Jump to content

Подводная лодка США S-класса

Военный корабль США С-44
Подводная лодка С-класса С-44
Обзор класса
Имя S класс
Строители
Операторы
Предшественник Р-класс
Преемник V-образные лодки
Подклассы Голландия, Озеро, Военно-морская верфь, 2-я Голландия, 2-я военно-морская верфь
Построен 1918–1925
В комиссии 1920–1946
Планируется 65
Завершенный 51
Отменено 14
Потерянный 9
Ушедший на пенсию 42
Общие характеристики
Тип Подводная лодка
Смещение Максимум 906 тонн на поверхности, 1230 тонн под водой.
Длина 219–240 футов (67–73 м) ( S-2 207 футов (63 м))
Луч 21–22 футов (6,4–6,7 м)
Черновик 13 футов 1 дюйм – 16 футов 1 дюйм (3,99–4,9 м) [1]
Скорость 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) - 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) на поверхности.
Диапазон 5000 миль (9300 км; 5800 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) на поверхности
Глубина испытания 200 футов (61 м)
Дополнение 38
Вооружение

Подводные лодки США Соединенных , S-класса часто называемые просто S-лодками (иногда «сахарными» лодками , по названию тогдашнего фонетического алфавита ВМФ для буквы «S»), были первым классом подводных лодок, значительное количество которых было построено для Штатов. Модели военно-морского флота . Они составляли основную часть подводных лодок ВМС США в межвоенные годы, и их можно было встретить на каждом театре военных действий. Хотя они не считались подводными лодками флота , они были первыми подводными лодками ВМС США, предназначенными для операций в открытом океане и открытой воде. Все предыдущие подводные лодки предназначались для гавани или береговой обороны. Эти лодки должны были иметь большую скорость и дальность полета, чем предыдущие классы, с улучшенной обитаемостью и большим вооружением. [2]

S-класс был спроектирован во время Первой мировой войны , но завершен только после войны. Многие лодки этого класса оставались в строю до Второй мировой войны .

В период с 1920 по 1925 год ВМС США ввели в строй 51 подводную лодку S-класса. Первая лодка по названию, USS S-1 (SS-105) , была введена в эксплуатацию в 1920 году, а последняя по численности - USS S-51 (SS-162). , в 1922 году. Из-за серьезных производственных трудностей, с которыми столкнулся один из подрядчиков, производственная последовательность была нарушена, и последним представителем этого класса, фактически введенным в строй, был военный корабль США S-47 (SS-158) в сентябре 1925 года. Класс S - это подразделяются на четыре группы разного исполнения:

S-2 был прототипом, построенным Лейком, и не повторялся.

Первые три лодки в последовательности названий, S-1 , S-2 и S-3 , были прототипами, утвержденными в 1918 финансовом году, и были построены по одним и тем же спецификациям: S-1 разработан компанией Electric Boat, S-2 компанией Lake. и S-3 Бюро строительства и ремонта (BuC&R) (позже Бюро кораблей ). [3] Проекты Electric Boat и BuC&R были запущены в серийное производство в рамках ассигнований на следующий финансовый год.

От SS-159 до SS-168 (2-я Голландия) и от SS-173 до SS-176 (2-я военно-морская верфь) были отменены, и, вопреки более поздней практике, бортовые номера использовались для последующих подводных лодок. [4] Часть материалов для них была использована компанией Electric Boat для постройки ВМС Перу четырех R-лодок .

Первой лодкой S, введенной в строй, была S-3 30 января 1919 года, за ней (по порядку) последовали S-4 , S-5 , S-6 и S-2 . [5] Подрядчики Electric Boat в Куинси и Сан-Франциско работали параллельно: первая единица, S-1 , была построена в Куинси и введена в эксплуатацию 5 июня 1920 года, а первая единица из Сан-Франциско - военный корабль США S-30 (SS-135) . вступил в строй 29 октября 1920 г. [6]

