Блом и Восс Б.В. 222
БВ 222 Викинг | |
---|---|
![]() | |
BV 222 Wiking в полете | |
Роль | Пассажирский, грузовой или санитарный самолет Летающая лодка |
Производитель | Блом и Восс |
Первый полет | 7 сентября 1940 г. |
Введение | 1941 |
Основной пользователь | ВВС |
Количество построенных | 13 |
Blohm & Voss BV 222 Wiking (произносится как «Veeking») — большая шестимоторная немецкая летающая лодка , спроектированная и построенная немецкой авиастроительной компанией Blohm & Voss . Это была самая большая летающая лодка, достигшая боевого статуса во время Второй мировой войны . [ 1 ] [ 2 ]
Первоначально BV 222 был разработан в конце 1930-х годов как коммерческое предприятие для обслуживания трансатлантических и других дальних маршрутов немецкого авиаперевозчика Luft Hansa . Он имел относительно непрерывный интерьер, без переборок и выдвижных поплавков ; Использование дизельных двигателей облегчило дозаправку в море. К моменту своего первого полета 7 сентября 1940 года нацистская Германия уже почти год вступила во Вторую мировую войну, и работа государственных служб дальней связи была нереальной, поэтому развитие было переориентировано на военные роли. 10 июля 1941 года V1 выполнил свою первую миссию по транспортировке грузов вместе с Люфтваффе ; После этого продолжилось дальнейшее логистическое использование. Позже в том же году были поставлены первые вооруженные BV 222. Серийный самолет, получивший обозначение BV 222C, появился только в 1943 году.
BV 222 эксплуатировался Люфтваффе , как правило, в логистических целях на многочисленных театрах военных действий, включая Норвегию , Францию , Северную Африку и даже Арктику . В какой-то момент нацистские чиновники рассматривали возможность создания дальнего воздушного маршрута между Германией и Японией с использованием модифицированных самолетов BV 222, летающих из Киркенеса на севере Норвегии в Токио через остров Сахалин на расстояние 6400 км (4000 миль). После вторжения союзников в Нормандию в июне 1944 года все оставшиеся BV 222 были переданы в состав KG 200 . Сообщается, что в конце конфликта несколько BV 222 были захвачены и впоследствии эксплуатировались как Соединенными Штатами, так и Великобританией; они якобы изучались и повлияли на конструкцию будущих летающих лодок. Ни одного BV 222 не сохранилось.
Разработка
[ редактировать ]В межвоенный период немецкий авиаперевозчик Deutsche Luft Hansa создал прибыльную сеть дальних авиапочтовых маршрутов, самые длинные из которых включали трансатлантические . В середине 1930-х годов авиакомпания продолжала проявлять большой интерес к дальнейшему развитию своих дальних маршрутов; соответственно, Luft Hansa сформулировала требование к новой большой летающей лодке для обслуживания ее трансатлантических маршрутов. [ 2 ] Особенности этого требования включали достаточное пространство для размещения минимум 24 пассажиров. В ответ немецкий производитель самолетов Hamburger Flugzeugbau решил спроектировать новую летающую лодку большего размера, первоначально получившую обозначение Ha 222; Коллектив дизайнеров компании возглавил доктор Рихард Фогт . [ 2 ]
В сентябре 1939 года компания, сменившая название на название своей материнской компании Blohm & Voss , получила первоначальный заказ от Luft Hansa на три самолета под новым обозначением BV 222. [ 3 ] Компания Blohm & Voss была настолько уверена в получении такого заказа, что уже решила начать производство первого самолета в январе 1938 года, а позже в том же году начать работу над еще двумя самолетами. [ 2 ]
7 сентября 1940 года первый самолет, получивший обозначение V1, совершил свой первый полет с гражданской регистрацией D-ANTE. [ 4 ] К этому моменту Вторая мировая война шла уже почти целый год, и Luft Hansa не видела перспектив эксплуатации трансатлантического маршрута во время открытых боевых действий, поэтому авиакомпания не имела непосредственной роли для BV 222. Соответственно, программа летных испытаний была скорректирована с целью изучения потенциала этого типа для военного применения; Были незамедлительно внесены различные незначительные модификации, такие как добавление грузовых дверей большего размера. [ 4 ]
