HMS Роял Оук (08)
![]() Royal Oak на якоре в 1937 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Королевский Дуб |
Тезка | Королевский Дуб |
Строитель | Королевская верфь Девонпорта |
Расходы | £2,468,269 |
Заложен | 15 января 1914 г. |
Запущен | 17 ноября 1914 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 мая 1916 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 08 [2] |
Псевдоним(а) | Могучий Дуб [1] |
Судьба | Потоплен U-47 14 октября 1939 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Месть » класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 620 футов 7 дюймов (189,2 м) |
Луч | 88 футов 6 дюймов (27 м) |
Черновик | 33 фута 7 дюймов (10,2 м) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 2 паротурбинные установки |
Скорость | 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) |
Диапазон | 7000 миль (12960 км; 8060 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Экипаж | 909 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Royal Oak был одним из пяти «Месть», класса линкоров построенных для Королевского флота во время Первой мировой войны . Построенный в 1916 году, корабль впервые участвовал в боях в Ютландском сражении в составе Великого флота . В мирное время служил в составе Атлантического , Домашнего и Средиземноморского флотов, не раз подвергаясь случайным нападениям. Royal Oak привлекла внимание всего мира в 1928 году, когда ее старшие офицеры предстали перед военным трибуналом - событие, которое поставило в неловкое положение крупнейший на тот момент военно-морской флот мира. Попытки модернизировать Royal Oak на протяжении всей ее 25-летней карьеры не смогли исправить ее принципиальную нехватку скорости, и к началу Второй мировой войны она уже не была пригодна для службы на передовой.
14 октября 1939 года «Ройял Оук» стоял на якоре в Скапа-Флоу на Оркнейских островах , Шотландия, когда был торпедирован немецкой подводной лодкой U-47 . Из 1234 мужчин и мальчиков отряда Ройял Оук 835 были убиты той ночью или умерли позже от ран. Потеря устаревшего корабля — первого из пяти линкоров и линейных крейсеров Королевского флота , затонувших во время Второй мировой войны, — мало повлияла на численное превосходство, которым пользовались британский флот и его союзники , но оказала значительное влияние на моральный дух во время войны. Этот рейд сразу сделал знаменитостью и героем войны командира подводной лодки Гюнтера Прина , который стал первым немецким офицером-подводником, награжденным Рыцарским крестом Железного креста . До затопления «Ройял Оук » Королевский флот считал военно-морскую базу в Скапа-Флоу неприступной для атак подводных лодок, но рейд U-47 продемонстрировал , что немецкий флот способен перенести войну в британские воды. Шок привел к быстрым изменениям в системе безопасности доков и строительству Барьеры Черчилля вокруг Скапа-Флоу, с дополнительным преимуществом, заключающимся в том, что через них проходят дороги, проходящие между островами.
Обломки судна Royal Oak , обозначенного как военное захоронение , лежат почти вверх тормашками на глубине 100 футов (30 м), а его корпус находится на глубине 16 футов (4,9 м) под поверхностью. На ежегодной церемонии, посвященной гибели корабля, водолазы Королевского военно-морского флота погружают под воду на его корму Белый флаг . Несанкционированным дайверам запрещено приближаться к месту крушения в соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Корабли класса «Месть» были спроектированы как немного меньшие, более медленные и более защищенные версии предыдущих «Куин Элизабет» линкоров класса . В качестве меры экономии они намеревались вернуться к прежней практике использования как мазута, так и угля, но первый морской лорд Джеки Фишер отменил решение об использовании угля в октябре 1914 года. Во время постройки корабли были перепроектированы для использования котлов, работающих на жидком топливе, которые увеличил мощность двигателей на 9000 лошадиных сил на валу (6700 кВт) по сравнению с исходной спецификацией. [3]

Royal Oak имел общую длину 620 футов 7 дюймов (189,2 м), ширину 88 футов 6 дюймов (27 м) и глубокую осадку 33 фута 7 дюймов (10,2 м). Он имел проектное водоизмещение 27 790 длинных тонн (28 240 т) и водоизмещение 31 130 длинных тонн (31 630 т) при глубокой загрузке . Он был оснащен двумя комплектами Парсонс паровых турбин , каждая из которых приводила в движение два вала, используя пар от 18 котлов Ярроу . Турбины имели мощность на валу 40 000 лошадиных сил (30 000 кВт) и рассчитаны на достижение максимальной скорости 23 узла (42,6 км / ч; 26,5 миль в час). Во время ходовых испытаний 22 мая 1916 года корабль достиг максимальной скорости всего 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) при мощности 40 360 л.с. (30 100 кВт). [4] У него была дальность полета 7000 морских миль (12 964 км; 8 055 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (18,5 км / ч; 11,5 миль в час). [5] В 1916 году ее экипаж насчитывал 909 офицеров и рядовых. [6]
Класс «Месть» был оснащен восемью казнозарядными (BL) 15-дюймовыми (381-мм) орудиями Mk I в четырех спаренных орудийных башнях , в двух сверхстрелковых парах в носовой и кормовой части надстройки , получивших обозначения «А», «В», X' и 'Y' спереди назад. Двенадцать из четырнадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий BL Mk XII были установлены в казематах вдоль борта корабля в миделе ; оставшаяся пара устанавливалась на палубе укрытия и была защищена орудийными щитами . Их зенитное (зенитное) вооружение состояло из двух скорострельных (QF) 3-дюймовых (76-мм) 20-кутных Mk I. [а] пистолеты. Корабли были оснащены четырьмя подводными 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами , по два на каждом борту. [7]
Royal Oak комплектовался двумя наводками управления огнем, оснащенными дальномерами длиной 15 футов (4,6 м) . Один монтировался над боевой рубкой , защищенный бронекапотом, а другой находился в корректировщике над треножной фок-мачтой . Каждая башня также была оснащена 15-футовым дальномером. Основное вооружение также могло управляться турелью «Х». Вспомогательное вооружение в основном управлялось директорами, установленными по обе стороны компасной платформы на фок-мачте после их установки в марте 1917 года. [8] В кормовой оконечности надстройки был установлен директор управления торпедой с 15-футовым дальномером. [9]
корабля Пояс ватерлинии состоял из цементированной брони Круппа «A» и «Y» составляла 13 дюймов (330 мм) (KC), толщина которой между барбетами и утончалась до 4–6 дюймов (100–150 миллиметров) к концам корабля, но не не доходить ни до носа, ни до кормы. Над ним находилась полоса брони толщиной 6 дюймов, простиравшаяся между барбетами «А» и «Х». Поперечные переборки толщиной от 4 до 6 дюймов проходили под углом от концов самой толстой части ватерлинии к барбетам «А» и «Y». [10] Орудийные башни были защищены бронёй КС толщиной от 11 до 13 дюймов (от 279 до 330 мм), за исключением крыш башен, толщина которых составляла 4,75–5 дюймов (121–127 мм). Толщина барбетов варьировалась от 6–10 дюймов (152–254 мм) над верхней палубой, но имела толщину всего от 4 до 6 дюймов под ней. Корабли класса «Месть» имели несколько бронепалуб толщиной от 1 до 4 дюймов (от 25 до 102 мм). [11] Главная боевая рубка имела 13-дюймовую броню по бортам и 3-дюймовую крышу. Направитель торпеды в задней надстройке имел броню толщиной 6 дюймов. [12] добавили 1 дюйм высокопрочной стали После Ютландского сражения к основной палубе над магазинами и установили в магазинах дополнительное противовоспламеняющее оборудование. [13]
В 1918 году корабль был оснащен взлетающими платформами , установленными на крышах башен «Б» и «Х»; с которого могли стартовать истребители и самолеты-разведчики . В 1934 году с башен сняли платформы, а катапульту на крыше башни «Х» установили и кран для подъема гидросамолета . [14]
Основные изменения
[ редактировать ]
