Jump to content

Локхид П-2 Нептун

(Перенаправлено с P2V Нептун )

П-2 (П2В) Нептун
СП-2Н ВП-56 над Атлантикой.
Роль Морское патрулирование и противолодочная борьба
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Локхид
Первый полет 17 мая 1945 г.
Введение Март 1947 г.
Ушедший на пенсию 1984 г. (военный) 2011 г. (гражданский)
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи ВМС США
Морские силы самообороны Японии
Королевские ВВС Австралии
Королевские ВВС Канады
Количество построенных 1177 (всего) [1]
Варианты Кавасаки P-2J

Lockheed P-2 Neptune ( и морской патрульный до сентября 1962 года обозначавшийся ВМС США как P2V) — это противолодочный самолет ( ПЛО). Он был разработан для ВМС США компанией Lockheed для замены Lockheed PV-1 Ventura и PV-2 Harpoon и, в свою очередь, был заменен Lockheed P-3 Orion . Разработанный как самолет наземного базирования, «Нептун» никогда не совершал посадку на авианосец, но небольшое количество было переоборудовано и развернуто в качестве временных ядерных бомбардировщиков, запускаемых с авианосца (с помощью JATO ), которым пришлось бы приземлиться на берег или броситься в канаву. Этот тип имел успех на экспорте и находился на вооружении нескольких вооруженных сил.

Дизайн и разработка [ править ]

Прототип ХР2В-1 1945 года.
P2V-2 самолета VP-18 над авианосцем Джексонвилл , 1953 год.

Разработка нового патрульного бомбардировщика наземного базирования началась в начале Второй мировой войны, а проектные работы начались в дочерней компании Lockheed Vega как частном предприятии 6 декабря 1941 года. [2] Поначалу новая конструкция считалась менее приоритетной по сравнению с другими самолетами, разрабатывавшимися в то время: компания Vega также разрабатывала и производила патрульный бомбардировщик PV-2 Harpoon . 19 февраля 1943 года ВМС США подписали письмо о намерениях на поставку двух прототипов XP2V, что было подтверждено официальным контрактом от 4 апреля 1944 года, а еще 15 самолетов были заказаны 10 дней спустя. [3] Только в 1944 году программа пошла в полный ход. [4] Основным фактором в конструкции была простота производства и обслуживания, и это, возможно, было основным фактором долгой жизни этого типа и мирового успеха. Первый самолет поднялся в воздух в мае 1945 года. Производство началось в 1946 году, а на вооружение самолет был принят в 1947 году. Возможное использование в качестве бомбардировщика привело к успешным запускам с авианосцев. [5]

Начиная с модели P2V-5F, «Нептун» стал одним из первых действующих самолетов, оснащенных как поршневыми, так и реактивными двигателями. Boeing C - 97 Stratofreighter , Fairchild C-123 Provider , North American AJ Savage и Avro Shackleton Так же были оборудованы Convair B-36, несколько самолетов . Чтобы снизить вес и упростить две отдельные топливные системы, реактивные двигатели Westinghouse J34 на P2V сжигали топливо Avgas поршневых двигателей 115–145 вместо реактивного топлива. Реактивные блоки были оснащены воздухозаборниками, которые оставались закрытыми, когда J-34 не работали. Это предотвратило использование ветряных мельниц, что позволило проводить экономичные и длительные поисковые и патрульные операции с использованием только поршневых двигателей. В обычных операциях ВМС США реактивные двигатели работали на полную мощность (97%), чтобы обеспечить взлет, а затем выключались при достижении безопасной высоты. Реактивные самолеты также запускались и продолжали работать на холостом ходу во время противолодочных и/или противокорабельных операций на малых высотах (500 футов (150 м) днем ​​и 1000 футов (300 м) ночью) в целях безопасности. меры, если на одном из радиалов возникнут проблемы.

Обычный доступ экипажа осуществлялся через лестницу на кормовой переборке ниши носового колеса к люку на левой стороне ниши колеса, затем вперед к носу наблюдателя или вверх через другой люк на главную палубу. Также имелся люк в полу хвостовой части фюзеляжа, рядом с желобами гидроакустических буев.

История эксплуатации [ править ]

холодная Ранняя война

Носовая турель Emerson от «Нептуна» в Национальном музее военно-морской авиации , Флорида, 2007 г.

