Торпеда Марк 14
Торпеда Марк 14 | |
---|---|
![]() Торпеда Mark 14, вид сбоку и внутренние механизмы, опубликованные в руководстве по эксплуатации. | |
Тип | Противонадводная корабельная торпеда [1] |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Неизвестно – 1980 г. |
Используется | ВМС США |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Военно-морская торпедная база Ньюпорт, Род-Айленд [1] |
Разработанный | 1931 [1] |
Производитель | Военно-морская торпедная база Ньюпорт, Род-Айленд [1] Военно-морская торпедная база Александрия, Вирджиния Ключевой порт военно-морской торпедной станции, Вашингтон Форест-Парк военно-морского артиллерийского завода, Иллинойс |
Произведено | 1942-1945 [2] |
№ построено | 13,000 [2] |
Технические характеристики | |
Масса | Мод.0: 3000 фунтов (1361 кг)Мод.3: 3061 фунт (1388 кг) |
Длина | 20 футов 6 дюймов (6,25 м) |
Диаметр | 21 дюйм (530 мм) |
Эффективная дальность стрельбы | 4500 ярдов (4100 м) при 46 узлах (85 км/ч) 9000 ярдов (8200 м) при 31 узле (57 км/ч) |
Боеголовка | Мод.0 ТНТ Мод.3 Торпекс |
Вес боеголовки | Модель 0: 507 фунтов (230 кг) Модель 3: 643 фунта (292 кг) |
Детонация механизм | Контактный или магнитный пистолет |
Двигатель | Мокрый подогреватель сгорания/паровая турбина с ресивером для сжатого воздуха |
Порох | Этанол крепостью 180, смешанный с метанолом или другими денатурантами. |
Максимальная скорость | 46 узлов (85 км/ч) |
Руководство система | Гироскоп |
Запуск платформа | Подводные лодки |

Торпеда Mark 14 была ВМС США стандартной противокорабельной торпедой времен Второй мировой войны . Это оружие имело множество проблем, которые снизили его эффективность в начале войны. она была дополнена электрической торпедой Mark 18 В последние два года войны . С декабря 1941 по ноябрь 1943 года у Mark 14 и торпеды Mark 15, запущенной с эсминца , возникло множество технических проблем, на устранение которых потребовалось почти два года. [3] После исправлений Mark 14 сыграла важную роль в сокрушительном ударе, который подводные лодки ВМС США нанесли японскому военно-морскому и торговому флоту во время войны на Тихом океане .
К концу Второй мировой войны торпеда Mark 14 стала надежным оружием, которое в конечном итоге оставалось на вооружении почти 40 лет в ВМС США и даже дольше в других военно-морских силах.
Развитие [ править ]

Проектирование Mark 14 началось в январе 1931 года; На его разработку ВМФ выделил 143 000 долларов. [4] Mark 14 должен был служить в новых подводных лодках «флота» и заменить Mark 10 , который находился на вооружении со времен Первой мировой войны и был стандартным для старых лодок R- и S-типа . Несмотря на тот же диаметр, Mark 14 был длиннее - 20 футов 6 дюймов (6,25 м) и, следовательно, несовместим с торпедными аппаратами старых подводных лодок диаметром 15 футов 3 дюйма (4,65 м) . Позже во время войны Управление артиллерийского вооружения (BuOrd) прекратило производство Mark 10 для S-лодок и предоставило укороченную Mark 14. [5]
Торпеды состоят из нескольких подсистем, и эти подсистемы со временем развивались. Торпеды также адаптированы под свое применение. Подводные торпеды, такие как Mark 14, ограничены размерами торпедных аппаратов подводной лодки: диаметром 21 дюйм и определенной максимальной длиной. Ожидается, что подводные лодки приблизятся к своим целям, поэтому торпедам не нужна большая дальность действия. Напротив, торпедам, выпущенным эсминцами, требуется большая дальность действия, поскольку их подход будет находиться под обстрелом целей. Улучшение мощности маршевого двигателя позволило Mark 14 развивать максимальную скорость 46 узлов (85 км/ч) по сравнению с 30 узлами (56 км/ч) Mark 10 Mod 0. [6] Рулевое управление контролируется гироскопом; гироскоп на Mark 10 Mod 0 был раскручен в торпедном аппарате и после запуска не получил питание; гироскоп на Mark 14 постоянно работал от воздушного баллона. Регулировка глубины на Mark 10 была медленной — глубина не стабилизировалась быстро; Улучшена стабилизация глубины Mark 14. [ нужна ссылка ]
Разработка взрывателя Mark 6 , используемого в торпеде Mark 14, началась на Военно-морской торпедной станции (NTS) в Ньюпорте в 1922 году. Броня корабля улучшалась за счет таких инноваций, как торпедные пояса и торпедные блистеры (выпуклости) . Чтобы обойти эти меры, торпедам требовались более крупные боеголовки или новые технологии. Один из вариантов — использовать довольно небольшую боеголовку. [7] [8] но предназначался для взрыва под килем , где не было брони. [9] Эта технология потребовала создания нового сложного магнитного воздействия взрывного устройства Mark 6 , похожего на британский Duplex. [10] и немецкий [11] модели, вдохновленные немецкими магнитными минами времен Первой мировой войны. [9] Mark 14 разделял этот взрыватель с торпедой Mark 15, разработанной одновременно с надводным кораблем . [1]
Взрыватель Mark 6, получивший обозначение проекта G53, [12] был разработан «за самой плотной завесой секретности, которую когда-либо создавал ВМФ». [12] Взрыватели были испытаны в лаборатории Ньюпорта и в ходе небольших полевых испытаний на борту военного корабля США « Роли» . [13] По настоянию Ральфа Кристи позднее были проведены экваториальные испытания авианосца « Индианаполис» , который произвел сто пробных выстрелов между 10° с.ш. и 10° ю.ш. [14] и собрал 7000 чтений. [15] Испытания проводились с использованием торпед с контрольно-измерительными головками: электрический глаз делал изображение торпеды, направленное вверх; функция магнитного воздействия вызвала бы некоторый хлопок. [14] По необъяснимым причинам, с серийными моделями никогда не проводились боевые испытания. Начальник управления военно-морских операций Уильям В. Пратт предложил корпус класса О'Брайен . [16] эсминец Эрикссон , [15] но запретил использование боевой боеголовки и настоял на том, чтобы Управление боеприпасов (обычно называемое BuOrd) оплатило расходы по снятию ее с мели, если она будет поражена по ошибке. [15] Это были странные ограничения, поскольку от Ericsson должны были отказаться. [17] BuOrd отказался. [15] Руководство по эксплуатации взрывателя «было написано, но по соображениям безопасности не напечатано и заперто в сейфе». [15]
