Jump to content

Августовский агар

Августовский агар
Псевдоним(а) Гас
Рожденный ( 1890-01-04 ) 4 января 1890 г.
Канди , Британский Цейлон
Умер 30 декабря 1968 г. ( 1968-12-30 ) (78 лет)
Олтон, Хэмпшир , Англия
Верность Великобритания
Услуга/ ветвь Королевский флот
Лет службы 1905–1946
Классифицировать Коммодор
Команды HMS Witch (1926–27)
HMS Скарборо (1930–33)
HMS Curlew (1936)
HMS Emerald (1937–39)
Королевский военно-морской колледж, Гринвич (1939)
HMS Emerald (1939–40)
HMS Малькольм (1940)
HMS Дорсетшир (1941–42)
Королевский военно-морской колледж, Гринвич (1943–46)
Битвы/войны Первая мировая война

Гражданская война в России

Вторая мировая война

Награды Виктория Кросс
Орден за выдающиеся заслуги
Упоминается в депешах
Другая работа Младший брат Тринити -хауса (1936)
от консерваторов Кандидат в парламент от Гринвича (1945)
Дом вице-президента моряков и клуб красных прапорщиков (1957)
Опубликовано: Следы в море (1959); Показ флага (1962); Балтийский эпизод (1963)

Огастес Уиллингтон Шелтон Агар , VC , DSO (4 января 1890 — 30 декабря 1968) был офицером Королевского флота во время Первой и Второй мировых войн . Он был награжден Крестом Виктории , высшей наградой за храбрость перед лицом врага, которой могут быть награждены силы Великобритании и Содружества , за потопление советского крейсера во время Гражданской войны в России .

В своей военно-морской биографии «Следы в море », опубликованной в 1961 году, Агар описал себя как «крайне нервного и обладающего богатым воображением». В Оксфордском национальном биографическом словаре говорится, что Агар «олицетворяет «морского пса» британских военно-морских традиций: благородного, чрезвычайно храброго и полностью преданного королю, стране и Королевскому флоту».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Огастес Агар родился в Канди , Цейлон, 4 января 1890 года. Он был тринадцатым ребенком Джона Шелтона Агара/Игара, ирландца из Милтауна, графство Керри , который покинул свою родину в 1860 году, чтобы стать успешным плантатором чая на Цейлоне. . Двоюродная сестра Джона Онора Игар была первой женой Иеремии О'Донована Россы , ирландского фенийского лидера и члена Ирландского республиканского братства . Агар воспитывался в комфортных условиях, в прекрасном доме со слугами. Мать Агара, австрийка , умерла вскоре после его рождения, и в возрасте восьми лет его вместе с одним из братьев отправили в школу в Англии. Все его братья получили образование в английских государственных школах, а все его сестры получили образование в австрийских или немецких школах. Его отец умер в 1902 году от холеры , которой он заразился во время визита в Китай.

Огастус («Гас») Агар учился в Фрамлингемском колледже в Саффолке . Теперь у него не было ни родителей, ни постоянного дома, и его старший брат Шелтон решил, что ему следует пойти служить на флот. Гас, боготворивший своего старшего брата, охотно согласился. Чтобы подготовиться, он посетил Королевскую военно-морскую академию Истмана в Саутси .

Друг семьи, капитан Генри Джексон , впоследствии Первый Морской Лорд и Адмирал Флота , номинировал Агара на место в ежегодном наборе военно-морских кадетов. После времени, проведенного с «зубёркой», он сдал вступительные экзамены и в 1904 году поступил в военно-морскую кадетскую школу HMS Britannia в Дартмуте . « Британия» была деревянным военным кораблем , устаревшим на момент спуска на воду в 1860 году, вскоре пришвартованным и использованным в качестве стационарного учебного корабля.

В рамках своего обучения Агар вышел в море на крейсере второго класса водоизмещением 5650 тонн HMS Highflyer , а затем на немного более старом HMS Isis . Эти корабли стояли на Бермудских островах , и многие занятия оставались на берегу, пока корабли находились в порту. В этот период у Агара осталось много приятных воспоминаний о спорте, плавании, катании на лодках и пикниках.

Агар служил в море на ряде кораблей в предвоенный период, в том числе на линкорах HMS Prince of Wales, прикрепленных к Средиземноморскому флоту , и HMS Queen , которыми командовал капитан (впоследствии адмирал) Дэвид Битти . Он очень восхищался напором и стилем Битти.

Раннее обучение Агара дало ему глубокие знания в основных военно-морских делах, особенно в управлении небольшими лодками. Это должно было оказаться большим плюсом в его карьере. В 1910 году Агар блестяще сдал экзамен по морскому делу и был назначен исполняющим обязанности младшего лейтенанта . В 1911 году он служил на эсминца борту HMS Ruby . Следующий период он провел на курсе в Портсмуте и учился в военно-морском колледже Королевском в Гринвиче . ему было присвоено звание лейтенанта 30 июня 1912 года .

