Проект Зимородок
Зимородок | |
---|---|
![]() Модель Kingfisher A в аэродинамической трубе | |
Тип | Противокорабельные ракеты Противолодочные ракеты |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1956–1959 |
Используется | ВМС США |
История производства | |
Дизайнер | Национальное бюро стандартов |
Разработанный | 1944–1956 |
Проект «Зимородок» — программа разработки вооружений, инициированная ВМС США во второй половине Второй мировой войны . С целью предоставить самолетам и надводным кораблям возможность доставлять торпеды к целям, находящимся за пределами зоны действия оборонительного вооружения, было разработано шесть различных концепций ракет; четыре были выбраны для программ полной разработки, но только один дошел до эксплуатации.
Фон
[ редактировать ]Проект «Зимородок» был начат в августе 1944 года. [1] в ответ на возрастающую трудность самолетов- торпедоносцев успешно совершать атаки перед лицом растущей защитной огневой мощи кораблей в конце Второй мировой войны. Программа была предназначена для создания противостоящих систем доставки, позволяющих выпускать торпеды за пределами досягаемости обороны противника, в частности, предусматривая создание «радиолокируемых, дозвуковых, самонаводящихся ракет воздушного базирования... для доставки взрывного заряда». [ так в оригинале ] ниже ватерлинии плавучих целей». [2] Разработано Бюро боеприпасов (BuOrd) и Национальным бюро стандартов . [3] под руководством Хью Латимера Драйдена и Эдварда Кондена . [2] «Зимородок» был создан на основе «Пеликан» и «Летучая мышь» . проектов управляемых бомб [4] и произвел серию из шести различных конструкций ракет, обозначенных от «A» до «F», с использованием различных вариантов полезной нагрузки и наведения . Из этих конструкций четыре — Kingfisher C–F — были признаны пригодными для полной разработки; в связи с окончанием Второй мировой войны, снижением приоритетности проекта, [1] разработка замедлилась: в конце 1946 года прошли летные испытания первых моделей планеров Kingfisher. [5] и полная разработка выбранных эксплуатационных версий начнется в 1947 году. [1]
Варианты
[ редактировать ]Зимородок А
[ редактировать ]
Kingfisher A, также известный как SWOD (Special Warfare Ordnance Device) Mark 11, [1] а позже как SWOD Mark 15, [6] представляла собой планирующую бомбу , предназначенную для перевозки торпеды Mark 21 Mod 2 ; оружие предназначалось для применения против надводных целей в условиях малой угрозы, где атакующему самолету не приходилось беспокоиться о защитном прикрытии со стороны истребительной авиации . Считался промежуточной конструкцией до того, как появились полноценные ракеты. [1] конструкция Kingfisher A использовалась в качестве основы для испытаний на планирование для проверки аэродинамических свойств семейства Kingfisher в целом; [7] это произошло в конце 1946 года с использованием PB4Y-2 Privateer в качестве самолета-носителя. [5] Сам Kingfisher A был отменен в начале 1947 года, поскольку ВМФ больше не требовался. [4] однако конструкция планера SWOD Mark 15 была использована в качестве основы для Kingfisher C. [8]
Зимородок Б
[ редактировать ]Kingfisher B, или SWOD Mark 21, имел конструкцию, аналогичную Kingfisher A, но был спроектирован так, чтобы быть легким, а конструкция требовала, чтобы оружие составляло всего 2/3 веса управляемой бомбы Bat. [9] Его полезной нагрузкой должна была стать погружная бомба — неуправляемый снаряд, который после выпуска ненадолго скользил по баллистической траектории, а затем погружался рядом с целью и взрывался под водой. [1] Без двигателя он также был отменен в 1947 году как не отвечающий требованиям. [4]
Зимородок С
[ редактировать ]
Kingfisher C был единственным представителем семейства Kingfisher, дошедшим до боевой службы. Разработанная на основе планера SWOD Mark 15 и получившая окончательное обозначение AUM-N-2 Petrel , строительство ракеты было заключено по контракту с отделом управляемых ракет компании Fairchild Aircraft . По задумке, «Буревестник» по сути представлял собой торпеду Mark 21 Mod 2, оснащенную летающими поверхностями и турбореактивным двигателем Fairchild J44 ; Ракета имела дальность действия 20 морских миль (23 мили; 37 км) при скорости 0,5 Маха и использовала полуактивное радиолокационное самонаведение для наведения. [8] К моменту поступления на вооружение «Буревестника» в 1956 г. [1] торпеда Mark 41 была выбрана в качестве окончательной боевой нагрузки; [10] запущенный патрульным самолетом P2V «Нептун» , «Буревестник» был выведен из эксплуатации к 1959 году, поскольку он был бесполезен против затопленных подводных лодок, а ВМС США придавали низкий приоритет защите от надводных кораблей, считая их незначительной угрозой по сравнению с ними. [1] Уцелевшие «Буревестники» были перепрофилированы в дроны-мишени, которые были переименованы в AQM-41A незадолго до прекращения эксплуатации в начале 1960-х годов. [8]
Зимородок Д
[ редактировать ]Kingfisher D по своей концепции был похож на Kingfisher C, но предназначался для использования новой торпеды с новой двигательной установкой двойного назначения; будет твердотопливная ракета обеспечивать тягу как во время полета ракеты, так и после выпуска торпеды под водой во время ее конечного полета. Учитывая обозначение АУМ-Н-4 «Дайвер» , двигательная установка торпеды оказалась слишком сложной для успешной разработки, и впоследствии ракета была отменена. [1]
