Jump to content

Блом и Восс Б.В. 222

БВ 222 Викинг
BV 222 Wiking в полете
Роль Пассажирский, грузовой или санитарный самолет Летающая лодка
Производитель Блом и Восс
Первый полет 7 сентября 1940 г.
Введение 1941
Основной пользователь ВВС
Количество построенных 13

Blohm & Voss BV 222 Wiking (произносится как «Veeking») — большая шестимоторная немецкая летающая лодка , спроектированная и построенная немецкой авиастроительной компанией Blohm & Voss . Это была самая большая летающая лодка, достигшая боевого статуса во время Второй мировой войны . [ 1 ] [ 2 ]

Первоначально BV 222 был разработан в конце 1930-х годов как коммерческое предприятие для обслуживания трансатлантических и других дальних маршрутов немецкого авиаперевозчика Luft Hansa . Он имел относительно непрерывный интерьер, без переборок и выдвижных поплавков ; Использование дизельных двигателей облегчило дозаправку в море. К моменту своего первого полета 7 сентября 1940 года нацистская Германия уже почти год вступила во Вторую мировую войну, и работа государственных служб дальней связи была нереальной, поэтому развитие было переориентировано на военные роли. 10 июля 1941 года V1 выполнил свою первую миссию по транспортировке грузов вместе с Люфтваффе ; После этого продолжилось дальнейшее логистическое использование. Позже в том же году были поставлены первые вооруженные BV 222. Серийный самолет, получивший обозначение BV 222C, появился только в 1943 году.

BV 222 эксплуатировался Люфтваффе , как правило, в логистических целях на многочисленных театрах военных действий, включая Норвегию , Францию , Северную Африку и даже Арктику . В какой-то момент нацистские чиновники рассматривали возможность создания дальнего воздушного маршрута между Германией и Японией с использованием модифицированных самолетов BV 222, летающих из Киркенеса на севере Норвегии в Токио через остров Сахалин на расстояние 6400 км (4000 миль). После вторжения союзников в Нормандию в июне 1944 года все оставшиеся BV 222 были переданы в состав KG 200 . Сообщается, что в конце конфликта несколько BV 222 были захвачены и впоследствии эксплуатировались как Соединенными Штатами, так и Великобританией; они якобы изучались и повлияли на конструкцию будущих летающих лодок. Ни одного BV 222 не сохранилось.

Разработка

[ редактировать ]

В межвоенный период немецкий авиаперевозчик Deutsche Luft Hansa создал прибыльную сеть дальних авиапочтовых маршрутов, самые длинные из которых включали трансатлантические . В середине 1930-х годов авиакомпания продолжала проявлять большой интерес к дальнейшему развитию своих дальних маршрутов; соответственно, Luft Hansa сформулировала требование к новой большой летающей лодке для обслуживания ее трансатлантических маршрутов. [ 2 ] Особенности этого требования включали достаточное пространство для размещения минимум 24 пассажиров. В ответ немецкий производитель самолетов Hamburger Flugzeugbau решил спроектировать новую летающую лодку большего размера, первоначально получившую обозначение Ha 222; Коллектив дизайнеров компании возглавил доктор Рихард Фогт . [ 2 ]

В сентябре 1939 года компания, сменившая название на название своей материнской компании Blohm & Voss , получила первоначальный заказ от Luft Hansa на три самолета под новым обозначением BV 222. [ 3 ] Компания Blohm & Voss была настолько уверена в получении такого заказа, что уже решила начать производство первого самолета в январе 1938 года, а позже в том же году начать работу над еще двумя самолетами. [ 2 ]

7 сентября 1940 года первый самолет, получивший обозначение V1, совершил свой первый полет с гражданской регистрацией D-ANTE. [ 4 ] К этому моменту Вторая мировая война шла уже почти целый год, и Luft Hansa не видела перспектив эксплуатации трансатлантического маршрута во время открытых боевых действий, поэтому авиакомпания не имела непосредственной роли для BV 222. Соответственно, программа летных испытаний была скорректирована с целью изучения потенциала этого типа для военного применения; Были незамедлительно внесены различные незначительные модификации, такие как добавление грузовых дверей большего размера. [ 4 ]

