными или с лишь поверхностными повреждениями. Допрос пленных показал, что даже перспектива ракетной атаки их крайне нервировала. [13]
К концу войны остались большие запасы РП-3, которые использовались и в эпоху реактивных самолетов. Они использовались оперативно во время чрезвычайной ситуации в Малайзии , Корейской войны и конфронтации между Индонезией и Малайзией . Последнее известное боевое использование — компанией Hawker Hunters в Адене с 1964 по 1967 год для поддержки Radforce. Когда эти самолеты перебрались в Бахрейн в ноябре 1967 года, оставшиеся РП-3 были сняты с вооружения и заменены более новыми СНЭБ . [14]
Противолодочный
[ редактировать ]
Вскоре после некоторых обнадеживающих результатов первоначального развертывания были проведены испытания оружия против целей, представляющих собой подводные лодки. Было обнаружено, что если ракеты были выпущены под небольшим углом, при близком попадании ракеты изгибались вверх в морской воде и пробивали цели ниже ватерлинии. Вскоре береговое командование Королевского флота и авиация флота начали широко использовать ракеты.
Первой подводной лодкой, уничтоженной в результате ракетной атаки, была U-752 (под командованием капитан-лейтенанта Шрётера) 23 мая 1943 года истребителем «Суордфиш» 819-й морской авиационной эскадрильи (819 NAS). Ракеты, использованные в этом случае, имели прочные чугунные головки и были известны как «ракетные копья». [15] Один из них пробил прочный корпус подводной лодки и лишил ее возможности нырять; Подводная лодка была затоплена экипажем. 28 мая 1943 года британские ВВС «Хадсон» из 608-й эскадрильи уничтожили подводную лодку в Средиземном море, первая из которых была уничтожена исключительно ракетой. [9] Этим ракетам, среди прочего, приписывают то, что немцам стало слишком опасно продолжать эксплуатацию своих зенитных подводных лодок , которые были оснащены тяжелым зенитным вооружением и действовали в качестве сопровождения подводных лодок, пересекающих Бискайский залив.
С тех пор и до конца Второй мировой войны в Европе Береговое командование и авиация флота использовали ракеты в качестве одного из своих основных видов оружия (наряду с торпедами , которые в определенной степени они заменили) против кораблей и надводных подводных лодок.
Использование «земля-земля»
[ редактировать ]В рамках первоначальной бомбардировки районов высадки высадки в Нормандии в июне 1944 года десантные танки (ракеты), использовались вооруженные примерно 1000 ракетами РП-3 каждый. LCT(R) выпустил ракеты большими залпами, по 40 РП-3 одновременно.

В 1945 году некоторые британские танки M4 Sherman были оснащены двумя или четырьмя направляющими – по одной или по две с каждой стороны башни – для установки 60-фунтовых ракет. Они использовались при переправе через Рейн танками 1-й гвардейской Колдстримской дивизии . Танки получили название «Шерман Тюльпаны». В число установленных танков входили как обычные «Шерманы», так и более тяжеловооруженные «Шерман Файрфлай» . [16]
Модификации впервые были опробованы двумя офицерами 1-го бронетанкового батальона Колдстримской гвардейской 5-й гвардейской бронетанковой бригады , которые получили ракеты и пусковые рельсы с базы британских ВВС и провели первые испытательные стрельбы 17 марта 1945 года. Они были вдохновлены, услышав Эта идея ранее была опробована, но от нее отказалась канадское разведывательное подразделение 18-го полка бронеавтомобилей (12-й манитобинский драгунский полк) , которое в ноябре 1944 года установило рельсы RP-3 на бронеавтомобиль Staghound . [16] Имеются фотографии четырех таких ракет на крейсерском танке «Кромвель» , однако достоверно о нем мало что известно.
