Битва при Св. Лаврентии
Битва при Св. Лаврентии | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику | |||||||
![]() Немецкая подводная лодка U-190 прибывает в Сент-Джонс, Ньюфаундленд, июнь 1945 года после капитуляции. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
| |||||||
Жертвы и потери | |||||||
23 торговых судна потоплены 4 корабля RCN потоплены 340 убитых | Некоторые подводные лодки повреждены, некоторые члены экипажа убиты; [2] все шпионы пойманы |
В битве при Св. Лаврентии участвовали морские и противолодочные действия в нижнем течении реки Св. Лаврентия и во всем заливе Святого Лаврентия , проливе Бель-Айл , острове Антикости и проливе Кэбота с мая по октябрь 1942 г., сентября 1943 г. и снова. в октябре – ноябре 1944 года. За это время немецкие подводные лодки потопили более 20 торговых судов и четыре канадских военных корабля. Было несколько прибрежных акций, связанных с высадкой немецких шпионов или попытками задержать сбежавших военнопленных. Несмотря на потерю 23 кораблей, это сражение ознаменовало стратегическую победу канадских войск, поскольку в конечном итоге им удалось сорвать деятельность подводных лодок, защитить Канады и союзников конвои и перехватить все попытки береговых операций. Это был первый случай, когда иностранная держава нанесла жертвы во внутренних водах Канады после вторжения США во время войны 1812 года . [1]
В межвоенные годы плохие экономические условия и чувство безопасности, порожденные близостью Соединенных Штатов и традиционной защитой Королевского флота , привели к тому, что Королевский военно-морской флот Канады (RCN) был оснащен очень небольшим количеством кораблей, особенно для Береговая оборона. [3] Непосредственно перед войной канадские военно-морские силы были модернизированы до шести эсминцев и отдавали приоритет маршрутам конвоев в Северной Атлантике. К концу войны RCN расширилась и стала третьей по величине союзной военно-морской державой с 400 судами и 100 000 мужчин и женщин. [4] Королевский флот предоставил в бой два эсминца в октябре 1942 года, когда атаки достигли своего пика.
Исторический контекст
[ редактировать ]
С начала войны в 1939 году и до Дня Победы несколько портов Канады на атлантическом побережье стали важными для пополнения запасов Соединенного Королевства , а затем и для сухопутного наступления союзников на Западном фронте. Галифакс и Сидней, Новая Шотландия, стали основными портами сбора конвоев, причем Галифаксу были назначены быстрые или приоритетные конвои (в основном войска и основные материалы) с более современными торговыми судами, в то время как Сиднею были предоставлены медленные конвои, которые перевозили более объемные материалы на старых и более уязвимые торговые суда. Оба порта были сильно укреплены береговыми радиолокационными установками, прожекторными батареями и обширными береговыми артиллерийскими станциями, укомплектованными регулярным и резервным персоналом RCN и канадской армии. Агенты военной разведки обеспечили строгое обесточивание всей территории, а у входов в гавань были установлены противоторпедные сети. Несмотря на то, что вблизи этих портов не происходило высадки немецкого персонала, подводные лодки часто совершали нападения на конвои, отправлявшиеся в Европа . Менее широко использовался, но не менее важен, порт Сент-Джон , через который также проходила техника , в основном после того, как Соединенные Штаты вступили в войну в декабре 1941 года. Магистраль Канадско-Тихоокеанской железной дороги из центральной Канады (которая пересекала штат Мэн ) можно было использовать для транспортировки в помощь военным усилиям.
Хотя битва на реке Св. Лаврентия не нанесла ущерба канадским военным усилиям, учитывая железнодорожную сеть страны, ведущую к портам восточного побережья, но, возможно, более разрушительна для морального духа канадского населения, когда подводные лодки начали атаковать внутренние прибрежные районы страны. судоходство вдоль восточного побережья Канады по реке Св. Лаврентия и заливу Св. Лаврентия с начала 1942 года до конца судоходного сезона в конце 1944 года.
Весна 1942 г.