Royal Oak была капитально переоборудована в период с 1922 по 1924 год, когда ее противовоздушная оборона была модернизирована путем замены исходных трехдюймовых зенитных орудий на пару четырехдюймовых (102-мм) зенитных орудий QF Mk V. [15] Дальномер длиной 30 футов (9,1 м) [13] был установлен в башне «В», а над мостиком был установлен простой дальномер с большим углом обзора. [15] Подводная защита улучшена за счет установки противоторпедных выступов . Они были разработаны для уменьшения эффекта детонации торпед и повышения устойчивости за счет расширения ширины корабля более чем на 13 футов (4,0 м). [16] Они увеличили ее ширину до 102 футов 1 дюйм (31,1 м), уменьшили осадку до 29 футов 6 дюймов (9 м), [17] увеличила свою метацентрическую высоту до 6,3 фута (1,9 м) при глубокой нагрузке, [15] и все изменения в ее оборудовании увеличили ее экипаж до 1188 человек. Несмотря на выпуклости, он смог развить скорость 21,75 узла (40,28 км/ч; 25,03 миль в час). [17] В ходе краткого ремонта в начале 1927 года были добавлены еще два четырехдюймовых зенитных орудия и сняты шестидюймовые орудия с укрытия. [18] Примерно в 1931 году директор системы управления большим углом (HACS) Mk I заменил дальномер с большим углом обзора на прицеле. Через два года кормовую пару торпедных аппаратов сняли. [17]
Корабль прошел окончательный ремонт между 1934 и 1936 годами, когда его палубная броня была увеличена до 5 дюймов (13 см) над магазинами и до 3,5 дюймов (8,9 см) над машинными отделениями. Помимо общей модернизации систем корабля, его противовоздушная оборона была усилена за счет замены одиночных установок зенитных орудий на спаренные установки для 4-дюймовой пушки QF Mark XVI и установки пары восьмеричных установок для двухфунтовки. Mk VIII типа «помпоны» Орудия располагались на спонсонах рядом с воронкой. [16] На новых платформах добавлены две позиции для руководителей зенитных «помпов» рядом и под директором управления огнем в верхней части наводки. Один директор HACS Mk III заменил Mk I в топке наводки, а другой заменил директора торпед в кормовой части. пара счетверенных установок для пулеметов Vickers .50 Рядом с боевой рубкой была установлена . Главная мачта была реконструирована в виде треноги, чтобы выдержать вес радиопеленгационной станции и второй станции дальнего управления. [19] Передняя пара подводных торпедных аппаратов была удалена, а четыре экспериментальных 21-дюймовых торпедных аппарата были добавлены над водой перед башней «А». [20]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Royal Oak был заложен на Королевской верфи Девонпорта 15 января 1914 года. Он был спущен на воду 17 ноября и после достройки был сдан в эксплуатацию 1 мая 1916 года по окончательной стоимости 2 468 269 фунтов стерлингов . [21] Названный в честь корабля Royal Oak, в котором Карл II спрятался после своего поражения в битве при Вустере в 1651 году , он был восьмым судном, носившим имя Royal Oak , заменив дредноут , сданный на слом в 1914 году. [22] По завершении Royal Oak был приписан к Третьей дивизии Четвертой боевой эскадрильи Великого флота под командованием капитана Кроуфорда Маклахлана . [23]
Первая мировая война
[ редактировать ]Ютландская битва
[ редактировать ]
В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота немецкий флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 преддредноутов, 6 легких крейсеров и 31 торпедного катера, покинул «Нефрит» рано утром 31 мая. . Флот действовал вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера , крейсерами поддержки и торпедными катерами. Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. Адмиралтейство приказало адмиралу Джону Джеллико , командующему Великим флотом, насчитывавшим 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, накануне вечером совершить вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [24] Первые боевые действия велись в основном соединениями британских и немецких линейных крейсеров во второй половине дня, но к 18:00 к месту происшествия подошел Великий флот. [25] Пятнадцать минут спустя Джеллико отдал приказ развернуться и развернуть флот к действию. [26]
Немецкий крейсер SMS Wiesbaden был выведен из строя британским артиллерийским огнем, и обе стороны сосредоточились в этом районе: немцы пытались защитить свой крейсер, а британцы пытались его потопить. В 18:29 «Ройял Оук» открыла огонь по немецкому крейсеру, выпустив четыре залпа подряд она поразила Висбаден из своих главных орудий и ПМК. Третьим залпом на корме. В свою очередь, в 18:33 Royal Oak был обстрелян немецким залпом, но не пострадал. [27] Немецкие торпедные катера попытались достичь Висбадена вскоре после 19:00, а в 19:07 вторичные орудия Royal Oak открыли по ним огонь, полагая, что они вместо этого пытались провести торпедную атаку. [28] К 19:15 артиллеристы Royal Oak заметили эскадру немецких линейных крейсеров и открыли огонь по головному кораблю SMS Derfflinger . Артиллеристы изначально завысили дальность, но к 19:20 нашли правильную дистанцию и нанесли пару попаданий в корму, которые не нанесли серьезных повреждений. Затем «Дерффлингер» исчез в дымке, поэтому «Ройал Оук» перенес огонь на следующий линейный крейсер, СМС Зейдлиц . Она забила гол в 19:27, прежде чем Зейдлиц тоже затерялся в тумане. [29]
Пока Royal Oak атаковал линейные крейсеры, немецкая флотилия торпедных катеров начала атаку на линию фронта британцев. Вторичные орудия Royal Oak первыми открыли огонь в 19:16, за ними быстро последовали и остальные британские корабли. [30] После атаки немецкого эсминца Флот открытого моря вышел из боя, а Ройял Оук и остальная часть Великого флота не принимали дальнейших действий в бою. Частично это произошло из-за путаницы на борту флагмана флота по поводу точного местоположения и курса немецкого флота; без этой информации Джеллико не смог бы привести свой флот в действие. В 21:30 Большой флот начал перестраиваться в ночной крейсерский строй. [31] Рано утром 1 июня Великий флот прочесал местность в поисках поврежденных немецких кораблей, но, потратив несколько часов на поиски, не нашел ни одного. [32] В ходе боя Royal Oak произвела 38 выстрелов из своей основной батареи и 84 выстрела из вспомогательных орудий. [33]
Дальнейшие действия
[ редактировать ]После боя «Ройял Оук» был переведен в Первую боевую эскадрилью . 18 августа немцы снова вылетели, на этот раз для бомбардировки Сандерленда ; Вице-адмирал Рейнхард Шеер , командующий немецким флотом, надеялся выманить британские линейные крейсеры и уничтожить их. Британская радиоразведка расшифровала немецкие беспроводные передачи, что дало Джеллико достаточно времени для развертывания Великого флота в попытке вступить в решающую битву. противника Обе стороны отошли после того, как подводные лодки понесли потери в бою 19 августа 1916 года : британские крейсеры «Ноттингем» и «Фалмут» были торпедированы и потоплены немецкими подводными лодками , а немецкий линкор «СМС Вестфален» был поврежден британской подводной лодкой E23 . Вернувшись в порт, Джеллико издал приказ, запрещавший рисковать флотом в южной половине Северного моря из-за огромного риска, связанного с минами и подводными лодками. [34] В конце 1917 года немцы начали использовать эсминцы и легкие крейсеры для набегов на британские конвои в Норвегию; это вынудило британцев использовать крупные корабли для защиты конвоев. В апреле 1918 года немецкий флот предпринял попытку поймать одну из изолированных британских эскадр, хотя конвой уже благополучно прошел. Великий флот слишком поздно вышел в бой, чтобы поймать отступающих немцев, хотя линейный крейсер SMS Moltke был торпедирован и сильно поврежден подводной лодкой HMS E42 . [35]
5 ноября 1918 года, в последнюю неделю Первой мировой войны, «Ройял Оук» стоял на якоре у Бернтисленда в заливе Ферт-оф-Форт в сопровождении гидросамолета «Кампания» и легкого линейного крейсера «Глориус» . Внезапный силой 10 шквал заставил Кампанию тащить свой якорь , столкнуться с Ройял Оук , а затем и с Славным . Оба крупных корабля получили лишь незначительные повреждения, но «Кампания» получила пробоину в результате первого столкновения с «Ройал Оук» . Машинные отделения корабля затопило, он осел на корме и через пять часов затонул без человеческих жертв. [36]