После окончания курсов Агара направили на малые корабли, первым из которых стал торпедный катер № 23 . В апреле 1913 года его отправили учиться летать. Это не было полностью его профессией , хотя он получил лицензию после того, как пережил три крушения на очень примитивном самолете того времени. В сентябре 1913 года он присоединился к до дредноута линкору HMS Hibernia , прикрепленному к Флоту Метрополии .

Первая мировая война

[ редактировать ]

Великий Флот

[ редактировать ]

Агар находился на борту «Хибернии», когда в августе 1914 года разразилась Первая мировая война , и вскоре отплыл с ней на британскую военную базу в Скапа-Флоу . Он был частью сэра Джона Джеллико адмирала Великого флота .

По мере того, как к флоту присоединялись новые и более быстрые дредноуты , предшествующие дредноуты становились все более устаревшими, становясь медленнее, с гораздо меньшей огневой мощью и плохими конструктивными особенностями.

Дарданеллы и караульная служба

[ редактировать ]

Летом 1915 года было решено отправить Ибернию в Дарданеллы для артиллерийской поддержки высадки союзников на полуострове Галлиполи . Она прибыла в сентябре 1915 года на базу Королевского военно-морского флота Мудрос на греческом острове Лемнос у входа в проливы, ведущие в Чёрное море .

Защищенные воды Эгейского моря и проливов позволили «Хибернии» использовать все свои орудия, и она использовалась для ведения огня по турецким целям в Галлиполи и на близлежащем побережье Малой Азии . В нее один раз попал турецкий снаряд, но серьезных повреждений она не получила.

Хиберния вернулась в Великобританию, когда союзники эвакуировали Галлиполи, и была размещена в Росайте вместе с другими кораблями своего класса для защиты от набегов немецких кораблей на британское побережье. Из-за своей медленной скорости и слабой наступательной мощи линкорам до дредноута не было приказано присоединиться к Великому флоту для участия в Ютландской битве 31 мая 1916 года, хотя они набрали обороты в ожидании исхода боя.

Север России

[ редактировать ]

После Ютландии линкорная угроза со стороны Германии несколько уменьшилась, а опасность мин и подводных лодок возросла. Особенно уязвимыми были два порта Мурманск и Архангельск на севере России, через которые британские торговые суда доставляли технику своему союзнику. тральщики Для противодействия этой угрозе были отправлены военно- морские тральщики- , а два старых крейсера были модифицированы для использования в качестве ремонтных мастерских и штабов этой флотилии . Агар присоединился к одному из них, HMS Iphigenia , в качестве старшего офицера в декабре 1916 года. Iphigenia, построенная в 1892 году, имела водоизмещение 3400 тонн и в первые годы своего существования могла развивать скорость 20 узлов.

Ифигения прибыла в Мурманск в марте 1917 года, как раз русской революции в начале . Летом он действовал из Архангельска, когда Белое море было чистым, а зимой - из незамерзающего Мурманска. Хотя местным командирам союзников было очевидно, что техника, высаженная после весны 1917 года, не использовалась с пользой, их совет остановить поток был проигнорирован Уайтхоллом . Действительно, большая часть техники была либо уничтожена, либо использовалась большевиками или немцами.

Находясь в Мурманске, Агарь имел возможность возобновить знакомство с друзьями-русскими офицерами с крейсера «Аскольд» , стоявшего у борта. Он служил с ними в Дарданеллах, когда находился на HMS Hibernia . Он снова встретил их на верфи Девонпорта . вспыхнул мятеж Однако вскоре на «Аскольде» , и Агар был потрясен, увидев, что его друзей-офицеров арестовали одного за другим и вывели на берег, чтобы их больше никто не видел. Дисциплина на борту корабля была полностью нарушена, и после того, как были съедены последние остатки еды и припасов, корабль был брошен ржаветь.

Эта трудная и порой опасная миссия занимала « Ифигению» до конца февраля 1918 года, когда ухудшение условий и враждебное большевистское правительство потребовали вывода войск. Англичанам удалось увезти с собой некоторое количество русских, бежавших от большевиков.

Российский опыт пригодился Агару на более позднем этапе его карьеры.

Прибрежные моторные лодки

[ редактировать ]

Агар служил на прибрежных моторных лодках Во второй половине войны (CMB) в домашних водах. Эти небольшие суда водоизмещением всего 5 тонн по сравнению с 1110 тоннами эсминца времен Первой мировой войны . Их основным наступательным оружием была торпеда . Они имели небольшую осадку и могли действовать вблизи берега.

CMB несли одну или две торпеды, в зависимости от того, были ли они «сорокафутовыми» или «пятидесятипятифутовыми». Торпеды можно было заменить минами, они также несли глубинные бомбы и пушки Льюиса . Планировалось, что они будут либо отбуксированы, либо доставлены в бой на контролируемом немцами побережье легкими крейсерами и эсминцами сэра Реджинальда Тирвитта коммодора Харвичского отряда . Имея небольшую осадку, они могли преодолевать мины и атаковать немецкие патрульные корабли в районе Гельголанда . В 1918 году созрел более амбициозный план по отправке CMB через мелководные прибрежные воды для атаки немецкого флота на стоянке. Однако 11 ноября 1918 года произошло перемирие , прежде чем эти планы смогли быть реализованы.