[ редактировать ]Часть серии о |
Военная история Новой Шотландии |
---|
![]() |
Кригсмарине Галифаксе не строила официальных планов нападения на торговое судоходство на реке Св. Лаврентия и заливе Св. Лаврентия, несмотря на свою деятельность у портов сбора конвоев в и Сиднее , Новая Шотландия ; поэтому первые атаки в битве при Св. Лаврентии считались специальными и оппортунистическими.
Первую атаку совершила U-553 , которая 12 мая 1942 года торпедировала и потопила британское грузовое судно «Никоя» в устье реки Святого Лаврентия в нескольких километрах от острова Антикости последовало голландское грузовое судно « Лето» , а несколько часов спустя в том же районе . U-553 покинула залив Св. Лаврентия, чтобы вернуться к своему патрулированию в Северной Атлантике. [5]
До этих затоплений залив Св. Лаврентия и реку Св. Лаврентия охраняли только четыре военных корабля RCN, «Бангор» класса тральщик , два морских моторных катера Fairmile и вооруженная яхта ; явно недостаточной силы для выполнения задачи. Ответом RCN на атаки было развертывание пяти класса «Цветок» корветов , но этого было недостаточно даже с этими подкреплениями.
Инцидент показал, что у RCN не было ресурсов, чтобы справиться с ситуацией, и в Канаде возникли политические последствия с предложениями отозвать корабли RCN, выделенные для атлантических конвоев, для защиты канадских территориальных вод; однако приоритетом RCN оставалась защита конвоев в Великобританию, Советский Союз и Северную Африку.
Несколько эскортов RN были прикреплены к RCN на несколько месяцев в течение 1942 года, при этом конвои на реке Св. Лаврентия и заливе Св. Лаврентия формировались между объектами RCN на HMCS Chaleur II в Квебеке , HMCS Fort Ramsay в Гаспе и HMCS Protector. в Сиднее. Самолеты RCAF осуществляли оперативное патрулирование со станций RCAF, таких как Мон-Жоли , Баготвилль , Чатем , Маунт-Плезант , Шарлоттаун , Саммерсайд , Деберт , Стэнли и Сидней , а также различных гражданских полей, особенно на островах Магдалины .
Жители побережья Гаспе, реки Св. Лаврентия и залива Св. Лаврентия были поражены видом морской войны у их берегов: горящие корабли и взрывы сотрясали их общины, а тела и обломки плавали на берегу. Секретность канадского правительства во время войны привела к тому, что цензоры запретили средствам массовой информации сообщать об инцидентах; так что единственные новости поступали из местных сплетен. Отключение электроэнергии строго соблюдалось, и армейские подразделения отправлялись в прибрежное патрулирование вдоль дорог и железнодорожных путей.
Лето 1942 г.
[ редактировать ]В июле 1942 года капитан Эрнст Фогельсанг пилотировал U-132 в Персидский залив. 6 июля в течение получаса он потопил три корабля из двенадцати кораблей конвоя QS-15: британские зарегистрированные Dinaric и Hainaut , а также греческое судно Anastassios Pateras . В конце концов, пролет глубинной бомбы по кораблю, HMCS Drummondville и четыре Curtiss P-40 Warhawk из 130-й эскадрильи RCAF повредили балластные насосы подводной лодки и привели к потере 4 м подводной лодки. 3 (140 куб. футов) топлива и несколько членов экипажа. Эта атака загнала подводную лодку на дно, где она пряталась 12 часов. Затем подводная лодка бросилась из Персидского залива на ремонт. [1]
