Торпеда Уайтхеда
Торпеда Уайтхеда | |
---|---|
![]() Торпедный механизм Уайтхеда, опубликован в 1891 году. | |
Тип | Противонадводная корабельная торпеда [1] |
Место происхождения | Австро-Венгрия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1894–1922 (Мк1 и Мк2) 1898–1940 (Мк3) 1910–1922 (Мк5)
|
Используется | См . § Операторы. |
Войны | Русско-турецкая война [2] Гражданская война в Чили 1891 года. [3] Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Роберт Уайтхед |
Разработанный | 1866 [4] |
Производитель | Технический завод Фьюмано [5] Торпедофабрик Уайтхед и Ко. [5] Королевские лаборатории Компания EW Bliss |
Варианты | Уайтхед Мк 1 [6] Уайтхед Мк 1Б [6] Уайтхед Мк 2 [6] Уайтхед Mk 2 Тип C [6] Уайтхед Mk 3 Тип A [6] Уайтхед Мк 5 [1] |
Технические характеристики | |
Масса | 845 фунтов (Марка 1) [1] |
Длина | 140 дюймов (360 см) (Mk 1) [1] |
Диаметр | 17,7 дюймов (45 см) (Марка 1) [1] |
Эффективная дальность стрельбы | 800 ярдов (730 м) (Mk 1) [1] |
Боеголовка | вата мокрая [1] |
Вес боеголовки | 118 фунтов (54 кг) (Mk 1) [1] |
Детонация механизм | Боевой Нос (Mk 1), контакт [1] |
Двигатель | 3-цилиндровый поршневой [1] |
Максимальная скорость | 26,5 узлов (49,1 км/ч) (Mk 1) [1] |
Руководство система | контроль глубины, гироскоп [1] |
Запуск платформа | линкоры , миноносцы и подводные лодки [1] |
Торпеда Уайтхеда была первой когда-либо разработанной самоходной или «локомотивной» торпедой . [а] Он был усовершенствован в 1866 году британским инженером Робертом Уайтхедом на основе черновой конструкции, задуманной Джованни Лупписом из австро-венгерского флота в Фиуме . [7] Он приводился в движение трехцилиндровым двигателем на сжатом воздухе, изобретенным, спроектированным и изготовленным компанией Peter Brotherhood . Многие военно-морские службы закупили торпеду Уайтхеда в 1870-х годах, в том числе ВМС США . [8] Эта первая торпеда зарекомендовала себя в бою во время русско-турецкой войны , когда 16 января 1878 года османский корабль «Интиба» был потоплен русскими торпедными катерами с «Уайтхедами». [2] хотя эта история оспаривается в одной книге. [9]
Термин «торпеда» происходит от названия рыбы-торпеды , которая представляет собой разновидность ската , который наносит электрический шок , чтобы оглушить свою добычу . [4]
История
[ редактировать ]

В XIX веке офицер [ ВОЗ? ] из австрийской морской артиллерии возникла идея использовать небольшую лодку, нагруженную взрывчаткой, приводимую в движение паровым или воздушным двигателем и управляемую тросами, для использования против кораблей противника; его документы перешли во владение капитана Джованни Лупписа после его смерти. Луппис построил модель устройства; механизмом с пружинным приводом он приводился в действие часовым и управлялся дистанционно с помощью тросов с земли. Недовольный устройством, которое он назвал «спасителем берегов», [10] Луппис обратился к Роберту Уайтхеду, который тогда работал на Stabilimento Tecnico Fiumano заводе в Фиуме . [8] Примерно в 1850 году Императорский австрийский флот попросил Уайтхеда разработать эту конструкцию самоходной подводной торпеды.
Уайтхед разработал то, что он назвал Minenschiff (минный корабль): торпеду длиной 11 футов (3,4 м) и диаметром 14 дюймов (36 см), приводимую в движение сжатым воздухом и несущую взрывную боеголовку , со скоростью 7 узлов ( 13 км/ч; 8,1 миль в час) и способность поражать цель на расстоянии до 700 ярдов (640 м). [10] В 1868 году Уайтхед предложил решение проблемы устойчивости своей торпеды: управление маятником и гидростатом , содержащееся в ее погружной камере. Австрийский флот купил права на производство торпеды Уайтхеда в 1869 году. [11] К 1870 году торпеды Уайтхеда развивали скорость 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). Однако оставалась проблема коррекции курса: возвращение торпеды на правильный курс после ее отклонения под действием ветра или волнения. Решением стало устройство гироскопа , запатентованное Людвигом Обри , права на которое купил Уайтхед в 1896 году. [12]
Дизайн
[ редактировать ]

В 1868 году Уайтхед предложил флотам мира два типа торпед: одна имела длину одиннадцать футов семь дюймов (3,53 м) и диаметр 14 дюймов (36 см). Он весил 346 фунтов (157 кг) и нес боеголовку массой 40 фунтов (18 кг). Другой был длиной 14 футов (4,3 м) и диаметром 16 дюймов (41 см). Он весил 650 фунтов (290 кг) и нес боеголовку массой 60 фунтов (27 кг). Обе модели могли развивать скорость 8–10 узлов (15–19 км/ч; 9,2–11,5 миль в час) и дальность полета 200 ярдов (180 м).
