FVM Ö1 Туммелиса
Учебно-тренировочный самолет 1 «Туммелиса» | |
---|---|
Реплика Карлсона | |
Роль | Учебный самолет |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | FVM (Flygkompaniets Tygwerkstäder в Мальмене) [ Примечания 1 ] |
Дизайнер | Гёста фон Порат и Генри Кьельсон |
Первый полет | июнь 1920 г. |
Введение | 1921 |
Ушедший на пенсию | 1935 |
Основной пользователь | Шведские ВВС |
Количество построенных | 28 плюс реплика |
FVM Ö 1 Туммелиса [ Примечания 1 ] ( -шведски по «Дюймовочка ») — одноместный одномоторный шведский биплан 1920-х годов. он эксплуатировался в ВВС Швеции в качестве передового учебно-тренировочного самолета До середины 1930-х годов .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
В 1919 году Гёста фон Порат заканчивал курсы повышения квалификации по воздухоплаванию во Франции , частью которого было исследование конструкции одномоторного биплана мощностью 80 л.с. (60 кВт). Он вернулся в свою родную Швецию, чтобы возглавить авиационное управление Телеграфного корпуса шведской армии, базирующееся недалеко от Линчёпинга, мастерской которого была FVM, и передал довольно неполный набор диаграмм и расчетов Генри Кьельсону, тамошнему инженеру. Le-Rhone-Thulin мощностью 90 л.с. (67 кВт) Фон Порат также предоставил Кьельсону несколько роторных двигателей , купленных после банкротства концерна Thulin. [ 1 ]
Результатом стало E.1 , название завода. Прозвище Туммелиса, в честь партнерши Тома Тамба, широко использовалось, хотя часто сокращалось до Лизы. После формирования ВВС Швеции в 1926 году самолет стал официально называться Ö 1. Это цельнодеревянный одноотсекальный биплан с крыльями равного размаха без смещения . Крылья имеют простые параллельные с обтекателем межплоскостные стойки , которым помогают тросы , и полноразмахные элероны только на нижнем крыле. имеется небольшой вырез на задней кромке Над кабиной для улучшения обзора вверх. Фюзеляж имеет квадратное сечение с приподнятым настилом за кабиной. Роторный двигатель Thulin A имеет обычный для этого типа двигателей неполный капот, предназначенный для ограничения разбрызгивания масла. Tummelisa имеет основные колеса на фиксированной одноосной ходовой части , прикрепленной через обтекаемые V-образные стойки к нижним лонжеронам фюзеляжа , чему способствуют хвостовой полозок и тросовые петли под крылом. Широкие хордовые поверхности хвостового оперения имеют изогнутые передние кромки , хвостовое оперение установлен в верхней части фюзеляжа.
«Туммелиса» впервые поднялся в воздух в июне 1920 года под управлением фон Пората. Проблем было немного. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]28 Tummelisas были построены как продвинутые учебно-тренировочные самолеты. Когда были освоены гироскопические эффекты роторного двигателя, это был «восхитительный в полете самолет». [ 1 ] Они оставались на вооружении ВВС Швеции до 1935 года. [ 2 ] Ни один оригинальный Tummelisa не летает регулярно, хотя один из них, обычно являющийся музейным экспонатом, участвовал в юбилейных выставках в 1951 и 1962 годах. [ 1 ]
Тщательно сконструированная копия, построенная Микаэлем Карлсоном в 1980-х годах и оснащенная оригинальным двигателем Thulin, демонстрировалась по всей Европе , Северной Америке и Австралазии . [ 2 ]
7 сентября 2019 года на авиашоу Airpower в Зельтвеге , Австрия, самолет Tummelisa, окрашенный в шведскую окраску, перевернулся на поздней стадии приземления на траву. Самолет получил повреждения, но пилот выбрался невредимым. [ 3 ]
Операторы
[ редактировать ]- Шведские ВВС
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Tummelisa Fv-656 , 3656 экспонируется в Flygvapenmuseum в Мальмене (Музей ВВС Швеции, Линчёпинг ). [ 4 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные из Музея ВВС Швеции. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 5,5 м (18 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 7,8 м (25 футов 7 дюймов)
- Силовая установка: 1 × Thulin A 9-цилиндровый роторный, мощностью 67 кВт (90 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные
Производительность
- Максимальная скорость: 145 км/ч (90 миль в час, 78 узлов)
- Практический потолок: 5000 м (16000 футов)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б FVM (Flygkompaniets tygverkstäder Malmslätt) была переименована в CFM (Centrala Flygverkstaden i Malmslätt) в 1926 году, когда были созданы ВВС, а в 1936 году стала CVM (Centrala Verkstaden i Malmslätt). Обе эти более поздние аббревиатуры иногда заменяют FVM в названии Туммелисы.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и Карлесон, Аксель; Торнгрен, С. (1984). Каталог выставки . п. 30.
- ^ Перейти обратно: а б «Карлсон Туммелиса» . Проверено 3 июля 2012 г.
- ↑ Airpower: Летная катастрофа закончилась легко orf.at, 7 сентября 2019 г., получено 7 сентября 2019 г. (на немецком языке)
- ^ Огден, Боб (2009). Авиационные музеи и коллекции материковой Европы . Эйр Британия (Историки) Лтд. 548. ИСБН 978-0-85130-418-2 .