Конвой QS-15
Конвой QS 15 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Битва за Атлантику , Битва на реке Святого Лаврентия. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Карл Дёниц Эрнст Фогельсанг | Дж. П. Фрейзер | ||||
Сила | |||||
12 торговых судов 1 сопровождающий | |||||
Жертвы и потери | |||||
1 подводная лодка повреждена | 3 корабля потоплены |
Конвой QS-15 — торговый конвой торговых судов во время Второй мировой войны . Это был один из номерных конвоев QS, следовавших из Квебека в Сидней . Конвой подвергся нападению в первые недели битвы на реке Святого Лаврентия , на реке Святого Лаврентия и в заливе Святого Лаврентия , когда немецкие подводные лодки совершали специальные набеги вглубь канадских вод. Конвой был обнаружен 6 июля 1942 года U-132 , которая затем потопила три корабля. U-132 была атакована и повреждена кораблем сопровождения конвоя HMCS Drummondville .
Фон
[ редактировать ]Конференция Св. Лаврентия в марте 1942 г. рассмотрела планы создания конвоев Квебек-Сидней (QS) для защиты от подводных лодок в заливе Св. Лаврентия и на реке Св. Лаврентия , а также создание базы в Гаспе, Квебек, для патруля Св. Лаврентия. сила, названная Гаспе Форс. [ 1 ] Однако к весне 1942 года единственным средством сдерживания на острове Святого Лаврентия стало воздушное патрулирование. В начале мая на остров Святого Лаврентия прибыла первая подводная лодка U-553 . Он вошел в залив Святого Лаврентия и потопил два торговых судна. [ 2 ]
После атак все независимые рейсы были отменены и была принята система конвоев QS-SQ. [ 2 ] В результате потерь торговых судов в Атлантическом океане многие медленные озерные грузовые суда, построенные для судоходства по Великим озерам , были введены в эксплуатацию для снабжения портов Св. Лаврентия. Большое количество медленных кораблей не позволяло использовать медленные и быстрые торговые конвои, в результате чего все конвои имели одинаковую скорость - максимум 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [ 3 ]
Немецкая подводная лодка U-132 покинула свою базу во Франции 10 июня. 13 июня подводная лодка подверглась интенсивной атаке неизвестного корвета , получив достаточно серьезные повреждения, чтобы ей было приказано вернуться домой. Однако командир подводной лодки Эрнст Фогельсанг настоял на том, чтобы продолжить свою миссию. Прибыв в район Святого Лаврентия в середине июня, подводная лодка получила приказ о пополнении запасов с одной из немецких подводных лодок снабжения у побережья Атлантического океана. U-132 вернулась на остров Святого Лаврентия через пролив Кабот и получила задание атаковать суда к западу от острова Антикости . [ 4 ] U-132 вошла в корабль Святого Лаврентия 30 июня, у нее возникли проблемы с двигателем из-за атаки корвета ранее во время патрулирования. Подводная лодка продолжала патрулировать, погружаясь под воду, чтобы избежать прикрытия с воздуха Королевских ВВС Канады над этим районом. [ 5 ]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Всего к конвою присоединились двенадцать торговых судов либо в Квебеке , либо позже в ходе короткого рейса. Парусный состав конвоя состоял из двух рядов по пять судов, за которыми следовал один ряд из двух торговых судов. [ 6 ] [ 7 ] Весь конвой обычно преодолевал в общей сложности 800 футов (240 м), но небрежное стояние торговых судов на стоянке привело к тому, что конвой растянулся на водном участке длиной 3 мили (4,8 км). Максимальная скорость конвоя составляла 5,9 узла (11 км/ч). [ 8 ] Анастасиос Патерас перевозил грузовики, зерно и генеральные грузы в Великобританию. Эно был загружен генеральным грузом, также направлявшимся в Великобританию. Динарик перевозил сталь и древесину. [ 9 ] [ 10 ] Коммодор конвоя , гражданский командир торговых судов, держал свой флаг на борту Фьордхейма . [ 11 ]
