Дорнье До 24
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Делай 24 | |
---|---|
![]() | |
Голландская летающая лодка Do 24. | |
Роль | Бомбардировщик , разведчик и спасательная летающая лодка воздуха-моря |
Национальное происхождение | Нацистская Германия |
Производитель | Авиационный завод Дорнье |
Построено | Авиакомпания СНКАН |
Первый полет | 3 июля 1937 г. |
Введение | ноябрь 1937 г. |
Ушедший на пенсию | 1967 (ВВС Испании) |
Основные пользователи | ВВС Служба морской авиации Нидерландов |
Произведено | 1937–1945 |
Количество построенных | 279 |
Dornier Do 24 — немецкая трехмоторная летающая лодка 1930-х годов, разработанная компанией Dornier Flugzeugwerke для морского патрулирования , поиска и спасения . Всего с 1937 по 1945 год на нескольких заводах было построено 279 машин.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Dornier Do 24 был разработан для удовлетворения требований Королевского военно-морского флота Нидерландов по замене Dornier Wals , используемого его военно-морской авиацией в Голландской Ост-Индии , при этом правительство Нидерландов подписало контракт на шесть Dornier Do 24 3 августа 1936 года. Еще два прототипа были построены для ВМС Германии для сравнения с Blohm & Voss BV 138 . [1]
Do 24 представлял собой цельнометаллический зонт моноплан- с широкополосным корпусом и стабилизирующими спонсонами . Двойное хвостовое оперение было установлено на стреловидной задней части корпуса, а тяговой конфигурации, в движение самолет приводили три двигателя установленных на крыле. Топливо размещалось в баках в спонсонах и центроплане крыла. [2] [3] Под крыльями самолета можно было нести до 1200 кг (2600 фунтов) бомб, а оборонительное вооружение состояло из трех орудийных турелей, по одной в носовой, спинной и хвостовой позициях. На ранних самолетах каждая башня была оснащена пулеметом, но более поздние самолеты имели 20-мм пушку в спинной башне. [2] [4] Do 24 был одним из немногих немецких самолетов Люфтваффе , имевших хвостовую турель.

Do 24 V3, первая из голландских лодок X, как их будут называть на службе в Нидерландах, взлетела с Боденского озера 3 июля 1937 года, а вскоре за ней последовала вторая голландская лодка, Do 24 V4. [2] Поскольку голландцы требовали, чтобы их летающие лодки использовали те же двигатели, что и бомбардировщики Martin 139 , используемые в Голландской Ост-Индии, они были оснащены Wright R-1820-F52 Cyclone мощностью радиальными двигателями 661 кВт (887 л.с.) . Результаты испытаний были хорошими: новая летающая лодка доказала свою способность работать в чрезвычайно бурном открытом море, и 22 июля 1937 года голландцы разместили заказ еще на 12 Do 24. [2] Do 24 V1, первый из двух самолетов для Германии, оснащенный тремя Junkers Jumo 205 C дизельными двигателями мощностью 450 кВт (600 л.с.) , поднялся в воздух 10 января 1938 года, но после оценки две немецкие лодки были возвращены в Дорнье на хранение. [5]
Нидерланды были полны энтузиазма и планировали закупить целых 90 самолетов. Из них 30 должны были быть построены компанией Dornier (все прототипы, кроме первых двух, были собраны швейцарским филиалом Dornier, базирующимся в Альтенрайне ). Остальные самолеты должны были быть построены по лицензии в Нидерландах компанией Aviolanda в Папендрехте . Из этих самолетов все самолеты, построенные в Германии и Швейцарии, кроме одного, и первые семь самолетов, построенных компанией Aviolanda, должны были быть Do 24K-1 с оригинальными двигателями R-1820-F52, а остальные самолеты должны были быть Do 24K. -2с, с более мощными двигателями Р-1820-Г102 мощностью 820 кВт (1100 л.с.) и дополнительным топливом. [5]
Из-за немецкой оккупации производство было приостановлено, однако, хотя морское разведывательное подразделение Люфтваффе Küstenfliegergruppen не интересовалось частично завершенным самолетом, поскольку они уже выбрали для этой роли Blohm und Voss Bv 138 , голландская производственная линия возобновилась, чтобы поставлять самолеты для в остальном плохо оснащенная Seenotdienst (Морская аварийно-спасательная служба), которая все еще эксплуатировала Heinkel He 59 . бипланы [6] 13 планеров на сборочной линии Авиоланда были оснащены купленными в Голландии двигателями Wright Cyclone, но в более поздних моделях использовался BMW Bramo 323 R-2. Еще 159 Do 24 были построены в Нидерландах во время оккупации, большинство из них под обозначением Do 24T-1.
