САМ-корабль

Корабли CAM были Второй мировой войны времен британскими торговыми судами , которые использовались в конвоях в качестве аварийной остановки до тех пор, пока не достаточное количество эскортных авианосцев появится . Корабль CAM — это аббревиатура от торгового судна с катапультными самолетами . [1]
Они были оснащены с ракетным двигателем катапультой , запускающей одиночный Hawker Hurricane , получивший название «Hurricat» или «Catafighter», для уничтожения или отгона атакующего бомбардировщика. Обычно истребитель «Харрикейн» терялся, когда пилот затем катапультировался или бросался в океан рядом с конвоем. [Примечание 1] Корабли CAM после переоборудования продолжали перевозить свои обычные грузы.
Концепция была разработана и испытана пятью истребительными катапультными кораблями , введенными в эксплуатацию в качестве военных кораблей под командованием и экипажем Королевского флота , но корабли CAM были торговыми судами, которыми командовал и имел экипаж Торговый флот .
Источник
[ редактировать ]
Немецкие с Люфтваффе располагали самолетами Focke-Wulf Fw 200 Condor дальностью полета почти 2000 морских миль (3700 км; 2300 миль). После падения Франции эти самолеты могли действовать из западной Франции против британских торговых судов в Атлантике. Вылетая из аэропорта Бордо-Мериньяк , Fw 200 I/KG40 могли достичь полос конвоев к западу от Британии, оставаясь вне досягаемости британских наземных истребителей. У Королевского флота не было авианосцев , которые могли бы обеспечить непосредственное прикрытие конвоев с воздуха. Fw 200 могли следить за конвоями, направляя подводных лодок , или сбрасывать бомбы на корабли конвоев без сопротивления и с летальным эффектом. на них атаки [1]
Чтобы противостоять этой угрозе, Адмиралтейство разработало истребительный катапультный корабль – переоборудованное грузовое судно с экипажем из моряков, на борту которого находится один истребитель Hawker Hurricane . При обнаружении вражеского бомбардировщика истребитель запускался в воздух ракетами и взлетал, чтобы уничтожить или отогнать бомбардировщик. Будучи большим и медленным, Fw 200 стал довольно уязвимой целью. После боя летчик-истребитель катапультировался или бросался в океан рядом с конвоем, и, если все прошло хорошо, его подбирали. [1]
Адмиралтейство уже экспериментировало с этой системой. 50 ракетных авиационных катапульт Они заказали установку на торговые суда . Это были самолеты Hurricane Mark Is, переоборудованные в Sea Hurricane IA . [1]
Пилоты этих самолетов были набраны из Королевских ВВС (RAF). Королевские ВВС сформировали Истребительное подразделение торговых кораблей 5 мая 1941 года (MSFU) в Королевских ВВС Спик на берегу реки Мерси в Ливерпуле . [1] Командир звена Э. С. Моултон-Барретт командовал подразделением, проводившим подготовку пилотов-добровольцев, офицеров управления истребителями (FDO) и летчиков. После обучения экипажи MSFU были отправлены в Ливерпуль, Глазго или Эйвонмут , где они помогали загружать свои «Харрикейны» на катапульты. Каждая команда состояла из одного лоцмана для рейсов через Атлантику (или двух лоцманов для рейсов в Россию, Гибралтар или Средиземное море ), одного слесаря, одного такелажа, одного радиотелефониста, одного FDO и моряка-торпедиста, работавшего на катапульта как электрик. [1]
Экипажи МСФУ подписывали судовой устав в качестве гражданских членов экипажа под руководством капитана гражданского судна . Главный инженер корабля стал отвечать за катапульту, а первый помощник капитана исполнял обязанности дежурного по катапульте (CDO), отвечая за запуск катапульты по указанию. Одиночный истребитель «Харрикейн» запускался только тогда, когда были замечены вражеские самолеты и было достигнуто соглашение с помощью сигналов рукой и флажком между пилотом, командиром корабля и капитаном корабля. [1]