На эту службу был выбран Огастус Агар как офицер-торпедист и минировщик. Он участвовал в знаменитом рейде на Зебрюгге под руководством исполняющего обязанности вице-адмирала Роджера Кейса , при этом CMB использовались для постановки дымовых завес за пределами крота для прикрытия побега экипажей блоккоров. Летом 1918 года он находился в Дувре и Дюнкерке , где CMB атаковали немецкие патрульные корабли у бельгийского побережья.

Гражданская война в России

[ редактировать ]

Конец войны застал его на базе CMB на острове Осия в Эссексе , Англия. В конце 1918 года сэр Мэнсфилд Смит-Камминг , глава иностранного отдела Британской секретной разведывательной службы , попросил его добровольно принять участие в миссии в Балтийском море , где CMB должны были использоваться для переправки британских агентов туда и обратно из большевиков. Россия. Небольшая осадка и высокая скорость CMB сделали его идеальным для высадки на оккупированные противником берега и быстрого бегства. Технически Агар и две его лодки находились под командованием Министерства иностранных дел (в частности, капитана сэра Мэнсфилда Смита-Камминга, главы МИ-6).

Агар создал небольшую базу в Терийоки , на территории Финляндии, недалеко от советской границы. Отсюда он предпринял совершенно секретную и опасную миссию по возвращению Пола Дьюкса , человека, которого он знал только под кодовым именем МИ-6 ST-25, с побережья Петроградской бухты. Последний британский агент, оставшийся в России, Дьюкс в течение некоторого времени проникал в большевистское правительство и делал копии совершенно секретных документов. Мастер маскировки, он был известен как «Человек со ста лицами», но к этому времени его ресурсы иссякли. Чтобы увести герцогов, лодкам Агара пришлось пересечь большевистские минные поля и пройти мимо ряда фортов и кораблей, охранявших вход на большевистскую военно-морскую базу в Кронштадте и в Петроград , ныне Санкт-Петербург .

В восточной части Балтийского моря также действовал Королевского флота отряд легких крейсеров и эсминцев под командованием адмирала сэра Уолтера Коуэна . Хотя технически он не был связан, Агар регулярно отчитывался перед Коуэном и получал от него помощь. Миссия Коуэна заключалась в том, чтобы сохранить морские пути открытыми для новых независимых Финляндии , Латвии , Эстонии и Литвы , которые находились под угрозой захвата Советской Россией.

Во время своих миссий Агар и его команда были одеты в гражданскую одежду, чтобы создать иллюзию, будто Великобритания в этом не участвовала. У них на борту была униформа на случай, если им грозит захват. Без формы их могли расстрелять как шпионов.

Агар чувствовал, что его небольшой отряд должен делать больше, чем просто выполнять функцию челнока. Большевики захватили большую часть русского флота в Кронштадте , и Агар посчитал эти суда угрозой для британских операций и взял на себя задачу атаковать вражеские линкоры.

HM Coastal Motor Boat 4 (1916 г.) на выставке в Имперском военном музее Даксфорда , октябрь 2017 года. Вид с кормы на трап для запуска торпед.

Он отправился в путь на своих двух лодках, HM Coastal Motor Boat 4 и еще одной, 17 июня 1919 года. Одной пришлось повернуть назад, прежде чем завершить свою миссию, но Агар продолжил путь в залив. Однако линкоров в гавани не было. CMB4 пробил экран эсминца и приближался к более крупному военному кораблю дальше от берега, когда CMB4 , корпус которого был поврежден артиллерийским огнем, сломался. Ее пришлось отвести к волнорезу для ремонта, и она в течение двадцати минут находилась на виду у противника. Затем атака возобновилась, и русский крейсер водоизмещением 6645 тонн «Олег» был потоплен, после чего Агар под шквальным огнем отступил в безопасное место в открытом заливе. За это он был награжден Крестом Виктории 22 августа. [ 1 ]

Понимая полезность CMB, Коуэн приказал отправить из Англии еще больше, чтобы пополнить свой флот.

18 августа 1919 года Агар направил свою оставшуюся лодку против Советов , действуя в качестве проводника для флотилии из шести других кораблей, проводя их через минные поля и мимо фортов. Лодке Агара было приказано оставаться за пределами гавани, а атаку возглавил командир Клод Добсон . Они вошли в гавань Кронштадта, на этот раз повредив два линкора водоизмещением 17 400 тонн до дредноута «Андрей Первозванный». [ 2 ] и дредноут Петропавловск [ 3 ] и потоплен корабль-база подводных лодок « Память Азова» водоизмещением 6734 тонны .

