Крот (архитектура)

Мол — массивное сооружение, обычно каменное , используемое в качестве пирса , волнолома или дамбы, разделяющей два водоема. На вершине крота может быть построена деревянная конструкция, напоминающая деревянный пирс. Однако отличительной особенностью крота является то, что вода не может свободно течь под ним, в отличие от настоящего пирса. Самый старый известный мол находится в Вади аль-Джарфе , древнем египетском портовом комплексе на Красном море, построенном ок. 2500 г. до н.э.
Слово происходит от среднефранцузского mole , в конечном итоге от латинского mōlēs , что означает большую массу, особенно из камня; оно имеет тот же корень, что и молекула и моль , химическая единица измерения. [1]
Район залива Сан-Франциско
[ редактировать ]
В районе залива Сан-Франциско в Калифорнии было несколько молов, комбинированных дамб и деревянных опор или эстакад, идущих от восточного берега и используемых различными железными дорогами, такими как Key System , Southern Pacific Railroad (две) и Western Pacific Railroad : крот Аламеда , крот Окленда и крот западной части Тихого океана. Расширяя пути, железные дороги могли выйти за пределы мелких илистых отмелей и достичь более глубоких вод залива, по которым можно было перемещаться с помощью паромов залива . В 1890 году поезд упал с мола Аламеда через открытый разводной мост, в результате чего погибло несколько человек. [2] Ни один из четырех кротов в районе залива не сохранился до наших дней, хотя части дамб каждого из них были включены в засыпку больших участков болот для гавани и промышленного развития.
был построен большой мол В 1947 году на верфи Сан-Франциско в районе Бэйвью-Хантерс-Пойнт в Сан-Франциско для размещения большого козлового крана Хантерс-Пойнт. Для крота потребовалось 3 000 000 кубических ярдов (2 300 000 м3). 3 ) заполнения. [3]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Эвакуация из Дюнкерка
[ редактировать ]
Два бетонных мола, защищавшие внешнюю гавань Дюнкерка, сыграли значительную роль в эвакуации британских и французских войск во время Второй мировой войны в мае-июне 1940 года. чтобы их забрали прямо с пляжей достаточно быстро. Капитан ВМФ Уильям Теннант был высажен на берег, чтобы возглавить береговые отряды ВМФ и организовать эвакуацию. Теннанту пришла в голову весьма успешная идея использовать Восточный Мол для переброски войск. Кроты никогда не предназначались для швартовки кораблей, но, несмотря на это, большая часть спасенных из Дюнкерка войск была вывезена именно таким способом. [4] Джеймс Кэмпбелл Клаустон , начальник пирса на восточном моле, организовал и регулировал поток людей на этом участке. [5]
Черчилль Барьеры
[ редактировать ]
Барьеры Черчилля представляют собой серию из четырех дамб на Оркнейских островах общей длиной 1,5 мили (2,4 км). Они связывают материковую часть Оркнейских островов на севере с островом Южный Рональдсей через Беррей и два меньших острова — Лэмб-Холм и Глимпс-Холм .
Барьеры были построены в 1940-х годах в качестве военно-морской обороны для защиты якорной стоянки в Скапа-Флоу . Они были введены в эксплуатацию после потопления HMS Royal Oak в 1939 году немецкой подводной лодкой U-47 , которая прорвала существующую оборону из затонувших блок-кораблей и противолодочных сетей . Барьеры теперь служат дорожными развязками, ведущими по дороге A961 от Киркуолла до Бервика .
Гептастадион
[ редактировать ]Примечательным в древности был Гептастадион , гигантский крот. [6] построен в III веке до нашей эры в городе Александрия , Египет. [7] присоединить город к острову Фарос , где стоял маяк Фарос . [8] Дорога образовала барьер, разделявший побережье Александрии на две отдельные гавани. [9] преимуществом этого соглашения было то, что оно защищало гавани от силы сильного западного прибрежного течения. [10] Считается также, что Гептастадион служил акведуком, когда Фарос был заселен. [11] а геофизические исследования показывают, что он был частью дорожной сети древнего города. [12] Заиление с годами [6] привело к тому, что бывшая дамба исчезла под несколькими метрами скопившегося ила и почвы. [13] на котором османы построили город с 1517 года. [12] На этом месте сейчас построена часть современного города Александрия.
Английский Танжер
[ редактировать ]
Королевство Англия приобрело североафриканский город Танжер как английский Танжер в 1661 году в рамках брачного соглашения короля Карла II с португальской принцессой Екатериной Брагансской , которая стала королевой Англии и Шотландии.
Затем для улучшения гавани был спроектирован мол (большой волнолом), длина которого планировалась 1436 футов (438 м). Стоимость составила около 340 000 фунтов стерлингов, а улучшенная гавань должна была иметь длину 600 ярдов (550 м), глубину 30 футов (9 м) во время отлива и быть способной выдерживать самое бурное море. [14] Работа над кротом началась в августе 1663 года. [15] и продолжалось в течение нескольких лет при смене губернаторов.
