Битва на реке Плейт
Битва на реке Плейт | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть американского театра военных действий . Второй мировой войны | |||||||
![]() HMS Achilles Вид на с корабля HMS Ajax во время боя | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Тяжелый крейсер Эксетер Легкий крейсер Ахиллес Легкий крейсер Аякс | Панцершиффский адмирал граф Шпее | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
72 убитых 28 раненых Эксетер сильно поврежден Ахиллес умеренно поврежден Аякс умеренно поврежден | 36 убитых 60 раненых Адмирал Граф Шпее серьезно поврежден, позже в результате затоплен. |
Битва у реки Плейт произошла в Южной Атлантике 13 декабря 1939 года и стала первым морским сражением Второй мировой войны . [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] Кригсмарине « Тяжелый крейсер Адмирал Граф Шпее» под командованием капитана Ганса Лангсдорфа вступил в бой с эскадрой Королевского флота . [1] [2] под командованием коммодора Генри Харвуда , [3] включающий легкие крейсеры HMS Ajax , HMS Achilles (предоставленные в аренду Новозеландской дивизии ) и тяжелый крейсер HMS Exeter . [4]
Граф Шпее отплыл в Южную Атлантику в августе 1939 года, еще до начала войны, и начал торговые рейды после получения соответствующего разрешения 26 сентября 1939 года. [5] Эскадра Харвуда была одной из нескольких поисковых групп, отправленных в преследование британским Адмиралтейством и заметила Графа Шпее у устья реки Плейт ( также известной как Рио -де-ла-Плата ) недалеко от берегов Аргентины и Уругвая . [6]
В последовавшем сражении «Эксетер» был серьезно поврежден и был вынужден отступить, направляясь к Фолклендским островам ; «Аякс» и «Ахиллес» получили умеренные повреждения. Повреждения «Графа Шпее» , хотя и не значительные, были критическими, поскольку ее топливная система была повреждена. «Аякс» и «Ахиллес» следили за немецким кораблем, пока он не вошел в порт Монтевидео , столицу нейтрального Уругвая, для проведения срочного ремонта. Лангсдорфу сказали, что его пребывание не может быть продлено более чем на 72 часа. Очевидно, полагая, что британцы собрали превосходящие силы, чтобы дождаться его отбытия, он приказал затопить корабль . [7] [8] [9] Три дня спустя Лангсдорф покончил жизнь самоубийством. [10] [11]
Фон
[ редактировать ]Адмирал граф Шпее находился в море в начале Второй мировой войны в сентябре 1939 года и потопил несколько торговых судов в Индийском и Южной Атлантическом океане без человеческих жертв из-за политики ее капитана брать на борт все экипажи, прежде чем топить жертву. . [12] [13]

Королевский флот собрал девять сил для поиска надводного рейдера: [14] Отряд G, южноамериканская крейсерская эскадра, включал в себя класса «Каунти» тяжелый крейсер HMS Cumberland водоизмещением 10 570 длинных тонн (10 740 т ) с восемью 8-дюймовыми (200-мм) орудиями в четырех башнях, «Йорк» тяжелый крейсер класса HMS Exeter водоизмещением 8 390 тонн. длинные тонны (8520 т) с шестью 8-дюймовыми (200-мм) орудиями в трех башнях и два Leander типа легких крейсера , HMS Ajax и Achilles , оба водоизмещением 7270 длинных тонн (7390 т) с восемью 6-дюймовыми (150-мм) орудиями. ) оружие. представлял собой тяжелый крейсер из-за калибра орудий, Хотя технически «Эксетер» он представлял собой уменьшенную версию класса «Каунти». Силами командовал коммодор Генри Харвуд , флагманом которого был «Аякс» под командованием Чарльза Вудхауса . [3] «Ахиллес» был отдан в аренду новозеландской дивизии (предшественнице Королевского военно-морского флота Новой Зеландии ) под командованием Эдварда Пэрри . Эксетером командовал капитан Фредерик Секер Белл . В период до и непосредственно во время битвы «Камберленд» (под командованием капитана Уолтера Германа Гордона Фэллоуфилда) проводил переоборудование на Фолклендских островах, но в кратчайшие сроки был готов к выходу в море. Силу G поддерживали нефтяники RFA Olna , RFA Olynthus и RFA Orangeleaf . «Олинтус» пополнил HMS «Аякс» и «Ахиллес» 22 ноября 1939 года, а «Эксетер» — 26 ноября в заливе Сан-Боромбон . Олинтусу также было приказано вести наблюдение между Меданосом и мысом Сан-Антонио , у берегов Аргентины, к югу от устья реки Плейт (см. схему ниже). [4]

После радиосообщения с предупреждением о рейдерстве от торгового судна Doric Star , которое было потоплено адмиралом графом Шпее у берегов Южной Африки, Харвуд заподозрил, что следующим рейдер попытается нанести удар по торговому судну в устье реки Плейт между Уругваем и Аргентиной. Он приказал своей эскадрилье двигаться к позициям 32° южной широты и 47° западной долготы . [15] Согласно его донесению, Харвуд выбрал эту позицию, потому что это была наиболее перегруженная часть судоходных путей в Южной Атлантике и, следовательно, точка, в которой рейдер мог нанести наибольший ущерб судоходству противника. Норвежское грузовое судно увидело, как адмирал граф Шпее тренируется в использовании прожекторов, и сообщило по рации, что его курс лежит в сторону Южной Америки. [16] три имеющихся крейсера отряда G встретились у устья 12 декабря и провели маневры. [7]
Что касается стратегии, британские боевые инструкции по поражению карманного линкора эскадрой крейсеров были разработаны самим Харвудом во время его пребывания в Королевском военно-морском колледже между 1934 и 1936 годами. Стратегия предусматривала немедленное нападение, днем или ночью. В течение дня корабли будут атаковать двумя отрядами, в данном случае «Эксетер» отдельно от «Аякса» и «Ахиллеса» . [6] Ночью корабли оставались в компании, но в открытом порядке. Атакуя с двух сторон, Харвуд надеялся дать своим более легким военным кораблям шанс преодолеть преимущество немцев в большей дальности и более тяжелом бортовом залпе, разделив огонь противника. Разделив свои силы, Харвуд заставил бы немцев разделить огонь и снизить его эффективность или сосредоточить его на одном противнике и позволить другим кораблям атаковать с меньшим страхом перед ответным огнем. [7] [16]