В течение недели все танки 2-й эскадрильи были оснащены пусковыми установками: у одних танков было две, у других — четыре. Рельсы находились на фиксированной высоте, а ракеты имели фиксированную дальность действия - 400 или 800 ярдов (370 или 730 м). [16]
Ракеты были очень неточными при стрельбе из танка, поскольку стреляли из неподвижной точки и имели небольшую струю над килями. Несмотря на это, РП-3 ценился танкистами за разрушительное действие своей 60-фунтовой боевой части. [17] [ нужна страница ] В бою они также использовались для бомбардировки территории с близкого расстояния и были эффективны в качестве немедленного противодействия немецким засадам. [16]
Шведский сервис
[ редактировать ]Ракета РП-3 использовалась в ВВС Швеции с 1946 года. [18] [ нужна страница ] до 1957 года. [19] [ нужна страница ]
Швеция экспериментировала с безгильзовыми боеприпасами в качестве замены ракет класса «воздух-земля» во время Второй мировой войны, поскольку считалось, что производство безгильзовых боеприпасов будет дешевле. Однако это оказалось ложным, и к концу войны шведские ВВС вместо этого перешли к разработке ракет. [18] Шведская оружейная компания Bofors разрабатывала ракеты по собственной инициативе с 1943 года, но из-за отсутствия финансирования к тому времени, когда ею заинтересовались шведские ВВС, у нее не было конструкции. [18] Поскольку на разработку отечественных ракет для ВВС Швеции потребуются годы, было решено покупать ракеты за границей, чтобы получить опыт эксплуатации, который можно было бы использовать в отечественных разработках.

Был выбран RP-3, и в 1946 году Швеция заказала партию для испытаний на Saab B 17A, пикирующем бомбардировщике поскольку он был легко доступен. [18] [ нужна страница ] В мае B 17A был оснащен ракетными установками для наземных испытаний, а вскоре после этого был модифицирован и Saab B 18B . Первые огневые испытания прошли на F 14 Ringenäs (принадлежащем крылу Halland) в июле 1946 года. Двадцать шесть 60-фунтовых практических ракет было выпущено с B 18B и три с B 17A. Из B 17A также было выпущено по шесть ракет «25 фунтов AP» и «60 фунтов SAP». [18] [ нужна страница ] Испытания прошли успешно, и РП-3 поступил на вооружение ВВС Швеции. [18] [ нужна страница ]
На вооружении Швеции RP-3 и его компоненты получили обозначение ВВС Швеции. [18] Система РП-3 в целом получила обозначение « 8-см ракетка М/46 ». [18] Приобретенные Швецией ракетные двигатели РП-3, скорее всего, были типа Mk.4/TH. [7] на основе имеющихся фотографий и описаний. [18] Они получили обозначение 8 cm raketmotor m/46 (8 cm rakmo m/46). [18] Квадратные плавники получили обозначение 8 см fena m/46 . [18] [ нужна страница ]
ВВС Швеции приняли на вооружение четыре боеголовки для ракеты РП-3: 25-фунтовую AP №1, 25-фунтовую AP №2, 60-фунтовую SAP №2 и 60-фунтовую Практику. [18] [ нужна страница ]
- 25-фунтовая AP No.1 получила обозначение 8 cm Pansarspets m/46A (англ.: «8 cm броненаконечник модель 46А»), в 1951 году переименована в 8 cm pansarhuvud m/46A (8 cm phu m/46A) (англ.: « 8-см бронеголовка 46А»). [18]
- 25-фунтовая AP No.2 получила обозначение 8 cm Pansarspets m/46B , переименованное в 1951 году в 8 cm pansarhuvud m/46B (8 cm phu m/46B). [18]
- 60-фунтовый SAP № 2 получил обозначение 8 cm Sprängspets m/46 («Взрывной наконечник 8 см 46»), в 1951 году переименованный в 8 cm spränghuvud m/46 (8 cm shu m/46), («Взрывная головка 8 cm м/46"). [18]
- 60-фунтовая практика получила обозначение 8-см тренировочный наконечник m/46 , в 1951 году переименованное в 8-см тренировочную головку m/46 (8 см övnhu m/46). [18] [ нужна страница ]
В сочетании с двигателем и квадратным оперением эти боеголовки позволят создать следующие ракеты: [18] [ нужна страница ]
- 8 cm Pansarraket m/46A переименован в 1951 году в 8 cm Pansarraket m/46A (8 cm prak m/46A).
- 8 cm Pansarraket m/46B переименован в 8 cm Pansarraket m/46B (8 cm prak m/46B).
- 8 cm Sprängraket m/46 переименован в 15 cm Sprängraket m/46 (8 cm srak m/46).
- 8 см Тренировочная ракетка с 46 переименована в 15 см тренировочную ракетку с 46 (тренировочная ракетка 8 см с 46).