Торпеды были сложными и дорогими. Стоимость торпеды в 1931 году составляла около 10 000 долларов (что эквивалентно 200 000 долларов в 2023 году). [18] Разработка торпед Mark 13, Mark 14 и Mark 15 велась экономно. Военно-морской флот не хотел проводить боевые огневые испытания, которые могли бы уничтожить торпеду стоимостью 10 000 долларов. Военно-морской флот также не хотел поставлять корабли-мишени. Следовательно, испытаний с боевой стрельбой не проводилось, и конструкторам приходилось полагаться на свое мнение. Иногда это приводило к проблемам: контактный взрыватель, надежно работавший на скорости 30 узлов (56 км/ч), вышел из строя на скорости 46 узлов (85 км/ч). Кроме того, ВМФ имел ограниченный опыт боевого применения торпед. [19]
Снабжение и производство [ править ]

ВМС США имеют давнюю историю проблем с поставками торпед. В 1907 году военно-морской флот понял, что существует проблема с поставками торпед; крупный подрядчик, компания EW Bliss , могла производить всего 250 торпед в год. [20] Во время Первой мировой войны в составе ВМФ насчитывалось почти 300 эсминцев, каждый из которых имел по 12 торпедных аппаратов. [21] Компания Bliss должна была произвести около 1000 торпед для ВМФ, но это производство было отложено из-за спроса на артиллерийские снаряды, и только 20 торпед были близки к отправке до начала Первой мировой войны для США. [22] Когда была объявлена война Германии, было заказано еще 2000 торпед. Для производства большого количества торпед правительство предоставило компании Bliss ссуду в 2 миллиона долларов, чтобы она могла построить новый завод. Хотя правительство заказало 5901 торпеду, к июлю 1918 года была поставлена только 401. [23] Проблемы с поставками побудили ВМС США построить торпедную станцию ВМС США в Александрии , штат Вирджиния, но Первая мировая война закончилась до того, как завод был построен. Завод выпускал торпеды пять лет, но был закрыт в 1923 году.
В 1923 году Конгресс сделал НТС Ньюпорт единственным проектировщиком, разработчиком, строителем и испытателем торпед в США. Для проверки результатов тестов Марка 14 не было назначено ни одной независимой или конкурирующей группы.
Военно-морской флот не извлек уроков из уроков торпедного снабжения Первой мировой войны. Оглядываясь назад в 1953 году, Управление вооружений заявило: «Планирование производства в предвоенные годы также было ошибочным. Торпеды были разработаны для тщательного мелкосерийного производства. Когда военные потребности потребовали их поставок в больших количествах, возник ряд новых проблем. было разоблачено. Реальных планов по поставке оружия в достаточном количестве просто не было». [24] Интерес к производству торпед был незначительным до 1933 года, когда Программа судостроения Винсона признала необходимость в торпедах для заполнения торпедных аппаратов на недавно построенных кораблях. [25] Следовательно, Ньюпорт получил новое производственное оборудование и увеличил бюджет. [26] В 1937 году НТС производил всего 1½ торпеды в день, несмотря на то, что у него было три смены по три тысячи рабочих. [27] работаем круглосуточно. [28] Производственные мощности были загружены, и возможностей для расширения не было. [27]
К январю 1938 года невыполненные заказы на торпеды в Ньюпорте составили 29 миллионов долларов. Прогноз, который не включал войну, предполагал, что к 1 июля 1942 года у Ньюпорта будет 2425 торпед. [26] Требовалось больше производства. Самый простой путь заключался в том, чтобы вновь открыть Александрийскую торпедную станцию, но конгрессмены Новой Англии возражали против повторного открытия Александрии; они хотели, чтобы производство было сосредоточено в Новой Англии. Военно-морской флот обошел оппозицию, включив средства Александрии в бюджет Военно-морского оружейного завода на 1939 год. [26] Также была расширена военно-морская торпедная станция в Кейпорте, штат Вашингтон .
«Хотя производство торпед все еще было низким - 3 в день - когда в сентябре 1939 года было объявлено чрезвычайное положение в стране, инвестиции в размере почти 7 миллионов долларов гарантировали скорейшее улучшение». [29] К осени 1941 года Александрия была вновь открыта. [30] Требуемая производительность торпед была увеличена до 50 штук в сутки. И «Ньюпорт», и «Александрия» работали в три смены по 7 дней в неделю, но их совокупное производство торпед составляло 23 торпеды в день. [29] ВМС заключили контракт с американской компанией Can Company на производство торпед.
Нехватка торпед Mark 14 усугубилась налетом японской авиации 10 декабря 1941 года на военно-морскую верфь Кавите на Филиппинах . В результате атаки было уничтожено 233 торпеды Mark 14. [31]
После вступления США в войну контракт с American Can был расширен и Pontiac Motor Company , International Harvester , EW Bliss Company и Precision Manufacturing Co. в качестве подрядчиков остались В мае 1942 года компании Westinghouse Electric Corporation было поручено построить электрическую торпеду (которая стала торпедой Mark 18 ). [32]
В 1942 году на всех трех заводах ВМФ (Ньюпорт, Александрия и Кейпорт) было построено всего 2000 подводных торпед. [27] [28] Это усугубило нехватку торпед; С начала войны подводные силы Тихоокеанского флота выпустили 1442 торпеды. [33] По словам собственного отчета BuOrd о Второй мировой войне, «до весны 1945 года поставка торпед Mark 14 была проблемой». [34]
Нехватка торпед в начале войны также означала, что командиры не хотели тратить торпеды на испытания.
