Jump to content

Операция Страна чудес

Операция Страна чудес
Часть Арктического театра Второй мировой войны.
Дата 16–30 августа 1942 г. ( 16 августа 1942 г. - 30 августа 1942 г. )
Расположение
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Германия  Советский Союз
Командиры и лидеры
Сила
Северный флот
Жертвы и потери
ноль
  • ~ 80 человек убито
  • Сибиряков затонул
  • 5 грузовых судов потоплены
  • 2 грузовых корабля повреждены
  • 2 канонерские лодки повреждены

Операция «Страна чудес» ( Unternehmen Wunderland ) — операция Кригсмарине, проводившаяся с 16 по 30 августа 1942 года в Баренцевом и Карском морях у арктического побережья Советского Союза. Операция представляла собой нападение на советское судоходство, использовавшее Северный морской путь , который пролегал вдоль советского арктического побережья от Берингова пролива на запад вдоль Сибири до Карского моря. Операция была первой частью кампании по доминированию в морях западной Арктики. Сообщения японской военно-морской разведки предупредили немцев о прибытии конвоя EON-18.

Немецкий крейсер «Адмирал Шеер» при поддержке пяти подводных лодок и самолетов-разведчиков 16 августа отплыл в Карское море, где столкнулся с паковыми льдами. На крейсере находился гидросамолет-разведчик Arado Ar 196 , обнаруживший несколько групп кораблей. Адмирал Шеер потопил ледокол «А. Сибиряков» и обстрелял советскую базу в Диксоне, прежде чем вернуться на свою базу в Киркенесе на севере Норвегии. Скудный результат, полученный адмиралом Шеером, был превзойден подводными лодками в этой операции.

Немецкие планы

[ редактировать ]

В 1942 году Seekriegsleitung (SKL) Oberkommando der Marine , высшего командования ВМС Германии ( Kriegsmarine ), искало достаточно безопасные оперативные возможности для своих тяжелых подразделений. 5 мая адмирал Рольф Карлс , командующий Marinegruppe Nord (Военно-морская группа «Север»), приказал адмиралу Хуберту Шмундту , командующему немецкими военно-морскими силами в северной Норвегии, изучить возможность отправки тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» , «Лютцов» или «Адмирал». Хиппер , базировавшийся на севере Норвегии, в вылазке против конвоев, идущих по Северному морскому пути . В июле военно-морская группа «Север» предложила план отправки «Адмирала Шеера» в Карское море для нападения на советские торговые суда на Северном морском пути. Поскольку Адольф Гитлер отказал адмиралу Шееру в разрешении на вылет в Атлантику, Редер согласился на эту «импровизированную операцию». [ 1 ] Страна чудес была первой частью плана по получению контроля над западной частью Арктического моря, за которым последовала операция «Зар» . [ 2 ]

Немцы располагали информацией о полярных льдах и аэрофотоснимками частей Карского моря и его побережья с дирижабля «Граф Цеппелин» , совершившего полярный полет в июле 1931 года. Экипаж «Графа Цеппелина» собрал информацию о ледовой обстановке и сфотографировал Франца-Иосифа. Суша ( Земля Франца Иосифа ), Северная Земля ( архипелаг Северная Земля ) и части побережий полуострова Таймыр ( Полуостров Таймыр и Новая Земля). Точные карты составлены методом фотограмметрии по аэрофотоснимкам. Сведения о ледовой обстановке и навигационных проблемах можно было также получить из отчета Kapitän zur See Роберта Эйссена , командира вспомогательного крейсера и рейдера «Комета» , проходившего северным маршрутом в сопровождении советского ледокола в 1940 году. [ 3 ]

5 мая 1942 года Marinenachrichtendienst (MND, Военно-морская разведка) получила от военнопленного информацию о том, что поселок Амдерма на Карском море , к югу от Новой Земли, был расширен до крупного порта и имеет железнодорожное сообщение. в Воркуту , оттуда в глубинку Советского Союза. 29 июня шпионы в Канаде сообщили, что 18 000 бушелей пшеницы были погружены на корабли в Ванкувере , направлявшиеся в Сибирь . 1 июля Карлс представил план отправки адмирала Шеера и Лютцова в Карское море против кораблей, идущих Северным морским путем, для бомбардировки Амдермы и нападения на любые обнаруженные рыболовные суда. [ 4 ] SKL приняла этот план, но 8 августа ограничила его адмиралом Шеером из-за нехватки топлива. Вылет был назначен на середину августа, когда ледовые условия будут наименее мешать, во время затишья в арктических конвоях союзников после победы над конвоем PQ 17 (27 июня - 10 июля 1942 г.). [ 5 ]