превосходил по вооружению Несмотря на то, что адмирал граф Шпее и, следовательно, находился в тактическом невыгодном положении, британцы имели стратегическое преимущество, поскольку любому рейдеру, возвращающемуся в Германию, пришлось бы прорвать блокаду Северного моря и можно было бы разумно ожидать, что он столкнется с Флотом Метрополии . [6] Для победы британцам нужно было всего лишь настолько повредить рейдеру, чтобы он либо не смог совершить путешествие, либо не смог вести последующий бой с Флотом Метрополии (напротив, немцам пришлось бы уничтожить британские силы, не получив серьезных повреждений). ). Из-за подавляющего численного превосходства потеря даже всех трёх крейсеров не сильно изменила бы военно-морские возможности Великобритании, но «Адмирал Граф Шпее» был одним из Кригсмарине немногих крупных кораблей . Таким образом, британцы могли позволить себе рискнуть тактическим поражением, если бы оно принесло стратегическую победу. [7]
Боевой
[ редактировать ]
13 декабря в 05:20 британская эскадра следовала курсом 060° со скоростью 14 узлов, а «Аякс» находился на 34 ° 34' ю.ш., 48 ° 17' з.д. / 34,567 ° ю.ш., 48,283 ° з.д. , 390 миль (720 км) к востоку от Монтевидео. В 06:10 был замечен дым по пеленгу Красный-100, или 320° (на северо-запад). Харвуд приказал « Эксетеру» провести расследование. Она отошла от строя и в 06:16 подала сигнал фонарем: «Я думаю, это карманный линкор». Капитан Белл приказал поднять флаг N на верфи - «Враг на виду». [17] Граф Шпее уже заметил мачты и опознал Эксетер, но первоначально подозревал, что два легких крейсера были меньшими эсминцами и что британские корабли защищали торговый конвой, уничтожение которого было бы главным призом. Поскольку разведывательный самолет графа Шпее был выведен из строя, Лангсдорф полагался на свои разведчики для получения этой информации. Он решил вступить в бой, несмотря на то, что 4 декабря получил в целом точный отчет от немецкого военно-морского штаба. В нем описывалась британская деятельность в районе Ривер-Плейта и содержалась информация о том, что «Аякс» , «Ахиллес» , «Камберленд» и «Эксетер» патрулировали побережье Южной Америки. [18]

Лангсдорф слишком поздно понял, что ему противостоят три крейсера. [7] Призвав к немедленному ускорению своих дизельных двигателей, он приблизился к вражеской эскадре на скорости 24 узла (28 миль в час; 44 км/ч) в надежде вступить в бой с паровыми британскими кораблями до того, как они смогут перейти с крейсерской скорости на полную мощность. . [17] Альтернативной стратегией было бы держать британские корабли на расстоянии, чтобы уничтожить их своими 283-мм (11,1 дюйма) орудиями и оставаться вне досягаемости их меньших 6-дюймовых и 8-дюймовых орудий. Однако Лангсдорф знал, что британские крейсеры имели преимущество в скорости на 4–6 узлов (4,6–6,9 миль в час; 7,4–11,1 км / ч) над « Графом Шпее» и могли оставаться вне досягаемости, вызывая подкрепление. [16]

Британцы выполнили свой план сражения: Эксетер повернул на северо-запад, а «Аякс» и «Ахиллес» , действуя вместе, повернули на северо-восток, чтобы распространить графа Шпее . огонь [19] Граф Шпее открыла огонь по Эксетеру на высоте 19 000 ярдов (17 000 м) из своих шести 283-мм (11,1 дюйма) орудий в 06:18. «Эксетер» открыл огонь в 06:20, «Ахиллес» в 06:21, «Эксетера » кормовые орудия в 06:22 и «Аякс» в 06:23. Лейтенант-коммандер Ричард Дженнингс, офицер Эксетера, артиллерийский вспоминает: [20] [21]
Когда я пересекал компасную платформу [к своему боевому посту в диспетчерской вышке], капитан окликнул меня не обычной ерундой типа «Враг в поле зрения, пеленг и т. д.», а словами: «Вот чертов Шеер ! Открытый огонь». на нее!" На протяжении всего боя экипаж «Эксетера » думал, что они сражаются с [однотипным кораблем] «Шеер» . Но имя вражеского корабля, конечно же, было « Граф Шпее» .
С первого залпа Графа Шпее» стрельба « оказалась довольно точной, а ее третий залп достиг Эксетера . В 06:23 снаряд калибра 283 мм (11,1 дюйма) разорвался недалеко от Эксетера , рядом с кораблем. Осколки снаряда убили экипажи торпедных аппаратов, повредили коммуникации корабля, пробили корабельные трубы и прожекторы и разбили корабельный самолет «Морж» как раз в тот момент, когда его собирались запустить для корректировки артиллерийского огня. Три минуты спустя «Эксетер» получил прямое попадание в башню «B», в результате чего она и два ее орудия вышли из строя. Шрапнель пронеслась по мостику, убив или ранив весь персонал мостика, кроме капитана и еще двух человек. [22] Связь капитана Белла была нарушена. Также были уничтожены средства связи с кормовой боевой позиции. До конца боя кораблём пришлось управлять через цепочку посланников. [20]

Тем временем «Аякс» и «Ахиллес» приблизились к 13 000 ярдов (12 000 м) и начали приближаться к Графу Шпее , в результате чего она разделила свое основное вооружение в 06:30 и в противном случае использовала против них свои 150-мм (5,9 дюйма) орудия. Вскоре после этого «Эксетер» выпустил две торпеды из аппаратов правого борта , но обе промахнулись. В 06:37 «Аякс» запустил Fairey Seafox корректировщик гидросамолет- из катапульты . В 06:38 «Эксетер» развернулся так, чтобы можно было запустить левую торпеду, и получил еще два прямых попадания 283-мм (11,1 дюйма) снарядов. Один попал в башню «А» и вывел ее из строя, другой вошел в корпус и вызвал пожар. Эксетер был серьезно поврежден: под «местным» контролем все еще действовала только башня «Y», а Дженнингс на крыше выкрикивал инструкции тем, кто находился внутри. [23] 7° У нее также был крен , она была затоплена и управлялась с помощью компаса своей маленькой лодки . Однако Эксетер решающий удар нанес ; один из ее 8-дюймовых снарядов пробил две палубы, а затем взорвался в районе трубы «Графа Шпее » , разрушил ее систему обработки сырого топлива и оставил у нее запас топлива всего на 16 часов, чего недостаточно, чтобы позволить ей вернуться домой.
