«Атланта» Крейсер типа
![]() Военный корабль США Сан-Хуан 14 октября 1944 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Атланта класс |
Строители |
|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Бруклинский класс |
Преемник | Кливленд класс |
Подклассы | Окленд класс |
Построен | 1940–1945 |
В комиссии | 1941–1949 |
Завершенный | 8 |
Потерянный | 2 |
Ушедший на пенсию | 6 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 52 фута 10 дюймов (16,10 м) |
Черновик | 20 футов 6 дюймов (6,25 м) |
Движение |
|
Скорость | 32,5 узла (60 км/ч) (расчетная); 33,6 узла (62 км/ч) (испытания) |
Диапазон | 8500 морских миль (15700 км) при скорости 15 узлов (28 км/ч) |
Лодки и пристань судно перевозилось | 2–4 спасательных шлюпки |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки | |
Вооружение |
|
Броня |
|
Крейсеры «Атланта» класса представляли собой восемь ВМС США легких крейсеров , которые были спроектированы как быстроходные крейсеры-разведчики или лидеры флотилии, но доказали свою эффективность в качестве зенитных крейсеров во время Второй мировой войны . Они были также известны как Атланта - Окленд класс . Первоначально класс «Атланта» имел 16 орудий калибра 5 дюймов (127 мм)/38 в восьми двухорудийных башнях, расположенных с тремя сверхстрельными турелями вперед, еще тремя сверхстрельными в корме и двумя поясными установками, одной левой и одной правой, что давало первое преимущество. четыре крейсера класса «Атланта» - самое тяжелое зенитное вооружение среди всех крейсеров Второй мировой войны. Последние четыре корабля этого класса, начиная с «Оклэнда» , имели слегка переработанное вооружение с уменьшенной батареей ГК (удалены поясные башни), поскольку они были дополнительно оптимизированы для зенитного огня с учетом военного опыта.
Класс «Атланта» участвовал в тяжелых боях во время Второй мировой войны, в совокупности заработав 54 боевые звезды . Два корабля этого класса были потоплены в бою: «Атланта» и «Джуно» , оба в морском сражении за Гуадалканал . Остальные шесть были выведены из эксплуатации вскоре после войны и сданы на слом в 1960-х годах.
Технические характеристики
[ редактировать ]Исходная батарея ГК первого квартета класса « Атланта» состояла из восьми сдвоенных калибра 5 дюймов (127 мм)/38 артустановок (8 × 2 5-дюймовых орудий). Эта батарея могла стрелять более 17 600 фунтов (8 000 кг) снарядов в минуту, включая зенитные снаряды «VT» с радиолокационным взрывателем . Управление огнем осуществлялось двумя системами управления огнем Mk 37, расположенными по центральной линии на вершине надстройки. В постройке эти корабли отсутствовали радар, но с весны 1942 года они были переоборудованы радаром управления огнем FD (Mk 4), а также поисковым радаром SC-1 и SG. С 1943 года радар FD (Mk 4) был заменен улучшенной комбинацией Mk 12/Mk 22.
Первые четыре крейсера класса «Атланта» изначально имели вторичное зенитное вооружение из двенадцати орудий калибра 1,1 дюйма (28 мм)/75 калибра в трех счетверенных установках без установленных направляющих. К началу 1942 года, когда стало доступно больше вооружения, на юте была установлена четвертая счетверенная установка и установлены направляющие (вероятно, Mk 44). К концу 1942 года это неприятное и относительно неэффективное вооружение на уцелевших кораблях стало заменяться спаренными установками для новых и гораздо более совершенных 40-мм зенитных орудий Bofors с направляющими Mk 51.
Также с начала 1942 года зенитное вооружение ближнего действия было дополнено восемью 20-мм скорострельными зенитными пушками в одиночных установках Mk 4, расположенных две на носовой надстройке, четыре на миделе между трубами (смещая некоторые лодки корабля) и две на квартердеке в кормовой части. Начиная с 1943 года, еще две установки Mk 4 были добавлены на носовую надстройку и по паре с каждой стороны второй трубы, чтобы противостоять опасности атак японской авиации. С конца 1943 года четверная 40-мм установка Bofors заменила сдвоенную установку на юте, при этом в качестве компенсации были удалены шесть проекторов глубинных бомб. Добавление радара, дополнительных зенитных орудий ближнего действия и другого оборудования серьезно ухудшило устойчивость этих кораблей по мере развития войны и привело к перенаселенности, поскольку для их укомплектования приходилось добавлять больше людей.