В конце августа две подводные лодки совершили совместный рейд на остров Святого Лаврентия. U-517 потопила девять кораблей и повредила еще один за две недели, каждый раз избегая атак кораблей сопровождения и потопив корвет класса Flower HMCS Charlottetown 11 сентября. U-165 была менее успешной в атаке на торговое судоходство, но она потопила вооруженную яхту HMCS Raccoon и серьезно повредила военный корабль США Ларами . Восточное воздушное командование решило лучше защитить оставшиеся конвои, создав «Специальный отряд по охоте на подводные лодки» 113-й эскадрильи RCAF в Чатеме, Нью-Брансуик. Свою первую атаку подводных лодок они совершили 9 сентября, когда пилот-офицер Р. С. Китли нырнул на U-165 , примерно в 32 километрах (20 миль) к югу от острова Антикости . Он не нанес большого ущерба подводной лодке, но последующая активность военно-морских сил и авиации в этом районе сорвала попытки подводной лодки атаковать другие конвои. [1] RCN запросил дополнительные силы из Западных местных сил сопровождения , получив два старых эсминца Королевского флота с улучшенным радаром для борьбы с угрозой подводных лодок. [6]
За сутки 24 сентября экипажи 113-й эскадрильи зарегистрировали семь наблюдений и три атаки на U-517 . Два нападения совершил летный офицер М.Дж. Беланжер, опытный 23-летний уроженец Квебека, пришедший в эскадрилью со службы в качестве летного инструктора. Ни один из них не потопил подводную лодку. Самолеты продолжали преследовать подводную лодку, пока она курсировала по Персидскому заливу. Беланжер находился в кабине во время очередной атаки на U-517 29 сентября. Хотя его глубинные бомбы взорвались по всему корпусу подводной лодки, она снова уцелела. Тем не менее, атаки Беланжера серьезно повредили подводную лодку вместе с несколькими находившимися в ней моряками. Позже молодой летчик будет награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги, во многом за решительное нападение на подводную лодку. [1]
Продолжающиеся нападения привели к тому, что река Св. Лаврентия и залив Св. Лаврентия были закрыты для всех трансатлантических судов, разрешена только прибрежная торговля. На практике, хотя это эмбарго создало нагрузку на систему Канадской национальной железной дороги (CNR) до Сиднея и Галифакса, оно упростило управление атлантическими конвоями . Эмбарго продолжалось до начала 1944 года.
Осень 1942 г.
[ редактировать ]5 сентября 1942 года U-513 под командованием капитанлейтенанта Рольфа Руггеберга атаковала и потопила SS Lord Strathcona и SS Saganaga . Всего погибло двадцать девять человек, находившихся на Саганаге . 10 сентября U-91 атаковала Конвой ON 127 вместе с рядом других подводных лодок и преследовала их через Атлантику до самого залива. Подводная лодка получила незначительные повреждения от военных кораблей, но сумела потопить HMCS Ottawa, выпустив по ней две торпеды.
14 октября Ньюфаундлендской железной дороги пассажирский паром SS Caribou был торпедирован U-69 в проливе Кэбот , между Сиднеем, Новая Шотландия , и Порт-о-Басками , Ньюфаундленд, что привело к многочисленным человеческим жертвам. [7] U-69 избежала контратаки тральщика Bangor класса HMCS Grandmère . [8]
21 октября U-43 подошла к устью реки и столкнулась с многочисленными патрулями RCN. Капитан подводной лодки Ханс-Иоахим Швантке попытался атаковать конвой SQ 43 у Гаспе , но был замечен и отбит эскортом конвоя. Было заявлено [ кем? ] что шесть глубинных бомб «Бангор» тральщика типа HMCS Gananoque вывели из строя огни подводной лодки, взорвали автоматический выключатель батареи и активировали торпеду в одном из кормовых труб подводной лодки. Капитан Швантке опустил свою подводную лодку на глубину 130 метров (430 футов), чтобы избежать, по его мнению, скоординированной атаки. Подводная лодка получила повреждения, но ушла в реку.
2 ноября U-518 потопила два грузовых судна с железной рудой и повредила еще один на острове Белл в заливе Консепшн , Ньюфаундленд, по пути к патрулю у полуострова Гаспе , где, несмотря на атаку патрульного самолета RCAF, она успешно приземлила шпиона. Вернер фон Яновский в Нью-Карлайле, Квебек ; он был схвачен на железнодорожной станции Нью-Карлайл вскоре после приземления на пляж. В ноябре U-183 получила приказ войти, но ей отказали из-за репрессивных канадских патрулей, которые препятствовали входу.