Первоначальные испытания показали, что BV 222 имеет относительно жесткое управление полетом и что его гидродинамические качества можно улучшить; Первая проблема во многом объяснялась разногласиями и поэтому была легко решена. [ 5 ] Те же испытания также показали, что самолет способен перевозить до 92 пассажиров или 72 пациентов на носилках на короткое расстояние с максимальной скоростью 385 км/ч (239 миль в час). [ 6 ] Летные характеристики были признаны удовлетворительными, хотя требовались некоторые доработки. Дальнейшие испытания самолета продолжались до декабря 1940 года, после чего V1 был передан Люфтваффе . Он получил военную схему окраски и Stammkennzeichen индивидуальный алфавитный регистрационный код военного самолета CC+EQ , который позже был изменен на буквенно-цифровое X4 обозначение «кода крыла» Geschwaderkennung +AH , когда он находился на вооружении Lufttransportgruppe (см.) 222. [ 4 ]
Ранние самолеты имели номера от V1 до V8. Серийные образцы получили обозначения от C-09 до C-13. [ 7 ] На заводе компании в Штайнвердере под Гамбургом одновременно можно было собирать до двух BV 222; На изготовление каждого полного планера уходило в среднем 350 000 человеко-часов. В разгар производства персонал работал день и ночь, что позволило построить корпус всего за шесть недель. [ 8 ]
Дизайн
[ редактировать ]Blohm & Voss BV 222 представляла собой крупную шестимоторную летающую лодку. Внутренний объем корпуса был особенно просторным за счет отсутствия перегородок над уровнем пола; Вместо этого в зоне между килем и полом рубки были узкие переборки. [ 2 ] Не было никаких тяжелых элементов конструкции, необходимых для передачи напряжений между основанием корпуса и крыльями. Доступ в трюм осуществлялся через люки . [ 9 ] Глиссирующее днище корпуса имело несбалансированную и поперечную главную ступеньку. [ 2 ] Еще пять ступеней меньшего размера присутствовали на глиссирующем дне, а задняя часть киля оканчивалась глубокой ножевой кромкой. [ 10 ] Чтобы предотвратить проблемы с коррозией, возникшие при использовании первого прототипа, на большинство BV 222 была нанесена специально разработанная краска; в отличие от большинства летающих лодок, качественная обработка поверхности считалась ненужной. [ 8 ]
Типичный среди летающих лодок того времени, BV 222 имел балансировочные поплавки ; необычно, что они состояли из пары соответствующих втягивающихся поплавков с каждой стороны, которые в полностью выдвинутом состоянии выходили из-под внешних панелей крыла в виде «раскладушки» и убирались в выемки внутри нижней части крыла. [ 11 ] [ 4 ] Первоначально по бокам поплавков не было канавок, чтобы улучшить их гидродинамические свойства. [ 10 ] Конструкция крыла включала сварной стальной трубчатый лонжерон; двигатели также поддерживались этим же лонжероном. Этот лонжерон имел постоянное сечение до крайнего двигателя, после чего сужался к законцовкам крыла. [ 12 ] Топливо и масло размещались в отдельных отсеках внутри лонжерона крыла . В ответ на отзывы официальных оценок внешняя конструкция крыла была несколько усилена по сравнению с исходной конструкцией. [ 13 ]
Большинство поверхностей управления полетом, за исключением сегментов рулей высоты с электроприводом, приводились в действие пилотом вручную. [ 8 ] На серийных самолетах вместо толкателей для приведения в действие рулей использовалась система торсионных труб, шестерен и квадрантов. Элероны были разделены на две секции, внутренняя из которых была снабжена сервоприводами. [ 8 ] В нормальных условиях эксплуатации внутренняя и внешняя секции элеронов будут двигаться и работать вместе, однако внутренние секции будут подхватываться за счет остановок на внешних секциях в ситуациях, когда они становятся неэффективными, например, во время полета на малой скорости или руления по ветру. Руль высоты был разделен на три секции, внешняя использовалась только для триммирования , внутренняя секция управлялась непосредственно пилотом, а центральная секция управлялась автопилотом ; последняя функция считалась особенно полезной для снижения утомляемости оператора во время полетов на большие расстояния, но была отключена на этапах приземления и взлета полета. [ 14 ] Вместо обычных трех триммерных колес для самолета была спроектирована вкладка-коробка; он получил высокую оценку пилотов. [ 15 ]
Первоначально BV 222 оснащался шестью Bramo 323 Fafnir радиальными двигателями . [ 12 ] Вместо этого построенные позже самолеты оснащались шестью Jumo 207C рядными двухтактными оппозитными дизельными двигателями мощностью 746 кВт (1000 л.с.) . Использование дизельного топлива позволяло осуществлять дозаправку в море специальными подводными лодками-дозаправщиками . Единственный самолет C-13 был единственным экземпляром, оснащенным двигателями Jumo 205C, а затем Jumo 205D.