В 1952 году Швеция разработала целую линейку отечественных ракет и начала постепенно отказываться от РП-3. Все модели, кроме 8 cm Prak M/46B, исчезли до 1953 года. [20] [ нужна страница ] Примерно в 1953 году оставшиеся 8-сантиметровые ракеты Prak M/46B были модифицированы новыми наклонными оперениями. Было удалено около 30% площади поверхности оперения. Это уменьшило вероятность поломки плавников во время запуска, а также повысило точность. [18] Эти плавники получили обозначение 8 cm fena m/46C , а при установке на 8 cm prak m/46B суффикс изменился на C, а затем стал 8 cm pansarraket m/46C (8 cm prak m/46C) . [20] 8-см Прак М/46С оставалась на вооружении до 1957 года. [19]
За время службы в ВВС Швеции ракета служила на нескольких шведских самолетах. Чтобы обеспечить универсальное использование РП-3, в первом и втором поколениях шведских ракет класса «воздух-земля» использовалась та же система крепления, что и у РП-3. [18] [20] [19]
Варианты
[ редактировать ]




Боеголовки
[ редактировать ]- Панцирь, 18 фунтов, ОФ
- «Осколочно-фугасная» боевая часть массой 8 кг (17,6 фунта). [ нужна ссылка ]
- Выстрел, 25 фунтов, AP, №1, Mk. я
- Бронебойная боевая часть изготовлена из закаленной стали. [7] Используется против подводных лодок и торговых судов под углом 15 градусов и более. [21]
- Выстрел, 25 фунтов, AP, №2, Mk. я
- Улучшенная конструкция по сравнению с Shot, 25 lb, AP, No. 2, Mk. Я боеголовку сделал длиннее и заостренее, чтобы увеличить бронепробиваемость. [7] Его использовали при углах атаки менее 15 градусов. [21]
- Выстрел, 25 фунтов, SAP, Mk. я
- Полубронебойная» боевая часть, той же конструкции, что и «Выстрел, 25 фунтов, AP, № 2, Mk. I", но сделан из мягкой стали и имеет патрубок, приваренный к корпусу. [22] К 1946 году конструкция устарела и использовалась только для повышения квалификации. [22]
- Выстрел, 25 фунтов, Практика, Бетон, Mk. я
- Практика боеголовки 11 + 1 ⁄ 2 дюйма диаметром 5 дюймов из бетона, [23] предназначен для имитации стрельбы боеголовками AP и SAP массой 25 фунтов. [21]
- Панцирь, ОФ, 60 фунтов, «Ф»., №1, Мк. я
- Осколочная боевая часть для применения против небронированной техники и личного состава. Переделанный из 4,5-дюймового (114-мм) гаубичного снаряда с взрывателем («прямого действия») , DA, № 899, Mk. я [примечание 5] Установленная в носовой части, вся боеголовка имела длину 22 дюйма (560 мм) и весила 50,5 фунтов (22,9 кг). Относительно толстая стенка (0,85 дюйма) и фугасная начинка весом 4 фунта (1,8 кг) (тротил или гексоген / тротил) образовывали «тяжелые осколки», которые наносили урон на «значительном расстоянии». [примечание 6] [23] [25]
- Панцирь, фугас, 60 фунтов, SAP
- Полубронебойно-фугасная боевая часть, существовавшая в четырех основных вариантах: [23] [26]
- Панцирь, ОФ, 60 фунтов, SAP, № 1, Mk. я
- Панцирь, ОФ, 60 фунтов, SAP, № 2, Mk. я
- Панцирь, ОФ, 60 фунтов, SAP, № 1, Mk. II
- Панцирь, ОФ, 60 фунтов, SAP, № 2, Mk. II
- Варианты, обозначенные знаком 1 (Mk. I), имели корпус корпуса, состоявший из двух частей, скрепленных винтами: корпуса и наконечника. [27] Варианты, обозначенные как Mark 2 (Mk. II), имели вышеупомянутый корпус корпуса и наконечник, выкованные вместе как одно целое. [28] Варианты, обозначенные номером 1 (№ 1), были оснащены базовым взрывателем замедленного действия ( Fuse, No. 865, Mk. I ), который позволял им проникнуть в цель до детонации. [23] [7] Варианты, обозначенные номером 2 (№ 2), были оснащены базовым взрывателем без замедления ( Fuse, No. 878, Mk. I ), который заставлял их взрываться почти мгновенно при ударе. [23] [29]