Потери подводных лодок, понесенные Кригсмарине в 1942 году после вступления ВМС США в битву за Атлантику , в сочетании со снижением способности немецкого судостроения компенсировать боевые потери, привели к перераспределению флота подводных лодок на основные маршруты конвоев в Атлантике для сорвать усилия союзников по пополнению запасов; это фактически привело к выводу вражеских подводных лодок из реки Св. Лаврентия и залива Св. Лаврентия к концу 1942 года.
1943
[ редактировать ]Канадская военная разведка и Королевская канадская конная полиция (RCMP) перехватили почту, адресованную нескольким офицерам Кригсмарине (включая Отто Кречмера «Лагерь 30» ), заключенным в лагерь для военнопленных в Боуманвилле, Онтарио, в начале 1943 года. В переписке подробно описан план побега, в котором заключенные должны были выбраться из лагеря по туннелю и пробраться (используя валюту и предоставленные им фальшивые документы) через восточный Онтарио и через Квебек к северо-восточной оконечности Нью-Брансуика от маяка Пуэнт-де-Мезонетт , где беглецов должен был найти U. -лодка.
Канадские власти не предупредили военнопленных и обнаружили следы рытья туннеля в лагере 30. Все заключенные, кроме одного, были арестованы во время попытки побега; единственный заключенный, которому удалось сбежать, незамеченным проделал весь путь до Пуэнт-де-Мезонет, вероятно, путешествуя на Канадской национальной железной дороги пассажирских поездах в район Батерста . Этот военнопленный был задержан военной полицией и КККП на пляже перед маяком в ночь запланированной эвакуации подводной лодки.
RCN предоставил контрнаступательные силы подводных лодок (под кодовым названием « Операция Pointe Maisonnette »), которыми руководил HMCS Rimouski , которые были оснащены экспериментальной версией камуфляжа рассеянного освещения для операции.
Оперативная группа во главе с Римовским ждала в гавани Караке , скрытой островом Караке , в ночь с 26 на 27 сентября 1943 года и обнаружила присутствие U-536 у Пуэнт-де-Мезонет, в то время как береговые власти арестовали беглеца военнопленного.
U-536 удалось ускользнуть от оперативной группы RCN, нырнув, как раз в тот момент, когда надводные корабли начали атаковать глубинными бомбами; подводная лодка смогла покинуть залив Св. Лаврентия, не выполнив эвакуацию.
1944
[ редактировать ]В 1943 году RCAF начал успешно преследовать операции подводных лодок в прибрежных водах Канады, а численность и эффективность RCN выросли, что позволило направить больше ресурсов на операции по противолодочной войне в территориальных водах. К началу 1944 года морские пути в заливе Св. Лаврентия и реке Св. Лаврентия были вновь открыты для внутренних и военных конвоев, курсировавших в основном из Квебека в Сидней.
В конце 1944 года возобновилась активность подводных лодок на реке Св. Лаврентия и заливе Св. Лаврентия. Немецкие подводные лодки оснащались трубкой — телескопической системой вентиляции двигателей, которая позволяла непрерывно работать под водой без всплытия.
U-1223 вошла в залив Св. Лаврентия незамеченной в начале октября, и ей приписывают серьезное повреждение класса River фрегата HMCS Magog 14 октября и потопление канадского грузового судна SS Fort Thompson 2 ноября. [9] Три недели спустя U-1228 атаковала и потопила корвет класса «Цветок» HMCS Shawinigan в нескольких километрах от Ла-Манша/Порт-о-Баск в ночь с 24 на 25 ноября, при этом погиб весь 91 член экипажа, включая бывшего Торонто Мэйпл. Лифс» Хоккеист « Дадли «Ред» Гарретт . [10] Власти осознали, что он затонул, только когда Карибу сменный паром , SS Burgeo , вошел в Северный Сидней без Шавинигана 26 ноября, после того как ранее в тот же день он неоднократно пытался установить связь по радиотелефону. [10] Обломки были обнаружены 27 ноября, были обнаружены тела шести членов экипажа. [10] Это был худший случай гибели военных на территории Канады во время войны. [10]
Эти две немецкие атаки положили конец битве при Св. Лаврентии. В мае 1945 года, после капитуляции Германии, U-889 и U-190 сдались RCN в Шелберне, Новая Шотландия , и Бэй Буллсе, Ньюфаундленд , соответственно.