После капитуляции Германии в ноябре 1918 года союзники интернировали большую часть флота открытого моря в Скапа-Флоу. Флот встретился с британским лёгким крейсером «Кардифф» , который повёл корабли к флоту союзников, который должен был сопровождать немцев в Скапа-Флоу. Флот состоял из 370 британских, американских и французских военных кораблей. Флот открытого моря оставался в плену во время переговоров, которые в конечном итоге привели к заключению Версальского договора . Контерадмирал Людвиг фон Ройтер считал, что британцы намеревались захватить немецкие корабли 21 июня 1919 года, что было крайним сроком для подписания Германией мирного договора. Тем утром Великий флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров, и пока они были в отъезде, фон Рейтер отдал приказ затопить флот открытого моря . [37]
1920-е годы
[ редактировать ]
В ходе реорганизации Королевского флота в мирное время Royal Oak был передан во Вторую боевую эскадру Атлантического флота . Модернизированный в результате ремонта 1922–24 годов, он был передан в 1926 году Средиземноморскому флоту , базирующемуся в Гранд-Харборе , Мальта. В начале 1928 года во время этой службы произошел печально известный инцидент, который современная пресса окрестила «Мятежом в Королевском Оуке». [38] То, что началось с простого спора между контр-адмиралом Бернаром Колларом и Royal Oak двумя старшими офицерами , капитаном Кеннетом Дьюаром корабля и командиром Генри Дэниелом, по поводу оркестра на танцах в кают-компании , [б] переросла в ожесточенную личную вражду, которая длилась несколько месяцев. [40] Дьюар и Дэниел обвинили Колларда в «мстительных придирках», а также в открытом унижении и оскорблении их перед командой; В свою очередь Коллард предъявил им встречное обвинение в невыполнении приказов и обращении с ним «хуже, чем с мичманом». [41]
Когда Дьюар и Дэниел написали письма с жалобами начальнику Колларда, вице-адмиралу Джону Келли , тот немедленно передал их главнокомандующему адмиралу сэру Роджеру Кейсу . Поняв, что отношения между ними и адмиралом их флага безвозвратно испорчены, Киз поспешно созвал комиссию по расследованию, результатом которой было отстранение всех троих от занимаемых постов и отправка их обратно в Англию. [42] Совет заседал накануне крупных военно-морских учений, которые Киз был вынужден отложить, в результате чего по флоту поползли слухи о том, что на « Ройял Оук» произошел мятеж . Эту историю подхватила мировая пресса, которая описала роман с некоторой преувеличением. [43] Внимание общественности достигло таких масштабов, что вызвало обеспокоенность короля , который вызвал первого лорда Адмиралтейства Уильяма Бриджмена для объяснений. [43]
В своих письмах с жалобами Дьюару и Дэниелу было предъявлено неоднозначное обвинение в написании «подрывных документов». [44] На двух широко разрекламированных военных трибуналах, состоявшихся в Гибралтаре, оба были признаны виновными и получили строгие выговоры, что привело Дэниела к отставке из ВМФ. Сам Коллард подвергся критике за эксцессы в своем поведении со стороны прессы и в парламенте, а также после того, как Бриджмен назвал его «непригодным для дальнейшего высшего командования». [45] был принудительно уволен со службы. [46] Из троих только Дьюар сохранил свою карьеру, хотя и испорченную: он остался в Королевском флоте, но в ряде более второстепенных команд. [47] Его повышение до контр-адмирала, которое обычно было бы формальностью, было отложено до следующего года, всего за день до его выхода на пенсию. [48] Дэниел попытался сделать карьеру в журналистике, но когда это и другие предприятия оказались неудачными, он исчез в безвестности из-за плохого здоровья в Южной Африке. [49] Коллард ушел в частную жизнь и больше никогда публично не говорил об этом инциденте. В отставке 1 апреля 1931 года ему было присвоено звание контр-адмирала. [50]
Скандал нанес позор репутации Королевского военно-морского флота, крупнейшего в то время в мире, и его высмеивали дома и за рубежом в редакционных статьях, карикатурах, [51] и даже комическая джазовая оратория, сочиненная Эрвином Шульхоффом . [52] Одним из последствий разрушительного дела стало обязательство Адмиралтейства пересмотреть способы, с помощью которых военно-морские офицеры могли подавать жалобы на поведение своего начальства. [45]
1930-е годы
[ редактировать ]Во время гражданской войны в Испании компании Royal Oak было поручено проводить патрулирование в целях невмешательства вокруг Пиренейского полуострова . Во время такого патрулирования, пройдя 30 морских миль (56 км; 35 миль) к востоку от Гибралтара 2 февраля 1937 года, он подвергся воздушной атаке трех самолетов республиканских сил . Они сбросили три бомбы (две из которых взорвались) в пределах 3 кабельтовых (550 м) от носовой части правого борта, не причинив повреждений. [53] Британский поверенный в делах выразил протест по поводу инцидента республиканскому правительству, которое признало свою ошибку и извинилось за нападение. [54] [55] Позже в том же месяце, когда она находилась недалеко от Валенсии 23 февраля 1937 года во время воздушной бомбардировки националистов , она была случайно поражена зенитным снарядом, выпущенным с позиции республиканцев. [53] Пять человек получили ранения, в том числе Royal Oak Т.Б. Дрю. капитан [56] По этому поводу британцы не стали протестовать республиканцам, посчитав случившееся «стихийным бедствием ». [57]

В мае 1937 года она и HMS Forester сопровождали SS Habana , океанский лайнер, перевозивший тысячи баскских детей-беженцев , в доки Саутгемптона . [58] В июле, когда разгорелась война на севере Испании, «Ройал Оук » вместе со своей сестрой HMS «Резолюшн» спасла пароход «Гордония» , когда военные корабли испанских националистов попытались захватить его у Сантандера . 14 июля она не смогла предотвратить захват британского грузового судна « Молтон» националистическим крейсером «Альмиранте Сервера» при попытке войти в Сантандер. Торговцы занимались эвакуацией беженцев. [59]
В тот же период компания Royal Oak стала звездой вместе с четырнадцатью другими кораблями Королевского флота в британской киномелодраме 1937 года « Наш боевой флот» , сюжет которой сосредоточен вокруг переворота в вымышленной южноамериканской республике Бьянко. Королевский флот увидел в фильме возможность вербовки и предоставил военные корабли и массовку. Royal Oak изображает повстанческий линкор «Эль-Миранте» , командир которого заставляет британского капитана (которого играет Роберт Дуглас ) выбирать между возлюбленной и своим долгом. [60] Фильм был плохо принят критиками, но получил некоторое признание благодаря драматическим сценам морских сражений. [61]
В 1938 году Royal Oak вернулся во флот метрополии и стал флагманом Второй боевой эскадрильи, базирующейся в Портсмуте . 24 ноября 1938 года она вернула тело норвежской королевы Мод , родившейся в Британии, которая умерла в Лондоне, в Осло для государственных похорон в сопровождении своего мужа короля Хокона VII . [62] Окупившись в декабре 1938 года, Royal Oak был повторно введен в эксплуатацию в июне следующего года, а в 1939 году отправился в короткий тренировочный круиз по Ла-Маншу в рамках подготовки к еще одному 30-месячному туру по Средиземному морю. [63] для чего ее экипажу была выдана тропическая форма. [64] Поскольку надвигались военные действия, линкор вместо этого был отправлен на север, в Скапа-Флоу , и стоял там на якоре, когда 3 сентября была объявлена война. [63]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Следующие несколько недель « Странной войны» прошли без происшествий, но в октябре 1939 года «Ройал Оук» присоединился к поискам « Гнейзенау» , который был отправлен в Северное море в качестве диверсии для совершавших коммерческие набеги тяжелых крейсеров «Дойчланд» и «Адмирал Граф Шпее» . [65] Поиски в конечном итоге оказались безрезультатными, особенно для Royal Oak , чья максимальная скорость, составлявшая к тому времени менее 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час), была недостаточной, чтобы не отставать от остального флота. [65] 12 октября Royal Oak вернулся к обороне Скапа-Флоу в плохом состоянии, пострадавший от штормов в Северной Атлантике. Многие из ее поплавков «Карли» были разбиты, а несколько орудий меньшего калибра вышли из строя из-за наводнения. [65] [66] Миссия подчеркнула устаревание 25-летнего военного корабля. [65] [67] Обеспокоенный тем, что недавний пролет немецких самолетов-разведчиков ознаменовал неминуемую воздушную атаку на Скапа-Флоу, адмирал флота метрополии Чарльз Форбс приказал большей части флота рассредоточиться в более безопасные порты. «Ройал Оук» остался позади, ее зенитные орудия по-прежнему считались полезным дополнением к скудной противовоздушной обороне Скапы. [66]