Еще одна производственная линия для Do 24 была установлена на заводе CAMS в Сартрувиле , Франция , во время немецкой оккупации. Эта линия эксплуатировалась SNCAN и произвела 48 Do 24 во время войны и еще 40 после освобождения Франции , которые служили во французском флоте до 1952 года.
Операционная история
[ редактировать ]
Австралия
[ редактировать ]Из шести самолетов Do-24К, полученных Австралией, пять служили в составе 41-й эскадрильи RAAF , выполняя транспортные, разведывательные и спасательные миссии в Австралии и Новой Гвинее. Из-за отсутствия технического обслуживания и запасных частей самолеты часто выходили из строя в ожидании ремонта. Один самолет погиб в результате пожара в марте 1944 года, а остальные к июню 1944 года были помещены на долгосрочное хранение. [7]
Германия
[ редактировать ]Два прототипа использовались во время вторжения в Норвегию для переброски войск в Нарвик.
Самолеты, захваченные и произведенные в Нидерландах, были приняты на вооружение Seenotstaffeln и развернуты в Арктике, Балтийском, Северном морях, Бискайском заливе , Средиземном и Черном морях. Они также использовались в качестве транспортных средств, в частности для поддержания связи с войсками, оставшимися на Эгейских островах и Крите, а также для поддержки Кубанского плацдарма в начале 1943 года.
Нидерланды
[ редактировать ]К моменту немецкой оккупации Нидерландов в июне 1940 года тридцать семь самолетов Do 24 голландской и немецкой постройки были отправлены в Ост-Индию. До начала войны эти самолеты имели трехцветный знак . Позже, чтобы избежать путаницы с британскими или французскими медалями, голландские самолеты использовали оранжевый треугольный знак с черной окантовкой.
Голландскому Dornier Do 24 приписывают потопление японского эсминца Shinonome 17 декабря 1941 года, когда корабль сопровождал флот вторжения в Мири на Британском Борнео . [8] После японского вторжения в Нидерландскую Ост-Индию шесть уцелевших Do 24 были переданы Королевским ВВС Австралии в феврале 1942 года. Большую часть 1944 года они служили в RAAF в качестве транспортных средств в Новой Гвинее .
Испания
[ редактировать ]В 1944 году 12 самолетов Do 24 голландской постройки были доставлены в Испанию с условием, что они будут помогать сбитым летчикам обеих сторон. После войны несколько Do 24 французского производства также попали в Испанию. Испанские Do 24 находились в эксплуатации как минимум до 1967 года, а возможно, и позже. В 1971 году один из последних летающих испанских Do 24 был возвращен на завод Дорнье на Боденском озере для постоянной экспозиции.
Швеция
[ редактировать ]31 октября 1944 года немецкий Do 24 (CM+RY из Seenotgruppe 81) совершил вынужденную посадку в нейтральной Швеции, был конфискован, в конечном итоге куплен и оставался на вооружении Швеции до 1952 года.
