Jump to content

Торпеда Уайтхеда

Торпеда Уайтхеда
Торпедный механизм Уайтхеда, опубликован в 1891 году.
Тип Противонадводная корабельная торпеда [1]
Место происхождения Австро-Венгрия
История обслуживания
В эксплуатации 1894–1922 (Мк1 и Мк2)
1898–1940 (Мк3)
1910–1922 (Мк5)
  • с ВМС США [1]
Используется См . § Операторы.
Войны Русско-турецкая война [2]
Гражданская война в Чили 1891 года. [3]
Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Роберт Уайтхед
Разработанный 1866 [4]
Производитель Технический завод Фьюмано [5]
Торпедофабрик Уайтхед и Ко. [5]
Королевские лаборатории
Компания EW Bliss
Варианты Уайтхед Мк 1 [6]
Уайтхед Мк 1Б [6]
Уайтхед Мк 2 [6]
Уайтхед Mk 2 Тип C [6]
Уайтхед Mk 3 Тип A [6]
Уайтхед Мк 5 [1]
Технические характеристики
Масса 845 фунтов (Марка 1) [1]
Длина 140 дюймов (360 см) (Mk 1) [1]
Диаметр 17,7 дюймов (45 см) (Марка 1) [1]

Эффективная дальность стрельбы 800 ярдов (730 м) (Mk 1) [1]
Боеголовка вата мокрая [1]
Вес боеголовки 118 фунтов (54 кг) (Mk 1) [1]
Детонация
механизм
Боевой Нос (Mk 1), контакт [1]

Двигатель 3-цилиндровый поршневой [1]
Максимальная скорость 26,5 узлов (49,1 км/ч) (Mk 1) [1]
Руководство
система
контроль глубины, гироскоп [1]
Запуск
платформа
линкоры , миноносцы и подводные лодки [1]

Торпеда Уайтхеда была первой когда-либо разработанной самоходной или «локомотивной» торпедой . [а] Он был усовершенствован в 1866 году британским инженером Робертом Уайтхедом на основе черновой конструкции, задуманной Джованни Лупписом из австро-венгерского флота в Фиуме . [7] Он приводился в движение трехцилиндровым двигателем на сжатом воздухе, изобретенным, спроектированным и изготовленным компанией Peter Brotherhood . Многие военно-морские службы закупили торпеду Уайтхеда в 1870-х годах, в том числе ВМС США . [8] Эта первая торпеда зарекомендовала себя в бою во время русско-турецкой войны , когда 16 января 1878 года османский корабль «Интиба» был потоплен русскими торпедными катерами с «Уайтхедами». [2] хотя эта история оспаривается в одной книге. [9]

Термин «торпеда» происходит от названия рыбы-торпеды , которая представляет собой разновидность ската , который наносит электрический шок , чтобы оглушить свою добычу . [4]

Роберт Уайтхед с потрепанной испытательной торпедой, Фиуме (нынешняя Хорватия), около 1875 года.
Аргентинские моряки с торпедой Уайтхеда, Фиуме, Австрия, 1888 г.

В XIX веке офицер [ ВОЗ? ] из австрийской морской артиллерии возникла идея использовать небольшую лодку, нагруженную взрывчаткой, приводимую в движение паровым или воздушным двигателем и управляемую тросами, для использования против кораблей противника; его документы перешли во владение капитана Джованни Лупписа после его смерти. Луппис построил модель устройства; механизмом с пружинным приводом он приводился в действие часовым и управлялся дистанционно с помощью тросов с земли. Недовольный устройством, которое он назвал «спасителем берегов», [10] Луппис обратился к Роберту Уайтхеду, который тогда работал на Stabilimento Tecnico Fiumano заводе в Фиуме . [8] Примерно в 1850 году Императорский австрийский флот попросил Уайтхеда разработать эту конструкцию самоходной подводной торпеды.

