Конвой QP 14
Конвой QP 14 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть арктических конвоев времен Второй мировой войны. | |||||
![]() Оккупированная немцами Норвегия (зеленым цветом) лежала вдоль морского пути на север России. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Карл Дёниц | Джон Даудинг | ||||
Сила | |||||
7 подводных лодок |
17 торговых судов 65 сопровождающих | ||||
Жертвы и потери | |||||
1 подводная лодка затонула 5 повреждено |
3 торговых судна потоплены 2 военных корабля потоплены |
Convoy QP 14 (13–26 сентября 1942 г.) — арктический конвой серии QP , действовавший во время Второй мировой войны . Конвой представлял собой обратный путь кораблей союзников из порта Архангельска в Советском Союзе в озеро Лох-Эве на западе Шотландии . Британцы планировали отправить конвой PQ 18 из Исландии в Мурманск , а когда конвои пересекут границу, перебросить большую часть сил эскорта из исходящего конвоя в конвой QP 14 и сопроводить его обратно через самые опасные воды у побережья Норвегии.
Вместо того, чтобы обеспечивать прикрытие крейсеров и дальнее прикрытие линкоров и авианосцев, как это было до сих пор, был сформирован большой эскорт боевых эсминцев для сопровождения конвоя PQ 18, способный действовать независимо, чтобы представить атаку немецких кораблей с риском. массированных торпедных залпов . был отправлен отряд P из бензовозов с эскортом Чтобы обеспечить заправку большего числа эскортов, на Шпицберген , а нефтяники присоединились к конвою PQ 18; 16 сентября большая часть эскортных сил PQ 18 и нефтяников перешла в QP 14, когда конвои пересекли границу.
19 сентября возникли опасения, что немецкие корабли атакуют, но это была ложная тревога, и конвою противостояли только самолеты и подводные лодки. В результате немецких атак были потоплены три торговых судна и два эскорта, одна подводная лодка потеряна и пять повреждены, самолеты эскортного авианосца HMS Avenger сделали многое для сдерживания атак подводных лодок при поддержке самолетов наземного базирования с 23 сентября. . 26 сентября конвой достиг озера Лох-Эве в Шотландии.
Операция EV, операция по сопровождению QP 14 и PQ 18, была признана успешной ее командующим контр-адмиралом Робертом Бернеттом . Он отметил, что риски были велики и если бы дозаправка не была осуществлена из-за плохой погоды или если бы была лучшая координация между подводными лодками и самолетами Люфтваффе , могла бы произойти еще одна катастрофа, подобная Convoy PQ 17 . Бернетт подвергся критике со стороны Стивена Роскилла официального историка за то, что он отправил Мстителя обратно на базу 20 сентября; погода остановила наземные самолеты, и 22 сентября три корабля были потоплены, но в 2004 году Ричард Вудман написал, что риски для QP 14 были оправданы.
Фон
[ редактировать ]Северный Ледовитый океан
[ редактировать ]
Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. В районе мыса Нордкап и Баренцева моря температура моря редко поднимается примерно на 4° по Цельсию, и человек, находящийся в воде, скорее всего, умрет, если его не спасут немедленно. Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Холодные арктические воды встречаются с Гольфстримом , потоком теплой воды из Мексиканского залива , который становится Североатлантическим дрейфом дальше на север . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией. К северу от Норвегии дрейф разделяется. [ 1 ]
Северный поток дрейфа идет севернее острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут скрываться конвои. Вода резко снизила эффективность Асдика , поскольку подводные лодки двигались в водах разной температуры и плотности. Зимой полярные льды могут образовываться на расстоянии до 50 миль (80 км) от мыса Нордкап, вынуждая корабли приближаться к авиабазам Люфтваффе, а летом они могут отступать к Шпицбергену, позволяя кораблям плыть дальше в море. Зимой в этом районе постоянная темнота, а летом постоянный дневной свет, что делает визуальную воздушную разведку практически невозможной или легкой. [ 1 ]
Арктические конвои
[ редактировать ]
В октябре 1941 года, после операции «Барбаросса» , немецкого вторжения в СССР , начавшейся 22 июня, премьер-министр Уинстон Черчилль взял на себя обязательство каждые десять дней отправлять конвой в арктические порты СССР и доставлять 1200 танков в месяц с июля 1942 года по январь 1943 года, затем последовали 2000 танков и еще на 3600 самолетов больше, чем уже было обещано. [ 2 ] [ а ] Первый конвой должен был прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующий должен был покинуть Исландию 22 октября. Разношерстные британские, союзные и нейтральные корабли, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных действий, будут собраны в Хвалфьордуре (Хвалфьорд) в Исландии, удобном для кораблей с обеих сторон Атлантики. [ 4 ]
К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была установлена на арктическом маршруте; Командир конвоя позаботился о том, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи посетили брифинг перед отплытием, чтобы принять меры по управлению конвоем, который шел строем длинных рядов коротких колонн. Коммодором обычно был отставной морской офицер, находившийся на борту корабля, отмеченный белым кулоном с синим крестом. Коммодору помогала группа связистов ВМФ из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флажки и телескопы для передачи сигналов, закодированных из книг, которые несли в сумке и утяжеляли для сброса за борт. В больших конвоях коммодору помогали вице-коммодоры и тыловые коммодоры, которые управляли скоростью, курсом и зигзагообразным движением торговых судов и поддерживали связь с командиром эскорта. [ 5 ] [ б ]
После конвоя PQ 16 и катастрофы конвоя PQ 17 в июле 1942 года арктические конвои были отложены на девять недель, и большая часть Флота метрополии была отправлена в Средиземное море для операции «Пьедестал» — мальтийского конвоя. Во время затишья адмирал Джон Тови пришел к выводу, что Флот Метрополии не обеспечил хорошей защиты конвоям за пределами Медвежьего острова, на полпути между Шпицбергеном и Нордкапом . Тови будет курировать операцию из Скапа-Флоу , где флот был связан с Адмиралтейством по наземной линии связи, невосприимчивой к изменениям в беспроводном приеме. Следующий конвой должен сопровождаться достаточной защитой от нападения с надводных сил; Эсминцы дальнего действия Флота Метрополии могли быть использованы для усиления сил ближнего сопровождения противолодочных и зенитных кораблей, чтобы противостоять вылазке немецких кораблей с угрозой массированной торпедной атаки эсминцев. От практики встречи конвоев QP, направлявшихся домой, возле острова Медвежий отказались, и QP 14 должен был ждать, пока PQ 18 не окажется рядом с пунктом назначения, несмотря на то, что более длительное путешествие требовало большего от экипажей, топлива и оборудования. Новый эскортный авианосец HMS Avenger (коммандер Энтони Колтерст) прибыл из США и был добавлен в состав эскортных сил для прикрытия конвоя с воздуха. [ 7 ]