Отчеты разведки, полученные с 1914 по 1916 год, показали, что немецкие подводные лодки, действовавшие тогда у берегов Великобритании, намного превосходили возможности нынешних подводных лодок USN классов H, K, L и N. Если бы Великобритания пала, эти лодки не смогли бы пересечь Атлантику и сражаться, как только они туда доберутся, и это обусловило требования к проектам, которые впоследствии стали S-классом. Техническими требованиями ВМФ предусматривалась лодка водоизмещением 800 тонн, скоростью 11–14 узлов и дальностью плавания от 3400 до 5400 морских миль. Он должен был быть вооружен четырьмя 21-дюймовыми торпедными аппаратами и 4-дюймовой палубной пушкой. Военно-морской флот обратился к своим традиционным производителям подводных лодок, компаниям Electric Boat and Lake, и попросил их представить проекты, но впервые ВМФ сам разработал проект, который будет построен на своих собственных военно-морских верфях. Военно-морской флот хотел диверсифицировать процесс приобретения и обеспечить некоторый уровень конкуренции Electric Boat. [7]

Хотя лодки FY-18 считались прототипами, конструкции Electric Boat (EB) и BuC&R с самого начала предназначались для серийного производства. [8] Конструкция EB легла в основу лодок групп I и IV и представляла собой, по сути, увеличенную версию всех их предыдущих конструкций. Корпус имел единую конструкцию, все балластные цистерны находились внутри прочного корпуса. Корпус имел округлую веретенообразную форму, руль направления располагался в самом конце корпуса, позади сдвоенных винтов. [9] По сравнению с предыдущими лодками R-лодки группы I S-лодки были на 33 фута (10,1 м) длиннее, с большей шириной на 3 фута 3 дюйма (1,0 м), осадкой 2 фута 3 дюйма (0,7 м) на и водоизмещением на 60% больше. . Это позволило увеличить дальность полета, более крупные двигатели и более высокую скорость, а также увеличить количество перезарядок торпед , хотя количество передних торпедных аппаратов осталось неизменным.

Проект Lake, S-2 , представлял собой модифицированный тип с двойным корпусом, с балластными цистернами, расположенными вокруг внутреннего прочного корпуса. Корма имела плоскую форму лопаты, что придавало корме необходимую плавучесть. Руль направления был установлен под кормой, а поворотная конструкция также поддерживала кормовые пикирующие самолеты. Для придания надводной плавучести надстройку наверху лодки сделали частично водонепроницаемой. Ходовые испытания показали, что нос имеет тенденцию зарываться в волны, поэтому Лейк добавил к носу резервуар плавучести, что придало ему горбатый вид. Эта лодка отличалась плохой маневренностью и была слишком сложной. Он оказался ненадежным и не понравился экипажу. Военно-морской флот не выбрал его для серийного производства, и лодки этой конструкции больше не производились. [10]

Конструкция BuC&R, которая стала S-3, представляла собой полностью двойной корпус, включавший в себя некоторые конструктивные особенности конструкций Electric Boat и Lake. При длине 231 фут он был длиннее и немного шире двух других конструкций. Аккумулятор размещался в одном большом отсеке в передней части поста управления, что придавало лодке длинный и гладкий вид. Длинный корпус заканчивался острым вертикальным «долото» на корме, а руль направления и кормовые пикирующие плоскости устанавливались под корпусом, за гребными винтами. [11]

Четыре лодки группы II и все четыре лодки группы IV имели дополнительный одиночный кормовой торпедный аппарат. [12] Группа IV также была длиннее и имела меньшую осадку. Конструкции электролодок (группы I и III) были однокорпусными, остальные — двухкорпусными. Все лодки S имели калибра 4 дюйма (102 мм) 50 калибра палубную пушку , что значительно больше, чем 3-дюймовая пушка предыдущих подводных лодок США. Это произошло из-за наблюдений, что немецкие подводные лодки часто использовали свои палубные орудия, а многие подводные лодки были оснащены 105-мм (4,1-дюймовыми) палубными орудиями. Еще одним усовершенствованием стала фарватерная боевая рубка . Предыдущие подводные лодки США имели небольшие фарватеры для уменьшения сопротивления и повышения скорости в подводном положении. Опыт, полученный при патрулировании Северной Атлантики во время Первой мировой войны, показал, что лодки будут проводить значительное время на поверхности и, следовательно, нуждаются в лучшей защите наблюдателей на мостике. Исследование захваченных подводных лодок после перемирия также показало, что более крупный фарватер с постоянными поручнями был предпочтительнее при всплытии на поверхность в Северной Атлантике, поэтому S-лодки строились или оснащались улучшенным и гораздо большим фарватером. [13] [14] [15]

Будущий адмирал Хайман Дж. Риковер был назначен на военный корабль США S-48 . Позже он считал, что «неисправная, закопченная, опасная и отталкивающая конструкция» лодок S-класса вдохновила его на одержимость высокими инженерными стандартами. [16]

