Торпеда Марк 10
Торпеда Марк 10 | |
---|---|
Тип | Противонадводная корабельная торпеда [ 1 ] |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1915–1945 |
Используется | ВМС США |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Компания EW Bliss и военно-морская торпедная станция [ 1 ] |
Разработанный | 1915 [ 1 ] |
Производитель | Морская торпедная станция [ 1 ] |
Варианты | К 3 [ 2 ] |
Технические характеристики | |
Масса | 2215 фунтов [ 1 ] |
Длина | 195 дюймов [ 1 ] |
Диаметр | 21 дюйм [ 1 ] |
Эффективная дальность стрельбы | 3500 ярдов [ 1 ] |
Боеголовка | Мк 10 Мод 3, ТНТ [ 1 ] |
Вес боеголовки | 497 фунтов [ 1 ] |
Детонация механизм | Контактный взрыватель Мк 3 [ 1 ] |
Двигатель | Паровая турбина [ 1 ] |
Порох | Алкоголь [ 1 ] |
Максимальная скорость | 36 узлов [ 1 ] |
Руководство система | гироскоп , прямой ход [ 1 ] |
Запуск платформа | Подводные лодки [ 1 ] |
Торпеда Mark 10 — торпеда, принятая на вооружение США в 1915 году. Она была создана на основе авиационной торпеды Mark 9, переоборудованной для использования на подводных лодках. [ 3 ] Она использовалась в качестве основной торпеды на классов R и S. подводных лодках (Семь самолетов класса R, от Р-21 до Р-27 , были оснащены 18-дюймовыми торпедными аппаратами, но были списаны в 1924 и 1925 годах.) [ 4 ] В нем использовалась паровая турбина спирто-водного типа. [ 5 ] На смену ей пришла проблемная торпеда Mark 14 , но она оставалась на вооружении S-лодок и подводных лодок флота во время войны на Тихом океане . [ 6 ] Mark 10 имел самую большую боеголовку (497 фунтов (225 кг) в тротиловом эквиваленте) из всех американских торпед, разработанных в то время. [ 1 ] Запасы торпед Mark 10 Mod 3 широко использовались в первой половине Второй мировой войны из-за нехватки более новых и длинных (246 дюймов (6,2 м) Mark 14), при этом некоторые подводные лодки флота несли в патрулировании смесь обоих типов. [ 7 ]
Торпеды Марк 10 и разработанные в то же время (Марк 9 воздушного и Марк 8 надводного корабельного базирования) использовали по существу один и тот же комплекс управления (прибор «Улан» [ нужны разъяснения ] ) как и более новый Mark 14 по глубине и направлению. [ нужна ссылка ] Глубину спуска можно было установить от 5 до 35 м (от 16 до 115 футов). [ нужна ссылка ] Перед пуском угол гироскопа мог быть установлен на новый курс до 90 градусов по левому или правому борту от текущего курса подводной лодки. Mark 10 вылетит из трубы прямо вперед для «досягаемости», затем повернет на новый, заранее заданный курс с общим углом наведения 180 градусов над концом подводной лодки, а затем пойдет по этому курсу перехвата. прямо к цели. [ нужна ссылка ]
Чтобы использовать Mark 10 Mod 3 (более ранние номера модов торпеды Mark 10 не работали) [ нужна ссылка ] Торпеда в подводных лодках флота требовала, чтобы адаптер шпинделя установки угла гироскопа был вставлен в корпус торпеды, чтобы увеличить досягаемость шпинделя в торпеде. На предфлотских подводных лодках механизм настройки гироскопа располагался снаружи трубы, [ 8 ] в то время как шпиндели гироскопа подводной лодки находятся внутри трубы. [ 9 ]
У торпеды Mark 10 была та же проблема с «глубоким ходом» (когда фактическая глубина хода была больше, чем заданная перед запуском), что и у Mark 14. [ 10 ] К 5 января 1942 года Управление артиллерийского вооружения проинформировало командующего подводными лодками Тихоокеанского флота о том, что торпеды Mark 10 прошли на четыре фута глубже установленного. Потому что Марк 10 использовал Марк 3-1 и Марк 3-3. [ нужны разъяснения ] взрывной механизм с контактным выстрелом, [ 11 ] у него не было никаких проблем с недоношенностью или неудачей, как у Mark 14. Однако в течение короткого периода в начале войны Mark 10 считался более надежным, а в некоторых случаях предпочтительнее Mark 14. [ нужна ссылка ]
Торпеда Mark 10 была выведена из эксплуатации вместе с выводом из эксплуатации классов R и S в конце 1945 года. Последняя подводная лодка класса R была выведена из эксплуатации в сентябре 1945 года. Все подводные лодки класса S, кроме одной, были выведены из эксплуатации к декабрю 1945 года. Последняя Подводная лодка S-класса USS S-15 была выведена из эксплуатации в июне 1946 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центр подводных систем ВМС, Ньюпорт, Род-Айленд, «История развития торпед ВМС США»
- ^ "Противоводная торпеда подводного базирования Mk 10"
- ^ «НЬЮПОРТ И ВМФ ТОРПЕДЫ - НЕПРЕРЫВНОЕ НАСЛЕДИЕ». Архивировано 4 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Блэр, Клэй-младший. Тихая победа (Филадельфия: Липпинкотт, 1975).
- ^ Операции подводных лодок США во Второй мировой войне
- ^ Департамент постановлений ВМС США. 21-дюймовый погружной торпедный аппарат OP 1085 . ВМС США. Страница 90, рисунок 172.
- ^ Департамент постановлений ВМС США (1944 г.). Погружной торпедный аппарат диаметром 21 дюйм, OP 1086, стр. 124 . ВМС США.
- ^ Роско, Теодор. Операции подводных лодок США во Второй мировой войне , с. 253
- ^ OP 1634, Торпеды ВМС США, Общие данные 1945, стр. 21.