Первоначальные испытания показали, что BV 222 имеет относительно жесткое управление полетом и что его гидродинамические качества можно улучшить; Первая проблема во многом объяснялась разногласиями и поэтому была легко решена. [ 5 ] Те же испытания также показали, что самолет способен перевозить до 92 пассажиров или 72 пациентов на носилках на короткое расстояние с максимальной скоростью 385 км/ч (239 миль в час). [ 6 ] Летные характеристики были признаны удовлетворительными, хотя требовались некоторые доработки. Дальнейшие испытания самолета продолжались до декабря 1940 года, после чего V1 был передан Люфтваффе . Он получил военную схему окраски и Stammkennzeichen индивидуальный алфавитный регистрационный код военного самолета CC+EQ , который позже был изменен на буквенно-цифровое X4 обозначение «кода крыла» Geschwaderkennung +AH , когда он находился на вооружении Lufttransportgruppe (см.) 222. [ 4 ]

Ранние самолеты имели номера от V1 до V8. Серийные образцы получили обозначения от C-09 до C-13. [ 7 ] На заводе компании в Штайнвердере под Гамбургом одновременно можно было собирать до двух BV 222; На изготовление каждого полного планера уходило в среднем 350 000 человеко-часов. В разгар производства персонал работал день и ночь, что позволило построить корпус всего за шесть недель. [ 8 ]

Blohm & Voss BV 222 представляла собой крупную шестимоторную летающую лодку. Внутренний объем корпуса был особенно просторным за счет отсутствия перегородок над уровнем пола; Вместо этого в зоне между килем и полом рубки были узкие переборки. [ 2 ] Не было никаких тяжелых элементов конструкции, необходимых для передачи напряжений между основанием корпуса и крыльями. Доступ в трюм осуществлялся через люки . [ 9 ] Глиссирующее днище корпуса имело несбалансированную и поперечную главную ступеньку. [ 2 ] Еще пять ступеней меньшего размера присутствовали на глиссирующем дне, а задняя часть киля оканчивалась глубокой ножевой кромкой. [ 10 ] Чтобы предотвратить проблемы с коррозией, возникшие при использовании первого прототипа, на большинство BV 222 была нанесена специально разработанная краска; в отличие от большинства летающих лодок, качественная обработка поверхности считалась ненужной. [ 8 ]

Типичный среди летающих лодок того времени, BV 222 имел балансировочные поплавки ; необычно, что они состояли из пары соответствующих втягивающихся поплавков с каждой стороны, которые в полностью выдвинутом состоянии выходили из-под внешних панелей крыла в виде «раскладушки» и убирались в выемки внутри нижней части крыла. [ 11 ] [ 4 ] Первоначально по бокам поплавков не было канавок, чтобы улучшить их гидродинамические свойства. [ 10 ] Конструкция крыла включала сварной стальной трубчатый лонжерон; двигатели также поддерживались этим же лонжероном. Этот лонжерон имел постоянное сечение до крайнего двигателя, после чего сужался к законцовкам крыла. [ 12 ] Топливо и масло размещались в отдельных отсеках внутри лонжерона крыла . В ответ на отзывы официальных оценок внешняя конструкция крыла была несколько усилена по сравнению с исходной конструкцией. [ 13 ]

Большинство поверхностей управления полетом, за исключением сегментов рулей высоты с электроприводом, приводились в действие пилотом вручную. [ 8 ] На серийных самолетах вместо толкателей для приведения в действие рулей использовалась система торсионных труб, шестерен и квадрантов. Элероны были разделены на две секции, внутренняя из которых была снабжена сервоприводами. [ 8 ] В нормальных условиях эксплуатации внутренняя и внешняя секции элеронов будут двигаться и работать вместе, однако внутренние секции будут подхватываться за счет остановок на внешних секциях в ситуациях, когда они становятся неэффективными, например, во время полета на малой скорости или руления по ветру. Руль высоты был разделен на три секции, внешняя использовалась только для триммирования , внутренняя секция управлялась непосредственно пилотом, а центральная секция управлялась автопилотом ; последняя функция считалась особенно полезной для снижения утомляемости оператора во время полетов на большие расстояния, но была отключена на этапах приземления и взлета полета. [ 14 ] Вместо обычных трех триммерных колес для самолета была спроектирована вкладка-коробка; он получил высокую оценку пилотов. [ 15 ]

Первоначально BV 222 оснащался шестью Bramo 323 Fafnir радиальными двигателями . [ 12 ] Вместо этого построенные позже самолеты оснащались шестью Jumo 207C рядными двухтактными оппозитными дизельными двигателями мощностью 746 кВт (1000 л.с.) . Использование дизельного топлива позволяло осуществлять дозаправку в море специальными подводными лодками-дозаправщиками . Единственный самолет C-13 был единственным экземпляром, оснащенным двигателями Jumo 205C, а затем Jumo 205D.