До появления P-3 Orion в середине 1960-х годов «Нептун» был основным противолодочным патрульным самолетом США наземного базирования, предназначенным для использования в качестве охотника за группой «Охотников-убийц» с эсминцами. наняты в качестве убийц. Несколько особенностей помогли P-2 выполнять роль охотника:

  • Гидроакустические буи можно было запускать со станции в кормовой части фюзеляжа и контролировать по радио.
  • Некоторые модели были оснащены «нацеливаемыми» спаренными пулеметами калибра 0,5 дюйма (12,70 мм) в носовой части, но большинство из них имели передний обзорный пузырь с сиденьем наблюдателя - особенность, которую часто можно увидеть на изображениях.
  • AN/ASQ-8 Детектор магнитных аномалий был установлен в удлиненном хвостовом оперении и создавал бумажные диаграммы. Немаркированные карты не были засекречены, а карты с аннотациями были засекречены.
  • Установленная на брюхе РЛС надводного поиска AN/APS-20 позволяла обнаруживать надводные и подводные подводные лодки на значительных расстояниях.

Поскольку P-2 был заменен в ВМС США на P-3A Orion в действующих эскадрильях флота в начале и середине 1960-х годов, P-2 продолжал оставаться на вооружении в военно-морском авиационном резерве до середины 1970-х годов, в основном в военно-морских силах. его версия СП-2Н. Когда действующие эскадрильи флота перешли на P-3B и P-3C в середине, конце 1960-х и начале 1970-х годов, P-2 военно-морского резерва в конечном итоге были заменены P-3A и P-3B, а P-2 прекратили свое существование. действующая военно-морская служба США. VP-23 была последней действующей патрульной эскадрильей, использовавшей SP-2H, сняв свой последний «Нептун» 20 февраля 1970 года. [6] в то время как последняя патрульная эскадрилья резерва ВМФ, эксплуатировавшая «Нептун», VP-94 , списала свой последний SP-2H в 1978 году.

Ядерный бомбардировщик [ править ]

P2V взлетает с авианосца Франклин Д. Рузвельт, 1951 год.

В конце Второй мировой войны ВМС США почувствовали необходимость приобрести возможность нанесения ядерного удара, чтобы сохранить свое политическое влияние. В краткосрочной перспективе лучшим решением была палубная авиация. Большие ядерные боеприпасы «Толстяка» в то время были громоздкими, и для их перевозки требовался очень большой самолет. Управление вооружений ВМС США построило 25 устаревших, но более компактных конструкций ядерных бомб Little Boy для использования в меньшем бомбовом отсеке P2V Neptune. К 1948 году было достаточно расщепляющегося материала для создания десяти полных урановых снарядов и мишеней, хотя инициаторов хватило только на создание шести. [7] [8] ВМС США импровизировали палубный ядерный ударный самолет, модифицировав P2V Neptune для взлета с авианосца с использованием ракетных ускорителей с реактивным взлетом ( JATO ) с первоначальными взлетными испытаниями в 1948 году. Однако «Нептун» не смог приземлиться на авианосец, поэтому экипаж должны были либо пробраться на дружественную наземную базу после удара, либо броситься в море рядом с кораблем ВМС США. В этой чрезвычайной роли его заменил североамериканский AJ Savage (переведенный на Тихоокеанский флот в октябре 1952 года), первый ядерный ударный самолет, который был полностью способен выполнять операции по запуску и восстановлению авианосца; эта роль просуществовала недолго, поскольку ВМС США приняли на вооружение полностью реактивные ударные самолеты с ядерным двигателем. [9]

П2В-7У/РБ Секретные операции Варианты - 69А

Вид сбоку РБ-69А, первого переоборудованного П2В-7У.

В 1954 году в рамках проекта «Черри США » Центральное разведывательное управление (ЦРУ) получило пять недавно построенных P2V-7 и переоборудовало их в варианты P2V-7U/RB-69A на заводе Lockheed Skunk Works в ангаре B5 в Бербанке, Калифорния , для собственных частных нужд ЦРУ. парк секретных самолетов ELINT / хорьков . Позже, чтобы компенсировать эксплуатационные потери P2V-7U/RB-69A, ЦРУ получило и переоборудовало два существующих P2V-7 ВМС США, один в сентябре 1962 года и один в декабре 1964 года, в стандарт P2V-7U/RB-69A Phase VI. , а также приобрел у ВМС США более старый P2V-5 в качестве учебного самолета в 1963 году. Испытательные полеты проводились головными самолетами на авиабазе Эдвардс с 1955 по 1956 год, все самолеты были окрашены в темно-синий цвет, но с маркировкой ВВС США . В 1957 году один П2В-7У был отправлен на авиабазу Эглин для испытаний летно-технических характеристик самолетов на малых высотах и ​​в неблагоприятных условиях.

