Торпедный крейсер

Торпедный крейсер — тип военного корабля , вооруженного преимущественно торпедами . Основные военно-морские силы начали строить торпедные крейсеры вскоре после изобретения локомотива- торпеды Уайтхеда в 1860-х годах. Разработка торпед породила доктрину Jeune École , согласно которой небольшие военные корабли, вооруженные торпедами, могут эффективно и дешево побеждать гораздо более крупные линкоры . Торпедные крейсеры потеряли популярность у большинства флотов великих держав в 1890-х годах, хотя многие другие флоты продолжали приобретать их до начала 1900-х годов.
Императорский флот Японии перестроил два «Кума» типа лёгких крейсера в торпедные крейсера Во время Второй мировой войны . В отличие от более ранних кораблей, эти корабли предназначались для запуска Long Lance кислородных торпед на большую дальность в ночное время, чтобы застать врасплох военные корабли противника. Однако они так и не участвовали в боевых действиях по своему предназначению и были быстро преобразованы в транспортные средства для войск.
История
[ редактировать ]
Торпедный крейсер возник из Jeune École , стратегической военно-морской концепции, которая утверждала, что большие броненосные линкоры, строившиеся тогда в Европе, могли быть легко – и, что более важно, дешево – побеждены небольшими военными кораблями с торпедным вооружением. [1] В недавно объединенной Германии новый торпедный крейсер был воспринят как мощное оружие для нового военно-морского флота , у которого не было реальных традиций судостроения или мореплавания. Ранние немецкие торпедные корабли классифицировались как авизо , первым из которых был SMS Zieten , спущенный на воду в 1876 году. [2] Первоначально он был вооружен всего двумя 380-миллиметровыми (15 дюймов) торпедными аппаратами, дополненными в 1878 году двумя 120-мм (4,7 дюйма) орудиями и шестью пулеметами .
Энтузиазм немецкого Kaiserliche Admiralität (Императорского Адмиралтейства) был особенно заметен во время правления генерала Лео фон Каприви : всего было построено восемь кораблей, предназначенных для службы с флотилиями меньших торпедных катеров и интегрированных в оборонительную систему минных полей и береговая артиллерия. Типичный немецкий торпедокрейцер стал вооружен залпом из трех торпедных аппаратов, один из которых закреплен в носовой части , а два - на вращающихся установках по обе стороны корпуса. Их артиллерийское вооружение было относительно скромным: два орудия среднего калибра, установленные в носовой и кормовой части, и несколько меньших по размеру бортовых орудий в спонсонах , предназначенных в первую очередь для защиты от более мелких нападающих, таких как торпедные катера.
Одновременно с закупкой немцами « Цитена » итальянская Regia Marina в 1875 году заложила небольшой крейсер «Пьетро Микка» , имевший на вооружении один торпедный аппарат и два пулемета. Regia Marina построила еще семнадцать торпедных крейсеров пяти классов . В течение следующих двадцати лет [3] Начиная с 1879 года, французский военно-морской флот также начал экспериментировать с этим типом, сначала с крейсером «Милан» , а затем построить серию меньших торпедных авизо, подобных «Циетену» . [4] В австро-венгерском флоте была принята аналогичная организация для замкнутых вод Адриатического моря с флотилиями миноносцев, сгруппированными с торпедными крейсерами, которые предназначались для поражения линкоров противника, атакующих австро-венгерское побережье. [5]

Два австро-венгерских торпедных крейсера, «Пантера» и «Леопард» , были спроектированы английским военно-морским архитектором сэром Уильямом Уайтом в середине 1880-х годов, когда также был период сильного энтузиазма по этому типу в Британском Адмиралтействе . За единственным HMS Rattlesnake и двумя кораблями класса Scout последовали многочисленные торпедные канонерские лодки , два торпедных корабля класса Curlew и более крупные корабли Archer класса . Торпедный крейсер рассматривался как корабль, который мог стать мировой опорой флота, сочетая в себе полезность канонерской лодки , скорость диспетчерского судна и атакующий потенциал, сравнимый с более крупным броненосцем - «ценный в мирное время». и неоценим во время войны». Однако класс «Арчер» был сильно перевооружен, что поставило под угрозу их мореходные качества, и это нанесло ущерб репутации этого типа в Великобритании: общий заказ на этот класс был сокращен с двадцати кораблей до восьми, и Королевский флот сразу же отказался от «торпедного крейсера». обозначение полностью. Возможно, это была чрезмерная реакция: как морские офицеры, так и конструкторы кораблей призывали высшее командование просто сократить артиллерийское вооружение, а Уайт продолжал производить то, что фактически являлось торпедными крейсерами под разными обозначениями, «крейсерами третьего класса» Класс Barracouta и более крупный Medea класс , обозначенные как «защищенные крейсеры второго класса». [6]
Торпедные крейсеры также были заранее закуплены ВМС Южной Америки. Чилийский флот заказал в конце 1880-х годов на верфи Laird Brothers две Almirante Lynch торпедные канонерские лодки класса , Almirante Lynch и Almirante Condell , которые некоторые источники считали торпедными крейсерами. Эти два корабля добились заметного военного успеха во время гражданской войны в Чили 1891 года , когда они атаковали и потопили броненосец «Бланко Энкалада» в битве при заливе Кальдера . Затем в 1896 году она приобрела Альмиранте Симпсона . Военно -морской флот США был, пожалуй, единственным в мире военно-морским флотом, который не приобрел ни одного торпедного крейсера в этот период - процесс закупок «Торпедного крейсера № 1» застопорился из-за нереально амбициозных требований к высоким характеристикам при низкой стоимости. [7]
Однако к этому моменту этот тип впал в немилость. Публикация Альфреда Тайера Махана основополагающей работы «Влияние морской мощи на историю » в 1890 году убедила многих экспертов отказаться от теории Jeune École в пользу флота, основанного на мощных линкорах. [8] первые современные легкие крейсера Одновременно начали появляться . Эти корабли, такие как немецкий «Газель» класс , имели скорость и торпедное вооружение более раннего торпедного крейсера, но имели больший корпус, который также позволял им нести артиллерийское вооружение и броню более крупных защищенных крейсеров . [9] Отражая изменение мышления, «Газель» проектировалась как увеличенный торпедокрейцер , сочетающий стандартный залп из трех торпедных аппаратов с более сильным артиллерийским вооружением, но более поздние корабли того же класса комплектовались всего одним неподвижным аппаратом с каждого борта, предназначенным для линейного применения. тактики боя .
Еще одним новым типом, который угрожал узурпировать роль миноносца, был «эсминец-торпедный катер», вскоре известный просто как эсминец . На эту концепцию повлиял испанский торпедный крейсер «Деструктор», спущенный на воду в 1886 году, но последующий британский тип, впервые появившийся в 1892 году, был меньше и быстрее и был быстро принят на вооружение всеми флотами великих держав 1890-х годов.