Операционная история
[ редактировать ]
10 июля 1941 года V1 выполнил свою первую миссию по транспортировке грузов для Люфтваффе . [ 4 ] До 19 августа 1941 года V1 выполнил семь рейсов между Гамбургом (Германия) и Киркенесом ( Норвегия ), перевезя в общей сложности 65 000 кг (143 000 фунтов) припасов и 221 раненого, преодолев в общей сложности расстояние 30 000 км (19 000 миль). . После прохождения капитального ремонта в Гамбурге V1 был отправлен в Афины (Греция), откуда доставлял припасы для Африканского корпуса , совершив 17 полетов в период с 16 октября по 6 ноября 1941 года. В это время V1 был безоружен и, таким образом, получил эскорт. парой Мессершмитт Bf 110 тяжелых истребителей . [ 4 ]
После этих полетов V1 вернулся в Гамбург для установки защитного вооружения, включающего 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемет MG 81 в корпусе, два башенных 13-мм (0,51 дюйма) пулемета MG 131 и четыре 7,92-мм пулемета. мм (0,312 дюйма) MG 81 в поясных креплениях. В то же время регистрация была изменена на X4+AH, и V1 легла в основу новой авиатранспортной эскадрильи Lufttransportstaffel 222 (LTS 222). [ 4 ] В период с 1942 по 1943 год самолет летал на Средиземном море, пока не затонул после столкновения с затонувшим кораблем при посадке в гавани Пирей в середине февраля 1943 года.
7 августа 1941 года V2 (CC+ER) совершил свой первый полет; после периода обширных испытаний 10 августа 1942 года он был присвоен LTS 222 как X4+AB. [ 4 ] Поскольку самолет предназначался для дальних полетов над водой, в дополнение к вооружению, установленному на V1, он получил две обращенные назад турели с двумя 13-мм (0,51 дюйма) пулеметами MG 131, доступ к которым осуществлялся через трубчатое крыло. лонжерон . Эти крыльевые башни отсутствовали на большинстве BV 222 после того, как было установлено, что они отрицательно влияют на общие аэродинамические характеристики. [ 9 ]
После вторжения Германии в Советский Союз в июне 1941 года были разработаны планы соединить Германию и Японию по воздуху с использованием самолетов Люфтваффе , модифицированных для полетов на очень дальние расстояния, поскольку коммерческие полеты на Дальний Восток компании Deutsche Luft Hansa больше не были возможны, и это было невозможно. становится очень опасным для кораблей или подводных лодок, совершающих плавание по морю. Фельдмаршал Эрхард Мильх санкционировал исследование возможности таких прямых рейсов, и были рассмотрены различные маршруты, включая вылет из оккупированной немцами России и Болгарии , а также морской маршрут с использованием BV 222, летевшего из Киркенеса на севере Норвегии в Токио через остров Сахалин. , расстояние 6400 км (4000 миль). BV 222 был одним из трех самолетов, серьезно рассматривавшихся для участия в программе, наряду с Focke-Wulf Fw 200 и Heinkel He 177 . He 177 был исключен из-за того, что он считался ненадежным , и в 1943 году Junkers Ju 290 . для полетов был выбран [ 16 ]
28 ноября 1941 года V3 (первоначально DM+SD) совершил первый полет, 9 декабря 1941 года его перевели в LTS 222. [ 4 ] После затопления V1 V3 вернулся в Гамбург, где был вооружен. Он был уничтожен вместе с V5 20 июня 1943 года в Бискароссе авиацией RAF de Havilland Mosquitos из 264-й эскадрильи . [ 17 ]
V4, имевший хвостовое оперение измененной высоты, также использовался на LTS 222 для полетов в Африку. V6 был сбит 21 августа 1942 года на маршруте Таранто (Италия) — Триполи (Ливия) истребителем Bristol Beaufighter ; V8 был сбит на том же маршруте 10 декабря 1942 года. [ 10 ]
К концу 1942 года немецкие официальные лица стали все больше интересоваться использованием BV 222 в качестве морского патрульного самолета дальнего действия, а не в качестве транспортного средства. [ 18 ] Соответственно, в ходе будущих переоборудований обычно добавлялись FuG 200 Hohentwiel поисковый радар , системы тылового оповещения и менялись вооружения. В некоторой степени с этими изменениями был связан V7 (TB+QL), совершивший свой первый полет 1 апреля 1943 года. Помимо вышеупомянутых изменений, V7 был оснащен шестью рядными двухтактными дизельными двигателями Jumo 207C мощностью 746 кВт (1000 л.с.). Со взлетной массой 50 000 кг (110 000 фунтов) и дальностью полета 6 100 км (3 800 миль). [ 18 ] он задумывался как прототип BV 222C. [ 19 ]
