Военный корабль США Хелена (CL-50)
![]() Военный корабль США " Хелена" в 1940 году. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Елена |
Тезка | Город Хелена, Монтана |
Строитель | Нью-Йоркская военно-морская верфь , Бруклин, Нью-Йорк |
Заложен | 9 декабря 1936 г. |
Запущен | 28 августа 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 сентября 1939 г. |
Судьба | Затонул, бой в Кульском заливе , 6 июля 1943 г. |
Общие характеристики (в состоянии постройки) | |
Класс и тип | «Бруклин» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 608 футов 8 дюймов (185,52 м) |
Луч | 61 футов 5 дюймов (18,72 м) |
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 32,5 узлов (60,2 км / ч; 37,4 миль в час) |
Дополнить | 888 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 4 × SOC Seagull гидросамолета |
Авиационные объекты | 2 × звездные катапульты |
Общие характеристики (переоборудование 1942 г.) | |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
USS Helena — «Бруклин», класса лёгкий крейсер построенный для ВМС США в конце 1930-х годов, девятый и последний представитель этого класса . «Бруклины » были первыми современными легкими крейсерами, построенными ВМС США в соответствии с ограничениями Лондонского военно-морского договора и предназначались для противодействия японскому «Могами» классу ; как таковые, они несли батарею из пятнадцати 6-дюймовых (150-мм) орудий, того же артиллерийского вооружения, что и у Mogami S. Хелена и ее сестра Сент-Луис были построены по слегка измененной конструкции с агрегатной системой механизмов и улучшенной зенитной батареей. Завершенная в 1939 году, Хелена провела первые два года своей карьеры в тренировках в мирное время, которые ускорились по мере роста напряженности между Соединенными Штатами и Японией в 1941 году. Она была торпедирована при атаке на Перл-Харбор в декабре 1941 года и была отремонтирована и модернизирована в начале 1942 года. .
После возвращения в строй Хелена была направлена в войска, участвовавшие в кампании на Гуадалканале в южной части Тихого океана. Там он принял участие в двух крупных ночных боях с японскими кораблями в октябре ноябре . года 1942 и Дюймовая батарея помогла потопить тяжелый крейсер и эсминец . Во вторую, первую ночь морского сражения за Гуадалканал рано утром 13 ноября японцы потерпели аналогичное поражение; И снова быстрая стрельба Хелены быстроходных помогла сокрушить японскую оперативную группу, включавшую два линкора , один из которых был выведен из строя сильным американским огнем и затонул на следующий день. Хелена потопила эсминец и повредила несколько других в бою, оставшись при этом относительно невредимой. Во время своего турне по южной части Тихого океана она также сопровождала конвои с припасами и подкреплениями для морской пехоты, сражающейся на Гуадалканале , и бомбардировала японские позиции на острове и в других частях острова. Соломоновы .
После победы американцев на Гуадалканале в начале 1943 года силы союзников начали подготовку к наступлению вдоль цепи Соломон, сначала нацеливаясь на Новую Джорджию . Хелена приняла участие в серии подготовительных атак на остров до середины 1943 года, кульминацией которых стал десант в Кульском заливе 5 июля. На следующую ночь при попытке перехватить японскую эскадру подкрепления « Хелена» была торпедирована и потоплена в бою в заливе Кула . Большая часть ее экипажа была подобрана парой эсминцев, и одна группа высадилась на Новой Джорджии, откуда была эвакуирована на следующий день, но более сотни оставались в море в течение двух дней, в конечном итоге высадившись на оккупированной японцами Велла Лавелле . Там они были спрятаны от японских патрулей жителями Соломоновых островов и отрядом береговых наблюдателей , а затем были эвакуированы в ночь с 15 на 16 июля. Хелены Место крушения было обнаружено в 2018 году Полом Алленом .
Дизайн
[ редактировать ]
В ходе переговоров крупнейших военно-морских держав в 1930 году по Лондонскому военно-морскому договору , который содержал положение, ограничивающее строительство тяжелых крейсеров, вооруженных 8-дюймовыми (203-мм) орудиями, военно-морские конструкторы США пришли к выводу, что при водоизмещении, ограниченном 10 000 тонн (10 160 т ), можно было бы построить более защищенное судно с вооружением из 6-дюймовых (152-мм) орудий. Конструкторы также предположили, что гораздо более высокая скорострельность меньших орудий позволит кораблю, вооруженному двенадцатью орудиями, одолеть корабль, вооруженный восемью 8-дюймовыми орудиями. В ходе процесса проектирования «Бруклин» класса , начавшегося сразу после подписания договора, ВМС США стало известно, что следующий класс японских крейсеров, «Могами» класс , будет вооружен главной батареей из пятнадцати 6-дюймовых орудий, что побудило им принять на вооружение такое же количество орудий для Бруклина . После постройки семи кораблей по первоначальному проекту были внесены дополнительные изменения, в частности, в двигательную установку и вторичная батарея , в результате чего появился Сент-Луис подкласс Хелена . , вторым членом которого была [1] [2] [а]
Хелены составляла 607 футов 4,125 дюйма (185 м) Общая длина , ширина - 61 фут 7,5 дюйма (18,783 м) и осадка - 22 фута 9 дюймов (6,93 м). Ее стандартное водоизмещение составляло 10 000 длинных тонн (10 160 т) и увеличивалось до 12 207 длинных тонн (12 403 т) при полной загрузке . Корабль был оснащен четырьмя Parsons паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый восемью нефтяными котлами Babcock & Wilcox . В отличие от « Бруклинов », два крейсера типа «Сент-Луис» расположили свои механизмы по блочной системе , чередуя котельные и машинные отделения . 100 000 Турбины мощностью на валу лошадиных сил (75 000 кВт ) должны были обеспечивать максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль в час). Корабль имел дальность плавания 10 000 морских миль (18 520 км; 11 510 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). На ее борту находились четыре Curtiss SOC Seagull гидросамолета для воздушной разведки, которые запускались с помощью пары авиационных катапульт на ее хвостовом оперении . Ее экипаж насчитывал 52 офицера и 836 рядовых. [2] [8] [5]
Корабль был вооружен главной батареей из пятнадцати орудий Mark 16 калибра 6 дюймов/47. [б] в пяти 3- орудийных башнях по центральной линии. Три были размещены вперед, два из которых были помещены в пару суперстрелков лицом вперед, а третий был направлен прямо назад; две другие башни были размещены в кормовой части надстройки в другой суперстрелковой паре. Вспомогательная батарея состояла из восьми калибра 5 дюймов (127 мм)/38, орудий двойного назначения установленных в сдвоенных башнях, причем одна башня находилась по обе стороны от боевой рубки , а другая пара - по обе стороны от кормовой надстройки. Согласно проекту, корабль был оснащен зенитной (зенитной) батареей из восьми орудий калибра 0,5 дюйма (13 мм), но за время ее службы ее зенитная батарея была модернизирована. корабля Поясная броня состояла из 5 дюймов слоя специальной обработанной стали толщиной 0,625 дюйма (15,9 мм) , а толщина палубной брони составляла 2 дюйма (51 мм). Башни главного калибра были защищены гранями толщиной 6,5 дюймов (170 мм) и поддерживались барбетами толщиной 6 дюймов. Боевая рубка « Елены » имела борта 5 дюймов. [2] [8] [5]
Модификации
[ редактировать ]Основные довоенные изменения корабля касались его зенитной батареи: в 1941 году ВМС решили, что каждый член класса Brooklyn должен быть оснащен четырьмя счетверенными 1,1-дюймовыми (28-мм) зенитными орудиями , но орудия были в дефиците, и Хелена была единственным представителем класса, получившим какое-либо из своих орудий калибра 1,1 к ноябрю 1941 года. Орудия, полученные Хеленой, были размещены в креплениях для орудий калибра .50, которые были перенесены на колесные тележки, которые могла перемещаться на разные огневые позиции. [9] [10]