В 1923 году военный корабль США S-1 экспериментировал с поплавковым самолетом (идею позже переняли японцы). На кормовой палубе был установлен цилиндрический ангар для размещения одного Martin MS-1 гидросамолета . Испытания показали неработоспособность концепции, впоследствии оборудование было демонтировано. Позже ангар был повторно использован и перестроен в качестве прототипа спасательной камеры Макканна — водолазного колокола для спасения членов экипажа с затонувших подводных лодок. [17]

Первыми двумя лодками, построенными EB, были S-1 в Куинси и S-30 в Сан-Франциско. Во время ходовых испытаний обе лодки испытали сильную крутильную вибрацию трансмиссии во время требуемого движения на высокой скорости. Вибрации были настолько сильными, что оба двигателя на обеих подводных лодках полностью вышли из строя. Последующее расследование показало, что коленчатые валы двигателей NELSECO 8-EB-15 (построенных дочерней компанией Electric Boat) имели недостаточный диаметр и, следовательно, не были достаточно жесткими, чтобы выдерживать рабочий ход каждого цилиндра/поршня при его запуске, что привело к при чрезмерном скручивании. [18] Это был серьезный недостаток, который привел процесс производства ЭБ в хаос. Некоторые лодки оставались незавершенными на верфях строителей, в то время как другие ковыляли на пониженной мощности, пока не удалось исправить ситуацию. В конце концов, военно-морское ведомство, столкнувшись с перспективой того, что большая часть самолетов S-класса не сможет соответствовать желаемым эксплуатационным параметрам, получило дополнительное финансирование для EB для восстановления двигателей с коленчатым валом увеличенного диаметра. Это решило проблему крутильной вибрации, но работы по восстановлению значительно задержали поставку лодок EB ВМФ, в результате чего среднее время постройки превысило 4,5 года. [19] Как только проблема с двигателем была решена, лодки EB стали отлично служить ВМС США, многие из которых прослужили до конца Второй мировой войны.

Лодки, построенные по конструкции BuC&R компаниями Portsmouth and Lake, использовали дизельный двигатель MAN производства Бюро , а в случае Lake - 2- или 4-тактный двигатель Busch-Sulzer . Эти типы двигателей, хотя и страдали от конструктивных и инженерных проблем, присущих всем ранним дизельным двигателям, были намного более надежными, чем двигатели NELSECO, используемые EB, и демонстрировали приемлемые характеристики на протяжении всего срока службы. [20]

Служба времен Второй мировой войны

[ редактировать ]

На момент вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года возраст подводных лодок S-класса составлял от 16 до 21 года. Хотя в то время ВМС США имели два старых класса подводных лодок (классы O и R, первоначально введенные в строй в 1918 и 1919 годах), S-класс был самым старым классом подводных лодок (возможно, в мире), которые использовались в боевых действиях.

Во время Второй мировой войны на момент вступления Соединенных Штатов в войну в декабре 1941 года на вооружении находилось 37 S-лодок. Двадцать S-лодок были награждены боевыми звездами , а 17 потопили в общей сложности 42 японских корабля. Шесть введенных в строй S-лодок были потеряны во время войны — пять из-за аварий (три из-за посадки на мель, одна из-за столкновения и одна из-за затопления) и одна ( С-44 ) в бою.

Часть лодок S-класса была передана другим флотам. Пять ( S-1 , S-21 , S-22 , S-24 и S-29 ) были переданы Королевскому флоту в период с марта по сентябрь 1942 года, а один, S-25 , — Польше в ноябре 1941 года. В основном это были использовался для обучения противолодочной борьбе и снят с вооружения к середине 1944 года.

Лодки S участвовали во Второй мировой войне как в Атлантике, так и в Тихом океане . Меньшие по размеру и медленнее, чем подводные лодки более позднего флота, созданные для военной службы, и не имеющие дальности действия для патрулирования Тихого океана (к тому же им было 20 лет), они использовались в разведке и снабжении, а также для береговой обороны.

Восемь S-лодок ( от S-11 до S-17 и S-48 ) провели войну полностью на Атлантическом театре военных действий. Их деятельность варьировалась от Коко-Соло в Панаме до Каско-Бэй в штате Мэн.