Сигнальная разведка
[ редактировать ]Блетчли Парк
[ редактировать ]В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), базирующейся в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа взломщиков кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», используемые на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые установки «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» в британских). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году военно-морской персонал Headache с приемниками для подслушивания Люфтваффе радиопередач был погружен на военные корабли, а с мая 1942 года корабли получили компьютерные группы RAF Y, которые плавали с адмиралами крейсеров, командующими эскортом конвоев, для интерпретации сигналов W/T Люфтваффе , перехваченных Головные боли. Адмиралтейство отправило в компьютеры подробную информацию о частотах беспроводной связи Люфтваффе , позывных и ежедневных местных кодах, что в сочетании с их знанием Люфтваффе Процедуры позволили получить довольно точные сведения о немецких разведывательных вылетах. Иногда компьютеры предсказывали атаки за двадцать минут до того, как их обнаружил радар. [ 8 ] [ 9 ]
Служба Б
[ редактировать ]Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND, Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских войск и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 10 ] B-Dienst взломал военно-морской шифр № 3 (шифр конвоя) в феврале 1942 года и к марту считывал до 80 процентов трафика, что продолжалось до 15 декабря 1943 года. По совпадению, британцы потеряли доступ к шифру Shark и получили нет информации для отправки Cypher No 3, которая могла бы поставить под угрозу Ultra. [ 11 ] В начале сентября финская радиоразведка расшифровала сообщение советских ВВС, в котором был раскрыт маршрут конвоя, и оно было передано немцам. [ 12 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Воздушный флот 5
[ редактировать ]
В марте 1942 года Адольф Гитлер издал директиву об усилении усилий по борьбе с конвоями, чтобы ослабить Красную Армию и предотвратить союзников переброску войск на север России для подготовки к высадке на побережье северной Норвегии. Luftflotte 5 ( генерал-полковник Ганс-Юрген Штумпфф ) должен был быть усилен, а Кригсмарине было приказано положить конец арктическим конвоям и военно-морским вторжениям. Люфтваффе и Кригсмарине должны были работать вместе с упрощенной структурой командования, которая была введена в действие после конференции; Военно-морской флот предпочел совместное командование, но Люфтваффе настояло на обмене офицерами связи. Luftflotte 5 должна была быть усилена 2./ Kampfgeschwader 30 (KG 30), а KG 30 должна была повысить свою готовность к действиям. Эскадрилья Aufklärungsflieger Gruppe 125 более дальние Focke-Wulf Fw 200 Kondor патрульные самолеты из Kampfgeschwader 40 (Aufkl.Fl.Gr. 125) была переброшена в Норвегию, а из Франции были отправлены (KG 40). В конце марта воздушный флот был разделен. [ 13 ]
Флигерфюрер Норд (Ост) [ оберст Александр Холле ], крупнейшее командование, базировалось в Киркенесе в составе 2./JG 5 , 10.( Z )/JG 5, 1./ StG 5 (5-е крыло пикирующих бомбардировщиков) и 1. Fernaufklärungsgruppe. 124 [1./(F) 124] (1 эскадрилья, дальняя дальность 124-му разведывательному крылу) предъявлено обвинение в нападениях на Мурманск и Архангельск, а также в нападениях на автоколонны. Части флигерфюрера Норд (Ост) базировались в Петсамо (5./JG 5, 6./JG 5 и 3./Kampfgeschwader 26 . (3./KG 26), Банаке (2./KG 30, 3./KG 30) и 1./(F) 22) и Биллефьорд (1./Kü.Fl.Gr. 125). Флигерфюрер Лофотен ( оберст базировался в Бардуфоссе, не имел постоянных подразделений, которые добавлялись в зависимости от событий . но Рот ) Ганс 1./1./Kü.Fl.Gr 123 в Тромсё были прикреплены к Флигерфюрер Лофотенских островов Флигерфюрер Норд (Запад) базировался в Соле и отвечал за раннее обнаружение конвоев и атак к югу от линии, ведущей от Тронхейма на запад к Шетландским островам. и Исландия , с 1./(F) 22, «Кондорами , эскадрильями ближней береговой разведки 1./Küstenfliegergruppe 406 (1./Kü.Fl.Gr.406), 2./Küstenfliegergruppe » 1./KG 40 406 . (2./Kü.Fl.Gr. 406) и эскадрилья метеорологической разведки. [ 14 ]
Тактика Люфтваффе
[ редактировать ]Как только будет получена информация о сборе конвоя, флигерфюрер Норд (Запад) отправит самолеты дальней разведки для поиска в Исландии и северной Шотландии. Как только конвой был обнаружен, самолеты должны были поддерживать связь как можно дальше в суровых погодных условиях этого района. Если контакт был потерян, его курс при последнем обнаружении экстраполировался и выполнялись перекрывающиеся вылеты для восстановления контакта. Все три флигерфюрера должны были сотрудничать, пока конвой двигался через свои оперативные районы. Флигерфюрер Лофотенские острова должны были начать операцию по борьбе с конвоями на восток, к линии от мыса Нордкап до острова Шпицберген, откуда флигерфюрер Норд (Ост) возьмет на себя управление, используя свои самолеты и самолеты флигерфюрера Лофотенских островов , которые должны были долететь до Киркенеса или Петсамо, чтобы оставаться в пределах досягаемости. Флигерфюреру Норду (Ост) не разрешили направить самолеты на наземную поддержку во время операции. Как только конвой войдет в зону действия, самолеты должны были продолжать непрерывную атаку до тех пор, пока конвой не пришвартуется в Мурманске или Архангельске. С конца марта до конца мая воздушные удары по PQ 13, 14, 15 и QP 9, 10 и 11 не имели большого эффекта: двенадцать из 16 потоплений конвоев PQ было потеряно, а два из пяти потоплений конвоев QP были зачислены на счет Люфтваффе. ; В Россию отплыло 166 торговых судов, из которых 145 уцелели. [ 15 ]
Плохая погода была почти такой же опасной, как и Люфтваффе, вынудив 16 кораблей PQ 14 повернуть назад. В апреле из-за весенней оттепели многие самолеты Люфтваффе были остановлены, а в мае из-за плохой погоды контакт был потерян, а конвои разбежались, и их невозможно было найти в долгую арктическую ночь. При воздушных атаках на конвои соединения редко насчитывали более двенадцати самолетов, что значительно упрощало задачу зенитчикам конвоя, сбившим в апреле и мае несколько самолетов. Были выявлены провалы во взаимодействии между Люфтваффе и Кригсмарине и значительно усилено тактическое сотрудничество, Герман Бём ( командир адмирал Норвеген ) отметил, что в операции против PQ 15 и QP 11 не было проблем во взаимодействии между авиацией, подводными лодками и эсминцы. [ 16 ] 5 со 152 самолетов в январе Пополнение Luftflotte увеличило его численность до 221 фронтового самолета к марту 1942 года. [ 14 ] К маю у мыса Нордкап на севере Норвегии располагалось 264 самолета, в том числе 108 дальних бомбардировщиков Ju 88, 42 торпедоносца Heinkel 111, 15 He 115 гидросамолетов-торпедоносцев самолетов Junkers Ju 87. , 30 пикирующих бомбардировщики и 74 дальних Focke Wulf 200, Junkers 88 и Blohm & Voss BV 138 . [ 17 ]
Золотые щипцы (Золотая расческа)