Адмирал Шеер

[ редактировать ]
Опознавательный рисунок адмирала Шеера

Адмирал Шеер представлял собой крейсер сварной конструкции класса Deutschland с дизельными двигателями мощностью 56 000 л.с. (42 000 кВт), дальностью полета 21 500 морских миль (39 800 км; 24 700 миль) и максимальной скоростью 28 узлов (52 км / ч; 32). миль в час). Корабль нес шесть 280-мм (11 дюймов) орудий в двух трехместных башнях, восемь 150-мм (5,9 дюйма) орудий, восемь 47-мм (1,9 дюйма) орудий, десять пулеметов и восемь торпедных аппаратов. Корабль имел пояс брони толщиной 10 см (3,9 дюйма) по ватерлинии и 14 см (5,5 дюйма) брони на башнях. Два гидросамолета Arado Ar 196 были перевезены для разведки, но один остался во время вылета в Карское море; Адмирал Шеер имел экипаж из 1150 человек. [ 3 ]

Коммодор Вильгельм Мендсен-Болькен , капитан «Адмирала Шеера» , получил значительную степень свободы действий в операции. Мендсен-Болькен должен был атаковать советские конвои, идущие с востока по северному маршруту в Карском море. Бомбардировка Амдермы была желательна, но решение оставалось на усмотрение капитана. Траулеры должны были проводить ледовую разведку, но позже ее заменили на две подводные лодки. Эсминцы эскорта не могли сопровождать «Адмирала Шеера» в Карское море из-за их ограниченной выносливости и тонкости корпуса. Было жизненно важно застать советские власти врасплох, и адмирал Шеер должен был оставаться за пределами видимости суши и хранить радиомолчание. сотрудники B-Dienst ( Beobachtungsdienst Observation Service), Кригсмарине службы радиоперехвата , под командованием фрегаттенкапитана Дистервега. Чтобы помочь найти советские конвои, на корабль были погружены [ 6 ]

Разведывательные отчеты

[ редактировать ]
Map of the Vilkitsky Strait, between the Taymyr Peninsula and Severnaya Zemlya

В июле японская военно-морская разведка сообщила, что 16 июля двадцать торговых судов, как сообщается, прибыли в Петропавловск , а 26 июля японцы сообщили об отплытии большого конвоя, включая эскорт советских эсминцев, к северу от порта. [ 3 ] (В 2020 году Е. П. Гуриев писал, что Конвой ЭОН-18 состоял из шести торговых судов с эсминцами «Баку» , «Разумный» и «Разящий» с ледоколами «А. Микоян» и Л. « Каганович» .) [ 7 ] Сообщалось, что к 1 августа конвой достиг Берингова пролива . По оценкам SKL, конвой войдет в Карское море через пролив Вилькицкого , к югу от архипелага Северная Земля, 15 или 16 августа. Немецкие шпионы уведомили SKL, что колонна, идущая на восток, должна была отправиться из Архангельска 15 августа. [ 3 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Поселения Карского моря

[ редактировать ]

В 1942 году на берегу Карского моря насчитывалось 18 населенных пунктов, включавших метеостанции, станции ледовой разведки и станции радиосвязи. Станции были гражданскими, но имели важное значение для Северного морского пути. Карская конечная точка Северного морского пути имела локальный центр на острове Диксон . На острове располагались радиостанция, геофизическая обсерватория, взлетно-посадочная полоса и региональный штаб Главсевморпути – Главного управления Северного морского пути. Гавань Диксона находилась на материке напротив, а в центре якорной стоянки на острове Конус находился большой угольный склад. Амдерма не была частью Северного морского пути, а была несуществующей шахтой, небольшим поселением без железной дороги и порта. Оборонительный потенциал поселений Карского моря был скудным; Торговые суда и ледоколы имели на вооружении пушки и зенитное вооружение, но полярные станции не были защищены. Поскольку Диксон служил западным терминалом Северного морского пути, перед войной на нем были построены скромные оборонительные сооружения. Для прикрытия гавани и внешних подходов здесь были размещены две артиллерийские батареи: одна из 152-мм и одна из 130-мм орудий, а также зенитная батарея. Меры предосторожности на полярных станциях ограничивались аварийными радиостанциями, спрятанными за пределами базы, где их не было видно с моря, оснащенными припасами, топливом, спальными мешками, палатками и другим необходимым на случай нападения. [ 8 ]