S-лодки действовали на театре военных действий на Аляске после битвы за Алеутские острова , базируясь в Датч-Харборе . Некоторые из них также действовали за пределами Австралии в юго-западной части Тихого океана . Большинство из них были выведены из боевой службы к концу 1943 года, когда Gato класса больше подводных лодок появилось , и были переведены на противолодочную подготовку. Два катера S ( S-42 и S-47 ) несли боевое патрулирование в 1944 году, причем последнее боевое патрулирование катера S осуществлялось S-42 с 5 августа по 3 сентября 1944 года.

Во время Второй мировой войны лодки S-класса не использовали более новую торпеду Mark 14 образца Первой мировой войны , стандартную для подводных лодок флота, из-за более коротких торпедных аппаратов, вместо этого полагаясь на Mark 10 . (Из-за нехватки производства многие лодки флота также использовали Mark 10. Поскольку в начале войны у Mark 14 было много отказов, это не обязательно было недостатком.)

Самый заметный боевой успех этого класса добился USS S-44 (SS-155). После катастрофического поражения USN и RAN в битве у острова Саво утром 10 августа 1942 года S -44 столкнулись с отступающими японскими войсками возле Кавиенга. Оказавшись в идеальной позиции, экипаж С-44 выпустила четыре торпеды Mark 10 , три из которых попали в тяжелый крейсер «Како» . Смертельно раненый крейсер затонул за семь минут, а С-44 скрылся.

Поскольку во время Второй мировой войны на вооружение были приняты новые подводные лодки, лодки S были выведены из боевой службы и вместо этого оказывали поддержку в обучении. Всего с конца 1944 года было выведено из эксплуатации и использовано в экспериментальных целях, в том числе потоплено экспериментальным оружием, 11 лодок.

На момент капитуляции японцев 2 сентября 1945 года 13 S-лодок все еще находились в строю. Из 13 11 были выведены из эксплуатации в октябре 1945 года, одна - в ноябре, а S-15 оставалась в строю до июня 1946 года.

Судьбы S-лодок

[ редактировать ]

Все лодки S были списаны после Второй мировой войны, кроме перечисленных ниже.

Потерялся в море между войнами

[ редактировать ]

4 подводные лодки

  • USS S-4 (SS-109) — затонул в результате столкновения с береговой охраны США эсминцем «Полдинг» недалеко от Провинстауна , штат Массачусетс, 17 декабря 1927 года, 40 человек погибли; позже поднят, отремонтирован и служил в качестве испытательного катера для спасения и спасения подводных лодок, прежде чем был окончательно потоплен в качестве цели 15 мая 1936 года. [21]
  • Военный корабль США S-5 (SS-110) - погиб 1 сентября 1920 года в результате несчастного случая при нырянии у мысов Делавэр без человеческих жертв. Последующие попытки спасти не увенчались успехом, и лодка осталась на дне у Кейп-Мей , штат Нью-Джерси. [22]
  • Военный корабль США S-48 (SS-159) - затонул в результате несчастного случая при погружении без человеческих жертв до ввода в строй 7 декабря 1921 года; поднят и введен в эксплуатацию 14 октября 1922 г.; служил во время Второй мировой войны и списан в 1946 году. [23]
  • Военный корабль США S-51 (SS-162) - затонул в результате столкновения с SS City of Rome у острова Блок , 25 сентября 1925 года, 33 человека погибли; поднят и позже списан в 1930 году. [24]

Списано между Первой и Второй мировыми войнами.

[ редактировать ]

6 подводных лодок

Выведен из эксплуатации между Первой и Второй мировыми войнами, не вводился в эксплуатацию и в конечном итоге списан.

[ редактировать ]

Передан Королевскому флоту во время Второй мировой войны.

[ редактировать ]

6 подводных лодок

Потерян во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

7 подводных лодок (1 на действия противника)

Другие судьбы

[ редактировать ]

11 S-лодок были выведены из эксплуатации в 1944 и 1945 годах перед капитуляцией Японии. В основном они использовались как мишени. Место крушения лодки-мишени USS S-35 было обнаружено у острова Оаху в рамках проекта Lost 52 в 2017 году, недалеко от S-28 .

На момент капитуляции Японии 2 сентября 1945 года в строю находилось 13 S-лодок. Все, кроме одного, USS S-15 (SS-120) , были выведены из эксплуатации к концу ноября 1945 года . S-15 была выведена из эксплуатации в июне 1946 года.