Операционная история

[ редактировать ]
Захваченный BV 222 в Тронхейме, Норвегия, после войны.

10 июля 1941 года V1 выполнил свою первую миссию по транспортировке грузов для Люфтваффе . [ 4 ] До 19 августа 1941 года V1 выполнил семь рейсов между Гамбургом (Германия) и Киркенесом ( Норвегия ), перевезя в общей сложности 65 000 кг (143 000 фунтов) припасов и 221 раненого, преодолев в общей сложности расстояние 30 000 км (19 000 миль). . После прохождения капитального ремонта в Гамбурге V1 был отправлен в Афины (Греция), откуда доставлял припасы для Африканского корпуса , совершив 17 полетов в период с 16 октября по 6 ноября 1941 года. В это время V1 был безоружен и, таким образом, получил эскорт. парой Мессершмитт Bf 110 тяжелых истребителей . [ 4 ]

После этих полетов V1 вернулся в Гамбург для установки защитного вооружения, включающего 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемет MG 81 в корпусе, два башенных 13-мм (0,51 дюйма) пулемета MG 131 и четыре 7,92-мм пулемета. мм (0,312 дюйма) MG 81 в поясных креплениях. В то же время регистрация была изменена на X4+AH, и V1 легла в основу новой авиатранспортной эскадрильи Lufttransportstaffel 222 (LTS 222). [ 4 ] В период с 1942 по 1943 год самолет летал на Средиземном море, пока не затонул после столкновения с затонувшим кораблем при посадке в гавани Пирей в середине февраля 1943 года.

7 августа 1941 года V2 (CC+ER) совершил свой первый полет; после периода обширных испытаний 10 августа 1942 года он был присвоен LTS 222 как X4+AB. [ 4 ] Поскольку самолет предназначался для дальних полетов над водой, в дополнение к вооружению, установленному на V1, он получил две обращенные назад турели с двумя 13-мм (0,51 дюйма) пулеметами MG 131, доступ к которым осуществлялся через трубчатое крыло. лонжерон . Эти крыльевые башни отсутствовали на большинстве BV 222 после того, как было установлено, что они отрицательно влияют на общие аэродинамические характеристики. [ 9 ]

После вторжения Германии в Советский Союз в июне 1941 года были разработаны планы соединить Германию и Японию по воздуху с использованием самолетов Люфтваффе , модифицированных для полетов на очень дальние расстояния, поскольку коммерческие полеты на Дальний Восток компании Deutsche Luft Hansa больше не были возможны, и это было невозможно. становится очень опасным для кораблей или подводных лодок, совершающих плавание по морю. Фельдмаршал Эрхард Мильх санкционировал исследование возможности таких прямых рейсов, и были рассмотрены различные маршруты, включая вылет из оккупированной немцами России и Болгарии , а также морской маршрут с использованием BV 222, летевшего из Киркенеса на севере Норвегии в Токио через остров Сахалин. , расстояние 6400 км (4000 миль). BV 222 был одним из трех самолетов, серьезно рассматривавшихся для участия в программе, наряду с Focke-Wulf Fw 200 и Heinkel He 177 . He 177 был исключен из-за того, что он считался ненадежным , и в 1943 году Junkers Ju 290 . для полетов был выбран [ 16 ]

28 ноября 1941 года V3 (первоначально DM+SD) совершил первый полет, 9 декабря 1941 года его перевели в LTS 222. [ 4 ] После затопления V1 V3 вернулся в Гамбург, где был вооружен. Он был уничтожен вместе с V5 20 июня 1943 года в Бискароссе авиацией RAF de Havilland Mosquitos из 264-й эскадрильи . [ 17 ]

V4, имевший хвостовое оперение измененной высоты, также использовался на LTS 222 для полетов в Африку. V6 был сбит 21 августа 1942 года на маршруте Таранто (Италия) — Триполи (Ливия) истребителем Bristol Beaufighter ; V8 был сбит на том же маршруте 10 декабря 1942 года. [ 10 ]