Благодаря улучшенной гавани город мог бы сыграть ту же роль, которую Гибралтар позже сыграл в британской военно-морской стратегии. [16]
Однако парламент выразил обеспокоенность по поводу стоимости содержания гарнизона Танжера, и к 1680 году король Карл II пригрозил отказаться от Танжера, если поставки не будут одобрены для его морской защиты. Разрушительная блокада Джайша ар-Рифи , наконец, вынудила англичан уйти из Танжера в 1683 году. Король отдал секретный приказ покинуть город, сровнять укрепления, разрушить гавань и эвакуировать войска. Сэмюэл Пепис присутствовал при эвакуации и написал о ней отчет. [17]
Каменные причалы
[ редактировать ]
Каменные причалы иногда называют молами. Известный пример – Моло в Венеции . Здесь находится Дворец дожей и две колонны, образующие ворота к морю. [18] Его неоднократно изображали такие художники, как Каналетто .
Намибия
[ редактировать ]
В Свакопмунде , на побережье Намибии, в 1899 году был построен мол. Спроектированный инженером Ф. В. Офтлоффом, он предназначался для развития городской гавани. Однако Бенгельское течение постоянно приносило песок на мол, пока он не превратился в мыс. Прилегающая территория с тех пор стала популярным пляжем для отдыха, известным как Пляж Мол. [19]
См. также
[ редактировать ]- Волнорез (сооружение) – Сооружение береговой обороны.
- Морская дамба - форма береговой обороны.
- Groyne - структура, выходящая в водоем и изменяющая поток воды.
- Пристань - низкий берег или небольшая пристань, простирающаяся от берега до водного промежутка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Симпсон (редактор), "крот, н. 2 » , Оксфордский онлайн-словарь английского языка , получено 8 января 2011 г.
- ^ Фридман, Лоуренс М. (1987). «Гражданские правонарушения: Закон о телесных повреждениях в конце 19 века». Журнал исследований Американского фонда адвокатов . 12 (2–3): 351–378. дои : 10.1111/j.1747-4469.1987.tb00541.x .
- ^ Стимсон-младший, Томас Э. (сентябрь 1947 г.). «Крот военно-морского флота в Хантерс-Пойнт, Калифорния, является самым большим краном в мире» . Популярная механика . Том. 88, нет. 3. С. 124–128, 256. ISSN 0032-4558 . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Операция «Динамо», эвакуация из Дюнкерка, 27 мая — 4 июня 1940 года» , Энциклопедия военной истории в Интернете , получено 8 января 2011 года.
- ^ Лорд, Уолтер (1984). Чудо Дюнкерка . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0-14-005085-Х .
- ^ Jump up to: а б Пирсон, Биргер Альберт (2004). Гностицизм и христианство в римском и коптском Египте . Международная издательская группа «Континуум». п. 104. ИСБН 978-0-567-02610-1 .
- ^ Халид С. Аль-Хагла. «Культурная устойчивость: актив индустрии культурного туризма» (PDF) . Международный центр исследований экономики культуры, институтов и творчества (EBLA) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2007 г.
- ^ Смит, сэр Уильям (1952). Малый классический словарь обывателя . JM Dent & Sons Ltd. с. 222.
- ^ Артур де Граау (5 июля 2011 г.). «Древние порты – Антиквариат портов: Александрия» . www.ancientportsantiques.com . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ «Египет после фараонов: Гептастадион» . www.brown.edu . Университет Брауна . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ Бертран Милле; Гойран, Жан-Филипп (2007). «Влияние Александрийского Гептастадиона на прибрежную гидроосадочную динамику в эллинистический период» . Международный журнал морской археологии . 36 (1): 167–176. дои : 10.1111/j.1095-9270.2006.00131.x . S2CID 56330738 .
- ^ Jump up to: а б «Археологи и геофизики: Гептастадион» . www.cealex.org . Александрийский центр исследований. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ «Наследие Птолемея» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2008 г. Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ Планы исторической гавани и ее сооружений на основе ГИС, подготовленные на основе английских и португальских документов, доступны в Эльбле, португальский Танжер (на планах показаны все данные в современных координатах).
- ^ Сэр Хью Чолмли (декабрь 2005 г.). Краткий отчет о продвижении крота в Танжере . Проверено 29 декабря 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Энид М.Г. Раут - Танжер: потерянный форпост Англии в Атлантическом океане, 1912 год; Мартин Малкольм Эльбл, «(Восстановление) претензий на стены: укрепленная Медина Танжера под властью Португалии (1471–1661) и как артефакт современного наследия», Обзор португальских исследований 15 (1–2) (2007; опубл. 2009): 103 –192; длительное исследование предыдущего португальского волнолома в Танжере, а также интересные заметки об английском моле и его подрядчиках можно найти в Эльбле, португальский Танжер, глава восьмая. Обновленные исследования см. в книге Эльбла «Повесть о двух волнорезах: моделирование португальских и английских сооружений в батиметрическом пространстве порта Танжер (1500-е – 1683 гг.)», «Обзор португальских исследований», том. № 29, выпуск 2 (2021), стр. 55-136. URL-адрес предлагает полный текст (проверен 15 мая 2023 г.): https://www.academia.edu/79480783/_A_Tale_of_Two_Breakwaters_Modelling_Portuguese_and_English_Works_in_the_Port_of_Tangier_Bathymetric_Space_1500s_1683_
- ↑ Джон Реглсворт, Танжер: Забытая колония Англии (1661-1684) на сайте elseonline.com.au, по состоянию на 28 февраля 2011 г. Архивировано 5 сентября 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Манфредо Тафури, Венеция и эпоха Возрождения , стр. 25, MIT Press, 1995. ISBN 0262700549 .
- ^ «Полное руководство по африканскому сафари» Фодора . Путешествие Фодора. 2013. ISBN 9780770432805 .