Блом и Восс Б.В. 138
БВ 138Б | |
---|---|
![]() | |
Изображение BV 138, опубликованное в справочнике British Aircraft. | |
Роль | Морской патруль Дальняя разведка |
Производитель | Блом и Восс |
Дизайнер | Ричард Фогт |
Первый полет | 15 июля 1937 г. |
Введение | Октябрь 1940 г. |
Основной пользователь | ВВС |
Произведено | 1938–1943 |
Количество построенных | 297 |
Blohm & Voss BV 138 Seedrache («Морской дракон») — трёхмоторная летающая лодка , спроектированная и построенная немецкой авиастроительной компанией Blohm & Voss . Он служил Второй время основным морским патрульным и во военно-морским разведывательным самолетом Люфтваффе мировой войны .
BV 138 был довоенной разработкой доктора Ричарда Фогта . [ 1 ] Первоначально разработанный под названием компании Hamburger Flugzeugbau , поэтому первоначально он получил обозначение Ha 138 . Он имел необычный внешний вид из-за сочетания необычных конструктивных особенностей, таких как двухбалочное хвостовое оперение, короткий корпус и тримоторная конфигурация двигателя. Из-за формы фюзеляжа сбоку самолет часто называли Der Fliegende Holzschuh («Летающий сабо »). [ 2 ] ). Первоначально спроектированная для использования двух двигателей, трехмоторная конфигурация была принята перед летными испытаниями из-за проблем с двигателем. Разработка будет затянута из-за принятия многочисленных изменений в дизайне.
Вскоре после первого полета первого прототипа (D-ARAK) [ 1 ] 15 июля 1937 года выявленные нестабильности потребовали изменения конструкции корпуса и хвостовой балки для улучшения как гидродинамических , так и аэродинамических свойств. Первый серийный самолет, получивший обозначение BV 138A-1 , совершил свой первый полет в апреле 1940 года, когда Германия находилась в состоянии войны с несколькими соседними странами. К декабрю 1940 года он был представлен Люфтваффе как военный морской разведчик . Несмотря на опасения по поводу прочности его конструкции, которая со временем улучшалась, он был адаптирован для выполнения различных функций, в том числе в качестве с радаром противокорабельного самолета , строгого военного транспорта и в качестве средства противодействия морским минам с воздуха . Окончательный вариант BV 138C-1 был принят на вооружение в марте 1941 года. Всего с 1938 по 1943 год было построено 297 BV 138.
Разработка
[ редактировать ]В начале 1930-х годов судостроительная компания Blohm & Voss в Гамбурге испытывала финансовые трудности из-за длительного спада заказов на фоне Великой депрессии , повлиявшей на мировой спрос; Представители компании решили диверсифицироваться за счет создания новой дочерней компании Hamburger Flugzeugbau , которая специализировалась на проектировании и производстве самолетов. BV 138, первоначально обозначавшийся как Ha 138 , возник из-за интереса новой компании к созданию своей первой летающей лодки ; это предприятие считалось естественным для фирмы: принадлежность судостроительной компании означала, что многие сотрудники уже хорошо знали морскую среду и подходящие методы строительства, а главный комплекс компании располагался на Эльбе , что обеспечивало прямой доступ к большой водоем. [ 3 ]
Проведены проектные исследования различной конфигурации; один, получивший обозначение P.12 , был выбран для дальнейшей разработки в качестве самолета-разведчика дальнего действия. [ 3 ] По общей компоновке он имел сравнительно короткий корпус , высокорасположенное крыло, включавшее не только пару двигателей, но и поплавки , а также двухбалочное хвостовое оперение. В начале 1935 года был завершен макет конструкции; вскоре после этого был размещен первоначальный заказ на строительство трех прототипов. [ 3 ] Первоначально каждый из этих прототипов был оснащен отдельной парой двигателей, каждый из которых имел мощность около 1000 л.с.; однако из-за проблем с двигателем самолет был переделан в тримотор с новым третьим двигателем, расположенным над центром крыла. В этом варианте самолет был оснащен тремя Junkers Jumo 205 дизельными двигателями , каждый мощностью 650 л.с. [ 3 ]
Этот этап разработки был длительным, отчасти из-за необходимости решить первоначальные проблемы с двигателем путем обширной модернизации. 15 июля 1937 года первый прототип совершил свой первый полет . [ 3 ] Он несколько отличался от последующих самолетов, имея уникальную конструкцию корпуса. Был внесен ряд изменений, особенно в районе вертикального оперения и корпуса, на втором прототипе после летных испытаний выявилась как гидродинамическая , так и аэродинамическая неустойчивость. [ 4 ] Был принят более длинный корпус измененной формы, а также более прочные хвостовые балки. пять предсерийных самолетов, способных нести несколько оборонительных пулеметов . Всего в конце 1930-х годов было построено [ 5 ]