Корабль был реконструирован в 1942 году во время ремонта в результате повреждений, полученных при нападении японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. РЛС надводного поиска СГ , РЛС воздушного поиска FC и FD КА, а также радиолокационные станции управления огнем для ее основного и дополнительного оборудования . были установлены батареи, а также новая зенитная батарея из восьми 20-мм (0,79 дюйма) пушек Oerlikon и шестнадцати 40-мм (1,6 дюйма) орудий Bofors в счетверенных установках, а также директора для каждой установки Bofors. [11] [12] Ее орудия калибра 1,1 дюйма были сняты для вооружения родственных ей кораблей «Гонолулу» и «Феникс» . Бронированная боевая рубка корабля мешала хорошему круговому обзору, поэтому ее сняли и открытый мостик . вместо нее построили [9] [13] Кроме того, экономия веса, достигнутая за счет удаления башни, помогла компенсировать увеличение веса более крупной зенитной батареи. [14] Боевая рубка, а также рубки некоторых крейсеров типа «Бруклин» , также перестроенных в 1942 году, позже были установлены на реконструированных линкорах, затонувших в Перл-Харборе. [15]
История обслуживания
[ редактировать ]
Строительство и начало карьеры
[ редактировать ]ВМС США заключили контракт на Хелену с военно-морской верфью Нью-Йорка 9 сентября 1935 года, а киль нового корабля был заложен 9 декабря 1936 года. Его готовый корпус был спущен на воду 28 августа 1938 года, а он был введен в эксплуатацию. 18 сентября 1939 года, бортовой номер CL-50. [2] [16] [17] Вторая мировая война разразилась в Европе в сентябре того же года, но на данный момент Соединенные Штаты оставались нейтральными. После ввода в эксплуатацию корабль был занят ходовыми испытаниями и первоначальной подготовкой, а он отправился в крупный круиз 27 декабря за границу, направляясь в воды Южной Америки. Он остановился в заливе Гуантанамо , арендованной американцами военно-морской базе на Кубе, по пути перед прибытием в Буэнос-Айрес , Аргентина, 22 января 1940 года; оттуда она продолжила свой путь в Монтевидео , Уругвай, 29 января. Находясь в последнем порту, команда осмотрела обломки немецкого тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее» , который недавно был затоплен после битвы на реке Плейт в прошлом месяце. В середине февраля Хелена снова отправилась в путь, чтобы вернуться в Соединенные Штаты, снова пройдя по пути через залив Гуантанамо. После возвращения он был поставлен в сухой док на ремонт со 2 марта по 14 июля. [16] [18]
В течение следующих нескольких месяцев она принимала участие в учебных учениях и ходовых испытаниях до сентября, когда была переведена на Тихоокеанский флот . она прошла через Панамский канал В конце месяца прибыла в Сан-Педро, Калифорния и 3 октября . Оттуда он продолжил путь в Перл-Харбор , на Гавайях чтобы присоединиться к остальному флоту, прибыв туда 21 октября. В течение следующего года флот проводил учения и стрельбы, поскольку напряженность в отношениях с Японией росла из-за войны последней против Китая . [19] В этот период, с 14 июля 1941 года по 16 сентября, корабль находился в сухом доке для технического обслуживания на военно-морской верфи Мэр-Айленд в Калифорнии ; именно в этот период корабль получил 1,1-дюймовые орудия. [20] Хелену планировалось поставить в сухой док для очередного периодического технического обслуживания в декабре 1941 года, а она была пришвартована в порту вместе с минным заградителем «Оглала» 6 декабря , ожидающим своей очереди на верфи. Корабли оказались пришвартованными у причала, обычно отведенного для линкора «Пенсильвания» , который в настоящее время находился в сухом доке. Командиром корабля в то время был капитан Роберт Генри Инглиш . [19] [17]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Нападение на Перл-Харбор
[ редактировать ]
Утром 7 декабря японцы начали внезапную атаку на американский флот, выпустив первую волну из сорока Nakajima B5N торпедоносцев , пятидесяти одного Aichi D3A пикирующего бомбардировщика и пятидесяти бомбардировщиков высокого уровня B5N в сопровождении сорока трех самолетов Mitsubishi. А6М Зеро Истребители . [21] Японцы ожидали, что Пенсильвания будет находиться на своем обычном месте. Через три минуты после начала атаки, начавшейся в 07:55, торпедоносец B5N сбросил торпеду в то, что, как предполагал его пилот, было линкором. Торпеда прошла под Оглалой и взорвалась в Хелены корпусе по правому борту, почти посередине корабля . Взрыв пробил корпус, затопил моторное и котельное отделения правого борта, а также оборвал проводку главных и второстепенных орудий. Экипаж корабля поспешил на свои боевые посты, и через две минуты после попадания торпеды включился резервный передний дизель-генератор, восстановив питание орудий. [17] [22] Оглале повезло меньше, чем Хелене , так как в результате взрыва расшатались листы корпуса минного заградителя и он перевернулся. [23]
Первый пилот принял наложенные друг на друга силуэты двух кораблей, подсвеченные солнцем, за Пенсильванию . Второй торпедоносец в волне приблизился на расстояние 600 ярдов (550 м) от Хелены и Оглалы , когда пилот осознал ошибку первого пилота, прервав атаку и заставив еще двух пилотов сделать то же самое. Четыре других пилота продолжили атаку, но все их торпеды промахнулись; к этому времени зенитные орудия корабля начали атаковать японских атакующих, вынудив один из бомбардировщиков сбросить торпеду до того, как они достигли идеальной стартовой позиции. Одна из торпед прошла мимо и попала в трансформаторную станцию, а три других ушли глубоко и застряли в дне гавани. [24] Во время этих атак один из истребителей обстрелял корабль, причинив небольшой ущерб. [25]
В то же время, когда первая волна начала свои атаки, японские авианосцы запустили вторую волну, состоящую из восьмидесяти одного пикирующего бомбардировщика, пятидесяти четырех бомбардировщиков высокого уровня и тридцати шести истребителей. [21] Когда . корабле зенитные орудия Хелены вступили в бой, они помогли отразить дальнейшие атаки второй волны удара, в то время как другие люди работали над борьбой с наводнением, закрывая множество водонепроницаемых люков на [17] [22] Сильный зенитный огонь сорвал прицел нескольких японских бомбардировщиков, которые не смогли поразить судно, по оценкам, четыре раза промахиваясь. Из них один ударился о пирс, а три других приземлились в воду по правому борту. [25]
батарея Елены Зенитная во время атаки вела сильный шквал огня; она выпустила около 375 снарядов из своих 5-дюймовых орудий, около 3000 выстрелов из своих 1,1-дюймовых орудий и около 5000 выстрелов из своих 50-дюймовых орудий. пистолеты. [25] Ей приписывают сбитие шести японских самолетов. [13] из двадцати девяти самолетов, сбитых в ходе налета. [21] Двадцать шесть человек были убиты в ходе первоначального нападения, еще пятеро позже скончались от ран, а еще шестьдесят шесть были ранены, но выздоровели. Значительное количество жертв стало результатом попадания торпеды, а многие остальные - в результате попадания осколков бомбы в результате попадания в цель. [25]
Через два дня после нападения Хелену перевели в сухой док № 2 в Перл-Харборе для осмотра и временного ремонта, чтобы позволить ей вернуться на западное побережье США . Стальные пластины были приварены к торпедному отверстию, и 31 декабря «Хелена» была снова спущена на воду. 5 января 1942 года он отправился на остров Мэр для капитального ремонта и модификаций вместе с конвоем, направлявшимся в Калифорнию. Судно прибыло на верфь 13 января и через шесть дней было поставлено в сухой док. Ремонтные работы были завершены к 4 июля, первые ходовые испытания состоятся 3–4 июля; остались только направляющие для 40-мм орудий, еще находившиеся в пути от завода-изготовителя. Директора прибыли вскоре после этого и были назначены на должность 10 июля. Затем Хелена провела короткий период обучения, который длился до 15 июля, когда она вернулась на остров Мэр, чтобы установить радар SG. [11] Позже в том же месяце она покинула остров Мэр и перебралась в Сан-Франциско, где присоединилась к шести транспортам, направлявшимся в южную часть Тихого океана. Транспорты доставили отряд Сиби в Эспириту-Санто . Там Хелена присоединилась к оперативной группе (TF) 64, находясь тогда в разгаре боев вокруг Гуадалканала . [17] [26] [27]
Кампания на Гуадалканале
[ редактировать ]