ВМС США начали использовать торпеду Уайтхеда в 1892 году после того, как американская компания EW Bliss получила права на производство. [11] Торпеда Уайтхеда, изготовленная для ВМС США, была разделена на четыре секции: головную, воздушную, кормовую и хвостовую. В голове находился заряд взрывчатого вещества ; воздушный баллон содержал сжатый воздух под давлением 1350 фунтов на квадратный дюйм (9300 кПа ), или 90 атмосфер ; в кормовой части располагались двигатель и механизм управления, а гребные винты и руль направления в хвостовой части находились . Воздушная колба была изготовлена из тяжелой кованой стали . Остальные части корпуса торпеды изготавливались из тонкой листовой стали . Внутренние части обычно изготавливались из бронзы . Торпеда запускалась выше или ниже ватерлинии из трубы с помощью воздушного или порохового сброса. [13]
Значение
[ редактировать ]В 1871 году Королевский флот купил права на производство и начал производство торпеды в Королевских лабораториях в Вулидже, Англия. Королевский флот устанавливал торпеды Уайтхеда на свои первые подводные лодки , начиная с HMS Holland 1 . [4] Вскоре этому примеру последовали военно-морские силы Франции, Германии, Италии и России, которые начали приобретать торпеды Уайтхеда. К 1877 году торпеда Уайтхеда развивала скорость 18 миль в час (29 км/ч) и дальность действия до 830 ярдов (760 м).
К 1880-м годам все больше военно-морских сил мира приобрели «Уайтхед» и начали использовать торпедные катера для их использования в бою, а инженеры начали мечтать о подводных лодках, вооруженных торпедами «Уайтхед». В 1904 году британский адмирал Генри Джон Мэй заметил: «Если бы не Уайтхед, подводная лодка так и осталась бы интересной игрушкой и не более того». [2] [4]
Последнее известное боевое применение торпеды Уайтхеда произошло во время битвы при проливе Дрёбак 9 апреля 1940 года. Две торпеды были выпущены из торпедной батареи в Осло-фьорде по немецкому крейсеру «Блюхер» . Это добило корабль после того, как он был серьезно поврежден артиллерийским огнем из Оскарсборга . [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ] Австро-Венгерский флот [8]
Королевский флот [4]
Императорский флот Германии [8]
Французский флот [8]
Королевский флот [8]
Императорский Российский Флот [8]
Аргентинский флот [8]
Мексиканский флот [14]
Бельгийский флот [8]
Королевский флот Дании [8]
Греческий флот [8]
Португальский флот [8]
Чилийский ВМС [8]
Королевский флот Норвегии [8]
Шведский флот [8]
ВМС США [11]
См. также
[ редактировать ]- Американская 18-дюймовая торпеда
- Шварцкопфф торпеда
- Торпеда Блисс-Ливитт
- Хауэлл Торпедо
- Голландская компания торпедных катеров
- Голландская станция торпедных лодок
Ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Военно-морские мины (которые обычно являются статическими или пассивно-мобильными) были известны как торпеды, когда была разработана торпеда Уайтхеда.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дельгадо, Джеймс П. (2011). Бесшумные убийцы: подводные лодки и подводная война . Издательство Оспри. п. 74. ИСБН 978-1-84908-365-2 .
- ^ Ньюпауэр, Энтони (2006). Железные люди и оловянная рыбка: гонка за создание лучшей торпеды во время Второй мировой войны . Издательская группа Гринвуд. п. 15. ISBN 0-275-99032-Х . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Выбор куратора: Торпеда Уайтхеда» . Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 31 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Хронология: Торпедо в слове и картинке» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2014 года . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сильверстоун, Пол (2006). Новый флот, 1883-1922 гг . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. XXII. ISBN 0-415-97871-8 . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Грей, Эдвин (1991). Устройство дьявола: Роберт Уайтхед и история Торпедо . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 310. ИСБН 0-87021-245-1 .
- ^ Роберт Стем (18 сентября 2008 г.). Эсминские бои: Эпоса морского ближнего боя . Перо и меч. стр. 18–19. ISBN 9781473813564 . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Роберт Уайтхед — краткая история» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Штейн, Стивен К. (2007). От торпед к авиации: Вашингтон Ирвинг Чемберс и технологические инновации в новом военно-морском флоте с 1876 по 1913 год . Издательство Университета Алабамы. п. 123. ИСБН 978-0-8173-1564-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Торпеда Уайтхеда . Управление артиллерийского вооружения США ВМС . 1898. Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 31 октября 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Каруана, Джозеф; Фрейвогель, Звонимир; Макмиллан, Дон; Смит, Уоррен и Вильетти, Брайан (2007). «Вопрос 38/43: Потеря османской канонерской лодки Интиба ». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 326–329. ISSN 0043-0374 .
- Гиббс, Джей (2008). «Вопрос 38/43: Потеря османской канонерской лодки Интиба ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 289–291. ISSN 0043-0374 .