Тем временем Пол Дьюкс, думая, что Агар погиб из-за того, что он не явился на место встречи, решил покинуть Петроград по суше и был вынужден перепрыгивать с трамвая на трамвай в городе, чтобы избавиться от агентов ЧК. После серии необычайных приключений по раздираемой войной Латвии под разными масками он вернулся в Лондон со своими секретными документами, скопированными на папиросную бумагу. Впоследствии он был посвящен в рыцари королем Георгом V и остается единственным человеком, посвященным в рыцари исключительно за его шпионские подвиги.

Группа военно-морских венчурных капиталистов на вечеринке, устроенной королем Георгом V в честь кавалеров Креста Виктории в Веллингтонских казармах . Гордон Чарльз Стил — второй слева, а Огастес Агар — в центре.

За участие в Кронштадтской акции Агарь был награжден ДСО . Добсон и еще один офицер Гордон Стил получили Кресты Виктории. [ 4 ]

Британское военно-морское присутствие в Балтийском море имело решающее значение для обеспечения независимости Эстонии и Латвии .

Между войнами

[ редактировать ]

Сразу после своего опыта на Балтике Агар вернулся на остров Осия. 20 июля 1920 года он женился на Мэри Петре, 19-й баронессе Фернивалл .

В период между войнами Агар занимал ряд морских командований. Его первый раз, в июне 1920 года, он был старшим офицером на борту HMS Chatham , легкого крейсера водоизмещением 5400 тонн, приписанного к недавно сформированным Военно-морским силам Новой Зеландии , позже известным как Новозеландская дивизия (тогда еще входившая в состав Королевского флота). В 1922 году он получил под командование HMS Philomel , устаревший крейсер водоизмещением 2575 тонн, использовавшийся в качестве учебного корабля новозеландской дивизии. Это были очень счастливые годы для Агари, в дружественной стране, с интересной работой и регулярными круизами по Южным морям.

1 января 1924 года по просьбе короля Георга V Агар был назначен капитаном королевской яхты HMY «Виктория и Альберт» , что было еще одной приятной обязанностью. Он служил до января 1925 года.

Большим профессиональным заданием в апреле 1926 года стало командование 4-й флотилией эсминцев, приписанной к Средиземноморскому флоту . Главнокомандующий адмирал сэр Роджер Киз специально попросил Агара. Киз был выдающимся лидером и довел флот до пика своей эффективности. Флотилия состояла из четырех кораблей, и до июля 1927 года Агар командовал лидером флотилии HMS Witch .

Леди Фернивалл

К концу 1920-х годов Агар и его жена жили отдельно; они развелись в 1931 году. Это, вероятно, отрицательно сказалось на его шансах на продвижение по службе, не позволив ему достичь флагманского звания .

После этих назначений Агара отправили на курсы и на береговую службу на несколько лет, в том числе в качестве военно-морского советника новозеландской делегации на Лондонской военно-морской конференции 1930 года .

30 сентября 1930 года Агар был назначен командиром шлюпа HMS Scarborough, входящего в состав эскадры Северной Америки и Вест-Индии . В это время он женился на Ине Маргарет Линднер на Бермудских островах , и этот союз продлился до конца его жизни. Он служил на борту «Скарборо» до сентября 1932 года.

За этим последовали и другие морские команды, сначала в начале 1936 года на борту зенитного крейсера HMS Curlew водоизмещением 4190 тонн , входившего в состав Резервного флота в Норе . Затем с 15 января 1937 года он командовал своим любимым кораблем — 7300-тонным лёгким крейсером HMS Emerald , который вместе со своим сестринским кораблем HMS Enterprise был самым быстрым кораблем Королевского флота со скоростью 35 узлов.

«Эмеральд» был прикреплен к Ост-Индской станции с января 1937 года по июль 1938 года. Затем Агар служил капитаном Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче , Англия, но с приближением войны он был возвращен под командование « Эмеральдом» летом 1939 года .

Вторая мировая война

[ редактировать ]

HMS Emerald , золотые слитки и североатлантические конвои

[ редактировать ]

Когда 3 сентября 1939 года началась война, Агар командовал «Изумрудом » и, как и в 1914 году, был направлен в Скапа-Флоу . Вскоре его кораблю было приказано отправиться в «Северный патруль» между Фарерскими островами и Исландией , чтобы перехватывать любые немецкие торговые суда, пытающиеся вернуться на родину. Вторая обязанность заключалась в том, чтобы останавливать нейтральные корабли и проверять контрабанду, направлявшуюся в Германию. Изумруд только что вернулся в Скапу 1 октября 1939 года, когда Агар получил «совершенно секретно» приказ следовать «со всей отправкой» в Плимут, Англия.