Споры [ править ]

Mark 14 сыграл центральную роль в скандале с торпедами подводных сил Тихоокеанского флота США во время Второй мировой войны. Недостаточное планирование производства привело к острой нехватке оружия. Скромные испытания торпеды и ее взрывателя в мирное время в эпоху Великой депрессии были крайне неадекватными и не выявили многих серьезных конструктивных проблем. Торпеды были настолько дорогими, что ВМФ не желал проводить испытания, которые могли бы уничтожить торпеду. Более того, конструктивные дефекты имели тенденцию маскировать друг друга. [36] Большая часть вины, обычно возлагаемой на Mark 14, справедливо принадлежит взрывнику Mark 6. Эти дефекты были выявлены в течение целых двадцати месяцев войны, поскольку торпеда за торпедой либо промахивалась прямо под целью, либо преждевременно взрывалась, либо поражала цели учебниковыми попаданиями под прямым углом (иногда со слышимым лязгом), но так и не достигла цели. взорваться. [37]
Ответственность лежит на Управлении по вооружению, которое установило нереально жесткие настройки чувствительности магнитного взрывателя и курировало слабую программу испытаний. Его небольшой бюджет не позволял провести боевые стрельбы по реальным целям. Вместо этого любая торпеда, прошедшая под целью, считалась пораженной из-за магнитного взрывателя, который никогда не подвергался испытаниям. [37] Поэтому дополнительная ответственность также должна быть возложена на Конгресс США , который сократил критически важное финансирование ВМФ в межвоенные годы, и на НТС, которая неадекватно провела очень немногие проведенные испытания. [38] Управление артиллерийского вооружения не смогло выделить для испытаний второй военно-морской объект и не дало Ньюпорту адекватных указаний.
Проблемы [ править ]
Торпеда Mark 14 имела четыре основных недостатка.
- Обычно он находился примерно на 10 футов (3 м) глубже установленного.
- Магнитный взрыватель часто вызывал преждевременную детонацию.
- Контактный взрыватель часто не мог взорвать боеголовку.
- Он имел тенденцию двигаться «по кругу», не выпрямляя свой ход после установки предписанного угла гироскопа, и вместо этого двигался по большому кругу, возвращаясь, таким образом, для удара по стреляющему кораблю. [39]
Некоторые из этих недостатков имели печальное свойство маскировать или объяснять другие недостатки. Шкиперы запускали торпеды и ожидали, что магнитный взрыватель потопит корабль-цель. Когда торпеды не взорвались, начали верить, что взрывник магнитного воздействия не сработал. Вопреки приказу некоторые подводники отключили функцию магнитного воздействия взрывателя Марк-6. [ нужна ссылка ] заподозрив, что он неисправен, и применил контактный взрыватель; такие усилия запутали бы проблемы. Оглядываясь назад в 1953 году, BuOrd предположил: «Многие выстрелы, запланированные для попадания в борт корабля, промахнулись из-за глубокого хода, но нанесли урон противнику из-за особенности магнитного воздействия Mark 6». [40] Когда более поздние испытания показали, что торпеды прошли глубже, чем было установлено, командование подводной лодки решило, что торпеды прошли настолько глубоко, что взрывной магнитный взрыватель не смог обнаружить корабль-цель; что неспособность взорваться была полностью связана с настройкой глубины и что с взрывным устройством магнитного воздействия все в порядке. Когда проблема с глубиной была устранена, из-за преждевременной детонации взрывного устройства магнитного воздействия создавалось впечатление, что взрыватель работает, но кораблю-цели будет нанесен небольшой ущерб. Только после отключения функции магнитного воздействия стали заметны проблемы с контактным взрывателем.
Запуск слишком глубоко [ править ]
24 декабря 1941 года во время военного патрулирования командир Тайрел Д. Джейкобс в Сарго выпустил восемь торпед по двум разным кораблям, но безрезультатно. Когда в поле зрения появились еще два торговых судна, Джейкобс с особой тщательностью подготовился к торпедным выстрелам. Он преследовал цели пятьдесят семь минут. [41] и убедился, что подшипники ВМТ идеально совпадают, прежде чем запустить две торпеды по каждому кораблю со средней дальности 1000 ярдов (910 м). Выстрелы должны были попасть, но не взорвались. [42]
Несколько дней спустя он обнаружил, что торпеды зашли слишком глубоко, и устранил проблему. [43] Джейкобс обнаружил большой медленный танкер. И снова его подход был тщательным: он выпустил одну торпеду с близкого расстояния 1200 ярдов (1100 м). Оно промахнулось. Раздраженный Джейкобс нарушил радиомолчание, чтобы усомниться в надежности Mark 14. [44]
Похожий опыт произошел с Питом Ферраллом в Seadragon , который выпустил восемь торпед всего за одно попадание и начал подозревать, что Mark 14 неисправен. [45]
Глубинные испытания Локвуда [ править ]
Вскоре после замены Джона Э. Уилкса на посту командира подводных лодок юго-западной части Тихого океана во Фримантле, Западная Австралия , [46] новоиспеченный контр-адмирал [46] Чарльз А. Локвуд заказал историческое испытание сети в заливе Френчмен , Олбани, 20 июня 1942 года. [47] В бою уже было выпущено восемьсот торпед. [47] более года производства от НТС.