Первые четыре или пять кораблей были приняты на вооружение Королевского флота в качестве «вспомогательных истребительных катапультных кораблей», а более поздние модификации получили официальное название CAM и были укомплектованы торговыми моряками. Первый корабль CAM, Michael E , спонсировался Королевским флотом, пока работали MSFU RAF. После пробного спуска у берегов Белфаста «Майкл Э» отплыл в составе конвоя OB 327 28 мая 1941 года. он был потоплен U-108 . 2 июня [2] Первый пробный запуск CAM Королевских ВВС был осуществлен из Empire Rainbow в Гриноке на реке Клайд 31 мая 1941 года; Ураган приземлился в Абботсинче. Шесть кораблей CAM присоединились к конвоям в июне 1941 года. Когда корабль CAM прибывал в пункт назначения, пилот обычно стартовал и приземлялся на ближайшем аэродроме, чтобы успеть как можно больше времени в полете перед обратным рейсом. [1] Пилоты были исключены из назначений CAM после двух рейсов туда и обратно, чтобы избежать ухудшения летных навыков из-за нехватки летного времени во время выполнения задания. [2]
Первоначально рейсы CAM были ограничены североамериканскими конвоями, а техническое обслуживание самолетов выполнялось Королевскими ВВС Канады в Дартмуте, Новая Шотландия . Корабли CAM плавали в конвоях Гибралтара и Фритауна в Гибралтаре было создано подразделение по техническому обслуживанию самолетов , начиная с сентября 1941 года, после того как на базе британских ВВС на Северном фронте . В январе и феврале 1942 года самолеты CAM не предоставлялись после того, как оказалось невозможным поддерживать установленные на катапультах самолеты в летном состоянии во время зимы в Северной Атлантике. Плавания CAM возобновились 6 марта 1942 года на конвоях в Северной Атлантике, а в апреле - на арктических российских конвоях с подразделением технического обслуживания самолетов Королевских ВВС в Архангельске . [2]
CAM-корабли
[ редактировать ]У частных владельцев было реквизировано восемь кораблей САМ, два из которых были потоплены:
- Дагестан
- Далтонхолл
- Восточный город
- Хеленкрест
- Кафиристан
- Майкл Э (затонул)
- Писатель
- Примроуз-Хилл (затонул). [3]
Двадцать семь кораблей CAM принадлежали Министерству военного транспорта , десять из которых были потоплены:
- Эмпайр Бертон (затонул)
- Империя Клайв
- Империя Дарвина
- День Империи
- Эмпайр Делл (затонула)
- Империя Ева (затонула)
- Империя Веры
- Империя Пламени
- Империя пены
- Империя Франклина
- Империя Гейл
- Эмпайр Хит
- Эмпайр Хадсон (затонул)
- Эмпайр Лоуренс (затонул)
- Империя Луны
- Империя Морн
- Империя Океана
- Империя Радуга (затонула)
- Эмпайр Рэй
- Эмпайр Роуэн (затонул)
- Эмпайр Шеклтон (затонула)
- Империя Спрей
- Эмпайр-Спринг (затонул)
- Эмпайр Стэнли
- Империя Солнца
- Империя Прилив
- Империя Волна (затонула). [3]
Процедура взлета
[ редактировать ]
- Приемную стойку троллейбуса убрали на рассвете.
- Летчики периодически запускали самолет и прогревали двигатель.
- Пилот забрался в самолет, когда поступило сообщение о вражеском самолете.
- корабль поднял международный флаг с кодом F. Когда было принято решение о спуске на воду, (Корабли CAM обычно размещались во главе внешней левой колонны конвоя, чтобы они могли маневрировать против ветра для запуска.)
- Летчик снял штифты, показал их пилоту и отнес дежурному по катапульте (CDO).
- Пилот применил закрылки на 30 градусов и 1 ⁄ 3 правого руля.
- CDO поднял над головой синий флаг, чтобы сообщить капитану корабля о своей готовности к спуску на воду.
- Капитан корабля направил корабль против ветра и поднял над головой синий флаг, разрешая спуск на воду. (Капитан корабля стоял на правом крыле мостика, чтобы избежать взрыва ракеты катапульты, который иногда повреждал левый борт мостика.)
- CDO размахивал синим флагом, показывая, что он готов к запуску по сигналу пилота.
- Пилот полностью открыл газ, затянул фрикционную гайку дроссельной заслонки, вжал голову обратно в подголовник, плотно прижал правый локоть к бедру и опустил левую руку, подавая сигнал к запуску.