Первые два самолета были отправлены в Европу и базировались в Висбадене , Западная Германия , но позже были отозваны в 1959 году, когда ЦРУ сократило свои секретные авиационные активы в Европе. ЦРУ отправило два других P2V-7U/RB-69A на авиабазу Синьчжу , Тайвань, где к декабрю 1957 года они были переданы в подразделение « секретных операций » — 34-ю эскадрилью, более известную как эскадрилья «Черные летучие мыши » ВВС США. ВВС Китайской Республики ; они были окрашены в маркировку ROCAF. Задача ROCAF P2V-7U/RB-69A заключалась в выполнении полетов на малых высотах в материковый Китай для выполнения миссий ELINT и хорьков, включая составление карты сетей противовоздушной обороны Китая, доставку агентов с воздуха, а также сбрасывание листовок и материалов. Соглашение о правдоподобном отрицании между правительствами США и Китайской Республики (КР) означало, что RB-69A будет укомплектован экипажем ROCAF во время выполнения оперативных задач, но будет укомплектован экипажем ЦРУ при переправке RB-69A из Тайваня или другого района боевых действий. нам. [ нужна ссылка ]

P2V-7U/RB-69A летал в составе эскадрильи ROCAF Black Bat над Китаем с 1957 по ноябрь 1966 года. Все пять первоначальных самолетов (два разбились в Южной Корее, три сбиты над Китаем) были потеряны со всеми людьми на борту. В январе 1967 года два оставшихся RB-69A вылетели обратно в авиабазу NAS Аламеда , Калифорния, и были переоборудованы обратно в обычные противолодочные самолеты ВМС США P2V-7/SP-2H. [10] [11] Большинство секретных операций 34-й эскадрильи остаются засекреченными ЦРУ, хотя во внутреннем проекте ЦРУ « Низкоуровневая техническая разведка над материковым Китаем (1955–66)» , ссылка CSHP-2.348, написанном в 1972 году, который охватывает операции 34-й эскадрильи ЦРУ/РОКАФ. Известно, что существуют черные операции. ЦРУ не планирует рассекречивать его до 2022 года. [12]

Вьетнамская война [ править ]

ОП-2Э Нептун, бывший ВО-67, на AMARG хранении на авиабазе Дэвис-Монтан , ок. 1971 г. Зеленый камуфляж для операций на малом уровне над Вьетнамом.

Во время войны во Вьетнаме «Нептун» использовался ВМС США в качестве боевого корабля, самолета для наземной разведки и развертывания датчиков, а также в своей традиционной роли морского патрульного самолета. «Нептун» также использовался 1-й радиоисследовательской ротой (авиационной) армии США под позывным «Crazy Cat», базирующейся на авиабазе Камрань в Южном Вьетнаме, в качестве электронного самолета-«хорька», перехватывающего маломощную тактическую голосовую связь и азбуку Морзе. радиосигналы. [13] Армия США эксплуатировала Р-2 с 1967 года. [13] до 1972 года налетал 42 500 часов без происшествий. [14] 67-я наблюдательная эскадрилья (VO-67) , позывной «Линди», была единственной авиационной эскадрильей P-2 «Нептун», когда-либо получившей Президентскую награду . [ нужна ссылка ] летающие миссии Igloo White засеивают сейсмические и акустические датчики над тропой Хо Ши Мина . [15] ВО-67 потерял три самолета ОП-2Э и 20 членов экипажа в результате обстрела с земли во время секретных вылетов в Лаос и Вьетнам в 1967–68. Китайской Республики (ROCAF) Самолеты RB-69A/P2V-7U ELINT/SIGINT секретной 34-й ВВС эскадрильи RB-69A/P2V-7U ELINT/SIGINT провели электронную разведку на малой высоте с авиабазы ​​Дананг , пролетая над провинцией Тханьхоа 20 августа 1963 года для расследования воздушного происшествия. зона высадки пополнения запасов, которая оказалась ловушкой для миссии по десантированию C-123B ROCAF 10 днями ранее из-за того, что введенные с воздуха агенты были захвачены и обращены. В следующем году в ночь на 16 марта 1964 года самолеты RB-69A/P2V-7U 34-й эскадрильи также выполнили задание по радиолокационному картированию ПВО в Северном Вьетнаме и Лаосе. RB-69A вылетел из Дананга и пролетел над Персидским заливом. из Тонкина , а затем приблизился к Хайфону , затем пролетел над Северным Вьетнамом и границей с Лаосом. запросила миссию SOG для помощи в планировании ввода или пополнения запасов агентов. семь объектов ПВО , 14 радиолокационных станций раннего предупреждения и два радиолокационных сигнала GCI . Было обнаружено [12]

Фолклендская война [ править ]

SP-2H ВМС Аргентины, отслеживавший HMS Sheffield

получила С 1958 года военно-морская авиация Аргентины как минимум 16 самолетов «Нептун» различных вариантов, включая восемь бывших экземпляров Королевских ВВС для использования в Escuadrilla Aeronaval de Exploración ( Военно-морская исследовательская эскадрилья ). Они интенсивно использовались в 1978 году во время операции «Соберания» против Чили, в том числе над Тихим океаном. [16]

