Jump to content

Конвой QS-15

Конвой QS 15
Часть Второй мировой войны , Битва за Атлантику , Битва на реке Святого Лаврентия.
Дата 5–8 июля 1942 г.
Расположение
Воюющие стороны
 Военно-морской  Королевский канадский флот
Греция Греция
Норвегия Норвегия
Великобритания Великобритания
Панама Панама
Бельгия Бельгия
Социалистическая Федеративная Республика Югославия Югославия
Командиры и лидеры
Карл Дёниц
Эрнст Фогельсанг
Дж. П. Фрейзер
Сила
12 торговых судов
1 сопровождающий
Жертвы и потери
1 подводная лодка повреждена 3 корабля потоплены

Конвой QS-15 — торговый конвой торговых судов во время Второй мировой войны . Это был один из номерных конвоев QS, следовавших из Квебека в Сидней . Конвой подвергся нападению в первые недели битвы на реке Святого Лаврентия , на реке Святого Лаврентия и в заливе Святого Лаврентия , когда немецкие подводные лодки совершали специальные набеги вглубь канадских вод. Конвой был обнаружен 6 июля 1942 года U-132 , которая затем потопила три корабля. U-132 была атакована и повреждена кораблем сопровождения конвоя HMCS Drummondville .

Конференция Св. Лаврентия в марте 1942 г. рассмотрела планы создания конвоев Квебек-Сидней (QS) для защиты от подводных лодок в заливе Св. Лаврентия и на реке Св. Лаврентия , а также создание базы в Гаспе, Квебек, для патруля Св. Лаврентия. сила, названная Гаспе Форс. [ 1 ] Однако к весне 1942 года единственным средством сдерживания на острове Святого Лаврентия стало воздушное патрулирование. В начале мая на остров Святого Лаврентия прибыла первая подводная лодка U-553 . Он вошел в залив Святого Лаврентия и потопил два торговых судна. [ 2 ]

После атак все независимые рейсы были отменены и была принята система конвоев QS-SQ. [ 2 ] В результате потерь торговых судов в Атлантическом океане многие медленные озерные грузовые суда, построенные для судоходства по Великим озерам , были введены в эксплуатацию для снабжения портов Св. Лаврентия. Большое количество медленных кораблей не позволяло использовать медленные и быстрые торговые конвои, в результате чего все конвои имели одинаковую скорость - максимум 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [ 3 ]

Немецкая подводная лодка U-132 покинула свою базу во Франции 10 июня. 13 июня подводная лодка подверглась интенсивной атаке неизвестного корвета , получив достаточно серьезные повреждения, чтобы ей было приказано вернуться домой. Однако командир подводной лодки Эрнст Фогельсанг настоял на том, чтобы продолжить свою миссию. Прибыв в район Святого Лаврентия в середине июня, подводная лодка получила приказ о пополнении запасов с одной из немецких подводных лодок снабжения у побережья Атлантического океана. U-132 вернулась на остров Святого Лаврентия через пролив Кабот и получила задание атаковать суда к западу от острова Антикости . [ 4 ] U-132 вошла в корабль Святого Лаврентия 30 июня, у нее возникли проблемы с двигателем из-за атаки корвета ранее во время патрулирования. Подводная лодка продолжала патрулировать, погружаясь под воду, чтобы избежать прикрытия с воздуха Королевских ВВС Канады над этим районом. [ 5 ]

Корабли в конвое

[ редактировать ]

Торговые корабли союзников

[ редактировать ]

Всего к конвою присоединились двенадцать торговых судов либо в Квебеке , либо позже в ходе короткого рейса. Парусный состав конвоя состоял из двух рядов по пять судов, за которыми следовал один ряд из двух торговых судов. [ 6 ] [ 7 ] Весь конвой обычно преодолевал в общей сложности 800 футов (240 м), но небрежное стояние торговых судов на стоянке привело к тому, что конвой растянулся на водном участке длиной 3 мили (4,8 км). Максимальная скорость конвоя составляла 5,9 узла (11 км/ч). [ 8 ] Анастасиос Патерас перевозил грузовики, зерно и генеральные грузы в Великобританию. Эно был загружен генеральным грузом, также направлявшимся в Великобританию. Динарик перевозил сталь и древесину. [ 9 ] [ 10 ] Коммодор конвоя , гражданский командир торговых судов, держал свой флаг на борту Фьордхейма . [ 11 ]

