HMS Рассел (1901)
![]() HMS Рассел
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Рассел |
Тезка | Эдвард Рассел, 1-й граф Орфорд |
Строитель | Palmers Shipbuilding and Iron Company , Джарроу |
Заложен | 11 марта 1899 г. |
Запущен | 19 февраля 1901 г. |
Завершенный | февраль 1903 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 февраля 1903 г. |
Судьба | Потоплен миной 27 апреля 1916 года у побережья Мальты. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Дункан» типа Предварительный дредноутный линкор |
Смещение |
|
Длина | 432 фута (132 м) ( длина ) |
Луч | 75 футов 6 дюймов (23,01 м) |
Черновик | 25 футов 9 дюймов (7,85 м) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Диапазон | 6070 миль (11240 км; 6990 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 720 |
Вооружение | |
Броня |
|
HMS Russell — «Дункан» типа до дредноута линкор Королевского флота , введенный в строй в 1903 году. Построенный для противодействия группе быстрых русских линкоров, «Рассел» и его однотипные корабли были способны двигаться со скоростью 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). , что делает их самыми быстрыми линкорами в мире. Линкоры класса «Дункан» были вооружены главной батареей из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий и во многом были похожи на «Лондон» линкоры класса , хотя имели немного уменьшенное водоизмещение и более тонкую броню. По существу, они отражали развитие более легких кораблей второго класса «Канопус» линкора типа . Рассел был построен между закладкой киля в марте 1899 года и завершением строительства в феврале 1903 года.
Рассел служил на Средиземноморском флоте до 1904 года, после чего был переведен на Флот метрополии ; в 1905 году Флот метрополии стал Флотом Ла-Манша . Она перешла на Атлантический флот в начале 1907 года, а затем вернулась в Средиземноморский флот в 1909 году. В ходе другой реорганизации флота в 1912 году Средиземноморский флот стал частью Флота метрополии, а позже был переведен в британские воды. Рассел служил флагманом 6 - й боевой эскадры с конца 1913 года до начала Первой мировой войны в августе 1914 года.
После начала войны Рассел был направлен в Большой флот флота и работал с крейсерами в Северном патруле , а в ноябре бомбардировал оккупированный немцами Зебрюгге . В ноябре 1915 года его отправили в Средиземное море для поддержки Дарданелльской кампании , хотя широкого применения там он не нашел. 27 апреля 1916 года он отплывал от Мальты и подорвался на двух минах, заложенных немецкой подводной лодкой . Большая часть ее команды пережила затопление, хотя 125 человек погибли.
Дизайн
[ редактировать ]
Шесть кораблей класса Дункан» « были заказаны в ответ на русские «Пересвет» линкоры типа , спущенные на воду в 1898 году. Русские корабли были быстрыми линкорами второго класса, поэтому Уильям Генри Уайт , британский директор военно-морского строительства , спроектировал « Дункан». класса, чтобы соответствовать предполагаемой максимальной скорости российских судов. Чтобы достичь более высокой скорости, сохраняя при этом водоизмещение от роста, Уайт был вынужден значительно уменьшить броневую защиту кораблей, фактически сделав корабли увеличенными и улучшенными версиями «Канопус линкоров класса » 1896 года, а не производными от более мощных Majestic , Formidable. и Лондонская серия первоклассных линкоров. » «Дунканы разочаровали в эксплуатации из-за своих сниженных защитных характеристик, хотя они все же заметно превосходили « Пересветы» , для борьбы с которыми они были созданы. [1]
Рассела составляла 432 фута (132 м) Общая длина , ширина - 75 футов 6 дюймов (23,01 м) и осадка - 25 футов 9 дюймов (7,85 м). Линкоры «Дункан» класса водоизмещением от 13 270 до 13 745 длинных тонн (от 13 483 до 13 966 т ) в нормальном состоянии и от 14 900 до 15 200 длинных тонн (от 15 100 до 15 400 т) при полной загрузке . Ее экипаж насчитывал 720 офицеров и рядовых . Корабли класса «Дункан» были оснащены парой 4-цилиндровых двигателей тройного расширения , приводивших в движение два винта , а пар обеспечивался двадцатью четырьмя котлами Бельвилля . Котлы были объединены в две трубы, расположенные в миделе корабля . Корабли класса «Дункан» имели максимальную скорость 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) при указанной мощности 18 000 лошадиных сил (13 000 кВт). [2] Это сделало «Рассел» и ее сестры самыми быстрыми линкорами в мире на несколько лет. На крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) корабль мог пройти 6070 морских миль (11240 км; 6990 миль). [3]