К концу 1942 года немецкие официальные лица стали все больше интересоваться использованием BV 222 в качестве морского патрульного самолета дальнего действия, а не в качестве транспортного средства. [ 18 ] Соответственно, в ходе будущих переоборудований обычно добавлялись FuG 200 Hohentwiel поисковый радар , системы тылового оповещения и менялись вооружения. В некоторой степени с этими изменениями был связан V7 (TB+QL), совершивший свой первый полет 1 апреля 1943 года. Помимо вышеупомянутых изменений, V7 был оснащен шестью рядными двухтактными дизельными двигателями Jumo 207C мощностью 746 кВт (1000 л.с.). Со взлетной массой 50 000 кг (110 000 фунтов) и дальностью полета 6 100 км (3 800 миль). [ 18 ] он задумывался как прототип BV 222C. [ 19 ]

Сообщается, что один BV 222, V4, сбил самолет ВМС США PB4Y-1 Liberator VB-105 (BU № 63917) 22 октября 1943 года. Иногда это событие часто ошибочно истолковывалось как сбитый BV 222 Авро Ланкастер . [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ]

BV 222, предположительно C-10, как сообщается, был сбит к юго-западу от Бискаросса в ночь на 8 февраля 1944 года самолетом «Москито» 157-й эскадрильи ВВС Великобритании . [ 17 ] [ 22 ] В 1944 году V2 участвовал в операции Schatzgräber («Искатель сокровищ»), кодовое название немецкой метеостанции на Земле Александры в Арктике , больной экипаж которой необходимо было эвакуировать. Из BV 222 выпало запасное колесо для Fw 200, которое было повреждено при приземлении возле станции. [ 23 ]

После вторжения в Нормандию в июне 1944 года оставшиеся BV 222 были переданы KG 200 . [ 24 ] [ 25 ] Из них C-09, вероятно, был BV 222, который, как сообщается, был обстрелян и уничтожен самолетом RCAF Hawker Typhoon из 439-й эскадрильи 24 апреля 1945 года в Зеедорфе. [ 26 ] V7 и V4 были затоплены своими экипажами в аэропортах Травемюнде и Киль-Хольтенау соответственно в конце конфликта. [ 27 ]

Послевоенный

[ редактировать ]

Три BV 222 были захвачены и впоследствии эксплуатировались союзными войсками: C-011, C-012 и C-013. C-012, который был захвачен в Сёррейсе в Норвегии после окончания конфликта вместе с V2, был доставлен капитаном Эриком «Винклем» Брауном из Норвегии на станцию ​​Королевских ВВС в Калшоте в 1946 году, при этом самолету был присвоен серийный номер RAF ». ВП501». После того, как он был испытан Экспериментальным учреждением морской авиации в Феликстоу , он был передан в состав 201-й эскадрильи , которая эксплуатировала VP501 до 1947 года, после чего самолет был списан. [ 6 ]

В конце Второй мировой войны и C-011, и C-013 были захвачены американскими войсками в конце конфликта. 15 августа и 20 августа 1945 года пилот ВМС США Ричард Шредер в сопровождении немецкого летного экипажа выполнил испытательные полеты одного из трофейных BV 222. За два полета общей продолжительностью 38 минут было зафиксировано не менее четырех возгораний двигателей. Хотя в наличии было много запасных двигателей, они были некачественного качества из-за отсутствия качественных сплавов ближе к концу конфликта и поэтому легко загорались. Поскольку с этими двигателями самолет был не годен к полетам, самолет был выведен на открытую воду и потоплен эсминцем ВМС США. [ 28 ]

Другие сообщения указывают на то, что захваченные США самолеты были доставлены самолетом или отправлены в США. Convair предположительно приобрела один самолет для оценки на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер , где интенсивные исследования привели к проектированию корпуса модели 117 , что, в свою очередь, привело к созданию R3Y Tradewind . [ 29 ] Их дальнейшая судьба неизвестна. [ 30 ]

