будет 21 числа
будет 21 числа | |
---|---|
![]() | |
Роль | Истребитель и штурмовик |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | МОЖЕТ |
Первый полет | 10 марта 1947 г. |
Введение | 1950 |
Ушедший на пенсию | 1956 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Шведские ВВС |
Произведено | 1950–1952 |
Количество построенных | 64 |
Разработано на основе | СААБ 21 |
Saab 21R — шведский истребитель / штурмовик, разработанный и производившийся компанией Svenska Aeroplan AB (SAAB). Это была реактивная разработка с поршневым двигателем SAAB 21 и первый реактивный самолет, произведенный Saab. Суффикс R означает reaktion (реакция), имея в виду reaktionsdrift (реактивная мощность) или reaktionsmotor (реактивный двигатель). Наряду с советским Як-15 , 21Р был одним из двух реактивных истребителей, успешно переоборудованных из самолетов с поршневым двигателем. [ 1 ]
Швеция оказалась под угрозой во время Второй мировой войны и заказала SAAB разработку усовершенствованного истребителя. Результатом стал нестандартный двухбалочный толкатель с низкорасположенным крылом, трехопорным шасси и тяжелым вооружением, стреляющим вперед. Затем было изучено несколько вариантов улучшения его характеристик, что привело к созданию версии с реактивным двигателем .
В 1947 году компания SAAB начала переоборудовать J 21 с поршневыми двигателями на реактивные, что потребовало обширных модификаций. Планировалось сто двадцать четыре самолета, однако это число сократили до 64, и вместо этого они в основном использовались как истребители-бомбардировщики. Он поступил на вооружение в конце 1940-х и начале 1950-х годов, прежде чем был заменен истребителями нового поколения, изначально спроектированными с реактивной тягой, такими как de Havilland Vampire и Saab 29 Tunnan .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]На ранних этапах Второй мировой войны Швеция была обеспокоена тем, что ее нейтралитет и независимость могут оказаться под угрозой со стороны одной из воюющих держав, и поэтому приняла ряд чрезвычайных мер, чтобы повысить готовность своих вооруженных сил и эффективность сдерживания против потенциальных агрессоров. В период с 1939 по 1941 год шведские ВВС приняли на себя масштабную программу расширения, которая включала закупку большого количества иностранных и отечественных истребителей. [ 2 ] В результате конфликта лишь немногие страны обладали производственными мощностями или желанием поставлять современные истребители в Швецию, поскольку она была относительно небольшой нейтральной страной. Хотя собственных производственных мощностей Швеции будет недостаточно, по крайней мере, до 1943 года, Швеции придется разрабатывать собственные первоклассные конструкции для удовлетворения своих потребностей. [ 3 ] [ 2 ]
В 1941 году в ответ на требования шведских ВВС шведская авиационная компания SAAB начала работу над радикально новым истребителем . [ 4 ] Компания представляла собой нестандартный истребитель с двумя толкающими стрелами , низкорасположенным крылом, трехопорным шасси и тяжелым вооружением, стреляющим вперед. [ 5 ] Он был оснащен лицензионной версией нового немецкого рядного поршневого двигателя Daimler-Benz DB 605 B, который был доработан и изготовлен компанией Svenska Flygmotor AB . Шведские ВВС обозначили его как J 21 , а прототип поднялся в воздух 30 июля 1943 года. [ 6 ]
К 1945 году изучались варианты улучшения его характеристик. [ 7 ] Многие из них включали замену двигателя 605B на более мощную силовую установку. В первой половине года планировался вариант с двигателем Rolls-Royce Griffon мощностью 2000 л.с. (1500 кВт) , который мог бы поднять максимальную скорость до 416 миль в час (669 км/ч). Другие проекты, такие как SAAB 27 , также предполагали использовать Griffon, но к концу года все работы над конструкцией поршневого двигателя были прекращены. [ 7 ]
Параллельно с исследованиями поршневых двигателей SAAB и другие шведские компании оценивали новый тип двигателя — реактивный двигатель . Были изучены два ранних исследования, RX 1 и RX 2 , оба из которых представляли собой двухбалочные самолеты, аналогичные 21. [ 8 ] Признавая энтузиазм шведских ВВС по поводу самолета с реактивным двигателем в конце 1945 года, компания SAAB решила выпустить версию 21 с реактивной тягой . [ 9 ] Было начато проектирование перевода J 21A на реактивный двигатель. Было признано, что в противном случае Швеция осталась бы позади, в то время как такие страны, как Соединенное Королевство, уже Gloster Meteor и de Havilland Vampire производили .