После войны было показано, что смешение пресных и соленых вод в этом регионе (крупнейшем в мире устье ), а также колебания температуры и морской лед нарушили противолодочные операции RCN и снизили эффективность корабельных гидроакустических систем, которые были предназначены для обнаружить подводные лодки. Туман и другие погодные условия на реке Св. Лаврентия и заливе Св. Лаврентия также мешали патрулям RCAF.
Боевой порядок
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]Королевский канадский флот [11]
Фрегаты
Корветы
- HMCS Агассис
- HMCS Амхерст
- HMCS Стрелка
- HMCS Брэндон
- HMCS Брантфорд
- HMCS Камроуз
- HMCS Charlottetown затонул
- HMCS Доусон
- HMCS Печеночная
- HMCS Камлупс
- HMCS Кеногами
- HMCS Китченер
- HMCS Ла Мальбе
- HMCS Летбридж
- HMCS Луненбург
- HMCS Матапедия
- HMCS Мидленд
- HMCS Нанаймо
- HMCS Норсид
- HMCS Порт-Артур
- HMCS Прескотт
- HMCS Квеснель
- HMCS Ривьер-дю-Лу
- HMCS Shawinigan затонул
- HMCS Снежная ягода
- HMCS Саммерсайд
- HMCS Трейл
- HMCS Квебек Сити
- HMCS Ветаскивин
- HMCS Вейберн
- HMCS Вудсток
Тральщики
- HMCS Броквилл
- HMCS Берлингтон
- HMCS Чедабукто затонул
- HMCS Клейоквот
- HMCS Дигби
- HMCS Драммондвилль
- HMCS Эскимальт
- HMCS Форт Уильям
- HMCS Гананок
- HMCS Грузинский
- HMCS Грэнби
- HMCS Грандмер
- HMCS Ингониш
- HMCS Кенора
- HMCS Кентвилл
- HMCS Лашин
- HMCS Локпорт
- HMCS Ллевеллин
- HMCS Ллойд Джордж
- HMCS Медицинская шляпа
- HMCS Мелвилл
- HMCS Миллтаун
- HMCS Малгрейв
- HMCS Нипигон
- HMCS Норанда
- HMCS Порт-Хоуп
- HMCS Ред Дир
- HMCS Сарния
- HMCS Стратфорд
- HMCS Свифт Каррент
- HMCS Труа Ривьер
- HMCS Труро
- HMCS, можешь ли ты быть
- HMCS Вегревиль
- HMCS Вестмаунт
Вооруженные яхты |
Вспомогательные устройства
|
Моторные запуски
- HMC МЛ Q050
- HMC ML Q051
- HMC ML Q052
- HMC ML Q053
- МЛ 54
- МЛ 55
- МЛ 56
- МЛ 57
- МЛ 58
- МЛ 59
- МЛ 61
- МЛ 62
- МЛ 63
- МЛ 64
- МЛ 65
- МЛ 66
- МЛ 72
- МЛ 73
- МЛ 74
- МЛ 75
- МЛ 76
- МЛ 77
- МЛ 79
- МЛ 80
- МЛ 81
- МЛ 82
- МЛ 83
- МЛ 84
- МЛ 85
- МЛ 86
- МЛ 87
- МЛ 90
- МЛ 93
- МЛ 95
- МЛ 96
- МЛ 98
- МЛ 100
- МЛ 101
- МЛ 103
- МЛ 110
- МЛ 111
- МЛ 114
- МЛ 115
- МЛ 117
- МЛ 120
- МЛ 121
- Генеральная разведывательная школа № 1
- № 5 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 7 Отдел оперативной подготовки
- № 8 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 10 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 11 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 113 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 116 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 117 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 119 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 130 (Истребительная) эскадрилья
- № 145 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 160 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 161 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
- № 162 (бомбардировочно-разведывательная) эскадрилья
Великобритания
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]Последствия
[ редактировать ]В 1999 году, через 55 лет после битвы, генерал-губернатор Канады открыл памятник в честь 55-летия битвы. Памятник установлен в Галифаксе и содержит имена всех моряков, погибших в бою. Битва запомнилась и по-другому. Например, в 2005 году Управление по делам ветеранов опубликовало книгу обо всех событиях боя. Эта и другие книги могут просвещать и информировать население о роли канадцев в битве при святом Лаврентии. [1]
Популярная культура
[ редактировать ]- В канадском сериале « Девочки-бомбы» битва несколько раз упоминается во втором сезоне и ее можно увидеть в газетах. Он также упоминается и его кадры показаны в телефильме « Девочки-бомбы: Лицом к врагу» .