3 октября «Эмеральд» бросил якорь в Плимуте. информировал Агара Некоторое время спустя контр-адмирал Ланселот Холланд о своей миссии. Письменные инструкции были:

На каждое судно, идущее в Галифакс, будет погружено по два миллиона фунтов в золотых слитках. Ожидается, что около 01.00 7 октября рядом с каждым судном будет размещен железнодорожный грузовик. Ожидается, что каждый грузовик будет содержать 148 ящиков весом 130 фунтов каждый. Общее количество ящиков имеет номера от Z 298 до Z 741 включительно. По прибытии на судно на каждом грузовике должна быть установлена ​​охрана. Посадка должна начаться около 06.30 или как только позволит дневной свет. Должны быть приняты соответствующие меры для наблюдения за каждым ящиком от разгрузки из грузовика до размещения на судне. Наконец, квитанция должна быть отправлена ​​главнокомандующему Western Approaches в прилагаемой форме. [ 5 ]

7 октября 1939 года Emerald отплыл из Плимута , Англия, в Галифакс, Новая Шотландия, с золотыми слитками из Банка Англии, направлявшимися в Монреаль, Квебек , Канада, чтобы использовать его для оплаты американских военных материалов. Этот рейс был частью операции «Рыба» по переброске британского богатства в Канаду и находился под строжайшей секретностью, а экипаж был экипирован в тропическую белую одежду, чтобы сбить с толку немецких агентов. В компании двух старых линкоров, HMS Revenge и HMS Solution , ее родственного корабля Enterprise и старого крейсера HMS Caradoc , она столкнулась с одними из самых тяжелых морей, с которыми сталкивался Агар. К тому времени, когда они достигли Галифакса, « Изумруд» потерял свои корабельные лодки, плоты и различные глубинные бомбы, провода, кандалы и другое ценное оборудование, не говоря уже о своем самолете-корректировщике « Фейри Сифокс» .

По прибытии в Галифакс «Эмеральд» был назначен в Северной Атлантике сопровождать конвой на обратном пути. Большой конвой был наполнен американскими боеприпасами для военных нужд. Поскольку « Изумруд» был спроектирован и оборудован для работы в более мягком климате, эта работа была очень неудобной и опасной. Канадский Красный Крест предоставил большой запас теплых перчаток, шерстяных шарфов, чулок для морских ботинок, кожаных головных уборов на шерстяной и меховой подкладке, а также шерстяного нижнего белья, поскольку экипаж был плохо подготовлен к тому, чтобы противостоять зимним штормам в своем тропическом снаряжении. Конвой потерял два торговых судна из-за подводных лодок по пути в Соединенное Королевство.

Среди конвоев, которые сопровождал Эмеральд, был первый конвой с канадскими войсками в ноябре 1939 года, когда 7500 военнослужащих без происшествий достигли Великобритании. Конвойная служба продолжалась всю суровую зиму 1939/40 года. Срок службы Агара в качестве капитана « Изумруда» завершился в июне 1940 года после сопровождения контингента канадских солдат на корабле СС « Императрица Австралии» для оккупации Исландии . На «Клайде» он передал командование своим любимым кораблем и отбыл под радостные возгласы офицеров и команды, звенящие в его ушах. [ 6 ] Затем ему было поручено командовать лидером эсминца HMS Malcolm в качестве главы 16-й флотилии эсминцев, базирующейся в Харвиче . Это было первое назначение за шесть месяцев временного дежурства.

Операция Люцид

[ редактировать ]

Агар отвечал за планирование и реализацию операции «Люцид» в сентябре 1940 года — попытки поразить немецкие деревянные баржи вторжения в Булони и Кале , Франция, зажигательными материалами и поджечь их. Это было отчаянное время, и любые меры, какими бы рискованными они ни были, которые могли сорвать планы немецкого вторжения, приветствовались. Этот план имел личную поддержку Уинстона Черчилля .

В сопровождении различных вспомогательных судов «Агар» в сентябре и октябре 1940 года несколько раз отправлялся в Булонь на четырех небольших старинных нефтяных танкерах, наполненных особым зажигательным топливом (называемым «специальной смесью Агара»). Потребность в нефтяных танкерах во время войны была настолько велика, что Агару были доступны только суда, непригодные для конвоирования. Очень плохое механическое состояние этих кораблей тормозило работу предприятия. Плохая погода или механические поломки вынудили отменить первые попытки.

Последняя попытка, казалось, была успешной, пока командный корабль с Агаром на борту, HMS Hambledon , эсминец класса «Хант» , не подорвался на акустической мине в середине Ла-Манша и не получил серьезных повреждений. Его пришлось отбуксировать обратно в Англию, на обратном пути он был обстрелян немецкими береговыми батареями на французском побережье, но не получил ни одного попадания.

Для новой попытки было уже слишком поздно, и в любом случае угроза вторжения отступила.

Береговые войска

[ редактировать ]

25 ноября 1940 года Агар был назначен начальником штаба контр-адмирала, командующего Береговыми войсками . Это была критическая позиция, поскольку немцы энергично атаковали прибрежные конвои, курсировавшие по Ла-Маншу , вверх и вниз по восточному побережью от Шотландии до северо-востока Англии и до Лондона . Угрозы исходили от самолетов, мин и быстрых немецких торпедных катеров, называемых E-boats . Британия позволила своим береговым силам деградировать с тех пор, как Агар сам командовал CMB.