В этот момент, почти через час после начала боя, «Граф Шпее» был обречен, поскольку не мог выполнить ремонт топливной системы такой сложности под огнем. Были подбиты две трети ее зенитных орудий, а также одна из вспомогательных башен. В пределах досягаемости не было ни дружественных военно-морских баз, ни доступных подкреплений. Он не был мореходным и мог зайти только в нейтральный порт Монтевидео. [24]

Граф Шпее повернул с восточного курса, теперь позади Аякса и Ахилла , на северо-запад и заложил дым . Этот курс привел Лангсдорфа примерно параллельно Эксетеру . К 06:50 «Эксетер» сильно накренился на правый борт и понес воду вперед. Тем не менее, она все еще неслась на полной скорости и стреляла из единственной оставшейся башни. Сорок минут спустя вода, выплеснутая на 283 мм (11,1 дюйма) вблизи промаха, вызвала короткое замыкание в ее электрической системе этой башни. Капитан Белл был вынужден прекратить бой. [25] Это была бы возможность прикончить Эксетер . Вместо этого совместный огонь «Аякса» и «Ахиллеса» привлек внимание Лангсдорфа, когда оба корабля закрыли немецкий корабль. [18] Лейтенант Рон Этвилл, служивший в Эксетере во время битвы, описал битву при Эксетере . [26]
Двадцать минут спустя «Аякс» и «Ахиллес» повернули на правый борт, чтобы навести на цель все свои орудия, в результате чего граф Шпее отвернулся и поставил дымовую завесу . В 07:10 два легких крейсера развернулись, чтобы уменьшить дальность с 8 миль (7,0 миль ; 13 км ), хотя это означало, что вести огонь могли только их передние орудия. В 07:16 «Граф Шпее» повернул влево и направился прямо к сильно поврежденному «Эксетеру» , [22] но огонь «Аякса» и «Ахилла» вынудил ее в 07:20 развернуться и выстрелить по ним из 283-мм (11,1 дюйма) орудий, в то время как они повернули на правый борт, чтобы направить все свои орудия в цель. «Аякс» повернулся на правый борт в 07:24 и выпустил торпеды на расстояние 4,5 миль (3,9 морских миль; 7,2 км), в результате чего «Граф Шпее» отвернулся под дымовой завесой. В 07:25 в «Аякс» попал 283-мм (11,1 дюйма) снаряд, который вывел из строя башню «X» и заклинил башню «Y», что привело к некоторым жертвам. К 07:40 у «Аякса» и «Ахиллеса» заканчивались ресурсы, и британцы решили сменить тактику и под дымовой завесой двинуться на восток. Харвуд решил следить за графом Шпее и попытаться атаковать ночью, когда он мог атаковать торпедами, лучше использовать свои преимущества в скорости и маневренности и минимизировать недостатки в броне. В «Аякс» снова попал снаряд калибра 283 мм (11,1 дюйма), который разрушил ее мачту и привел к новым жертвам. Граф Шпее продолжил движение на юго-запад. [12]
Преследование
[ редактировать ]
Бой теперь превратился в преследование. Капитан Парри с «Ахиллеса» писал впоследствии: «Я до сих пор не знаю, почему адмирал граф Шпее не разместил нас на « Аяксе» и «Ахиллесе» , как только он закончил с « Эксетером ». [27] Британские и новозеландские крейсеры разделились, держась примерно в 15 милях (13 морских миль; 24 км) от адмирала графа Шпее . «Аякс» держался левого фланга немца, а «Ахиллес» — правого. В 09:15 «Аякс» вернул свой самолет. В 09:46 Харвуд подал сигнал Камберленду о подкреплении, и Адмиралтейство также приказало кораблям в радиусе 3000 миль (2600 морских миль; 4800 км) следовать к Ривер-Плейту. [28] В 10:05 «Ахиллес» переоценил скорость адмирала графа Шпее и вошел в зону досягаемости немецких орудий. Адмирал Граф Шпее развернулся и дал из носовых орудий два трехорудийных залпа. Ахиллес отвернулся под дымовой завесой. [29]
было замечено торговое судно По словам Поупа, в 11:03 недалеко от адмирала графа Шпее . [27] Через несколько минут адмирал граф Шпее позвонил в «Аякс» по W/T, вероятно, на международной вахтенной частоте 500 кГц, и использовал довоенные позывные обоих кораблей с сигналом: «Пожалуйста, поднимите спасательные шлюпки английского парохода». [30] Немецкий позывной был DTGS, что подтверждало Харвуду, что карманный линкор, с которым он вступил в бой, действительно был адмиралом графом Шпее . «Аякс» не ответил, но немного позже британский флагман приблизился к СС «Шекспир» со все еще поднятыми спасательными шлюпками и людьми на борту. Адмирал граф Шпее выстрелил из ружья и приказал им остановиться, но когда они не подчинились приказу покинуть корабль, Лангсдорф решил продолжить свой путь, и Шекспиру повезло сбежать. Слежка продолжалась до конца дня до 19:15, когда адмирал граф Шпее развернулся и открыл огонь по «Аяксу» , который отвернулся под дымовой завесой. [30]
Теперь стало ясно, что адмирал граф Шпее вошел в устье реки Плейт. Поскольку в устье реки были песчаные отмели , Харвуд приказал Ахиллу следить за адмиралом графом Шпее, в то время как «Аякс» прикрывал любую попытку вернуться через другой канал. Солнце зашло в 20:48, и адмирала графа Шпее вырисовался силуэт на фоне солнца . «Ахиллес» снова приблизился к цели, и адмирал граф Шпее открыл огонь, заставив Ахилла отвернуться. В ходе боя с обеих сторон погибло в общей сложности 108 человек, в том числе 36 на корабле «Адмирал граф Шпее» . [12]
Адмирал Граф Шпее вошел в Монтевидео в нейтральном Уругвае и бросил якорь около 00:10 14 декабря. [31] Это была политическая ошибка, поскольку Уругвай, хотя и был нейтральным, во время своего развития пользовался значительным британским влиянием и поддерживал союзников. [32] Британский госпиталь , например, куда доставляли раненых с боя, был ведущим госпиталем города. Порт Мар-дель-Плата на аргентинском побережье и в 200 милях (170 морских миль; 320 км) к югу от Монтевидео был бы лучшим выбором для адмирала графа Шпее . [33] Кроме того, если бы адмирал граф Шпее покинул порт в то время, он не встретил бы в этом районе ни одного британского военного корабля, за исключением поврежденных «Аякса» и «Ахилла» .
