Прибрежная моторная лодка

Coastal Motor Boat — небольшой высокоскоростной британский торпедный катер, использовавшийся Королевским флотом во время Первой мировой войны и до конца Второй мировой войны.
Во время Первой мировой войны , после предположения трех младших офицеров эсминца «Харвич» о том, что небольшие моторные лодки с торпедами могут преодолевать защитные минные поля и атаковать корабли Императорского флота Германии, стоящие на якоре на своих базах, Адмиралтейство дал предварительное одобрение этой идее и летом 1915 года подготовил Требование к персоналу с просьбой разработать прибрежный моторный катер для службы в Северном море .
Ожидалось, что эти лодки будут иметь высокую скорость и использовать доступные на тот момент легкие и мощные бензиновые двигатели. Скорость лодки при полной загрузке должна была составлять не менее 30 узлов (56 км/ч), а запас топлива должен был быть достаточным для обеспечения значительного радиуса действия.
Они должны были быть вооружены различными способами: торпедами , глубинными бомбами или для постановки мин . Вспомогательное вооружение должно было обеспечиваться ручными пулеметами, такими как пулемет Льюиса . Вес полностью загруженной лодки в комплекте с 18-дюймовой (450-мм) торпедой , [а] должен был не превышать вес моторной лодки длиной 30 футов (9,1 м), перевозившейся тогда на шлюпбалках легкого крейсера, то есть 4,5 тонны.
CMB были разработаны Торникрофтом , имевшим опыт работы с небольшими быстроходными лодками, хотя почти половина была построена восемью другими производителями лодок по субподряду. [2] Строителями лодок были Том Банн из Ротерхита, Тейлор и Бейтс из Чертси, Кампер и Николсон из Госпорта, Уиллс и Пакхэм из Ситтингборна, Солтер Бразерс из Оксфорда, Роухедж Айрон Уоркс из Роухеджа, Фрэнк Мейнард из Чизвика, Дж. У. Брукс из Лоустофта. Двигатели не были настоящими морскими двигателями внутреннего сгорания (поскольку их не хватало), а представляли собой адаптированные авиационные двигатели таких фирм, как Sunbeam и Napier .
40-футовые прибрежные моторные лодки
[ редактировать ]Обзор класса | |
---|---|
Имя | 40 футов CMB |
Строители | Торникрофт , Том Банн, Тейлор и Бейтс, Кэмпер и Николсонс, Дж. У. Брук, Фрэнк Мейнард, Salter Bros, Wills & Packham |
Операторы | ![]() |
Завершенный | 39 +2 не приняты на вооружение как CMB |
Отменено | 16 |
Сохранился | 1 (ЦМБ 4) |
Общие характеристики | |
Длина | 45 футов (14 м) в год |
Движение | Одновинтовой, различные варианты бензинового двигателя |
Дополнить | 2-3 |
Вооружение | Одна 18-дюймовая торпеда, 2-4 орудия Льюиса , глубинные бомбы или мины. |
Примечания | Доска из красного дерева на рамной конструкции, одноступенчатое строгание корпуса округлой формы |
В 1910 году Торникрофт спроектировал и построил скоростной катер длиной 25 футов (7,6 м) под названием «Миранда IV» . Это был одноступенчатый гидроплан с бензиновым двигателем Thornycroft мощностью 120 л.с. (89 кВт) и развивавший скорость 35 узлов (65 км/ч). [3]
Лодка длиной 40 футов (12 м) на базе Миранды IV была принята Адмиралтейством на испытания. Некоторые из этих лодок были построены и имели выдающуюся историю службы, но, оглядываясь назад, они считались слишком маленькими, чтобы быть идеальными, особенно из-за того, что их полезная нагрузка была ограничена одной 18-дюймовой торпедой .