Один прибрежный конвой осенью 1940 года потерял четырнадцать из двадцати пяти кораблей, курсировавших между Лондоном и Бристолем . Потери в конвоях Восточного побережья были столь же велики, поскольку возникла угроза того, что электронные катера могут быстро броситься из портов Нидерландов . Проблема заключалась в том, что если прибрежные конвои будут прекращены, британская железнодорожная сеть не сможет справиться с дополнительными перевозками, а заводы будут простаивать из-за нехватки сырья. Суда, используемые в прибрежной торговле, были небольшими, специально спроектированными для этой службы и имели ограниченное применение в океанских конвоях. Особенно важное значение имело движение угля с северо-востока Англии в Лондон.

Агар усердно работал на этой должности с ноября 1940 года по июль 1941 года, когда ему дали новое командование мореплаванием.

HMS Дорсетшир

[ редактировать ]

В августе 1941 года Агар был назначен капитаном тяжелого крейсера HMS Dorsetshire водоизмещением 9925 тонн . Корабль нес катапультируемый разведывательный самолет ( Supermarine Walrus ), имел большую дальность полета и был предназначен для поиска и уничтожения вражеских коммерческих рейдеров. Ей было поручено охранять конвой в Южной Атлантике , и она покинула Шотландию во время своей первой миссии, сопровождая медленный конвой в Южную Африку с остановкой по пути во Фритауне , Сьерра-Леоне.

Базируясь во Фритауне, Дорсетшир работал с крейсерами HMS Newcastle , а затем с HMS Dunedin и HMS Devonshire . На некоторое время к ним присоединился авианосец HMS Eagle . Их задачей была защита торговли союзников в Южной Атлантике от немецких надводных рейдеров и подводных лодок. Особыми целями британских крейсеров были корабли снабжения, пополнявшие немецкие подводные лодки и надводные рейдеры. Без них подводным лодкам пришлось бы уйти. « Девоншир» потопил немецкий торговый рейдер «Атлантис» 22 ноября 1941 года .

1 декабря 1941 года Дорсетшир наткнулся на немецкий корабль снабжения «Питон» , который немедленно попытался бежать. Поскольку этот район был местом, куда редко заходили торговые суда, Агар произвел по кораблю два залпа, один спереди и один сзади, в качестве предупреждения, что следует стоять на месте. При этом Питон затопился. Дорсетшир не стал останавливаться, чтобы подобрать выживших, поскольку знал, что подводные лодки, вероятно, будут рядом.

Одна из немецких подводных лодок, направлявшаяся к «Питону» для дозаправки, заметила HMS Dunedin и потопила ее. Из выжили экипажа Данидина, состоящего из 486 офицеров и солдат, только четыре офицера и 63 солдата.

Японцы в Индийском океане

[ редактировать ]

Дорсетшир был пришвартован на военно-морской базе Саймонс-Таун в Южной Африке 7 декабря 1941 года, когда японцы атаковали Перл-Харбор , а вскоре после этого — британские позиции в Гонконге , Шанхае и Малайе . Ей сразу же поручили сопровождать конвой британских войск, только что прибывший из Галифакса на американских транспортах, первоначально предназначавшийся для Ближнего Востока , но теперь направлявшийся в Сингапур . Она провела их в Бомбей , а затем вернулась в Дурбан, чтобы сопровождать еще один конвой в Аден и Бомбей . Это была важная обязанность, поскольку эти конвои теперь были уязвимы для атак как немецких, так и японских рейдеров, проходя мимо не совсем дружественного французского острова Виши Мадагаскара . Затем Дорсетширу было поручено сопровождать конвой, чтобы вывести как можно больше мирных жителей из Сингапура, прежде чем остров будет захвачен японцами. Она благополучно доставила их в Коломбо , Цейлон.

Затем Агару было поручено перевезти и высадить отряд из 100 королевских морских пехотинцев в Бирме, чтобы преследовать вторгшиеся японские войска, давая основным силам время для эвакуации Рангуна . Затем Дорсетшир сопровождал последний конвой, вышедший из Рангуна перед его падением 8 марта 1942 года.

Дорсетшир не был оборудован для действий в районе с вражеской авиацией, а Агар пыталась добавить зенитные орудия в Коломбо, а также демонтировать и переоборудовать свои двигатели и котлы, чтобы справиться с предстоящими задачами, когда пришло известие, что вражеский флот вошел в Индийский океан. . О нападении японцев на британские позиции в Бенгальском заливе см . «Рейд в Индийском океане» . Он остановил ремонт, собрал свое оборудование и вышел в море так быстро, как только мог. Действуя на основании информации о том, что японский флот повернул назад, адмирал Сомервилл приказал Дорсетширу вернуться в Коломбо, чтобы завершить ремонт. Агар снова начал разбирать свое оборудование и чистить котлы. Адмирал порта сообщил ему, что через два дня на его корабль прибудут зенитные орудия. Это была суббота, 4 апреля, накануне Пасхи.