Сообщается, что один BV 222, V4, сбил самолет ВМС США PB4Y-1 Liberator VB-105 (BU № 63917) 22 октября 1943 года. Иногда это событие часто ошибочно истолковывалось как сбитый BV 222 Авро Ланкастер . [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ]
BV 222, предположительно C-10, как сообщается, был сбит к юго-западу от Бискаросса в ночь на 8 февраля 1944 года самолетом «Москито» 157-й эскадрильи ВВС Великобритании . [ 17 ] [ 22 ] В 1944 году V2 участвовал в операции Schatzgräber («Искатель сокровищ»), кодовое название немецкой метеостанции на Земле Александры в Арктике , больной экипаж которой необходимо было эвакуировать. Из BV 222 выпало запасное колесо для Fw 200, которое было повреждено при приземлении возле станции. [ 23 ]
После вторжения в Нормандию в июне 1944 года оставшиеся BV 222 были переданы KG 200 . [ 24 ] [ 25 ] Из них C-09, вероятно, был BV 222, который, как сообщается, был обстрелян и уничтожен самолетом RCAF Hawker Typhoon из 439-й эскадрильи 24 апреля 1945 года в Зеедорфе. [ 26 ] V7 и V4 были затоплены своими экипажами в аэропортах Травемюнде и Киль-Хольтенау соответственно в конце конфликта. [ 27 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Три BV 222 были захвачены и впоследствии эксплуатировались союзными войсками: C-011, C-012 и C-013. C-012, который был захвачен в Сёррейсе в Норвегии после окончания конфликта вместе с V2, был доставлен капитаном Эриком «Винклем» Брауном из Норвегии на станцию Королевских ВВС в Калшоте в 1946 году, при этом самолету был присвоен серийный номер RAF ». ВП501». После того, как он был испытан Экспериментальным учреждением морской авиации в Феликстоу , он был передан в состав 201-й эскадрильи , которая эксплуатировала VP501 до 1947 года, после чего самолет был списан. [ 6 ]
В конце Второй мировой войны и C-011, и C-013 были захвачены американскими войсками в конце конфликта. 15 августа и 20 августа 1945 года пилот ВМС США Ричард Шредер в сопровождении немецкого летного экипажа выполнил испытательные полеты одного из трофейных BV 222. За два полета общей продолжительностью 38 минут было зафиксировано не менее четырех возгораний двигателей. Хотя в наличии было много запасных двигателей, они были некачественного качества из-за отсутствия качественных сплавов ближе к концу конфликта и поэтому легко загорались. Поскольку с этими двигателями самолет был не годен к полетам, самолет был выведен на открытую воду и потоплен эсминцем ВМС США. [ 28 ]
Другие сообщения указывают на то, что захваченные США самолеты были доставлены самолетом или отправлены в США. Convair предположительно приобрела один самолет для оценки на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер , где интенсивные исследования привели к проектированию корпуса модели 117 , что, в свою очередь, привело к созданию R3Y Tradewind . [ 29 ] Их дальнейшая судьба неизвестна. [ 30 ]
В 1946 году самолет V2 некоторое время носил маркировку США. Самолет V2 имел опознавательные знаки оригинального самолета V5 для операции Schatzgräber . Позже V2 был затоплен британцами, которые заполнили его лишними отходами с базы в Ильсвике, чтобы утяжелить его. V2 был отбуксирован на позицию в Тронхеймс-фьорде между Ильсвикой и Мунхольменом, где сейчас он покоится на морском дне на глубине 318 м (1043 фута). [ 31 ] [ 32 ] прекрасно сохранились благодаря низкому содержанию кислорода в воде. Были планы поднять и восстановить этот самолет. [ 33 ] Однако в октябре 2023 года самолет была обнаружена фирмой Blueye Robotics и опубликовала видео крушения. Теперь признаки указывают на то, что природа медленно разрушает самолет, и что на самолете можно увидеть растущие кораллы. Историк Кнут Сивертсен, советник Justismuseet в Тронхейме, заявил в 2023 году, что самолет, вероятно, слишком велик, чтобы его можно было спасти, и в настоящее время это не планируется. [ 34 ]
