Jump to content

Торпедный крейсер

Итальянский крейсер Партенопа в 1895 году.

Торпедный крейсер — тип военного корабля , вооруженного преимущественно торпедами . Основные военно-морские силы начали строить торпедные крейсеры вскоре после изобретения локомотива- торпеды Уайтхеда в 1860-х годах. Разработка торпед породила доктрину Jeune École , согласно которой небольшие военные корабли, вооруженные торпедами, могут эффективно и дешево побеждать гораздо более крупные линкоры . Торпедные крейсеры потеряли популярность у большинства флотов великих держав в 1890-х годах, хотя многие другие флоты продолжали приобретать их до начала 1900-х годов.

Императорский флот Японии перестроил два «Кума» типа лёгких крейсера в торпедные крейсера Во время Второй мировой войны . В отличие от более ранних кораблей, эти корабли предназначались для запуска Long Lance кислородных торпед на большую дальность в ночное время, чтобы застать врасплох военные корабли противника. Однако они так и не участвовали в боевых действиях по своему предназначению и были быстро преобразованы в транспортные средства для войск.

Цитен — один из первых торпедных крейсеров.

Торпедный крейсер возник из Jeune École , стратегической военно-морской концепции, которая утверждала, что большие броненосные линкоры, строившиеся тогда в Европе, могли быть легко – и, что более важно, дешево – побеждены небольшими военными кораблями с торпедным вооружением. [1] В недавно объединенной Германии новый торпедный крейсер был воспринят как мощное оружие для нового военно-морского флота , у которого не было реальных традиций судостроения или мореплавания. Ранние немецкие торпедные корабли классифицировались как авизо , первым из которых был SMS Zieten , спущенный на воду в 1876 году. [2] Первоначально он был вооружен всего двумя 380-миллиметровыми (15 дюймов) торпедными аппаратами, дополненными в 1878 году двумя 120-мм (4,7 дюйма) орудиями и шестью пулеметами .

Энтузиазм немецкого Kaiserliche Admiralität (Императорского Адмиралтейства) был особенно заметен во время правления генерала Лео фон Каприви : всего было построено восемь кораблей, предназначенных для службы с флотилиями меньших торпедных катеров и интегрированных в оборонительную систему минных полей и береговая артиллерия. Типичный немецкий торпедокрейцер стал вооружен залпом из трех торпедных аппаратов, один из которых закреплен в носовой части , а два - на вращающихся установках по обе стороны корпуса. Их артиллерийское вооружение было относительно скромным: два орудия среднего калибра, установленные в носовой и кормовой части, и несколько меньших по размеру бортовых орудий в спонсонах , предназначенных в первую очередь для защиты от более мелких нападающих, таких как торпедные катера.

Одновременно с закупкой немцами « Цитена » итальянская Regia Marina в 1875 году заложила небольшой крейсер «Пьетро Микка» , имевший на вооружении один торпедный аппарат и два пулемета. Regia Marina построила еще семнадцать торпедных крейсеров пяти классов . В течение следующих двадцати лет [3] Начиная с 1879 года, французский военно-морской флот также начал экспериментировать с этим типом, сначала с крейсером «Милан» , а затем построить серию меньших торпедных авизо, подобных «Циетену» . [4] В австро-венгерском флоте была принята аналогичная организация для замкнутых вод Адриатического моря с флотилиями миноносцев, сгруппированными с торпедными крейсерами, которые предназначались для поражения линкоров противника, атакующих австро-венгерское побережье. [5]