Во время Фолклендской войны 1982 года два последних стоявших на вооружении планера (2-П-111 и 2-П-112) выполняли разведывательные вылеты над Южной Атлантикой и 4 мая, обнаружив группу британских боевых кораблей, помогли направить атака двух Dassault Super Étendards , в результате которой был потоплен британский эсминец HMS Sheffield . [17] Нехватка запасных частей, вызванная введением США эмбарго на поставки оружия в 1977 году из-за « Грязной войны» , привела к тому, что этот тип был снят с вооружения до окончания войны; ВВС Аргентины Lockheed C-130 Hercules взяли на себя задачу поиска целей для ударных самолетов. [ нужна ссылка ]

военные Другие операторы

Воздушное командование Королевских ВВС Канады заменило свои устаревшие морские самолеты Avro Lancaster, начиная с 1955 года, на P2V-7 Neptunes, выполняющие противолодочные, противокорабельные и морские разведывательные функции, в качестве временного промежутка в ожидании поставок Canadair CP-107 Argus . который начался в 1960 году. Канадские Нептуны поставлялись без подкрыльевых блоков реактивных двигателей Westinghouse J34, которые были модернизированы в 1959 году. Вооружение включало две торпеды, мины, глубинные бомбы, внутренние бомбы, а также неуправляемые ракеты, установленные под крыльями. Двадцать пять «Нептунов» служили в составе 404-й, 405-й и 407-й эскадрилий до 1960 года. После объединения канадских вооруженных сил в 1968 году «Нептун» был переименован в CP122 и официально выведен из эксплуатации два года спустя. [18]

С основанием НАТО в 1949 году и вытекающими из этого дополнительными морскими обязательствами, которые это повлекло за собой для Великобритании, Королевских ВВС Береговое командование эксплуатировало 52 P2V-5, получивших обозначение Neptune MR.1, в качестве временного современного морского патрульного самолета до тех пор, пока не появится достаточное количество Авро Шеклтон может поступить на вооружение. [19] Нептуны использовались с 1952 года. [20] и март 1957 г., [21] используется для экспериментов по раннему предупреждению с воздуха, а также для морского патрулирования. [22]

В Австралии, Нидерландах и ВМС США его задачи взял на себя более крупный и боеспособный P-3 Orion, а к 1970-м годам он использовался только патрульными эскадрильями ВМС США и ВМС Нидерландов. [ нужна ссылка ] 320-я эскадрилья ВМС Нидерландов списала свои последние семь «Нептунов» в марте 1982 года, поскольку их заменили «Локхид Орион». [23] В 1978 году резерв ВМС США снял с вооружения свои последние «Нептуны», эти самолеты также были заменены на P-3 Orion. К 1980-м годам «Нептун» вышел из военного использования в большинстве стран-покупателей и был заменен более новыми самолетами.

Нидерланды получили свои первые Нептуны в 1953–54 годах, когда они приобрели 12 P2V-5. Они оставались на вооружении до 1960 года, когда были переданы Португалии. P2V-5 изначально не были заменены, а потребности в противолодочных самолетах удовлетворяли палубные трекеры Grumman S-2 . [24] Вскоре возникла новая, срочная потребность в морских патрульных самолетах для службы над голландской Новой Гвинеей , и было закуплено 15 новых P2V-7, поступивших на вооружение с сентября 1961 года. Гвинея увеличилась, «Нептуны» добавили к своим патрульным обязанностям бомбардировки и обстрелы. [Н 1] 17 мая 1962 года корабль «Нептун» ВМС Нидерландов сбил индонезийский транспортный самолет С-47 . Перемирие положило конец конфликту в сентябре 1962 года: голландская Новая Гвинея перешла под контроль ООН, а затем стала частью Индонезии, а P2V-7 вернулись в Европу. [25] Самолеты были модернизированы до стандарта SP-2H вскоре после возвращения в Нидерланды и оставались в эксплуатации до марта 1982 года, когда их заменили Lockheed Orions. [26]

P-2V Neptune компании Neptune Aviation Services сбрасывает Фос-Чек во время пожара на комплексе WSA в Орегоне в 2007 году.

В Японии Neptune производился по лицензии с 1966 года компанией Kawasaki как P-2J , с заменой поршневых двигателей на IHI производства турбовинтовые T64 . Kawasaki продолжила производство намного позже, чем Lockheed; P-2J оставался на вооружении до 1984 года.