- Ракушка, Тренировка, Бетон, 60 фунтов Mk. я
- Практикационная боеголовка длиной 20 дюймов и диаметром 6 дюймов изготовлена из бетона на стальных арматурных стержнях. [23] Используется для имитации стрельбы боеголовками SAP/HE массой 60 фунтов. Эта боеголовка также могла быть оснащена «дымовым контейнером № 1, Mk. I», который давил на переднюю часть боеголовки и подавал дымовой сигнал при ударе. Наполнителем было 16 унций (450 г) тетрахлорида титана . [30]
- Панцирь, ОФ, 60 фунтов, GP
- Фугасно-фугасная боевая часть общего назначения ( пустотелый заряд ), испытания продолжаются по состоянию на сентябрь 1946 года. [18] Он мог проникнуть на глубину 198 мм (7,8 дюйма) на любом расстоянии. [31]
Ракетные двигатели
[ редактировать ]Ракетный двигатель РП-3 за время своего существования неоднократно обновлялся, что породило ряд вариантов. Например, пришлось модифицировать метательный заряд ракетного двигателя, чтобы иметь возможность использовать несколько типов боевых частей. Первоначально ракетный двигатель был рассчитан только на использование боеголовок массой до 25 фунтов (11 кг), но когда были введены боеголовки массой до 60 фунтов (27 кг), для их использования пришлось модифицировать метательный заряд. Варианты, способные нести боеголовки массой до 60 фунтов, затем получили дополнительное обозначение TH после номера марки. [32]
- Авиационный ракетный двигатель, 3 дюйма, №1, Мк. 1
- Мк. пороховой заряд трубчатой формы массой 12,5 фунтов (5,7 кг) Двигатель 1 имел кордитовый . [33] Кабели зажигания проложены через трубчатый метательный заряд. Этот вариант был пригоден для использования с твердотопливными боеголовками массой 25 фунтов. [33] Он не подходил для тропического климата (выше 80 °F (27 °C)) [34]
- Авиационный ракетный двигатель, 3 дюйма, №1, Мк. 1/ЧС
- TH вариант Mk. 1, на который можно было устанавливать твердотопливные или снарядные боеголовки массой до 25 фунтов. Его также нельзя было использовать в жарком климате. [34]
- Авиационный ракетный двигатель, 3 дюйма, №1, Мк. 2
- Мк. 2 заменил трубчатый метательный заряд на крестообразный (крестообразный) метательный заряд массой 11 фунтов (5,0 кг). [33] через другую металлическую сетку. Кабели зажигания были проложены в одном из внутренних углов крестообразного метательного заряда. Этот вариант был способен устанавливать только 25-фунтовые боеголовки. [35]
- Авиационный ракетный двигатель, 3 дюйма, №1, Мк. 2/ЧС
- TH вариант Mk. 2, способный устанавливать боеголовки массой до 60 фунтов. [35]
- Авиационный ракетный двигатель, 3 дюйма, №1, Мк. 3/Ч
- Мк. 3 двигатель заменил двухконтактную свечу зажигания на одноконтактную [7]
- Авиационный ракетный двигатель, 3 дюйма, №1, Мк. 4/ЧТ
- Мк. 4 двигателя удлинили тросы зажигания, чтобы обеспечить возможность двойного подвешивания, при этом один РП-3 устанавливался под другим РП-3. [36] Во время хранения дополнительная длина кабелей зажигания удерживалась на месте с помощью незакрепленных металлических зажимов в сопле . [7]
Сравнение
[ редактировать ]Боеголовка | Выстрел, 25 фунтов, АП, №1 |
Выстрел, 25 фунтов, АП, № 2 |
Шелл, ОН, 60 фунтов, SAP |
Шелл, П., Бетон, 60 фунтов |
Оболочка, 60 фунтов Ф |
---|---|---|---|---|---|
Диаметр боеголовки | 88 мм (3,5 дюйма) |
152 мм (6,0 дюйма) |
4,5 дюйма (110 мм) | ||
Длина боеголовки [б] | 314 мм (12,4 дюйма) |
378 мм (14,9 дюйма) |
553 мм (21,8 дюйма) |
608 мм (23,9 дюйма) |
22 дюйма (560 мм) |
Вес боеголовки | 11,3 кг (25 фунтов) |
27,4 кг (60 фунтов) |
27,2 кг (60 фунтов) |
46,9 фунта (21,3 кг) | |
Взрывчатый заряд | никто | 6 кг (13 фунтов) ТНТ или Аматол 60/40 [23] |