« Дорсетшир» входил в состав флота устаревших британских линкоров с двумя небольшими устаревшими авианосцами и прикрепленными к ним крейсерами, спешно собранными для того, чтобы остановить продвижение японских военно-морских сил в Индийский океан . Адмирал Джеймс Сомервилль перебросил основную часть флота на секретную базу на атолле Адду на Мальдивах , так как знал, что его флот не сможет сравниться с японским. Его главная обязанность заключалась в том, чтобы держать открытыми морские пути в Индию , к нефтяным месторождениям Персидского залива и для 8-й армии в Египте , которая в то время пыталась остановить немецкую и итальянскую армии под командованием генерала Эрвина Роммеля .

Конец Дорсетшира

[ редактировать ]

Дорсетшир в некотором смысле стал жертвой отсутствия британской разведки о возможностях японского флота. Ни Агар, ни Сомервилл понятия не имели, что дальность действия японских военно-морских пикирующих бомбардировщиков почти вдвое превышает дальность действия сопоставимых британских самолетов. Чтобы выжить после второго предупреждения о присутствии большого японского флота, идущего на запад в Индийском океане, ему пришлось бы как можно быстрее покинуть Коломбо и на максимальной скорости направиться на запад.

Днем в субботу, 4 апреля 1942 года, Агара срочно вызвали в оперативный центр базы в Коломбо. « Консолидэйтед Каталина» Летающая лодка только что сообщила, что следит за крупными силами вражеских авианосцев в сопровождении линкоров, направляющихся на запад от Малаккского пролива , прямо к Цейлону. Это был флот адмирала Нагумо .

Адмирал Сомервилль находился на Мальдивах вне непосредственной досягаемости наступающих японцев. Получив это известие, он отошел подальше от пути Нагумо и приказал « Дорсетширу» и HMS Cornwall , которые также находились в Коломбо, присоединиться к нему со всей скоростью. Выбор места встречи он предоставил командующему адмиралом в Коломбо. Шесть долгих часов ушло на то, чтобы собрать механизмы корабля и подготовить его к выходу в море. Два крейсера покинули гавань Коломбо в 22:00 4 апреля. Место встречи было одобрено адмиралом Сомервиллем. Это была фатальная ошибка, поскольку более западная точка встречи спасла бы два корабля. Корабли могли развивать скорость всего 28 узлов — максимальную скорость, которую мог развивать Корнуолл .

На рассвете пасхального воскресенья 5 апреля 1942 года Агар получил сигнал о том, что японский флот находится всего в 120 милях к югу от Коломбо. Они начали атаку на порт в 8 утра. Дальнейших сообщений из Коломбо не поступало (их радиовышка была поражена).

В этот момент, не имея дальнейшего направления, поскольку Сомервилль хранил радиомолчание, а Коломбо выбыл из строя, Агар принял фатальное решение. Своей первой обязанностью он считал воссоединение с флотом в надежде начать ночную атаку на японцев, и решил продолжить движение на юг к месту встречи вместо того, чтобы идти прямо на запад из опасной зоны. В 11:30 их заметил японский патрульный самолет. До светового дня оставалось шесть часов. Агар продолжил путь к месту встречи. Он нарушил радиомолчание, чтобы сообщить Сомервиллю о своем решении. Место встречи находилось в 90 милях отсюда.

Оба корабля были пойманы японскими пикирующими бомбардировщиками в 13:00, а « Дорсетшир» затонул через восемь минут после попадания первой бомбы. Она затонула в 13:50 после попадания 10 бомб. Всего 234 человека погибли, а 500, включая капитана, выжили в воде и были спасены 32 часа спустя. Только 16 человек из вошедших в воду погибли, что является свидетельством дисциплины экипажа и лидерства Агара и других офицеров и старшин . «Корнуолл » тоже затонул.

Агар много работал, чтобы спасти свою команду, подбирая раненых на китобойном судне , собирая отставших и давая дельные советы. По словам выживших, он говорил спокойно.

на помощь На следующий день во второй половине дня людей в воде нашла «Фейри-меч-рыба», а через час легкий крейсер HMS Enterprise и эсминцы HMS Paladin и HMS Panther выжившим прибыли . Агар был взят на борт « Паладина» .

Во время боя Агар был ранен осколком в ногу. Эта рана стала гнойной из-за того, что после затопления ее оставили без присмотра. Когда « Дорсетшир» затонул, Агара утащили глубоко вниз, и при подъеме на поверхность у него случилась воздушная эмболия , что привело к серьезному повреждению легких (т.е. «легочной баротравме»). На поверхности он проглотил масло. Эти травмы повлияли на его пригодность к дальнейшей морской службе. Ему было пятьдесят два года, и он прослужил тридцать семь лет. После непродолжительного пребывания в Бомбее , где его здоровье ухудшилось, его отправили в больницу в Южной Африке . Нога зажила, но болезнь легких из-за воздушной эмболии и проглоченного масла осталась с ним на всю оставшуюся жизнь. Он прибыл в Великобританию 28 мая 1942 года.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

После месячного отпуска негодный Агар был отправлен в Белфаст для наблюдения за постройкой и достройкой нового авианосца HMS Unicorn . Некоторое время он работал над этим заданием и в 1943 году был выведен в отставку.