Планы британского торпедного крейсера HMS Archer

Два австро-венгерских торпедных крейсера, «Пантера» и «Леопард» , были спроектированы английским военно-морским архитектором сэром Уильямом Уайтом в середине 1880-х годов, когда также был период сильного энтузиазма по этому типу в Британском Адмиралтействе . За единственным HMS Rattlesnake и двумя кораблями класса Scout последовали многочисленные торпедные канонерские лодки , два торпедных корабля класса Curlew и более крупные корабли Archer класса . Торпедный крейсер рассматривался как корабль, который мог стать мировой опорой флота, сочетая в себе полезность канонерской лодки , скорость диспетчерского судна и атакующий потенциал, сравнимый с более крупным броненосцем - «ценный в мирное время». и неоценим во время войны». Однако класс «Арчер» был сильно перевооружен, что поставило под угрозу их мореходные качества, и это нанесло ущерб репутации этого типа в Великобритании: общий заказ на этот класс был сокращен с двадцати кораблей до восьми, и Королевский флот сразу же отказался от «торпедного крейсера». обозначение полностью. Возможно, это была чрезмерная реакция: как морские офицеры, так и конструкторы кораблей призывали высшее командование просто сократить артиллерийское вооружение, а Уайт продолжал производить то, что фактически являлось торпедными крейсерами под разными обозначениями, «крейсерами третьего класса» Класс Barracouta и более крупный Medea класс , обозначенные как «защищенные крейсеры второго класса». [6]

Торпедные крейсеры также были заранее закуплены ВМС Южной Америки. Чилийский флот заказал в конце 1880-х годов на верфи Laird Brothers две Almirante Lynch торпедные канонерские лодки класса , Almirante Lynch и Almirante Condell , которые некоторые источники считали торпедными крейсерами. Эти два корабля добились заметного военного успеха во время гражданской войны в Чили 1891 года , когда они атаковали и потопили броненосец «Бланко Энкалада» в битве при заливе Кальдера . Затем в 1896 году она приобрела Альмиранте Симпсона . Военно -морской флот США был, пожалуй, единственным в мире военно-морским флотом, который не приобрел ни одного торпедного крейсера в этот период - процесс закупок «Торпедного крейсера № 1» застопорился из-за нереально амбициозных требований к высоким характеристикам при низкой стоимости. [7]

Однако к этому моменту этот тип впал в немилость. Публикация Альфреда Тайера Махана основополагающей работы «Влияние морской мощи на историю » в 1890 году убедила многих экспертов отказаться от теории Jeune École в пользу флота, основанного на мощных линкорах. [8] первые современные легкие крейсера Одновременно начали появляться . Эти корабли, такие как немецкий «Газель» класс , имели скорость и торпедное вооружение более раннего торпедного крейсера, но имели больший корпус, который также позволял им нести артиллерийское вооружение и броню более крупных защищенных крейсеров . [9] Отражая изменение мышления, «Газель» проектировалась как увеличенный торпедокрейцер , сочетающий стандартный залп из трех торпедных аппаратов с более сильным артиллерийским вооружением, но более поздние корабли того же класса комплектовались всего одним неподвижным аппаратом с каждого борта, предназначенным для линейного применения. тактики боя .

Еще одним новым типом, который угрожал узурпировать роль миноносца, был «эсминец-торпедный катер», вскоре известный просто как эсминец . На эту концепцию повлиял испанский торпедный крейсер «Деструктор», спущенный на воду в 1886 году, но последующий британский тип, впервые появившийся в 1892 году, был меньше и быстрее и был быстро принят на вооружение всеми флотами великих держав 1890-х годов.

Один из двух Пейк-и Шевкет. крейсеров класса

Однако корабли типа немецких торпедокрейцеров продолжали строиться для ряда военно-морских сил за пределами великих держав. Пять судов шведского Örnen класса , построенные в конце 1890-х годов, продолжали служить многие десятилетия. [10] Немецкие верфи также произвели ряд торпедных крейсеров для экспорта различным иностранным клиентам: Крупп построил три для ВМС Бразилии , один для Национального флота Уругвая и два для ВМС Османской империи Пейк-и Шевкет класса , строительство которых было завершено в 1907 году. . [11]