Джима Коу выпустил Skipjack одну торпеду с учебной головкой с расстояния 850 ярдов (780 м). Несмотря на то, что торпеда была установлена на глубину 10 футов (3 м), она пробила сеть на глубине 25 футов (7,6 м). [48] Файф-младший (бывший руководитель аппарата COMSUBAS Джеймс Wilkes, которого заменял Локвуд) [49] На следующий день последовали еще два пробных выстрела; Файф пришел к выводу, что торпеды прошли в среднем на 11 футов (3,4 м) глубже, чем глубина, на которой они были установлены. БуОрду это не понравилось. [48] Не было и CNO , адмирала Эрнеста Дж. Кинга , который «зажег паяльную лампу под Управлением артиллерийских вооружений». [50] Тот факт, что у эсминцев Mark 15 были такие же неисправности, возможно, также имел к этому какое-то отношение. 1 августа 1942 года BuOrd наконец признал, что Mark 14 зашел глубоко, а шесть недель спустя «что его механизм контроля глубины был «неправильно спроектирован и испытан» » . [7]
Объяснение глубины [ править ]
Торпеда Mark 14 имела тенденцию погружаться примерно на 10 футов (3 м) глубже по нескольким причинам. Во-первых, она была испытана с учебной боеголовкой, которая была более плавучей, чем тактическая боеголовка; это была мера предосторожности, чтобы не потерять дорогую торпеду. Легкая тренировочная головка придавала торпеде положительную плавучесть, поэтому в конце хода она всплывала на поверхность. Живая боеголовка имела большую массу, поэтому достигла равновесия на меньшей глубине. [51] Кроме того, механизм глубины был разработан до увеличения заряда взрывчатого вещества боеголовки, что сделало торпеду в целом еще тяжелее. «Условия испытаний становились все более и более нереалистичными, скрывая влияние более тяжелой боеголовки на глубину». [52] Кроме того, устройство для измерения глубины, используемое NTS для проверки глубины хода торпеды (регистратор глубины и крена), имело ту же ошибку размещения измерительного порта, что и порт контроля глубины Mark 14, поэтому оба были отклонены на одинаковую величину в одном и том же направлении и создавалось впечатление, что торпеда движется на желаемой глубине, хотя на самом деле она находилась гораздо глубже. [53] Услышав о проблеме с глубокоходными торпедами, большинство капитанов подводных лодок просто установили нулевую глубину хода своих торпед. [54] что грозило выходом торпеды на поверхность.
Глубина торпеды – проблема управления ; хороший контроль глубины требует большего, чем просто измерение глубины торпеды. Система контроля глубины, которая использует только глубину (измеренную гидростатом) для управления элеваторами, будет иметь тенденцию колебаться вокруг желаемой глубины. Уайтхед в Фиуме снабжал многие военно-морские силы мира, и у него были проблемы с контролем глубины, пока он не разработал «камеру баланса» с маятником ( маятниково-гидростатическое управление ). В балансировочной камере давление воды оказывалось на диск, уравновешиваемый пружиной. «Включение маятника стабилизировало петлю обратной связи механизма». [55] Это развитие (известное как «Секрет») произошло примерно в 1868 году. [56]
Контроль глубины в ранних торпедах, таких как Mark 10, осуществлялся с помощью маятникового механизма, который ограничивал торпеду небольшим шагом менее 1 градуса. Малый угол означал, что торпеде могло потребоваться много времени, чтобы стабилизироваться на желаемой глубине. [34] Например, для изменения глубины на 30 футов (9 м) при уклоне в 1° требуется горизонтальный пробег примерно 1800 футов (550 м). Усовершенствованный механизм Улана (шестерня Улана) для контроля глубины имел гораздо более быструю стабилизацию глубины и был представлен в торпеде Mark 11. [57]
Когда в конструкцию Mark 14 была включена шестерня Улана, порт измерения давления для механизма глубины был перемещен из своего положения на цилиндрическом корпусе в конусообразную хвостовую часть; проектировщики не учли, что этот шаг повлияет на показания давления. [58] Это изменение положения означало, что при движении торпеды эффект гидродинамического потока создавал существенно более низкое давление в порту, чем гидростатическое глубинное давление. Поэтому двигатель контроля глубины торпеды посчитал, что торпеда находится на слишком малой глубине, и в ответ отрегулировал торпеду, чтобы она пошла глубже. Простой лабораторный тест (например, погружение неподвижной торпеды в бассейн со статичной водой) не будет подвергаться изменению давления, вызванному потоком, и покажет, что торпеда сбалансирована на желаемой глубине. Динамические испытания с использованием измерительных головок с регистраторами глубины и наклона выявили бы проблему глубины, но порт измерения глубины страдал от той же проблемы с размещением и давал последовательные (хотя и неверные) измерения. [53] Проблема также усугублялась более высокими скоростями. Проблема глубины была окончательно решена во второй половине 1943 года путем перемещения точки датчика в среднюю часть торпеды, где гидродинамические эффекты были сведены к минимуму. [59]
и Взрыватель магнитного воздействия преждевременные взрывы

К августу 1942 года ситуация с неправильной глубиной хода была решена, и подводные лодки стали получать больше попаданий из Mark 14. Однако решение проблемы глубокого хода приводило к большему количеству преждевременных и неудачных ударов, даже несмотря на то, что попаданий было больше. Число затоплений не увеличилось. [61]
Глубоко движущиеся торпеды могли бы объяснить многие промахи боевых выстрелов: торпеда, проходящая слишком глубоко под целью, не позволила бы взрывнику магнитного воздействия обнаружить цель. Запуск торпед на правильной глубине, по-видимому, решил бы проблему, связанную с тем, что торпеды не взрывались. Это объяснение удовлетворило Локвуда и Роберта Х. Инглиша (тогда COMSUBPAC ), [62] оба отказывались верить, что взрывник тоже может быть неисправен. [7] В августе 1942 года командование подводных лодок ошибочно полагало, что проблема надежности торпед решена.
Капитаны, однако, продолжали сообщать о проблемах с Mark 14. Подозрения по поводу магнитного взрывателя росли.
9 апреля 1943 года военный корабль США « Танни» атаковал соединение авианосцев. Перехваты сигналов противника ULTRA показали, что все три торпеды, выпущенные по второму авианосцу, взорвались преждевременно. [63] Командир заявил: «Таким образом, из-за небольшой [глубины] торпеда достигла плотности потока активации взрывателя примерно в пятидесяти метрах от цели». [64]
10 апреля военный корабль США « Помпано» атаковал японский авианосец «Сёкаку», выпустив шесть торпед. Произошло как минимум три преждевременных взрыва, авианосец не получил повреждений. [65]
10 апреля 1943 года начальник управления вооружений адмирал Блэнди написал Локвуду, что Mark 14, скорее всего, взорвется преждевременно на небольшой глубине. [65] Блэнди рекомендовал отключить функцию магнитного воздействия, если торпеды выпускались при контактных попаданиях.