Тонущий
[ редактировать ]Скапа-Флоу
[ редактировать ]
Скапа-Флоу сделал почти идеальную якорную стоянку. Расположенная в центре Оркнейских островов у северного побережья Шотландии, естественная гавань, достаточно большая, чтобы вместить весь Великий флот, [68] был окружен кольцом островов, разделенных неглубокими каналами, подверженными быстрым приливам . То, что подводные лодки по-прежнему представляют угрозу, было давно осознано, и в первые годы Первой мировой войны был принят ряд контрмер. [69] Блокшипы были потоплены в критических точках; и плавучие боны, развернутые для блокирования трех самых широких каналов, управляемые буксирами, чтобы обеспечить проход дружественным судам. Считалось возможным, но крайне маловероятным, что командир подводной лодки попытается проскользнуть незамеченным до того, как заграждение будет закрыто. [69] Две подводные лодки безуспешно пытались проникнуть во время Первой мировой войны: 23 ноября 1914 года U-18 дважды протаранила, а затем села на мель с захватом ее экипажа. [70] [71] а УБ-116 был обнаружен гидрофоном и уничтожен с потерей всех рук 28 октября 1918 года. [72] [73]
Скапа-Флоу служил основной якорной стоянкой для Великого британского флота на протяжении большей части Первой мировой войны, но в межвоенный период он перешел в Росайт , южнее в заливе Ферт-оф-Форт. [69] [74] Скапа-Флоу был возобновлен с началом Второй мировой войны, став базой для британского флота метрополии . [69] Его естественная и искусственная защита, хотя и была еще сильной, была признана нуждающейся в улучшении, и в первые недели войны она находилась в процессе укрепления за счет установки дополнительных блок-коралей. [75]
Спецоперация П : рейд U-47
[ редактировать ]
Кригсмарине Командующий подводными лодками ( Befehlshaber der U-Boote ) Карл Дёниц разработал план нападения на Скапа-Флоу с помощью подводной лодки в течение нескольких дней после начала войны. [76] Его цель будет двоякой: во-первых, вытеснение флота метрополии из Скапа-Флоу ослабит британскую блокаду Северного моря и предоставит Германии большую свободу для нападения на атлантические конвои; во-вторых, этот удар станет символическим актом мести, нанесенным по тому же месту, где немецкий флот открытого моря затонул после поражения Германии в Первой мировой войне. Дёниц выбрал капитанлейтенанта Гюнтера Прина . для этой задачи [76] [с] запланировав рейд на ночь с 13 на 14 октября 1939 года, когда приливы будут высокими, а ночь безлунной. [76]
Дёницу помогли высококачественные фотографии разведывательного облёта Зигфрида Кнемейера (получившего за эту миссию свой первый Железный крест), которые выявили слабости обороны и обилие целей. [76] Он приказал Прину войти в Скапа-Флоу с востока через залив Кирк, проходя к северу от Лэмб-Хольма , небольшого низменного острова между Берреем и материком . [77] Прин сначала принял за выбранный маршрут более южный пролив Скерри-Саунд, и его внезапное осознание того, что U-47 движется к неглубокому заблокированному проходу, вынудило его отдать приказ о быстром повороте на северо-восток. [78] На поверхности, освещенной ярким сиянием северного сияния , [79] Подводная лодка прошла между затонувшими блок-кораблями «Сериано» и «Нумидиан» , временно заземлившись на тросе, натянутом из Сериано . [77] Его ненадолго засняли в свете фар такси, стоявшего на берегу, но водитель не поднял тревоги. [80] [д] Войдя в гавань в 00:27 14 октября, Прин вошел в триумфальный Вир Синд в Скапа-Флоу!!! [и] в журнале и взял курс на юго-запад на несколько километров, прежде чем повернуть вспять. [77] К его удивлению, якорная стоянка оказалась почти пустой; Без его ведома приказ Форбса рассредоточить флот устранил некоторые из крупнейших целей. U-47 направлялась прямо к четырем военным кораблям, включая недавно вошедший в строй легкий крейсер «Белфаст» , стоявший на якоре у Флотты и Хоя в 4 морских милях (7,4 километра; 4,6 мили) от них, но Прин не дал никаких признаков того, что видел их. [81]
На обратном курсе наблюдатель на мостике заметил Royal Oak, лежащий примерно в 4400 ярдах (4000 м) к северу, правильно идентифицировав его как линкор «Месть» класса . Позади нее почти полностью скрывался второй корабль, U-47 была видна только носовая часть которого . Прин принял его за линейный крейсер класса « » Слава , а немецкая разведка позднее назвала его «Отпор» . [77] времен Первой мировой войны На самом деле это был тендерный гидросамолет «Пегас» . [82]
В 00:58 U-47 произвела залп из трех торпед из носовых аппаратов, четвертая застряла в аппарате. Две не смогли найти цель, но единственная торпеда попала в носовую часть Royal Oak в 01:04, встряхнув корабль и разбудив экипаж. [83] Видимых повреждений не было, но якорная цепь правого борта была разорвана и с грохотом упала сквозь полозья. Первоначально предполагалось, что произошел взрыв в носовом хранилище легковоспламеняющихся материалов корабля, используемом для хранения таких материалов, как керосин. Памятуя о необъяснимом взрыве, уничтожившем HMS Vanguard в Скапа-Флоу в 1917 году, [71] [ф] сделано объявление Royal Oak компании было по системе Tannoy о проверке температуры в магазине, [г] но многие моряки вернулись в свои гамаки, не подозревая, что корабль подвергся нападению. [83] [87]
Прин развернул свою подводную лодку и попытался еще раз выстрелить через кормовую трубу, но тоже промахнулся. Перезарядив носовые аппараты, он повернул назад и выпустил залп из трех торпед, все по Ройал-Оуку . [77] На этот раз он добился успеха. В 01:16 все трое один за другим ударили по линкору в миделе и взорвались. [88] [89] Взрывы проделали дыру в бронепалубе, разрушив Стокеров, Мальчиков и Морских пехотинцев и помещения вызвав отключение электроэнергии. [90] Кордит из магазина загорелся, и образовавшийся огненный шар быстро прошел через внутренние помещения корабля. [90] Royal Oak быстро накренился на 15°, чего было достаточно, чтобы опустить открытые иллюминаторы правого борта ниже ватерлинии. [час] Вскоре она перекатилась на бок до 45°, провисела там несколько минут, а затем исчезла под поверхностью в 01:29, через 13 минут после второго удара Прина. [92] 835 человек погибли вместе с кораблем или скончались позже от ран. [я] Среди погибших был контр-адмирал Генри Благроув , командир Второй боевой эскадры . 134 погибших были мальчиками-моряками , которым еще не исполнилось 18 лет, что является крупнейшей такой потерей за всю историю Королевского флота. [94]
Спасательные работы
[ редактировать ]Тендер , «Дейзи-2» капитаном которого был Джон Гатт, был пришвартован на ночь к Ройял Оук» . левому борту « Когда тонущий линкор начал крениться на правый борт, Гатт приказал «Дейзи-2» отсоединить «Ройял Оук» и поднялось из моря, прежде чем освободиться. , его судно ненадолго зацепилось за поднимающуюся противоторпедную выпуклость [95]
Многие члены экипажа Royal Oak , которым удалось спрыгнуть с тонущего корабля, были одеты чуть ли не в ночную одежду и не были готовы к леденящей воде. Толстый слой мазута покрыл поверхность, заполняя легкие и желудки людей и мешая им плавать. Из тех, кто пытался проплыть полмили (800 м) до ближайшего берега, выжила лишь горстка. [96]
Royal Oak отвели Левую лодку от тонущего корабля и утащили с помощью деревянных досок, поскольку времени на подъем пара не было. Лодка перегрузилась и перевернулась в 300 метрах от Royal Oak , в результате чего те, кто находился на палубе, оказались в воде, а те, кто находился внизу, оказались в ловушке. [97] [Дж]