- CDO сосчитал до трех, подождал, пока нос поднимется из впадины волны, и передвинул переключатель, чтобы запустить катапультные ракеты. [1]
Боевые пуски САМ
[ редактировать ]Дата | Корабль/конвой | Пилот | Исход |
---|---|---|---|
1 ноября 1941 г. | SS Эмпайр Пена / HX 156 | ФО Варлей | «Фокке-Вульф Fw 200» прогнали; пилот найден HMS Broke [1] [4] |
26 апреля 1942 г. | СС Эмпайр Морн / QP 12 | ФО Джей Би Кендал | Blohm & Voss BV 138 отогнали, а Junkers Ju 88 сбили (Ju 88A-4 "4D+IT" из III./KG 30 ); Кендал умер от травм, полученных при спасении [1] [4] |
26 мая 1942 г. | СС Эмпайр Лоуренс / PQ 16 | ПО Эй ! | Два Heinkel He 111 сбиты; Ураган сбит, пилот ранен и выздоровел HMS Volunteer [1] [4] |
14 июня 1942 г. | СС Эмпайр Мун / HG 84 | PO Sanders | «Фокке-Вульф Fw 200» прогнали; пилот найден HMS Stork [1] [4] |
18 сентября 1942 г. | СС Эмпайр Морн | ФО А.Х. Берр | Два Heinkel He 111 уничтожены; Пилот прилетел на российский Кег Остров ( ru ) аэродром [1] [4] |
1 ноября 1942 г. | СС Эмпайр Хит / HG 91 | ФО Н. Тейлор | Сбит «Фокке-Вульф Fw 200»; пилот чуть не утонул до выздоровления [1] [4] |
28 июля 1943 г. | СС Эмпайр Дарвин / SL 133 | ФО Дж. А. Стюарт | Фокке-Вульф Fw 200 уничтожен; пилот восстановлен HMS Leith [1] [4] |
28 июля 1943 г. | MV Empire Tide / SL 133 | ФО П.Дж.Р. Флинн | Фокке-Вульф Fw 200 уничтожен; пилот найден HMS Enchantress [1] [4] |
Всего с кораблей САМ было произведено восемь боевых пусков. Восемь немецких самолетов были уничтожены (три FW 200 Condor, четыре Heinkel He 111 и Junkers Ju 88), один поврежден и три прогнаны. Восемь «Харрикейнов» были выброшены из эксплуатации и один пилот погиб.
Кроме того, один «Кондор» был уничтожен в августе 1941 года ураганом, запущенным с катапультного истребителя Королевского флота. На нем летал Роберт Эверетт .
Прекращение программы
[ редактировать ]Когда появилось достаточное количество авианосцев сопровождения , плавание САМ на североамериканских и арктических российских конвоях было прекращено в августе 1942 года. Подразделение технического обслуживания самолетов было выведено из Архангельска в сентябре 1942 года. Катапульты были сняты с 10 из 26 уцелевших кораблей САМ, а оставшиеся 16 продолжали плавать с конвоями Средиземного моря и Фритауна. [2] Штаб истребительного командования Королевских ВВС приказал расформировать все MSFU, начиная с 8 июня 1943 года. Боевые пуски из конвоя SL 133, направлявшегося домой, были произведены двумя последними вышедшими в боевую готовность кораблями CAM; последний MSFU был расформирован 7 сентября 1943 года. Двенадцать из 35 кораблей CAM были потоплены во время 170 рейсов туда и обратно. [1] Еще два корабля, «Кейп Клир» и «Сити оф Йоханнесбург» , в конце 1941 года на короткое время были оснащены макетами катапульт и самолетов для целей обмана. [4]
См. также
[ редактировать ]- Торговый авианосец
- Вспомогательный корабль с катапультным вооружением-истребителем
- Система посадки Броди
- Военно-морской корабль с авиационными возможностями
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя в нескольких случаях пилот находился достаточно близко к аэродрому, чтобы вместо этого приземлиться там.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Баркер, Ральф (2019). Ураганы: невероятная правдивая история британских пилотов-камикадзе времен Второй мировой войны . [Место публикации не указано]: SILVERTAIL Books. ISBN 978-1-909269-86-6 . OCLC 1099529804 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1990). Корабли Империи . Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Гонконг: Lloyd's of London Press Ltd. ISBN 1-85044-275-4 .
- Поли, Джон; Трубе, Карл Э.; Уайльд, Дуг и Вилтердинг, Джон Х. (2012). «Вопрос 14/48: Торговые суда с катапультным вооружением». Военный корабль Интернешнл . XLIX (2): 160–170. ISSN 0043-0374 .
- Уайз, Джеймс Э. младший (сентябрь 1974 г.). «Катапульта выключена — парашют обратно» . Труды Военно-морского института США . 100 (9/859).
Внешние ссылки
[ редактировать ]