BuOrd также пришел к выводу, что дистанция взведения Mark 14, составляющая 450 ярдов (410 м), была слишком короткой; Большинству торпед потребуется дистанция вооружения 700 ярдов (640 м) для стабилизации их курса и глубины. BuOrd также считал, что функция магнитного воздействия Mark 6 менее эффективна ниже 30 ° северной широты, и не рекомендовал ее использование ниже 30 ° южной широты. [66]
8 мая 1943 года Локвуд составил список отказов торпед, составленный в результате перехватов ULTRA. [67]
10 июня 1943 года военный корабль США « Триггер» выпустил шесть торпед с расстояния 1200 ярдов (1100 м) по авианосцу «Хийо» . Две торпеды промахнулись, одна взорвалась преждевременно, одна оказалась неразорвавшейся, две попали. Авианосец получил повреждения, но вернулся домой. [68]
Уникально то, что лейтенант-коммандер Джон А. Скотт в Танни 9 апреля 1943 года оказался в идеальной позиции для атаки авианосцев «Хийо» , «Дзюнё» и «Тайё» . Всего с расстояния 880 ярдов (800 м) он выпустил все десять трубок, услышав все четыре кормовых выстрела и три из шести носовых выстрелов. Ни один авианосец противника не снизил скорость, хотя Тайё был слегка поврежден в результате атаки. Много позже разведка сообщила, что каждый из семи взрывов был преждевременным; [38] Торпеды сработали, но магнитная особенность выпустила их слишком рано. [69]
Многие командиры подводных лодок в первые два года войны сообщали о взрывах боеголовки практически без ущерба для противника. Магнитные взрыватели сработали преждевременно, прежде чем они подошли достаточно близко к судну, чтобы уничтожить его. Магнитное поле Земли вблизи НТС, где проводились испытания (хотя они и были ограниченными) [70] велись, отличались от районов, где шли бои.
Капитаны подводных лодок считали, что около 10 процентов их торпед взорвались преждевременно; Статистика BuOrd показала преждевременные взрывы на уровне 2 процентов. [71]
Деактивация [ править ]
В Перл-Харборе , несмотря почти на все подозрения капитанов по поводу торпед, [72] Контр-адмирал Томас Уизерс-младший отказался деактивировать взрыватель Mark 6 торпеды, аргументируя это тем, что нехватка торпед, вызванная недостаточным производством на NTS, сделала это невозможным. [73] В результате его люди сделали это самостоятельно, подделав отчеты о патрулях и завысив размеры кораблей, чтобы оправдать использование большего количества торпед. [74]
Только в мае 1943 года, после того, как самый известный капитан подводных сил Дадли В. «Муш» Мортон вернулся, не сумев причинить никакого ущерба, адмирал Чарльз А. Локвуд , командующий Тихоокеанскими подводными силами ( COMSUBPAC ), принял Mark 6. следует деактивировать. Потребовался командир такого уровня, как Мортон, чтобы бросить вызов старшему командованию ВМФ и заставить его действовать, даже рискуя карьерой Мортона. [75]
Тем не менее, Локвуд ждал, чтобы увидеть, сможет ли командующий Управлением артиллерийских вооружений адмирал Уильям «Спайк» Блэнди найти решение проблемы. [76] Управление артиллерийских вооружений отправило в Сурабажу для расследования эксперта который перевернул гироскоп на одну из Сарго , пробных торпед ; Потенциально смертельная настройка, которая гарантированно вызывала беспорядочную работу, была исправлена офицером-торпедистом Дугом Раймсом. Хотя он не нашел ничего плохого в техническом обслуживании или процедурах, эксперт представил отчет, в котором всю вину возложил на экипаж. [77] В конце июня 1943 года контр-адмирал Локвуд (к тому времени COMSUBPAC ) обратился к главнокомандующему Тихоокеанским флотом (CINCPAC) Честеру Нимицу за разрешением деактивировать магнитные взрыватели. На следующий день, 24 июня 1943 года, CINCPAC приказал всем своим подводным лодкам отключить магнитный взрыватель. [78]
Контр-адмирал Ральф Уолдо Кристи , который принимал участие в разработке взрывателя магнитного воздействия, теперь был командиром базирующихся в Австралии подводных лодок в юго-западной части Тихого океана , а не в подчинении Нимица. Кристи настоял на том, чтобы подводные лодки его района продолжали использовать магнитный взрыватель. [79] В конце 1943 года адмирал Томас К. Кинкейд сменил адмирала Артура С. Карпендера на посту командующего союзными военно-морскими силами в юго-западной части Тихого океана (начальник Кристи) и приказал Кристи деактивировать взрывной магнитный взрыватель. [80]
взрыва Объяснение преждевременного
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2019 г. ) |

В 1939 году, еще до начала войны в США, БуОрд знал, что взрывной магнитный взрывной устройство страдает от необъяснимых преждевременных детонаций: [81]
- Доказательства этого факта появились в 1939 году, когда Ньюпорт сообщил Бюро, что взрыватель давал необъяснимые преждевременные срабатывания. Адмирал Ферлонг организовал визит физика на станцию для расследования неисправностей. Примерно неделю учёный и его помощники работали с прибором. Были обнаружены четыре источника недоношенных детей. Еще более важно то, что следователь сообщил Бюро, что ответственные инженеры в Ньюпорте не проводили надлежащих испытаний на Mark 6. Начальник приказал принять меры по исправлению положения, но последующие события показали, что меры по исправлению положения, как и первоначальные испытания, были неадекватными. .
Было два распространенных типа преждевременных взрывов. В первом боеголовка взорвалась как раз в тот момент, когда ее вооружили. [ нужна ссылка ] . Эти преждевременные взрывы были легко обнаружены подводной лодкой, поскольку торпеда взорвалась прежде, чем успела достичь цели. Во втором случае боеголовка взорвалась непосредственно перед тем, как достичь корабля-цели, но достаточно далеко, чтобы не причинить ущерба. Капитан, глядя в перископ, увидел, как торпеда полетела прямо к кораблю, и увидел взрыв; Экипаж мог услышать взрыв высокой мощности. Все выглядело бы хорошо, за исключением того, что корабль-мишень ускользнул бы с небольшими повреждениями или вообще без них. [ необходимы примеры ] . Иногда командование подводной лодки узнавало об этих преждевременных взрывах из перехваченных сообщений противника. [82]
Оба типа преждевременного взрыва могут возникнуть в результате взрыва магнитного воздействия. Если торпеда все еще поворачивала, чтобы идти по курсу, или не стабилизировала свою глубину при срабатывании боеголовки, взрыватель мог заметить изменение магнитного поля и взорваться. Когда боеголовка приближалась к цели, она могла почувствовать изменение из-за воздействия корабля на магнитное поле Земли. Это желаемый эффект, если торпеда настроена на полет под кораблем, но нежелательный эффект, если торпеда настроена на попадание в борт корабля.
