Конвой PQ 14
Конвой PQ 14 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических военно-морских операций Второй мировой войны. | |||||||
Германия оккупировала Норвегию (зеленым цветом) вдоль морского пути на север России. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Союзники | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Стюарт Бонем Картер | Ханс-Юрген Штумпфф | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
PQ 14 и эскорт | Воздушный флот 5 | ||||||
Сила | |||||||
26 торговых судов различное количество сопровождающих | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 корабль затонул 16 кораблей вернулись с ледовыми повреждениями | 1 Юнкерс Ю 88 |
Convoy PQ 14 — арктический конвой, отправленный из Великобритании западными союзниками для помощи Советскому Союзу во время Второй мировой войны . Конвои из Британии отправлялись с августа 1941 года, и была использована вечная тьма арктической зимы. Немецкие операции против конвоев были приглушены из-за необходимости поддержки операции «Барбаросса» , уверенности в скорой победе и небольшого размера конвоев. В конце 1941 — начале 1942 года Люфтваффе и Кригсмарине усилили Норвегию авиацией и кораблями.
Конвой отплыл в апреле 1942 года, когда световой день уже увеличивался, а полярный лед еще не отступил. В ночь с 10 на 11 апреля тридцатичасовое плавание в тумане и паковых льдах причинило такой ущерб, что 16 судам пришлось повернуть назад и вернуться в Исландию. 16 апреля в результате атак авиации и подводных лодок одно торговое судно было потоплено, а семь оставшихся кораблей конвоя достигли Мурманска . Союзникам придется использовать более крупные конвои в опасные летние месяцы, чтобы успеть доставить грузы.
Координация атак немецких самолетов и подводных лодок вызвала обеспокоенность ВМФ, поскольку световой день увеличился до вечного дневного света полуночного солнца. Несмотря на недавнее усиление сопровождения конвоев, последние четыре дня путешествия будут находиться под постоянным наблюдением, и атаки подводных лодок участятся, так же как эскорт был затруднен из-за нехватки топлива; ВМФ прогнозировали серьезные потери.
Фон
[ редактировать ]Ленд-лиз
[ редактировать ]После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР , Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 1 ] До сентября 1941 года британцы отправили 450 самолетов, 22 000 длинных тонн (22 000 т) каучука, 3 000 000 пар обуви и запасы олова, алюминия, джута, свинца и шерсти. В сентябре представители Великобритании и США отправились в Москву, чтобы изучить советские требования и их способность их удовлетворить. В октябре 1941 года представители трех стран составили протокол на срок до июня 1942 года и согласовали новые протоколы, которые будут действовать с 1 июля по 30 июня каждого последующего года до окончания ленд-лиза. В протоколе перечислялись поставки, ежемесячные темпы поставок и итоговые суммы за период. [ 2 ]
В первом протоколе указывалось, какие припасы необходимо отправить, но не были указаны корабли для их перевозки. У СССР не хватало кораблей и эскорта, а англичане и американцы, взявшие на себя обязательство «помочь с доставкой», за неимением альтернативы взялись доставлять припасы. Главной потребностью СССР в 1941 году была военная техника для возмещения потерь, поскольку на момент переговоров два крупных авиационных завода переносились на восток из Ленинграда и еще два - с Украины. Для возобновления производства потребуется не менее восьми месяцев, пока выпуск самолетов не упадет с 80 до 30 самолетов в день. Великобритания и США обязались отправлять 400 самолетов в месяц в соотношении три бомбардировщика на один истребитель (позже это было отменено), 500 танков в месяц и 300 артиллерийских авианосцев «Брен» . Англо-американцы также обязались отправить 42 000 длинных тонн (43 000 т) алюминия и 3 862 станка, а также различное сырье, продовольствие и медикаменты. [ 2 ]
Британская великая стратегия
[ редактировать ]Растущая мощь немецкой авиации в Норвегии и растущие потери конвоев и их эскорта привели к тому, что контр-адмирал Стюарт Бонем Картер , командующий 18-й крейсерской эскадрой , адмирал сэр Джон Тови , главнокомандующий Флотом Метрополии , и адмирал сэр Дадли Паунд , первый морской лорд , профессиональный глава Королевского флота , единогласно выступает за приостановку арктических конвоев в летние месяцы. Небольшое количество российских кораблей, доступных для встречи арктических конвоев, потери, нанесенные авиацией Luftflotte 5, базировавшейся в Норвегии, и присутствие немецкого линкора «Тирпиц» в Норвегии с начала 1942 года привели к тому, что большое количество кораблей, полных грузов для России, оказалось на мели. Вест-Энд и пустые и поврежденные корабли, ожидающие в Ист-Энде. [ 3 ] Несмотря на мнение военно-морского флота, Черчилль попал под давление со стороны президента Соединенных Штатов Франклина Д. Рузвельта и советского лидера , Иосифа Сталина которые склонились перед политической реальностью и приказали отправить более крупный конвой, чтобы сократить отставание.