Второй квартет класса «Атланта» , иногда известный как класс «Окленд» , с самого начала был введен в эксплуатацию только с шестью спаренными 5-дюймовыми/38-мм установками и с пушками Bofors, а также с четырьмя дополнительными спаренными 40-мм установками Bofors по сравнению с их предшественниками: две водоизмещающими. бывшие 5-дюймовые / 38-дюймовые крыльевые башни (улучшающие как устойчивость, так и огневую мощь ПВО на близком расстоянии, одновременно уменьшая заторы) и две между воронками, заменяющие две предыдущие пары 20-мм Oerlikon. Кроме того, батарея 20-мм зенитных пушек была увеличена: пара на носу , четыре на носовой надстройке, восемь на миделе, расположенные по обе стороны от кормовой трубы, и две на кормовой квартердеке , всего шестнадцать.
Крейсеры типа «Атланта» были единственным классом крейсеров ВМС США, введенных в строй во время Второй мировой войны и вооруженными торпедными аппаратами: восемью 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами в двух счетверенных пусковых установках. [ 1 ]
К концу войны военный корабль США « Окленд» получил модернизацию для защиты от камикадзе , которая включала замену четырех кормовых сдвоенных «Бофорсов» счетверенными установками и значительное сокращение количества 20-мм установок (возможно, всего до шести), а также замену оставшихся на спаренные, а не одиночные пушки. Торпедные аппараты были сняты.
Хотя корабли этого класса планировались как эсминцев лидеры флотилии , первоначальная конструкция не включала противолодочное вооружение, такое как гидролокатор или батарею глубинных бомб . В начале 1942 года, наряду с модернизацией зенитных и радиолокационных систем, эти корабли были оснащены гидролокатором и стандартной батареей эсминца из шести проекторов глубинных бомб и двух кормовых гусениц. Когда было установлено, что суда более ценны для защиты от самолетов, проекторы были сняты, но гусеницы остались. [ 2 ] Подкласс «Окленд» так и не получил проекторы, получив только две кормовые гусеницы, вероятно, из-за предельной устойчивости.
Этот класс был оснащен четырьмя котлами на 665 фунтов на квадратный дюйм, соединенными с двумя паровыми турбинами с редуктором мощностью 75 000 лошадиных сил (56 000 кВт), а корабли могли поддерживать максимальную скорость 33,6 узла (62,2 км / ч; 38,7 миль в час). На испытаниях « Атланта» развивала скорость 33,67 узла (62,36 км/ч; 38,75 миль в час) и мощность 78 985 л.с. (58 899 кВт). Корабли класса «Атланта» имели тонкую броню: максимум 3,75 дюйма (95 мм) по бортам, прикрывающим механизмы и магазины, при этом 5-дюймовые артустановки защищались всего на 1,25 дюйма (32 мм), а боевая рубка — на 2,5. дюймов (64 мм). [ 2 ]
Первоначально корабли были рассчитаны на 26 офицеров и 523 человека, но это число увеличилось до 35 офицеров и 638 человек на первых четырех кораблях и до 45 офицеров и 766 человек на второй группе из четырех кораблей, начиная с Окленда . Корабли также проектировались как флагманы с дополнительным пространством для флагманского офицера и его штаба, но дополнительное пространство использовалось для дополнительного экипажа, необходимого для укомплектования зенитным вооружением и электроникой. [ 3 ]
Критика
[ редактировать ]были очень грозными зенитными кораблями, Несмотря на то, что крейсера класса «Атланта» они не очень хорошо себя показали в бою. Из трех легких крейсеров, потерянных ВМС США во время Второй мировой войны, два принадлежали «Атланте ». Были потоплены единственные два крейсера этого класса, участвовавшие в надводном бою: «Атланта» и «Джуно» . «Атланта» была потоплена в надводном бою во время кампании на Гуадалканале, а «Джуно» был сильно поврежден в том же бою и потоплен японской подводной лодкой I-26, возвращавшейся на ремонт. [ 4 ] Оба этих судна получили смертельные удары японских торпед и артиллерийского огня более крупных и тяжеловооруженных кораблей. Уникальное вооружение класса «Атланта» не способствовало их потере.