никто | 3 фунта (1,4 кг) Тротил или гексоген/тротил 60/40 | |
Длина двигателя | 1400 мм (4 фута 7 дюймов) | ||||
Диаметр двигателя | 82,7 мм (3,26 дюйма) | ||||
Ширина с плавниками | 336 мм (13,2 дюйма) | ||||
Общая длина | 1639 мм (5 футов 4,5 дюйма) |
1703 мм (5 футов 7,0 дюймов) |
1880 мм (6 футов 2 дюйма) |
1933 мм (6 футов 4,1 дюйма) |
|
Вес полной ракеты [с] | 28,5 кг (63 фунта) | 44,6 кг (98 фунтов) | 44,4 кг (98 фунтов) | ||
Пороховой заряд | 5,2 кг (11 фунтов) кордита | ||||
Производительность | |||||
Время горения топлива при 15 ° C (59 ° F) |
1,6 с | ||||
Упор при 15 °C (59 °F) | 800 кгс (1800 фунтов силы) | ||||
Максимальная скорость | 380 м/с (1200 футов/с) | 230 м/с (750 футов/с) | |||
Бронепробитие | 88 мм (3,5 дюйма) на расстоянии 700 ярдов (640 м) [д] [31] |
- ^ Взято из руководства ВВС Швеции 1950 года «Правила ракетной службы». [18] См. также Бойд [31] [7]
- ^ включая патрубок, который ввинчивается в двигатель
- ^ с двигателем массой 17,2 кг (38 фунтов)
- ^ Время полета 0,89 секунды для самолета, движущегося со скоростью 350 футов / с (240 миль в час; 380 км / ч). [37]
Использование авиации во Второй мировой войне
[ редактировать ]Помимо оперативного применения, ряд самолетов был оснащен РП-3 в экспериментальном порядке. [ нужны разъяснения ]
RAF и ВВС Содружества
[ редактировать ]- Боинг Фортресс Мк. II и IIA : ( Береговое командование )
- Бристоль Бофайтер Мк. VI, VIC, X и 20: (Береговое командование, Командование Юго-Восточной Азии и Королевские ВВС Австралии , Тихоокеанский театр военных действий.)
- Консолидированный Либерейтор Б. Мк. III, VI: (Береговое командование.)
- de Havilland Mosquito FB Mk. VI: (Береговое командование, SEAC и RAAF, Тихоокеанский театр военных действий.)
- Хоукер Харрикейн Мк. IIE и IV: ( ВВС пустыни , Вторые тактические воздушные силы ВВС Великобритании , SEAC.)
- Хоукер Темпест
- Хоукер Тайфун Мк. Iб: (2 стр.)
- Republic P-47 Thunderbolt ( вместо этого USAAF использовали для этой роли свой M8 , 6 на самолет)
- Супермарин Спитфайр
- Викерс Веллингтон GR Mk. XIV: (Береговое командование)
Авиация Королевского военно-морского флота
[ редактировать ]- Фейри Светлячок Mk. я
- Рыба-меч Фейри Mk. II, III
- Грумман Тарпон/Эвенджер Мк. Я, II, III
- Hawker Sea Hurricane Mk. IIc ( 825-я морская авиационная эскадрилья )
- Hawker Sea Fury 807-я военно-морская авиационная эскадрилья
Использование самолетов после Второй мировой войны
[ редактировать ]3-дюймовые РП продолжали использоваться на самолетах Королевских ВВС и РН в качестве штурмовиков, пока не были заменены ракетой с гондолой СНЭБ (РАФ) и 2-дюймовой РП с гондолой (РН). [ нужна ссылка ]
Послевоенное оперативное использование включало чрезвычайные ситуации в Малайзии , Корейскую войну , Суэцкий кризис и кампанию Радфана . [ нужна ссылка ]
RAF и ВВС Содружества
[ редактировать ]- Бристольский разбойник
- де Хэвилленд Хорнет
- де Хэвилленд Вампир
- де Хэвилленд Веном
- Глостер Метеор
- Хоукер Хантер
РАФ, РАН
[ редактировать ]Ракеты РП-3 использовались австралийскими вооруженными силами до 1970-х годов. [38]
- Бристоль Бофайтер
- Североамериканский P-51 Мустанг
- де Хэвилленд Вампир
- Фейри Светлячок
- Глостер Метеор
- Ярмарка олушей
- Хоукер Си Фьюри Мк11
- Морской яд де Хэвилленда
Авиация Королевского военно-морского флота
[ редактировать ]- Хоукер Си Фьюри
- Хоукер Си Хоук
- Супермарин-атакующий
- Супермариновый ятаган
- de Havilland Sea Vixen – всего до 24 ракет на 4 пилонах, по шесть на пилон; [39] [40]
Шведские ВВС
[ редактировать ]- North American T-6 Texan (Sk 16) — всего 4 ракеты на 2 пилонах.