Рассел имел главную батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) 40-го калибра орудий , установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. На кораблях также была установлена дополнительная батарея из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий 45-го калибра, установленных в казематах , в дополнение к десяти 12-фунтовым 3-дюймовым (76-мм) орудиям и шести 3-фунтовым 47-мм (1,9 дюйма) орудиям. для защиты от торпедных катеров . Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен четырьмя 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус . [2]
Рассела У был бронепояс толщиной 7 дюймов (178 мм); Поперечная переборка на кормовом конце пояса имела толщину от 7 до 11 дюймов (от 178 до 279 мм). Борта ее башен главного калибра имели толщину от 8 до 10 дюймов (от 203 до 254 мм), поверх барбетов толщиной 11 дюймов (279 мм) , а казематная батарея была защищена 6-дюймовой крупповской сталью . Ее боевая рубка имела борта толщиной 12 дюймов. Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 2 дюйма (25 и 51 мм) соответственно. [2]
Операционная история
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]
Рассел был назван в честь Эдварда Рассела, 1-го графа Орфорда , бывшего офицера Королевского флота и главнокомандующего ВМФ в 17 веке. Он был заложен компанией Palmers Shipbuilding and Iron Company в Джарроу 11 марта 1899 года и спущен на воду 19 февраля 1901 года. он прибыл в Ширнесс Позже в том же месяце и отправился на верфь Чатема для испытаний паровой и артиллерийской установки. Строительство Рассела было завершено в феврале 1903 года. [2] Во время ходовых испытаний он был окрашен в черно- желтую схему окраски, использовавшуюся в викторианский период , хотя после ввода в эксплуатацию он был перекрашен в новую серую схему окраски. [4]
Рассел вступил в строй на верфи Чатема 19 февраля 1903 года для службы в Средиземноморском флоте , в котором прослужил до апреля 1904 года. 7 апреля 1904 года он вновь вступил в строй для службы во флоте метрополии . Когда в январе 1905 года Флот метрополии стал Флотом Ла-Манша , он стал подразделением Флота Ла-Манша. она была переведена в состав Атлантического флота . В феврале 1907 года [5] В июле 1908 года Рассел посетил Канаду во время празднования трехсотлетия Квебека вместе со своими родственными кораблями «Альбемарль» , «Дункан» и «Эксмут» . [6] Там 16 июля он столкнулся с крейсером «Венера» у берегов Квебека , но получил лишь незначительные повреждения. [5]
В 1909 году «Рассел» провел капитальный ремонт вооружения, включавший установку нового механизма поворота и подъема, а также прицельного оборудования. На ее воронках также были нарисованы идентификационные полосы. 30 июля 1909 года Рассел перешел на Средиземноморский флот. В ходе реорганизации флота 1 мая 1912 года Средиземноморский флот стал 4-й боевой эскадрой , Первым флотом, Флотом метрополии и сменил свою базу с Мальты на Гибралтар ; [7] Рассел перешел в свои воды в августе 1912 года. [8] В сентябре 1913 года Рассел был переведен в основной экипаж резерва и направлен в 6-ю боевую эскадру Второго флота. С декабря 1913 года он служил флагманом 6-й боевой эскадры и флагманом контр-адмирала Флота Метрополии на острове Нор . В этот период с корабля были сняты противоторпедные сети . [9]
7–8 июля 1914 года Рассел переправил представителей британского правительства во главе с лордом Бошампом из Дувра на Гернси для участия в открытии памятника Виктору Гюго . Представителей французского правительства перевозил французский крейсер «Дюпети-Туар» . [10]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Северное море и Ла-Манш