Общие характеристики

[ редактировать ]

(Дизайн первой электрической лодки (также известной как Голландия))

  • Водоизмещение: 854 тонны в надводном положении; 1062 тонны под водой
  • Длина: 219 футов 3 дюйма (66,8 м)
  • Ширина: 20 футов 9 дюймов (6,3 м)
  • Осадка: 16 футов (4,9 м) [33]
  • Силовая установка: 2 New London Ship and Engine Company (NELSECO) дизеля по 600 л.с. (448 кВт) каждый; 2 электродинамических двигателя ( S-1 , S-30 S-35 ), Ridgway ( S-18 , S-20 S-29 ) или General Electric ( S-36 S-41 ), 750 мощность (560 кВт) каждый; 120-ячеечная Exide батарея ; два вала. [33]
  • Бункеровка: 168 тонн нефтяного топлива
  • Скорость: 14,5 узлов (27 км/ч) в надводном положении; 11 узлов (20 км/ч) под водой
  • Дальность: 5000 миль (8000 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) в надводном положении.
  • Глубина испытания: 200 футов (61 м)
  • Вооружение (в заводском исполнении): 4 торпедных аппарата калибра 21 дюйм (533 мм) (носовой, 12 торпед ); [33] 1 × 50 кал. 4-дюймовая (102-мм) палубная пушка [34]
  • Экипаж: 38 (позже 42) офицеров и солдат. [1]
  • Лодки в группе: от S-1 , от S-18 до S-41.

Группа II

[ редактировать ]

(проект 1-й военно-морской верфи)

  • Водоизмещение: 876 тонн надводное; 1092 тонны под водой
  • Длина: 231 фут (70,4 м)
  • Ширина: 21 фут 9 дюймов (6,6 м)
  • Осадка: 13 футов 4 дюйма (4,1 м) [35]
  • Силовая установка: 2 дизеля MAN ( от S-3 до S-13 ) или Busch-Sulzer ( от S-14 до S-17 ), мощностью 1000 л.с. (746 кВт) каждый; 2 электродвигателя Westinghouse по 600 л.с. (447 кВт) каждый; 120-ячеечная Exide батарея ; два вала. [33]
  • Скорость: 15 узлов (28 км/ч) в надводном положении; 11 узлов (20 км/ч) под водой
  • Бункеровка: 148 тонн нефтяного топлива. [36]
  • Дальность: 5000 морских миль (9000 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) в надводном положении.
  • Глубина испытания: 200 футов (61 м)
  • Вооружение (в заводском исполнении): 4 торпедных аппарата диаметром 21 дюйм (533 мм) (носовой, 12 торпед) или (от С-11 до С-13 ) 5 (четыре носовых, один кормовой, 14 торпед); [36]
    1 × 50 калибра 4-дюймовая (102-мм) палубная пушка [37]
  • Экипаж: 38 (позже 42) офицеров и солдат.
  • Лодки в группе: от S-3 до S-17.

Группа III

[ редактировать ]

(Дизайн 2-й электрической лодки (также известной как Голландия))

  • Водоизмещение: 906 тонн надводное; 1126 тонн под водой
  • Длина: 216 футов (65,8 м), общая 225 футов 3 дюйма (68,7 м).
  • Ширина: 20 футов 9 дюймов (6,3 м)
  • Осадка: 16 футов (4,9 м) [38]
  • Силовая установка: 2 дизеля NELSECO по 600 л.с. (448 кВт) каждый; 2 электродинамических электродвигателя мощностью 750 лошадиных сил (560 кВт) каждый; 120-ячеечная батарея Exide; два вала. [39]
  • Скорость: 15 узлов (28 км/ч) в надводном положении; 11 узлов (20 км/ч) под водой
  • Бункеровка: 185 тонн нефтяного топлива. [38]
  • Дальность: 5000 морских миль (9000 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) в надводном положении.
  • Глубина испытания: 200 футов (61 м)
  • Вооружение (в заводском исполнении): 4 торпедных аппарата диаметром 21 дюйм (533 мм) (носовой, 12 торпед); 1 палубная пушка 4 дюйма (102 мм) / 50 кал. [37]
  • Экипаж: 38 (позже 42) офицеров и солдат.
  • Лодки в группе: от S-42 до S-47.