Варианты
[ редактировать ]
- До 24 В1
- Люфтваффе испытывает самолет с тремя Junkers Jumo 205 C мощностью 450 кВт (600 л.с.). рядными дизельными двигателями жидкостного охлаждения [9]
- До 24 V2
- Люфтваффе испытывает самолет, аналогичный V1
- До 24 V3
- Голландский испытательный самолет с тремя Wright R-1820-F52 Cyclone мощностью радиальными двигателями воздушного охлаждения 660 кВт (880 л.с.). Позже стал первым Do 24K-1 и первым полетевшим Do 24. Присвоен серийный номер Х-1 . [10]
- До 24 V4
- Второй К-1 для голландских испытаний, присвоен серийный номер Х-2 . [10]
- До 24К-1
- Самолеты швейцарского производства, произведенные по лицензии Dornier & Dutch, построено 36 штук. Им была предоставлена немецкая регистрация актов гражданского состояния D-AYWI для паромных рейсов в Голландию с производственного предприятия Дорнье в Швейцарии. [11]
- До 24К-2
- Голландское лицензионное производство с тремя двигателями Wright R-1820-G102 Cyclone мощностью 750 кВт (1000 л.с.). 1 экземпляр построен Дорнье, а 13 некомплектных планеров были захвачены немцами и модифицированы для спасения в воздухе и на море с дополнительными люками и подъемником как 24Н-1. [6]
- К 24Н-1
- 13 незавершенных голландских самолетов Do 24K-2, строящихся в Голландии для Люфтваффе для спасательных операций в воздухе и на море, оснащены тремя двигателями Wright R-1820-G102 мощностью 750 кВт (1000 л.с.). Когда запасы запчастей для R-1820 закончились, уцелевшие самолеты были заменены радиальными двигателями BMW 132N мощностью 645 кВт (865 л.с.). [12]
- До 24Т-1
- Французское производство, построено 48 штук.
- До 24Т-1
- Голландское производство для Люфтваффе с тремя радиальными двигателями BMW Bramo 323 R-2 Fafnir мощностью 750 кВт (1000 л.с.), построено 159 штук (включая Т-2 и Т-3).
- До 24Т-2
- как До 24Т-1 с небольшими изменениями в оборудовании и вооружении.
- До 24Т-3
- как До 24Т-1 с небольшими изменениями в оборудовании и вооружении.
- Чт, 24 атт.
- Послевоенное восстановление/переоборудование амфибии с тремя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-45, один переоборудованный.
- Делай 318
- Один Do 24T, модифицированный в 1944 году с системой управления пограничным слоем.
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Австралии (шесть самолетов бывшей MLD ; один летал на разведывательную службу вооруженных сил Нидерландов, а остальные пять служили в 41-й морской транспортной эскадрилье в Квинсленде). [13] )
- Французский флот (послевоенный)
- Королевские ВВС Норвегии (послевоенный)
- Полярная авиация [15]
Выживший самолет
[ редактировать ]

- Австралия
- Неизвестно - передняя часть фюзеляжа Do 24K-1 на статической экспозиции в Музее летающих лодок на озере Бога, Виктория . [16] Ранее он использовался как частное судно в Эчуке, Виктория . [17]
- Франция
- 1101 - Передняя часть фюзеляжа Do 24T-3 на статической экспозиции в Музее гидравации в Бискароссе, Новая Аквитания . [18]
- Германия
- 5291/5345 - четверг 24Т-3 на статической экспозиции в Flugwerft Schleißheim филиале Немецкого музея в Обершлайсхайме, Бавария . [19] Ранее он экспонировался на фабрике Dornier-Fairchild в Оберпфаффенхофене . [20] Этот самолет имеет фюзеляж самолета WNr, построенного компанией Aviolanda. 5291, соединенный с оригинальным крылом Do 24, который стал Do 24ATT: [21]
- Неизвестно - фюзеляж Do 24T выставлен в Техническом музее Шпейера в Шпейере, Рейнланд-Пфальц . [22]
- 5345 [23] - Do 24 ATT, значительно модифицированный бывший испанский Do 24 T-3, оснащенный крылом Advanced Technology типа Dornier 228 , [24] модернизирован тремя турбовинтовыми двигателями ПТ6А-45Б , [25] и оснащен убирающимся шасси, превращающим его из чистой летающей лодки в амфибию. [26] В феврале 2004 года он начал кругосветный полет от имени ЮНИСЕФ с целью сбора денег для детей на Филиппинах . [27] пилотируется Ирен Дорнье, Клавдия Дорнье . внуком [28]