Операция оправдана, если половина пройдет. Если мы не предпримем такую попытку, это ослабит наше влияние на обоих наших главных союзников.
— Уинстон Черчилль [ 4 ]
PQ 13 был первым конвоем, понесшим серьезные потери: пять кораблей были потоплены подводными лодками, самолетами и надводными кораблями. [ 5 ] Тови попросил русских увеличить количество патрулей подводных лодок в Баренцевом море и увеличить сопровождение эсминцев на последнем этапе конвоев. Еще больше эскортов было отвлечено от командования западных подходов, чтобы увеличить число кораблей непосредственного эскорта примерно до десяти. Бомбардировочное командование направило 33 тяжелых бомбардировщика «Галифакс» для атаки на Тирпиц 31 марта в чрезвычайно плохую погоду, из-за которой немногим самолетам удалось бомбить, ни одного попадания не было, а пять «Галифаксов» были сбиты. PQ 14 был больше, чем предыдущие конвои. [ 6 ]
Сигнальная разведка
[ редактировать ]британского В Школе кодирования и шифрования правительства (GC&CS), базирующейся в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа взломщиков кодов и аналитиков дорожного движения , которые перехватывали и расшифровывали передачи немецких военно-морских сил. немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», используемые на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, кодовое название «Дельфин» у британцев). К середине 1941 года британские Y-станции смогли читать (W/T) Люфтваффе передачи беспроводной телеграфии и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе. В 1941 году группы перехвата (под кодовым названием «Головные боли») погрузились на боевые корабли. [ 7 ] В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Kriegsmarine Marinenachrichtendienst ( MND), Службы военно-морской разведки Германии, взломал британский военно-морской шифр № 3, пока он не был изменен в январе 1943 года. [ 8 ]
Воздушный флот 5
[ редактировать ]В марте 1942 года Адольф Гитлер издал директиву об усилении усилий по борьбе с конвоями, чтобы ослабить Красную Армию и предотвратить союзников переброску войск на север России для подготовки к высадке на побережье северной Норвегии. Luftflotte 5 ( генерал-полковник Ганс-Юрген Штумпфф ) должен был быть усилен, а Кригсмарине было приказано положить конец арктическим конвоям и военно-морским вторжениям. Люфтваффе и Кригсмарине должны были работать вместе с упрощенной структурой командования, которая была введена в действие после конференции; Военно-морской флот предпочел совместное командование, но Люфтваффе настояло на обмене офицерами связи. Luftflotte 5 должна была быть усилена 2./Kampfgeschwader (KG 30) , 30 что должно было повысить ее готовность к операциям. Эскадрилья Aufklärungsflieger Gruppe 125 более дальние Focke-Wulf Fw 200 Kondor патрульные самолеты из Kampfgeschwader 40 (Aufkl.Fl.Gr. 125) была переброшена в Норвегию, а из Франции были отправлены (KG 40). В конце марта воздушный флот был разделен. Флигерфюрер Норд (Ост) [ Оберст Александр Холле ], самое крупное командование, базировалось в Киркенесе в составе 2./JG 5 , 10.( Z )/JG 5, 1./ StG 5 (5-е крыло пикирующих бомбардировщиков) и 1. Fernaufklärungsgruppe 124 [1./ (F) 124] (1-я эскадрилья, 124-е авиакрыло дальней разведки) обвинено в нападениях на Мурманск и Архангельск, а также в нападениях на автоколонны. [ 9 ]
Части флигерфюрера Норд (Ост) базировались в Петсамо (5./JG 5, 6./JG 5 и 3./Kampfgeschwader 26 . (3./KG 26), Банаке (2./KG 30, 3./KG 30) и 1./(F) 22) и Биллефьорд (1./Kü.Fl.Gr. 125). Флигерфюрер Лофотен ( оберст Ганс Рот) базировался в Бардуфоссе, но не имел постоянных подразделений, которые добавлялись в зависимости от событий. К началу противокорабельной кампании к флигерфюреру Лофотену базировались только эскадрильи берегового в Тронхейме и 1./1./Kü.Fl.Gr.123 Тромсё 906 3./Küstenfliegergruppe . патруля в Сола и отвечал за раннее обнаружение конвоев и атак к югу от линии, ведущей от Тронхейма на запад к Шетландским островам и Исландии , с 1./(F) 22, «Кондорами» 1./KG 40, 1-й эскадрильей береговой разведки ближнего действия. / Küstenfliegergruppe 406 (1./Kü.Fl.Gr. 406), 2./ Küstenfliegergruppe 406 (2./Kü.Fl.Gr. 406) и эскадрилья метеорологической разведки. [ 10 ]
Тактика Люфтваффе