Список торговых судов [ 10 ]
Имя Флаг Тоннаж (GRT) Примечания
Анастасиос Патерас (1914)  Греция 3,382 Потоплен U-132.
Кармельфьель (1935)  Норвегия 1,334
Динарик (1919)  Великобритания 1,905 Потоплен U-132.
Фьордхейм (1930)  Норвегия 4,115
Эно (1905)  Бельгия 5,729 Потоплен U-132.
Каллиопи (1910)  Греция 5,965
Панчито (1910)  Панама 4,015
Стиль (1913)  Югославия 4,323

Сопровождение конвоя

[ редактировать ]

Как и в случае с другими конвоями в первые недели битвы при Св. Лаврентии, эскорт представлял собой один вооруженный военный корабль. [ 10 ] «Драммондвилль» выполнял свою шестую миссию по сопровождению в составе «Гаспе Форс», будучи одним из пяти «Бангор», класса тральщиков приписанных к этому подразделению в мае 1942 года. Всеми миссиями командовал «Драммондвилля » командир лейтенант Дж. П. Фрейзер. Королевских ВВС Канады, Кроме того, конвой должен был иметь воздушное прикрытие со стороны самолетов Canso действовавших с аэродрома в Гаспе. Их прибытие задержалось, так как они уже прикрывали конвой SQ-16, следующий транзитом через залив Св. Лаврентия. [ 12 ]

Имя Флаг Тип Присоединился Левый
HMCS Драммондвилль  Королевский канадский флот Бангор класса Тральщик 5 июля 1942 г. 8 июля 1942 г.

Конвой покинул остров Бик во второй половине дня 5 июля 1942 года и направился в Сидней, Новая Шотландия . При переходе через реку Святого Лаврентия к конвою временно присоединился катер Fairmile, патрулировавший путь от Римуски до Гаспе, чтобы помочь Драммондвиллю заставить торговые суда занять свои места в конвое. [ 8 ] U-132 встретила конвой в 19:20 у Ле-Мешена, Квебек , 5 июля. Однако командир U-132 дождался 22:30, чтобы всплыть и преследовать ее. QS-15 ночью встретил приближающийся конвой SQ-16 и прошел на юг, создав у капитана немецкой подводной лодки «впечатление перекрывающихся судов». [ 13 ] [ 14 ]

6 июля в 12:21 U-132 находилась в 4900 футах (1500 м) к югу от самого южного корабля первого ряда конвоя у Кап-Шата, Квебек , и выпустила четыре торпеды . [ 15 ] Две торпеды промахнулись, одна попала в грузовое судно «Анастасиос Патерас» в правый борт, попав между поперечным бункером и кочегаркой. [ 13 ] [ 16 ] Анастасиос Патерас был вторым кораблем в первом ряду. Вторая торпеда попала в Эно по правому борту, образовав дыру длиной 4 фута (1,2 м) в трюме № 2 через две-три минуты после первого взрыва. [ 15 ] [ 17 ] Эно располагался в северном конце первого ряда. Анастасиос Патерас затонул через десять минут после торпедного удара, Эно - через двадцать. [ 9 ]

После первого взрыва колонна рассеялась, большая часть развернулась и направилась к Римовскому. Ни один из кораблей, пораженных торпедами, не выпустил ракеты, сигнализирующие о торпедном ударе. Это привело в замешательство среди конвоя: лейтенант Фрейзер полагал, что взрывы в результате «Фэрмайла», который никогда не сигнализировал о своем отбытии, начали сбрасывать глубинные бомбы при контакте. Как только он обнаружил, что «Фэйрмайл» больше не находится в составе конвоя, расстояние между двумя торпедированными кораблями заставило лейтенанта Фрейзера поверить в то, что против конвоя действовали две подводные лодки. [ 11 ] [ 13 ] Двадцать шесть из двадцати девяти членов экипажа сбежали от Анастасиоса Патераса и направились к берегу, прибыв через четыре часа в Кап-Шат. [ 16 ] Сразу после взрыва на борту Эно экипажу было приказано сесть в спасательные шлюпки . Сорок из сорока одного члена экипажа выжили при затоплении и были восстановлены 7 июля в 07:45. [ 17 ]