Другим объяснением ранних преждевременных взрывов стал отказ электрооборудования из-за негерметичности прокладок. [83]
Второй тип преждевременного взрыва маскировал отказы контактного взрывателя. Шкиперы, стреляющие торпедой при попадании контактного взрывателя в сторону цели, увидели бы взрыв и поверили бы, что контактный взрыватель сработал, но взрывы были вызваны не контактным элементом, а скорее магнитным воздействием на расстоянии, достаточно далеком от цели. корпусу, чтобы причинить незначительные повреждения или вообще не повредить их.
Контактный взрыватель [ править ]

Отключение функции магнитного воздействия остановило все преждевременные взрывы. [85]
Ранние сообщения о действиях торпед включали несколько неразорвавшихся попаданий, которые были слышны как глухой лязг. В некоторых случаях Mark 14 попадали в японский корабль и застревали в его корпусе, не взорвавшись. Контактный пистолет, похоже, неисправен, хотя вывод был далеко не однозначным, пока не были решены проблемы с глубиной спуска и магнитным взрывателем. Опыт Лоуренса Р. Даспита на Тиносе , когда он выпустил девять торпед с идеальной огневой позиции на траверзе , был именно тем испытанием с боевой стрельбой, которое БуОрду не разрешили провести в мирное время. Теперь всем в Перл-Харборе стало ясно, что контактный пистолет тоже неисправен. По иронии судьбы, прямое попадание в цель под углом 90 градусов, как рекомендовано на тренировках, обычно не приводит к детонации; Контактный пистолет надежно работал лишь при попадании торпеды в цель под косым углом. [ нужна ссылка ]
После того, как магнитный взрыватель был деактивирован, проблемы с контактным взрывателем стали более очевидными. Торпеды поразят цель, не взорвавшись. Мог произойти небольшой «взрыв», когда баллон с воздухом разорвался из-за удара о цель.
Даспит тщательно задокументировал свои попытки потопить 19 000-тонный китовый завод «Тонан Мару № 3» 24 июля 1943 года. Он выпустил четыре торпеды с высоты 4000 ярдов (3700 м); два попадания остановили цель в воде. Даспит немедленно выстрелил еще двоих; эти тоже попали. Поскольку в поле зрения не было противолодочных комбатантов противника, Даспит затем нашел время, чтобы осторожно маневрировать на учебной огневой позиции, на расстоянии 875 ярдов (800 м) от луча цели, где он выпустил еще девять Mark 14 и наблюдал за всем в свой перископ (несмотря на японцы стреляли по нему). Все были неудачниками. [86] Даспит, уже подозревавший, что он работает с неисправной партией Mark 14, сохранил свою последнюю оставшуюся торпеду для анализа экспертами на базе. Ничего необычного обнаружено не было. [38]
Локвуда падение на Испытания
Полет Даспита вызвал столько проблем, что испытания проводил COMSUBPAC артиллерийский и торпедный офицер Арт Тейлор . Тейлор, «швед» Момсен и другие стреляли по скалам Кахолаве , начиная с 31 августа. В дополнительных испытаниях под руководством Тейлора использовался кран для сбрасывания боеголовок, наполненных песком, вместо фугасного взрывчатого вещества с высоты 90 футов (27 м) (высота была выбрана таким образом, чтобы скорость при ударе соответствовала скорости движения торпеды в 46 узлов ( 85 км/ч)). В ходе этих испытаний на падение 70% взрывных устройств не взорвались при попадании в цель под углом 90 градусов. Быстрое решение заключалось в том, чтобы поощрять «скользящие» снимки. [87] (что сократило количество неудач вдвое), [88] пока не будет найдено окончательное решение.
Объяснение взрывателя контактов [ править ]
Механизм контактного взрывателя Mark 6 произошел от контактного взрывателя Mark 3. Оба взрывателя имели необычную особенность: ход ударника был перпендикулярен ходу торпеды, поэтому ударник подвергался боковой нагрузке, когда торпеда поражала цель. Взрыватель Mark 3 был разработан, когда скорость торпеды была намного ниже (скорость торпеды Mark 10 составляла 30 узлов (56 км/ч)), но даже тогда у прототипов Mark 3 были проблемы с заклиниванием боечка во время сильного замедления, когда торпеда столкнулся с целью. Решением было использование более мощной ударной пружины, чтобы преодолеть заедание. [89] Торпеда Mark 14 имела гораздо более высокую скорость - 46 узлов (85 км/ч), поэтому ее замедление было бы значительно выше, но БуОрд, очевидно, просто предположил, что контактный взрыватель будет работать на более высокой скорости. Боевых огневых испытаний торпеды Mark 14 не проводилось, как и боевых огневых испытаний ее контактного взрывателя. Если бы компания BuOrd попыталась провести испытания контактного взрывателя боевой стрельбой в мирное время, она, вероятно, столкнулась бы с некоторыми неразорвавшимися боеприпасами и вновь обнаружила бы проблему крепления.
Перл-Харбор изготовил рабочие взрыватели, используя более легкие алюминиевые детали. Уменьшение массы уменьшает трение связывания. БуОрд предложил использовать более жесткую пружину — решение, которое сработало десятилетия назад. [90] В конце концов, BuOrd применил шаровой переключатель и электрический детонатор вместо использования ударника.