[ редактировать ]Как только будет получена информация о сборе конвоя, флигерфюрер Норд (Запад) отправит самолеты дальней разведки для поиска в Исландии и северной Шотландии. Как только конвой был обнаружен, самолеты должны были поддерживать связь как можно дальше в суровых погодных условиях этого района. Если контакт был потерян, его курс при последнем обнаружении экстраполировался и выполнялись перекрывающиеся вылеты для восстановления контакта. Все три флигерфюрера должны были сотрудничать, пока конвой двигался через свои оперативные районы. Флигерфюрер Лофотенские острова должны были начать операцию по борьбе с конвоями на восток, к линии от мыса Нордкап до острова Шпицберген, откуда флигерфюрер Норд (Ост) возьмет на себя управление, используя свои самолеты и самолеты флигерфюрера Лофотенских островов , которые должны были долететь до Киркенеса или Петсамо, чтобы оставаться в пределах досягаемости. Флигерфюреру Норду (Ост) не разрешили направить самолеты на наземную поддержку во время операции. Как только конвой войдет в зону действия, самолеты должны были продолжать непрерывную атаку до тех пор, пока конвой не пришвартуется в Мурманске или Архангельске. [ 11 ]
С конца марта до конца мая воздушные удары по PQ 13, 14, 15 и QP 9, 10 и 11 не имели большого эффекта: двенадцать из 16 потоплений конвоев PQ было потеряно, а два из пяти потоплений конвоев QP были зачислены на счет Люфтваффе. ; В Россию отплыло 166 торговых судов, из которых 145 уцелели. [ 11 ] Плохая погода была почти так же опасна, как и Люфтваффе, но в апреле из-за весенней оттепели многие самолеты Люфтваффе были приземлены, а в мае плохая погода привела к потере контакта и рассеянию конвоев, которые невозможно было найти в долгой арктической ночи. При воздушных атаках на конвои соединения редко насчитывали более двенадцати самолетов, что значительно упрощало задачу зенитчикам конвоя, сбившим в апреле и мае несколько самолетов. Были выявлены провалы во взаимодействии между Люфтваффе и Кригсмарине и значительно усилено тактическое сотрудничество, Герман Бём ( командир адмирал Норвеген ) отметил, что в операции против PQ 15 и QP 11 не было проблем во взаимодействии между авиацией, подводными лодками и эсминцы. [ 12 ] 5 со 152 самолетов в январе Пополнение Luftflotte увеличило его численность до 221 фронтового самолета к марту 1942 года. [ 10 ] [ а ]
Спасение воздух-море
[ редактировать ]( Морская спасательная служба Люфтваффе Seenotdienst ) вместе с Кригсмарине , Норвежским обществом морских спасателей (RS) и кораблями, находившимися в пути, спасала экипажи самолетов и моряков, потерпевших кораблекрушение. В состав службы входили Seenotbereich VIII в Ставангере, охватывающий Ставангер, Берген и Тронхейм, и Seenotbereich IX в Киркенесе для Тромсё, Биллефьорда и Киркенеса. Сотрудничество было так же важно в спасательных операциях, как и в операциях по борьбе с судоходством, если нужно было спасти людей до того, как они погибнут от климата и суровых погодных условий. В состав морской спасательной авиации входили гидросамолеты Heinkel He 59 , Dornier Do 18 и Dornier Do 24 . гидросамолеты [ 14 ]
Oberkommando der Luftwaffe (OKL, высшее командование Люфтваффе) не смогло увеличить количество поисково-спасательных самолетов в Норвегии из-за общей нехватки самолетов и экипажей, несмотря на то, что Штумпфф указывал, что для спуска в таких холодных водах требуется чрезвычайно быстрое восстановление и что его экипажам «нужно дать шанс на спасение», иначе боевой дух не удастся сохранить. После опыта PQ 16 Штумпф дал задачу береговым разведывательным эскадрильям, самолеты которых обычно не занимались атаками на конвои. Отныне они будут готовы спасать экипажи во время противокорабельных операций. [ 14 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Северный Ледовитый океан
[ редактировать ]Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается выше 4° по Цельсию, и человек, находящийся в воде, вероятно, погибнет, если его не спасут немедленно. Холодная вода и воздух привели к замерзанию брызг на надстройках кораблей, которые приходилось быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды из Мексиканского залива , которые стали Северо-Атлантическим дрейфом , достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией. К северу от Норвегии дрейф разделяется. [ 15 ]