[ редактировать ]Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война , изначально планировалось, что «Рассел» и линкоры «Агамемнон» , «Албемарль» , «Корнуоллис» , «Дункан» , «Эксмут» и «Месть» объединятся в 6-ю боевую эскадру и будут служить во флоте Ла-Манша, где эскадра должна была патрулировать Ла-Манш и прикрыть движение британского экспедиционного корпуса во Францию. Однако существовали также планы передать 6-ю боевую эскадру в состав Великого флота . Когда началась война, главнокомандующий Великим флотом адмирал сэр Джон Джеллико потребовал, чтобы «Рассел» и четыре уцелевших однотипных корабля класса «Дункан» ( «Альбемарль» , «Корнуоллис» , «Дункан » и «Эксмут» ) были зачислены в 3-ю боевую эскадру. в Великом Флоте для патрулирования, чтобы восполнить нехватку крейсеров Великого Флота. Соответственно, 6-я боевая эскадрилья была временно упразднена. «Рассел» , «Эксмут» и «Албемарль» были единственными кораблями, способными немедленно присоединиться к Джеллико, поэтому 5 августа они ушли без остальной части эскадры. Они прибыли в Скапа-Флоу в ночь с 7 на 8 августа. Корабли работали с крейсерами Великого Флота в Северном патруле . [5] [11] [12]
Рассел и ее четыре сестры класса «Дункан» , а также линкоры «Король Эдуард VII» класса были временно переданы флоту Ла-Манша 2 ноября 1914 года в качестве подкрепления перед лицом активности немецкого флота в районе флота Ла-Манша. [5] На следующий день немецкий флот совершил набег на Ярмут ; в то время Рассел и остальная часть 3-й эскадрильи были рассредоточены по Северному патрулю и, таким образом, были недоступны во время немецкой атаки. [13] 13 ноября 1914 года корабли класса «Король Эдуард VII» вернулись в состав Великого флота, но Рассел и другие Дунканы остались во флоте Ла-Манша, где 14 ноября 1914 года они воссоздали 6-ю боевую эскадру, при этом Рассел служил флагманом эскадры. Эскадрилья базировалась в Портленде , хотя сразу же, 14 ноября, перебралась в Дувр . Однако из-за отсутствия противолодочной гавани обороны в Дувре, особенно после того, как противолодочное заграждение было снесено штормом , он вернулся в Портленд 19 ноября 1914 года. [5] [14]
6-я боевая эскадра получила задание бомбардировать базы немецких подводных лодок на побережье Бельгии, а Рассел участвовал в бомбардировке немецких подводных объектов в Зебрюгге вместе с Эксмутом 23 ноября 1914 года . Два корабля покинули Портленд 21 ноября в сопровождении восьми эсминцев , группы траулеров и пары дирижаблей для наблюдения за падением снаряда, хотя дирижабли не успели прибыть к операции. Рассел и Эксмут закрылись на расстоянии 6000 ярдов (5500 м) от порта и обстреляли гавань, железнодорожную станцию и береговую оборону. Два корабля выпустили в общей сложности около 400 снарядов и наблюдали несколько пожаров на берегу; отчеты голландских наблюдателей показали, что был нанесен значительный ущерб, [15] но атака принесла очень мало результатов и отговорила Королевский флот от продолжения таких бомбардировок. [16]
6-я боевая эскадрилья вернулась в Дувр в декабре 1914 года, а затем 30 декабря была переведена в Ширнесс, чтобы заменить тамошнюю 5-ю боевую эскадрилью при защите от немецкого вторжения в Соединенное Королевство. В январе-мае 1915 года 6-я боевая эскадрилья была расформирована. Рассел и Олбемарль оставались в составе Великого флота до апреля; 19 апреля они были отправлены с базы флота в Росайте для проведения учений в Скапа-Флоу. Они воссоединились с флотом для вылета 21 апреля. Рассел покинул эскадру в апреле 1915 года и снова присоединился к 3-й боевой эскадрилье Великого флота в Росайте. В октябре – ноябре 1915 года он прошел ремонт в Белфасте пару 3-дюймовых (76-мм) зенитных орудий . Во время этого ремонта он получил на своей квартердеке . [17] [18]
Средиземноморье
[ редактировать ]
6 ноября 1915 года дивизия 3-й боевой эскадры в составе линкоров «Хиберния» (флагман), «Зеландия» , «Альбемарль» и «Рассел» была выделена из состава Великого флота для усиления британской Дарданелльской эскадры в Галлиполийской кампании на полуострове Галлиполи . Рассел в это время находился в Белфасте, и она присоединилась к другим кораблям, пока они были в пути. Альбемарлю пришлось почти сразу же повернуть назад из-за сильных погодных повреждений, но другие корабли продолжили путь в Средиземное море , где Рассел приступил к своим обязанностям в Дарданеллах в декабре 1915 года, базировавшись в Мудросе вместе с Хибернией и сдерживаясь для поддержки. Ее единственным действием в кампании было ее участие в эвакуации мыса Геллес с 7 по 9 января 1916 года, и он был последним линкором британской Дарданелльской эскадры, покинувшим этот район. В январе 1916 года она сменила Хибернию на посту флагмана дивизии контр-адмирала. [8] [19] [20]