Варианты
[ редактировать ]- BV 222A : прототип самолета. [ 19 ]
- BV 222B : предлагаемая версия с дизельными двигателями Junkers Jumo 208 мощностью 1470 л.с. (1100 кВт). [ 19 ]
- BV 222C : Серийный самолет. [ 35 ]
Технические характеристики (БВ 222С-09)
[ редактировать ]Данные самолетов Третьего рейха [ 36 ] и военные самолеты Второй мировой войны: Том пятый [ 37 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 11-14 человек
- Вместимость: 92 военнослужащих [ 38 ] или 72 раненых на носилках [ 39 ]
- Длина: 37 м (121 фут 5 дюймов)
- Размах крыльев: 46 м (150 футов 11 дюймов)
- Высота: 10,9 м (35 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 255 м2 2 (2740 кв. футов)
- Вес пустого: 30 650 кг (67 572 фунта)
- Полная масса: 45 990 кг (101 391 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 49 000 кг (108 027 фунтов)
- Силовая установка: 6 шестицилиндровых оппозитных дизельных двигателей Junkers Jumo 207C жидкостного охлаждения, 2-тактные, мощностью 745 кВт (1000 л.с.) каждый на взлете.
- Гребные винты: 3-лопастные тракторные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 330 км/ч (210 миль в час, 180 узлов) при весе 46 000 кг (101 413 фунтов) на уровне моря.
- 390 км/ч (240 миль в час) на высоте 5000 м (16000 футов)
- Крейсерская скорость: 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов), непрерывная экономичная на уровне моря.
- 344 км/ч (214 миль в час) на высоте 5550 м (18 200 футов)
- Перегоночная дальность: 6100 км (3800 миль, 3300 морских миль)
- Автономность: 28 часов при скорости 245 км/ч (152 мили в час) на уровне моря.
- Практический потолок: 7300 м (24000 футов)
- Скорость набора высоты: 2,4 м/с (470 футов/мин)
- Время набора высоты: 6000 м (20 000 футов) за 52 минуты.
Вооружение
- Орудия: ** 3 × 20-мм пушки MG 151/20 (по одной в передней башне и две крыльевых).
- 5 × 13-мм (0,51 дюйма) пулеметов MG 131 (один в носовой части и четыре в лучевой позиции)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блом и Восс Б.В. 238
- Консолидированный PB2Y Коронадо
- Каваниси H8K
- Латекоэр 631
- Мартин Дж.РМ. Марс
- Короткие Шетландские острова
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грин 1972 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Смит и Кей 1972, с. 75.
- ^ Грин 2002, стр. 92-93.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Смит и Кей 1972, с. 76.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 76, 79.
- ^ Перейти обратно: а б с Николау 1998 , с. 143.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 76-79.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит и Кей 1972, с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Кей, 1972, стр. 76–77.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит и Кей 1972, с. 77.
- ^ Blohm & Voss BV-222 (YouTube) (YouTube). Люфтваффе3945. 1943 год. Событие происходит в 0:06 . Проверено 3 декабря 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Кей, 1972, стр. 75–76.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 75-77.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 79-80.
- ^ Смит и Кей 1972, с. 80.
- ^ Свитинг и Бойн 2001 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Бейтсон, Ричард П. (февраль 1982 г.). «Бискаросс До 24с». Воздушная картина . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Кей 1972, стр. 77-78.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит и Кей 1972, с. 78.
- ^ Хёфлинг 2003 , с. 35.
- ^ Новарра 1997 , с. 28.
- ^ Боуман 1998 , с. 18.
- ^ Деге 2003 , с. ?.
- ^ Норман и Аллен 1996 , с. 464.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 80-81.
- ^ «24 апреля 1945 года» . Краткое изложение событий 439-й (CAN) эскадрильи .
- ^ Смит и Кей 1972, с. 81.
- ^ Барбера 2001 , стр. 75, 79.
- ^ Trimble 2005 , стр. 46–47.
- ^ Хёфлинг 2003 , стр. 39, 41.