Предварительные операции

[ редактировать ]

On 26 July the submarine U-601 ( Korvettenkapitän Peter-Ottmar Grau) bombarded a Russian polar station at Karmakuly on Novaya Zemlya and sank the Soviet merchant ship Krestyanin (2,513  GRT ) near the Matochkin Strait off Yuzhny Island , the southern island of Novaya Zemlya on 1 August. [ 9 ] [ 10 ] Для маскировки «Адмиралу Шееру» пришлось бы войти в Карское море северным маршрутом мимо мыса Желания , а 11 августа U-601 вышла из Киркенеса в воды севернее Новой Земли для проверки ледовой границы. U-251 ( «Корветтенкапитан Генрих Тимм ») должна была войти в Карское море с юга, через Югорский пролив , отделяющий остров Вайгач от Югорского полуострова на материке. 14 августа Карлс приказал начать операцию; На подходе была зона низкого давления , и предполагалось, что адмирал Шеер должен использовать плохую видимость, обычную для зон низкого давления, чтобы пересечь Баренцево море незамеченным. Затишье в конвоях союзников высвободило больше подводных лодок для Страны чудес . U-209 ( капитанлейтенант Генрих Бродда) была отправлена ​​​​для наблюдения за западным входом в Карский пролив , а U-456 ( капитанлейтенант Макс-Мартин Тейхерт) - на западную оконечность пролива Маточкин . [ 11 ] [ 6 ] С 11 по 17 августа U-255 ( капитанлейтенант Рейнхарт Рече) и летающая лодка BV 138 , оснащенная дополнительными топливными баками, рекогносцировали архипелаг Шпицберген , а U-435 ( капитанлейтенант Зигфрид Стрелов) доставила на метеостанцию ​​партию Кноспе (Буд). на острова для обеспечения метеорологической информацией судов, курсирующих по Северному морскому пути. [ 12 ] 15 августа U-601 сообщила, что граница льда составляет 100 миль (190 км; 120 миль) к северу от мыса Желания. [ 6 ]

Компания Страна чудес

[ редактировать ]

16–19 августа

[ редактировать ]
Адмирал Шеер в море (фото около 1935 г. )

Адмирал Шеер покинул Нарвик 16 августа 1942 года в сопровождении эсминцев «Фридрих Экольдт» , «Эрих Штайнбринк» и «Ричард Бейтцен» . Корабли направились на юг, чтобы ввести в заблуждение британцев, а затем эсминцы направились к Тромсё . Погодные условия были превосходны для укрытия, штормы и плохая видимость, но 18 августа адмирал Шеер едва не был замечен советским торговым судном. Встреча с U-601 была запланирована сразу после полуночи 18/19 августа в 78 ° с.ш., 72 ° в.д.  / 78 ° с.ш., 72 ° в.д.  / 78; 72 . Грау сообщил, что маршрут на восток, в Карское море, свободен ото льда и что никаких самолетов или кораблей замечено не было. Грау отплыл на юг, чтобы патрулировать устья рек Обь и Енисей , самой крупной реки, впадающей в Северный Ледовитый океан. [ 6 ] Адмирал Шеер миновал мыс Желания на северной оконечности Новой Земли, границе Баренцева и Карского морей. [ 13 ]

«Адмирал Шеер» направился на восток к проливу Вилькицкого через паковый лед, а «Арадо» совершил два вылета в поисках наиболее чистого маршрута. Лед увеличился, и в 21:00 примерно в 20 морских милях (37 км; 23 мили) к северу от острова Уединения Мендсен-Болькен развернул корабль, опасаясь повреждения гребных винтов. Направившись на запад, чтобы освободиться ото льдов, крейсер повернул на юго-восток вдоль кромки пакового льда. Утром 20 августа адмирал Шеер встретился с U-251; Корветтенкапитан Тимм поднялся на борт крейсера, чтобы доложить, и сказал, что никаких кораблей не было видно, но отметил, что воронка дыма от адмирала Шеера была видна на расстоянии 32 км (20 миль) в ясном, спокойном арктическом воздухе. U-251 повернула на юг, и «Адмирал Шеер» продолжил свой путь на юго-восток к морю Лаптевых , чтобы устроить засаду прибрежному судоходству. В этих незнакомых прибрежных водах Мендсен-Болькен обнаружил, что его карты ненадежны; шхеры (скалистые островки) были обнаружены в предположительно открытых водах и отмелях. (подводные хребты и банки) появились там, где была отмечена глубокая вода. [ 14 ]