Однако корабли типа немецких торпедокрейцеров продолжали строиться для ряда военно-морских сил за пределами великих держав. Пять судов шведского Örnen класса , построенные в конце 1890-х годов, продолжали служить многие десятилетия. [10] Немецкие верфи также произвели ряд торпедных крейсеров для экспорта различным иностранным клиентам: Крупп построил три для ВМС Бразилии , один для Национального флота Уругвая и два для ВМС Османской империи Пейк-и Шевкет класса , строительство которых было завершено в 1907 году. . [11]
Одной из великих держав, которая продолжала использовать торпедный крейсер, был Императорский флот России . Они использовали военные корабли с торпедным вооружением с 1870-х годов, успешно использовали «торпедные катера» против османов в 1870-х годах и спустили на воду большой «торпедный корабль « Взрыв » в 1877 году, но их первым кораблем, специально обозначенным как торпедный крейсер, был лейтенант Ильин из 1886 г., за ним последовал один однотипный корабль в 1889 г., а в 1890-е гг. - шесть кораблей типа «Казарский» и более тяжеловооруженный «Абрек» . Они сосуществовали с обычными эсминцами британского типа, а начало русско-японской войны в 1904 году побудило к постройке еще двадцати четырех кораблей этого типа — от современных эсминцев они отличались тем, что были немного медленнее, но крупнее, тяжелее -вооружен и более мореходен. Чтобы ускорить производство, большинство из них были построены в сотрудничестве с немецкими верфями, хотя класс «Лейтенант Шестаков» был полностью отечественной разработкой. Все они были одинаковыми по размеру и возможностям, обычно со скоростью около 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час), тремя торпедными аппаратами диаметром 457 мм (18,0 дюйма), двумя 75-мм (3,0 дюйма) орудиями и четырьмя 57-мм ( 2,2 в) орудия, а в отходе от высо- Форма корпуса надводного борта более ранних торпедных крейсеров, это были корабли с низким надводным бортом и высоким баком: этот тип корпуса возник у крейсеров конца девятнадцатого века, но стал ассоциироваться с эсминцами (такими как класс British River ), а в В 1907 году в рамках пересмотра военно-морского мышления после Цусимского сражения русские решили реклассифицировать все свои торпедные крейсера в состав эсминского флота.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Императорский флот Японии столкнулся с численным недостатком по сравнению с ВМС США, и перед войной на Тихом океане они сформулировали стратегию нападения на американский флот с помощью тактики засад с сильной опорой на торпеды. В этом плане основное внимание уделялось подводным лодкам, но с разработкой торпеды Тип 93 возникла потребность в надводных кораблях, способных нести такое оружие. три судна «Кума» лёгких крейсеров класса На ремонт были назначены , а именно «Китаками» , «Ои» и «Кисо» . Реконструкция Ои и Китаками началась в 1941 году с масштабного расширения корпуса, расширения мостика и удаления основного и дополнительного артиллерийского вооружения. На судне были установлены четырехместные торпедные аппараты диаметром 61 сантиметр (24 дюйма) с 5 креплениями и 20 отсеками с каждого борта, всего 10 установок и 40 отсеков. Кисо планировалось модифицировать, однако ремонт так и не состоялся. Китаками и Ои прослужили в этой новой роли лишь недолго, но не использовались в боевых действиях до тех пор, пока в 1942 году их не переоборудовали в высокоскоростные военные транспорты. [12]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Ропп, с. 128
- ^ Гардинер, стр. 256–257.
- ^ Гардинер, стр. 346–348.
- ^ Ропп, стр. 129–130
- ^ Ропп, стр. 134–136
- ^ Фридман, стр. 147, 151, 174–184.
- ^ «Торпедный крейсер №1» на GlobalSecurity.org. сайте
- ^ Вавро, стр. 160–162.
- ^ Гардинер, стр. 249, 258.
- ^ Гардинер и Грей, с. 357
- ^ Флоты мира , с. 140
- ^ Стилле, стр. 14–18.
Ссылки
[ редактировать ]- Флоты мира 1915 . Филадельфия: Липпинкотт. 1915. OCLC 8418713 .
- Фридман, Норман (2012). Британские крейсеры викторианской эпохи . Барнсли: Сифорт. ISBN 978-1-84832-099-4 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-133-5 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Ропп, Теодор (1987). Робертс, Стивен С. (ред.). Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871–1904 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-141-6 .
- Стилле, Марк (2012). Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941–45 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84908-562-5 .
- Вавро, Г. (2000). Война и общество в Европе, 1792–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-21445-9 .