Агар был назначен коммодором в 1943 году, когда он снова занимал должность президента и капитана Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче . Он прослужил в этом качестве до 1946 года и вернулся к своему основному званию капитана.

Агар написал две примечательные книги о своей военно-морской карьере. На пенсии он занимался сельским хозяйством в Олтоне, Хэмпшир , Англия. Его ферма выращивала клубнику. Его клубами были « Атенеум» и « Королевская яхтенная эскадра» .

Огастес Агар умер 30 декабря 1968 года и был похоронен на кладбище Олтон. Его завещание было проверено на сумму 9 580 фунтов стерлингов 28 марта 1969 года.

Его вторая жена, Ина, присутствовала на встречах HMS Dorsetshire после его смерти.

Его Крест Виктории выставлен в Имперском военном музее в Лондоне. [ 7 ] вместе со своим телескопом. Там хранятся другие его медали и различные документы, в том числе квитанция на золотые слитки, доставленные в Галифакс, Новая Шотландия, в 1939 году.

HM Coastal Motor Boat 4 , его лодка на Балтике, находится в постоянной экспозиции Имперского военного музея в Даксфорде . [ 8 ]

Характер и манеры

[ редактировать ]

Огастус Агар был описан Альфредом Дрейпером в его книге « Операция Рыба » как «стройный, безупречно одетый человек с чрезвычайно учтивыми манерами». У него была репутация человека, ожидавшего многого от своих людей, но при этом заботившегося и об их интересах. Прибыв в Плимут в воскресенье, 29 октября 1939 года, после изнурительных двух месяцев непрерывной морской службы в Северной Атлантике, ему сообщили, что ему нужно подготовить свой поврежденный корабль к выходу в море за шесть дней. Он отправил своих людей домой на столь необходимый отдых, а сам остался лично руководить ремонтом верфи. Он разработал способ (опираясь на свой мурманский опыт 1917–1918 годов) подавать паровое тепло в кают-компании, чтобы люди, приходящие и идущие на дежурство на морозе, могли «разогреться».

Цитаты
  1. ^ «№31516» . Лондонская газета (Приложение). 22 августа 1919 г. с. 10631.
  2. ^ Кэшмор, Эндрю (16 сентября 1999 г.). «Додредноутный Андрей Первозванный» . Военные корабли в сети . Архивировано из оригинала 8 апреля 2009 года.
  3. ^ Кэшмор, Эндрю (15 сентября 1999 г.). «Дредноут Петропавловск » . Военные корабли в сети . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года.
  4. ^ «Первая мировая война на море: Восточный фронт и Балтийское море, 1914–18, а также российские большевистские воды 1919» . naval-history.net . 26 августа 2011 г.
  5. ^ Дрейпер, (1979), стр.37.
  6. ^ Дрейпер, (1979), стр.51.
  7. ^ Имперский военный музей (2012). «Виктория Кросс и ВК – OMD 2409» . Коллекции Имперского военного музея . Проверено 16 февраля 2012 г.
  8. ^ Имперский военный музей (2012). «Корабль, прибрежная моторная лодка (CMB 4) – 563 МАРТА» . Коллекции Имперского военного музея . Проверено 16 февраля 2012 г.
Библиография
  • Фергюсон, Гарри (2010). Операция «Кронштадт: правдивая история чести, шпионажа и спасения величайшего шпиона Великобритании, человека со ста лицами» . Лондон, Великобритания: Arrow Books. ISBN  978-0-09951-465-7 .
  • Доэрти, Ричард; Трусдейл, Дэвид (2000). Ирландские обладатели Креста Виктории . Дублин: Четыре суда. ISBN  978-1-85182-491-5 .
  • Харви, Дэвид (1999). Памятники мужеству . Вейбридж, Суррей: К. и К. Терпение.
  • Реестр Креста Виктории (3-е изд.). Челтнем, Глостершир: Это Англия. 1997. ISBN  978-0-90632-427-1 .
  • Агар, Август (1959). Следы в море . Лондон, Великобритания: Братья Эванс.
  • Агар, Август (1963). Балтийский эпизод . Издательство Военно-морского института.
  • Халперн, Пол, изд. (1980). Документы Кейса, том II, 1919–1938 гг . Лондон, Великобритания: Джордж Аллен и Анвин. ISBN  978-0-04942-165-3 .
  • Дрейпер, Альфред (1979). Операция «Рыба» . General Publishing Co. Ltd. Дон Миллс, Онтарио, Канада: ISBN  978-0-77360-068-3 .
  • Милтон, Джайлз (2013). Русская рулетка: как британские шпионы сорвали глобальный заговор Ленина . Скипетр. ISBN  978-1-444-73702-8 .
[ редактировать ]
Военные офисы
Предшественник
Вакантный
(последний раз принадлежал сэру Чарльзу Кеннеди-Первису )
Президент Королевского военно-морского колледжа, Гринвич
1943–1946
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 340231eae893cf5f5c2bbc2d103462be__1714001220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/be/340231eae893cf5f5c2bbc2d103462be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Augustus Agar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)