20–24 августа

[ редактировать ]
The Nordenskiöld Archipelago (in red) Severnaya Zemlya above (in green)

20 августа экипаж «Арадо» заметил три группы советских кораблей, в том числе ледоколы «Ленин» и «Красин», возле острова Кравкова на островах Мона , примерно в 16 морских милях (30 км; 18 миль) к северу от западного побережья полуострова Таймыр. 23 августа еще несколько кораблей были замечены в проливе Вилькицкого между полуостровом Таймыр и островом Большевик в архипелаге Северная Земля. [ 15 ] С 20 по 25 августа Карское море обследовалось на север и восток в направлении пролива Вилькицкого и на запад до острова Уединения, чтобы найти конвои, обнаруженные «Арадо» или обнаруженные партией « Б-Диенст» . [ 14 ]

Поискам помешал густой туман, и адмирал Шеер потерял след конвоев, а затем был вынужден потопить «Арадо» после аварии при приземлении. Во время поисков к северу от острова Русский в Норденшельд архипелаге адмирал Шеер был окутан настолько густым туманом, что Мендсен-Болькен был вынужден встать на якорь среди дрейфующего льда, который начал слипаться, потенциально заманивая корабль в ловушку. Видимость улучшилась, и Мендсен-Болькену удалось выбраться изо льда. [ 14 ] Туман и льдины не позволили кораблю приблизиться, и по прибытии к островам Мона русские корабли ушли. [ 15 ]

25 августа

[ редактировать ]
Карта моря Лаптевых

25 июля две мачты были замечены на расстоянии 19 морских миль (35 км; 22 мили), и Миндсен-Болькен подошел к кораблю, чтобы перехватить его коды и шифры, чтобы подслушать российские беспроводные сообщения о ледовой обстановке вокруг пролива Вилькицкого. Корабль представлял собой ледокол «Сибиряков» водоизмещением 1384 брт ( Капитан Анатолий Качарава ), вооруженный двумя 76-мм и двумя 45-мм орудиями. Когда его заметили, Сибиряков направлялся к мысу Арктический , на северной оконечности Северной Земли, чтобы посетить метеостанцию. На станцию ​​был отправлен дополнительный персонал, в результате чего численность корабля составила 104 человека. [ 14 ] [ а ]

Русские приняли «Адмирал Шеер» приближавшийся в лоб за крейсер USS Tuscaloosa . Тогда Качарава заподозрил подозрение, приказал действовать постам и повернул в сторону острова Белуга к югу от мыса Диксон и к северо-востоку от пролива Входной в районе острова Входной . Русские попытались передать Диксону сигнал бедствия «Заметили неизвестный вспомогательный крейсер, который приближается к нам; пожалуйста, посмотрите этот канал», но операторам B-Dienst на «Адмирале Шеере» удалось заглушить сигнал. Российскому капитану был отдан приказ «Спустить флаг и сдаться», после чего последовал предупредительный выстрел. Артиллеристы «Сибирякова» ответили быстро, но у них было безнадежно меньше вооружения; Адмирал Шеер произвел шесть залпов и получил четыре попадания, поджег . Сибиряков [ 16 ]

Немцы спустили лодку с абордажем, чтобы забрать кодовые книги и другие документы, когда Сибиряков начал тонуть, но Качарава приказал инженеру Бочурко открыть забортные краны ; Бочурко выполнил приказ и пошел ко дну вместе с кораблем. Спасательные шлюпки были спущены, и большинство выживших, включая раненого Качараву, направились к острову Белуга, но были перехвачены катером. (Существуют противоречивые сообщения о количестве взятых в плен пленных, которое варьируется от 19 до 28. [ 17 ] ) Некоторые россияне отказались от спасения, предпочитая утонуть или умереть от разоблачения; одному мужчине удалось добраться до острова, где его спасли через месяц. [ 16 ]