Исследование конструкции продолжалось в конце 1945 года, несмотря на то, что конкретный двигатель не был выбран, но появилась возможность приобрести лицензию на производство двигателя « Гоблин-2 » турбореактивного в Швеции. Это был первый реактивный двигатель, использовавшийся ВВС Швеции, получивший обозначение RM1. Первый полет первого реактивного самолета Saab, переоборудованного J 21, состоялся 10 марта 1947 года и был оснащен одним двигателем Goblin 2. Результаты программы летных испытаний в целом оказались удовлетворительными. [ 10 ]
Программа конверсии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2021 г. ) |
В 1947 году SAAB начала получать J 21 с поршневыми двигателями для переоборудования их на реактивные двигатели. Это требует серьезной модификации каждого самолета. В целом было изменено более 50 процентов планера, хвостового оперения и крыла, и каждый из них был оснащен одним двигателем De Havilland Goblin турбореактивным британского производства , который заменил DB 605B и винтовую установку. Он стал первым реактивным самолетом шведских ВВС. В свете обширных изменений перестроенные 21 были переименованы в J 21R . [ 11 ]
Было внесено множество изменений для установки двигателя Goblin, характеристики и требования которого значительно отличались от двигателя DB 605B. Горизонтальный стабилизатор пришлось поднять, чтобы очистить выхлоп реактивного двигателя, что потребовало изменения конструкции хвостовой части. Кроме того, для питания жаждущего турбореактивного двигателя запас топлива был значительно увеличен за счет дополнительных баков в центроплане и законцовках крыла. В ходе реконструкции была улучшена аэродинамика истребителя за счет изогнутого лобового стекла и измененной передней кромки крыла . Пневматические тормоза были добавлены в качестве дополнительного закрылка внешнего крыла на задней кромке . Катапультное кресло , представлявшее собой относительно новую инновацию, получило различные усовершенствования, которые позволили ему катапультироваться на более высоких скоростях.
Ударная версия A 21R теперь могла нести штурмовые ракеты диаметром 14,5 и 18 см (5,7 и 7,1 дюйма), установленные под центропланом крыла. Альтернативная внешняя «паддан» («жаба») артиллерийская установка могла быть установлена под центропланом крыла вместо ракет. В артиллерийскую установку входили восемь 8-мм (0,31 дюйма) пулеметов KSP M/22 с боезапасом 800 патронов в двух магазинах (по 400 на магазин), питающих каждый пистолет по 100 патронов. Система управления огнем позволяла произвести одновременный выстрел всеми установленными орудиями и всеми ракетами или артиллерийской установкой.
Планировалось выпустить 124 самолета, включая четыре прототипа. Когда крыло F 10 накопило опыт работы с этим типом, было решено, что все самолеты должны быть штурмовиками, и производственная партия была сокращена до 64 самолетов. Из них 34 истребителя получили обозначение J 21RA и были оснащены двигателем Goblin 2 массой 1360 кг (3000 фунтов), или RM1 в Швеции. Позже они были переименованы в A 21RA . Остальные 30 получили обозначение A 21RB . Они были оснащены шведским двигателем Goblin 3 или RM1A массой 1500 кг (3300 фунтов) .
Операционная история
[ редактировать ]Первый прототип Saab 21R совершил первый полет 10 марта 1947 года. [ 10 ] почти через 2 года после Второй мировой войны . Самолет впервые поступил на вооружение F 10 в августе 1950 года. Хотя этот тип задумывался как истребитель , Saab J 29 уже летал к октябрю 1948 года, поэтому заказ был сокращен до 60, и все 21R в конечном итоге были переоборудованы в штурмовики как A 21RA или A 21RB в зависимости от типа двигателя.