В апреле 1940 года первый серийный самолет, получивший обозначение BV 138A-1 , совершил свой первый полет; вскоре после этого он был быстро принят на вооружение Люфтваффе в ответ на насущные требования военного времени. [ 5 ] В июне 1940 года начались серийные поставки KüFlGr 506 и 906. [ 6 ] В свете критики по поводу необходимости усиления конструкции, BV 138A-1 имел относительно короткий производственный цикл, и его заменил BV 138B-1. к концу 1940 года Улучшения включали принятие на вооружение более мощного дизельного двигателя Jumo 205D и вооружения. изменения. [ 7 ]
Прочность конструкции была полностью решена только за счет внедрения улучшенного BV 138C-1 в марте 1941 года; эта модель стала окончательной версией самолета. [ 8 ] Чтобы решить проблемы, связанные с вибрацией на более ранних моделях, центральный двигатель BV 138C-1 приводил в движение четырехлопастный винт, в то время как два других двигателя были оснащены более широкими трехлопастными аналогами; центрального двигателя Также было пересмотрено расположение радиатора . [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Blohm & Voss BV 138 — военная трехмоторная летающая лодка. У него был относительно компактный корпус, за что благодаря гидродинамической ступеньке внизу и плоским бортам он получил прозвище « Fliegender Holzschuh » (летающий сабо). Балки сдвоенного хвостового оперения, во многом похожие на меньший по размеру Focke-Wulf Fw 189 двухмоторный разведывательный моноплан , выходили горизонтально из задней части внешних мотогондол . По гидродинамическим причинам корпус имел отчетливый «отворот» или «клюв» на корме. Хотя первый прототип имел крыло «чайка» , но быстро выяснилось, что это крыло не может создавать достаточную подъемную силу, поэтому от этой концепции во втором прототипе отказались. Самолеты также имели точку подвески для запуска катапульт с тендеров на гидросамолеты. [ нужна ссылка ]

Он был оснащен тремя поршневыми двигателями . Центральный двигатель располагался над крылом, а крыльевые — ниже. Предсерийные прототипы , от BV 138A-01 до BV 138A-06 , оснащались двигателями различных марок мощностью от 485 до 746 кВт (650–1000 л.с.). Первая стандартизированная версия, BV 138B-1 , была оснащена тремя Junkers Jumo 205 D двухтактными оппозитными мощностью авиационными дизельными двигателями 880 л.с. (868 л.с., 647 кВт) . также Капоты двигателей имели нетипичный внешний вид из-за уникальной вертикальной ориентации шестицилиндровых оппозитных дизельных двигателей Jumo 205 и напоминали капоты 4- или 6-цилиндровых перевернутых рядных двигателей, встречающихся на небольших гражданских и грузовых автомобилях. самолет из карданного вала Jumo 205, выходящий вперед в самой верхней передней части силовой установки. Выбор дизельных двигателей позволил дозаправиться в море от подводных лодок , которые также используют дизельные двигатели. При дозаправке в море самолет пришлось оборудовать топливным фильтром, так как дизельное топливо с кораблей содержит некоторое количество конденсата. [ нужна ссылка ]
На самолете было три артиллерийские позиции, в том числе закрытая механизированная орудийная башня, вооруженная одной MG 151/20 автоматической пушкой в носовой части. Поскольку поля обстрела были закрыты хвостом и его горизонтальным стабилизатором , оборонительные артиллерийские позиции на корме включали одну артиллерийскую позицию ниже на фюзеляже и вторую выше, сразу за центральным двигателем. Позиция орудия за центральным двигателем, которая могла видеть за горизонтальным стабилизатором, представляла собой полностью открытую кольцеобразную огневую установку Скарфа , на которой можно было установить 7,92-мм пулемет MG 15 , но на большинстве самолетов устанавливался 13-мм MG 131 крупнокалиберный пулемет . Нижнее положение орудия в хвостовой части фюзеляжа прицельно под горизонтальным стабилизатором. На ранних самолетах он также оставался открытым и был оснащен пулеметом, однако на большинстве самолетов более поздней постройки была установлена закрытая турель с электроприводом, аналогичная той, что находилась в носовой части.