Гатт включил огни «Дейзи-2» , и ему и его команде удалось вытащить из воды 386 человек, включая «Ройял Оук » капитана Уильяма Бенна. командира [98] Спасательные работы продолжались еще два с половиной часа почти до 4:00 утра, когда Гатт отказался от поиска выживших и отвез тех, кто у него был, на Пегас . С помощью лодок из Пегаса и гавани, [99] он был ответственен за спасение почти всех выживших, за что был награжден Крестом за выдающиеся заслуги , [100] единственная военная награда, врученная британцами в связи с катастрофой. [101] Примерно через пять минут после затопления «Пегас» отправил сигнальной лампой сообщение на портовую сигнальную станцию, в котором говорилось: «Генерал. Отправьте все лодки», а через полчаса: « Ройял Оук тонет после нескольких внутренних взрывов». [102]
Последствия
[ редактировать ]
Британцы поначалу не могли понять причину затопления, подозревая либо взрыв на борту, либо воздушную атаку. [69] Как только стало понятно, что наиболее вероятным объяснением была атака подводной лодки, были быстро предприняты шаги по закрытию якорной стоянки, но U-47 уже сбежала и направлялась обратно в Германию. Поздно утром 14 октября BBC самой опубликовала новость о затоплении, и ее передачи были приняты немецкими службами прослушивания и U-47 . Спущенные на воду водолазы утром после взрыва обнаружили остатки немецкой торпеды, подтвердив способ атаки. 17 октября первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль о потере Ройал-Оука официально объявил Палате общин , сначала признав, что рейд был «замечательным подвигом профессионального мастерства и смелости», но затем заявив, что эта потеря не будет иметь последствий. существенно повлиять на военно-морской баланс сил. [103] С 18 по 24 октября собиралась комиссия Адмиралтейства по расследованию , чтобы установить обстоятельства проникновения на якорную стоянку. Тем временем флоту метрополии было приказано оставаться в более безопасных портах до тех пор, пока не будут решены проблемы безопасности в Скапе. [104] Черчилль был вынужден ответить на вопросы Палаты представителей о том, почему в «Ройял Оук» на борту было так много мальчиков. [105] большинство из которых умерло. Он защищал традицию Королевского флота отправлять мальчиков в возрасте от 15 до 17 лет в море, но эта практика, как правило, была прекращена вскоре после катастрофы, и дети до 18 лет служили на действующих военных кораблях только в самых исключительных обстоятельствах. [94]
Нацистское министерство пропаганды быстро воспользовалось успешным рейдом. [106] [107] а радиопередачи популярного журналиста Ганса Фриче продемонстрировали триумф, который ощущался по всей Германии. [108] Прин и его команда достигли Вильгельмсхафена в 11:44 17 октября и были немедленно встречены как герои, узнав, что Прин был награжден Железным крестом первого класса, а каждый член экипажа - Железным крестом второго класса. [109] Гитлер отправил свой личный самолет, чтобы доставить экипаж в Берлин , где в дальнейшем наградил Прина Рыцарским крестом Железного креста . [110] Эта награда, впервые врученная немецкому офицеру-подводнику, позже стала обычной наградой успешных командиров подводных лодок. Дёниц был награжден повышением от коммодора до контр-адмирала и назначен флагманом подводных лодок. [109]
Прина прозвали «Быком из Скапа-Флоу», и его команда украсила боевую рубку U-47 фыркающим талисманом быка, который позже был принят в качестве эмблемы 7-й флотилии подводных лодок . Он оказался востребованным для интервью на радио и в газетах. [109] а его «автобиография» была опубликована в следующем году под названием Mein Weg nach Scapa Flow . [к] Рукопись, написанная для него журналистом Паулем Веймаром после нескольких кратких интервью с Прином в марте и апреле 1940 года, была отредактирована Верховным командованием Вермахта (высшим командованием Германии) и Министерством пропаганды Рейха . Он был задуман как приключенческий рассказ для мальчиков. [111] Когда Прин получил экземпляр книги, он в гневе внес многочисленные исправления в текст, а когда в 1955 году был опубликован английский перевод книги, Веймар написал британскому издателю письмо протеста, в котором говорилось, что «явно ложное» сообщение должно быть опубликовано в 1955 году. не были опубликованы вне контекста, и он пожертвовал свои гонорары на благотворительность. [112] [113]
Президентом Следственной комиссии Адмиралтейства был адмирал Реджинальд Планкетт-Эрнл-Эрл-Дракс , которому помогали адмирал Роберт Райкс и капитан Джерард Мюрхед-Гулд . [114] Их официальный отчет о катастрофе осуждал оборону Скапа-Флоу и порицал сэра Уилфреда Френча , командующего Оркнейскими и Шетландскими островами , за их неподготовленность. Френч был вынесен в список пенсионеров, [115] несмотря на то, что в прошлом году он предупреждал о недостаточной противолодочной обороне Скапа-Флоу и вызвался сам провести небольшой корабль или подводную лодку мимо блок-кораблей, чтобы доказать свою точку зрения. [116] По приказу Черчилля восточные подступы к Скапа-Флоу были перекрыты бетонными дамбами, связывающими Лэмб-Холм, Глимпс-Холм , Беррей и Южный Рональдсей с материком . Построенные в основном итальянскими военнопленными, « Барьеры Черчилля» , как они стали известны, были практически завершены к сентябрю 1944 года и были официально открыты сразу после Дня Победы в мае 1945 года. [117]
Во втором отчете Комиссия по расследованию рассмотрела фактическое затопление Royal Oak и последовавшие за этим человеческие жертвы, которые, находясь в порту и в спокойной воде, были сочтены «очень тяжелыми». В отчете делается вывод, что основная причина заключалась в том, что необычно большое количество людей находилось под главной бронепалубой, поскольку их отправили на станции противовоздушной обороны. Их побег замедлился из-за большого количества водонепроницаемых дверей закрытых . Рассматривался также вопрос о «мертвых огнях»; это были вентилируемые металлические пластины, которые заменяли стекла в иллюминаторах или иллюминаторах , когда корабли находились в порту, позволяя затемнением во время войны наблюдать за . Считалось, что вода, прошедшая через них, ускорила первоначальный крен, но закрытие вентиляторов не спасло бы корабль. [118]
В последующие годы распространился слух, что Прина привел в Скапу Альфред Веринг, немецкий агент, живший на Оркнейских островах под видом швейцарского часовщика по имени Альберт Эртель; [119] После нападения «Эртель» предположительно скрылся на подводной лодке B-06 в Германию. [120] Этот отчет о событиях возник как статья журналиста Курта Рисса в номере американского журнала Saturday Evening Post от 16 мая 1942 года и позже была приукрашена другими авторами. [119] [121] Послевоенные поиски в архивах Германии и Оркадии не смогли найти никаких доказательств существования Эртеля, Веринга или подводной лодки под названием B-06 , и теперь эта история считается полностью вымышленной. [122] [123] В 1959 году выдающийся часовщик Оркнейских островов г-н Э. У. Хортон сообщил «с предельной уверенностью» редактору The Orkney Herald , что при его жизни в Киркуолле никогда не было часовщика по имени Эртель или кого-либо, похожего на такого человека. [120] Главный библиотекарь Оркнейских островов в письме историку Найджелу Уэсту в 1983 году предположил, что имя Альберт Эртель, вероятно, было каламбуром в отношении известного отеля «Альберт» в Киркуолле . [119]
Выжившие
[ редактировать ]
Сразу после затопления выжившие с «Ройял Оук » были расквартированы в городах и деревнях Оркнейских островов. -он-Хой прошел похоронный парад по погибшим в Лайнесс 16 октября ; Многие из выживших членов экипажа, потеряв на корабле всю свою одежду, присутствовали в взятых напрокат комбинезонах и кедах. [124] Военно-морской флот обычно предоставлял им отпуск на несколько дней для выживших, а затем направлял их на корабли и на другие должности. [125]
Прин не пережил войну: он и U-47 погибли 7 марта 1941 года, возможно, в результате атаки британского эсминца HMS Wolverine . [126] Новость о потере нацистское правительство держало в секрете в течение десяти недель. [127] Несколько U-47 членов экипажа миссии Royal Oak выжили, поскольку их перевели на другие суда. Некоторые из них впоследствии встретились со своими бывшими врагами из Ройал-Оука и завязали с ними дружеские отношения. [128] [л]