К нескольким компаниям обратились, но только Торникрофт счел возможным удовлетворить такое требование. В январе 1916 года было заказано двенадцать лодок, все из которых были построены к августу 1916 года. Всего было построено 39 лодок. [4]
Ограничение по весу означало, что торпеду нельзя было запустить из торпедного аппарата , а вместо этого она переносилась в обращенном назад корыте. При выстреле его оттолкнуло назад кордитовый пистолет и длинный стальной таран, и он вошел в воду хвостом вперед. Растяжка между торпедой и головкой плунжера запускала двигатели торпеды, если ее натянуть во время спуска. Затем CMB резко переворачивался и уходил с пути. Нет никаких записей о том, чтобы в CMB когда-либо попадала собственная торпеда, но в одном случае стреляющий пистолет сработал преждевременно, и экипаж провел 20 напряженных минут рядом с противником во время его перезарядки. [5]
55-футовые прибрежные моторные лодки
[ редактировать ]Обзор класса | |
---|---|
Имя | 55 футов CMB |
Операторы | Королевский флот |
Завершенный | 88 [6] |
Общие характеристики | |
Смещение | 11 тонн |
Длина | 60 футов (18 м) в год |
Луч | 11 футов (3,4 м) |
Черновик | 3 фута (0,91 м) |
Движение |
|
Скорость | 34–42 узла (63–78 км/ч) |
Экипаж | 3-5 |
Вооружение | 2 18-дюймовые торпеды или 1 18-дюймовая торпеда плюс 4 глубинные бомбы, 4 орудия Льюиса. |
Более крупные версии 40-футовой лодки были заказаны в 1916 году. [6]
В 1917 году компания John I. Thornycroft & Company выпустила увеличенную версию длиной 60 футов (18 м). Это позволило увеличить полезную нагрузку, и теперь можно было нести две торпеды. Также можно было нести смешанную боевую нагрузку, состоящую из одной торпеды и четырех глубинных бомб, причем глубинные бомбы сбрасывались из отдельных люлек по бортам, а не из кормовой аппарели. [7]
Была возможна скорость 35–41 узла (40–47 миль в час; 65–76 км / ч), в зависимости от различных установленных бензиновых двигателей. Предполагается, что как минимум две необъяснимые потери из-за пожаров в порту были вызваны скоплением воспламеняющихся паров бензина. [ нужна ссылка ]
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | МТБ 331 |
Оператор | Королевский флот |
Строитель | Торникрофт |
Запущен | 1941 |
Обзор класса | |
Имя | 55 футов CMBT (класс 1941 г.) |
Операторы | Королевский флот |
Завершенный | 14 |
Сохранился | МТБ 331 |
Общие характеристики | |
Смещение | 17 тонн |
Длина | 60 футов (18 м) |
Луч | 11,5 футов (3,5 м) |
Черновик | 4 фута (1,2 м) |
Движение | Двойные винты и два бензиновых двигателя Thornycroft RY12 мощностью 650 л.с. (480 кВт) |
Скорость | 40 узлов (74 км/ч) |
Вооружение | Спаренные 18-дюймовые торпеды, глубинные бомбы или мины |
Примечания | Доска из красного дерева на рамной конструкции, одноступенчатое строгание корпуса округлой формы |
Проект оказался настолько успешным, что во время Второй мировой войны было построено еще больше . Последний уцелевший МТБ 331 принадлежит к этой группе, построен в 1941 году.