Список торговых судов [ 10 ] | |||
---|---|---|---|
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
Анастасиос Патерас (1914) | ![]() |
3,382 | Потоплен U-132. |
Кармельфьель (1935) | ![]() |
1,334 | |
Динарик (1919) | ![]() |
1,905 | Потоплен U-132. |
Фьордхейм (1930) | ![]() |
4,115 | |
Эно (1905) | ![]() |
5,729 | Потоплен U-132. |
Каллиопи (1910) | ![]() |
5,965 | |
Панчито (1910) | ![]() |
4,015 | |
Стиль (1913) | ![]() |
4,323 |
Сопровождение конвоя
[ редактировать ]Как и в случае с другими конвоями в первые недели битвы при Св. Лаврентии, эскорт представлял собой один вооруженный военный корабль. [ 10 ] «Драммондвилль» выполнял свою шестую миссию по сопровождению в составе «Гаспе Форс», будучи одним из пяти «Бангор», класса тральщиков приписанных к этому подразделению в мае 1942 года. Всеми миссиями командовал «Драммондвилля » командир лейтенант Дж. П. Фрейзер. Королевских ВВС Канады, Кроме того, конвой должен был иметь воздушное прикрытие со стороны самолетов Canso действовавших с аэродрома в Гаспе. Их прибытие задержалось, так как они уже прикрывали конвой SQ-16, следующий транзитом через залив Св. Лаврентия. [ 12 ]
Имя | Флаг | Тип | Присоединился | Левый |
---|---|---|---|---|
HMCS Драммондвилль | ![]() |
Бангор класса Тральщик | 5 июля 1942 г. | 8 июля 1942 г. |
Боевой
[ редактировать ]Конвой покинул остров Бик во второй половине дня 5 июля 1942 года и направился в Сидней, Новая Шотландия . При переходе через реку Святого Лаврентия к конвою временно присоединился катер Fairmile, патрулировавший путь от Римуски до Гаспе, чтобы помочь Драммондвиллю заставить торговые суда занять свои места в конвое. [ 8 ] U-132 встретила конвой в 19:20 у Ле-Мешена, Квебек , 5 июля. Однако командир U-132 дождался 22:30, чтобы всплыть и преследовать ее. QS-15 ночью встретил приближающийся конвой SQ-16 и прошел на юг, создав у капитана немецкой подводной лодки «впечатление перекрывающихся судов». [ 13 ] [ 14 ]
6 июля в 12:21 U-132 находилась в 4900 футах (1500 м) к югу от самого южного корабля первого ряда конвоя у Кап-Шата, Квебек , и выпустила четыре торпеды . [ 15 ] Две торпеды промахнулись, одна попала в грузовое судно «Анастасиос Патерас» в правый борт, попав между поперечным бункером и кочегаркой. [ 13 ] [ 16 ] Анастасиос Патерас был вторым кораблем в первом ряду. Вторая торпеда попала в Эно по правому борту, образовав дыру длиной 4 фута (1,2 м) в трюме № 2 через две-три минуты после первого взрыва. [ 15 ] [ 17 ] Эно располагался в северном конце первого ряда. Анастасиос Патерас затонул через десять минут после торпедного удара, Эно - через двадцать. [ 9 ]
После первого взрыва колонна рассеялась, большая часть развернулась и направилась к Римовскому. Ни один из кораблей, пораженных торпедами, не выпустил ракеты, сигнализирующие о торпедном ударе. Это привело в замешательство среди конвоя: лейтенант Фрейзер полагал, что взрывы в результате «Фэрмайла», который никогда не сигнализировал о своем отбытии, начали сбрасывать глубинные бомбы при контакте. Как только он обнаружил, что «Фэйрмайл» больше не находится в составе конвоя, расстояние между двумя торпедированными кораблями заставило лейтенанта Фрейзера поверить в то, что против конвоя действовали две подводные лодки. [ 11 ] [ 13 ] Двадцать шесть из двадцати девяти членов экипажа сбежали от Анастасиоса Патераса и направились к берегу, прибыв через четыре часа в Кап-Шат. [ 16 ] Сразу после взрыва на борту Эно экипажу было приказано сесть в спасательные шлюпки . Сорок из сорока одного члена экипажа выжили при затоплении и были восстановлены 7 июля в 07:45. [ 17 ]