Группа IV

[ редактировать ]

(проект 2-го Военно-морского завода)

  • Водоизмещение: 903 тонны в надводном положении; 1230 тонн под водой
  • Длина: 240 футов (73,2 м), общая 266 футов (81,1 м).
  • Ширина: 21 фут 9 дюймов (6,6 м)
  • Осадка: 13 футов 6 дюймов (4,1 м) [38]
  • Силовая установка: 2 дизеля Busch-Sulzer по 900 л.с. (670 кВт) каждый; 2 электродвигателя Ridgway мощностью 750 лошадиных сил (560 кВт) каждый; 120-ячеечная батарея Exide; два вала. [40]
  • Бункеровка: 177 тонн нефтяного топлива [38]
  • Скорость: 14,5 узлов (27 км/ч) в надводном положении; 11 узлов (20 км/ч) под водой
  • Дальность: 8000 морских миль (15000 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) в надводном положении.
  • Глубина: 200 футов (61 м)
  • Вооружение (в заводском исполнении): 5 торпедных аппаратов диаметром 21 дюйм (533 мм) (4 носовых, 1 кормовой, 14 торпед); 1 палубная пушка 4 дюйма (102 мм) / 50 кал. [37]
  • Экипаж: 38 (позже 45) офицеров и солдат.
  • Лодки в группе: от S-48 до S-51.

( Lake Torpedo Boat Дизайн компании Company)

  • Водоизмещение: 800 тонн надводное; 977 тонн под водой
  • Длина: общая 207 футов (63,1 м)
  • Ширина: 19 футов 6 дюймов (5,9 м)
  • Осадка: 16 футов 3 дюйма (5,0 м) [41]
  • Силовая установка: 2 дизеля по 900 л.с. (670 кВт) каждый; 2 электродвигателя по 750 лошадиных сил (560 кВт) каждый; два вала. [41]
  • Скорость: 15 узлов (28 км/ч) в надводном положении; 11 узлов (20 км/ч) под водой
  • Дальность: 8000 морских миль (15000 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) в надводном положении.
  • Глубина: 200 футов (61 м)
  • Вооружение (в заводском исполнении): 4 торпедных аппарата диаметром 21 дюйм (533 мм) (носовой, 12 торпед); [41] 1 палубная пушка 4 дюйма (102 мм) / 50 кал. [37]
  • Экипаж: 38 офицеров и солдат.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Гардинер, с. 130-131
  2. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 1 и 2.
  3. ^ Лентон, HT American Submarines (Doubleday, 1973), стр.17.
  4. ^ Фридман, с. 124
  5. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 5.
  6. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 4.
  7. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 1-2.
  8. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 4.
  9. ^ Джонстон, Визуальное руководство , часть первая, стр. 2-3.
  10. ^ Джонстон, Визуальное руководство, часть первая, стр. 5 и 12.
  11. ^ Джонстон, Визуальное руководство , часть первая, стр. 8.
  12. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 5 и 11.
  13. ^ Лентон, стр. 15 и 17.
  14. ^ Сильверстоун, Пол Х., Военные корабли США Первой мировой войны (Иэн Аллан, 1970), стр. 144-150.
  15. ^ Джонстон, Визуальное руководство , часть первая, стр. 3.
  16. ^ Дункан, Фрэнсис (2012). Риковер: Борьба за совершенство . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1591142218 .
  17. ^ Джонстон, Визуальное руководство , часть первая, стр. 11 и 13.
  18. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 8-9.
  19. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 8-9.
  20. ^ Джонстон, «Дьявол в деталях», стр. 10 и 11.
  21. ^ NavSource SS-109 .
  22. ^ NavSource SS-110 .
  23. ^ NavSource SS-159 .
  24. ^ NavSource SS-162 .
  25. ^ Лентон, стр.18.
  26. ^ NavSource SS-131 .
  27. ^ NavSource SS-132 .
  28. ^ NavSource SS-133 .
  29. ^ NavSource SS-141 .
  30. ^ NavSource SS-144 .
  31. ^ NavSource SS-155 .
  32. ^ NavSource SS-160 .
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Лентон, стр.19.
  34. ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны (Naval Institute Press, 1985), ISBN   0-87021-459-4 , стр.143.
  35. ^ Лентон, с. 21.
  36. ^ Перейти обратно: а б Лентон, стр.21.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл, стр.143.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Лентон, с. 23.
  39. ^ Лентон, стр. 19, 23.
  40. ^ Лентон, стр.23.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Сильверстоун Первая мировая война, с. 148.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2b3ac7fe276c388228dd9a3409c244c__1705487820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/4c/a2b3ac7fe276c388228dd9a3409c244c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
United States S-class submarine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)