В течение следующих двух месяцев Хелена и остальные члены TF 64 были заняты прикрытием конвоев с подкреплением для поддержки морской пехоты, сражающейся на Гуадалканале, и сопровождением боевых групп авианосцев в этом районе. 15 сентября, когда Хелена действовала с авианосцем « Оса» , японская подводная лодка атаковала флот и поразила «Осу» тремя торпедами, нанеся смертельные повреждения. Хелена забрала около четырехсот выживших из Осы и отвезла их обратно в Эспириту-Санто. Вскоре после этого капитан Гилберт К. Гувер, чтобы заменить Инглиша. на борт корабля прибыл [17] [28] К этому времени в состав оперативной группы входили «Хелена» , ее однотипный корабль « Бойсе» , тяжелые крейсеры «Сан-Франциско» и «Солт-Лейк-Сити» , а также эсминцы «Фаренхольт» , «Дункан » , «Бьюкенен» , «МакКалла» и «Лаффи» . [29]
После действий на Матаникау в конце сентября и начале октября было принято решение отправить на остров дополнительные подкрепления, и поэтому 164-й пехотный полк Американской дивизии погрузился на пару транспортных эсминцев ; TF 64 обеспечивал непосредственный эскорт судов, прикрывая их на западе, чтобы не допустить их перехвата японскими войсками. К этому времени подразделением командовал контр-адмирал (RADM) Норман Скотт , который провел одну ночь боевых тренировок со своими кораблями 8 октября, прежде чем приступить к операции. Корабли патрулировали на юге, вне досягаемости японских самолетов, базировавшихся в Рабауле, в течение 9 и 10 октября, и каждый день в 12:00 Скотт направлял свои корабли на север, к острову Реннелл , где они могли достичь Саво. Остров, предназначенный для блокирования японской эскадры, если она будет обнаружена с воздуха. 11 октября американская воздушная разведка обнаружила японские корабли, движущиеся к острову с подкреплениями, и Скотт решил попытаться их перехватить. [30]
Битва у мыса Эсперанс
[ редактировать ]
Скотт не знал, что японцы послали группу крейсеров и эсминцев для бомбардировки американского гарнизона на Гуадалканале; это подразделение, которым командовал контр-адмирал Аритомо Гото , состояло из тяжелых крейсеров «Аоба» , «Кинугаса» и «Фурутака» и эсминцев «Фубуки» и «Хатсуюки» . Когда две эскадрильи приблизились друг к другу в темноте на южном конце Слота незадолго до 22:00 11 октября, три из четырех американских крейсеров запустили свои гидросамолеты, но Хелена не получила инструкций от Скотта на борту его флагманского корабля «Сан-Франциско». , и поэтому ее экипаж сбросил самолет за борт, чтобы снизить риск возгорания в случае боя. К 22:23 американские корабли выстроились в линию в порядке Фаренхольт , Дункан , Лаффи , Сан-Франциско , Бойсе , Солт-Лейк-Сити , Хелена , Бьюкенен и МакКалла ; И это несмотря на то, что «Хелена» и «Бойсе» имели радар SG, который был значительно более эффективным, чем комплекты SC, установленные на других судах. [31] [32] Расстояние между каждым кораблем составляло от 500 до 700 ярдов (от 460 до 640 м). Видимость была плохой, потому что луна уже зашла, не оставляя окружающего света и видимого морского горизонта . [33] [34]
радара Хелены Операторы заметили приближающуюся японскую эскадрилью в 23:25, зафиксировав ее позицию на расстоянии 27 700 ярдов (25 300 м) в 23:32. Вскоре после того, как Хелена впервые обнаружила японцев, Скотт изменил курс своих кораблей, двигаясь на юго-запад, в то время как суда Гото двигались перпендикулярно курсу Скотта. Это позволило бы американской эскадре пересечь букву Т японского строя. Офицеры на борту «Хелены» предположили, что Скотт знал о контактах, основанных на изменении его курса. К 23:45 артиллерийский радар американского флагмана наконец обнаружил японцев на расстоянии всего 5000 ярдов (4600 м), что подтвердили наблюдатели на американских кораблях. Гувер запросил у Скотта разрешение открыть огонь и, получив, как он интерпретировал, утвердительный ответ, приказал своим орудиям начать стрельбу в 23:46. [с] Остальные корабли эскадры быстро последовали Елены примеру . Гото в то время еще не знал о присутствии американцев, и его корабли не были готовы к действию, предполагая, что после битвы у острова Саво американские военно-морские силы не будут бросать вызов японским военным кораблям ночью. [34] [36] [37]
Первые залпы поразили Аобу , нанеся серьезные повреждения и смертельно ранив Гото, что вызвало еще большее замешательство на японских кораблях. Всего через минуту стрельбы Скотт приказал своим кораблям прекратить огонь, поскольку он был обеспокоен тем, что они случайно стреляли по лидирующей тройке эсминцев, которые вышли из строя во время изменения курса. Огонь американских кораблей на этом фактически не прекратился, и после выяснения положения своих кораблей он приказал TF 64 возобновить огонь в 23:51. В этот период капитан Фурутаки» повернул влево, чтобы избежать сильного американского огня, но в 23:49 изменил курс, чтобы прийти на Аобе « помощь . Этот маневр наградил Фурутаку многочисленными попаданиями снарядов с нескольких военных кораблей, включая Хелену , по крайней мере один из которых взорвал торпеды в ее палубных пусковых установках и вызвал крупный пожар. «Кинугаса» также немедленно повернула в порт, но в отличие от «Фурутаки» , ее капитан продолжал отходить вместе с «Хатсуюки» , избегая каких-либо повреждений своего судна. Фубуки повернул на курс, параллельный американской эскадре; Первоначально атакованный Сан-Франциско и Бойсе и подожженный, Фубуки затем подвергся шквальному огню со стороны большинства других судов. В суматошном бою на близком расстоянии либо «Хелена» , либо «Бойсе» (единственные корабли, вооруженные 6-дюймовыми орудиями) случайно попали в «Фаренхольт» , что вызвало затопление и утечку топлива, что вынудило его выйти из боя. [38] [39] [40]
Около полуночи Скотт попытался реорганизовать свою эскадру, чтобы более эффективно преследовать японские суда; он приказал своим кораблям включить боевые огни и вернуться в строй. В 00:06 наблюдатели на борту «Хелены» и «Бойсе» заметили следы торпед, выпущенных «Кинугасой» при отходе. Вскоре после этого «Кинугаса» открыла огонь из своей главной батареи, нанеся Бойсе серьёзные повреждения . После короткой дуэли между Кинугасой и Солт-Лейк-Сити Скотт прервал бой, поскольку японцы продолжали бежать на северо-восток. получил более сорока ударов, Несмотря на то, что Аоба он выжил в битве, хотя Фурутака в конечном итоге погиб от нарастающего наводнения, как и Фубуки ; Хелена способствовала гибели обоих судов. Несмотря на поражение японских бомбардировщиков, Скотт пропустил вторую группу военных кораблей, перевозивших подкрепление на Гуадалканал, и они смогли без происшествий высадить своих людей и припасы. [41] [42]
Вскоре после боя новый быстроходный линкор «Вашингтон» был передан в состав TF 64, который теперь перешел под командование RADM Уиллиса Ли . К этому времени в состав отряда входили также «Хелена» , «Сан-Франциско» , лёгкий крейсер «Атланта» и шесть эсминцев. 20 октября «Хелена» подверглась атаке японской подводной лодки во время патрулирования между Эспириту-Санто и Сан-Кристобалем , но торпеды не попали. В течение 21–24 октября японские самолеты-разведчики наземного базирования неоднократно контактировали с TF 64, когда японский флот приближался к этому району, но в битве у островов Санта-Крус , которая началась 25 октября, японцы сосредоточили свои воздушные атаки. на американских авианосцах TF 17 и 61 и кораблях Ли никаких действий не наблюдалось. 4 ноября Хелена вернулась за пределы Гуадалканала, чтобы обеспечить огневую поддержку во время боевых действий у мыса Коли . «Хелена» , «Сан-Франциско» и эсминец «Стеретт» обстреляли позиции японцев, подвергшихся атаке частей 164-го пехотного полка и 8-го полка морской пехоты. , в конечном итоге уничтожив японских защитников к 9 ноября. [17] [43] [44]
Морское сражение за Гуадалканал
[ редактировать ]