Гражданское пожаротушение [ править ]

P-2/P2V использовались для тушения пожаров с воздуха такими операторами, как Minden Air Corp и Neptune Aviation Services. Пожарные могут перевозить 2080 галлонов США (7900 л) антипирена и иметь срок службы 15 000 часов. Neptune Aviation Services предлагает заменить их самолетами British Aerospace 146 , расчетный срок службы которых составляет 80 000 часов и которые несут более 3 000 галлонов США (11 000 л; 2 500 имп галлонов) антипирена. [27]

«Свирепая черепаха» [ править ]

Третий серийный P2V-1 был выбран для рекордной миссии, якобы для проверки выносливости экипажа и дальней навигации, но также и в рекламных целях: продемонстрировать возможности новейшего патрульного бомбардировщика ВМС США и превзойти установленный постоянный рекорд. японским Тачикава Ки-77 . Его прозвище было «Черепаха» , которое было нарисовано на носу самолета (вместе с изображением черепахи, курящей трубку и крутящей педали устройства, прикрепленного к пропеллеру). Однако в пресс-релизах непосредственно перед полетом ВМС США называли ее «Свирепой черепахой». [28]

П2В-1 «Черепаха» в 1946 году.

Загруженная топливом в дополнительных баках, установленных практически в каждом свободном месте самолета, «Черепаха» отправилась из Перта , Австралия, в Соединенные Штаты. С экипажем из четырех человек (и девятимесячным серым кенгуру , подарком Австралии для Национального зоопарка в Вашингтоне, округ Колумбия ) самолет отправился в путь 9 сентября 1946 года по схеме RATO (взлет с помощью ракеты). 2 + 1 дня (55 часов 18 минут) спустя «Черепаха» приземлилась в Колумбусе, штат Огайо, пройдя 11 236,6 миль (18 083,6 км). Это был самый длинный полет без дозаправки, побивший неофициальный рекорд в 10 212 миль (16 435 км), установленный японским Тачикава Ки-77. Это будет абсолютным рекордом дальности полета без дозаправки до 1962 года, когда он был побит самолетом ВВС США Boeing B-52 Stratofortress , и останется рекордом для поршневых двигателей до 1986 года, когда « Рутан Вояджер» побил его, совершив кругосветное плавание. «Черепаха» хранится в Национальном музее морской авиации НАН Пенсаколы .

Варианты [ править ]

ВП-5 П2В-3 в 1953 году
П2В-5 с носовой турелью, 1952 г.
ВО-67 ОП-2Э в 1967/68 г. над Лаосом
ВП-7 П-2В
Восстановленный французский P-2H в Австралии.
ВМС США VAH-21 AP-2H
AP-2H тяжелой штурмовой эскадрильи VAH-21
Танкер 55 компании Minden Air, бывший SP-2H, на аэродроме Фокс Филд.
RB-69A ЦРУ в маркировке ВВС США на авиабазе Эглин , Флорида, 1957 год.
AP-2E армии США также получил обозначение RP-2E, используемое в операциях SIGINT/ELINT во Вьетнаме. Бумеранг Бербанка выставлен в Музее авиации армии США в Фортах. Новосел Алабама.

Lockheed произвела семь основных вариантов P2V. Кроме того, Kawasaki построила в Японии турбовинтовой P-2J.