26 August, attack on Dikson

[ редактировать ]
Map showing Dikson on the Taymyr peninsula

B-Dienst услышал предупреждение для всех советских судов в Карском море о том, что неизвестный немецкий корабль находится на свободе, а это означало, что элемент внезапности был утрачен. Опасаясь нападения авиации, Мендсен-Болькен отплыл от полуострова Таймыр. Северо-западные ветры продолжали загонять лед в устье пролива Вилькицкого и после потери «Арадо» от атаки на стоявший рядом конвой пришлось отказаться. [ 18 ] Объем беспроводных передач из Диксона на корабли и порты, перехваченных группой B-Dienst, показал, что это важная база для западной оконечности Северного морского пути. [ 19 ] Чтобы помешать этим конвоям и получить ледовые данные, которые могли бы помочь достичь целей Страны чудес , Мендсен-Болькен решил атаковать порт и 26 августа направился на юг. У Миндсен-Болькена была информация, что Диксон охраняют шестьдесят пограничников, оснащенных стрелковым оружием. [ 20 ]

Немцы не знали, что когда началась война, начальник Главного управления Северного морского пути Иван Папанин попросил усилить оборону Диксона. В Диксон были отправлены 226-я морская батарея с двумя 130-мм (5,1 дюйма) орудиями и 246-я зенитная батарея с двумя 45-мм (1,8 дюйма) орудиями, а затем 569-я тяжелая батарея с двумя орудиями образца 1910 152-мм (6,0 дюйма) г. в) осадные орудия. [ 21 ] Кораблям в Диксоне было приказано ждать событий на юг, к реке Гольчиха. [ 17 ] 26 августа офицеры Диксона встретились на борту СКР-19 Семена Дежнева (старший лейтенант А.С. Гидулянов) и решили сформировать два отряда милиции под командованием начальников полярной станции Сидорина и Статова. У пограничников были две 37-мм противотанковые пушки, 76-мм зенитная пушка и 75-мм гаубица. Порт патрулировали 300 ополченцев с винтовками, охотничьими ружьями и карабинами. Женщин и детей эвакуировали в поселок на реке Лембровке вместе с конфиденциальными документами. [ 22 ]

Орудия снимались и загружались для переброски в бухту Белуга на южном острове Новой Земли, которая подвергалась частым атакам немецкой авиации. [ 23 ] Командир 569-й тяжелой батареи лейтенант Корняков приказал выгрузить 152-мм боеприпасы и отобрал добровольцев для орудий из докеров. [ 21 ] Комиссар Беломорской военно-морской группы Бабинцев и Гидулянов отправились на разведку к мысу Кречатик вместе с буксиром Молоковым , тянущим баржу с 226-й морской батареей и ее боекомплектом, чтобы решить, где ее разместить. Дежнев имел на вооружении четыре 76-мм пушки, четыре 45-мм пушки и четыре 20-мм пушки «Эрликон». Прибыл «Революционер» (капитан Главсевморпути Панфилов ), вооруженный 76-мм пушкой, 45-мм пушкой и двумя «Эрликонами» с грузом леса. Третьим кораблем в порту была «Кара» , безоружная и перевозившая сотни тонн взрывчатки, используемой для минирования и расчистки путей через ледяные поля. [ 21 ] 27 августа в 1:05 наблюдатели возле бывшей огневой позиции 226-й батареи на северо-западе порта заметили «Адмирала Шеера» на юге, вдоль западного берега острова Диксон. Была поднята тревога, и радиостанция начала ясно передавать предупреждения. Два дозорных с винтовкой и пятью патронами следовали за кораблем, готовые вступить в бой с десантом. [ 24 ]

Расположение острова Диксон и Диксона в устье реки Енисей.

Дежнев находился недалеко от угольного терминала острова Конус во внутренней гавани, и Гидулянов приказал кораблю отойти от терминала ближе к берегу. Примерно через тридцать минут адмирал Шеер миновал навигационную станцию ​​в Скуратове недалеко от южной гавани, в 7,2 км от порта. [ 24 ] Мендсен-Болькен подготовил десант из 180 человек, который должен был быть прикрыт основным и дополнительным вооружением, для высадки как можно ближе к офису Главсевморпути , сводя к минимуму время, в течение которого отряд мог быть задействован до его приземления. Ожидалось небольшое сопротивление, возможно, легкий артиллерийский огонь с торговых судов и берегового гарнизона. [ 24 ] Дежнев двинулся в путь, и Гидулянов приказал идти полным ходом, намереваясь атаковать левый борт «Адмирала Шеера» , чтобы в случае повреждения он мог потопить «Дежнев» в промежутке между островом Пирожок и мелководьем, затруднив доступ к внутренней гавани. Когда немецкий корабль приблизился, Гидулянов тянул время, подавая сигнал о необходимости идентификации, но как только адмирал Шеер оказался в поле зрения русских кораблей, он открыл огонь, как и Дежнев , целясь в мостик, фок-фук и дальномеры. и видеть взрывы. [ 25 ] [ б ]