Северный поток идет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный — вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои. Вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. Зимой полярные льды могут образовываться на расстоянии 50 миль (80 км) от мыса Нордкап, а летом они могут отступать до Шпицбергена, вынуждая корабли приближаться к авиабазам Люфтваффе или иметь возможность плыть дальше в море. Зимой в этом районе постоянная темнота, а летом постоянный дневной свет, что делает воздушную разведку практически невозможной или легкой. [ 15 ]
Арктические конвои
[ редактировать ]В октябре 1941 года премьер-министр Уинстон Черчилль взял на себя обязательство каждые десять дней отправлять в арктические порты СССР конвой и доставлять по 1200 танков с июля 1942 по январь 1943 года в месяц, а затем по 2000 танков и еще 3600 самолетов. сверх уже обещанных. [ 1 ] [ б ] Первый конвой должен был прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующий должен был покинуть Исландию 22 октября. Разношерстные британские, союзные и нейтральные корабли, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных действий, будут собраны в Хвалфьордуре в Исландии , удобном для кораблей с обеих сторон Атлантики. [ 17 ] К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была установлена на арктическом маршруте; Командир конвоя позаботился о том, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на брифинге, чтобы договориться об управлении конвоем, который шел строем длинных рядов коротких колонн. Коммодор обычно был отставным военно-морским офицером или резервистом Королевского военно-морского флота и находился на борту одного из торговых кораблей (обозначаемого белым кулоном с синим крестом). Коммодору помогала группа связистов ВМФ из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флажки и телескопы для передачи кодированных сигналов. [ 18 ]
В больших конвоях коммодору помогали вице-коммодоры и тыловые коммодоры, с помощью которых он управлял скоростью, курсом и зигзагообразным движением торговых судов и поддерживал связь с командиром эскорта. [ 18 ] [ с ] К концу 1941 года было поставлено 187 танков «Матильда II» и 249 танков «Валентайн» , что составляло 25 процентов среднетяжелых танков Красной Армии и от 30 до 40 процентов среднетяжелых танков, оборонявших Москву. В декабре 1941 года 16 процентов истребителей, защищавших Москву, составляли «Хоукер Харрикейны» и «Кертисс Томагауки» из Великобритании; находилось 96 истребителей «Харрикейн» К 1 января 1942 года в составе ВВС СССР ( «Военно-воздушные силы» , ВВС). Британцы поставляли радиолокационные аппараты, станки, ASDIC и другие товары. [ 19 ] В летние месяцы конвои проходили на север до 75 северной широты, затем на юг, в Баренцево море и в порты Мурманск в Кольском заливе и Архангельск в Белом море . Зимой из-за расширения полярных льдов на юг маршрут конвоя пролегал ближе к Норвегии. [ 20 ] Путешествие длилось от 1400 до 2000 морских миль (от 2600 до 3700 км; от 1600 до 2300 миль) в одну сторону, а путешествие туда и обратно занимало не менее трех недель. [ 21 ]
Сборка PQ 14
[ редактировать ]PQ 14, в том числе шесть британских, десять американских, два советских, один голландский и один панамский торговые суда, собрались в Обане на западном побережье Шотландии и отплыли в Исландию 26 марта 1942 года в сопровождении HMS Ambuscade , Błyskawica , B-класса Эсминец Bulldog , бывший USN Town класса эсминец Richmond и класса Dance траулер HMT Tango . Конвои имели стандартное построение из коротких колонн, номер 1 слева по ходу движения. Каждая позиция в столбце была пронумерована; 11 был первым кораблем в колонне 1, а 12 — вторым кораблем в колонне; 21 был первым кораблем в колонне 2. [ 22 ] Корабли в колонне шли с интервалом 400 ярдов (370 м) до 1943 года, когда интервал был увеличен до 600 ярдов (550 м), а затем до 800 ярдов (730 м), чтобы удовлетворить потребности неопытных капитанов, не желающих держаться так близко. [ 23 ]
Крейсер и дальние эскорты