[ редактировать ]Люфтваффе пикирующих использовало затишье после PQ 17, чтобы собрать силы из 35 бомбардировщиков Junkers Ju 88 A-4 KG 30 и 42 торпедоносцев KG 26 (I/KG 26 с 28 Heinkel He 111 H-6 и III /KG 26 с 14 Ju 88 A-4) присоединиться к самолет-разведчик Luftflotte 5. [ 18 ] [ 19 ] Проанализировав результаты противокорабельных операций против PQ 17, в ходе которых экипажи Luftflotte 5 предъявляли преувеличенные заявления о затонувших кораблях, в том числе крейсере, противокорабельные подразделения разработали Goldene Zange («Золотой гребень»). Бомбардировщики Ju 88 должны были отвлекать обороняющихся атаками средних и пикирующих бомбардировщиков по мере приближения торпедоносцев из сумерек. Бомбардировщики-торпедоносцы должны были лететь к конвою в ряд, на высоте вершины волны, чтобы уклониться от радаров, поскольку силуэт конвоя вырисовывался на фоне более светлого неба, а затем сбросить торпеды залпом . [ 20 ] Когда компания B-Dienst обнаружила, что следующий конвой будет сопровождать авианосец, рейхсмаршал Герман Геринг отдал приказ потопить его первым; Экипажу Люфтваффе сказали, что уничтожение конвоя было лучшим способом помочь немецкой армии под Сталинградом и на юге России. [ 21 ]
Немецкая авиационно-морская спасательная операция
[ редактировать ]
( Морская спасательная служба Люфтваффе Seenotdienst ) вместе с Кригсмарине , Норвежским обществом морских спасателей (RS) и кораблями, находившимися в пути, спасала экипажи самолетов и моряков, потерпевших кораблекрушение. В состав службы входили Seenotbereich VIII в Ставангере, охватывающий Ставангер, Берген и Тронхейм, и Seenotbereich IX в Киркенесе для Тромсё, Биллефьорда и Киркенеса. Сотрудничество было так же важно в спасательных операциях, как и в операциях по борьбе с судоходством, если нужно было спасти людей до того, как они погибнут от климата и суровых погодных условий. В состав морской спасательной авиации входили гидросамолеты Heinkel He 59 , Dornier Do 18 и Dornier Do 24 . гидросамолеты [ 22 ]
Oberkommando der Luftwaffe (OKL, высшее командование Люфтваффе) не смогло увеличить количество поисково-спасательных самолетов в Норвегии из-за общей нехватки самолетов и экипажей, несмотря на то, что Штумпфф указывал, что для спуска в таких холодных водах требуется чрезвычайно быстрое восстановление и что его экипажам «нужно дать шанс на спасение», иначе боевой дух не удастся сохранить. После опыта PQ 16 Штумпф дал задачу береговым разведывательным эскадрильям, самолеты которых обычно не занимались атаками на конвои. Отныне они будут готовы спасать экипажи во время противокорабельных операций. [ 22 ]
Военно-морской
[ редактировать ]Полномочия в Кригсмарине передавались Seekriegsleitung (Верховному военно-морскому командованию) в Берлине, а арктическими операциями руководил адмирал Бем, адмирал, командующий Норвегией, из штаба Marinegruppencommando Nord (Военно-морская группа «Север») в Киле. Три флагмана были направлены в Осло для командования тралением, береговой обороной, патрулированием и постановкой мин у западного, северного и полярного побережья. Большие надводные корабли и подводные лодки находились под командованием флаг-офицера «Северных вод» в Нарвике, который не подчинялся Бёму, но имел власть над боевой группой флаг-офицеров, которая командовала кораблями в море. Флаг-офицер Норт Уотерс также осуществлял тактическое управление самолетами Luftflotte 5 , когда они действовали в поддержку Кригсмарине . Базировавшиеся в Норвегии самолеты имели тактические штабы в Киркенесе, Тронхейме и Бардуфоссе. Штаб Люфтваффе был отделен от командиров Кригсмарине, за исключением Киркенеса, где находился флагман Полярного Берега. [ 23 ]
24 июня британский тральщик, базировавшийся на Кольском полуострове, был потоплен Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками , а 16 августа адмирал Шеер провел операцию «Страна чудес» ( Unternehmen Wunderland ), вылазку против русских кораблей, которые, как предполагалось, шли по маршруту к северу от Сибири. [ 24 ] [ 25 ] Адмирал Шеер отплыл к северу от Новой Земли, а затем на восток и потопил советский ледокол; к 30 августа адмирал Шеер вернулся в Нарвик. Перехват сигналов B-Dienst и документы, извлеченные из разбившегося Hampden UB-C, выявили точки перехода и смены сопровождения конвоев PQ 18 и QP 14, а также другие детали, включая операцию «Оратор». [ 26 ] Подводные лодки, эсминцы и минный заградитель «Ульм» участвовали в операции «Зар» ( Unternehmen Zar ) для установки мин у входа в Белое море и у Новой Земли . [ 27 ] Тирпиц , крейсер Lützow и три эсминца находились в доке на ремонте после Unternehmen Rosselsprung против конвоя PQ 17 (2–5 июля) и были недоступны. Двенадцать подводных лодок сформировали патрульную группу в Норвежском море против PQ 18, и Кригсмарине запланировала операцию Unternehmen Doppelschlag (Операция «Двойной удар»), в которой крейсеры «Адмирал Шеер» , «Адмирал Хиппер» и «Кёльн» с четырьмя эсминцами в сопровождении пойдут против конвоя. [ 28 ] [ с ]
Предварительные британские операции
[ редактировать ]После Convoy PQ 17 припасы, потерянные в конвое, направлявшемся к кораблям в Архангельск, были заменены эсминцами HMS Marne , Martin , Middleton и Blankney. Эсминцы отплыли 20 июля и прибыли без вмешательства Германии, несмотря на то, что были замечены немецкой разведкой. самолет, недалеко от острова Ян-Майен . В августе в СССР была отправлена операция «Оратор» — подразделение Королевских ВВС , известное как Поисково-ударная группа, в составе двух эскадрилий торпедоносцев «Хэндли-Пейдж Хэмпден» , отделения фотографической разведки «Спитфайрс» и части 210-й эскадрильи вместе с «Каталиной» . летающие лодки для защиты от вылазок немецких кораблей. Самолет совершил рискованный перелет в СССР, в котором погибло несколько Хэмпденов; наземные бригады и оборудование были доставлены военным кораблем USS Tuscaloosa и тремя эсминцами. [ 30 ] [ д ] 25 августа, во время обратного пути «Тускалуса» и его эскорта, «Ультра» раскрыла маршрут минного заградителя «Ульм» , участвовавшего в немецкой операции «Зар» ( Unternehmen Zar ). Три эсминца были отправлены на перехват корабля к юго-западу от острова Медвежий; Той ночью «Ульм» был затоплен, а шестьдесят выживших попали в плен. Немцам пришлось использовать тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» в качестве минного заградителя. [ 31 ]
Операция ЭВ
[ редактировать ]