Операционная история
[ редактировать ]

Во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 года два предсерийных самолета использовались в качестве войсковых транспортных средств. [ 5 ] К декабрю того же года BV 138 был объявлен готовым к выполнению задач дальней разведки. Первое подразделение, оснащенное этим типом, базируется в Западной Франции. [ 10 ] Помимо использования в качестве морской разведки, несколько самолетов были специально приспособлены для траления морских мин ; получивший обозначение BV 138MS , эта роль потребовала удаления всех обычных вооружений и установки большого (диаметром примерно 40 футов (12 м)) дюралевого обруча, установленного горизонтально под крыльями и приводившегося в действие вспомогательным двигателем, генерирующим электрическое поле, которое взрывало магнитные мины. . У самолетов ранней постройки часто возникали проблемы, связанные с недостаточной прочностью конструкции. [ 11 ]
наиболее удачный вариант самолета, получивший обозначение BV 138C-1 поступил В марте 1941 года на вооружение Люфтваффе . [ 8 ] Для морской разведки на некоторых самолетах были установлены морского поиска FuG 200 Hohentwiel в низком диапазоне УВЧ радары ; это позволило эффективно использовать этот тип для выполнения задач по борьбе с судоходством. В зависимости от роли миссии и установленного оборудования экипаж мог включать до шести человек. [ 9 ]
Некоторые BV 138 служили со специальными KG200 , где они часто перевозили до 10 полностью вооруженных пехотинцев вместо бомбовой нагрузки.
При подготовке повторения операции «Страна чудес» в 1943 году подводная лодка Ю-255 была отправлена на восточное побережье Новой Земли , где соединилась с БВ-138. Подлодка четыре раза дозаправляла БВ - 138 для разведывательных полетов над Карское море до пролива Вилькицкого . Однако BV 138 не смог найти ни одного судна, которое сделало бы миссию немецкого крейсера Lützow стоящей, поэтому операция была отменена. [ 12 ]
BV 138 испытывался со съемной ракетной установкой Walter HWK 109-500 Starthilfe RATO , используемой попарно для обеспечения более короткого взлета. [ 13 ] Все ракетные установки были сброшены после использования; оснащенные парашютами , их можно было спасти после приземления. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]И 138 V1 ( Д- АРАК
- Первый прототип, разработанный под обозначением Hamburger Flugzeugbau . Первый полет 15 июля 1937 года.
Ха 138 V2 ( Д-ЛАВ )
- Второй прототип, разработанный под обозначением Hamburger Flugzeugbau . Первый полет в августе 1937 года.
Ха 138 V3
- Третий прототип, разработанный под обозначением Hamburger Flugzeugbau . Строительство прекращено из-за реконструкции.
БВ 138А-01-06
- Предсерийные эксплуатационные стенды; шесть построено. Первый полет состоялся в феврале 1939 г.
БВ 138А-1
- Первое серийное производство, построено 25 штук. Стандартный двигатель — Junkers Jumo 205 C мощностью 605 л.с.
БВ 138Б-0
- Предсерийные эксплуатационные испытательные стенды, введены в эксплуатацию к октябрю 1940 г.; 10 построено.
БВ 138Б-1
- Вступил в строй в ноябре 1940 г.; 21 построен. Двигатели модернизированы до Junkers Jumo 205 D двухтактных с оппозитным расположением поршней авиационных дизельных двигателей мощностью 880 л.с. (868 л.с., 647 кВт) .