Ловушка Монтевидео
[ редактировать ]

В Монтевидео 13-я Гаагская конвенция вступила в силу . Согласно статье 12, «военным кораблям воюющих сторон не разрешается оставаться в портах, на рейдах или в территориальных водах указанной державы более суток». [34] [35] Согласно статье 14, «военный корабль воюющего не может продлевать свое пребывание в нейтральном порту сверх разрешенного времени, кроме как по причине повреждения». [36] Британские дипломаты должным образом настаивали на скорейшей отставке графа Шпее . Также актуальной была статья 16, часть которой гласит: «Военный корабль воюющего государства не может покинуть нейтральный порт или рейд до истечения двадцати четырех часов после выхода торгового судна под флагом противника». [37]
В соответствии со своими обязательствами немцы освободили находившегося на борту 61 пленного британского торгового моряка. Затем Лангсдорф попросил правительство Уругвая дать две недели на ремонт. Первоначально британские дипломаты в Уругвае, в основном Юджин Миллингтон-Дрейк , обратились с несколькими просьбами к адмиралу графу Шпее немедленно покинуть порт. [1] После консультации с Лондоном, который знал, что в этом районе нет значительных британских военно-морских сил, Миллингтон-Дрейк продолжал требовать адмирала графа Шпее . ухода [32] В то же время он организовал, чтобы британские и французские торговые суда отправлялись из Монтевидео с интервалом в 24 часа, независимо от того, намеревались ли они это сделать изначально или нет, тем самым сославшись на статью 16. Это удерживало адмирала графа Шпее в порту и давало больше времени. чтобы британские войска достигли этого района. [9]
В то же время британцы попытались передать немцам ложную информацию о том, что собираются подавляющие британские силы, включая Force H ( авианосец HMS Ark Royal и линейный крейсер HMS Renown ), передавая серию сигналов на известных частотах. быть перехваченным немецкой разведкой. Фактически, к двум крейсерам присоединился только «Камберленд» , который прибыл в 22:00 14 декабря, пройдя 1014 морских миль (1878 км; 1167 миль) от Фолклендских островов за 34 часа, в среднем более 90 миль. % ее полной скорости в испытаниях, достигнутой на гораздо более коротких дистанциях. Более старый и крупный «Камберленд» был более мощным, чем «Эксетер» , с дополнительной кормовой башней, содержащей еще две 8-дюймовые пушки, но он не мог сравниться с адмиралом графом Шпее, чьи орудия имели значительно большую дальность стрельбы и стреляли гораздо более тяжелыми снарядами (660 фунтов против 256 фунтов). ). Превосходящие британские силы (HMS Renown , Ark Royal , Shropshire , Dorsetshire и Neptune ) были в пути, но не собирались до 19 декабря, хотя они могли бы перехватить раньше, если бы Адмирал граф Шпее направился на север или северо-восток от Монтевидео, в тени Камберленда и ее меньших спутников. На данный момент общий состав включал неповрежденный «Камберленд» с полным боекомплектом и поврежденные «Аякс» и «Ахиллес» с истощенными запасами снарядов. Чтобы усилить пропагандистский эффект, этим кораблям, ожидавшим недалеко от трехмильной границы , было приказано произвести дым, который был хорошо виден с набережной Монтевидео. [38]
15 декабря 1939 года «Олинтус» дозаправил «Аякс» , что оказалось сложной операцией. кораблю пришлось использовать ураганные тросы Для пополнения запасов . 17 декабря Ахиллес получил пополнение из Олинфа у Руанского банка.
Немцы были полностью обмануты и ожидали, что при выходе из реки Плейт они столкнутся с гораздо превосходящими силами. [9] Адмирал Граф Шпее также израсходовал две трети своих 283-мм (11,1 дюйма) боеприпасов, и их осталось примерно еще примерно на 20 минут стрельбы. [39] Такого уменьшенного запаса боеприпасов едва ли было достаточно, чтобы корабль смог пробиться из Монтевидео против ожидаемых крупных сил, не говоря уже о возвращении в Германию. Даже единственный настоящий британский новичок, ранее не участвовавший в боевых действиях «Камберленд» , мог сражаться на полную мощность около 90 минут и преследовать на такой же или более высокой скорости еще как минимум 2000 морских миль (3700 км; 2300 миль), прежде чем ей потребуется пополнение запасов в море.
Тем временем, пока « Граф Шпее» оставался в бухте, британский дипломатический персонал, базировавшийся в Монтевидео и Буэнос-Айресе, круглосуточно внимательно наблюдал за ним с берега, а ожидание потенциального прорыва и возобновления боя вызывало напряжение и тревогу, достигающую огромных размеров. уровень среди британских моряков и дипломатов. [40]
С немецкой стороны, пока кораблю не давали выйти из гавани, капитан Лангсдорф консультировался со своим командованием в Германии. [38] Он получил приказы, разрешающие некоторые варианты действий, но не интернирование в Уругвае. Немцы опасались, что Уругвай можно будет убедить присоединиться к делу союзников. В конце концов, он решил затопить свой корабль в устье реки Плейт 17 декабря, чтобы избежать ненужных человеческих жертв без особого военного преимущества, и это решение привело Адольфа Гитлера в ярость . [41] [42]
Экипаж адмирала графа Шпее был доставлен в Буэнос-Айрес , Аргентина , где 19 декабря капитан Лангсдорф застрелился. Он был похоронен там со всеми воинскими почестями, на похоронах присутствовало несколько британских офицеров. Многие члены экипажа обосновались в Монтевидео с помощью местных жителей немецкого происхождения. [43] Погибшие немцы были похоронены на Северном кладбище в Монтевидео . [44]
Последствия
[ редактировать ]

Немецкая пропагандистская машина сообщила, что адмирал граф Шпее потопил тяжелый крейсер и серьезно повредил два легких крейсера, а сама получила лишь легкие повреждения. [45] Однако затопление адмирала графа Шпее стало серьезным затруднением, которое трудно объяснить на основе общедоступных фактов. Битва стала крупной победой британцев, поскольку повреждений «Аякса» и «Ахиллеса» было недостаточно, чтобы снизить их боеспособность, а «Эксетеру» , как бы сильно он ни был поврежден, удалось добраться до Фолклендских островов для экстренного ремонта. Лейтенант Этвилл, написавший отчет о сражении, в котором он служил на Эксетере , подробно описал нанесенные повреждения и экстренный ремонт, чтобы сделать корабль достаточно мореходным, чтобы добраться до Стэнли. [ нужны разъяснения ] Ходили слухи, что он останется там и превратится в ржавеющий остов до конца войны, но Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль написал Первому Морскому Лорду и другим: «Мы не должны с готовностью мириться с отказом от ремонта во время войны. Война в Эксетере . Ей следует укрепиться и набраться сил, насколько это возможно, и вернуться домой». [26] Эксетер вернулся в Девонпорт для 13-месячного ремонта, укрепив репутацию Черчилля. [46]
Хотя Харвуда высоко хвалили за его отличные действия в бою, он подвергся критике, направленной на отсутствие у него инициативы и за то, что он не использовал более агрессивный подход; Эта критика в основном связана с тем, что адмиралу графу Шпее разрешили сбежать, хотя его численность превосходила корабли, способные совместно обеспечить более разрушительную скорострельность. [47]
Пленники, взятые с торговых судов адмиралом Графом Шпее и переведенные на ее корабль снабжения «Альтмарк», были освобождены абордажным отрядом британского эсминца HMS Cossack во время «Альтмарк» инцидента (16 февраля 1940 года) в Йоссинг-фьорде , в то время нейтральных норвежских водах. Пленные, которые не были переведены в Альтмарк, оставались на борту «Адмирала графа Шпее» во время боя ; они были освобождены по прибытии в Монтевидео. [43]
22 декабря 1939 года более 1000 моряков адмирала графа Шпее были доставлены в Буэнос-Айрес и интернированы там; [48] [43] по меньшей мере 92 моряка были переведены в 1940 году в лагерь в Росарио , некоторые были переведены в клуб-отель де ла Вентана в провинции Буэнос-Айрес , а другая группа - в Вилья-Хенераль-Бельграно , небольшой городок, основанный немецкими иммигрантами в 1932 году. Некоторые из этих моряков позже поселились там. [48] После войны многие немецкие моряки поселились на постоянной основе в различных частях Уругвая, некоторые вернулись после репатриации в Германию. [49] Ряды простых крестов на Северном кладбище на севере города Монтевидео отмечают места захоронения погибших немцев. Трое моряков, погибших на борту «Ахиллеса», были похоронены на Британском кладбище в Монтевидео, а погибшие на «Эксетере» — в море .