Операция EV была кодовым названием военно-морской операции по сопровождению направлявшегося на север СССР конвоя PQ 18 через Баренцево море, район, наиболее опасный для конвоя с воздуха, моря и подводных лодок, а затем для отделения и присоединения к возвращающемуся конвою QP. 14. PQ 18 должен был быть передан британскому и советскому эскорту из Архангельска, который сопровождал QP 14. PQ 18 состоял из сорока торговых судов и трех тральщиков, которые должны были базироваться в России вместе с Force Q, Вспомогательным Королевским флотом ( RFA) нефтяники Grey Ranger и Black Ranger . Ближайший эскорт (командующий Арчибальд Рассел) возглавлял лидер флотилии HMS Malcolm с эсминцами HMS Achates и Amazon , зенитными кораблями Ulster Queen и Alynbank , корветами класса Flower Bergamot , Bluebell , Bryony и Camellia , тральщиками Gleaner. , Harrier и Sharpshooter и подводные лодки P.614 и P.615 . [ 21 ] В состав авианосных сил входили «Авенджер» с 802-й военно-морской авиационной эскадрильей и 882-й военно-морской авиационной эскадрильей , авиация флота (по шесть истребителей Hawker Sea Hurricane каждый) и 825-я военно-морская авиационная эскадрилья (три Fairey Swordfish разведчика и торпедоносца с пятью экипажами) и эсминцы HMS Wheatland. и Wilton, чтобы позволить авиаперевозчику отправлять и возвращать самолеты, пока плыть против ветра, независимо от конвоя. [ 32 ]
Эскорт боевых эсминцев
[ редактировать ]Вместо того, чтобы предоставить несколько эсминцев для сопровождения с крейсерским отрядом поблизости, постоянный непосредственный эскорт был усилен эскортом боевых эсминцев (FDE), который командовал всеми силами эскорта конвоя. [ 33 ] Контр-адмирал Роберт Бернетт на крейсере HMS Scylla, командующий FDE, имел в составе отряда А шестнадцать эсминцев флота [капитан (D) HT Армстронг] на HMS Onslow с Onslaught , HMS Opportune , Offa , Ashanti , Eskimo , Somali , Tartar и Отряд B [капитан (D) IMR Кэмпбелл] на HMS Milne с Марном , Мартином , Метеор , Фолкнор , Ярость , Импульсивный и Бесстрашный . [ 34 ] (Бернетт ["Чушь Боб"] пытался объяснить причину рассеяния PQ 17, когда эсминцы вернулись в Скапа-Флоу, но его адрес не увенчался успехом.) Перед отплытием PQ 18 Черчилль посетил FDE, чтобы попытаться восстановить моральный дух. [ 34 ] Летнее таяние полярных льдов достигло максимальной северной точки в сентябре, и конвои смогли плыть к северу от острова Медвежий, что значительно удлинило путь. В целях экономии топлива продолжительность атак эсминцев на подводные лодки должна была быть ограничена 90 минутами. [ 35 ]
Другие корабли
[ редактировать ]
Силы заправки Шпицбергена Blue (Force P), отправившиеся впереди конвоя PQ 18 3 сентября, состояли из нефтяников RFA Ranger и Oligarch с эсминцами HMS Cowdray , Oakley , Windsor и Worcester , направлявшихся в Ван Миенфьорден (Лоу-Саунд). . [ 36 ] [ и ] Вице-адмирал Стюарт Бонэм Картер командовал крейсерскими силами прикрытия (CCF) с HMS Norfolk , Suffolk и London . Операция Gearbox II , одновременная доставка снабжения, должна была быть осуществлена на Шпицберген крейсерами «Камберленд» и «Шеффилд» с эсминцем HMS Eclipse, отделенным от CCF. [ 37 ] Отдаленный отряд прикрытия (вице-адмирал Брюс Фрейзер ) с линкорами HMS Anson и Duke of York , крейсером «Ямайка» и пятью эсминцами ближнего действия должен был отплыть из Акюрейри на северное побережье Исландии. Четыре подводные лодки заняли стоянку у Лофотенских островов и три у северной Норвегии. [ 37 ]
Путешествие
[ редактировать ]13–15/16 сентября
[ редактировать ]
Конвой QP 14 покинул Архангельск 13 сентября, на следующий день после начала немецких атак на конвой PQ 18. Конвой сопровождал Восточный местный эскорт в составе четырех противолодочных тральщиков класса Halcyon HMS Britomart , HMS Halcyon , Hazard и Salamander , который ушел через два дня, оставив ближний эскорт HMS Bramble (капитан JJW Crombie, командир эскорта) с тральщики типа «Halcyon» HMS Leda и Seagull , эсминцы типа «Hunt» HMS Blankney и Middleton , зенитные корабли Palomares и Pozarica, корветы класса Flower HMS Lotus , Poppy , Dianella и La Malouine и противолодочные траулеры HMS Ayrshire , Lord Austin , Lord Middleton и Northern Gem . Путешествие проходило без происшествий до ночи с 15 на 16 сентября, когда Трубадор и Уинстон Салем отошли от конвоя. [ 38 ]
16–17 сентября
[ редактировать ]Наземный экипаж « Эвенджера» привел в действие тринадцать «Си Харрикейнов», что на один больше, чем во время обратного рейса, поскольку было использовано преимущество происхождения торгового корабля «Эвенджера» для хранения разобранных самолетов в его трюмах, которые заменили четыре самолета, потерянные во время PQ 18. Три Swordfish оставались в летной годности, но полеты на самолете с открытой кабиной в арктических условиях были утомительны для экипажей. 16 сентября QP 14 миновал PQ 18, и океанский эскорт начал переход, оставив PQ 18 тремя группами, чтобы не привлекать внимания, и завершил переход к 3:00 утра 17 сентября примерно 75 ° с.ш. , 48 ° в.д. / 75 ° с.ш., 48 ° в.д. . [ 39 ] Погода 17 сентября была очень холодной, с низкими заснеженными облаками и частыми шквалами. Пока немцы концентрировались на PQ 18, только самолеты слежения поддерживали связь с QP 14, прячась в низкой облачности позади кораблей и приближаясь ближе, пока не был открыт зенитный огонь; когда погода ухудшилась, самолет слежения потерял связь. [ 40 ]
18 сентября
[ редактировать ]
Самолеты слежения вновь появились до полудня, но во второй половине дня потеряли связь из-за плохой погоды. [ 39 ] Во второй половине дня к конвою приблизилась «Каталина», но подала неверный сигнал опознания из-за ошибок британских военно-морских властей в Архангельске и базы летающих лодок в Гразной. Экипаж «Каталины» сообщил, что две подводные лодки находились на поверхности впереди конвоя на северо-востоке. Чтобы держаться как можно дальше от аэродромов Люфтваффе в Норвегии, Бёрнетт взял курс на Сёркапп (Южный мыс) Шпицбергена на Шпицбергене, а затем направился на север в сторону Беллсундет (Белл-Саунд), чтобы забрать нефтяник « Олигарх» из отряда «П», который заправил крейсер топливом. Прикрывающая сила вокруг 77 ° с.ш. 5 ° в.д. / 77 ° с.ш. 5 ° в.д. 17 и 18 сентября. Бернетт отправил эсминцы Impulsive и Fury вперед на встречу, у Force Q закончилось топливо, а 5600 длинных тонн (5700 т) были захвачены эскортом во время операции EV. Вечером «Суордфиш» заметил подводную лодку примерно в 20 морских милях (37 км; 23 мили) позади конвоя в 76 ° с.ш. 28 ° в.д. / 76 ° с.ш. 28 ° в.д. и атаковали глубинными бомбами, но без очевидного результата. [ 41 ] [ 39 ]
19 сентября
[ редактировать ]Утром Оффа был отправлен проверить мачты, видимые на северо-востоке, что вызвало опасения, что немецкая вылазка надводных кораблей уже началась. Оффа обнаружил, что надстройкой оказался «Уинстон Салем» , ползувший по кромке полярных льдов, и ее сопроводили обратно к конвою. Чтобы заманить в ловушку преследующие подводные лодки, Бернетт послал несколько эсминцев вслед за конвоем, когда он повернул на северо-запад, чтобы плыть вдоль западного побережья Шпицбергена; через 6 миль (11 км; 6,9 миль) приманки снова присоединились к эскорту. Подводные лодки на расстоянии 7 миль (13 км; 8,1 миль), 29 миль (54 км; 33 мили), 12 миль (22 км; 14 миль) от конвоя между 5:30 и 8:00 утра, замечены экипажами Swordfish присутствовал немецкий самолет-разведчик, , были вынуждены нырнуть, но в 8:20 чтобы наблюдать за окончательным изменением курса. [ 39 ] Сигнал бедствия был получен с корабля в 60 морских милях (110 км; 69 миль) к юго-востоку, которым оказался «Трубадор» , подвергшийся атаке подводной лодки. В 13:00 для прикрытия с воздуха был отправлен «Рыба-меч», пока «Натиск» мчался к месту происшествия. Были признаки присутствия нескольких подводных лодок поблизости, и командир Уильям Селби, капитан « Натиска» , периодически сбрасывал глубинные бомбы и светил прожекторами, чтобы удержать подводные лодки от атаки, одновременно призывая «Трубадора» развивать максимальную скорость. Наступила ночь, и корабли направились в Беллсундет (Белл-Саунд), чтобы присоединиться к отряду «П», нефтянику «Блю Рейнджер» и трем сопровождающим его эсминцам, с которыми они вернулись в Британию. QP 14 встретился с Олигархом , Вустером , Импульсивным и Яростью , Вустер занял место Натиска в ближайшем эскорте, пока эскорт боевого эсминца провел ночь в погоне за контактами Асдика. [ 42 ]