В сентябре 1943 года на войну были отправлены первые торпеды с новыми контактными пистолетами. [91] «После двадцати одного месяца войны три основных дефекта торпеды Mark 14 были наконец изолированы. Каждый дефект был обнаружен и устранен в полевых условиях, несмотря на упорное сопротивление Управления артиллерийских вооружений». [87]
Круговые пробеги [ править ]
Поступало множество сообщений о том, что Mark 14 хаотично двигался и кружил над стреляющей лодкой. Предполагается, что «Грюнион» был потоплен из-за того, что «Марк 14», летевший по кругу, врезался в башню перископа, не взорвавшись, и заблокировал органы управления погружением в положении полного аварийного погружения. [92] Круговой ход потопил подводную лодку «Таллиби» , но, возможно, это была не «Марк-14». [39] [93] Точно так же «Сарго» чуть не был потоплен при круговом заходе, но круговой ход произошел из-за того, что гироскоп не был установлен. [39] Последующая торпеда Mark 18 оказалась не лучше, потопив «Тан» . надводного запуска Торпеда Mark 15 имела воротники для предотвращения кругового движения, но Mark 14 никогда не имела этой функции.
Разрешение [ править ]
После устранения последствий затопление вражеских кораблей заметно возросло. К концу Второй мировой войны торпеда Mark 14 стала гораздо более надежным оружием. Извлеченные уроки позволили надводным кораблям, таким как эсминцы, исправить недостатки Mark 15; эти две конструкции имели одни и те же сильные и слабые стороны.
После войны лучшие характеристики улучшенной Mark 14 были объединены с лучшими характеристиками трофейных немецких торпед, чтобы создать Mark 16 , работающую на перекиси водорода, с возможностью запуска по образцу. Mark 16 стала стандартной послевоенной противокорабельной торпедой США, несмотря на большой оставшийся запас торпед Mark 14. [94]
Номенклатура [ править ]
Официальная политика наименования ВМС США заключалась в использовании арабских вместо римских цифр для обозначения моделей торпед с момента разработки в 1917 году торпеды Bliss-Leavitt Mark 4 . [95] Однако существует множество случаев, когда Марк 14 упоминался как «Марк XIV» в официальной документации и отчетах, а также в отчетах историков и наблюдателей.
Характеристики [ править ]
- Функция: Подводная лодка запустила противокорабельную торпеду.
- Силовая установка: мокрый подогреватель / паровая турбина с ресивером для сжатого воздуха.
- Топливо: этанол крепостью 180 , смешанный с метанолом или другими денатурантами. [ нужна ссылка ]
- Длина: 20 футов 6 дюймов (6,25 м)
- Вес: 3280 фунтов (1490 кг)
- Диаметр: 21 дюйм (530 мм)
- Дальность/Скорость:
- Низкая скорость: 9000 ярдов (8200 м) при 31 узле (57 км/ч).
- Высокая скорость: 4500 ярдов (4100 м) при 46 узлах (85 км/ч).
- Система наведения: Гироскоп
- Боевая часть: 643 фунта (292 кг) Торпекса .
- Дата развертывания: 1931 г.
- Дата вывода из эксплуатации: 1975–1980 гг.
См. также [ править ]
Связанные разработки
Оружие сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джоли, EW (15 сентября 1978 г.). «Краткая история развития торпед ВМС США» . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ «Трагедия торпеды Mark XIV во Второй мировой войне» . www.militaryhistoryonline.com . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 60
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 95
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , стр. 218, 219.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр 1975 , с. 278
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 109 утверждает, что небольшой взрывчатки достаточно
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , с. 54
- ^ Фицсаймонс, Бернард, главный редактор. Иллюстрированная энциклопедия оружия и ведения войны 20-го века (Лондон: Phoebus Publishing, 1978), том 8, стр.807, «Дуплекс»
- ^ Дёниц, Мемуары .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , с. 55
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 65
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Блэр 1975 , с. 62
- ^ Фицсаймонс, Том 5, стр.541, таблица.
- ^ Между 1934 и 1936 годами. Фицсаймонс, Том 5, стр.542, « Кассин ».
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 60; заявив, что на производство 76 торпед было выделено 803 000 долларов.
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 63
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 48
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 52
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 53
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 55
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 91
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 124
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роуленд и Бойд 1953 , с. 125
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр 1975 , с. 69
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , с. 281
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуленд и Бойд 1953 , с. 126
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 69
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 105
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 127
- ^ Блэр 1975 , с. 553
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуленд и Бойд 1953 , с. 96
- ^ Пул, Лиза (1989). Торпедо Таун США . Издательство «Бриллиантовая годовщина». ISBN 0-9621829-0-7 .
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 96, в котором говорилось: «Однако хуже всего то, как дьявольски каждый дефект скрывал другой».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Морисон, Сэмюэл Э. , История военно-морских операций США во Второй мировой войне , том. IV, стр. проходимо
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роско 1967
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Newpower (2006 , стр. xii) утверждает, что было 24 случая кругового движения торпед, но избегает этой темы, поскольку «неясно, был ли какой-либо конкретный дефект причиной любого или всех этих круговых движений». USS Tang был потоплен Mark 18 (а не Mark 14); USS Tullibee , возможно, был потоплен кораблем Mark 18. USS Sargo совершил круговой ход, потому что гироскоп не был установлен.
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 103
- ^ Блэр 1975 , с. 141
- ^ Блэр 1975 , с. 140
- ^ Блэр 1975 , с. 141. BuOrd будет ждать месяцами, чтобы сделать то же самое.
- ^ Блэр, стр. 140-141 и 169.
- ^ Блэр 1975 , с. 171
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , с. 274
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , с. 275
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , с. 276
- ^ Блэр 1975 , стр. 131, 197, 273–275.
- ^ Блэр 1975 , с. 277
- ^ Скотт, Джеймс (2013). Война внизу: история трех подводных лодок, сражавшихся с Японией . Саймон и Шустер. п. 88. ИСБН 978-1439176856 .
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 98
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуленд и Бойд 1953 , с. 97
- ^ Шайрман, Дуглас А. (февраль 1998 г.). «Проблемы с торпедами США во время Второй мировой войны» . Вторая мировая война .
- ^ Newpower 2006 , с. 12 цитирование Грей, Эдвин (1991), Устройство дьявола: Роберт Уайтхед и история торпеды , Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США, стр. 33 .
- ^ Слиман, CW (1880), Торпеды и торпедная война , Портсмут: Griffin & Co., стр. 137–138,
что составляет так называемый секрет рыбной торпеды.