Драммондвилль выпустил три звездных снаряда и приблизился к Фьордхейму , который шел в первом ряду рядом с Эно . Коммодор конвоя считал, что Панчито во втором ряду тоже был торпедирован, но это не так. [ 11 ] В 12:58 и 01:01 U-132 выпустила торпеды по далеким судам, ни разу не попав. [ 13 ] В 01:45 подводная лодка приблизилась к «Динарику» , который продолжал свой первоначальный курс на Сидней. [ 11 ] Динарик нес вице-коммодора конвоя и был поражен торпедой U-132 в миделе корабля по правому борту . Судно сразу начало крениться . Тридцать четыре из тридцати восьми членов экипажа покинули судно. [ 13 ] [ 18 ]

Услышав динарский взрыв, Драммондвилль бросился к тонущему кораблю, выпустив звездный снаряд. U-132 попала в свет. Драммондвилл двинулся на таран подводной лодки, при этом U-132 не ныряла до тех пор, пока тральщик не оказался почти над ней. Драммондвилль сбросил на ныряющую подводную лодку три глубинные бомбы. Во время погружения U-132 подводная лодка столкнулась со слоем переменной плотности в воде, не позволяющим подводной лодке упасть на безопасную глубину. Драммондвилль снова перешел на таран, но на этот раз подводная лодка стала тонуть быстрее. Это произошло из-за того, что Фогельсанг открыл передние торпедные аппараты , чтобы уменьшить плавучесть подводной лодки. Драммондвилл сбросил еще три глубинные бомбы, усугубив ущерб, нанесенный ранее во время U-132 . патрулирования Основная линия работы баков плавучести была оборвана, в результате чего подводная лодка затонула на глубину 185 футов (56 м), что близко к глубине раздавливания U-132 . Попытки подводной лодки подняться на более безопасную глубину не увенчались успехом, и подводная лодка осталась на глубине около 180 футов (55 м) от поверхности. Чтобы достичь поверхности, Фогельсанг взорвал свои баки плавучести. Подводная лодка достигла поверхности и покинула этот район на скорости 9,2 узла (17 км/ч), используя дизельные двигатели . Тем временем Драммондвилль снова пытался собрать торговцев в конвой против того, что, по его мнению, было угрозой со стороны второй подводной лодки. 03:30 шум - 132 уловил Драммондвилля АСД В дизелей U . Драммондвилль устремился к месту контакта и выпустил звездный снаряд, не обнаружив ничего: U-132 находилась за пределами досягаемости освещения. Прежде чем вернуться на торговые суда, тральщик сбросил глубинные бомбы. [ 19 ] [ 20 ]

Последствия

[ редактировать ]

U-132 отошла на мелководье и погрузилась в воду, остановившись на дне реки Святого Лаврентия, производя ремонт. После завершения ремонта Фогельсанг вывел свою подводную лодку из района Святого Лаврентия в пролив Бель-Айл . Обнаружив, что в этом районе находятся все торговые суда под сильным эскортом, U-132 получила возможность отойти 12 июля. [ 21 ] [ 22 ] Вместо этого 20 июля Фогельсанг атаковал конвой QS-19, потопив еще один торговец. [ 23 ] Подводная лодка покинула остров Святого Лаврентия в ночь с 20 на 21 июля и присоединилась к преследованию океанского конвоя ON 112 , потопив еще одного торговца. Подводная лодка вернулась на свою базу во Франции 16 августа. [ 24 ]

После вывода подводной лодки Драммондвилл вернулся к месту Динарика торпедирования и поднял выживших с судна. Затем тральщик приступил к сбору конвоя. 6 июля в 06:00 Драммондвилл заметил четыре торговых судна, сбежавших от конвоя. Сильный туман окутал местность, когда тральщик пытался сформировать из них конвой, и Драммондвилль потерял связь с тремя из них. Драммондвилл и оставшееся торговое судно прибыли в Сидней 7 июля. Тральщик «Чедабукто» и вооруженная яхта «Ракун» были отправлены на помощь Драммондвиллю в защите конвоя. Во время пути Раккун наткнулся на три судна, с которыми Драммондвилл потерял связь в тумане, и сопроводил их в Сидней. Чедабукто продолжал поиск торговых судов, принадлежавших конвою. [ 25 ]