В начале ноября обе стороны начали подготовку к пополнению запасов своих сил, сражающихся на Гуадалканале и вокруг него. Был организован американский конвой с 5500 солдатами и припасами под прикрытием TF 16, сосредоточенный на авианосце « Энтерпрайз» ; Вашингтон был выделен из TF 64 для усиления сил прикрытия, а крейсерское подразделение было реорганизовано в TF 67.4 и назначено в качестве непосредственного эскорта. Под командованием RADM Дэниела Дж. Каллагана в состав отряда теперь входили, помимо «Хелены» , тяжелые крейсеры «Сан-Франциско» и «Портленд» , легкие крейсеры «Атланта» и «Джуно» , а также эсминцы «Кушинг» , «Лаффи» , «Стеретт» , «О'Бэннон» , «Аарон Уорд» , «Бартон» . , Монссен и Флетчер . Общее командование перешло к RADM Ричмонду К. Тернеру . Тем временем японцы уже собрали на Гуадалканале собственный конвой с 7000 человек и припасами для армии; его должна была поддерживать бомбардировочная группа из двух быстроходных линкоров, легкого крейсера и одиннадцати эсминцев. Прикрывать конвой будут в общей сложности четыре тяжелых, один легкий крейсера и шесть эсминцев. [45] [46]
12 ноября корабли Каллагана и их транспортные суда прибыли к Гуадалканалу, и пока они разгружались, японская артиллерийская батарея открыла огонь по транспортам. Хелена , а затем и некоторые эсминцы открыли ответный огонь, чтобы подавить японских артиллеристов. Японский авиаудар прервал работы; два корабля были повреждены, но Хелена осталась невредимой. Самолеты-разведчики засекли приближение японских бомбардировщиков, конвоя и отдельной группы эсминцев. Тернер полагал, что японцы намеревались либо атаковать TF 67.4 и транспорты, когда они отходили той ночью, либо бомбардировать американцев на Гуадалканале; он решил держать подразделение Каллагана у Гуадалканала и отправить конвой в сопровождении всего трех эсминцев и двух эсминцев-тральщиков , поскольку TF 16 находился слишком далеко на юге, чтобы иметь возможность добраться до этого района. Каллаган сопровождал конвой через пролив Ленго, а затем повернул обратно на запад, чтобы расположить свои корабли между японской эскадрой и гарнизоном на Гуадалканале. Приближающиеся японские силы под командованием RADM Хироаки Абэ , сосредоточенный на линкорах «Хиеи» и «Киришима» . [17] [47] [48]
Каллаган построил свои корабли в одну колонну, как это сделал Скотт на мысе Эсперанс, и он также не смог реализовать преимущество, которое давали корабли, оборудованные радаром SG, избегая этих судов, оборудованных таким образом, для Сан-Франциско . Скотт перешел в «Атланту» , где не было SG, но он был поставлен в качестве передового крейсера. Корабли Абэ достигли района у мыса Эсперанс около 01:25 13 ноября, к этому времени его суда пришли в замешательство из-за плохой погоды, которая сильно затрудняла видимость. Эсминцы, которые, по его мнению, прикрывали его продвижение, на самом деле находились не на своих позициях. Ранее в тот же день Эйб знал о присутствии Каллагана у Гуадалканала, но не знал о его нынешнем местонахождении. нет американских судов В 01:30 он получил сообщение от наблюдателей о том, что у мыса Лунга , что побудило его приказать своим кораблям начать подготовку к бомбардировке. К этому времени Хелена уже шесть минут назад подобрала корабли Абэ на расстоянии 27 100 ярдов (24 800 м). Каллаган не знал, поскольку Сан-Франциско еще не обнаружил японцев. [49]

Эсминцы обеих сторон встретились друг с другом в 01:42; Продолжающееся замешательство со стороны Каллагана привело к противоречивым приказам, которые привели американскую эскадру в замешательство как раз в момент столкновения двух сил. В последовавшей за этим рукопашной схватке он приказал «нечетным кораблям стрелять по правому борту, даже кораблям - по левому борту». [50] хотя он заранее не присвоил никакой системы нумерации. Абэ получил неполные отчеты от своих эсминцев, из-за чего он некоторое время колебался, прежде чем приказать своим кораблям открыть огонь в 01:48. Пока американские и японские корабли вступили друг с другом в хаотичный бой, Хелена сначала вступила в бой с эсминцем «Акацуки» , отключив его прожектор, но вызвав ответный огонь, который нанес незначительный ущерб. Обстрелянный несколькими другими судами, «Акацуки» взорвался под шквальным огнем и быстро затонул. Затем Хелена перенесла огонь на эсминец «Амацукадзе» в 02:04, но ей пришлось сдержать огонь, когда Сан-Франциско прошел между двумя судами. Тем не менее Хелена нанесла несколько ударов, которые вынудили Амацукадзе выйти из боя; японский эсминец был спасен от разрушения только атакой эсминцев «Асагумо» , «Мурасаме» и «Самидаре» , которая заставила Хелену вступить с ними в бой. Мурасаме получила удар, который вывел из строя одну из ее котельных, вынудив ее тоже отступить, а Самидаре был подожжен. [51] [52] [53]
В этот период одно из ее 40-мм орудий обстреляло крейсер «Нагара» , двигавшийся в противоположном направлении. Затем Хелена продолжила маневрировать среди горящих кораблей обеих сторон, стреляя по нескольким отступающим японским судам. [54] Пока Сан-Франциско , сильно пострадавший от Хиеи , продолжал сражаться, Хелена повернулась, чтобы последовать за ней, чтобы попытаться защитить ее от дальнейшего вреда. [55] В ходе 38-минутного боя американская эскадра была сильно повреждена, а Каллаган и Скотт были убиты в беспорядочном бою, последний - в результате дружественного огня из Сан-Франциско . Хелена осталась относительно невредимой, получив пять попаданий, которые причинили незначительный ущерб и убили одного человека. Два американских эсминца были потоплены, еще три выведены из строя, как и два крейсера. В свою очередь, «Хиеи» был сильно поврежден и позже был затоплен после того, как на следующий день неоднократные американские воздушные атаки помешали его отходу; один эсминец был потоплен, а второй серьезно поврежден. И что еще более важно, корабли Каллагана не позволили Абэ бомбардировать аэродром на Гуадалканале. [56]
Гувер, старший выживший офицер разбитой американской эскадры, в 02:26 приказал всем кораблям, все еще находившимся в бою, отойти на юго-восток, в то время как японцы отступали в противоположном направлении. Гувер забрал Сан-Франциско , Джуно , Стеретта и О'Бэннона и сопроводил их на юг. В 11:00 японская подводная лодка I-26 выпустила серию торпед по Сан-Франциско , но промахнулась, но одна попала в Джуно . корабля Торпеда взорвала один из магазинов и в сочетании с повреждениями, полученными прошлой ночью, привела к тому, что он быстро затонул. Гувер решил, что «Хелена» слишком ценна, чтобы рисковать останавливаться, чтобы забрать, по его мнению, очень немногих выживших, а другие суда в группе были слишком повреждены, чтобы их можно было остановить. Вместо этого он подал сигнал пролетавшему мимо бомбардировщику B-17 , но сообщение о Джуно судьбе не было доставлено вовремя, что помешало другим судам попытаться провести спасательные операции. Адмирал Уильям Хэлси впоследствии освободил Гувера от командования, сославшись на то, что он не смог обеспечить своевременное сообщение о затоплении, атаковать подводную лодку или провести спасательные операции. После войны Хэлси выразил сожаление по поводу этого эпизода, отметив, что Гувер был измотан боями прошлой ночи и что им двигала необходимость сохранить свой корабль и тех, кто находился под его временным командованием. [57] [58] [59] Капитан Чарльз П. Сесил сменил Гувера на посту командира корабля. [60]
Операции в 1943 году
[ редактировать ]
Начиная с января 1943 года, Хелена приняла участие в нескольких атаках на японские позиции на острове Нью-Джорджия в рамках подготовки к запланированной кампании на Новой Джорджии . [17] Первый из них произошел с 1 по 4 января, когда Хелена (все еще в составе TF 67) прикрывала группу из семи транспортов, перевозивших элементы 25-й пехотной дивизии на Гуадалканал. В состав отряда на тот момент входили шесть других крейсеров и пять эсминцев, им командовал RADM Уолден Л. Эйнсворт . Эйнсворт оставила четыре крейсера и три эсминца для прикрытия конвоя 4-го числа, взяв Хелену , ее сестры «Сент-Луис» и «Нэшвилл» , а также два эсминца для бомбардировки Мунды рано утром 5 января. Корабли выпустили в общей сложности около 4000 снарядов, но не нанесли существенного ущерба японскому аэродрому. Корабли вернулись на Гуадалканал в 09:00 и начали восстановление своих гидросамолетов-разведчиков, когда японский авиаудар повредил два других крейсера, хотя Хелена не стала целью. Корабль получил новые 5-дюймовые снаряды с неконтактными взрывателями VT , и их использование ознаменовало первый случай их успешного применения в бою. [61] [62]