ХР2В-1
Прототип, построено два. Оснащен двумя двигателями Wright R-3350-8 мощностью 2300 л.с. (1700 кВт) с четырехлопастными винтами, вооружением из двух пулеметов калибра .50 в носовой, хвостовой и спинной башнях, а также магазинами массой 8000 фунтов (3600 кг) в внутренний бомбоотсек. [4]
П2В-1
Первая серийная модель с двигателем Р-3350-8А. Предусмотрено 16 5-дюймовых (127 мм) HVAR или 4 11 + 3 4 -дюймовых (300 мм) Tiny Tim ракет под крылом; 14 построено. [29]
ХР2В-2
Пятый серийный П2В-1, модифицированный как прототип П2В-2. Оснащен двигателями с впрыском воды R-3350-24W. [30]
П2В-2
Вторая серийная модель, оснащенная двумя двигателями R-3350-24W мощностью 2800 лошадиных сил (2100 кВт) с трехлопастными воздушными винтами. Носовая турель заменена на «штурмовую» с шестью стационарными 20-мм пушками. Первые восемь самолетов сохранили хвостовую башню Bell, оснащенную спаренными пулеметами калибра .50 (12,7 мм), а остальные самолеты использовали хвостовую башню Emerson со спаренными 20-мм пушками. построено 80. [29] [30]
П2В-2Н «Белый Медведь»
Два П2В-2 модифицированы для полярных исследований в рамках проекта Ski Jump . Вооружение снято, с лыжным шасси и приспособлением для JATO ракет . Оснащен ранним оборудованием MAD для целей магнитной разведки. Используется для операции Deep Freeze по исследованию Антарктики. [29] [31] Специально модифицированные P2V имели алюминиевые лыжи длиной 16 футов (4,9 м), которые были прикреплены к основным узлам шасси, которые в убранном состоянии убирались в обтекатель чуть ниже двигателей. Таким образом, модифицированные P2V по-прежнему могли приземляться на обычную взлетно-посадочную полосу. [32]
П2В-2С
Один П2В-2, модифицированный как прототип противолодочного варианта с поисковой РЛС AN/APS-20 и дополнительным топливом. [33]
П2В-3
Усовершенствованный патрульный бомбардировщик с двигателями Р-3350-26В мощностью 3200 л.с. (2400 кВт) и выхлопами реактивных двигателей. построено 53. [33] [34]
П2В-3Б
Модификации других моделей P2V-3, включая P2V-3C и −3W, оснащенные системой радиолокационного бомбардировки малой высоты ASB-1; 16 конвертированных. В 1962 году переименован в P-2C . [35]
П2В-3С
Промежуточный авианосный бомбардировщик одностороннего действия с ядерным вооружением, не предназначенный для возвращения для посадки на авианосец. Оснащен ракетой JATO для облегчения взлета с авианосца и увеличения количества топлива. Носовые орудия и спинная турель сняты для экономии веса. 11 П2В-3 и один модифицированный П2В-2. [36]
П2В-3Вт
Вариант бортового раннего предупреждения, поисковая РЛС AN/APS-20; 30 построено. [36]
П2В-3З
Боевой VIP-транспорт с бронированной кабиной в хвостовой части фюзеляжа с шестиместными сиденьями. Сохранена хвостовая башня. Два переоборудованы из П2В-3. [36]
П2В-4
Усовершенствованный противолодочный самолет. Оснащен поисковым радаром AN / APS-20 и возможностью сбрасывания гидроакустических буев с дополнительным специальным оператором гидроакустического буя. Добавлены подкрыльные баки с прожектором в носовой части бака правого борта. Орудийные турели в хвостовом и спинном положении. Первые 25 самолетов оснащены двигателями R-3350-26WA мощностью 3200 л.с. (2400 кВт), а остальные 27 - турбокомпаундными двигателями Wright R-3350-30W мощностью 3250 л.с. (2420 кВт) . Всего построено 52 экземпляра. Уцелевшие самолеты в 1962 году переименованы в P-2D . [36] [37]
П2В-5
Оснащен носовой башней Emerson с двумя 20-мм пушками, заменяющими цельную носовую часть более ранних версий, с сохранением спинной и хвостовой турелей. Новые, более крупные, сбрасываемые наконечники баков, с поворотным прожектором, прикрепленным к носовой башне перед носовым баком правого борта, и радаром AN / APS-8 в носовой части левого носового бака. Поисковая РЛС AN/APS-20 под фюзеляжем. Более поздние самолеты имели застекленную наблюдательную носовую часть и оборудование MAD вместо носовой и хвостовой турелей, а также модернизированные помещения для экипажа, при этом многие более ранние самолеты были переоборудованы. [38] [39] Дорсальная турель часто удаляется. построено 424 человека. [40]
П2В-5Ф
мощностью 3250 фунтов силы (14,5 кН) Модификация с двумя реактивными двигателями J34 для увеличения взлетной мощности и поршневыми двигателями R-3350-32W мощностью 3500 л.с. (2600 кВт). [41] Двигатели J34 и R-3350 имели общую топливную систему, работающую на AvGas, а не на специальном реактивном топливе (как и все Нептуны с реактивными двигателями, за исключением Kawasaki P-2J). [ нужна ссылка ] Четыре подкрыльевых ракетных пилона удалены, но увеличена боевая нагрузка на 10 000 фунтов (4500 кг). [38] В 1962 году переименован в P-2E . [42]
П2В-5ФД
П2В-5Ф переоборудован для запуска дронов. Все вооружение удалено. В 1962 году переименован в ДП-2Э . [38]
П2В-5ФЭ
П2В-5Ф с дополнительным электронным оборудованием. В 1962 году переименован в ЭП-2Э . [42]
П2В-5ФС
P2V-5F с противолодочным снаряжением Julie / Jezebel, оснащенным акустическим поисковым оборудованием большой дальности AQA-3 и взрывным эхолотом Julie. В 1962 году переименован в СП-2Э . [42]
П2В-5JF
P2V-5F модифицирован для разведки погоды, чтобы включать проникновение тропических штормов, ураганов и тайфунов, с ТРЕТЬЕЙ эскадрильей воздушного раннего предупреждения (VW-3) и ЧЕТЫРЕМ эскадрильей метеорологической разведки (VW-4). [43]