Общая тревога по поводу нападения была объявлена ​​на Атлантическом побережье в 02:40. Туман над аэродромом Гаспе помешал действиям самолетов Кансо. В Мон-Жоли, Квебек, на тренировочном аэродроме не было тумана, но тренировочные самолеты 130-й эскадрильи RCAF единственными доступными были устаревшие истребители Curtiss Kittyhawk . В эскадрилье использовались , и перед вылетом ни один из них не получил боеприпасов. Четыре самолета под командованием командира эскадрильи Джей Джей Шеврие патрулировали район Кап-Шат, начиная с 04:35. Патруль обнаружил, что Динарик все еще находится на плаву, а в воде находятся выжившие с корабля. [ 26 ] Шеврие приказал вернуться на базу. [ 27 ] В 06:00 два учебных самолета Fairey Battle из Мон-Жоли, оснащенные глубинными бомбами, патрулировали этот район. Самолет Шеврие исчез во время возвращения на базу, при этом свидетели заметили, что самолет пострадал от двух взрывов возле Кап-Ша. Ни его самолет, ни его тело так и не были обнаружены. [ 26 ]

Днем 6 июля шесть бомбардировщиков «Хадсон» , по три из 119-й эскадрильи RCAF и 113-й эскадрильи RCAF, были отправлены в Мон-Жоли для установления там противолодочного патрулирования до 11 июля, когда самолеты 119-й эскадрильи вернулись в их аэродром в Сиднее. [ 28 ] был отправлен тральщик Clayoquot Чтобы взять Динарика на буксир, . Это не увенчалось успехом, и Clayoquot применил глубинные бомбы и артиллерийский огонь, чтобы потопить судно. Кроме того, на сутки было задержано отбытие конвоя QS-16, вышедшего с острова Бык 8 июля. [ 29 ]

  1. ^ Шулл 1961 , с. 106.
  2. ^ Jump up to: а б Милнер 2010 , стр. 105–107.
  3. ^ Сарти 2012 , стр. 92–93.
  4. ^ Хэдли 1985 , стр. 97–98.
  5. ^ Хэдли 1985 , стр. 100–101.
  6. ^ Сарти 2012 , стр. 97–98.
  7. ^ Гринфилд 2004 , с. 54.
  8. ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 98.
  9. ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , стр. 100–101.
  10. ^ Jump up to: а б с «Конвой» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 24 мая 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Сарти 2012 , с. 101.
  12. ^ Сарти 2012 , с. 97.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Хэдли 1985 , с. 101.
  14. ^ Сарти 2012 , стр. 99–100.
  15. ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 100.
  16. ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 55.
  17. ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 56.
  18. ^ Сарти 2012 , стр. 101–102.
  19. ^ Хэдли 1985 , стр. 101–102.
  20. ^ Сарти 2012 , стр. 102–104.
  21. ^ Сарти 2012 , с. 104.
  22. ^ Хэдли 1985 , с. 103.
  23. ^ Хэдли 1985 , с. 105.
  24. ^ Сарти 2012 , с. 120.
  25. ^ Сарти 2012 , стр. 102, 104, 106.
  26. ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , стр. 104–105.
  27. ^ Гринфилд 2004 , с. 62.
  28. ^ Сарти 2012 , стр. 105–106.
  29. ^ Сарти 2012 , стр. 106–107.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гринфилд, Натан М. (2004). Битва при реке Святого Лаврентия: Вторая мировая война в Канаде . Торонто: HarperCollins Publishers Limited. ISBN  0-00-200664-2 .
  • Хэдли, Майкл Л. (1985). Подводные лодки против Канады: немецкие подводные лодки в водах Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  0-7735-0811-2 .
  • Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  978-0-8020-9604-3 .
  • Сарти, Роджер (2012). Война на острове Святого Лаврентия: забытые сражения подводных лодок на берегах Канады . Торонто: Группа Пингвинов. ISBN  978-0-670-06787-9 .
  • Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли: официальный отчет о канадских военно-морских операциях во Второй мировой войне . Оттава: Королевский принтер. OCLC   19974782 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8128709ec9c6ea0856daf3fd980dad32__1696419060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/32/8128709ec9c6ea0856daf3fd980dad32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy QS-15 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)