В 1946 году самолет V2 некоторое время носил маркировку США. Самолет V2 имел опознавательные знаки оригинального самолета V5 для операции Schatzgräber . Позже V2 был затоплен британцами, которые заполнили его лишними отходами с базы в Ильсвике, чтобы утяжелить его. V2 был отбуксирован на позицию в Тронхеймс-фьорде между Ильсвикой и Мунхольменом, где сейчас он покоится на морском дне на глубине 318 м (1043 фута). [ 31 ] [ 32 ] прекрасно сохранились благодаря низкому содержанию кислорода в воде. Были планы поднять и восстановить этот самолет. [ 33 ] Однако в октябре 2023 года самолет была обнаружена фирмой Blueye Robotics и опубликовала видео крушения. Теперь признаки указывают на то, что природа медленно разрушает самолет, и что на самолете можно увидеть растущие кораллы. Историк Кнут Сивертсен, советник Justismuseet в Тронхейме, заявил в 2023 году, что самолет, вероятно, слишком велик, чтобы его можно было спасти, и в настоящее время это не планируется. [ 34 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • BV 222A : прототип самолета. [ 19 ]
  • BV 222B : предлагаемая версия с дизельными двигателями Junkers Jumo 208 мощностью 1470 л.с. (1100 кВт). [ 19 ]
  • BV 222C : Серийный самолет. [ 35 ]

Технические характеристики (БВ 222С-09)

[ редактировать ]

Данные самолетов Третьего рейха [ 36 ] и военные самолеты Второй мировой войны: Том пятый [ 37 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 330 км/ч (210 миль в час, 180 узлов) при весе 46 000 кг (101 413 фунтов) на уровне моря.
390 км/ч (240 миль в час) на высоте 5000 м (16000 футов)
  • Крейсерская скорость: 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов), непрерывная экономичная на уровне моря.
344 км/ч (214 миль в час) на высоте 5550 м (18 200 футов)
  • Перегоночная дальность: 6100 км (3800 миль, 3300 морских миль)
  • Автономность: 28 часов при скорости 245 км/ч (152 мили в час) на уровне моря.
  • Практический потолок: 7300 м (24000 футов)
  • Скорость набора высоты: 2,4 м/с (470 футов/мин)
  • Время набора высоты: 6000 м (20 000 футов) за 52 минуты.

Вооружение

  • Орудия: ** 3 × 20-мм пушки MG 151/20 (по одной в передней башне и две крыльевых).
    • 5 × 13-мм (0,51 дюйма) пулеметов MG 131 (один в носовой части и четыре в лучевой позиции)

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Грин 1972 , с. 56.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Смит и Кей 1972, с. 75.
  3. ^ Грин 2002, стр. 92-93.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Смит и Кей 1972, с. 76.
  5. ^ Смит и Кей 1972, стр. 76, 79.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Николау 1998 , с. 143.
  7. ^ Смит и Кей 1972, стр. 76-79.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Смит и Кей 1972, с. 79.
  9. ^ Перейти обратно: а б Смит и Кей, 1972, стр. 76–77.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Смит и Кей 1972, с. 77.
  11. ^ Blohm & Voss BV-222 (YouTube) (YouTube). Люфтваффе3945. 1943 год. Событие происходит в 0:06 . Проверено 3 декабря 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  12. ^ Перейти обратно: а б Смит и Кей, 1972, стр. 75–76.
  13. ^ Смит и Кей 1972, стр. 75-77.
  14. ^ Смит и Кей 1972, стр. 79-80.
  15. ^ Смит и Кей 1972, с. 80.
  16. ^ Свитинг и Бойн 2001 , с. 125.
  17. ^ Перейти обратно: а б Бейтсон, Ричард П. (февраль 1982 г.). «Бискаросс До 24с». Воздушная картина . [ нужна страница ]
  18. ^ Перейти обратно: а б Смит и Кей 1972, стр. 77-78.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Смит и Кей 1972, с. 78.
  20. ^ Хёфлинг 2003 , с. 35.
  21. ^ Новарра 1997 , с. 28.
  22. ^ Боуман 1998 , с. 18.
  23. ^ Деге 2003 , с. ?.
  24. ^ Норман и Аллен 1996 , с. 464.
  25. ^ Смит и Кей 1972, стр. 80-81.
  26. ^ «24 апреля 1945 года» . Краткое изложение событий 439-й (CAN) эскадрильи .
  27. ^ Смит и Кей 1972, с. 81.
  28. ^ Барбера 2001 , стр. 75, 79.
  29. ^ Trimble 2005 , стр. 46–47.
  30. ^ Хёфлинг 2003 , стр. 39, 41.
  31. ^ Газета региона Adresseaviaen Тронхейма, 8.10.03.
  32. ^ Фоллесё, Йонас (13 октября 2023 г.). «Обнаружение двух исторических обломков самолетов времен Второй мировой войны в Тронхеймс-фьорде» . Blueye — норвежские разработчики подводных технологий . Проверено 13 октября 2023 г.
  33. ^ Вадман 2007 , стр. 53. [1]
  34. ^ «Обнаружены обломки двух самолетов времен Второй мировой войны» . 26 октября 2023 г.
  35. ^ Смит и Кей 1972, стр. 78-79.
  36. ^ Грин 2010 , стр. 153–164.
  37. ^ Грин 1972 , с. 62.
  38. ^ Грин 1972 , с. 57.
  39. ^ Новарра 1997 , с. 13.