Затем Хелена и остальная часть ее подразделения вернулись в Эспириту-Санто для дозаправки и пополнения боеприпасов, оставаясь там до утра 22 января. [63] Хэлси приказал Эйнсворту атаковать Вилу на острове Коломбангара , чтобы нейтрализовать тамошний аэродром, а 23 января он провел ложный маневр в сторону Мунды, чтобы отбросить японские самолеты, которые могли начать ночные торпедные атаки на его суда. Как и в Мунде, Эйнсворт оставил пару крейсеров и три эсминца для обеспечения дальней поддержки, в то время как он взял Хелену , Нэшвилл и четыре эсминца в залив Кула для обстрела взлетно-посадочной полосы. «Черная кошка» PBY Catalina обеспечивала корректировку, в то время как два крейсера выпустили около 3500 снарядов из основного и вспомогательного орудий, нанеся значительный ущерб аэродрому и оборудованию. Японцы запустили группу из одиннадцати гидросамолетов для разведки крейсеров Эйнсворта, а вторую группу из тридцати бомбардировщиков Mitsubishi G4M , но американские корабли использовали дождевые шквалы , чтобы уклониться от гидросамолетов, а также 5-дюймовый огонь на большой дальности, управляемый радарами SC и FD. чтобы держать самолет на расстоянии. группа из пяти истребителей Р-38 . На рассвете для сопровождения кораблей во время продолжающегося отхода прибыла [64] [65]

25 января Хелена и остальная часть эскадрильи вернулись в Эспириту-Санто. [66] Хелена продолжала работать в составе TF 67, патрулируя японские суда и сопровождая конвои на Гуадалканал, пока эта кампания продолжалась до февраля. [17] Она присутствовала в составе дистанционной поддержки операции конвоя, которая привела к битве при острове Реннелл 29–30 января, но TF 64 находился слишком далеко на юге, чтобы прийти на помощь TF 18 во время боя. [67] 11 февраля подводная лодка I-18 попыталась торпедировать Хелену во время плавания у Эспириту-Санто, но эсминцы сопровождения крейсера « Флетчер» и «О'Бэннон » потопили подводную лодку с помощью одного из Хелены гидросамолетов «Чайка » . После этого Хелена отправилась в Сидней, Австралия, 28 февраля и прибыла туда 6 марта для капитального ремонта. ее доставили в док Сазерленд на верфи острова Какаду 15 марта для ремонтных работ, которые длились два дня. Затем 26 марта он отправился в путь, чтобы вернуться на север, в Эспириту-Санто, чтобы возобновить операции по бомбардировкам Новой Джорджии в рамках того, что теперь называлось TF 68. [42] [68] [69]
Хелена прибыла в Эспириту-Санто 30 марта и присоединилась к отряду Эйнсворт. По мере того, как подготовка к кампании в Новой Джорджии усиливалась, корабли неоднократно патрулировали Слот. Крейсеры Эйнсворта также были заняты обширной подготовкой к предстоящим операциям. Во время дозаправки топлива в танкере у Гуадалканала Хелена получила указание отправиться в путь как можно быстрее, поскольку на радаре был обнаружен крупный японский авиаудар. Она и остальная часть крейсерского подразделения направились к северо-западу от острова Саво, чтобы избежать рейда; им удалось избежать повреждений, но атака вынудила американцев отменить запланированное той ночью патрулирование крейсера. В ночь с 12 на 13 мая Эйнсворт на своих крейсерах обстрелял Вилу и Мунду. Елене было поручено бомбардировать первый, и во время атаки она выпустила по острову в общей сложности 1000 снарядов. [70]
Вторжение в Новую Джорджию началось 30 июня; Хелена и остальные члены TF 68 патрулировали северную оконечность Кораллового моря ; в то время он курсировал с Сент-Луисом , Гонолулу и их сопровождающим эсминцем, состоявшим из О'Бэннона , Николаса , Шевалье и Стронга . К 1 июля корабли находились примерно в 300 морских милях (560 км; 350 миль) к югу от Нью-Джорджии, а 3 июля они достигли Тулаги , где ложное сообщение о японском авиаударе ненадолго отправило экипажи кораблей на свои боевые посты. План союзников предусматривал вторую высадку на острове Нью-Джорджия в заливе Кула на северо-восточной стороне острова. Высадка здесь заблокировала бы путь снабжения японских войск, сражающихся на острове, а также лишила бы их возможности использовать залив для бегства в случае поражения, как они это сделали на Гуадалканале. [71]
Приземление в Райс-Анкоридже.
[ редактировать ]
Несколько раз атаковав японские позиции вокруг залива Кула, Эйнсворт знала, что японцы будут ожидать дальнейших атак по мере начала кампании в Новой Джорджии. Он поручил командирам крейсеров ожидать вмешательства японских военно-морских сил, быть готовыми к эвакуации поврежденных кораблей и, в случае необходимости, высадке сильно поврежденных судов на берег в Райс-Анкоридже. 4 июля американские силы вторжения — штурмовые войска, погруженные на транспорты-эсминцы — покинули Тулаги в 15:47, во с Гонолулу главе , за ним следовали Сент-Луис и Хелена . Четыре эсминца заняли позиции вокруг них, чтобы прикрыть подводные лодки, в то время как транспортные эсминцы шли самостоятельно. В то же время группа из трёх японских эсминцев «Ниизуки» , «Юнаги» и «Нагацуки» покинула Бугенвиль с контингентом в 1300 пехотинцев на борту для усиления гарнизона на острове Нью-Джорджия. [72]
Николас и Стронг первыми достигли залива Кула, просканировав его с помощью радаров и гидролокаторов, чтобы определить, находились ли в этом районе какие-либо японские военные корабли. Затем крейсеры и два других эсминца вошли в залив, чтобы подготовиться к бомбардировке японских позиций в Виле. Гонолулу открыл огонь первым в 00:26 5 июля, и Сесил приказал Хелены артиллеристам последовать его примеру девяносто секунд спустя. Черные Кошки, кружившие над головой, координировали огонь кораблей. Другие суда быстро присоединились к бомбардировке, которая продолжалась около четырнадцати минут, прежде чем американская колонна повернула на восток, чтобы двинуться к Райс-Анкориджу и обстрелять там цели. После шести минут стрельбы корабли ушли, Хелена выпустила более тысячи выстрелов 6- и 5-дюймовыми снарядами за две бомбардировки. В последний период экипаж « Хелены » заметил рядом с кораблем брызги снарядов японских артиллерийских батарей, но ни одно из американских судов не пострадало. Без ведома американцев три японских эсминца прибыли в залив, пока еще вели огонь. Освещенные вспышками орудий, американские суда были быстро идентифицированы японцами на расстоянии более 6 миль (11 км; 6,9 миль). [73]

Затем транспортная группа вошла в залив и направилась близко к берегу, чтобы не допустить смешивания с эскадрой Эйнсворта, которая в 12:39 повернула на север, чтобы покинуть залив. Капитан Канаока Кунизо, старший командир эсминца, отвечавший за операцию по подкреплению, также решил отступить, чтобы избежать столкновения с превосходящими силами на своих кораблях, загруженных солдатами и припасами. Niizuki , единственный эсминец, оборудованный радаром, направил на прицел все три корабля, которые выпустили в общей сложности четырнадцать торпед Long Lance, а затем на высокой скорости отошли, чтобы уйти обратно на Бугенвиль. Одна из этих торпед поразила «Стронга» , который все еще стоял на карауле у входа в залив. Эсминец получил фатальные повреждения, но атака предупредила Эйнсворт о том, что в этом районе находятся японские военные корабли. О'Бэннон и Шевалье были отправлены, чтобы подобрать выживших, в то время как Эйнсворт готовился к поиску подводной лодки, которая, как он предполагал, была ответственна за это, поскольку ни один из его кораблей не обнаружил три японских эсминца на своих радарах. Стронг затонула в 01:22, 239 членов ее экипажа были сняты другими эсминцами, хотя некоторые выжившие были пропущены в темноте и позже были подобраны транспортной группой. Затем в 02:15 корабли Эйнсворт возобновили свой крейсерский строй и направились обратно в Тулаги. [74]