[ редактировать ]Группа океанского сопровождения состояла из крейсеров HMS Edinburgh и Norfolk с F-класса эсминцами HMS Foresight и Forester . В состав дальнего эскорта входили линкоры HMS Duke of York и King George V , авианосец HMS Victorious , класса County тяжёлый крейсер HMS Kent , Fiji типа лёгкий крейсер «Нигерия» с типа Tribal эсминцами HMS Bedouin , Eskimo и Somali , эсминцы E- и F-класса HMS Escapade и Faulknor , класса Hunt эсминцы HMS Belvoir , Ledbury , Middleton и Wheatland , M-класса эсминцы HMS Matchless и O-класса эсминцы HMS Offa и Onslow . [ 24 ]
Конвой
[ редактировать ]8–12 апреля
[ редактировать ]PQ 14 вышел из Исландии 8 апреля 1942 года в сопровождении с 8 по 12 апреля эсминца Hunt класса HMS Wilton , Halcyon класса тральщиков HMS Hebe и Speedy , а также противолодочных траулеров HMT Chiltern и Northern Wave . 9 апреля в 120 милях (220 км; 140 миль) к юго-западу от Ян-Майена конвой встретился с эсминцами HMS Amazon , эсминцами B-класса HMS Beagle и Bulldog , бывшими американскими корветами HMS Beverley the Flower класса HMS. Колокольчик , Бычья губа , Камнеломка и Снежинка на адмиралтейском траулере HMS Duncton. и реквизированные траулеры HMT Lord Austin и Lord Middleton . [ 24 ]
Рядом проплывали крейсеры «Эдинбург» и «Норфолк» с эсминцами «Форсайт» и «Форрестер» . [ 24 ] В ночь с 10 на 11 апреля к юго-западу от Ян-Майена конвой попал в туман, который держался тридцать часов, и шел сквозь паковый лед двенадцать часов . Конвой пришел в замешательство, многие корабли были повреждены льдами. Шестнадцать кораблей и два тральщика «Хеба» и «Спиди» были вынуждены повернуть назад из-за повреждений или невозможности воссоединиться с конвоем. Остальные восемь кораблей с «Эдинбургом» и двенадцатью кораблями эскорта продолжали свой путь. [ 25 ]
13–14 апреля
[ редактировать ]PQ 14 не встретил вмешательства со стороны немецких войск, хотя его ответный конвой QP 10 подвергся нападению с момента выхода из Мурманска до тех пор, пока три дня спустя не миновал Медвежий остров. 11 апреля корабль был разбомблен и потоплен, а 12 апреля подводная лодка атаковала эсминец и потопила два торговых судна. 13 апреля грузовое судно было серьезно повреждено и затоплено эскортом. После того, как опустился туман, а затем последовал шторм, 14 апреля прибыл самолет-разведчик, но немцы готовились атаковать PQ 14. QP 10 потерял четыре судна, но сбил шесть самолетов, повредил один и уклонился от вылета двух эсминцев. [ 26 ]
15–16 апреля
[ редактировать ]15 апреля к востоку от острова Медвежий конвой был замечен немецкими самолетами-разведчиками, и начались бессистемные воздушные атаки. 16 апреля были предприняты более решительные атаки с воздуха и подводных лодок. [ 27 ] «Эмпайр Ховард» был поражен тремя торпедами, выпущенными U-403 , и затонул через минуту после попадания первой торпеды. Из пятидесяти четырех человек на борту около сорока смогли покинуть корабль, но траулер «Северная волна» был поблизости, когда он произвел глубинную бомбовую атаку на подводную лодку, от толчка взрывов погибли многие члены экипажа, находившиеся в воде. Траулер «Лорд Миддлтон» взял на борт 18 человек, девять из которых, в том числе командир конвоя Эрик Рис, погибли. Капитан Дауни выжил и объяснил это изолирующим эффектом покрытия маслом. Вице-коммодор конвоя, капитан У. Х. Лоуренс, магистр Брайарвуда , вступил во владение. К востоку от Медвежьего острова U-376 едва не долетела до Эдинбурга . [ 24 ]
17 апреля
[ редактировать ]В 4:30 утра 17 апреля к конвою присоединился местный эскорт в составе советских эсминцев «Гремящий» и «Сокрушительный» , которые сопровождали QP 10 до 30° в.д., а затем повернули обратно с PQ 14. Российские подводные лодки К-1, К- 2, К-3, С-101 и Щ-401 прикрывали курс колонны. [ 24 ] В 5:00 прибыли несколько бомбардировщиков Ju 88, один из которых был сбит артиллеристами на Брайарвуде из-за ухудшения видимости; бомбардировщикам не удалось поразить ни один из кораблей. В 7:50 эсминец «Бульдог» атаковал затопленную подводную лодку и заявил о возможном затоплении. Подводная лодка, возможно, U-376, безуспешно выпустила торпеды, пока конвой двигался зигзагом. Следы торпед были замечены в 10:07 , и «Бульдог» атаковал глубинными бомбами. Поскольку видимость ухудшилась, атак с воздуха больше не поступало. [ 28 ]
18–19 апреля