Драммондвилль выпустил три звездных снаряда и приблизился к Фьордхейму , который шел в первом ряду рядом с Эно . Коммодор конвоя считал, что Панчито во втором ряду тоже был торпедирован, но это не так. [ 11 ] В 12:58 и 01:01 U-132 выпустила торпеды по далеким судам, ни разу не попав. [ 13 ] В 01:45 подводная лодка приблизилась к «Динарику» , который продолжал свой первоначальный курс на Сидней. [ 11 ] Динарик нес вице-коммодора конвоя и был поражен торпедой U-132 в миделе корабля по правому борту . Судно сразу начало крениться . Тридцать четыре из тридцати восьми членов экипажа покинули судно. [ 13 ] [ 18 ]
Услышав динарский взрыв, Драммондвилль бросился к тонущему кораблю, выпустив звездный снаряд. U-132 попала в свет. Драммондвилл двинулся на таран подводной лодки, при этом U-132 не ныряла до тех пор, пока тральщик не оказался почти над ней. Драммондвилль сбросил на ныряющую подводную лодку три глубинные бомбы. Во время погружения U-132 подводная лодка столкнулась со слоем переменной плотности в воде, не позволяющим подводной лодке упасть на безопасную глубину. Драммондвилль снова перешел на таран, но на этот раз подводная лодка стала тонуть быстрее. Это произошло из-за того, что Фогельсанг открыл передние торпедные аппараты , чтобы уменьшить плавучесть подводной лодки. Драммондвилл сбросил еще три глубинные бомбы, усугубив ущерб, нанесенный ранее во время U-132 . патрулирования Основная линия работы баков плавучести была оборвана, в результате чего подводная лодка затонула на глубину 185 футов (56 м), что близко к глубине раздавливания U-132 . Попытки подводной лодки подняться на более безопасную глубину не увенчались успехом, и подводная лодка осталась на глубине около 180 футов (55 м) от поверхности. Чтобы достичь поверхности, Фогельсанг взорвал свои баки плавучести. Подводная лодка достигла поверхности и покинула этот район на скорости 9,2 узла (17 км/ч), используя дизельные двигатели . Тем временем Драммондвилль снова пытался собрать торговцев в конвой против того, что, по его мнению, было угрозой со стороны второй подводной лодки. 03:30 шум - 132 уловил Драммондвилля АСД В дизелей U . Драммондвилль устремился к месту контакта и выпустил звездный снаряд, не обнаружив ничего: U-132 находилась за пределами досягаемости освещения. Прежде чем вернуться на торговые суда, тральщик сбросил глубинные бомбы. [ 19 ] [ 20 ]
Последствия
[ редактировать ]U-132 отошла на мелководье и погрузилась в воду, остановившись на дне реки Святого Лаврентия, производя ремонт. После завершения ремонта Фогельсанг вывел свою подводную лодку из района Святого Лаврентия в пролив Бель-Айл . Обнаружив, что в этом районе находятся все торговые суда под сильным эскортом, U-132 получила возможность отойти 12 июля. [ 21 ] [ 22 ] Вместо этого 20 июля Фогельсанг атаковал конвой QS-19, потопив еще один торговец. [ 23 ] Подводная лодка покинула остров Святого Лаврентия в ночь с 20 на 21 июля и присоединилась к преследованию океанского конвоя ON 112 , потопив еще одного торговца. Подводная лодка вернулась на свою базу во Франции 16 августа. [ 24 ]
После вывода подводной лодки Драммондвилл вернулся к месту Динарика торпедирования и поднял выживших с судна. Затем тральщик приступил к сбору конвоя. 6 июля в 06:00 Драммондвилл заметил четыре торговых судна, сбежавших от конвоя. Сильный туман окутал местность, когда тральщик пытался сформировать из них конвой, и Драммондвилль потерял связь с тремя из них. Драммондвилл и оставшееся торговое судно прибыли в Сидней 7 июля. Тральщик «Чедабукто» и вооруженная яхта «Ракун» были отправлены на помощь Драммондвиллю в защите конвоя. Во время пути Раккун наткнулся на три судна, с которыми Драммондвилл потерял связь в тумане, и сопроводил их в Сидней. Чедабукто продолжал поиск торговых судов, принадлежавших конвою. [ 25 ]