- Нидерланды
- 3387 — Do 24T-3 на статической экспозиции в Национальном военном музее в Состерберге, Утрехт . Окрашен в ливрею Службы морской авиации . [29] [30]
- Испания
- 21:34 — Солнце 24Т-3 на статической экспозиции в Музее дель Айре в Куатро-Вьентос, Мадрид . [31] [32]
Технические характеристики (До 24Т-1)
[ редактировать ]
Данные с самолетов Третьего рейха, том первый, [33] Немецкие самолеты Второй мировой войны, [34] Cosmopolitan Dornier...Последняя из лодок Sponson. [35]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 или 6 человек [36]
- Длина: 22,05 м (72 фута 4 дюйма)
- Размах крыльев: 27 м (88 футов 7 дюймов)
- Высота: 5,75 м (18 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 108 м 2 (1160 кв. футов)
- Вес пустого: 9400 кг (20723 фунта)
- Полная масса: 13 700 кг (30 203 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 18 400 кг (40 565 фунтов)
- Запас топлива: 5300 л (1400 галлонов США; 1200 имп галлонов) в двух крыльевых баках по 1000 л (260 галлонов США; 220 имп галлонов) и двенадцати небольших баках в спонсонах.
- Силовая установка: 3 Bramo 323R-2 Fafnir мощностью 704 кВт (944 л.с.) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
- Гребные винты: 3-лопастные металлические гребные винты изменяемого шага ВДМ.
Производительность
- Максимальная скорость: 330 км/ч (210 миль в час, 180 узлов) на высоте 2600 м (8500 футов).
- 290 км / ч (180 миль в час; 160 узлов) на уровне моря
- Крейсерская скорость: 295 км/ч (183 миль в час, 159 узлов) на высоте 2600 м (8500 футов) (максимально продолжительная)
- Дальность: 2900 км (1800 миль, 1600 миль)
- Перегоночная дальность: 4700 км (2900 миль, 2500 морских миль)
- Практический потолок: 7500 м (24600 футов)
- Время набора высоты: 2000 м (6600 футов) за 6 минут.
- 4000 м (13 000 футов) за 13 минут 12 секунд
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм (0,787 дюйма) Hispano HS.404 или MG151 автопушка в спинной башне
- 1 × 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемет MG 15 в носовой башне
- 1 × 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемет MG 15 в хвостовом положении
- Бомбы: 1200 кг (2600 фунтов), под крыльями.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список межвоенных военных самолетов
- Список военных самолетов Германии
- Список летающих лодок и гидросамолетов
- Список военных самолетов Германии времен Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Суонборо Грин и энтузиаст авиации , апрель – июль 1983 г., стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б с д Суонборо Грин и энтузиаст авиации , апрель – июль 1983 г., стр. 10–11.
- ^ Смит и Кей 1972, с. 121.
- ↑ King Flight , 9 ноября 1939 г., стр.
- ^ Jump up to: а б Суонборо Грин и энтузиаст авиации , апрель – июль 1983 г., с. 11.
- ^ Jump up to: а б де Йонг, 2015, стр. 13
- ^ Самолеты Королевских ВВС Австралии, 2021. с. 214
- ^ Виссер, Ян (1999–2000). «Кто потопил эсминец IJN Shinonome в декабре 1941 года?» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ де Йонг, 2015, стр. 10 и 11.
- ^ Jump up to: а б де Йонг, 2015, стр.11
- ^ Пентленд, Эндрю (13 июня 2014 г.). «Реестр гражданских самолетов – Германия» . Золотые годы авиации . Архивировано из оригинала 2 мая 2015 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ де Йонг, 2015, стр.15
- ^ МакГиннесс, Пол; Крик, Даррен; Коуэн, Брендан (6 июня 2015 г.). «РАФ А49 Дорнье До24К» . ADF-сериалы . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г.