Библиография

[ редактировать ]
  • Барбера, Карен Шредер (2001). 10 000 футов и скалолазание . Экспресс Пресс. ISBN  0-7880-1633-4 .
  • Боуман, Мартин В. (1998). Истребительно-бомбардировочные части «Москитов» времен Второй мировой войны . Ботли, Оксфордшир, Великобритания: Скопа. ISBN  1-85532-731-7 .
  • Деге, Вильгельм (2003). Война к северу от 80-х: последняя немецкая арктическая метеостанция времен Второй мировой войны . Перевод Бара Уильяма. Калгари, Альберта, Канада: Издательство Университета Калгари. ISBN  1-55238-110-2 .
  • Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего Рейха . Том. 1 (1-е изд.). Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing. ISBN  978-1-900732-06-2 .
  • Грин, Уильям (1972) [1962]. Боевые самолеты Второй мировой войны: Летающие лодки . Том. В. Лондон, Великобритания: ISBN Macdonald & Co.  0-356-01449-5 .
  • Грин, Уильям (1979). Боевые самолеты Третьего рейха (Четвертое изд.). Лондон, Великобритания: ISBN Macdonald and Jane's Publishers Ltd.  0-356-02382-6 .
  • Хёфлинг, Рудольф (2003). Blohm & Voss BV 222 «Викинг» . Профиль самолета 40 (на немецком языке). Стенгельхайм, Германия: Unitec-Medienvertrieb eK
  • Кшижан, Мариан (1996). Blohm & Voss BV 222 и BV 238 (Aviation Monografie 29) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press. ISBN  83-86208-47-3 .
  • Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
  • Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсетт, Великобритания: Blandford Press. ISBN  0-7137-0860-3 .
  • Николау, Стефан (1998). Летающие лодки и гидросамолеты: история с 1905 года . Зенит Отпечаток. ISBN  0-7603-0621-4 .
  • Норман, Полмар; Аллен, Томас Б. (1996). Вторая мировая война: Энциклопедия военных лет 1941–1945 гг . Случайный дом. ISBN  0-679-77039-9 .
  • Новарра, Хайнц Дж. (1997). Blohm & Voss Bv 222 «Викинг» — Bv 238 . Перевод Кокса, Дон. Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN  0-7643-0295-7 .
  • Смит, Джон Ричард; Кей, Энтони Л.; Крик, Эдди Дж. (2002) [1972]. Немецкая авиация Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: ISBN Putnam and Company Ltd.  978-1-55750-010-6 .
  • Свитинг, CG; Бойн, Уолтер Дж. (2001). Гитлеровская эскадрилья: личный авиационно-транспортный отряд фюрера, 1933–45 . Брасси. ISBN  1-57488-469-7 .
  • Тримбл, Уильям Ф. (2005). Атака с моря: история ударных сил гидросамолетов ВМС США . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-878-2 .
  • Тройца, Вальдемар (2001). Blohm & Voss 222 Wiking (Trojca № 10) (на польском языке). Катовице, Польша: Модельное хобби. ISBN  83-917049-4-7 .
  • Вадман, Дэвид (2007). Самолеты-разведчики: Самолеты-разведчики Люфтваффе и части 1942–1945 гг. (Цвета Люфтвера) . Том 2. Лондон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN  978-1-85-780278-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нойлен, Ханс-Вернер (декабрь 2004 г.). «Викинги над Средиземным морем: Гигантская летающая лодка BV 222 на вооружении Luftwerkersgruppe и LTS (См.) 222 в 1941–1943 гг. (конец)» LTS (См.)sa 222 в 1941–1943 гг. (Конец)]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (141): 36–41. ISSN   1243-8650 .
  • Викси, Кен (июль – август 1999 г.). «Флагботы из Гамбурга: краткая история летающих лодок Blohm und Voss». Энтузиаст авиации (82): 42–48. ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72dc731450cee7a4899802dc06c64dd8__1724204700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/d8/72dc731450cee7a4899802dc06c64dd8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blohm & Voss BV 222 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)