Сбор и спасение разведывательной информации
[ редактировать ]
Сразу после затопления затонувший корабль «Адмирал граф Шпее» остался на мелководье, при этом большая часть надстройки корабля осталась над уровнем воды. [16] но с годами затонувший корабль погрузился в илистое дно, и над поверхностью осталась только вершина мачты. [50]
Эксперт по радиолокации был отправлен в Монтевидео вскоре после затопления и сообщил о вращающейся антенне, вероятно, для стрельбы, передающей сигналы на расстоянии 57 или 114 сантиметров. В феврале 1940 года на борт затонувшего корабля поднялись моряки ВМС США с легкого крейсера USS Helena . [44]
Части и части корабля также выставлялись в музеях и изучались учёными, проводившими такие испытания, как металлургический анализ «Графа Шпее» . [51]
В 1964 году в порту Монтевидео кораблю был установлен памятник. Часть его — адмирала графа Шпее . якорь
В 1997 году одна из 150-мм (5,9 дюйма) вторичных артиллерийских установок адмирала Графа Шпее была поднята и восстановлена; теперь его можно увидеть возле Национального морского музея Монтевидео.
В феврале 2004 года спасательная команда начала работу по подъему затонувшего судна. Операцию финансирует частично правительство Уругвая, частично частный сектор, поскольку затонувший корабль теперь представляет опасность для судоходства. Первая крупная секция, станция управления тяжелым артиллерийским вооружением массой 27 длинных тонн (27 т), была поднята 25 февраля 2004 года. Ожидается, что подъем всего затонувшего корабля займет несколько лет. Джеймс Кэмерон снимал спасательную операцию. После поднятия корабль планируется отреставрировать и выставить в Национальном морском музее. [52] [53]
Многие немецкие ветераны не одобряли попытку реставрации, поскольку считали затонувшее судно военным захоронением и подводным историческим памятником, заслуживающим уважения. Один из них, Ханс Эйпель, бывший специалист-торпедомеханик, которому в 2005 году исполнилось 87 лет, заявил, что "это безумие, слишком дорогое и бессмысленное. Это также опасно, поскольку один из трех установленных нами взрывных зарядов не взорвался". [54]

10 февраля 2006 года со свастикой 2-метровый (6 футов 7 дюймов) и 400-килограммовый орел и герб адмирала графа Шпее . был обнаружен на корме корабля [55] Статуя нацистского орла с расправленными крыльями и венком со свастикой в когтях была прикреплена к корме, а не к носу, как традиционные носовые фигуры. Это была общая черта довоенных немецких военных кораблей. В других случаях он был снят по ряду практических причин в начале войны, но поскольку адмирал граф Шпее уже был в море, когда началась война, он вступил в бой и был затоплен вместе с ним, что позволило его восстановить. Чтобы защитить чувства тех, у кого болезненные воспоминания о нацистской Германии , свастика у основания номинальной головы была закрыта, когда ее вытаскивали из воды. Подставное лицо хранилось на военно-морском складе Уругвая после жалоб Германии на экспонирование «нацистской атрибутики». [50]

Наследие
[ редактировать ]
фильм «Битва у реки Плейт» (американское название: «Погоня за графом Шпее снят адмирала графа Шпее был В 1956 году о битве и конце ») с Питером Финчем в роли Лангсдорфа и Энтони Куэйлом в роли Харвуда. Финч сочувственно изображает Лангсдорфа как джентльмена. «Ахиллес » , который был повторно введен в эксплуатацию в 1948 году как HMIS Delhi , флагман Королевского военно-морского флота Индии, сыграла в фильме саму себя. HMS Ajax (двухбашенные) «играл» HMS Sheffield (тройные башни), HMS Exeter (двухбашенные) - HMS Jamaica (трехбашенные) и сама HMS Cumberland (хотя и была расстреляна как испытательная платформа). Адмирала Графа Шпее (две башни) изображал американский тяжёлый крейсер USS Salem (три башни).
Недостроенный эсминец боевого класса HMS River Plate назван в честь битвы.
Битва в течение многих лет воспроизводилась с использованием крупномасштабных моделей лодок в течение всего летнего сезона в Пишолм-парке на английском морском курорте Скарборо . Теперь реконструкция изображает анонимную битву между конвоем британских кораблей и неустановленным противником, владеющим близлежащим берегом. [56]
После битвы новый город Аякс, Онтарио , в Канаде, построенный как центр производства боеприпасов времен Второй мировой войны, был назван в честь HMS Ajax . Многие из его улиц названы в честь членов экипажа адмирала Харвуда на кораблях «Аякс» , «Эксетер» и «Ахиллес» . [57] Его главная улица названа в честь адмирала Харвуда, а небольшая улица была названа (после некоторых разногласий) в честь капитана Лангсдорфа. Согласно статье в немецкоязычной газете Albertaner от 6 октября 2007 года, Стив Пэриш, мэр Аякса, защищал это решение, заявляя, что Лангсдорф не был типичным нацистским офицером. На сопроводительной фотографии (в разделе «Последствия» выше) с похорон членов экипажа видно, как Лангсдорф отдает дань уважения традиционным военно-морским приветствием, в то время как люди рядом и позади него, даже некоторые священнослужители, отдают фашистское приветствие. [58]
Также в Канаде названия кораблей и командира отряда G использовались для обозначения кадетского корпуса. Королевский канадский морской кадетский корпус (RCSCC) «Аякс № 89» в Гуэлфе, Онтарио; Кадетский корпус Военно-морской лиги (NLCC) «Ахиллес № 34» в Гуэлфе, Онтарио; Корпус Wrenette Corps (NLWC) Военно-морской лиги (NLWC) Lady Exeter (ныне расформирован) и лагерь, общий для всех трех корпусов, под названием Camp Cumberland (этот лагерь больше не существует; он был выведен из эксплуатации примерно в 1999 году). RCSCC Harwood No. 244 и NLCC Exeter No. 173 расположены в Аяксе, Онтарио. [57]
Ряд улиц в Нельсон-Бей, Новый Южный Уэльс , были названы в честь битвы, включая Парад Монтевидео, Ахиллес-стрит, Аякс-авеню, Харвуд-авеню и Эксетер-роуд (теперь называемую Шоал-Бэй-роуд). [59] [60] В Окленде , порту приписки Королевского военно-морского флота Новой Зеландии , улицы названы в честь Ахиллеса , Аякса и Эксетера . [57] Три улицы в Северном Вуллонгонге , Новый Южный Уэльс, называются Аякс-авеню, Эксетер-авеню и Ахиллес-авеню. [61]
Битва также имеет большое значение, поскольку это был первый раз, когда флаг Новой Зеландии был поднят в бою с корабля HMS Achilles . [44] [62] Также в Новой Зеландии хребта Два пальца в честь битвы названы четыре горные вершины в районе на Южном острове. Это Ахиллес [63] (2544 м), Эксетер (2327 м), Аякс [64] (2319 м) и Граф Шпее (2267 м).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Надо, Цезарь; Буцци, Альфредо Э. (1 января 2008 г.). Сурур, Альберто; Марилуис, Каролина; Дахер, Кристиан; Симонетто, Рауль; Ре, Родриго; Кохан, Андрес (ред.). «Сэмюэл Стюарт Пеннингтон и битва при Рио-де-ла-Плата. Часть вторая» (PDF) . Аргентинский журнал радиологии (на испанском языке). 72 (1). Буэнос-Айрес , Аргентина: Аргентинское общество радиологии: 33–40. ISSN 0048-7619 . Проверено 28 августа 2021 г. - через Redalyc .