Конструкция класса «Атланта» также подвергалась критике за нехватку наводчиков для основной 5-дюймовой артиллерийской батареи, что снижало ее эффективность. Первоначально не хватало промежуточных зенитных орудий (т.е. 1,1 в пушках или Бофорс 40 мм). К концу 1942 года эти проблемы были несколько исправлены на военно-морских верфях, но после этого боевые корабли класса «Атланта» оказались перегружены по весу по сравнению с размером их корпусов. На протяжении Второй мировой войны и в послевоенные годы у них были проблемы с весом надводной части; эта проблема была решена путем редизайна класса, который затем был построен как три Джуно класса крейсера . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Все восемь кораблей этого класса служили во время Второй мировой войны, а шесть кораблей пережили войну. Головной корабль этого класса, «Атланта» , был заложен 22 апреля 1940 года и спущен на воду 6 сентября 1941 года. «Атланта » была введена в строй на военно-морской верфи Нью-Йорка 24 декабря 1941 года, всего через несколько недель после нападения японцев на Перл-Харбор 7 сентября. Декабрь. «Атланта» участвовала в качестве зенитного крейсера в решающей американской победе в битве за Мидуэй в июне 1942 года, прежде чем ее отправили на юг, чтобы сражаться на Соломоновых островах. Атланта была затоплена после попадания торпеды и тяжелых артиллерийских повреждений японских надводных кораблей и военного корабля США Сан-Франциско 13 ноября 1942 года во время морского сражения за Гуадалканал . Джуно также был тяжело поврежден в надводном бою в том же бою, а затем потоплен японской подводной лодкой I-26 13 ноября 1942 года. Рено был торпедирован у Лейте 4 ноября 1944 года, что привело к сильному пожару и значительному наводнению, но был спасен от затонул в результате усилий экипажа по устранению повреждений. [ 4 ]
После войны шесть уцелевших кораблей этого класса были выведены из эксплуатации в период с 1947 по 1949 год и помещены в резервный флот. В 1949 году корабли получили новое типовое обозначение CLAA. Ни один из этих кораблей не был повторно введен в строй для активной роли; к 1970 году все они были в конечном итоге уничтожены и списаны. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Название корабля | Не Халл. | Сорт/ |
Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Атланта | CL-51 | Атланта | Федеральная судостроительная компания и компания сухих доков , Кирни, Нью-Джерси | 22 апреля 1940 г. | 6 сентября 1941 г. | 24 декабря 1941 г. | — |
|
Джуно | CL-52 | 27 мая 1940 г. | 25 октября 1941 г. | 14 февраля 1942 г. |
| |||
Сан-Диего | CL-53 | Bethlehem Steel Corporation , Верфь Фор-Ривер , Куинси, Массачусетс | 27 марта 1940 г. | 26 июля 1941 г. | 10 января 1942 г. | 4 ноября 1946 г. |
| |
Сент-Джон | CL-54 | 15 мая 1940 г. | 6 сентября 1941 г. | 28 февраля 1942 г. | 9 ноября 1946 г. |
| ||
Окленд | CL-95 | Окленд (подкласс) | Bethlehem Steel Corporation , Сан-Франциско, Калифорния | 15 июля 1941 г. | 23 октября 1942 г. | 17 июля 1943 г. | 1 июля 1949 г. |
|
Рено | CL-96 | 1 августа 1941 г. | 23 декабря 1942 г. | 28 декабря 1943 г. | 4 ноября 1946 г. |
| ||
Флинт | CL-97 | 23 октября 1942 г. | 25 января 1944 г. | 31 августа 1944 г. | 6 мая 1947 г. |
| ||
Тусон | CL-98 | 23 декабря 1942 г. | 3 сентября 1944 г. | 3 февраля 1945 г. | 11 июня 1949 г. |
|
См. также
[ редактировать ]- Крейсер -эсминец и крейсер класса CL-154 пытаются создать «супер- Атланту », заменив 5-дюймовую пушку 38- го калибра на более дальнобойную и скорострельную 5-дюймовую 54-дюймовую пушку. пистолет Марк 16 калибра
- Крейсер типа «Вустер» , увеличенная версия класса «Атланта», с почти идентичной конфигурацией, за исключением аккумуляторных батарей.
- Dido класса Крейсер — современный британский крейсер аналогичного размера, роли и конфигурации.
- Список крейсеров ВМС США
- Список классов кораблей Второй мировой войны
Сноски
[ редактировать ]- ^ Фридман 1984 , стр. 231–233.
- ^ Jump up to: а б Фридман 1984 , стр. 238–239, 452.
- ^ Фридман 1984 , с. 238
- ^ Jump up to: а б Фридман 1984 , с. 325
- ^ Фридман 1984 , с. 239
- ^ Фридман 1984 , с. 477
- ^ «Военно-морской архив.com — роли и задачи крейсера, стр. 55» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 февраля 2023 года . Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ «Сан-Диего (CL-53) ii» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Архивировано из оригинала 9 мая 2011 года . Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ «Сан-Хуан (CL-54) II» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ «Окленд (CL-95) II» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ «Рено (CL-96) II» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ «Флинт» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ «Тусон» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 4 апреля 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1984), Крейсеры США: иллюстрированная история дизайна , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN 0-87021-718-6 , OCLC 10949320
Внешние ссылки
[ редактировать ]