БВ 138С-1
- Начиная с этой версии, центральный двигатель оснащался четырехлопастным винтом , а крыльевые двигатели сохранили трехлопастный винт, но лопасти были усилены и шире; построено 227 штук.
БВ 138 МС
- Миненсух (минно-поисковый) вариант траления; [ 14 ] все варианты МС были переоборудованы из существующих самолетов и сняли вооружение; башни и артиллерийские позиции были прикрыты. Они несли генерирующую магнитное поле аппаратуру размагничивания , включавшую кольцевую антенну диаметром, равным длине фюзеляжа, опоясывающую корпус и крылья.
Многие немецкие самолеты имели комплекты Umbau для модификаций в полевых условиях. На BV 138 имелся комплект «Умбау» для установки бомбодержателя под левым крылом. С таким «Умбау» полезную нагрузку бомбы можно было увеличить вдвое. [ 15 ] [ ненадежный источник? ] Согласно немецкой номенклатуре, такие самолеты имели суффикс «/U». Самолет BV 138 C-1 в модификации Umbau станет BV 138 C-1/U1.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Полных BV 138 не осталось. Однако обломки одного самолета, затонувшего после войны на британском авиашоу, были подняты со дна Эресуннского пролива в 2000 году и выставлены в Датском техническом музее в Хельсингёре . [ нужна ссылка ]

В 2012 году два дайвера обнаружили в озере Сютгиол на глубине 5 м затонувший BV 138, первоначально считавшийся Savoia-Marchetti S.55 . Обломки корабля вместе с кораблем He 114, также обнаруженным там, были подняты водолазами ВМС Румынии в октябре того же года. [ 16 ] Обломки хранятся в Национальном музее военно-морского флота Румынии в Констанце . [ 17 ]
В июне 2013 года судно Норвежской геологической службы засняло Blohm & Voss BV 138 на глубине 35 м в Порсангер-фьорде , Норвегия, недалеко от немецкой гавани для гидросамолетов времен Второй мировой войны в Индре-Биллефьорде. [ 18 ]
Еще один обломок BV 138 был обнаружен Норвежским картографическим и кадастровым управлением на морском дне недалеко от Шпицбергена в 2022 году. [ 19 ]
Технические характеристики (БВ 138С-1)
[ редактировать ]
Данные с самолетов Третьего рейха: Том первый [ 20 ]
Общие характеристики
- Экипаж: шесть человек (пилот, штурман , радист , носовой стрелок, задний стрелок, верхний задний стрелок)
- Вместимость: до 10 пассажиров
- Длина: 19,85 м (65 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 26,94 м (88 футов 5 дюймов)
- Высота: 5,9 м (19 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 112 м 2 (1210 кв. футов)
- Вес пустого: 11770 кг (25948 фунтов)
- Полная масса: 14 500 кг (31 967 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 17 650 кг (38 912 фунтов)
- Запас топлива: 3750 л (990 галлонов США; 820 имп галлонов) максимальный внутренний запас топлива
- Силовая установка: 3 Junkers Jumo 205D шестицилиндровых оппозитных дизельных двигателя жидкостного охлаждения мощностью 647 кВт (868 л.с.) каждый на взлете.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 285 км/ч (177 миль в час, 154 узла) на уровне моря при массе 14 000 кг (31 000 фунтов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 235 км/ч (146 миль в час, 127 узлов) на высоте 1000 м (3300 футов)
- Дальность действия: 1220 км (760 миль, 660 миль) при скорости 195 км/ч (121 миль в час; 105 узлов)
- Перегоночная дальность: 4300 км (2700 миль, 2300 морских миль) с максимальным запасом топлива.
- Продолжительность работы: пять часов 30 минут (стандартная конфигурация); 18 часов (паромная конфигурация)
- Практический потолок: 5000 м (16 000 футов) при 14 500 кг (32 000 фунтов)
- 2800 м (9200 футов) при 17650 кг (38910 фунтов)
- Скорость набора высоты: 3,67 м/с (722 фута/мин)
- Время набора высоты: 3170 м (10 400 футов) за 24 минуты.