Ассоциация HMS Royal Oak ежегодно проводит Акт памяти в Портсмуте, порту приписки Royal Oak , в субботу, ближайшую к 13 октября; первоначально в Военно-морском мемориале в Саутси , [129] но в последующие годы в церкви Святой Анны на военно-морской базе Портсмута . в церкви был открыт памятный камень На службе 9 октября 2019 года, через восемьдесят лет после затопления, Анной, королевской принцессой , главнокомандующим HMNB Портсмут, . Присутствовало около ста пятидесяти родственников и потомков экипажа. [130]
Кеннет Туп, который пережил затопление, будучи мальчиком первого класса на корабле «Ройял-Оук» , в течение пятнадцати лет был почетным секретарем Ассоциации. [131] Последний оставшийся в живых на корабле «Ройал Оук» , Артур Смит, умер 11 декабря 2016 года. Будучи 17-летним мальчиком первого класса, он дежурил на мостике, когда корабль потерпел крушение, и спрыгнул с тонущего судна. плыл в неправильном направлении, пока его не подобрала лодка и не перенесла на « Маргаритку-2» . [132]
Крушение
[ редактировать ]Статус военной могилы
[ редактировать ]Несмотря на относительно мелководье, в котором она затонула, большинство тел не удалось извлечь из Ройал Оук . Отмечено буем на 58 ° 55'44 "N 2 ° 59'09" W / 58,92889 ° N 2,98583 ° W , место крушения было признано военным захоронением , и все виды дайвинга или другие несанкционированные формы исследования запрещены в соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года . [133] В условиях чистой воды можно увидеть перевернутый корпус, достигающий высоты 5 м от поверхности. Медные буквы, составляющие название Royal Oak , были убраны на память дайвером-любителем в 1970-х годах. Их вернули почти двадцать лет спустя, и теперь они выставлены в центре для посетителей Скапа-Флоу в Лайнсе. [134] Гибель Royal Oak отмечается на ежегодной церемонии, на которой водолазы Королевского военно-морского флота опускают под воду Белый флаг на ее корме. [135]
Мемориал в соборе Святого Магнуса в соседнем Киркуолле украшен мемориальной доской, посвященной погибшим, под которой в книге памяти перечислены их имена. Этот список имен был опубликован правительством только через 40 лет после затопления. Каждую неделю переворачивается страница книги. Корабельный колокол был обнаружен в 1970-х годах и после восстановления добавлен к мемориалу в Сент-Магнусе. [136] Двадцать шесть тел, восемь из которых не удалось опознать. [137] были похоронены на военно-морском кладбище в соседнем Лайнсе. [138]
Экологические проблемы
[ редактировать ]
Royal Oak затонул полностью заправленный, имея на борту около тонн мазута 3000 . [139] В 1990-е годы скорость утечки нефти из корродирующего корпуса возросла, а опасения по поводу воздействия на окружающую среду заставили Министерство обороны рассмотреть планы ее добычи. [140] Статус Ройял - Оука как военного захоронения требовал, чтобы к исследованиям и любым предлагаемым методам удаления нефти относились с осторожностью: планы 1950-х годов по подъему и спасению затонувшего корабля были отменены в ответ на сопротивление общественности. [141] Помимо этических проблем, плохо организованные усилия могут дестабилизировать затонувший корабль, что приведет к массовому выбросу остатков нефти; [142] Корабельные погреба также содержат много тонн неразорвавшихся боеприпасов . [143] [м]
Министерство обороны заказало серию многолучевых гидролокаторов, чтобы сфотографировать затонувший корабль и оценить его состояние. [144] Сонограммы высокого разрешения показали, что Royal Oak лежит почти вверх дном, а ее верхние части погружены на морское дно. Кончик носовой части был оторван первой торпедой U-47 , а зияющая дыра на правом борту образовалась в результате тройного удара ее второго успешного залпа. [143] [145] После нескольких лет задержек Министерство обороны заключило контракт с компанией Briggs Marine на выполнение задачи по откачке оставшейся нефти. [146] В результате перевода Royal Oak на мазут ее топливные баки были размещены в нетрадиционных положениях, что усложнило операции. К 2006 году все баки с двойным дном были очищены, и холодной резки . в следующем году начались работы по удалению масла из баков внутреннего крыла с помощью оборудования [143] К 2010 году было удалено 1600 тонн мазута, и было объявлено, что затонувший корабль больше не выбрасывает нефть в Скапа-Флоу. [146] До 783 м 3 считается, что нефть осталась внутри корабля; существуют планы возобновить откачку в середине 2021 года. [139]
опрос 2019 года
[ редактировать ]Дайвер с ребризером Эмили Тертон объявила на конференции по продвинутому дайвингу EUROTEK в декабре 2018 года, что международная группа экспертов обследовала затонувший корабль Royal Oak, чтобы создать трехмерное изображение военной могилы. Этот процесс занимает тысячи человеко-часов погружений в течение нескольких месяцев. Для записи места крушения команда использовала широкий спектр технологий, включая видеосъемку, подводную фотографию и 3D-фотограмметрию. Опрос получил полную поддержку Королевского флота и Ассоциации Royal Oak. [147]
См. также
[ редактировать ]- Список по числу погибших кораблей, потопленных подводными лодками
- Военный корабль США « Аризона» - еще один линкор, затонувший в гавани в результате внезапной атаки и теперь являющийся военной могилой.
- Барабан Дрейка - таинственная победная барабанная дробь, разразившаяся на борту Royal Oak , когда Императорский флот Германии капитулировал в Скапа-Флоу в 1918 году, приписывалась призраку сэра Фрэнсиса Дрейка.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Cwt» — это аббревиатура от центнера , 20 центнеров относятся к весу ружья.
- ↑ Вспыльчивый Коллард позорно назвал капельмейстера морской пехоты Перси Барнакла «жуликом» в присутствии гостей и сказал, что он «никогда не слышал такого кровавого шума». [39]
- ↑ Дёниц сказал о Прине: «Он, по моему мнению, обладал всеми необходимыми личными качествами и профессиональными способностями. Я передал ему весь файл по этому вопросу и предоставил ему свободу принимать задание или нет, как он считал нужным. ." [76]
- ↑ Таксиста звали Робби Таллок. Он не заметил, как U-47 пролетела в свете его фар. [80]
- ^ «Мы в Скапа-Флоу!»
- ↑ Командир Р.Ф. Николс, Royal Oak , заместитель командира едва избежал смерти 22 года назад, будучи мичманом «Авангарда», когда он отсутствовал на корабле в ночь, когда он взорвался. [84] Он присутствовал на вечеринке-концерте на борту теплохода « Гурко» , устроенной по совпадению моряками « Ройял Оук» , и задержался только потому, что представление закончилось. [85]
- ^ Кордит , используемый для приведения в движение снарядов, был склонен взорваться при перегреве. Следственный суд, созванный для расследования гибели «Авангарда», пришел к выводу, что вероятной причиной катастрофы был взрыв кордитового заряда, нестабильного или небрежно установленного. [86]
- ^ На самом деле иллюминаторы не были полностью открыты, а были закрыты светозащитными экранами, предназначенными для обеспечения вентиляции при сохранении затемнения. Важно отметить, что они не были водонепроницаемыми. [91]
- ↑ Официальное число погибших в Royal Oak менялось на протяжении многих лет из-за путаницы в отношении похожих имен, утерянных записей и отсроченных смертей. Принятая на данный момент цифра в 835 погибших была определена в 2019 году после исследования группы местных историков. [93]
- ^ Его обломки были обнаружены только в 2017 году. [97]
- ^ « Мой путь в Скапа-Флоу »
- ↑ Один из членов экипажа U-47 , Герберт Германн, позже принял британское гражданство. [128]
- ↑ К 2019 году считалось, что корабль содержит 248 тонн тротилового эквивалента неразорвавшихся боеприпасов. [139]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гардинер 1965 , стр. 87.
- ^ Варлоу и Буш , с. 1.
- ^ Берт 1986 , стр. 81, 271–272.
- ^ Берт 1986 , стр. 276, 281.
- ^ Берт 2012 , с. 156
- ^ Берт 1986 , стр. 276, 282.
- ^ Берт 1986 , стр. 274–276.
- ^ Рэйвен и Робертс 1976 , с. 33
- ^ Берт 1986 , с. 276
- ^ Берт 1986 , стр. 272–273, 276.
- ^ Рэйвен и Робертс 1976 , с. 36
- ^ Берт 1986 , с. 277
- ^ Jump up to: а б Рэйвен и Робертс 1976 , с. 44
- ^ Рэйвен и Робертс 1976 , стр. 44, 172–173.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1986 , с. 282
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1980 , с. 23
- ^ Jump up to: а б с Берт 2012 , с. 163
- ^ Берт 1986 , с. 284
- ^ Рэйвен и Робертс 1976 , стр. 172–173.