- ^ Газета региона Adresseaviaen Тронхейма, 8.10.03.
- ^ Фоллесё, Йонас (13 октября 2023 г.). «Обнаружение двух исторических обломков самолетов времен Второй мировой войны в Тронхеймс-фьорде» . Blueye — норвежские разработчики подводных технологий . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Вадман 2007 , стр. 53. [1]
- ^ «Обнаружены обломки двух самолетов времен Второй мировой войны» . 26 октября 2023 г.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 78-79.
- ^ Грин 2010 , стр. 153–164.
- ^ Грин 1972 , с. 62.
- ^ Грин 1972 , с. 57.
- ^ Новарра 1997 , с. 13.
Библиография
[ редактировать ]- Барбера, Карен Шредер (2001). 10 000 футов и скалолазание . Экспресс Пресс. ISBN 0-7880-1633-4 .
- Боуман, Мартин В. (1998). Истребительно-бомбардировочные части «Москитов» времен Второй мировой войны . Ботли, Оксфордшир, Великобритания: Скопа. ISBN 1-85532-731-7 .
- Деге, Вильгельм (2003). Война к северу от 80-х: последняя немецкая арктическая метеостанция времен Второй мировой войны . Перевод Бара Уильяма. Калгари, Альберта, Канада: Издательство Университета Калгари. ISBN 1-55238-110-2 .
- Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего Рейха . Том. 1 (1-е изд.). Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing. ISBN 978-1-900732-06-2 .
- Грин, Уильям (1972) [1962]. Боевые самолеты Второй мировой войны: Летающие лодки . Том. В. Лондон, Великобритания: ISBN Macdonald & Co. 0-356-01449-5 .
- Грин, Уильям (1979). Боевые самолеты Третьего рейха (Четвертое изд.). Лондон, Великобритания: ISBN Macdonald and Jane's Publishers Ltd. 0-356-02382-6 .
- Хёфлинг, Рудольф (2003). Blohm & Voss BV 222 «Викинг» . Профиль самолета 40 (на немецком языке). Стенгельхайм, Германия: Unitec-Medienvertrieb eK
- Кшижан, Мариан (1996). Blohm & Voss BV 222 и BV 238 (Aviation Monografie 29) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press. ISBN 83-86208-47-3 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсетт, Великобритания: Blandford Press. ISBN 0-7137-0860-3 .
- Николау, Стефан (1998). Летающие лодки и гидросамолеты: история с 1905 года . Зенит Отпечаток. ISBN 0-7603-0621-4 .
- Норман, Полмар; Аллен, Томас Б. (1996). Вторая мировая война: Энциклопедия военных лет 1941–1945 гг . Случайный дом. ISBN 0-679-77039-9 .
- Новарра, Хайнц Дж. (1997). Blohm & Voss Bv 222 «Викинг» — Bv 238 . Перевод Кокса, Дон. Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN 0-7643-0295-7 .
- Смит, Джон Ричард; Кей, Энтони Л.; Крик, Эдди Дж. (2002) [1972]. Немецкая авиация Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: ISBN Putnam and Company Ltd. 978-1-55750-010-6 .
- Свитинг, CG; Бойн, Уолтер Дж. (2001). Гитлеровская эскадрилья: личный авиационно-транспортный отряд фюрера, 1933–45 . Брасси. ISBN 1-57488-469-7 .
- Тримбл, Уильям Ф. (2005). Атака с моря: история ударных сил гидросамолетов ВМС США . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-878-2 .
- Тройца, Вальдемар (2001). Blohm & Voss 222 Wiking (Trojca № 10) (на польском языке). Катовице, Польша: Модельное хобби. ISBN 83-917049-4-7 .
- Вадман, Дэвид (2007). Самолеты-разведчики: Самолеты-разведчики Люфтваффе и части 1942–1945 гг. (Цвета Люфтвера) . Том 2. Лондон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN 978-1-85-780278-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нойлен, Ханс-Вернер (декабрь 2004 г.). «Викинги над Средиземным морем: Гигантская летающая лодка BV 222 на вооружении Luftwerkersgruppe и LTS (См.) 222 в 1941–1943 гг. (конец)» LTS (См.)sa 222 в 1941–1943 гг. (Конец)]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (141): 36–41. ISSN 1243-8650 .
- Викси, Кен (июль – август 1999 г.). «Флагботы из Гамбурга: краткая история летающих лодок Blohm und Voss». Энтузиаст авиации (82): 42–48. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]