- Нагрузка на крыло: 114,2 кг/м 2 (23,4 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,106 кВт/кг (0,064 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 20-мм (0,787 дюйма) пушки MG 151 , одна в носовой турели и одна в задней части фюзеляжа, прикрывающая верхнюю заднюю часть.
- 1 × 13-мм (0,512 дюйма) пулемет MG 131 в открытом положении за центральным двигателем, прикрывая верхнюю заднюю часть.
- калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) 1–3 пулемета MG 15 (опция)
- Бомбы : * до 3 бомб по 50 кг (110,2 фунта) или бомб по 150 кг (330,7 фунта) 2 глубинных под корневой частью правого борта, а с помощью установки Умбау такая же полезная нагрузка могла быть прикреплена и к левому крылу.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Лонжерон крыла находится над самолетом в том же положении, в котором он был, когда обломки были обнаружены в Саунде недалеко от Копенгагена.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мансон 1960 , с. 13.
- ^ Nowarra 1997, оригинальное немецкое название книги Шиффера.
- ^ Jump up to: а б с д и Смит и Кей 1972, с. 59.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 59-60.
- ^ Jump up to: а б с Смит и Кей 1972, с. 60.
- ^ Мансон 1978 , с. 30.
- ^ Смит и Кей 1972, с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Смит и Кей 1972, стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б Смит и Кей 1972, с. 63.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 60-61.
- ^ Смит и Кей 1972, стр. 61-62.
- ^ Ровер, Юрген (1992). Война на море 1939–1945 гг. (на немецком языке). Урбес. ISBN 3-924896-28-3 .
- ^ Видео HWK 109-500 Starthilfe взлета летающей лодки Blohm & Voss Bv 138 с двигателем
- ↑ Суффикс «MS» в BV 138 MS означал Minensuch (буквально «поиск мин»).
- ^ Технические характеристики BV 138
- ^ «2012- Обнаружение двух гидросамолетов времен Второй мировой войны в озере Сютгиол» . clubmarineexplorer.eu (на румынском языке). 2 января 2024 г.
- ^ Флорентина Бозинтан (18 октября 2020 г.). « Сокровища» на дне озера Сютгиол. «Гидросамолеты были аттракционом для туристов! » . cugetliber.ro (на румынском языке).
- ↑ NRK Nordnytt, 14 июня 2013 г.
- ↑ Картверкет, 9 июня 2022 г.
- ^ Грин 2010, стр. 124-129.
Библиография
[ редактировать ]- Грин, Уильям (1972). Боевые самолеты Второй мировой войны, Том пятый: Летающие лодки (Пятое изд.). Лондон, Великобритания: ISBN Macdonald & Co. Ltd. 0-356-01449-5 .
- Грин, Уильям (1979). Боевые самолеты Третьего рейха (Четвертое изд.). Лондон, Великобритания: ISBN Macdonald and Jane's Publishers Ltd. 0-356-02382-6 .
- Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего рейха: Том первый (Первое изд.). Лондон, Великобритания: Креси. ISBN 978-1-900732-06-2 .
- Ледвох, Януш (1998). Bv 138 (Wydawnictwo Militaria 64) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria. ISBN 83-7219-015-1 .
- Мансон, Кеннет (1960). Авиация противника (немецкая и итальянская) Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Ian Allan Ltd.
- Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсетт, Великобритания: Blandford Press. ISBN 0-7137-0860-3 .
- Новарра, Хайнц Дж.; Кокс, Дон (1997). Blohm & Voss Bv 138 (Военная история Шиффера) . Атглен, Пенсильвания, США: ISBN Schiffer Publishing Ltd. 0-7643-0296-5 .
- Смит, Дж. Ричард; Кей, Энтони (1972). Немецкая авиация Второй мировой войны (Первое изд.). Лондон, Великобритания: ISBN Putnam & Company Ltd. 0-370-00024-2 .
- Вагнер, Рэй; Новарра, Хайнц (1971). Немецкие боевые самолеты: комплексный обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год . Нью-Йорк, США: Даблдей.
- Викси, Кен (июль – август 1999 г.). «Флагботы из Гамбурга: краткая история летающих лодок Blohm und Voss». Энтузиаст авиации (82): 42–48. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]