- ^ Надо, Цезарь; Буцци, Альфредо Э. (1 декабря 2007 г.). Сурур, Альберто; Марилуис, Каролина; Дахер, Кристиан; Симонетто, Рауль; Ре, Родриго; Кохан, Андрес (ред.). «Сэмюэл Стюарт Пеннингтон и битва при Рио-де-ла-Плата. Часть первая» (PDF) . Аргентинский журнал радиологии (на испанском языке). 71 (4). Буэнос-Айрес , Аргентина: Аргентинское общество радиологии: 387–393. ISSN 0048-7619 . Проверено 28 августа 2021 г. - через Redalyc .
- ^ Jump up to: а б Констам 2016 , стр. 17–20, 3. Противоборствующие командиры .
- ^ Jump up to: а б Констам 2016 , стр. 17–20, 4. Противоборствующие силы .
- ^ Хьюз, Терри; Костелло, Джон (1977). Уэйд, Дж.; Маквей, Линкольн (ред.). Битва за Атлантику . Нью-Йорк : The Dial Press . ISBN 978-0-8037-6454-5 . OCLC 464381083 .
- ^ Jump up to: а б с Grove 2013 , стр. 1–56, I. Погоня и уничтожение графа Шпее (включая битву у реки Плейт, 13 декабря 1939 г.) – Планы 1, 2, 3, 4, 4A, 5 и 6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Раст, Эрик К. (1 октября 2014 г.). Беллами, Мартин (ред.). «Решения командования: Лангсдорф и битва у реки Плейт» . Зеркало моряка . 99 (4). Лондон , Соединенное Королевство Великобритании: Общество морских исследований / Тейлор и Фрэнсис : 492–494. дои : 10.1080/00253359.2013.848587 . ISSN 0025-3359 . S2CID 110238416 . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Фишер, Диего (2015). Бонилья, Фернандо (ред.). Трое мужчин и битва: неизвестные истории, окружающие Миллингтона-Дрейка и графа Шпее (на испанском языке) (3-е изд.). Монтевидео , Уругвай: enguin Random House Grupo Editorial Uruguay. ISBN 978-9974-723-18-4 . Проверено 28 августа 2021 г. - через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б с Вудман, Ричард; и др. (Графика Джона Морриса и Кристофера Саммервилля) (2008). Битва у реки Плейт: великое заблуждение . Серия «Хроники кампании» (2-е изд.). Барнсли , Соединенное Королевство Великобритании: Pen & Sword Books Limited . ISBN 978-1-4738-4573-2 – через Google Книги .
- ^ Гроув 2013 , с. 1-56, I. Погоня и уничтожение «Графа Шпее» (включая битву у реки Плейт, 13 декабря 1939 г.) – Планы 1, 2, 3, 4, 4А, 5 и 6 .
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 132–135, Глава 24: Смерть Лангсдорфа .
- ^ Jump up to: а б с Вебенет, Джеймс П. (1 апреля 2018 г.). Беннихоф, Майк ; Книппл, Брайан (ред.). «Путешествие графа Шпее, часть 2» . Эвеланш Пресс . Айрондейл , Алабама , США: Avalanche Press Ltd. Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 1–5, Глава 1: Первая жертва .
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 6–15, Глава 2: Охота начинается .
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 29–30, Глава 7: Линейная дорическая звезда .
- ^ Jump up to: а б с д Харвуд, Генри; Белл, Фредерик ; Парри, МЫ (1940). Департамент Адмиралтейства (ред.). Битва у реки Плейт: отчет о событиях до, во время и после сражения вплоть до самоуничтожения адмирала графа Шпее (PDF) (отчет). Лондон: Канцелярия Его Величества - через цифровую библиотеку HathiTrust.
- ^ Jump up to: а б Томас, Дэвид (1 января 1977 г.). Какатт, Лен; Мур, Уильям; Браниган, Деннис; Бойвер, Чаз (ред.). «Битва на реке Плейт». Военный ежемесячник . Том. 3, нет. 34. Лондон: Marshall Cavendish Ltd., с. 3.
- ^ Jump up to: а б Ландсборо, 2016 г. , стр. 36–44, Глава 9: HMS Exeter Обнаружен .
- ^ Беннетт, Шон Г. (1 июля 2019 г.). Робертсон, Энди; Ричардсон, Мартин; Робертсон, Дэвид (ред.). «Битва у Ривер-Плейта: отрывки из дневника командира-хирурга Джека Кассена, РН, офицера военно-морского флота HMS Exeter » . Журнал здоровья военных и ветеранов . 27 (3). Хобарт : Австралийская военно-медицинская ассоциация: 57–63. ISSN 1835-1271 . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Артур 2004 , с. 29.
- ^ Артур 2012 , с. 213, Часть третья: Глава 4. Конвои, подводные лодки и линкоры, 1941–42 .
- ^ Jump up to: а б Ландсборо, 2016 г. , стр. 68–74, Глава 13: Эксетер избит .
- ^ Артур 2004 , стр. 29–30.
- ^ Майер и др. 1991 , с. 166.