[ редактировать ]Немецкая 8-я флотилия эсминцев вышла из Киркенеса против QP 10 12 и 13 апреля, и в 2 часа ночи Бонэм Картер приказала Эдинбургу выйти из конвоя. Видимость увеличилась, и корабль поднял боевые знамена, направляясь на запад к надстройкам Германа Шумана , Z24 и Z25, которые находились над горизонтом; эсминцы отвернулись и исчезли из поля зрения. Позже в тот же день ожидалось нападение авиации, подводных лодок и надводных кораблей, густой туман «спас конвой». [ 29 ] Над низкой облачностью были слышны немецкие самолеты, и артиллеристы конвоя сдерживали огонь, чтобы не выдать положение кораблей. Погода начала проясняться, и британские тральщики Gossamer , Harrier , Hussar и Niger , базировавшиеся в Кольском заливе, прибыли после поворота назад из QP 10. На последнем этапе пути к Коле поднялся северо-западный шторм. 19 апреля семь оставшихся кораблей вошли в Кольский залив и пришвартовались в Мурманске . [ 24 ] Семь кораблей и корабли PQ 13 были атакованы бомбардировщиками Люфтваффе во время разгрузки. [ 28 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на благополучное прибытие семи кораблей PQ 14, столь многие корабли были вынуждены повернуть назад из-за ледовых повреждений, что привело к дефициту поставок по ленд-лизу в СССР. Чтобы наверстать упущенное, союзникам в опасные летние месяцы придется использовать более крупные конвои. Бонэм Картер сообщила, что координация атак немецких самолетов и подводных лодок вызывает беспокойство, поскольку продолжительность светового дня приближается к вечному дневному свету полуночного солнца. Несмотря на недавнее усиление сопровождения конвоев, последние четыре дня путешествия будут находиться под постоянным наблюдением, а атаки подводных лодок участятся, так же как эскорт был затруднен из-за нехватки топлива; Бонэм Картер предсказала серьезные потери . [ 29 ]
Конвой PQ 14
[ редактировать ]Торговые суда
[ редактировать ]Имя | Флаг | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|
RFA Олдерсдейл (1937) | Великобритания | 8,402 | |
Андре Марти (1918) | Советский Союз | 2,352 | Вернулся обратно в Исландию, оттуда в Великобританию. |
Луки (1918) | Советский Союз | 2,343 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Ательтемплир (1930) | Великобритания | 8,992 | Прибыл в Мурманск 19 апреля. [ 30 ] |
Ботавон (1912) | Великобритания | 5,848 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Брайарвуд (1930) | Великобритания | 4,019 | В Рейкьявике с 21 марта по 8 апреля капитан У. Х. Лоуренс (коммодор заместителя конвоя). [ 31 ] Прибыл в Мурманск 19 апреля. [ 30 ] |
Британский капрал (1922) | Великобритания | 6,972 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Город Джолиет (1920) | Соединенные Штаты | 6,167 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Под холмом (1940) | Великобритания | 5,117 | В Рейкьявике с 31 марта по 8 апреля; прибыл в Мурманск 19 апреля. [ 30 ] |
Империя Бард (1942) | Великобритания | 3,114 | Тяжелый корабль [ 30 ] поврежден льдом, вернулся в Исландию |
Эмпайр Ховард (1941) | Великобритания | 6,985 | В Рейкьявике с 31 марта по 8 апреля. Капитан Дауни (коммодор конвоя капитан Эрик Рис на борту). Потоплен U-403 16 апреля. [ 30 ] |
Истребитель (1924) | Панама | 6,115 | В Рейкьявике 31 марта, отплыл 8 апреля, 12 апреля отправлен в конвой QP 10. |
Фрэнсис Скотт Ки (1941) | Соединенные Штаты | 7,191 | В Рейкьявике с 31 марта по 8 апреля; поврежден льдом, вернулся в Исландию |
Хегира (1919) | Соединенные Штаты | 7,588 | В Рейкьявике с 31 марта по 8 апреля, поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Хоупмаунт (1929) | Великобритания | 7,434 | В Рейкьявике с 31 марта по 8 апреля; прибыл в Мурманск 19 апреля. [ 30 ] |
Броненосец (1919) | Соединенные Штаты | 5,685 | Прибыл в Рейкьявик 31 марта, отплыл 8 апреля, откомандирован в состав конвоя QP 10. |
Минотавр (1918) | Соединенные Штаты | 4,554 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Мормакрио (1919) | Соединенные Штаты | 5,940 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Питер Де Ху (1941) | Нидерланды | 7,168 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Сиэтл Спирит (1919) | Соединенные Штаты | 5,627 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Сухона (1918) | Советский Союз | 3,124 | Поврежденный льдом, вернулся в Исландию. |