Во время обстрела в башне № 5 сломался подъемник снарядов левого орудия, а в башне № 2 неоднократно застревали пороховые гильзы; работы над турелями начались сразу же, как только суда вернулись в Тулаги. Подъемник боекомплекта был быстро приведен в рабочее состояние, однако орудию в башне № 2 потребовалось более пяти часов работы, прежде чем удалось снять заклинившую гильзу и заменить ее модифицированной короткой гильзой, позволявшей снаряду, все еще находившемуся в орудии, выйти из строя. быть уволен, освобождая его для нормального использования. В 07:00 к эскадре присоединился эсминец «Дженкинс» , который ближе к вечеру достиг Тулаги, где корабли немедленно приступили к дозаправке. Вскоре после этого Эйнсворт получила приказ от Хэлси вернуться в залив Кула, поскольку самолет-разведчик заметил японские эсминцы, отправляющиеся с Бугенвиля, чтобы попытаться выполнить запланированный заход подкрепления, который он случайно прервал накануне вечером. Эйнсворт должен был перехватить эсминцы и предотвратить высадку новых японских войск на острове. Он приказал кораблям прекратить дозаправку и подготовиться к выходу; Дженкинс заменил Стронга , а занял эсминец «Рэдфорд» место «Шевалье» , получивший повреждения при случайном столкновении с тонущим «Стронгом» . [75]
Битва при Кульском заливе
[ редактировать ]
Поскольку заход подкреплений прошлой ночью был прерван, японцы собрали группу из десяти эсминцев, чтобы следующей ночью предпринять более крупные усилия. Ниизуки — ныне флагман контр-адмирала Теруо Акиямы — и эсминцы Сузукадзе и Таникадзе должны были сопровождать остальные семь эсминцев — Нагацуки , Мотидзуки , Микадзуки , Хамакадзе , Амагири , Хацуюки и Сацуки — перевозили 2400 солдат и припасы. Тем временем американские силы, намеревавшиеся заблокировать их продвижение, сформировались к 19:30 и начали обратный путь вверх по Слоту. Пока американцы направлялись к заливу Кула, экипажи подготовили свои суда к действию, в том числе закрыли все водонепроницаемые двери, чтобы снизить риск затопления, и выключили все освещение, чтобы предотвратить обнаружение японцами. [76]
Американская эскадра миновала мыс Висувису у входа в залив рано утром 6 июля, после чего суда снизили скорость до 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). Видимость была плохой из-за сильной облачности. Эйнсворт не имела никакой информации о конкретном составе или местонахождении японских сил, а патрулирующие «Черные кошки» не могли обнаружить их в таких условиях. Японские эсминцы уже вошли в залив и начали разгрузку грузов; Ниизуки обнаружила американские корабли на своем радаре в 01:06 на расстоянии около 13 морских миль (24 км; 15 миль). Акияма взял свой флагман Сузукадзе и Таникадзе , чтобы наблюдать за американцами в 01:43, в то время как другие эсминцы продолжали выгружать солдат и припасы; к тому времени корабли Эйнсворта уже обнаружили три корабля у Коломбангары в 01:36. Поскольку обе стороны продолжали приближаться, Акияма отозвал другие эсминцы для атаки. Американские корабли выстроились в линию впереди . Николаса и О'Бэннона впереди крейсеров; линия повернула налево, чтобы сократить дистанцию до японских судов, а затем повернулась направо, чтобы двинуться к выгодной огневой позиции. [77]
Американские радары засекли отряд сопровождения Акиямы вместе с еще одной группой эсминцев, мчавшихся к нему; Эйнсворт решила атаковать первую группу, а затем развернуться, чтобы вступить в бой со второй. Примерно в 01:57 американские корабли открыли скоростной огонь с радиолокационной наводкой. Всего за пять минут они выпустили около 1500 снарядов из своих 6-дюймовых батарей с трех крейсеров. Хелена быстро израсходовала бездымные пороховые заряды, которые остались после бомбардировки предыдущей ночью, после чего перешла на обычное бездымное порох, которое создавало большие вспышки каждый раз, когда орудия стреляли. Хелена сначала нацелилась на ведущий эсминец «Ниизуки » из своей главной батареи, в то время как ее 5-дюймовые орудия атаковали следующее судно. Ниизуки также подвергся шквальному обстрелу со стороны других американских кораблей и был быстро затоплен, унеся с собой Акияму. Затем Хелена перенесла огонь на следующее ближайшее судно, но к тому времени Сузукадзе и Таникадзе выпустили по восемь торпед по американской линии. Затем они бежали на северо-запад, используя густой дым, чтобы скрыться, пока их экипажи перезаряжали торпедные аппараты. Оба эсминца во время временного отхода получили незначительные попадания, но серьезных повреждений не получили. [78]

Эйнсворт приказал своим кораблям повернуть вправо в 02:03, чтобы начать бой со второй группой эсминцев, но вскоре после этого три или Сузукадзе Таникадзе поразили торпеды Хелену по левому борту, нанеся ей серьезные повреждения. Первая торпеда попала примерно в 150 футов (46 м) от носовой части, рядом с самой передней башней, примерно на 5 футов (1,5 м) ниже ватерлинии . Это вызвало сильный взрыв, который мог быть результатом детонации магазина. Взрыв разрушил башню № 1, разорвал корпус почти до киля и отделил носовую часть от остальной части корпуса. Остальная часть корпуса начала затопляться, поскольку от силы взрыва обрушились переборки под башней № 2. Но даже после серьезных повреждений, нанесенных первой торпедой, кормовые орудия главного калибра продолжали вести огонь, и корабль еще не получил фатального поражения. поврежден. Несмотря на возросшее сопротивление, она сохраняла способность двигаться со скоростью 25 узлов. [79]
Через две минуты после попадания первой торпеды вторая и третья торпеды один за другим поразили корабль, намного ниже по корпусу, чем первая, на целых 15 футов (4,6 м) ниже ватерлинии. Это было ниже того места, где поясная броня корабля могла бы уменьшить масштаб нанесенного ущерба. Они попали дальше в кормовую часть машинного отделения, сломав киль, затопив переднее машинное и котельное отделения, а также пробив переборки, через которые вода попала в кормовое машинное отделение. Наводнение вывело из строя двигатели корабля и оставило его неподвижным и без электроэнергии. В корпусе образовалась еще одна зияющая дыра, что усугубило затопление, вызванное первым попаданием. Быстро стало ясно, что Хелена не сможет пережить эти попадания, и через две минуты после третьего попадания Сесил отдал приказ покинуть корабль. Он остался на мостике вместе со связистом, который пытался подать сигнал бедствия сигнальной лампой безуспешно . Затем Сесил приказал другому человеку выбросить за борт секретные документы, а затем приказал эвакуироваться и тем, кто все еще находился на мостике. [80]

Поскольку в результате второго и третьего удара был сломан киль, балки , поддерживавшие конструкцию корпуса, начали прогибаться, обрушивая всю конструкцию в миделе и разбивая корпус пополам. Центральная треть корабля быстро затонула, но нос и корма некоторое время оставались на плаву, прежде чем из-за наводнения они оба были направлены вверх, когда они наполнились водой. Эйнсворт и капитаны других кораблей не сразу осознали, что Хелена была выведена из строя из-за изменения курса, общей неразберихи, возникшей из-за сильного задымления и стрельбы во время боя, а также того факта, что основное внимание было обращено на приближающуюся вторую группу кораблей. Японские эсминцы. В ходе последовавшего боя несколько японских эсминцев были подбиты и вынуждены выйти из боя, после чего Эйнсворт попытался реорганизовать свои силы около 02:30. Он быстро понял, что Елена не отвечает на радиосообщения, и приказал своим кораблям начать поиски пропавшего крейсера. В 03:13 Рэдфорда радар зафиксировал контакт на расстоянии примерно 5000 ярдов (4600 м). Эсминец приблизился к нему и подтвердил, что это было. Нос Елены смотрит вверх , над водой. [81]
Выжившие
[ редактировать ]