Зимородок Е
[ редактировать ]
Единственный вариант семейства Kingfisher надводного базирования, Kingfisher E, превратился в SUM-N-2 Grebe противолодочную ракету , предназначенную для доставки торпеды Mark 41 на дальность до 5000 ярдов (2,8 миль; 4,6 км) от спусковой корабль. Контракт на строительство Grebe был заключен с Goodyear Aircraft Company ; В базовой версии он был оснащен твердотопливной ракетой, а варианты с импульсным двигателем планировалось увеличить дальность действия оружия до 40 000 ярдов (23 миль; 37 км). Летные испытания ракеты начались в 1950 году, но вскоре были отменены, поскольку гидролокационные системы того времени были неспособны обнаруживать цели на достаточной дальности для использования всех возможностей ракеты, что делало ее непрактичным для оперативного использования. [1]
Зимородок Ф
[ редактировать ]Kingfisher F в некотором смысле был версией Kingfisher B с двигателем; [1] Предполагаемая полезная нагрузка ракеты, как и у Kingfisher B, представляла собой погружную бомбу, [11] Ракета была оснащена импульсным воздушно-реактивным двигателем, обеспечивающим дальность действия до 20 миль (32 км) от стартового самолета со скоростью 0,7 Маха и наведением посредством активного радиолокационного самонаведения . [12] Построенная компанией McDonnell Aircraft и получившая обозначение AUM-N-6 Puffin , ракета начала летные испытания в 1948 году. [1] и рассматривался для перевозки бомбардировщиками ВВС США, а также самолетами ВМС США. [13] Однако испытания показали, что Puffin не соответствовал меняющимся требованиям ВМФ, и в октябре 1949 года он был отменен. [1]
Последствия
[ редактировать ]Хотя проект «Зимородок» в значительной степени не привел к созданию боевого оружия, которое он должен был производить, и только Kingfisher C, AUM-N-2 Буревестник, поступил на вооружение. [1] многое было изучено по вопросам аэродинамики и управления управляемым вооружением; в то время как ВМС США решили использовать полностью баллистическое ракетное оружие для противолодочных целей, разработав RUR-5 ASROC в качестве стандартной противолодочной ракеты, [14] Концепция беспилотной ракеты авиационного типа с торпедоносцем была разработана другими странами: французская ракета «Малафон» и австралийская «Икара» по своей концепции заметно схожи с Kingfisher E/Grebe. [15]
См. также
[ редактировать ]
- ГТ-1 (ракета) — планирующая торпеда, по концепции аналогичная Kingfisher A.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Фридман 1982, с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б Драйден и Кондон 1947, Аннотация
- ^ Ордвей и Уэйкфорд 1960, с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с Драйден и Кондон 1947, с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Драйден и Кондон 1946, фронтиспис
- ^ Драйден и Конден 1946, фронтиспис и стр.7.
- ^ Драйден и Кондон 1947, стр. 5–6.
- ^ Перейти обратно: а б с Парш 2005 г.
- ^ Парш 2004 г.
- ^ Фрейдман 1982, с. 119.
- ^ Драйден и Кондон 1947, с. 4.
- ^ Парш 2003
- ^ Йенн 2006, с. 25.
- ^ Фридман 1982, с. 127.
- ^ Фридман 1986, с. 82.
Библиография
[ редактировать ]- Драйден, Хью Л .; ЕС Кондон (декабрь 1946 г.). Квартальный отчет о ходе работ № 1 за период, закончившийся 31 декабря 1946 г., по проекту «Зимородок» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное бюро стандартов. Архивировано (PDF) из оригинала 28 декабря 2017 г. Проверено 28 декабря 2017 г.
- Драйден, Хью Л .; ЕС Кондон (март 1947 г.). Квартальный отчет о ходе реализации проекта «Зимородок» № 2 за период, закончившийся 31 марта 1947 г. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное бюро стандартов. Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2017 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
- Фридман, Норман (1982). Вооружение ВМС США: все орудия, ракеты, мины и торпеды, используемые ВМС США с 1883 года по настоящее время . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-735-7 .
- Фридман, Норман (1986). Послевоенная военно-морская революция . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-8702-1952-8 .
- Ордуэй, Фредерик Ира; Рональд К. Уэйкфорд (1960). Международный справочник по ракетам и космическим аппаратам . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ASIN B000MAEGVC .
- Парш, Андреас (6 января 2003 г.). "NBS/McDonnell AUM-N-6 Puffin" . Справочник военных ракет и ракет США, Приложение 1: Ранние ракеты и дроны . Системы обозначения . Проверено 26 декабря 2017 г.
- Парш, Андреас (16 июня 2004 г.). «Серия СВОД» . Справочник военных ракет и ракет США, Приложение 1: Ранние ракеты и дроны . Системы обозначения . Проверено 27 декабря 2017 г.
- Парш, Андреас (17 сентября 2005 г.). «Фэйрчайлд AUM-N-2/AQM-41 Буревестник» . Справочник военных ракет и ракет США . Системы обозначения . Проверено 26 декабря 2017 г.
- Йенн, Билл (2006). Секретные гаджеты и странные вещицы: высокотехнологичные (и низкотехнологичные) инновации вооруженных сил США . Миннеаполис, Миннесота: Зенит Пресс. ISBN 978-0760321157 .