- ^ Берт 1986 , с. 285
- ^ Берт 1986 , стр. 276–277.
- ^ Колледж и Варлоу, 2006 , стр. 300–301.
- ^ Ютландская битва: Боевой порядок , Шлилауф, Билл, заархивировано из оригинала 14 декабря 2006 г. , получено 22 февраля 2007 г.
- ^ Таррант 1995 , стр. 62–64.
- ^ Кэмпбелл 1998 , с. 37
- ^ Кэмпбелл 1998 , с. 146
- ^ Кэмпбелл 1998 , стр. 152–157.
- ^ Кэмпбелл 1998 , с. 210
- ^ Кэмпбелл 1998 , стр. 207–208.
- ^ Кэмпбелл 1998 , стр. 211–212.
- ^ Кэмпбелл 1998 , стр. 256, 274.
- ^ Кэмпбелл 1998 , стр. 309–310.
- ^ Кэмпбелл 1998 , стр. 346, 358.
- ^ Мэсси 2003 , стр. 682–684.
- ^ Халперн 1995 , стр. 418–420.
- ^ Адмиралтейство (1918), ADM156/90: Комиссия по расследованию затопления HMS Campania , HMSO.
- ^ Хервиг 1998 , стр. 254–256.
- ^ «Клятвы адмирала» , Time , 9 апреля 1928 г., заархивировано из оригинала 3 марта 2009 г. , получено 29 декабря 2006 г.
- ^ Глентон 1991 , стр. 28–34.
- ^ «Испытание клятвами» , Time , 16 апреля 1928 г., заархивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. , получено 29 декабря 2006 г.
- ^ Глентон 1991 , стр. 177–183.
- ^ Гардинер 1965 , стр. 132–134.
- ^ Jump up to: а б «Royal Oak» , Time , 26 марта 1928 г., заархивировано из оригинала 3 марта 2009 г. , получено 29 декабря 2006 г.
- ^ Гардинер 1965 , стр. 176.
- ^ Jump up to: а б «Вопросы к первому лорду Адмиралтейства», парламентские дебаты Хансарда , 18 апреля 1928 г.
- ^ Глентон 1991 , с. 162
- ^ Гардинер 1965 , стр. 226.
- ^ «№33523» . Лондонская газета . 6 августа 1929 г. с. 5145.
- ^ Гардинер 1965 , стр. 236–238.
- ^ «№33706» . Лондонская газета . 10 апреля 1931 г. с. 2332.
- ^ Глентон 1991 , с. 1
- ^ «Эрвин Шульхофф» , изгнанный архив (на немецком языке), Фонд Эльзы Ласкер-Шюлер, заархивировано из оригинала 18 октября 2007 г. , получено 3 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Адмиралтейство, ADM53/105583: Судовой журнал: HMS Royal Oak, февраль 1937 г. , HMSO
- ^ «Инцидент возле Гибралтара», The Scotsman , 4 февраля 1937 г.
- ^ Бомбардировка HMS Royal Oak , нападения на корабли HM, август 1936 г. - сентябрь 1937 г., HMSO, 1937 г.
- ^ «Ракушка падает на Королевский дуб», «Шотландец» , 25 февраля 1937 г.
- ^ «Снаряд ранил пятерых на корабле», The Washington Post , 24 февраля 1937 г.
- ^ BBC , Британский баскский бастион , заархивировано из оригинала 30 октября 2005 г. , получено 1 февраля 2008 г.
- ^ Греттон 1984 , стр. 379–381
- ^ База данных кино и телевидения , Британский институт кино , заархивировано из оригинала 5 мая 2009 г. , получено 17 марта 2009 г.
- ^ Маккензи, С.П. (2001), Британские военные фильмы, 1939–1945: Кино и услуги , Continuum International, стр. 18 , ISBN 1-85285-258-5
- ^ «Покойная королева Мод», «Шотландец» , 24 ноября 1938 г.
- ^ Jump up to: а б Макки 1959 , с. 17
- ^ Тейлор 2008 , с. 45
- ^ Jump up to: а б с д Макки 1959 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б Уивер 1980 , стр. 29–30.
- ^ Саркар 2010 , с. 49
- ^ Миллер 2000 , с. 15
- ^ Jump up to: а б с д и Адмиралтейство 1939 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: U 18» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 29 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2000 , с. 51
- ^ Miller2000 , стр. 24–25.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 116» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 29 марта 2008 г.
- ^ Скапа-Флоу , firstworldwar.com, 22 декабря 2002 г., архивировано из оригинала 16 февраля 2007 г. , получено 24 декабря 2006 г.
- ^ «Признания Господа» , Time , 20 ноября 1939 г., заархивировано из оригинала 8 марта 2008 г. , получено 22 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дёниц 1959 , стр. 67–69.
- ^ Jump up to: а б с д и ВМФ 1939 г.
- ^ Снайдер 1976 , стр. 86.
- ^ Прин 1969 , с. 152
- ^ Jump up to: а б Уивер 1980 , «Глава 3: Машина на берегу »
- ^ Уивер 1980 , с. 101
- ^ Снайдер 1976 , стр. 91.
- ^ Jump up to: а б Снайдер 1976 , стр. 95.
- ^ Потери Авангарда + Выжившие , Архив документов Великой войны, заархивировано из оригинала 6 марта 2017 г. , получено 1 января 2008 г.
- ^ Снайдер 1976 , стр. 101.
- ^ Смит 1989 , стр. 84–85.
- ^ Макки 1959 , с. 39
- ^ Макки 1959 , с. 42
- ^ Уивер 1980 , с. 118
- ^ Jump up to: а б Уивер 1980 , стр. 60–61.
- ^ Снайдер 1976 , стр. 115.
- ^ Снайдер 1976 , стр. 121.
- ^ «Изображения показывают масштабы торпедной атаки HMS Royal Oak» , BBC News , BBC News Scotland, 14 октября 2019 г. , получено 17 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2008 , стр. 96–97.
- ^ Уивер 1980 , «Глава 5: Дейзи, Дейзи»
- ^ Снайдер 1976 , стр. 135–139
- ^ Jump up to: а б Стикленд, Кэти (12 октября 2017 г.). «Обнаружена пропавшая паровая лодка HMS Royal Oak» . Мир яхтинга и гребли . Архивировано из оригинала 2 января 2018 года . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ «Потери Королевского флота», The Scotsman , 16 октября 1939 г.
- ^ Адмиралтейство, ADM53/110029: Судовой журнал: HMS Pegasus, октябрь 1939 г. , HMSO
- ^ «Центральная канцелярия рыцарских орденов», приложение к London Gazette , 1 января 1940 г.
- ^ McKee1959 , «Посвящение»
- ^ Уивер 1980 , с. 58
- ^ «Война подводных лодок», парламентские дебаты Хансарда , 17 октября 1939 г.
- ^ Уивер 1980 , стр. 112–128.
- ^ «Мальчики (Активная служба)» , Парламентские дебаты Хансарда , 25 октября 1939 г., заархивировано из оригинала 5 июля 2009 г. , получено 14 октября 2009 г.
- ^ Смит 1989 , стр. 89–95.
- ^ «Немецкие претензии», The Scotsman , 17 октября 1939 г.
- ^ Две передачи Ганса Фриче , заархивировано из оригинала 11 декабря 2006 г. , получено 1 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Снайдер 1976 , стр. 179–180
- ^ Уильямсон, Гордон и Бужейро, Рамиро (2004). Кавалеры Рыцарского креста и Дубовых листьев 1939–40 . Издательство Оспри. стр. 20–23. ISBN 978-1-84176-641-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уивер 1980 , стр. 133–134.
- ^ Уивер 1980 , «Глава 10: Негер в поленнице »
- ^ Макки 1959 , «Глава 13: Такие преувеличения и неточности ...»
- ^ Уивер 1980 , с. 77
- ^ Уивер 1980 , с. 120
- ^ Уивер 1980 , с. 123
- ^ «Барьеры Черчилля» , Беррей , заархивировано из оригинала 2 мая 2006 года , получено 3 февраля 2007 года.