Варианты
[ редактировать ]- J 21RA - первая серийная серия, предназначенная для истребителей, с британскими двигателями de Havilland Goblin II , 34 экземпляра построены в 1950 году (включая четыре прототипа).
- A 21RA - J 21RA переименован в атакующие в 1951 году и модифицирован для перевозки боеприпасов внешнего нападения, снят с вооружения в 1953 году. [ 12 ]
- J 21RB - вторая серийная серия, предназначенная для истребителей с шведскими двигателями de Havilland Goblin III , 30 штук построено в период с 1950 по 1952 год.
- A 21RB - J 21RB, переименованный в атакующий в 1951 году и модифицированный для перевозки боеприпасов внешнего нападения, снят с вооружения в 1956 году.
Операторы
[ редактировать ]- Шведские ВВС
- F7 Сотенас , 1950–54: A21RA/B
- F10 Энгельхольм , 1949–51: J21RA
- F17 Каллинге , 1954–56: A21RA/B
Выживший самолет
[ редактировать ]
После вывода из эксплуатации ни одного оригинального экземпляра не сохранилось, однако в 1990-х годах группа добровольцев взяла уцелевший заброшенный планер Saab 21 и перестроила его в 21R для показа в Музее ВВС Швеции .
Технические характеристики (Сааб 21РА)
[ редактировать ]
Данные из «Описания самолета типа 21Р», буклет 1, [ 13 ] Описание самолета типа 21Р, буклет 6, глава Л. Вооружение (описание самолета типа 21Р, буклет 6, глава Л. Вооружение), [ 14 ] CAN J21/J21R [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 10,55 м (34 фута 7 дюймов), включая 20-мм пушку.
- Размах крыльев: 11,37 м (37 футов 4 дюйма)
- Высота: 2,9 м (9 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 22,1 м 2 (238 кв. футов)
- Профиль крыла : ламинарный профиль Saab. [ 16 ]
- Вес пустого: 3090 кг (6812 фунтов)
- Полная масса: 4340 кг (9568 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 5615 кг (12379 фунтов)
- Запас топлива: общий максимум 1690 л (450 галлонов США; 370 имп галлонов); 590 л (160 галлонов США; 130 имп галлонов) в фюзеляжном баке, 300 л (79 галлонов США; 66 имп галлонов) в крыльевых баках и 800 л (210 галлонов США; 180 имп галлонов) в дополнительных концевых баках
- Силовая установка: 1 двигатель de Havilland Goblin II (Svenska Flygmotor RM1) центробежный турбореактивный , тяга 13,24 кН (2980 фунтов силы) J 21RA / A 21RA.
Производительность
- Максимальная скорость: 800 км/ч (500 миль в час, 430 узлов)
- Крейсерская скорость: 610 км/ч (380 миль в час, 330 узлов)
- Минимальная скорость управления : 155 км/ч (96 миль в час, 84 узла)
- Дальность действия: 450 км (280 миль, 240 миль) только с внутренними баками.
- Перегоночная дальность: 900 км (560 миль, 490 миль) с подвесными баками.
- Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
- Скорость набора высоты: 17 м/с (3300 футов/мин)
- Разбег: 650 м (2133 фута)
Вооружение
- Оружие
- 1 × 20-мм автоматканон м / 45 ( 20-мм акан м / 45 ) - 20-мм (0,79 дюйма) пушка в носовой части со 140 патронами
- 4 × 13,2-мм автоматканон М/45А ( 13,2-мм Акан М/39А ) — 13,2-мм (0,52 дюйма) орудия, два в носовой части по 350 патронов на ствол и два в крыльях по 325 патронов на ствол (ранний на дооснащенных стволами калибра 12,7 мм под патрон 12,7х99 )
- Живот максимум 700 кг (1543 фунта); загрузки:
- 1 × артиллерийская установка – тилсаславетт «паддан» (надстройка «жаба») – с 8 × 8-мм кулспрута м/22 ( 8-мм ксп м/22 ) – 8-мм (0,31 дюйма) пулеметами со 100 патронами на ствол
- 1 ракетная установка для 10 «легких» ракет или 5 «тяжелых» ракет:
- 10 × 8 см Pansarraket m / 46C ( 8 cm prak m / 46C ) - 8 см (3,1 дюйма) AP Mk II RP-3 25 фунтов бронебойных ракет
- 10 × 14,5 cm pansarsprängraket m/49B ( 14,5 cm psrak m/49B ) - 14,5 см (5,7 дюйма) осколочно-фугасные противотанковые ракеты
- 10 × 15 см sprängraket m / 51 ( 15 cm srak m / 51 ), m / 51A , m / 51B 15 см (5,9 дюйма) - фугасные ракеты
- 5 × 18 cm halvpansarraket m/49B ( 18 cm hprak m/49B ) - 18-см (7,1 дюйма) полубронебойные ракеты
- Кончики крыльев
- 2 × вингспецстанка ( сбрасываемые баки ), которые можно было использовать как зажигательные бомбы и прошли испытания с напалмом.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список истребителей
- Список военных самолетов Швеции
- Список двухбалочных самолетов
- Список самолетов-толкачей по комплектации
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганстон 1995, с. 472.
- ^ Jump up to: а б Каттанео 1967, стр. 10-12.
- ^ «J 11 – Fiat CR 42 (1940–1945)» . Avrosys.nu . Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 года . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Видфельдт 1966, с. 3.
- ^ Видфельдт 1966, с. 4.
- ^ Видфельдт 1966, стр. 3-4.
- ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, с. 7.
- ^ Видфельдт 1966, стр. 7-8.
- ^ Видфельдт 1966, с. 8.
- ^ Jump up to: а б Биллинг 1983, с. 22.
- ^ Эрихс и др. 1988, с. 23.
- ^ Видфельдт 1966, с. 9.
- ^ Описание самолета типа 21R, буклет 1 (описание самолета типа 21R, буклет 1) (на шведском языке). Цель: ВВС Швеции. 1945 год.
- ^ Описание самолета типа 21R, буклет 6, глава L. Вооружение (описание самолета типа 21R, буклет 6, глава L. Вооружение) (на шведском языке). Цель: ВВС Швеции. 1945 год.
- ^ Saab J21/J21R (1-е изд.). Питерсфилд: Публикации Stratus / Mushroom Model. 2010. стр. 81–99. ISBN 9788361421085 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Ханс Г. Сааб Самолеты с 1937 года , 1-е изд. Лондон: Патнэм, 1989. ISBN 0-85177-831-3 .
- Биллинг, Питер. «Реактивный дебютант Saab». Air Enthusiast , № 23, декабрь 1983 г. - март 1984 г. ISSN 0143-5450 .
- Каттанео, Джанни. Fiat CR.42 (Самолет в профиле № 170) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1967. Нет ISBN.
- Эрихс, Рольф, Кай Хаммерих, Гудмунд Рапп и др. История Saab-Scania . Стокгольм: Штрайферт и компания, 1988. ISBN 91-7886-014-8 .
- Милло, Бернар (июль 1976 г.). «Шведский «двухвостый дьявол»: Saab J21 (1)» [Шведский двухвостый дьявол: Saab J21, Часть 1]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (80): 28–33. ISSN 0757-4169 .
- Милло, Бернар (август 1976 г.). «Шведский «двухвостый дьявол»: Saab J21 (2)» [Шведский двухвостый дьявол: Saab J21, Часть 2]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (81): 30–31. ISSN 0757-4169 .
- Шарп, Майкл. Штурмовые самолеты и истребители-перехватчики . Лондон: Издательство Фридман/Fairfax, 1999. ISBN 1-58663-301-5 .
- Видфельдт, Бо. Saab 21 A&R (Самолет в профиле № 138) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1966.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- J.21R в воздухе - летная статья 1948 года о полетах на SAAB J.21R.