Эйнсворт приказала Рэдфорду немедленно начать поиск выживших, а вскоре после этого поручила Николасу присоединиться к спасательной операции. Эйнсворт приказала эсминцам к рассвету проследовать к островам Рассела , чтобы избежать нападения японской авиации. Оставшаяся пара эсминцев прикрывала Гонолулу и Сент-Луис, когда они отходили, чтобы избежать возможности ответного воздушного нападения Японии. Около тысячи человек находились в воде, цепляясь за спасательные плоты и ожидая, чтобы их подобрали эсминцы, которые подошли к людям в 03:41. Некоторые люди, покидая Хелену, принесли с собой фонарики , чтобы подать сигнал эсминцам о своей позиции. Когда эсминцы заняли позиции, их экипажи развесили по бортам сети, чтобы выжившие могли подняться. Но вскоре после начала спасательной операции радара Николаса операторы обнаружили контакт, приближающийся на большой скорости; и она, и Рэдфорд прервали спасательную операцию, чтобы подготовиться к бою с Сузукадзе и Таникадзе , которые оба повернули на северо-запад, чтобы перезарядить свои аппараты после торпедирования. Хелена . Они вернулись на юго-восток, чтобы найти Ниизуки , но, не сумев найти ее, отступили, подойдя к Николасу на расстояние 13 000 ярдов (12 000 м) . [82]
После ухода японских эсминцев Николас и Рэдфорд вернулись, чтобы возобновить спасательные операции в 04:15. Эсминцы спустили вельботы , чтобы помочь в поисках выживших. В 05:15 радары эсминцев засекли приближение Амагири ; последний также искал Ниизуки , когда наблюдатели заметили два американских эсминца. Амагири повернулся, чтобы вступить в бой, Николас и Рэдфорд сделали то же самое. Николас и Амагири выпустили друг в друга торпеды, а затем сблизились и открыли огонь из орудий, прежде чем Амагири оторвалась и отошла на запад. Во время короткого боя вельботы продолжали поиски выживших на Хелене . Около 06:00 эсминцы вернулись, но другой радиолокационный контакт — Мотидзуки — снова побудил их уйти. Короткая стычка на большом расстоянии не дала никаких результатов, за исключением дальнейшей задержки спасательных операций. В свете приказа Эйнсворт не попасться японским самолетам и с быстрым приближением дня Николас и Рэдфорд отступили, оставив четыре своих вельбота, чтобы помочь переправить людей на американские позиции в Нью-Джорджии. В ходе ночных операций Николас подобрал 291, а Рэдфорд спас 444. [83]
Сесил, который пережил затопление и отказался подняться на борт одного из эсминцев, вместо этого принял на себя командование оставшимися вельботами. Он руководил погрузкой трех лодок (у четвертой сломался руль и от нее было мало пользы), следя за тем, чтобы ни одна из них не перегрузилась и не перевернулась , и направил их маршрут из залива. Каждый вельбот тянул плот. Сесил стремился увести флотилию подальше от оккупированной японцами Коломбангары, чтобы избежать огня противника. Проплыв большую часть дня, лодки наконец достигли пляжа, предположительно находящегося недалеко от американских позиций, поэтому лодки подошли как можно ближе к берегу, и люди сошли на берег. Они высадились в Менакасапе , небольшом полуострове на северо-западе штата Нью-Джорджия, примерно в семи милях к северу от американских позиций. Мужчины остались там на ночь, так как было уже слишком поздно пытаться пройти через густые джунгли. Тем временем еще одна пара эсминцев, «Вудворт» и «Гвин», прибыла в залив Кула для поиска выживших. Елена ранним утром 6 июля. Они прочесали воду в устье залива, прежде чем наблюдатели на борту эсминцев заметили людей на пляже. Гвин подплыла как можно ближе к пляжу в 07:45, а Вудворт прикрывал ее приближение. После поджога вельботов выжившие Хелены - всего 88 человек - были подобраны Гвином и вернулись в Тулаги в 15:20 того же дня. [84]

Значительное количество мужчин все еще находилось в воде; несколько спасательных плотов остались в этом районе, а несколько человек забрались на все еще плавающий нос или цеплялись за куски плавающих обломков. B -24 Liberator Тяжелый бомбардировщик пролетел над этим районом на малой высоте в поисках выживших, и его пилот сообщил, что видел людей, которые поднялись на борт плавучего носа вместе с другими группами в воде. Бомбардировщик также сбросил три спасательных плота, один из которых затонул. Выжившие в море находились в жестоких условиях: мало провизии, не было укрытия от солнца и не было тепла по ночам, когда температура резко падала. В тот день группа из примерно 50 человек взяла два плота, пытаясь достичь Коломбангары, но течение оказалось слишком сильным, чтобы они могли преодолеть его. По прошествии дня группы мужчин начали расходиться; люди на одном из плотов установили импровизированный парус, пытаясь добраться до Велла Лавеллы , следующего острова к западу от Коломбангары. Другие группы мужчин были унесены туда течением; когда мужчины достигли коралловый риф , окружавший остров 8 июля, их встретили местные жители, которые помогли вытащить людей на берег и связали их со станцией берегового наблюдения . [85]
Береговые наблюдатели организовали операцию по оказанию помощи, чтобы доставить людей вглубь страны, чтобы избежать японского гарнизона и патрулей, которые регулярно прочесывали прибрежные районы. Жители Соломоновых Островов собрали группы мужчин, когда они высадились на берег в конце 7 — начале 8 июля, и отвезли некоторых из них — всего 104 человека — в дом китайского торговца во внутренней части острова. Остальные были собраны в двух разных точках острова, чтобы спрятать мужчин от японцев; эти две группы насчитывали 50 и 11 человек соответственно. Береговые наблюдатели связались со своим начальником на Гуадалканале и проинформировали его о ситуации на острове. Штаб Тернера немедленно начал строить планы по началу спасательной операции, хотя количество людей, которых нужно было эвакуировать с острова, оккупированного противником, осложняло усилия, поскольку типичные методы, с помощью подводной лодки или торпедного катера , не могли вместить 165 человек. мужчины на Велла Лавелла. Для эвакуации людей они решили использовать пару транспортных эсминцев в сопровождении восьми эсминцев. Союзные военно-морские силы еще не продвинулись до Велья-Лавельи во время кампании, что привело их в опасную близость к сильным японским военно-морским и военно-воздушным силам. [86]
План предусматривал, что две меньшие группы, обе из которых были расположены севернее основной группы, встретились в глубине суши и направились к побережью, где они подали сигнал ожидающим транспортам. Основная группа выживших отправится в другой пункт эвакуации. Первоначально операция была запланирована на 12 июля, но сообщения о том, что японские корабли действовали в этом районе, вынудили отложить операцию до ночи 15 июля (и привели ко второй битве в Кульском заливе ). Четыре эсминца заняли оборонительную позицию на северо-западе, чтобы заблокировать возможную атаку японских войск, в то время как остальные силы направились к югу от Коломбангары, а затем на север через залив Велла . 16 июля в 01:55 мужчины подали сигнал опознания ожидающим транспортным средствам, которые спустили три лодки Хиггинса , чтобы переправить людей на суда. Вместе с выжившими на Хелене лодки эвакуировали сбитого американского пилота и пленного японского пилота, прежде чем подразделения двинулись на юг, к другой точке эвакуации. Лодки Хиггинса снова переправили группу к транспортам вместе с несколькими китайскими торговцами и их семьями. В тот же день флотилия вернулась в Тулаги и высадила выживших, которые затем были переведены на берег. Французская колония Новая Каледония , где они встретили мужчин, которых вытащили из воды в ночь затопления. Из почти 1200 экипажа 168 человек погибли либо во время боя, либо пока люди дрейфовали. [87]
Последствия
[ редактировать ]Мемориал был установлен в Хелене, штат Монтана, в память об обоих крейсерах Хелена , CL-50 и CA-75 , включая артефакты с обоих судов. [88]
Затонувший корабль был обнаружен 11 апреля 2018 года исследовательским судном RV Petrel , которым управлял Пол Аллен во время экспедиции на Соломоновы острова по поиску обломков военных кораблей, затонувших во время тамошних боев. Аллен подтвердил идентичность затонувшего корабля по бортовому номеру, который все еще виден на корме. Обломки корабля лежат на глубине около 2820 футов (860 м). [88]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хелену и Сент-Луис иногда считают отдельным классом, отдельным от остального Бруклина . [3] поскольку ВМС США классифицировали их как таковые. [4] Но большинство военно-морских историков описывают их как часть класса «Бруклин» без каких-либо различий: [2] [5] [6] или как подкласс, [7] поэтому эта статья следует этому подходу.