Уайтхед разработал то, что он назвал Minenschiff (минный корабль): торпеду длиной 11 футов (3,4 м) и диаметром 14 дюймов (36 см), приводимую в движение сжатым воздухом и несущую взрывную боеголовку , со скоростью 7 узлов ( 13 км/ч; 8,1 миль в час) и способность поражать цель на расстоянии до 700 ярдов (640 м). [10] В 1868 году Уайтхед предложил решение проблемы устойчивости своей торпеды: управление маятником и гидростатом , содержащееся в ее погружной камере. Австрийский флот купил права на производство торпеды Уайтхеда в 1869 году. [11] К 1870 году торпеды Уайтхеда развивали скорость 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). Однако оставалась проблема коррекции курса: возвращение торпеды на правильный курс после ее отклонения под действием ветра или волнения. Решением стало устройство гироскопа , запатентованное Людвигом Обри , права на которое купил Уайтхед в 1896 году. [12]

Общий профиль торпеды Уайтхеда, как показано в руководстве по торпеде Уайтхеда , опубликованном ВМС США в 1898 году: A. боеголовка B. баллон с воздухом. Б'. погружная камера CC'. кормовая часть C. машинное отделение DDDD. сливные отверстия E. трубка вала F. рулевой двигатель G. коническая коробка передач H. указатель глубины I. хвостовик K. заправочные и запорные клапаны L. запорный механизм M. плита основания двигателя P. корпус капсюля R. руль направления S. трубка рулевой тяги T. направляющая UU. гребные винты V. клапанная группа W. боевой нос Z. усиливающая полоса
Торпеда Mk3 Whitehead выпущена из Восточного дока, Козий остров, торпедная станция Ньюпорт, Род-Айленд, 1894 год.

В 1868 году Уайтхед предложил флотам мира два типа торпед: одна имела длину одиннадцать футов семь дюймов (3,53 м) и диаметр 14 дюймов (36 см). Он весил 346 фунтов (157 кг) и нес боеголовку массой 40 фунтов (18 кг). Другой был длиной 14 футов (4,3 м) и диаметром 16 дюймов (41 см). Он весил 650 фунтов (290 кг) и нес боеголовку массой 60 фунтов (27 кг). Обе модели могли развивать скорость 8–10 узлов (15–19 км/ч; 9,2–11,5 миль в час) и дальность полета 200 ярдов (180 м).

ВМС США начали использовать торпеду Уайтхеда в 1892 году после того, как американская компания EW Bliss получила права на производство. [11] Торпеда Уайтхеда, изготовленная для ВМС США, была разделена на четыре секции: головную, воздушную, кормовую и хвостовую. В голове находился заряд взрывчатого вещества ; воздушный баллон содержал сжатый воздух под давлением 1350 фунтов на квадратный дюйм (9300 кПа ), или 90 атмосфер ; в кормовой части располагались двигатель и механизм управления, а гребные винты и руль направления в хвостовой части находились . Воздушная колба была изготовлена ​​из тяжелой кованой стали . Остальные части корпуса торпеды изготавливались из тонкой листовой стали . Внутренние части обычно изготавливались из бронзы . Торпеда запускалась выше или ниже ватерлинии из трубы с помощью воздушного или порохового сброса. [13]

Значение

[ редактировать ]

В 1871 году Королевский флот купил права на производство и начал производство торпеды в Королевских лабораториях в Вулидже, Англия. Королевский флот устанавливал торпеды Уайтхеда на свои первые подводные лодки , начиная с HMS Holland 1 . [4] Вскоре этому примеру последовали военно-морские силы Франции, Германии, Италии и России, которые начали приобретать торпеды Уайтхеда. К 1877 году торпеда Уайтхеда развивала скорость 18 миль в час (29 км/ч) и дальность действия до 830 ярдов (760 м).