Дежнев получил несколько попаданий, но бронебойные снаряды прошли корпус. Были заменены фугасные боеприпасы, которые вскоре вызвали серьезные повреждения, в том числе пробоины ниже ватерлинии. Шесть членов экипажа погибли, один смертельно ранен и двадцать ранены. Дежнев начал дымить, укрылся, направившись в бухту Самолетная, но в 1:36 Гидулянов попытался предотвратить опрокидывание корабля, а аварийно-спасательная служба сообщила, что на ремонт и высвобождение корабля потребуется три часа. [ 25 ] Адмирал Шеер сменил прицеливание и трижды быстро ударил по «Революционеру» , несмотря на дымовую завесу, поджег его, перерезав паровую трубу и заклинив лебедку подъема якоря, удерживая корабль на месте. Кара была довольно хорошо защищена берегом и дымом, но затем 152-мм орудия начали стрелять, подняв столбы воды рядом с адмиралом Шеером . [ 26 ] Орудия были расположены возле пирса на фоне земли, в дымке и дымовой завесе. Тяжелые снаряды стали неожиданностью для немцев, но орудия весом 8 т (7,9 длинных тонн; 8,8 коротких тонн) откатывались после каждого выстрела, и для возврата орудий на огневые позиции приходилось использовать грузовик. [ 27 ]

Артиллеристы и добровольцы раздобыли бревна, чтобы заблокировать следы орудий, что позволило им увеличить скорострельность. В 1:46 ночи, когда 569-я батарея произвела сорок выстрелов, адмирал Шеер задымился, обогнул мыс Анвил и двинулся на север вдоль острова Диксон, в течение пяти минут бомбардируя метеостанцию ​​на острове Грейт-Беар. 569-я батарея открыла огонь вслепую на звук орудий, но успеха не имела. Меендсен-Болькен получил сообщения о том, что нефтебаза и уголь на острове Конус горят, мачты радиосвязи сбиты, радиостанция, ее электростанция и другие постройки горят. Израсходовав 20 процентов корабельного боекомплекта, продолжая обстрел из тяжелых русских орудий и нуждаясь в экономии боеприпасов, Мендсен-Болькен решил пустить больше дыма, повернул на правый борт и направился обратно в Карское море. Компания B-Dienst перехватила советский сигнал о Куйбышева затоплении и ошибочно подумала, что он находился в гавани; Корабль был потоплен 24 августа U-601 на позиции северо-западнее Диксона. Ущерб, нанесенный бомбардировкой, был гораздо менее значительным, чем предполагали немцы. «Революционер» заработал через три дня, Дежнев — через три дня. ледоколы «Литке» и «Таймыр» зашли в порт Дудинку и через три дня привезли обратно достаточно топлива для следующего конвоя. [ 28 ]

27–30 августа

[ редактировать ]

Хотя «Адмирал Шеер» был поврежден лишь поверхностно, если вообще был поврежден, русским пришлось лишь на короткое время приостановить конвои, а обледенение Карского моря вынудило бы рейдер отступить или рискнуть оказаться в ловушке. Рано утром 28 августа Карлс отдал приказ Мендсену-Болькену отправиться домой в полдень 29 сентября. Мендсен-Болькен нарушил молчание радиосвязи, чтобы запросить разрешение на задержку, чтобы совершить обход к югу от архипелага Франца-Иосифа к Шпицбергену, но в этом было отказано, и адмирал Шеер начал обратный путь. [ 29 ] 29 августа эсминцы Friedrich Eckoldt , Erich Steinbrinck и Richard Beitzen вышли на встречу с адмиралом Шеером возле Медвежьего острова и к 30 августа сопроводили крейсер обратно в Киркенес. [ 30 ] Вскоре после возвращения «Адмирала Шеера» его заметили британские самолеты-разведчики, и советские власти были проинформированы о том, что надводные корабли больше не подвергаются опасности судоходству в Карском и Баренцевом морях. [ 31 ]