20 сентября
[ редактировать ]В 5:20 Леда , в 76 ° 30'N 05 ° 00'E / 76,500 ° N 5,000 ° E в тылу конвоя были поражены двумя торпедами с U-453 . Корабль оставался на плаву в течение часа, и капитан, коммандер Винн-Эдвардс, 86 членов экипажа и два пассажира торгового флота были спасены, но шесть человек скончались от ран или переохлаждения ; выжившие были размещены в Чайке , Ратлине и Замалеке . По мере того, как все больше подводных лодок приближались к конвою, патрули «Суордфиш» начали замечать их на поверхности, и до полудня около пяти подводных лодок преследовали конвой. [ 39 ] В 11:20 экипаж Swordfish произвел глубинную бомбардировку подводной лодки в 15 морских милях (28 км; 17 миль) к задней части конвоя в 76 ° 10'N 02 ° 50'E / 76,167 ° N 2,833 ° E , когда он погрузился в воду, и два эсминца, мчавшиеся к месту происшествия, были затем перенаправлены экипажем на другую подводную лодку, которая уклонилась от них. В 12:30 Ашанти , на полной скорости, на очередном обыске в 76 ° 00'N 01 ° 30'E / 76,000 ° N 1,500 ° E , заметил подводную лодку, когда она ныряла, затем увидел ее перископ на расстоянии 1 мили (1,9 км; 1,2 мили) и сбросил несколько залпов глубинных бомб, в результате чего были видны пузырьки воздуха и масла, поскольку контакт с Асдиком был потерян, Подводная лодка считается затонувшей. [ 43 ] [ 39 ] [ ж ] Прежде чем подводные лодки P. 614 и P. 615 должны были отойти от конвоя, Бернетт приказал им отойти и устроить засаду, а Оппортьюн их прикрывал. Около 15:00 подводные лодки разделились и погрузились в воду. В 15:20 капитан P.614 увидел U-408 на поверхности у 76 ° 20'N 00 ° 30'E / 76,333 ° N 0,500 ° E и выпустили торпеды с расстояния 0,5 мили (0,93 км; 0,58 мили). [ 44 ] Наблюдатель на подводной лодке увидел торпеду, и лодка совершила аварийное погружение; первая торпеда взорвалась преждевременно, что привело к срабатыванию второй торпеды. [ 43 ]

P. 615 не обнаружил подводных лодок, и обе лодки затем отправились в Великобританию и прибыли к 25 сентября. В 17:45 Серебряный Меч в хвосте колонны на 75 ° 50' с.ш. 00 ° 40' з.д. / 75,833 ° с.ш. 0,667 ° з.д. был торпедирован U-255 и загорелся. Экипаж был спасен с большим трудом, а корабль был потоплен артиллерийским огнем из Вустера . Во время полярных сумерек капитан «Эвенджера» , коммандер Энтони Колтерст, подал Бернетту сигнал, что экипажи «Суордфишей» измотаны. Бернетт решил, что «Эвенджер» и его флагман «Сцилла» стали обузой, и в 18:30 Бернетт перешел на эсминец «Милн» ; вскоре после этого Эвенджер , Сцилла с Уитлендом , Уилтоном и Фьюри покинули конвой. В 19:00 по левому борту QP 14 на 75 ° 40'N 02 ° 00'W / 75,667 ° N 2,000 ° W эсминец «Сомали» был торпедирован U-703 . [ 44 ] «Эскимос» и «Интрепид» начали зачистку Асдика, в то время как «Оппортьюн» и лорд Миддлтон маневрировали, чтобы убрать выживших. Капитан-лейтенант Колин Мод, капитан Сомали, призвал взять его корабль на буксир, а Бернетт приказал Ашанти помочь. [ 45 ]
21 сентября
[ редактировать ]
Высокочастотная пеленгация (хафф-дафф) обнаружила беспроводные передачи как минимум от трех подводных лодок, находящихся рядом с конвоем, и двух летающих лодок типа 138, прибывших для слежки за кораблями. С кораблями, помогавшими Сомали на корме, Бернетт приказал Милну вернуться из конвоя, чтобы проверить попытку буксировки, но ему пришлось нарушить молчание беспроводной связи, чтобы определить их позицию, которая находилась еще в 40 морских милях (74 км; 46 миль). Бернетт повернул назад, и когда Милн вернулся к конвою, была замечена еще одна подводная лодка, преследующая конвой, которая нырнула и скрылась. Конвой достиг позиции, до которой могли добраться летающие лодки Каталины с Шетландских островов, и одна из них ненадолго сопровождала конвой. Позже утром Z-Zebra , 330-я (норвежская) эскадрилья «Каталина», вернулась и атаковала U-378 , которая ответила зенитным огнем и повредила «Каталину». Экипаж продолжил атаку, поскольку их самолет потерял топливо и сбросил на подводную лодку четыре глубинные бомбы. Экипаж «Каталины» приземлился и был взят на борт «Марны» , которая потопила летающую лодку обстрелом. Вскоре после этого, в 11:15 Брэмбл и Вустер сбросили глубинные бомбы на 73 ° 50' с.ш. 8 ° 20' з.д. / 73,833 ° с.ш. 8,333 ° з.д. . [ 44 ] Атака была сорвана, когда подводная лодка использовала Pillenwerfer , чтобы выпустить Bold ( приманку Asdic ). Считалось, что отсутствие успеха в борьбе с подводными лодками было связано с разной плотностью моря, которая мешала Асдичу, но пять подводных лодок были повреждены. [ 46 ]
22 сентября
[ редактировать ]В 5:30 утра Бернетт повел Милна в сторону Зейдисфьорда в Исландии, оставив Алана Скотта-Монкриффа , командира лидера флотилии Фолкнора и командующего отрядом эсминцев B, командовать оставшимися одиннадцатью эсминцами и девятью меньшими эскортными кораблями. В 6:30 утра около 71 ° с.ш. 11 ° з.д. / 71 ° с.ш. 11 ° з.д. U-435 проникла под экран сопровождения и быстро потопила Bellingham , Ocean Voice и нефтяной корабль Force Q Grey Ranger . Коммодор конвоя Джон Даудинг снова потерпел кораблекрушение и вместе со своим штабом был спасен «Чайкой» , жертв на затонувших кораблях не было. Даудинг остался в «Чайке» и был передан вице-коммодору « Океанской свободы» . Скотт-Монкрифф вытянул заслон конвоя, Миддлтон и Импульсив патрулировали фланги; обнаружение подводной лодки во второй половине дня оказалось последним, и Вустер зигзагом пересекал заднюю часть кордона, время от времени сбрасывая глубинные бомбы в качестве сдерживающего фактора. ночью [ 47 ]
23–26 сентября