К 1880-м годам все больше военно-морских сил мира приобрели «Уайтхед» и начали использовать торпедные катера для их использования в бою, а инженеры начали мечтать о подводных лодках, вооруженных торпедами «Уайтхед». В 1904 году британский адмирал Генри Джон Мэй заметил: «Если бы не Уайтхед, подводная лодка так и осталась бы интересной игрушкой и не более того». [2] [4]

Последнее известное боевое применение торпеды Уайтхеда произошло во время битвы при проливе Дрёбак 9 апреля 1940 года. Две торпеды были выпущены из торпедной батареи в Осло-фьорде по немецкому крейсеру «Блюхер» . Это добило корабль после того, как он был серьезно поврежден артиллерийским огнем из Оскарсборга . [ нужна ссылка ]

Операторы

[ редактировать ]

 Австро-Венгерский флот [8]
 Королевский флот [4]
 Императорский флот Германии [8]
 Французский флот [8]
 Королевский флот [8]
 Императорский Российский Флот [8]
 Аргентинский флот [8]
 Мексиканский флот [14]
 Бельгийский флот [8]
 Королевский флот Дании [8]
 Греческий флот [8]
 Португальский флот [8]
 Чилийский ВМС [8]
 Королевский флот Норвегии [8]
 Шведский флот [8]
 ВМС США [11]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Военно-морские мины (которые обычно являются статическими или пассивно-мобильными) были известны как торпеды, когда была разработана торпеда Уайтхеда.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «История торпеды: Торпеда Уайтхеда Mk1» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года . Проверено 28 мая 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Дельгадо, Джеймс П. (2011). Бесшумные убийцы: подводные лодки и подводная война . Издательство Оспри. п. 74. ИСБН  978-1-84908-365-2 .
  3. ^ Ньюпауэр, Энтони (2006). Железные люди и оловянная рыбка: гонка за создание лучшей торпеды во время Второй мировой войны . Издательская группа Гринвуд. п. 15. ISBN  0-275-99032-Х . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Выбор куратора: Торпеда Уайтхеда» . Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 31 мая 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Хронология: Торпедо в слове и картинке» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2014 года . Проверено 8 июня 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Сильверстоун, Пол (2006). Новый флот, 1883-1922 гг . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. XXII. ISBN  0-415-97871-8 . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2016 г.
  7. ^ Грей, Эдвин (1991). Устройство дьявола: Роберт Уайтхед и история Торпедо . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 310. ИСБН  0-87021-245-1 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «История Торпедо: историческая справка» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года . Проверено 1 июня 2013 г.
  9. ^ Роберт Стем (18 сентября 2008 г.). Эсминские бои: Эпоса морского ближнего боя . Перо и меч. стр. 18–19. ISBN  9781473813564 . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Роберт Уайтхед — краткая история» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «В центре внимания артефакт: торпеда Уайтхеда» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
  12. ^ Штейн, Стивен К. (2007). От торпед к авиации: Вашингтон Ирвинг Чемберс и технологические инновации в новом военно-морском флоте с 1876 по 1913 год . Издательство Университета Алабамы. п. 123. ИСБН  978-0-8173-1564-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2016 г.
  13. ^ Торпеда Уайтхеда . Управление артиллерийского вооружения США ВМС . 1898. Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 31 октября 2014 г.
  14. ^ «Коммодор Мануэль Асуэта Периллос, биографический очерк» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 мая. Получено 11 февраля.

Библиография

[ редактировать ]
  • Каруана, Джозеф; Фрейвогель, Звонимир; Макмиллан, Дон; Смит, Уоррен и Вильетти, Брайан (2007). «Вопрос 38/43: Потеря османской канонерской лодки Интиба ». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 326–329. ISSN   0043-0374 .
  • Гиббс, Джей (2008). «Вопрос 38/43: Потеря османской канонерской лодки Интиба ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 289–291. ISSN   0043-0374 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 562fef8d150a304491eed41f5076c9ac__1711266780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/ac/562fef8d150a304491eed41f5076c9ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Whitehead torpedo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)