- Saab 17 (B 17A) — всего 4 ракеты на 4 пилонах)
- Saab 18 (A&T 18B) — всего 8–12 ракет на 8–9 пилонах.
- Saab 21 (А 21А-3) — всего 8 ракет на 2 пилонах)
- Saab 21R (A 21RA, RB) — всего 10 ракет на 1 пилоне.
- de Havilland Vampire (J 28B, C) — всего 8 ракет на 4 пилонах.
- Saab 29 Tunnan (J 29A, B, E, F) — всего 8 ракет на 8 пилонах.
- Saab 32 Lansen (A 32A) — всего 12 ракет на 12 пилонах.
См. также
[ редактировать ]- Американская ракета заграждения воздух-земля М8 калибра 4,5 дюйма (110 мм).
- Земельный матрас
- Tiny Tim , американский неуправляемый реактивный снаряд калибра 11,75 дюйма (298 мм) и массой 1255 фунтов (569 кг).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Возможность отправки Советским Союзом группы инженеров для помощи в налаживании производства этого оружия обсуждалась в августе 1941 года. Советское предложение было отозвано, несмотря на операции «Бенедикт» британские усилия по поставке самолетов Hawker Hurricanes и обучению советских летных экипажей их использованию. [ нужна ссылка ]
- ^ В испытаниях, проведенных A&AEE , разброс (при наведении на квадратную цель размером 20 футов (6,1 м)) составлял 13 футов 6 дюймов (4,11 м) на расстоянии 1000 футов (300 м) - от 3 ° до 4. ° ошибка прицеливания.
- ↑ Типичный крейсер Королевского флота той эпохи нес от восьми до двенадцати 6-дюймовых орудий, стреляющих 112-фунтовыми (51 кг) снарядами, а истребитель мог запустить восемь 60-фунтовых ракет РП-3 за один залп.
- ^ также известный как «моторизованный транспорт противника», в отличие от «конного транспорта» (HDT).
- ^ Артиллерийский взрыватель № 721, оснащенный устройством взведения и другими элементами, делающими его более безопасным для использования самолетами, боеголовка активируется примерно через 0,7 секунды после запуска.
- ^ В инструкциях по безопасности не рекомендуется стрелять на расстояние менее 600 ярдов (550 м) из-за риска для самолета. [24]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ежемесячник «Аэроплан», июнь 1995 г.
- ^ Рамзи 1990 .
- ^ «Боуэн, Айвор (1902–1984)» . Военный архив Лидделла Харта . Королевский колледж Лондона.
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 2, параграф 5
- ^ Jump up to: а б с д Положение о ракетной службе , ч.2
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 3, параграф 4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час AP 2802A том 1: Авиационные ракетные установки, прицелы и боеприпасы, издание 12 декабря 1946 г. Королевские ВВС. 1946 год.
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 2, параграф 14
- ^ Jump up to: а б с Ежемесячник «Аэроплан», июль 1995 г.
- ^ 3,5 в FFAR 5 в FFAR и HVAR Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Бураковский, Тадеуш; Сала, Александр (1960). Ракеты и управляемые ракеты – Применение [ Ракеты и управляемые ракеты ] (на польском языке). Том I. Варшава: Издательство Министерства национальной обороны (Издательство Министерства национальной обороны). стр. 556–557.
- ^ «Отражатель и гироскопические прицелы, используемые в самолетах времен Второй мировой войны» , 429-я эскадрилья RCAF Research.
- ^ Jump up to: а б с Шорс и Томас 2005, стр. 245–250.