Операции подводных лодок

[ редактировать ]
Map of the Kara Sea; Pechora Sea south-west of Novaya Zemlya

17 августа к западу от Югорского пролива, в узком проливе между Печорским и Карским морями, в юго-восточной части Баренцева моря, U-209 заметила конвой советской секретной службы (НКВД) в составе буксиров «Комсомолец». и «Норд», буксирующий более легкие Ш-500 , П-4 и «Комилес» , буксир с неисправным двигателем. Колонна направлялась в Нарьян-Мар вверх по реке Печора . В лихтере перевозились строительные материалы, а в Р-4 находилось 300 узников ГУЛАГа. Около 7:00 U-209 всплыла и открыла огонь по конвою из палубной пушки. Первым атаковали П-4 , и пленных в черной форме приняли за красноармейцев. Баржа загорелась, и охранники прыгнули за борт; «Комсомолец» сбросил буксир, и U-209 сменила цель, потопив ее. Р-4 был торпедирован, и Норд сбежал, позже вернулся с парой советских тральщиков, но обнаружил только 23 из 328 человек, ни один из которых не был пленным. [ 32 ]

20 августа U-456 атаковала советский ледокол СКР-18/ Федор Литке у Китовой бухты, населенного пункта на полуострове Гусиная Земля острова Южный (Новая Земля), но ее торпеды не попали. Подводная лодка подверглась глубинной бомбардировке четырех судов сопровождения и скрылась, нырнув под лед. [ 33 ] 24 августа Ю-601 потопила торговое судно «Куйбышев» (2332 брт) и буксир «Медвежонок » у мыса Желания (мыс Желания). 25 августа U-255 уничтожила артиллерийским огнем советскую радиостанцию ​​на мысе Желания. 28 августа U-209 подвергла бомбардировке станцию ​​радиосвязи и маяк в Ходоварихе на острове Заворот. [ 34 ] U-589 заминировала западную оконечность пролива Маточкин, а 7 сентября подводная лодка подвергла бомбардировке радиостанцию ​​на острове Уединения. находился немецкий наблюдательный пункт Послевоенное расследование обнаружило доказательства того, что на острове Вардропер, самом дальнем из Шхер Минина, во время Страны чудес . Исследовательский корабль «Исследователь» , направлявшийся к навигационному маяку на острове, обнаружил заброшенный лагерь с немецкими этикетками на выброшенных консервных банках и беспроводной антенной на маяке. [ 29 ] [ с ]

Последствия

[ редактировать ]