Февраль (1928 г.) | Великобритания | 4,817 | Переход из Лох-Эве в Исландию в UR 17; прибыл в Мурманск 19 апреля. [ 30 ] |
Западный Чесвальд (1919) | Соединенные Штаты | 5,711 | В Рейкьявике с 31 марта по 8 апреля; прибыл в Мурманск 19 апреля. [ 30 ] |
Вест-Готэм (1918) | Соединенные Штаты | 5,728 | Повреждён льдом, отсоединён от конвоя QP 10. |
Yaka (1920) | Соединенные Штаты | 5,432 | Прибыл в Мурманск 19 апреля. [ 30 ] разбомблен, выброшен на берег в Мурманске 15 мая 1942 г. |
Сопровождение
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
Амазонка | Королевский флот | Разрушитель | 12–19 апреля |
Бигль | Королевский флот | Разрушитель | 12–19 апреля |
Бедуин | Королевский флот | Разрушитель | 12–18 апреля |
Бельвуар | Королевский флот | Эскортный эсминец | 12–13 апреля |
Беверли | Королевский флот | Разрушитель | 12–19 апреля |
Бульдог | Королевский флот | Разрушитель | 12–19 апреля |
Колокольчик | Королевский флот | Корвет | 12–19 апреля |
Чилтерн | Королевский флот | Противолодочный траулер | 8–12 апреля |
герцог Йоркский | Королевский флот | Линкор | 12–18 апреля |
Данктон | Королевский флот | Противолодочный траулер | 12–13 апреля |
Авантюра | Королевский флот | Разрушитель | 12–18 апреля |
эскимосский | Королевский флот | Разрушитель | 12–18 апреля |
Фолкнор | Королевский флот | Разрушитель | 12–18 апреля |
Форсайт | Королевский флот | Разрушитель | 12–19 апреля |
Лесник | Королевский флот | Разрушитель | 12–19 апреля |
паутинка | Королевский флот | Тральщик | 18–19 апреля |
Лунь | Королевский флот | Тральщик | 18–19 апреля |
Иметь | Королевский флот | Тральщик | 8–13 апреля |
Гусар | Королевский флот | Тральщик | 18–19 апреля |
Кент | Королевский флот | Тяжелый крейсер | 12–20 апреля |
King George V | Королевский флот | Линкор | 12–18 апреля |
Ледбери | Королевский флот | Эскортный эсминец | 12–18 апреля |
Лорд Остин | Королевский флот | Противолодочный траулер | 8–19 апреля |
Лорд Миддлтон | Королевский флот | Противолодочный траулер | 8–19 апреля; спас 18 членов экипажа с корабля «Эмпайр Ховард» 16 апреля ; девять выживших [ и ] |
Бесподобный | Королевский флот | Разрушитель | Эскорт 12–18 апреля |
Миддлтон | Королевский флот | Эскортный эсминец | 12–18 апреля |
Нигер | Королевский флот | Тральщик | 18–19 апреля |
Нигерия | Королевский флот | Легкий крейсер | 12–18 апреля |
Норфолк | Королевский флот | Тяжелый крейсер | 10–17 апреля |
Северная волна | Королевский флот | Противолодочный траулер | 8–19 апреля |
Оффа | Королевский флот | Разрушитель | 12–18 апреля |
Онслоу | Королевский флот | Разрушитель | 12–18 апреля |
Окслип | Королевский флот | Корвет | 12–19 апреля |
Камнеломка | Королевский флот | Корвет | 12–19 апреля |
Снежинка | Королевский флот | Корвет | 8–19 апреля |
Сомали | Королевский флот | Разрушитель | 12–18 апреля |
Спиди | Королевский флот | Тральщик | Сопровождение 8–13 апреля, возвращено в Исландию, повреждено льдом. |
Победоносный | Королевский флот | Авианосец | 12–18 апреля |
Уитленд | Королевский флот | Эскортный эсминец | 12–13 апреля |
Уилтон | Королевский флот | Эскортный эсминец | 8–12 апреля |
Вылет немецкого эсминца
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
Z7 Герман Шеманн | Военно-морской | Разрушитель | 11–18 апреля |
З 24 | Военно-морской | Разрушитель | 11–18 апреля |
З 25 | Военно-морской | Разрушитель | 11–18 апреля |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ К маю Luftflotte 5 имела 264 самолета, базировавшиеся вокруг мыса Нордкап на севере Норвегии, в том числе 108 дальних бомбардировщиков Junkers JU 88, 42 торпедоносца Heinkel He 111, 15 Heinkel He 115 гидросамолетов-торпедоносцев , 30 самолетов Junkers Ju. 87 пикирующих бомбардировщиков и 74 дальних Focke Wulf 200, Junkers 88 и Blohm & Voss BV 138 . [ 13 ]
- ^ В октябре 1941 года пропускная способность Архангельска составляла 300 000 длинных тонн (300 000 т), Владивостока ( Тихоокеанский маршрут ) 140 000 длинных тонн (140 000 т) и 60 000 длинных тонн (61 000 т) в Персидском заливе (для маршрута Персидского коридора ). порты. [ 16 ]
- ^ Кодовые книги перевозились в утяжеленной сумке, которую нужно было выбросить за борт, чтобы предотвратить захват. [ 18 ]