См. также
[ редактировать ]- Нападения на Северную Америку во время Второй мировой войны
- Военная история Новой Шотландии
- Конвои СГ-6/ЛН-6
- Конвой QS-33
- Конвой SQ-36
- Конвой ЛН-7
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бой в заливе Святого Лаврентия . Канада по делам ветеранов . 2005. ISBN 0-662-69036-2 .
- ^ Гранатштейн и Оливер (2011) , стр. 32.
- ^ Джексон, Эшли (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Лондон: Хэмблдон Континуум. п. 64. ИСБН 1-85285-417-0 .
- ^ Моссерей, Фабрис (1995–2007). «Битва при святом Лаврентии » uboat.net . Гудмундур Хельгасон . Получено 14 ноября.
- ^ Блэр (1996) , с. 571.
- ^ Сарти (2012) , с. 153.
- ^ Теннисон и Сарти (2000) , стр. 274–275.
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992) , с. 161.
- ^ Рунян и Коупс (1994) , стр. 204–206.
- ^ Jump up to: а б с д Сарти (2012) , стр. 284–287.
- ^ Канада по делам ветеранов (2005 г.). Битва в заливе Святого Лаврентия . Оттава: Ее Величество Королеву справа Канады представляет министр по делам ветеранов.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Случайный дом. ISBN 0-394-58839-8 .
- Гранатштейн, Дж.Л.; Оливер, Дин Ф. (2011). Оксфордский справочник по канадской военной истории . Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета, Канада. ISBN 978-0-19-543088-2 .
- Гринфилд, Натан М. (2004). Битва на реке Святого Лаврентия: Вторая мировая война в Канаде . Торонто: ХарперКоллинз. п. 286. ИСБН 978-0-0020-0664-4 .
- Хэдли, Майкл (1985). Подводные лодки против Канады: немецкие подводные лодки в водах Канады . Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-0801-9 .
- Как, Дуглас (1988). Ночь Карибу . Хантспорт, Новая Шотландия: Lancelot Press. ISBN 978-0-88999-410-2 .
- Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (2-е изд.). Торонто: Университет Торонто. ISBN 978-0-8020-9604-3 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Рунян, Тимоти Дж.; Коупс, Ян М. (1994). Умереть галантно . Вествью Пресс. ISBN 0-8133-2332-0 .
- Сарти, Роджер Ф. (2012). Война на острове Святого Лаврентия: забытые сражения подводных лодок на берегах Канады . Торонто: Аллен Лейн. ISBN 978-0-670-06787-9 .
- Теннисон, Брайан Дуглас; Сарти, Роджер Ф. (2000). Страж Персидского залива: Сидней, Кейп-Бретон и войны в Атлантике . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-4492-1 .
Страж Персидского залива: Сидней, Кейп-Бретон и войны в Атлантике.
- Канада по делам ветеранов (2005 г.). Битва в заливе Святого Лаврентия. Оттава: Ее Величество Королеву справа Канады представляет министр по делам ветеранов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подводные лодки
- Американский театр Второй мировой войны
- Битва за Атлантику
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Река Святого Лаврентия
- 1942 год в Канаде
- 1943 год в Канаде
- 1944 год в Канаде
- Конфликты в Квебеке
- Конфликты в Онтарио
- Конфликты в Канаде
- События национального исторического значения (Канада)
- 1942 год, Квебек.
- 1942 год в Онтарио.
- 1943 год в Квебеке.
- 1943 год в Онтарио.
- 1944 год в Квебеке.
- 1944 год в Онтарио.
- Битвы Второй мировой войны с участием Канады
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Военная история Канады во время Второй мировой войны
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.