[ редактировать ]Стали появляться регулярные патрули Каталины; Ратлин и Замалек отплыли в Зайдисфьорд для пополнения продовольствия, Онслоу , Оффа и Вустер отправились на дозаправку, а Марн высадил экипаж Z-Zebra в Акюрейри, его базе в Исландии. Ланганес (полуостров Лонг) на северо-востоке Исландии появился в поле зрения в 17:20 конвоя, идущего на юг в сторону мыса Гнева . Погода испортилась, с северо-востока дул шторм. Catalina U-Uncle из 210-й эскадрильи достигла QP 14 в 6:00 утра и, летя обратно своим курсом, вскоре увидела U-253 и атаковала на очень малой высоте. Экипаж сбросил шесть глубинных бомб, взрывы которых вынудили подводную лодку всплыть на поверхность, она снова погрузилась в воду, всплыла на поверхность, а затем сначала затонула носовая часть. Шторм отступил на север, заставляя торговые суда отклоняться от курса , крениться и подниматься вверх , в результате чего Уинстон Салем вздымался лицом к лицу с штормом. Несмотря на риск, Скотт-Монкрифф послал Мартина дежурить. К 25 сентября шторм утих, и конвой двинулся дальше под сильной волной . В состав конвоя вернулись спасательные корабли и три эсминца, отошедшие к Зейдисфьорду. В течение следующего дня, Брэмбл и Чайка уехали в Скапа-Флоу, за ними следовали Миддлтон , Бланкни , Олигарх и Черный Рейнджер . Когда конвой достиг мыса Гнева, Фолкнор повел эсминцы Флота метрополии к Скапе, а исполняющий обязанности командующего Арчибальд Рассел в Малкольме охранял корабли, стоявшие на якоре в Лох-Эве, позже прибыл Уинстон Салем . [ 47 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Бернетт писал: «В течение восемнадцати дней не было перерыва»; у него были сомнения по поводу результатов операции EV, останавливаясь на возможных рисках, особенно на зависимости союзников от нефтяников для дозаправки эсминцев. Последствия большего успеха Германии могли бы быть ужасными, если бы Люфтваффе и Кригсмарине лучше скоординировали свои атаки или если бы у эсминцев кончились боеприпасы. Если бы погода не позволила дозаправиться, электромобиль мог бы стать «трагической неудачей». [ 48 ] В издании 1962 года второго тома «Войны на море», официальной военно-морской истории, официальный историк Стивен Роскилл написал, что решение Бернетта отделить «Эвенджер» и его эскорт лишило возможности выполнять обычные противолодочные полеты, и вскоре после этого «Сомали» был торпедирован. Бернетт подал сигнал самолетам наземного базирования, и 21 сентября самолеты Catalina и Liberator из Исландии и Шетландских островов обеспечили защиту около четырех часов, но конвой SC 100 в Атлантике также подвергся атаке, что ограничило прикрытие, доступное для QP 14. 22 сентября из-за непогоды береговой самолет был остановлен, и три корабля были потоплены один за другим. Недостаток самолетов и утомление экипажей боевых кораблей, вероятно, способствовали попаданию U-435 под завесу сопровождения. [ 49 ]
В 2004 году Ричард Вудман написал, что игра того стоила. ЭВ показал экипажам меньших кораблей ближнего сопровождения, что эсминцы доказали свою состоятельность. Когда не было воздушных налетов [во время PQ 18], эсминцы выполняли
...бесчисленные противолодочные охоты, контратаки и расследования, непрерывное зигзагообразное движение в строю... перемещение, чтобы заполнить пробелы между другими, преследование контактов и во время затишья, дозаправка маслом или бегство рядом, чтобы взять на себя или перебросить выжившие. [ 50 ]
QP 14, эскортные и другие суда
[ редактировать ]Торговые суда
[ редактировать ]Имя | Год | Флаг | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|---|
Алкоа Баннер | 1919 | ![]() |
5,035 | |
Беллингем | 1920 | ![]() |
5,345 | Потоплен U-435 22 сентября к западу от острова Ян-Майен , потерь нет, выжившие спасены Ратлином. [ 52 ] |
Бенджамин Харрисон | 1942 | ![]() |
2,191 | |
Дир Лодж | 1919 | ![]() |
6,187 | |
Империя Прилив | 1941 | ![]() |
6,978 | Корабль CAM , 23 пассажира |
Харматрис | 1932 | ![]() |
5,395 | |
Минотавр | 1918 | ![]() |
4,554 | |
Свобода океана | 1942 | ![]() |
7,173 | 8 пассажиров, капитан также заместитель командира конвоя. |
Голос океана | 1941 | ![]() |
7,174 | Капитан Джон Даудинг (коммодор конвоя), 5 штабных офицеров ВМФ, 25 советских пассажиров. Потоплен U-435 22 сентября, потерь нет. [ 52 ] [ ч ] |
Ратлин | 1936 | ![]() |
1,600 | * Конвой спасательного корабля , следовавший через Зейдисфьорд , 23 сентября, для припасов. |
Сэмюэл Чейз | 1942 | ![]() |
7,191 | |
Серебряный Меч | 1919 | ![]() |
4,937 | Торпедирован U-255 к юго-западу от Шпицбергена 20 сентября, потоплен Вустером . [ 43 ] [ я ] |
Тобрук | 1942 | ![]() |
7,048 | |
Трубадор | 1920 | ![]() |
6,428 | Попал в затруднительное положение 15/16 сентября, присоединился к отряду П, 19 сентября. [ 53 ] |
Западный Нил | 1920 | ![]() |
5,495 | |
Уинстон-Сейлем | 1920 | ![]() |
6,223 | Затерялся 15/16 сентября, присоединился к конвою 19 сентября. [ 38 ] |
Замалек | 1921 | ![]() |
1,567 | * Спасательный корабль конвоя, 4 пассажира, 61 выживший. |
Сила Q
[ редактировать ]Имя | Год | Флаг | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|---|
RFA Черный Рейнджер | 1941 | ![]() |
3,417 | Oiler , отплывший в составе Convoy PQ 18, вернулся с QP 14. |
RFA Серый Рейнджер | 1941 | ![]() |
3,313 | Oiler , отплывший в составе Convoy PQ 18, вернулся с QP 14; потоплен U-435 22 сентября к западу от Ян-Майена; шестеро убиты, выживших подобрал Ратлин [ 52 ] |
Восточный местный эскорт
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Бритомарт | ![]() |
Противолодочный тральщик | 13–15 сентября |
HMS Халцион | ![]() |
Противолодочный тральщик | 13–15 сентября |
HMS Опасность | ![]() |
Противолодочный тральщик | 13–15 сентября |
HMS Саламандра | ![]() |
Противолодочный тральщик | 13–15 сентября |
HMT Лорд Миддлтон | ![]() |
Противолодочный траулер | 13–15 сентября |
Близкий эскорт
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
ГМС Алинбанк | ![]() |
Зенитный крейсер | Покинул конвой PQ 18 16 сентября, присоединился к конвою QP 14 17 сентября. |
HMS Паломарес | ![]() |
Зенитный крейсер | 13–26 сентября |
HMS Позарица | ![]() |
Зенитный крейсер | 23–26 сентября |
HMS Бланкни | ![]() |
Разрушитель | 13–25 сентября |
HMS Миддлтон | ![]() |
Разрушитель | 13–25 сентября |
HMS Даниэлла | ![]() |
Корвет | 13–26 сентября |
HMS Ла Малуин | ![]() |
Корвет | 13–26 сентября |
HMS Лотос | ![]() |
Корвет | 13–26 сентября |
HMS Поппи | ![]() |
Корвет | 13–26 сентября |
HMS Брамбл | ![]() |
Противолодочный тральщик | 13–25 сентября |
ГМС Ведущий | ![]() |
Противолодочный тральщик | 13–20 сентября, затоплена U-435 , 20 сентября юго-западнее Шпицбергена. [ 55 ] [ л ] |
HMS Чайка | ![]() |
Противолодочный тральщик | 13–25 сентября |
HMS Эйршир | ![]() |
Противолодочный траулер | 13–25 сентября |
HMS Лорд Остин | ![]() |
Противолодочный траулер | 13–25 сентября |
HMT Северная жемчужина | ![]() |
Противолодочный траулер | 13–25 сентября |
HMS стр. 614 | ![]() |
Подводная лодка | 17–21 сентября, покинул Конвой PQ 18, 16 сентября, присоединился к Конвою QP 14 17 сентября. |
HMS стр. 615 | ![]() |
Подводная лодка | 17–21 сентября, покинул Конвой PQ 18, 16 сентября, присоединился к Конвою QP 14 17 сентября. |
Далекая сила прикрытия
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Энсон | ![]() |
Линкор | 19–22 сентября, силы дальнего прикрытия, флагман (вице-адмирал Брюс Фрейзер ) |
HMS Герцог Йоркский | ![]() |
Линкор | 19–22 сентября, Отряд дальнего прикрытия. |
HMS Ямайка | ![]() |
Крейсер | 19–22 сентября, Отряд дальнего прикрытия. |
HMS Брэмэм | ![]() |