70-футовая прибрежная моторная лодка
[ редактировать ]
Двенадцать CMB длиной 72 фута были заказаны в начале 1918 года для постановки мин (7 магнитных мин) или торпедных работ (6 торпед). Пять были отменены; из оставшихся 3 пережили Вторую мировую войну, [6] с CMB 103 MT, построенным Кампером и Николсоном в 1920 году и сохранившимся как корабль-музей . Она была отреставрирована в августе 2011 года и выставлена на исторической верфи Чатема . [8] [9]
История обслуживания
[ редактировать ]В декабре 1916 года 3-я дивизия прибрежных моторных лодок направилась в Дюнкерк под командованием лейтенанта ВНТ Беккета, командующего HM Coastal Motor Boat 4 , и действовала на бельгийском побережье. 7 апреля 1917 года 3-я дивизия ЦМВ атаковала группу немецких эсминцев, стоявших на якоре у Зебрюгге . В результате один эсминец был потоплен и один очень серьезно поврежден. За эти действия Беккет был упомянут в депешах и был награжден Крестом за выдающиеся заслуги (DSC). [10]
Во время рейда на Зебрюгге 23 апреля 1918 года с целью блокирования порта прибрежные моторные лодки и моторные катера были оборудованы для установки дымовой завесы. [11]
Шестнадцать прибрежных моторных лодок были потеряны во время войны. [12]
В 1919 году британцы действовали против советских красных войск на Балтике . Прибрежные моторные лодки первоначально использовались для секретных операций по доставке агентов в Россию и из нее с базы в Финляндии. [13] Но в июне 1919 года командующий войсками лейтенант Август Агар взял два КМБ во время рейда на большевистские корабли в Кронштадте . Агарь на Береговом моторном катере № 4 вошел в гавань и потопил крейсер « Олег» . Агар был награжден Крестом Виктории . За участие в этой операции [5] [14]
В августе в ходе более крупной операции при поддержке авиации удалось повредить один линкор и потопить корабль-базу. Были жертвы, поскольку миссия попала под шквальный обстрел. [15] За пилотирование лодок лейтенант Агар был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги», сопровождающим его Крест Виктории. [16] Гордон Чарльз Стил (прибрежный моторный катер № 88) и Клод Конгрив Добсон (командир флотилии 55-футового прибрежного моторного катера № 31) получили Кресты Виктории. [17] [18] Рассел Гамильтон МакБин (капитан CMB31), Эдвард Бодли (CMB 72) и Фрэнсис Йейтс получили DSO. [19]
был отправлен отряд из 12 CMB В январе 1919 года на Каспийское море (следовавших по железной дороге из Батуми на побережье Черного моря в Баку ), чтобы присоединиться к британскому военно-морскому подразделению, поддерживающему антибольшевистские правительства Республики Армения , Азербайджанской Демократической Республики и Демократическая Республика Грузия . [20]
Выжившие
[ редактировать ]Корпус CMB 4, на котором Август Агар выиграл свой VC за нападение на военно-морскую базу Кронштадт в 1919 году и потопил крейсер «Олег» , в течение многих лет находился на заводе Воспер Торникрофт на острове Платтс-Эйот на Темзе недалеко от Кингстона . Когда эти работы закрылись, он был отреставрирован, и теперь его можно увидеть в эллинге 4 на исторической верфи Портсмута , где он взят во временное пользование Имперским военным музеем в Даксфорде с подробностями об этих лодках и происходящих действиях. ВК Агара находится в Имперском военном музее в Лондоне.
Корпус другого оставшегося экземпляра, CMB9, идентичен корпусу CMB4, который на протяжении многих лет считался единственным сохранившимся экземпляром этого типа. Ее экипаж состоял из Арчибальда Дэйрела Рида и лейтенанта Гарольда Дрю. [ нужна ссылка ] CMB 9 был переоборудован в лодку дистанционного управления в 1917 году, первый CMB, переоборудованный таким образом, стал DCB1. Роль DCB была и остается частично засекреченной, полностью автономной, беспилотной и радиоуправляемой с самолета, поэтому ее можно считать первым автономным беспилотным судном. [21] После успешных испытаний дрона «Воздушная мишень» Королевского летного корпуса в марте 1917 года экспериментальный завод AM Low в Фелтэме адаптировал свою систему радиоуправления, позволив управлять двумя кораблями DCB с одного самолета и доказав в ходе испытаний 1918 года, что флотилией численностью до восьми DCB можно было управлять в тесном строю. [22] По завершении обширных послевоенных испытаний CMB9 / DCB1 был переведен обратно в исходное состояние и оставался в эксплуатации до 1950 года. Он был восстановлен в своей роли CMB9, базируется в Эйвонмуте и принял участие в мероприятиях Дня памяти 2014 года в Бристоле. . Лодка внесена в реестр национальных исторических кораблей , сертификат № 2430. [23]
MTB 331, принадлежащий Совету графства Хэмпшир и переданный в аренду Британскому фонду военных моторных лодок (BMPT) в Марчвуде, является единственным сохранившимся 55-футовым CMB. [24] Построенная в 1941 году предпоследняя 55-футовая яхта, ее конструкция основывалась на конструкции CMB 1917 года с двумя двигателями V12. Ее послевоенная история неполная, но она была зарегистрирована как Джонри в Тейнмуте , а затем в Бристоле . Она была приобретена Советом примерно в 1990 году. Некоторая реставрация после этого проводилась в Priddy's Hard, затем в марте 2000 года ее перевезли по дороге на БМПТ Марчвуд. [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Торпеды Соединенного Королевства/Британии перед Второй мировой войной» . Navweaps.com . Тони ДиДжулиан. 7 октября 2019 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ «Корабли Королевского флота Первой мировой войны» . МОРСКАЯ-ИСТОРИЯ.NET . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Барри Гриффин (апрель 2008 г.). «Прибрежная моторная лодка Thornycroft 55 футов». Международный морской модельный бизнес .