Общая тревога по поводу нападения была объявлена на Атлантическом побережье в 02:40. Туман над аэродромом Гаспе помешал действиям самолетов Кансо. В Мон-Жоли, Квебек, на тренировочном аэродроме не было тумана, но тренировочные самолеты 130-й эскадрильи RCAF единственными доступными были устаревшие истребители Curtiss Kittyhawk . В эскадрилье использовались , и перед вылетом ни один из них не получил боеприпасов. Четыре самолета под командованием командира эскадрильи Джей Джей Шеврие патрулировали район Кап-Шат, начиная с 04:35. Патруль обнаружил, что Динарик все еще находится на плаву, а в воде находятся выжившие с корабля. [ 26 ] Шеврие приказал вернуться на базу. [ 27 ] В 06:00 два учебных самолета Fairey Battle из Мон-Жоли, оснащенные глубинными бомбами, патрулировали этот район. Самолет Шеврие исчез во время возвращения на базу, при этом свидетели заметили, что самолет пострадал от двух взрывов возле Кап-Ша. Ни его самолет, ни его тело так и не были обнаружены. [ 26 ]
Днем 6 июля шесть бомбардировщиков «Хадсон» , по три из 119-й эскадрильи RCAF и 113-й эскадрильи RCAF, были отправлены в Мон-Жоли для установления там противолодочного патрулирования до 11 июля, когда самолеты 119-й эскадрильи вернулись в их аэродром в Сиднее. [ 28 ] был отправлен тральщик Clayoquot Чтобы взять Динарика на буксир, . Это не увенчалось успехом, и Clayoquot применил глубинные бомбы и артиллерийский огонь, чтобы потопить судно. Кроме того, на сутки было задержано отбытие конвоя QS-16, вышедшего с острова Бык 8 июля. [ 29 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шулл 1961 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Милнер 2010 , стр. 105–107.
- ^ Сарти 2012 , стр. 92–93.
- ^ Хэдли 1985 , стр. 97–98.
- ^ Хэдли 1985 , стр. 100–101.
- ^ Сарти 2012 , стр. 97–98.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б с «Конвой» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 24 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сарти 2012 , с. 101.
- ^ Сарти 2012 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д и Хэдли 1985 , с. 101.
- ^ Сарти 2012 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 56.
- ^ Сарти 2012 , стр. 101–102.
- ^ Хэдли 1985 , стр. 101–102.
- ^ Сарти 2012 , стр. 102–104.
- ^ Сарти 2012 , с. 104.
- ^ Хэдли 1985 , с. 103.
- ^ Хэдли 1985 , с. 105.
- ^ Сарти 2012 , с. 120.
- ^ Сарти 2012 , стр. 102, 104, 106.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , стр. 104–105.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 62.
- ^ Сарти 2012 , стр. 105–106.
- ^ Сарти 2012 , стр. 106–107.
Библиография
[ редактировать ]- Гринфилд, Натан М. (2004). Битва при реке Святого Лаврентия: Вторая мировая война в Канаде . Торонто: HarperCollins Publishers Limited. ISBN 0-00-200664-2 .
- Хэдли, Майкл Л. (1985). Подводные лодки против Канады: немецкие подводные лодки в водах Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-0811-2 .
- Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9604-3 .
- Сарти, Роджер (2012). Война на острове Святого Лаврентия: забытые сражения подводных лодок на берегах Канады . Торонто: Группа Пингвинов. ISBN 978-0-670-06787-9 .
- Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли: официальный отчет о канадских военно-морских операциях во Второй мировой войне . Оттава: Королевский принтер. OCLC 19974782 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История QS-15 на сайте ветеранов.gc.ca. Архивировано 26 мая 2015 г. на Wayback Machine.