- ^ Брошот, Джеймс А. «Боевой порядок голландских ВВС в Голландской Ост-Индии, 30 ноября 1941 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ де Йонг 2015, стр. 84–85.
- ^ «РАФ А49 Дорнье До24К» . ADF-СЕРИАЛЫ . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ де Цварт, Андре. «Четверг-24К-1 в Эчуке, Австралия» . Дорнье До-24 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Блэк, Эндрю. «До-24Т-3 в Бад-Цвишенане» . Дорнье До-24 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Дорнье До 24 Т-3» . Немецкий музей Flugwerft Шляйсхайм . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ де Цварт, Андре. «До-24Т-3 на заводе Dornier-Fairchild в Оберпфаффенхофене, Германия» . Дорнье До-24 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Новости AirVenture: Dornier Do 24 в музейной мастерской авиастроительной верфи Шляйсхайм» . Новости ЭйрВенчер . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ де Цварт, Андре. «До-24Т в Шпейере, Германия» . Дорнье До-24 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Дорнье До 24 — Ода наследию» . Зюддойче Цайтунг . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ↑ Air Britain Aviation World, стр. 127, 129, сентябрь 2014 г.
- ^ Дорк, Кристиан. «Амфибия До 24АТТ» . Мировой тур амфибии Do 24ATT . do-24.com . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ де Цварт, Андре. «Чт-24АТТ» . Дорнье До-24 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Дорк, Кристиан. «Миссия: МЕЧТА» . Мировой тур амфибии Do 24ATT . do-24.com . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Дорк, Кристиан. «ИРЕН ДОРНЬЕ – Председатель-учредитель» . Мировой тур амфибии Do 24ATT . do-24.com . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Дорнье До-24К .1 «Х-24» » . НММ (на голландском языке). Национальный музей военной техники. Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ де Цварт, Андре. «Do-24T-3 в Состерберге, Нидерланды» . Дорнье До-24 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Ангар 6 Музея аэронавтики и астронавтики» (на испанском языке). Эхерсито дель Айре. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 .
- ^ Блэк, Эндрю. «Do-24T-3 в Museo del Aire в Мадриде, Испания» . Дорнье До-24 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего Рейха Том первый . Лондон: Креси. стр. 242–251. ISBN 9781900732062 .
- ^ Смит, младший; Кей, Энтони Л. (1972). Немецкая авиация Второй мировой войны . Лондон: Патнэм. стр. 121–123. ISBN 978-0-85177-836-5 .
- ^ Суонборо Грин и энтузиаст авиации , апрель – июль 1983 г., стр. 15.
- ^ Дональд 1994, с. 36.
Библиография
[ редактировать ]- «Возвращение на базу». Любитель воздуха . Том. 2, нет. 1. Январь 1972 года.
- де Йонг, Питер (2015). Dornier Do 24 Units (боевой самолет Osprey № 110) . Оксфорд: Osprey Aerospace. ISBN 978-1472805706 .
- Дональд, Дэвид (1994). Боевые самолеты Люфтваффе . Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 978-1874023562 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (апрель – июль 1983 г.). «Космополитен Дорнье... Последняя из спонсонских лодок». Любитель воздуха . Нет. Двадцать один. стр. 9–20. ISSN 0143-5450 .
- Кинг, HF (9 ноября 1939 г.). «Летающие лодки Дорнье» . Полет . Том. XXXVI, нет. 1611. стр. a – d (между стр. 372 и стр. 373).
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсет, Великобритания: Blandford Press. ISBN 0-7137-0860-3 .
- Смит, младший; Кей, Энтони Л. (1972). Немецкая авиация Второй мировой войны . Лондон: Патнэм. ISBN 978-0851778365 .
- Салливан, Лес (1984). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 25. с. 79. ISSN 0143-5450 .
- Родился Карл (1996). Спасение между фронтами (на немецком языке). Середина. ISBN 3-8132-0489-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мировое турне 24ATT - проект Ирен Дорнье
- Де Цварт, Андре. «Дорнье До24» .