- ^ «Цифры Первой мировой войны и потери классов МТБ» .
- ^ Jump up to: а б «Морская операция на Балтике» . Архивировано из оригинала 28 октября 2007 года . Проверено 28 марта 2008 г.
затопление русского крейсера «Олег» в 1919 году.
- ^ Jump up to: а б с Конвей «Все боевые корабли мира 1906–1921» . 1985. с. 100.
- ^ Коммодор авиации Ф.Р. Бэнкс (1978). Я не вел дневника . Эйрлайф. п. 29. ISBN 0-9504543-9-7 .
- ↑ Информационный бюллетень об исторических военных кораблях: декабрь 2011 г.
- ^ «СМБ 103» . Национальные исторические корабли . Проверено 9 апреля 2022 г. .
- ^ «Офицеры Королевского флота (RN) 1939–1945 - Б» .
- ^ Киз, Роджер (1 марта 2013 г.). «31189: 18 февраля 1919 г., рейды Зебрюгге и Остенде, военно-морская депеша от 9 мая 1918 г.» . www.naval-history.net . Гордон Смит . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ «Незначительные потери британских военных кораблей - 1914–1918» . 2 августа 2011 г.
со ссылкой на «Британские суда, потерянные в море, 1914–1918 гг.», Опубликовано HMSO, 1919 г.
- ^ Фергюсон, Гарри (2010). Операция «Кронштадт: правдивая история чести, шпионажа и спасения величайшего шпиона Великобритании, человека со ста лицами» . Лондон, Великобритания: Arrow Books. ISBN 978-0-09951-465-7 .
- ^ Миллс, Стив (5 октября 2019 г.). «Морские шершни: прибрежные моторные лодки Королевского флота времен Первой мировой войны» . Исторический хит . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ История Первой мировой войны . Том. 8. 1969.
- ^ Хилл, младший; Ранфт, Брайан (17 октября 2002 г.). Оксфордская иллюстрированная история Королевского флота . Издательство Оксфордского университета. п. 330. ИСБН 978-0-19-860527-0 .
- ^ «№31613» . Лондонская газета (Приложение). 21 октября 1919 г. с. 12979.
- ^ «№31638» . Лондонская газета (Приложение). 11 ноября 1919 г. с. 13743.
- ^ «№31638» . Лондонская газета (Приложение). 11 ноября 1919 г. с. 13745.
- ^ «Королевский флот на Каспии, 1918–1919». Военно-морское обозрение , 8 июля 1919–20. стр87-99 и 218-240*
- ^ «Возможности дистанционно управляемых лодок. Отчеты об испытаниях в Дувре 28 — 31 мая 1918 года» .
- ^ Миллс, Стив (2019). Рассвет дрона . Издательство «Каземат». п. 254.
- ^ «СМБ9» . Национальные исторические корабли . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «Сохранение прибрежной моторной лодки Торникрофт 331 в форте Гилкикер» . Служба музеев округа Хэмпшир. 1991. Архивировано из оригинала 2 января 2005 года.
- ^ «Домашний сайт МТБ 331 и фотографии реставрации» . Британский фонд военных моторных лодок (БМПТ). Архивировано из оригинала 15 марта 2008 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харальд Фокс (1978). Быстроходные боевые корабли 1870-1945 гг .
- Депутат Кокер (2006). Береговые войска: суда Королевского флота с 1865 года . Национальный морской музей, Гринвич.