- ^ Вильденберг и Полмар 2010 , с. 58
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , стр. 96–97.
- ^ «Великий торпедный скандал 1941–1943 годов», The Submarine Review, октябрь 1996 г.
- ^ Патрик, Джон (зима 2012 г.), «Жесткие уроки неудач торпед Второй мировой войны» , Undersea Warfare (47), заархивировано из оригинала 13 октября 2014 г. , получено 22 июня 2013 г.
- ^ Блэр 1975 , с. 292
- ^ Блэр 1975 , стр. 226–227.
- ^ Newpower 2006 , с. 150
- ^ Newpower 2006 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньюпауэр 2006 , с. 151
- ^ Newpower 2006 , стр. 151–152.
- ^ Newpower 2006 , с. 153
- ^ Newpower 2006 , с. 155
- ^ Блэр 1975 , с. 413
- ^ Милфорд, Фредерик Дж. «Торпеды ВМС США». Обзор подводных лодок , апрель 1996 г. [ нужна страница ]
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 104
- ^ Блэр 1975 , с. 216
- ^ Блэр 1975 , с. 206
- ^ Блэр 1975 , с. 206. Это помогает объяснить, почему заявления США о тоннаже на одно судно обычно примерно на треть превышали фактические затопления.
- ^ «Анекдоты об авианосце США Ваху» . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Блэр 1975 , с. 427
- ^ Блэр 1975 , стр. 169–170.
- ^ Newpower 2006 , с. 158
- ^ Блэр 1975 , стр. 430–431.
- ^ Newpower 2006 , с. 161
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 102
- ^ Newpower 2006 , с. 151, в котором говорится: «На следующий день, 10 апреля, военный корабль США « Помпано» столкнулся с ветераном Перл-Харбора «Сёкаку» и атаковал его шестью торпедами. На пути к цели три торпеды взорвались рано, а две взорвались почти в ожидаемое время. Локвуд знал от ULTRA , что Шокаку пережил атаку, и хотя он приписал Помпано повреждение авианосца, а не раскрытие информации ULTRA, в его голове начали появляться сомнения относительно магнитного взрывателя».
- ^ Newpower 2006 , с. 139
- ^ Newpower 2006 , с. 180
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 106, «когда инактивация полностью остановила недоношенность, обнажилась вся полнота явных неудач».
- ↑ Когда он вернулся, Даспит был в ярости. Блэр 1975 , стр. 435–437.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр 1975 , с. 439
- ^ Блэр 1975 , с. 438
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , стр. 107, 108.
- ^ Роуленд и Бойд 1953 , с. 108
- ^ Милфорд, Фредерик Дж. (октябрь 1996 г.), «Торпеды ВМС США. Часть вторая: Большой торпедный скандал, 1941–43». , The Submarine Review , архивировано из оригинала 23 октября 2009 г.
- ^ Питер Ф. Стивенс. Фатальное погружение: разгадка тайны военного корабля США «Грюнион» времен Второй мировой войны , История Регнери, 2012 г.
- ^ Блэр 1975 , стр. 575–576 и 767–768.
- ^ Курак, Стив (сентябрь 1966 г.). «Инвентарь торпед ВМС США». Труды Военно-морского института США .
- ^ «NavWeaps.com. Соединенные Штаты Америки Информация о торпедах. Номенклатура торпед » . Архивировано из оригинала 27 июля 2008 г. Проверено 28 мая 2008 г.
Источники [ править ]
- Блэр, Клей младший (1975), Тихая победа , Филадельфия: Липпинкотт, ISBN 0-553-01050-6
- Ньюпауэр, Энтони (2006), Железные люди и жестяная рыбка: гонка за создание лучшей торпеды во время Второй мировой войны , Praeger Security International, ISBN 0-275-99032-Х
- Роско, Теодор (1967), Лодки-свиньи: Правдивая история боевых подводников Второй мировой войны , Нью-Йорк: Bantam, OCLC 22066288 . Первоначально опубликовано в 1949 году под названием « Операции подводных лодок США во Второй мировой войне »; Бантамская версия сокращена.
- Роуленд, Буфорд; Бойд, Уильям Б. (1953), Управление артиллерийских вооружений ВМС США во Второй мировой войне , Управление артиллерийских вооружений
- Соединенные Штаты Америки Торпеды Второй мировой войны
- Вильденберг, Томас; Полмар, Норман (2010), Убийца кораблей , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-688-9
Дальнейшее чтение [ править ]
- US 5790405 , Бухлер, Роберт Дж., «Способ и устройство для обнаружения круговых запусков торпед», выдан 4 августа 1998 г., передан Litton Systems, Inc.
- Гэннон, Роберт (1996), Геллионы глубин: развитие американских торпед во Второй мировой войне , издательство Пенсильванского государственного университета, ISBN 027101508X
- Мэтьюз, Дэвид Ф. (26 февраля 2011 г.), Пример использования торпеды Mark XIV (PDF) , Монтерей, Калифорния: Военно-морская аспирантура, NPS-AM-11-008, заархивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2014 г. (DTIC А550699)
- Инструкция по обслуживанию и эксплуатации марк VI мод. 1 взрывной механизм , Брошюра о боеприпасах, Управление боеприпасов, 1938 г., OCLC 51958048 , OP 632
- Торпеды: типы Mark 14 и 23 , Брошюра по артиллерийскому вооружению, Управление артиллерийских вооружений, 24 марта 1945 г., OP 635
Внешние ссылки [ править ]
- Неудачные торпеды времен ВОВ
- «Торпеда Марк 14-3А и ее взрыватель МК 6» . Проверено 3 марта 2012 г.
- «Великий торпедный скандал, 1941–43», октябрьский выпуск журнала Submarine Review за 1996 г., заархивировано 1 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- https://issuu.com/reprospace/docs/num_q4_winter_2013
- Оригинальное руководство к компьютеру Torpedo Data Computer Mark 3.
- Управление артиллерийского вооружения (4 декабря 1941 г.). Тактические данные торпед Mark XIV и Mark XIV-1 высокой и малой мощности (PDF) . Брошюра с данными о боеприпасах. Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морское ведомство. ОД № 3699.