- ↑ Landsborough 2016 , стр. 75–81, Глава 14: Приказано выйти из боя .
- ^ Jump up to: а б Этвилл, Рон (30 марта 1977 г.). «HMS Exeter в битве при Ривер-Плате» . Военно-морское историческое общество Австралии .
- ^ Jump up to: а б Папа 1999 , с. ix.
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 44–46, Глава 10: Ривер Плейт .
- ^ Гроув, Эрик; и др. (Введение Эрика Гроува, предисловие Первого морского лорда-адмирала сэра Найджела Эссенхай) (2013) [2002]. «III. Погоня и потопление «Бисмарка»» . В Моране, Майке (ред.). Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне: Том I: От графа Шпее до Бисмарка, 1939–1941 . Истории штабов ВМФ. Том. Я (3-е изд.). Рутледж ( Тэйлор и Фрэнсис ). стр. 50–60. ISBN 978-1135283223 – через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б Ландсборо, 2016 , стр. 52–67, Глава 12: Граф Шпее больше не мог избегать битвы .
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 88–90, глава 16. Битва в территориальных водах Уругвая .
- ^ Jump up to: а б Ландсборо, 2016 г. , стр. 91–94, Глава 17: Дипломатическая битва начинается .
- ^ Миллингтон-Дрейк 1965 , стр. 226–228.
- ^ (Гаагская XIII) Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне . Гаагские конвенции и декларации 1899 и 1907 годов (Международный договор XIII.12, 12) (на французском и английском языках). Гаага , Нидерланды : Вторая Гаагская конференция. 18 октября 1907 г. с. 20 – через Проект Авалон: Документы по праву, истории и дипломатии ( Йельская школа права ).
- ^ Переа Унсета, Хосе Антонио (1 января 2013 г.). Гарсиа Морено, Ана (ред.). «Битва за Ривер Плейт. Практика международного публичного права» (PDF) . Редука (Международное публичное право) . Серия международного публичного права (на испанском языке). 4 (1). Мадрид : Факультет биологических наук Мадридского университета Комплутенсе : 12–16. ISSN 2172-6884 . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ (Гаагская XIII) Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне . Гаагские конвенции и декларации 1899 и 1907 годов (Международный договор XIII.14, 14) (на французском и английском языках). Гаага , Нидерланды : Вторая Гаагская конференция. 18 октября 1907 г. с. 20 – через Проект Авалон: Документы по праву, истории и дипломатии ( Йельская школа права ).
- ^ (Гаагская XIII) Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне . Гаагские конвенции и декларации 1899 и 1907 годов (Международный договор XIII.16, 16) (на французском и английском языках). Гаага , Нидерланды : Вторая Гаагская конференция. 18 октября 1907 г. с. 20 – через Проект Авалон: Документы по праву, истории и дипломатии ( Йельская школа права ).
- ^ Jump up to: а б Ландсборо, 2016 г. , стр. 88–90, Глава 16: Битва в территориальных водах Уругвая .
- ^ Grove 2013 , стр. 1–56, I. Погоня и уничтожение графа Шпее (включая битву у реки Плейт, 13 декабря 1939 г.) - Планы 1, 2, 3, 4, 4A, 5 и 6 .
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 121–124, Глава 22: Истерия на берегу .
- ^ Кроссленд, Дэвид (1 ноября 2019 г.). Каспер-Кларидж, Мануэла; Лимбург, Питер (ред.). «Вторая мировая война: Германия борется за чествование графа Шпее капитана » . Немецкая волна (ДВ) . Берлин : Федеральное правительство Германии . Архивировано из оригинала 1 октября 2019 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Халл, Майкл Д. (29 сентября 2018 г.). Саймс, Дмитрий ; Хайльбрунн, Якоб ; Казианис, Гарри (ред.). «RIP Graf Spee : Как был потоплен карманный линкор Гитлера» . Национальный интерес . Сеть истории войн. Вашингтон, округ Колумбия : Центр национальных интересов . ISSN 0884-9382 . OCLC 225234688 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ландсборо, 2016 г. , стр. 97–104, Глава 19: Заключенные освобождены .
- ^ Jump up to: а б с Konstam 2016 , стр. 88–91, 6. Последствия .
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 105–117, Глава 20: Пропагандистская война .
- ^ Ландсборо, 2016 , стр. 136–143, Глава 25: Победители возвращаются домой .
- ^ Зимм, Алан Д. (1 августа 2019 г.). Дейли, Питер Х.; Клифт, А. Денис; Гамблет, Билл; Кейн, Адам; Рипли, Мэри; Стиклз, Брендан (ред.). «Плохо выигранная битва» . Журнал истории военно-морского флота . 33 (4). Ньюпорт , Род-Айленд , США: Командование военно-морской истории и наследия / Военно-морской колледж США ( Военно-морское министерство США ): 37–41.
Сочетая скорострельность и эффективность снарядов, британцы имели преимущество в огневой мощи в 125 процентов... британцы имели преимущество в тоннаже в 60 процентов.
- ^ Jump up to: а б Дик, 2014 , стр. 151–158, Глава X. Интернирование: худшие из времен, лучшие из времен .
- ^ Дик 2014 , стр. 176–192, Глава XII. Возвращение в Германию .
- ^ Jump up to: а б де лос Рейес, Игнасио (15 декабря 2014 г.). Хардинг, Джеймс (ред.). «Что должен делать Уругвай со своим нацистским орлом?» . Новости Би-би-си . Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си) . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Паласиос, Тулио; Нуньес Петтинари, Сегундо Исмаэль; Эппс, Мария Роза; Насти, Атилио (1 января 2012 г.). Прието, Альберт; Насти, Атилио; Варгас, Эрнесто; Бризи Годино, Иван; Эчеверрия, Хосе; Корнехо Герреро, Мигель Антонио; Фуско Замбетоглирис, Нельсис (ред.). «Металлургическая характеристика боевого бронированного щита «Граф Шпее » . Revista de Arqueologia Americana (на испанском языке). 16 (26). Мехико , Федеральный округ : Панамериканский институт географии и истории: 241–253. ISSN 0188-3631 . JSTOR 27768538 – через ResearchGate .
- ^ Konstam 2016 , стр. 32–87, 5. Кампания .
- ^ Konstam 2016 , стр. 92–93, 7. Поле битвы сегодня .
- ^ Ротер, Ларри (25 августа 2006 г.). Сульцбергер, АГ ; Баке, Дин ; Лауттит, Мэг (ред.). «Свастика, находившаяся под водой 60 лет, все еще вызывает споры» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки. Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ «Орел графа Шпее поднимается из глубины» . Новости Би-би-си . Лондон: Би-би-си. 10 февраля 2006 г. Проверено 20 января 2021 г.