После завершения Дарданелльской кампании Рассел остался в восточном Средиземноморье. «Рассел» отходил от Мальты рано утром 27 апреля 1916 года, когда он подорвался на двух военно-морских минах , установленных немецкой подводной лодкой U-73 . В кормовой части корабля вспыхнул пожар, и был отдан приказ покинуть корабль; после взрыва возле кормовой 12-дюймовой (305-мм) башни она попала в список опасных. Однако она медленно затонула, позволив большей части своей команды спастись. Всего погибло 27 офицеров и 98 рядовых. [19] [Примечание 1] Джон Х.Д. Каннингем в то время служил на ее борту в звании лейтенанта-коммандера и пережил ее затопление; однажды он станет Первым Морским Лордом . [21]
По словам военно-морского историка Р. А. Берта, недостаточное внутреннее разделение, которое ограничивало возможности экипажа противостоять наводнению, чтобы компенсировать подводный ущерб, в значительной степени способствовало потере Рассела и ее сестры Корнуоллиса , которые перед затоплением имели плохой крен. [22]
Затонувший корабль был впервые исследован в 2003 году британской командой дайверов; Корабль лежит на глубине 63 сажени (115 м) примерно в 3,2 морских милях (6 км) от полуострова Делимара . Ее корма оторвалась на мине. [23]
Сноски
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Престон, с. 9, число человеческих жертв составляет 126, а не 125.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Берт , стр. 227–229.
- ^ Jump up to: а б с д Лион и Робертс , с. 37.
- ^ Берт , стр. 229, 232.
- ^ Берт , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с д и Берт , с. 245.
- ^ «Трехсотлетие» , с. 445.
- ^ Берт , стр. 241, 245.
- ^ Jump up to: а б Престон , с. 9.
- ^ Берт , стр. 241–242, 245.
- ^ «Военно-морские вопросы - прошлое и перспективы: верфь Ширнесс». Морской инженер и военно-морской архитектор . Том. 37, нет. 443. Август 1914. с. 7.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 39–40, 75, 214, 254.
- ^ Джеллико , с. 93.
- ^ Корбетт 1920 , с. 259.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 9–10, 19.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 12–13.
- ^ Голдрик , с. 182.
- ^ Берт , стр. 242, 245.
- ^ Джеллико , стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б Берт , с. 246.
- ^ Корбетт 1923 , стр. 248–252, 260.
- ^ «Каннингем, сэр Джон Генри Дакрес» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/32668 . Проверено 12 октября 2012 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Берт , с. 236.
- ^ Чини, Дэвид (18 июля 2003 г.). «Глубоководное погружение напоминает невероятный побег моряка времен Первой мировой войны» . Времена Мальты . Проверено 17 декабря 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174823980 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 924170059 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1923). Военно-морские операции: Дарданелльская кампания . Том. III. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174824081 .
- Голдрик, Джеймс (1984). Королевские корабли были в море: Война в Северном море, август 1914 г. – февраль 1915 г. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-334-2 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC 162593478 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- «Трехсотлетие». Канадская газета . Лондон: Чарльз Хант: 445. 1908. OCLC 47522100 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диттмар, Ф.Дж. и Колледж, Дж.Дж. (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0380-4 .
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: ISBN Salamander Books Ltd. 978-0-86101-142-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1957]. Британские линкоры . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-075-5 .
- Груши, Рэндольф (1979). Британские линкоры 1892–1957: великие дни флота . Лондон: G. Cave Associates. ISBN 978-0-906223-14-7 .
35 ° 54' с.ш., 14 ° 36' в.д. / 35,900 ° с.ш., 14,600 ° в.д.