- ^ Хэрриот, Дэвид (2009). «История ракетных систем класса «воздух-поверхность» (PDF) . Журнал исторического общества Королевских ВВС . № 45. с. 100.
- ^ Джеральд Пол, The Wheezers & Dodgers , Seaforth Publishing, 2009 г. ISBN 978-1-84832-026-0 [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д Мур, Крейг (28 апреля 2016 г.). «Ракетные танки Шерман Тюльпан» . www.tanks-encyclepedia.com .
- ^ Флетчер, Дэвид (2008). Шерман Файрфлай . Новый Авангард 141. Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-277-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Шегрен, Свен. Ракетное вооружение ВВС Швеции, Ракетное вооружение ВВС 1944-1954 гг. ] ( на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Управление материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции. стр. 12.
- ^ Jump up to: а б с Реактивное вооружение ВВС, издание 1957 года [ Ракетное вооружение ВВС, издание 1957 года ] (на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Управление материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции. 1957.
- ^ Jump up to: а б с Реактивное вооружение ВВС, издание 1953 года [ Ракетное вооружение ВВС, издание 1953 года ] (на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Управление материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции. 1953.
- ^ Jump up to: а б с AP2802 Раздел 3 Глава 3, параграф 3
- ^ Jump up to: а б AP2802 Раздел 3 Глава 3, параграф 5
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ОП 1665
- ^ AP2802 Глава 6 для 80
- ^ AP2802 Глава 6, стр. 3-9.
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 4, параграф 1
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 4, параграф 6
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 4, параграф 9
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 4, параграф 13
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 5, параграф 2-5.
- ^ Jump up to: а б с д Бойд, 2009 г.
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 2, параграф 3
- ^ Jump up to: а б с AP2802 Раздел 3 Глава 2, параграф 19
- ^ Jump up to: а б AP2802 Раздел 3 Глава 2, 22
- ^ Jump up to: а б AP2802 Раздел 3 Глава 2, параграфы 19-22
- ^ AP2802 Раздел 3 Глава 2, параграф 13
- ^ Бойд 2009 .
- ^ «Информационный бюллетень о боеприпасах: ракета воздушного базирования - 3 дюйма / 60 фунтов» (PDF) , Веб-сайт оборонных неразорвавшихся боеприпасов (редакция 02. Ред.), Правительство Австралии, март 2015 г.
- ^ «Операционные роли Sea Vixen: наземная атака» . Морская Лисица .
- ^ «Двухбалочный двухмоторный реактивный истребитель Де Хэвилленда для ВВС флота» . www.baesystems.com .
Библиография
[ редактировать ]- AP 2802A: Авиационные ракетные установки, прицелы и боекомплект (RAF) (PDF) . Том. I. Королевские ВВС. Июль 1944 г.
Изменено от 12 декабря 1946 г.
- Условия ( на использования ракет шведском языке). Стокгольм, Швеция: Управление материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции. 1950.
- Боун, Мэтт (октябрь 2022 г.). «Адские зубы: тайфун Хоукер и ракетный снаряд РП-3». Историк авиации (41): 38–47. ISSN 2051-1930 .
- Бойд, Дэвид (1 января 2009 г.), «Воздушные ракеты, использовавшиеся британцами во время Второй мировой войны» , Оборудование Второй мировой войны.
- Брошюра о боеприпасах Британские взрывные боеприпасы 1665 г. Часть 3 - Глава 2 Осколочно-фугасные ракеты 3 дюйма. Самолет-ракета (Служба)
- Рамзи, Уинстон, изд. (1990). Блиц тогда и сейчас . Том. III. Лондон: Битва за Британию Prints International. ISBN 0-900913-58-4 .
- Шорс, Кристофер; Томас, Крис (2005). Вторая тактическая авиация: прорыв к Боденплатте, июль 1944 г. - январь 1945 г. Том. II. Хершам: Ян Аллан. ISBN 1-903223-41-5 .
- Уэбб, Дерек Коллиер (июнь 1995 г.), «Ракетная атака, часть 1», Airplane Monthly , том. 23, нет. 6, выпуск № 266
- Уэбб, Дерек Коллиер (июль 1995 г.), «Ракетная атака, часть 2», Airplane Monthly , том. 23, нет. 7, выпуск № 267
Внешние ссылки
[ редактировать ]