Разрушитель | 23 сентября, Отряд дальнего прикрытия. [ н ] |
HMS Broke | ![]() |
Разрушитель | Заменил Брэмэма во втором плавании. [ 54 ] |
HMS Кеппель | ![]() |
Разрушитель | 19–22 сентября, Отряд дальнего прикрытия. |
HMS Маккей | ![]() |
Разрушитель | 19–22 сентября, Отряд дальнего прикрытия. |
Авианосная сила
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Мститель | ![]() |
Эскорт-перевозчик | Отплыл в составе Convoy PQ 18 , переведен в QP 14, 17–20 сентября. |
HMS Уитленд | ![]() |
Разрушитель | 17–20 сентября |
HMS Уилтон | ![]() |
Разрушитель | 17–20 сентября |
Крейсерское прикрытие
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Камберленд | ![]() |
Крейсер | Отделен от крейсерского соединения 16–18 сентября, миссия снабжения Шпицбергена. |
HMS Лондон | ![]() |
Крейсер | 14–22 сентября, Крейсерское прикрытие. |
HMS Норфолк | ![]() |
Крейсер | Флагман (вице-адмирал СС Бонэм Картер) 14–22 сентября. |
HMS Шеффилд | ![]() |
Крейсер | Отделен от крейсерского соединения 17–19 сентября, миссия снабжения Шпицбергена. |
HMS Саффолк | ![]() |
Крейсер | 14–22 сентября Крейсерское прикрытие. |
HMS Сцилла | ![]() |
Крейсер | 17–20 сентября Океанский эскорт, флагман (контр-адмирал Роберт Бернетт ) |
HMS Амазонка | ![]() |
Разрушитель | 15–22 сентября |
HMS Эхо | ![]() |
Разрушитель | |
HMS Бульдог | ![]() |
Разрушитель | 14–22 сентября |
Разрушительный отряд А
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Ашанти | ![]() |
Разрушитель | 17–21 сентября Океанский эскорт |
HMS Эскимос | ![]() |
Разрушитель | 17–21 сентября Океанский эскорт |
HMS Оффа | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября Океанский эскорт |
HMS Натиск | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября Ocean Escort, отправленный 19 сентября в Трубадор , присоединился к Force P. [ 56 ] |
HMS Онслоу | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября Океанский эскорт |
HMS Opportune | ![]() |
Разрушитель | 17–21 сентября Океанский эскорт |
HMS Сомали | ![]() |
Разрушитель | 17–20 сентября Ocean Escort, торпедирован U-703 , 20 сентября. [ 55 ] [ р ] |
HMS Тартар | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября Океанский эскорт |
Разрушительный отряд B
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Фолкнор | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября Океанский эскорт |
HMS Fury | ![]() |
Разрушитель | 17–20 сентября, Ocean Escort, вышел 18 сентября на встречу с танкером «Олигарх» , вернулся 19 сентября. [ 53 ] |
HMS Импульсивный | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября Западный местный эскорт, отбыл 18 сентября, чтобы присоединиться к Олигарху , вернулся 19 сентября. [ 53 ] |
HMS Интрепид | ![]() |
Разрушитель | 17–21 сентября Океанский эскорт |
HMS Марна | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября «Океанский эскорт»; 19 сентября спасенный экипаж Catalina Z-Zebra 330-й эскадрильи , сбивший атакующую U-378. [ 58 ] |
HMS Метеор | ![]() |
Разрушитель | 17–25 сентября Океанский эскорт |
HMS Милн | ![]() |
Разрушитель | 17–22 сентября Океанский эскорт |
Сила П
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
RFA Синий Рейнджер | ![]() |
Масленка | 14–20 сентября, миссия по дозаправке Шпицбергена. |
РФА Олигарх | ![]() |
Масленка | 14–18 сентября, миссия по дозаправке Шпицбергена. |
HMS Cowdray | ![]() |
Разрушитель | 14–20 сентября, миссия по дозаправке Шпицбергена. |
HMS Окли | ![]() |
Разрушитель | 14–20 сентября, миссия по дозаправке на Шпицбергене. |
HMS Виндзор | ![]() |
Разрушитель | 14–20 сентября, миссия по дозаправке Шпицбергена. |
HMS Вустер | ![]() |
Разрушитель | 19–25 сентября, миссия по дозаправке Шпицбергена. [ 56 ] |
Операция «Коробка передач II»
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Камберленд | ![]() |
Крейсер | Выведен из состава крейсера, 16–18 сентября. |
HMS Шеффилд | ![]() |
Крейсер | Выведен из состава крейсера, 17–19 сентября. |
HMS Eclipse | ![]() |
Разрушитель | Выведен из состава крейсера, 16–19 сентября. |
Подводные лодки союзников
[ редактировать ]Сила | Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|---|
Укрывающая сила | стр. 45 | ![]() |
U-класс | |
Укрывающая сила | стр. 221 | ![]() |
S-класс | |
Укрывающая сила | HMS Уникальный | ![]() |
U-класс | |
Патрульные силы | HMS Трибьюн | ![]() |
Т-класс | |
Патрульные силы | HMS Тигрис | ![]() |
Т-класс | |
Патрульные силы | стр. 54 | ![]() |
U-класс | |
Патрульные силы | HNoMS Некрасный | ![]() |
P-класс | |
минный заградитель | Руби | ![]() |
Сапфир-класс |
Немецкие войска
[ редактировать ]Подводные лодки
[ редактировать ]Имя | Тип | Контакт | Примечания |
---|---|---|---|
У-251 | VIIc | — | |
У-253 | VIIc | — | Потоплен 210-й эскадрильей «Каталина» 23 сентября. [ 60 ] |
У-255 | VIIc | 20 сентября | Затонул Silver Sword , 20/21 сентября, поврежден 210-й эскадрильей Catalina U-Uncle, 23 сентября. |
Ю-403 | VIIc | — | |
Ю-435 | VIIc | 20–22 сентября | Затонул HMS Leda 20 сентября, затонул Bellingham , Ocean Voice , Grey Ranger 22 сентября. |
Ю-592 | VIIc | — | |
Ю-703 | VIIc | 20 сентября | Торпедирован и серьезно поврежден HMS Somali , 20/21 сентября, затонул 24 сентября. |
Примечания
[ редактировать ]- ^ В октябре 1941 года пропускная способность Архангельска составляла 300 000 длинных тонн (304 814 т), Владивостока - 140 000 длинных тонн (142 247 т) и 60 000 длинных тонн (60 963 т) в портах Персидского залива. [ 3 ]
- ↑ К концу 1941 года было поставлено 187 танков «Матильда II» и 249 танков «Валентайн» , что составляло 25 процентов среднетяжёлых танков Красной Армии, что составляло 30–40 процентов среднетяжёлых танков, защищавших Москву. В декабре 1941 года 16 процентов истребителей, защищавших Москву, составляли британские «Хокер Харрикейны» и «Кертисс Томагавки» насчитывалось 96 истребителей «Харрикейн» , а к 1 января 1942 года в советских ВВС ( «Военно-воздушные силы» , ВВС). Британцы поставляли радиолокационную аппаратуру, станки, АСДИК и товары повседневного спроса. [ 6 ]
- ↑ Адмиралтейство узнало от «Ультры» о предполагаемой атаке на конвой PQ 18, но не знало, что немцы также хотели выступить против конвоя QP 14 13 сентября. На следующий день, получив предупреждение Гитлера о необходимости сохранить корабли для оборонительного использования, избегая рисков в наступательных операциях, вылазка была отменена. [ 29 ]
- ↑ Медицинский блок и оборудование для моряков союзников также были погружены на борт, но советские власти отказали ему в разрешении на посадку, и ему пришлось вернуться в составе конвоя QP 14. [ 30 ]
- ↑ Шпицберген (Зубчатые горы) — голландское название архипелага до 1925 года, когда по Шпицбергенскому договору они стали Шпицбергеном (Норвежским) . [ 36 ]
- ↑ Позже иск не был поддержан. [ 43 ]
- ^ Данные Рюгга и Гааги (1993), если не указано иное. [ 51 ]
- ↑ Выжившие были подобраны « Чайкой» и высадились в Скапа-Флоу , а «Замалек » — в Глазго . [ 47 ]
- ^ Один человек убит; выжившие были спасены Ратлином и Замалеком и высадились в Глазго .