Одной из великих держав, которая продолжала использовать торпедный крейсер, был Императорский флот России . Они использовали военные корабли с торпедным вооружением с 1870-х годов, успешно использовали «торпедные катера» против османов в 1870-х годах и спустили на воду большой «торпедный корабль « Взрыв » в 1877 году, но их первым кораблем, специально обозначенным как торпедный крейсер, был лейтенант Ильин из 1886 г., за ним последовал один однотипный корабль в 1889 г., а в 1890-е гг. - шесть кораблей типа «Казарский» и более тяжеловооруженный «Абрек» . Они сосуществовали с обычными эсминцами британского типа, а начало русско-японской войны в 1904 году побудило к постройке еще двадцати четырех кораблей этого типа — от современных эсминцев они отличались тем, что были немного медленнее, но крупнее, тяжелее -вооружен и более мореходен. Чтобы ускорить производство, большинство из них были построены в сотрудничестве с немецкими верфями, хотя класс «Лейтенант Шестаков» был полностью отечественной разработкой. Все они были одинаковыми по размеру и возможностям, обычно со скоростью около 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час), тремя торпедными аппаратами диаметром 457 мм (18,0 дюйма), двумя 75-мм (3,0 дюйма) орудиями и четырьмя 57-мм ( 2,2 в) орудия, а в отходе от высо- Форма корпуса надводного борта более ранних торпедных крейсеров, это были корабли с низким надводным бортом и высоким баком: этот тип корпуса возник у крейсеров конца девятнадцатого века, но стал ассоциироваться с эсминцами (такими как класс British River ), а в В 1907 году в рамках пересмотра военно-морского мышления после Цусимского сражения русские решили реклассифицировать все свои торпедные крейсера в состав эсминского флота.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Императорский флот Японии столкнулся с численным недостатком по сравнению с ВМС США, и перед войной на Тихом океане они сформулировали стратегию нападения на американский флот с помощью тактики засад с сильной опорой на торпеды. В этом плане основное внимание уделялось подводным лодкам, но с разработкой торпеды Тип 93 возникла потребность в надводных кораблях, способных нести такое оружие. три судна «Кума» лёгких крейсеров класса На ремонт были назначены , а именно «Китаками» , «Ои» и «Кисо» . Реконструкция Ои и Китаками началась в 1941 году с масштабного расширения корпуса, расширения мостика и удаления основного и дополнительного артиллерийского вооружения. На судне были установлены четырехместные торпедные аппараты диаметром 61 сантиметр (24 дюйма) с 5 креплениями и 20 отсеками с каждого борта, всего 10 установок и 40 отсеков. Кисо планировалось модифицировать, однако ремонт так и не состоялся. Китаками и Ои прослужили в этой новой роли лишь недолго, но не использовались в боевых действиях до тех пор, пока в 1942 году их не переоборудовали в высокоскоростные военные транспорты. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ропп, с. 128
  2. ^ Гардинер, стр. 256–257.
  3. ^ Гардинер, стр. 346–348.
  4. ^ Ропп, стр. 129–130
  5. ^ Ропп, стр. 134–136
  6. ^ Фридман, стр. 147, 151, 174–184.
  7. ^ «Торпедный крейсер №1» на GlobalSecurity.org. сайте
  8. ^ Вавро, стр. 160–162.
  9. ^ Гардинер, стр. 249, 258.
  10. ^ Гардинер и Грей, с. 357
  11. ^ Флоты мира , с. 140
  12. ^ Стилле, стр. 14–18.
  • Флоты мира 1915 . Филадельфия: Липпинкотт. 1915. OCLC   8418713 .
  • Фридман, Норман (2012). Британские крейсеры викторианской эпохи . Барнсли: Сифорт. ISBN  978-1-84832-099-4 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-133-5 .
  • Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-907-3 .
  • Ропп, Теодор (1987). Робертс, Стивен С. (ред.). Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871–1904 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-141-6 .
  • Стилле, Марк (2012). Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941–45 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84908-562-5 .
  • Вавро, Г. (2000). Война и общество в Европе, 1792–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-21445-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51fe018547a870980f34ef71315681a3__1688265060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/a3/51fe018547a870980f34ef71315681a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Torpedo cruiser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)