- ^ «Морская война» . Скарборо: Друзья Пишолм-парка. 2017 . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Китс, Дэниел (10 ноября 2015 г.). «Вторая мировая война создала «Аякс». Вот как» . ТВОнтарио (ТВО) . Торонто , Онтарио , Канада: Управление образовательных коммуникаций Онтарио (OECA). Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ «Командир Лангсдорф и немецкие министры на похоронах немца…» Getty Images . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Мехпур, Бахман; Кохан, Рэйчел; Маскат, Элизабет; Нагодавитан, Асит (25 октября 2017 г.). «2. Структура политики и планирования» (PDF) . В Дегане Куша; Миллер, Лариса; Ли, Митчелл (ред.). План доступа и мобильности пешеходов Порт-Стивенса – район планирования Томари. Совет Порт-Стивенса/район планирования Томари (отчет). Сент-Леонардс , Австралия : Cardno Pty Ltd/Зона местного самоуправления (LGA). стр. 5–6 . Проверено 27 августа 2021 г.
2.2 Политика и планы Совета Порт-Стивенса{{cite report}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Лохехт, Лен (1 ноября 1989 г.). Бенет, Тео (ред.). «Битва за воссоединение Новой Зеландии на реке Плейт» . Ветдела . Том. 57, нет. 7. Канберра , Австралия : Австралийский департамент по делам ветеранов. ISSN 0819-8934 – через Trove (Национальная библиотека Австралии).
- ^ Маккей, Дон (2 мая 2021 г.). Карри, Шейн; Уилсон, Мэтью; Боггс, Майкл (ред.). «Маки украсят уличные вывески в Вангамате» . Новозеландский Вестник . Окленд , Новая Зеландия . ISSN 1170-0777 . Архивировано из оригинала 3 мая 2021 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «История битвы капитана Парри» . Окленд Стар . Том. LXXI, нет. 46. Окленд , Новая Зеландия. 23 февраля 1940 г. с. 9 . Проверено 3 ноября 2014 г. - через Papers Past ( Национальная библиотека Новой Зеландии ).
Флаг «Диггеров», новозеландский прапорщик, развевающийся на мачте Ахилла во время морского сражения.
- ^ «Детали Антарктиды» . geonames.usgs.gov . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ «Детали Антарктиды» . geonames.usgs.gov . Проверено 6 мая 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Артур, Макс (2012). Потерянные голоса Королевского флота (4-е изд.). Лондон: Ходдер и Стоутон (Hachette UK). ISBN 978-1-84894-830-3 – через Google Книги .
- Артур, Макс (2004). Забытые голоса Второй мировой войны . Лондон: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-09-189734-5 .
- Майер, Клаус; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (1991). Германия и Вторая мировая война: первые завоевания Германии в Европе . Оксфорд: Кларендон. ISBN 978-0-19-822885-1 .
- Миллингтон-Дрейк, Ойген; и др. (Предисловие адмирала флота графа Маунтбеттена Бирманского и предисловие адмирала флота сэра Филипа Виана ) (1965). Дэвис, Питер (ред.). Драма графа Шпее и битва у плиты: документальная антология, 1914–1964 (2-е изд.). Лондон: Peter Davies Ltd. ASIN B000QSV7M6 .
- Поуп, Дадли Поуп (1999) [1956]. Битва на реке Плейт . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-089-0 .
- Констам, Ангус; и др. (Иллюстрации Тони Брайана) (2016). Каупер, Маркус (ред.). Ривер Плейт 1939: Затопление Графа Шпее (2-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing (Bloomsbury Publishing). ISBN 978-1472817969 . Проверено 27 августа 2021 г. - через Google Книги .
- Гроув, Эрик; и др. (Предисловие адмирала сэра Найджела Эссенхай, Первого морского лорда) (31 марта 2015 г.) [2002 г.]. Гроув, Эрик; Моран, Майк (ред.). Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне: от графа Шпее до Бисмарка, 1931–1941 гг . Истории штабов ВМФ. Том. 1 (4-е изд.). Абингдон-на-Темзе , Великобритания: Рутледж ( Тэйлор и Фрэнсис ). ISBN 978-1-138-87363-6 . ISSN 1471-0757 – через Google Книги .
- Дик, Энрике (2014). Бреббиа, Александр Карлос (ред.). По следам графа Шпее . Перевод Мэрилин Майерскоу (2-е изд.). Ашерст , Великобритания: WIT Press ( Уэссекский технологический институт ). ISBN 978-1-84564-932-6 . Проверено 27 августа 2021 г. - через Google Книги .
- Ландсборо, Гордон (2016) [1956]. Битва у реки Плейт: первое морское сражение Второй мировой войны (5-е изд.). Барнсли , Великобритания: Frontline Books. ISBN 978-1-4738-7897-6 . Проверено 27 августа 2021 г. - через Google Книги .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Черчилль, Уинстон (1967a) [впервые опубликовано в 1948 году]. От войны к войне: 1919–1939 гг . Вторая мировая война. Том. Я (9-е изд.). Лондон: Cassell & Co. Ltd.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аткинсон, Нил; Кокс, Элизабет; Шобридж, Тим; Грин, Дэвид (27 ноября 2014 г.). Воданович, Юлия; Маккей, Джейми; Фиппс, Гарет (ред.). «Битва на реке Плейт» . История Новой Зеландии (История Новой Зеландии) . Веллингтон , Новая Зеландия : Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. п. 1. Архивировано из оригинала 14 апреля 2017 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- Харкер, Джек; Джаспер, Дэвид (15 февраля 1940 г.). Харвуд, Генри ; Вудхаус, Чарльз ; Белл, Фредерик Секер ; Парри, Эдвард ; Фэллоуфилд, Уолтер Герман Гордон (ред.). Битва у реки Плейт: отчет о событиях до, во время и после сражения вплоть до самоуничтожения адмирала графа Шпее . Британское министерство адмиралтейства (Отчет). Лондон , Соединенное Королевство Великобритании: Канцелярия Его Величества. Архивировано из оригинала 5 декабря 2004 года.
- Флорес, Хуан Хосе (7 декабря 2004 г.). Флорес, Хуан Хосе (ред.). «Экипаж «Графа Шпее»» . Блог Хуана Хосе Флореса . Некочеа . Провинция Буэнос-Айрес , Аргентина : Хуан Хосе Флорес. Архивировано из оригинала 1 сентября 2016 года . Проверено 27 августа 2021 г. - воспоминания
- «Граф Шпее и битва у реки Плейт (Аудиозаписи, 1960-е)» . Нга Таонга (Новая Зеландия). 2023.
- Битва на реке Плейт
- 1939 год в Уругвае.
- Аргентина во Второй мировой войне
- Конфликты 1939 года
- События декабря 1939 года
- Морские инциденты в Уругвае
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Новой Зеландии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Нацисты в Южной Америке
- Уругвай во Второй мировой войне