АП-2Э
Обозначение применяется к P2V-5F со специальным оборудованием SIGINT/ELINT, используемым 1-й радиоисследовательской ротой армии США на авиабазе Камрань-Бэй. AP-2E с экипажем до пятнадцати человек был самым тяжелым P-2 со взлетной массой до 80 000 фунтов (36 000 кг). [15] Пять переоборудованных (также обозначенных РП-2Э). [44]
НП-2Э
Одиночный P-2E переоборудован в постоянный испытательный самолет. [45]
ОП-2Э
Модифицирован для использования в рамках операции «Иглу Белый» для развертывания датчиков над Юго-Восточной Азией с 67-й наблюдательной эскадрильей (VO-67). Оснащен радаром предотвращения пересеченной местности в носовой части, дозаторами соломы, установленными на крыльях артиллерийскими гондолами и поясными пушками. 12 конвертированных. [15]
П2В-6
Многоцелевой вариант с удлиненным оружейным отсеком и приспособлениями для постановки мин и фоторазведки. Меньшая по размеру РЛС AN/APS-70 вместо AN/APS-20. Первоначально оснащался орудийными башнями как П2В-5, но сохранял возможность установки остекленной носовой части. Всего было построено 67 самолетов для ВМС США и Франции. [42] [46] В 1962 году переименован в P-2F . [47]
П2В-6Б
Противокорабельный вариант с возможностью установки двух АУМ-Н-2 «Буревестник» противокорабельных ракет . 16 построено. Позже в 1962 году переименован в П2В-6М , затем в МП-2Ф . [42] [46]
П2В-6Ф
П2В-6 переоборудован реактивными двигателями J34. В 1962 году переименован в P-2G . [42]
П2В-6Т
Переоборудование тренажера экипажа с удалением вооружения, часто с удалением законцовок баков. В 1962 году переименован в ТП-2Ф . [42] [47]
П2В-7
Последний вариант Нептуна производства Lockheed с двигателями R-3350-32W и J-34. Оснащен баками с более низким лобовым сопротивлением законцовок крыла, поисковой РЛС AN/APS-20 в измененном обтекателе и выпуклым фонарем кабины. Ранние самолеты были оснащены оборонительными артиллерийскими башнями, но с P2V-5 их сняли. [48] Всего было построено 287 экземпляров, в том числе 48 собранных компанией Kawasaki в Японии. [42] В 1962 году переименован в P-2H . [49]
P2V-7B Королевского флота Нидерландов
П2В-7Б
15 самолетов с неостекленной носовой частью, оснащенными четырьмя неподвижными 20-мм пушками для Королевской военно-морской авиации Нидерландов. Впоследствии был оснащен остекленной носовой частью и доработан до стандарта СП-2Н. [42] Дополнен четырьмя SP-2H из Франции. [50]
П2В-7ЛП
Четыре самолета построены с колесно-лыжным шасси и оборудованием JATO для операций в Антарктике. В 1962 году переименован в LP-2J . [42] (Не имеет отношения к Kawasaki P-2J)
П2В-7С
Дополнительное оборудование противолодочной обороны/ECM, включая снаряжение Julie/Jezebel. В 1962 году переименован в СП-2Н . [45]
П2В-7У
Морское обозначение варианта РБ-69А. [46]
АП-2Н
Специализированный ночной и всепогодный штурмовой вариант, оснащенный телевизионными системами FLIR и Low Light, хвостовой турелью, установленными на фюзеляже гранатометами и миниганами , стреляющими вниз . Бомбы и напалм размещались на подкрыльевых пилонах. Четыре из них были преобразованы в 1968 году в 21-ю тяжелую ударную эскадрилью (VAH-21) для операций над Южным Вьетнамом. [48]
ДП-2Н
P-2H переоборудован для запуска и управления дронами. [51]
ЭП-2Н
Одноместный P-2H, модифицированный телеметрической аппаратурой УВЧ вместо систем противолодочной обороны. [51]
НП-2Г
Преобразование испытательного стенда P2V-H. [51]
РБ-69А
Пять новых построенных и два переоборудованных из П2В-7. [45] для секретных операций ЦРУ, полученных с помощью ВВС США и управляемых 34-й эскадрильей ROCAF. Платформа воздушной разведки/ELINT, установка модульных пакетов датчиков в зависимости от потребностей миссии. Первоначально оснащен бортовой радиолокационной станцией бокового обзора (SLAR) Westinghouse APQ-56, поисковым радаром APQ-24, камерами Fairchild Mark IIIA, приемником радиолокационного перехвата APR-9/13, пеленгаторной системой QRC-15, пеленгатором APA-69A. дисплей, анализатор импульсов АПА-74, магнитофон «Ампекс», приемник «Система 3» для перехвата сообщений противника, РВР АПС-54, постановщик помех, система доплеровской радиолокационной навигации «РАДАН» и другие. В мае 1959 года была одобрена программа модернизации, известная как Фаза VI, и в нее были добавлены радиолокационные помехи класса «воздух-воздух» ATIR, заменив APR-9/13 хорьковой системой ALQ-28, QRC-15, 3 14-канальных самописца и 1 7-канальный высокоскоростной самописец для записи систем ELINT, приемника К-диапазона, навигационного компьютера АСН-7, заменяющего РАДАН, и системы Fulton Skyhook . [52] [ нужна проверка ]
Нептун МР.1
Британское обозначение P2V-5; 52 доставлено. [53]
CP-122 Нептун
RCAF P2V-7. (реактивная подвеска изначально не устанавливалась на 25 самолетов P2V-7, поставленных RCAF, но впоследствии модернизирована) Обозначение [54]
Кавасаки P-2J (P2V-Кай)
Японский вариант производства Kawasaki для JMSDF с турбовинтовыми двигателями T64 и различными другими улучшениями; построено 82. [51]
Производственные номера
Самолет Число
П2В-1 14
П2В-2 80
П2В-3 53
П2В-3Вт 30
П2В-4 52
П2В-5 424
П2В-6/П-2Ф 67
П2В-6Б 16
П2В-7/П-2Н 287
П2В-7Б 15
РБ-69А 5
Нептун МР.1 52
P-2J 82