- ^ Уивер 1980 , с. 104
- ^ Jump up to: а б с Хейворд, 2003 г. , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б Макки 1959 , «Глава 14: Часовщик, которого никогда не было»
- ^ Knobelspiesse, AV (1996), Masterman Revisited , Центр изучения интеллекта, заархивировано из оригинала 13 июня 2007 г. , получено 9 февраля 2012 г.
- ^ Снайдер 1976 , стр. 174.
- ^ Пфорцхаймер, Уолтер (1987), «Литература по разведке» (PDF) , Proc. 31-й ежегодный семинар военных библиотекарей , Разведывательное управление Министерства обороны : 23–37, заархивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2012 г. , получено 10 июня 2007 г.
- ^ Тейлор 2008 , с. 90
- ^ Саркар 2010 , стр. 75–76
- ^ Снайдер 1976 , стр. 203.
- ^ Саркар 2010 , с. 130
- ^ Jump up to: а б Саркар 2010 , стр. 208–209
- ^ Саркар 2010 , стр. 87–88
- ^ Элисон Шоу (23 июня 2015 г.). «Некролог: Кеннет Туп, выживший с HMS Royal Oak» . Шотландец . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Тейлор, Крейг (15 декабря 2016 г.). «Остались только воспоминания». Оркадианец .
- ^ Обломки корабля, обозначенные как «Останки военного ведомства» , «Агентство морской и береговой охраны», заархивировано из оригинала 19 февраля 2012 г. , извлечено 27 декабря 2006 г.
- ^ Саркар 2010 , с. 138
- ^ День памяти: штандарт Королевского военно-морского флота компании Royal Oak заменен дайверами , BBC, 8 ноября 2013 г. , получено 4 февраля 2020 г.
- ^ Мемориал HMS Royal Oak , собор Святого Магнуса, заархивировано из оригинала 2 февраля 2007 г. , получено 27 декабря 2006 г.
- ^ «Королевское военно-морское кладбище Лайнесс» . Комиссия Содружества по военным захоронениям. Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 27 июня 2019 г.
- ^ Смит 1989 , с. 104
- ^ Jump up to: а б с Хилл, Полли (22 мая 2019 г.). Управление затонувшим HMS Royal Oak (PDF) . Спилкон 2019 . Перт. Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2019 г. Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Арлидж, Джон (18 февраля 2001 г.), «Новая битва охватывает Ройал-Оук» , The Observer , заархивировано из оригинала 18 августа 2016 г. , получено 17 декабря 2016 г.
- ^ Снайдер 1976 , стр. 210.
- ^ «Планы HMS Royal Oak отложены на год» , The Orcadian , 23–29 апреля 2001 г., заархивировано из оригинала 15 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с «Технологии дают новый взгляд на HMS Royal Oak» (PDF) , DLO News, Организация оборонной логистики , август 2006 г., заархивировано из оригинала (PDF) 13 января 2012 г.
- ^ Роуленд, К., Рыбалка со звуком: эстетический подход к визуализации нашего морского наследия (PDF) , заархивировано (PDF) из оригинала 6 октября 2014 г. , получено 9 апреля 2012 г.
- ^ Уотсон, Джереми (24 сентября 2006 г.), «Идеальная картина: упавший дуб», «Шотландец в воскресенье».
- ^ Jump up to: а б Программа удаления масла Royal Oak , Briggs Marine, заархивировано из оригинала 3 января 2014 г. , получено 27 января 2012 г.
- ^ «Новые изображения показывают затонувший линкор Royal Oak» . Би-би-си. 1 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 5 мая 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адмиралтейство (1939), ADM199/158: Комиссия по расследованию затопления HMS Royal Oak , Канцелярия HM
- Берт, Р.А. (2012), Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.), Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-052-8
- Берт, Р.А. (1986), Британские линкоры Первой мировой войны , Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института, ISBN 0-87021-863-8
- Кэмпбелл, Джон (1998), Ютландия: анализ боевых действий , Лондон: Conway Maritime Press, ISBN 978-1-55821-759-1
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969], Корабли Королевского флота: Полный отчет обо всех боевых кораблях Королевского флота (Переизданная редакция), Лондон: Chatham Publishing, ISBN 978-1-86176-281-8
- Дёниц, Карл (1959), Мемуары: десять лет и двадцать дней , английский перевод Р. Х. Стивенса, Da Capo Press, ISBN 0-306-80764-5
- Гардинер, Лесли (1965). Военный Ройал-Оук трибунал . Эдинбург: Уильям Блэквуд и сыновья. OCLC 794019632 .
- Глентон, Роберт (1991), Дело Королевского дуба : Сага об адмирале Колларде и капельмейстере Барнакле , Лео Купер, ISBN 0-85052-266-8
- Греттон, Питер (1984), Забытый фактор: военно-морские аспекты гражданской войны в Испании , Oxford University Press
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Хейворд, Джеймс (2003), Мифы и легенды Второй мировой войны , Sutton Publishing, ISBN 0-7509-3875-7
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980], «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 , Амхерст: Humanity Books, ISBN 978-1-57392-286-9
- Кригсмарине (1939), Журнал U-47 , воспроизведен у Снайдера и Уивера.
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-679-45671-1 .
- Миллер, Джеймс (2000), Скапа: знаменитая военно-морская база Великобритании времен войны , Англия: Берлин, ISBN 1-84158-005-8
- Макки, Александр (1959), Черная суббота: трагедия Королевского дуба в Скапа-Флоу , Англия: Цербер, ISBN 1-84145-045-6
- Прин, Гюнтер (1969), Mein Weg nach Scapa Flow , перевод на английский Жоржа Ватина, когда я затонул Королевский дуб , Wingate-Baker, ISBN 0-09-305060-7
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976), Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкора и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN 0-87021-817-4
- Саркар, Дилип (2010), Hearts of Oak: Человеческая трагедия HMS Royal Oak , Эмберли, ISBN 978-1-84868-944-2
- Смит, Питер К. (1989), Затонувшие корабли в Скапа-Флоу , The Orkney Press, ISBN 0-907618-20-0
- Снайдер, Джеральд (1976), Катастрофа Королевском дубе в , Presidio Press, ISBN 0-89141-063-5
- Таррант, VE (1995), Ютландия: немецкая перспектива , Лондон: военные книги Cassell в мягкой обложке, ISBN 0-304-35848-7
- Тейлор, Дэвид (2008), Последний рассвет: Трагедия Королевского дуба в Скапа-Флоу , Аргайл, ISBN 978-1-906134-13-6
- Варлоу, Б. и Буш, С. (2021). Подвесные номера Королевского флота: полная история . Сифорт. п. 1. ISBN 978-1-5267-9378-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Уивер, HJ (1980), Кошмар в Скапа-Флоу: правда о затоплении HMS Royal Oak , Англия: Cressrelles, ISBN 0-85956-025-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кригсмарине. «Отчет о затоплении Royal Oak» . uboatarchive.net . Британского Адмиралтейства Перевод Отдела военно-морской разведки 24/T 16/45. Архивировано из оригинала 3 января 2007 года . Проверено 22 декабря 2006 г.
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior 1860 - Vanguard 1950: История проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- hmsroyaloak.co.uk Сайт, посвященный кораблю и его команде.
- Подробности о Royal Oak и гидрографический отчет (на французском, немецком и голландском языках)
- Фотогалерея Маритимквеста
- HMS Royal Oak на naval-history.net
- Хельгасон, Гудмундур. « Бык из Скапа-Флоу » . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net .
- Анимация крушения
- Часть стенограммы следственной комиссии ADM 199/158 в Национальном архиве. Архивировано 12 октября 2009 г. в Wayback Machine.
- Интервью IWM с выжившим Говардом Инстансом
- Интервью IWM с выжившим Джоном Холлом
- Интервью IWM с выжившим Гербертом Пококом
- Проект списков экипажа Ютландской битвы: HMS Royal Oak список экипажа
- Линкоры класса «Месть»
- Корабли построены в Плимуте, Девон.
- корабли 1914 года
- Линкоры Великобритании Первой мировой войны
- Морские происшествия 1918 года
- Линкоры Великобритании времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в октябре 1939 г.
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Скапа-Флоу
- Защищенные затонувшие корабли Шотландии
- Катастрофы 1939 года в Соединенном Королевстве.
- 1914 год в Англии
- 1939 год в Шотландии.
- Корабли гражданской войны в Испании