- ^ Данные Ллевеллина-Джонса, если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Данные Рюгга и Гааги (1993), если не указано иное. [ 52 ]
- ^ Командир А.Х. Винн-Эдвардс, 85 членов экипажа и два пассажира спасены и распределены в Чайке , Ратлине и Замалеке ; шестеро мужчин умерли от ран или переохлаждения. [ 56 ]
- ^ Данные Ллевеллина-Джонса, если не указано иное. [ 54 ]
- ↑ Заменено на Broke во второй раз, когда силы вышли в море. [ 54 ]
- ^ Данные Ллевеллина-Джонса, если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Данные Ллевеллин-Джонса, 2014 г., если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Данные Ллевеллина-Джонса, если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Большая часть команды спасена лордом Миддлтоном и Opportune ; скелетный экипаж остался на борту; Ашанти начал буксировку, но трос разошелся, Сомали сложился пополам, перевернулся и затонул; 47 человек затонули вместе с кораблем, были смыты водой или умерли от переохлаждения на Ашанти ; 35 выживших. [ 57 ]
- ^ Данные Ллевеллина-Джонса, если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Данные Ллевеллин-Джонса (2014), если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Подробности из Ллевеллин-Джонса (2014), если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Подробности из Ллевеллин-Джонса (2014), если не указано иное. [ 54 ]
- ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005), если не указано иное. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 195–197.
- ^ Вудман 2004 , с. 22.
- ^ Ховард 1972 , с. 44.
- ^ Вудман 2004 , с. 14.
- ^ Вудман 2004 , стр. 22–23.
- ^ Эдгертон 2011 , с. 75.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 278–281.
- ^ Макси 2004 , стр. 141–142.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
- ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
- ^ Будянский 2000 , стр. 250, 289.
- ^ ФИБ 1996 .
- ^ Клаасен 2001 , стр. 199–200.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 200–201.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 201–202.
- ^ Клаасен 2001 , с. 202.
- ^ Роскилл 1962 , с. 132.
- ^ Беккер 1966 , стр. 394–398.
- ^ Вуд и Ганстон 1990 , стр. 70, 72.
- ^ ПРО 2001 , стр. 114.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 203–205.
- ^ Вудман 2004 , стр. 40–41.
- ^ Смит 1975 , с. 124.
- ^ Уоллинг 2012 , с. 214.
- ^ Смит 1975 , с. 124; Уоллинг 2012 , с. 214.
- ^ Вудман 2004 , стр. 258–259.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 281–282.
- ^ Хинсли и др. 1981 , с. 226 .
- ^ Jump up to: а б Ллевеллин-Джонс 2014 , с. 72.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 279–280.
- ^ Вудман 2004 , стр. 262–263.
- ^ & Ллевеллин-Джонс, 2014 , стр. 73–74.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 260–261.
- ^ Ллевеллин-Джонс 2014 , с. 74; Вудман 2004 , стр. 260–262.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 260–262.
- ^ Jump up to: а б Роскилл 1962 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ллевеллин-Джонс 2014 , с. 82.
- ^ Вудман 2004 , стр. 284–285.
- ^ Вудман 2004 , с. 285.
- ^ Вудман 2004 , стр. 285–286.
- ^ Jump up to: а б с д Вудман 2004 , с. 287.
- ^ Jump up to: а б с Ллевеллин-Джонс 2014 , с. 83.
- ^ Вудман 2004 , стр. 287–289.
- ^ Вудман 2004 , стр. 289–290.
- ^ Jump up to: а б с Вудман 2004 , стр. 290–291.
- ^ Вудман 2004 , стр. 294–295.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 285–286.
- ^ Вудман 2004 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и Рюгг и Гаага, 1993 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Вудман 2004 , стр. 284, 286.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ллевеллин-Джонс 2014 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с Вудман 2004 , с. 286.
- ^ Вудман 2004 , стр. 289–290, 292–294.
- ^ Вудман 2004 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 197.
- ^ Вудман 2004 , с. 290.
Библиография
[ редактировать ]- Беккер, Каюс (1966). Дневники войны Люфтваффе . Нью-Йорк: Баллантайн. OCLC 657996667 .
- Будянский, С. (2000). Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Свободная пресса (Саймон и Шустер). ISBN 0-684-85932-7 – через Archive Foundation.
- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1050-2 .
- Эдгертон, Д. (2011). Британская военная машина: оружие, ресурсы и эксперты во Второй мировой войне . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9918-1 .
- Хинсли, Ф.Х. (Гарри) (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Хинсли, Фрэнсис ; Томас, Э.Э.; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1981). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. Том. II. Лондон: HMSO. ISBN 0-521-242908 .
- Ховард, М. (1972). Большая стратегия: август 1942 г. – сентябрь 1943 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV. Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630075-1 .
- Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN 63-16109 . OCLC 78083316 .
- Ллевеллин-Джонс, Малкольм, изд. (2014) [2007]. Королевский флот и арктические конвои: история штаба ВМФ . Истории штабов ВМФ. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-86177-9 .
- Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36651-4 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Проверено 22 марта 2018 г.
- Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Смит, Питер (1975). Конвой PQ18: Арктическая победа . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 978-0-7183-0074-6 .
- Взлет и падение немецких ВВС (факс. репродукция «Военные истории» Государственного архива, ред.). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10 № 248.
- Уоллинг, МГ (2012). Забытая жертва: Арктические конвои Второй мировой войны . Генерал Военный. Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84908-718-6 .
- Вуд, Тони; Ганстон, Билл (1990). Гитлеровские Люфтваффе . Нью-Йорк: Crescent Books. OCLC 704898536 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Веб-сайты
- «Рождение радиоразведки в Финляндии и ее разработчик Рейно Халламаа» . Историческое объединение Северной Карелии Ry (на финском языке). 1996 год . Проверено 26 июля 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война . Том. I. ISBN 0-304-35260-8 .
- Буг, Х.; Ран, В.; Штумпф, Р.; Вегнер, Б. (2001). Глобальная война: расширение конфликта до мировой войны и смена инициативы 1941–1943 гг . Германия во Второй мировой войне. Том. VI. Перевод Осерса Э.; Браунджон, Дж.; Крэмптон, П.; Уиллмот, Л. (англ. Trans. Oxford University Press, Лондонское изд.). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN 0-19-822888-0 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 978-1-86176-147-7 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-130-1 .
- Ричардс, Денис; Сент-Г. Сондерс, Х. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771593-6 . Проверено 22 марта 2018 г.