Операция «Страна чудес» ( Unternehmen Wunderland ) имела скромный успех. Из-за неблагоприятных погодных условий и обилия льдин адмирал Шеер не рискнул выйти за пределы пролива Вилькицкого. Страна чудес затронула только судоходство в Баренцевом и Карском морях. К концу августа плавание « Адмирала Шеера» завершилось, а к середине сентября операции подводных лодок были прекращены из-за замерзания морской поверхности толстым паковым льдом, особенно в Карском море, не затронутом потеплением. Атлантические течения замерзают гораздо раньше. Советскому флоту не удалось перехватить «Адмирала Шеера», поскольку Главсевморпуть , управлявший судоходством в Карском море, в течение 36 часов не информировал штаб Северного флота. [ 35 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Операция «Страна чудес II» была запланирована на 1 августа 1943 года с участием тяжелого крейсера немецкого крейсера «Лютцов» (1940 г.), но рейд был отменен. Несмотря на завершение «Страны чудес II» 4 октября 1943 года, операции в Карском море возобновились в следующем году до 4 октября 1944 года. [ 36 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. «Сибиряков» был построен в 1909 году на корабле «Клайд», работал тюленеводом «Беллавенчер» у Ньюфаундленда и в 1932 году совершил первый односезонный переход по Северному морскому пути, потеряв гребной винт к концу плавания и достигнув Берингова пролива с импровизированными парусами. . [ 14 ]
  2. ^ Немецкие источники не упоминают о повреждениях надстройки. [ 25 ]
  3. В 1975 году Уильям Барр писал, что большинство кораблей Северного морского пути проходили мимо острова, поэтому это место было выбрано правильно. [ 29 ]
  1. ^ Ран 2001 , с. 456.
  2. ^ Барр 1975 , стр. 461–463; Уоллинг 2012 , с. 183.
  3. ^ Jump up to: а б с д Барр 1975 , с. 464.
  4. ^ Барр 1975 , стр. 461–463.
  5. ^ Барр 1975 , стр. 463–464.
  6. ^ Jump up to: а б с д Барр 1975 , с. 465.
  7. ^ Гурьев 2020 , с. 4.
  8. ^ Барр 1975 , с. 463.
  9. ^ Патерсон 2016 , с. 132.
  10. ^ Вудман 2004 , с. 259; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 182.
  11. ^ Патерсон 2016 , стр. 112, 115.
  12. ^ Патерсон 2016 , с. 115; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 187.
  13. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 187.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Барр 1975 , с. 466.
  15. ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 187; Кемп 1993 , стр. 99–100.
  16. ^ Jump up to: а б Барр 1975 , стр. 466–467.
  17. ^ Jump up to: а б Барр 1975 , с. 467.
  18. ^ Барр 1975 , с. 367.
  19. ^ Уоллинг 2012 , с. 193.
  20. ^ Барр 1975 , стр. 467–468; Уоллинг 2012 , с. 195.
  21. ^ Jump up to: а б с Уоллинг 2012 , с. 194.
  22. ^ Уоллинг 2012 , стр. 194–195.
  23. ^ Барр 1975 , стр. 467–468.
  24. ^ Jump up to: а б с Уоллинг 2012 , с. 195.
  25. ^ Jump up to: а б с Уоллинг 2012 , с. 196.
  26. ^ Уоллинг 2012 , с. 197.
  27. ^ Уоллинг 2012 , с. 198.
  28. ^ Уоллинг 2012 , стр. 198–199.
  29. ^ Jump up to: а б с Барр 1975 , с. 469.
  30. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 188, 192.
  31. ^ Уоллинг 2012 , с. 199.
  32. ^ Патерсон 2016 , с. 133.
  33. ^ Барр 1975 , с. 470.
  34. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 188, 192; Кемп 1993 , стр. 99–100; Гурьев 2020 , с. 4.
  35. ^ Кемп 1993 , стр. 99–100.
  36. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 265.
  • Барр, Уильям (1975). «Операция «Страна чудес»: Адмирал Шеер в Карском море, август 1942 года». Полярный рекорд . 17 (110): 461–472. Бибкод : 1975PoRec..17..461B . дои : 10.1017/S0032247400032447 . ISSN   0032-2474 . S2CID   130712587 .
  • Буг, Х.; Ран, В.; Стамп, Р.; Вегнер, Б. (2001) [1990]. Глобальная война: перерастание в мировую войну и смена инициативы 1941–1943 гг. [ Расширение конфликта в мировую войну и смена инициативы 1941–1943 гг .]. Германская империя и Вторая мировая война ( Германия и Вторая мировая война ). Том VI. Перевод Осерса, Эвальда; Браунджон, Джон; Крэмптон, Патрисия; Уиллмот, Луиза (англ. пер. Cambridge University Press, Лондонское изд.). Штутгарт: Немецкое издательство Управления военно-исторических исследований. ISBN  0-19-822888-0 .
    • Ран, В. «Часть III. Война на море, в Атлантике и Северном Ледовитом океане IV. Операции на северном фланге Европы». В Boog et al. (2001) .
  • Гурьев, Е.П. (2020). «Боевые действия немецких вооруженных сил на Северном морском пути в годы Великой Отечественной войны» . Серия конференций IOP: Науки о Земле и окружающей среде . 434 (1): 012001. Бибкод : 2020E&ES..434a2001G . дои : 10.1088/1755-1315/434/1/012001 .
  • Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  978-1-85409-130-7 – через Archive Foundation.
  • Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN  978-0-7509-6896-6 .
  • Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Уоллинг, Майкл (2012). Забытая жертва: Арктические конвои Второй мировой войны . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-78200-290-1 .
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пейяр, Леонс (1970). Общая история подводной войны: 1939–1945 гг. [ История подводной войны 1939–1945 гг. ] (на французском языке). Париж: Издания Роберта Лаффона. ОСЛК   2152928 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e9723ccb97997ee6e70bbf85de22fe7__1719692880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/e7/3e9723ccb97997ee6e70bbf85de22fe7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Wunderland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)