- ^ Данные взяты из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 27 ]
- ↑ Северная волна атаковала подводную лодку глубинной бомбой, которая потопила Эмпайр Ховард недалеко от корабля, убив многих из примерно сорока человек из 54 человек на корабле, которым удалось покинуть корабль. [ 32 ]
- ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005), если не указано иное. [ 24 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2004 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
- ^ Вудман 2004 , стр. 144–145.
- ^ Вудман 2004 , с. 145.
- ^ Хинсли 1981 , с. 211.
- ^ Вудман 2004 , с. 103; Роскилл 1962 , с. 127.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 126, 135.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 199–200.
- ^ Перейти обратно: а б Клаасен 2001 , стр. 200–201.
- ^ Перейти обратно: а б Клаасен 2001 , стр. 201–202.
- ^ Клаасен 2001 , с. 202.
- ^ Роскилл 1962 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Клаасен 2001 , стр. 203–205.
- ^ Перейти обратно: а б Клаасен 2001 , стр. 195–197.
- ^ Ховард 1972 , с. 44.
- ^ Вудман 2004 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Вудман 2004 , стр. 22–23.
- ^ Эдгертон 2011 , с. 75.
- ^ Роскилл 1962 , с. 119.
- ^ Батлер 1964 , с. 507.
- ^ Вудман 2004 , с. 104; Ruegg & Hague 1993 , стр. 31, внутренняя сторона обложки.
- ^ Гаага 2000 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 158.
- ^ Рюгг и Гаага 1993 , с. 31; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 158.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 158; Вудман 2004 , стр. 107–108.
- ^ Перейти обратно: а б с Рюгг и Гаага, 1993 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2004 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2004 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вудман 2004 , с. 104.
- ^ Ллевеллин-Джонс 2014 , с. 34.
- ^ Вудман 2004 , стр. 105–106.
Ссылки
[ редактировать ]- Батлер, JRM (1964). Большая стратегия: июнь 1941 г. – август 1942 г. (Часть II) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC 504770038 .
- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1050-2 .
- Эдгертон, Д. (2011). Британская военная машина: оружие, ресурсы и эксперты во Второй мировой войне . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9918-1 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система союзных конвоев, 1939–1945 гг.: ее организация, защита и функционирование . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-019-9 .
- Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC 630191560 .
- Хинсли, Ф.Х. (1981). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II. Лондон: HMSO . ISBN 978-0-521-24290-5 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (2-е изд., сокращенное изд.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Ховард, М. (1972). Большая стратегия: август 1942 г. – сентябрь 1943 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV. Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630075-1 – через Archive Foundation.
- Ллевеллин-Джонс, Малкольм, изд. (2014) [2007]. Королевский флот и арктические конвои: история штаба ВМФ (2-е издание). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-86177-9 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Проверено 4 июня 2018 г. - через Hyperwar.
- Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беккер, Кайус (1973) [1964]. Дневники войны Люфтваффе [ Высота атаки 4000 ]. Перевод Зиглера Ф. (4-е изд. для США). Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-22674-7 . LCCN 68-19007 .
- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–42 . Том. Я . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-130-1 – через Archive Foundation.
- Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36651-4 .
- Ричардс, Денис; Сент-Г. Сондерс, Х. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны , Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771593-6 . Проверено 4 июня 2018 г. - через Archive Foundation.
- Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC 906102591 – через Archive Foundation.
- Взлет и падение немецких ВВС (под ред. «Военные истории Государственного архива»). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10.