- ^ /47 относится к длине ружья в единицах калибров . Длина ружья /47 в 47 раз больше диаметра канала ствола.
- ↑ Гувер запросил разрешение на стрельбу с помощью запроса Общей процедуры подачи сигналов (GSP) «Допросный Роджер» (что означало «Мы готовы действовать?»). Скотт ответил словом «Роджер», лишь указав, что он получил сообщение Гувера, но Гувер интерпретировал его утвердительно, поскольку, согласно GSP, неквалифицированный «Роджер» также означал открытие огня. [35]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уитли , стр. 248–249.
- ^ Jump up to: а б с д и Фридман 1980 , с. 116.
- ^ Сильверстоун , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Уитли , с. 248.
- ^ Терзибашич , с. 20.
- ^ Боннер , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Фридман 1984 , с. 475.
- ^ Jump up to: а б Уитли , с. 249.
- ^ Райт , стр. 23, 29.
- ^ Jump up to: а б Райт , стр. 33, 36.
- ^ Домагальский , с.
- ^ Jump up to: а б Боннер , с. 57.
- ^ Райт , с. 39.
- ^ Фридман 1980 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Райт , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж ДАНФС .
- ^ Боннер , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б Боннер , с. 56.
- ^ Райт , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Ровер , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Боннер , стр. 56–57.
- ^ Зимм , с. 182.
- ^ Зимм , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с д Елена, отчет .
- ^ Боннер , стр. 57–58.
- ^ Хорнфишер , стр. 141–143.
- ^ Боннер , с. 58.
- ^ Фрэнк , с. 297.
- ^ Фрэнк , стр. 292–296.
- ^ Фрэнк , стр. 294, 296–298.
- ^ Ровер , с. 201.
- ^ Кук , стр. 20, 26, 36.
- ^ Jump up to: а б Морисон , стр. 152–153.
- ^ Фрэнк , с. 301.
- ^ Фрэнк , стр. 299–302.
- ^ Кук , стр. 58–60.
- ^ Фрэнк , стр. 302–304.
- ^ Кук , стр. 68–70, 83–84.
- ^ Морисон , стр. 158–160.
- ^ Фрэнк , стр. 304–307, 312.
- ^ Jump up to: а б Уитли , с. 253.
- ^ Ровер , стр. 201, 205–207.
- ^ Фрэнк , стр. 378, 420.
- ^ Фрэнк , стр. 429–430, 435.
- ^ Ровер , стр. 210–211.
- ^ Фрэнк , стр. 430–436.
- ^ Ровер , с. 211.
- ^ Фрэнк , стр. 436–438.
- ^ Фрэнк , стр. 438–440.
- ^ Фрэнк , стр. 440–446, 449–450.
- ^ Морисон , стр. 242–243.
- ^ Хаммель , стр. 137–138.
- ^ Фрэнк , стр. 446.
- ^ Хаммель , с. 234.
- ^ Фрэнк , стр. 443–446, 452, 454–456, 459.
- ^ Фрэнк , стр. 451, 456–457.
- ^ Морисон , с. 257.
- ^ Килпатрик , стр. 101–103.
- ^ Домагальский , с.
- ^ Фрэнк , стр. 548–549.
- ^ Ровер , с. 223.
- ^ Домагальский , с. 1–3.
- ^ Фрэнк , стр. 572–573.
- ^ Домагальский , с. 26–28.
- ^ Домагальский , стр. 28.
- ^ Фрэнк , стр. 577–578.
- ^ Домагальский , с. 35–36.
- ^ Райт , с. 36.
- ^ Домагальский , с. 40–42.
- ^ Домагальский , с. 45–47.
- ^ Домагальский , с. 48–49.
- ^ Домагальский , с. 49–50, 52–53.
- ^ Домагальский , с. 53–57.
- ^ Домагальский , с. 61–63.
- ^ Домагальский , с. 65–67.
- ^ Домагальский , с. 67–68, 71.
- ^ Домагальский , с. 74–78.
- ^ Домагальский , с. 78, 85–87.
- ^ Домагальский , с. 87–89.
- ^ Домагальский , с. 78–83, 89–90.
- ^ Домагальский , с. 103–108.
- ^ Домагальский , с. 108–109, 112–114, 116–118.
- ^ Домагальский , с. 119–125.
- ^ Домагальский , с. 133–134, 139–145, 150–152.
- ^ Домагальский , с. 152–156, 159–162, 175, 178–179.
- ^ Домагальский , с. 102, 179–189, 193–195.
- ^ Jump up to: а б Хэнсон .
Ссылки
[ редактировать ]- Боннер, Кермит (1996). Последние путешествия . Падука: Издательская компания Turner. ISBN 978-1-56311-289-8 .
- Кук, Чарльз О. (1992). Битва у мыса Эсперанс: встреча на Гуадалканале . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-126-4 .
- Домагальски, Джон Дж. (2012). Затонул в заливе Кула: последний рейс военного корабля США «Хелена» и невероятная история ее выживших во Второй мировой войне . Потомак Books Inc. ISBN 978-1-59797-839-2 .
- Фрэнк, Ричард Б. (1990). Гуадалканал: Полное описание знаменательной битвы . Мармондсворт: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14-016561-6 .
- Фридман, Норман (1980). "Соединенные Штаты Америки". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 86–166. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Фридман, Норман (1984). Крейсеры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-718-0 .
- Хэнсон, Эми Бет (18 апреля 2018 г.). «Почти через 75 лет после того, как затонул военный корабль США «Хелена», были найдены его обломки» . Независимый рекорд . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 13 августа 2019 г.
- Хаммель, Эрик (1988). Гуадалканал: Решение на море: Морское сражение за Гуадалканал, 13–15 ноября 1942 года . Нью-Йорк: Пасифика Пресс. ISBN 978-0-517-56952-8 .
- «Елена II (CL-50)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . 25 октября 2005 г. Проверено 18 июля 2019 г.
- Хорнфишер, Джеймс Д. (2011). Ад Нептуна: ВМС США на Гуадалканале . Нью-Йорк: Bantam Books. ISBN 978-0-553-80670-0 .
- Килпатрик, CW (1987). Морские ночные сражения на Соломоновых островах . Экспозиционная пресса. ISBN 978-0-682-40333-7 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). «Морской бой за Гуадалканал, 12–15 ноября 1942 г.». Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г. , т. 1, с. 5 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0-316-58305-3 .
- Военно-морской исторический отдел (1959). Словарь боевых кораблей американского флота . Том. Я. Вашингтон: Отдел истории военно-морского флота. OCLC 627492823 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сильверстоун, Пол (2012). Военно-морской флот Второй мировой войны, 1922–1947 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-283-60758-2 .
- Терзибашич, Стефан (1988). Крейсеры ВМС США 1922–1962 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-974-0 .
- «Военный корабль США Хелена, отчет о нападении на Перл-Харбор» . история.военно-морской флот.mil . Командование военно-морской истории и наследия. 20 февраля 2018 года . Проверено 18 июля 2019 г.
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-1-85409-225-0 .
- Райт, Кристофер С. (2019). «Ответ на вопрос 1/56». Военный корабль Интернешнл . ЛВИ (1). Толедо: Международная организация военно-морских исследований : 22–46. ISSN 0043-0374 .
- Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун: Издательство Casemate Publishers . ISBN 978-1-61200-010-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Пол О., CDR USNR (1944). «Один проклятый бой за другим»: боевой отчет военного корабля США «Хелена» с 7 декабря 1941 года по 6 июля 1943 года . OCLC 41758996 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотогалерея военного корабля США Хелена в NavSource Naval History
- Крейсера типа «Бруклин»
- Корабли, построенные в Бруклине
- корабли 1938 года
- Крейсеры США времен Второй мировой войны
- Корабли, присутствовавшие во время нападения на Перл-Харбор
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в июле 1943 г.
- Открытия кораблекрушения Пола Аллена
- Археологические открытия 2018 года