Операторы [ править ]

RAAF SP-2H с USN P-5 и RNZAF Sunderland в 1963 году.
Нептун MR.1 217-й эскадрильи прибрежного командования Королевских ВВС, 1953 год.
SP-2H Neptune 25-й флотилии Aeronavale ВМС Франции, 1973 г.
Aero Union P-2 Tanker 16 на Фокс Филд в 2003 году, без реактивных двигателей.
Танкер 44 компании Neptune Aviation Services взлетает с Фокс-Филд для борьбы с лесными пожарами в Калифорнии в октябре 2007 года.

Военные операторы [ править ]

 Аргентина
 Австралия
 Бразилия
 Канада
 Франция
 Япония
 Нидерланды
 Португалия
 Китайская Республика
 Великобритания
 Соединенные Штаты

Гражданские операторы [ править ]

Аварии и происшествия [ править ]

  • 27 ноября 1950 года P2V-2 разбился во время испытательного запуска ракет возле Каэна-Пойнт на Гавайях . Правое крыло отделилось от самолета. Экипаж из пяти человек погиб при ударе. [56]
  • 6 ноября 1951 года П2В ВП-6, выполнявший миссию по разведке погоды над международными водами в районе Владивостока, был атакован и сбит несколькими МиГ-15 . Все десять членов экипажа погибли. [Н 2]
  • 5 января 1952 года самолет Lockheed P2V-2 Neptune (122443), принадлежащий ВМС США, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы британских ВВС в Бертонвуде и столкнулся с самолетом ВВС США Douglas C-47 (42-100912). Один член экипажа «Нептуна» и еще шесть человек на C-47 погибли. Еще пятнадцать человек получили ранения: одиннадцать на «Нептуне» и четверо на C-47. [58]
  • 18 января 1953 года P2V VP-22 был сбит у Сватоу в Формозском проливе китайским зенитным огнем . Одиннадцать из тринадцати членов экипажа были спасены береговой охраной США PBM-5 под обстрелом береговых батарей на острове Нан Ао Тао . При попытке взлета при волне высотой от 8 до 12 футов PBM разбился. Десять выживших из девятнадцати (в том числе пятеро с P2V) были спасены военным кораблем USS Halsey Powell . В ходе поисков ПБМ-5 из состава ВП-40 подвергся обстрелу из малокалиберного пулемета, а военный корабль США «Грегори» — обстрелу береговых батарей. [Н 3]
  • 17 декабря 1953 года P2V-5 Neptune S/N (BUN 12388) из VP-3 с экипажем из девяти человек пропал во время патрульного полета из аэропорта Кеблавик, аэродрома недалеко от столицы Исландии Рейкьявика. «Нептун» вылетел из Кефлавика в 14:00. Четверг для обычного патрулирования вод Северной Атлантики. Он возвращался сквозь шторм к этой базе, когда передал по рации свою последнюю позицию. Затонувший корабль был замечен на леднике Мюрдалсйёкюдль, и первоначально сообщалось, что по крайней мере трое из девяти членов экипажа живы. Воздушно-спасательный самолет США обнаружил обломки, которые были описаны как «сильно разрушенные». Вертолетный подъемник поднял одно тело, но тела 8 человек остаются в замерзшем обломке до весны (1954 г.). 14 октября 1982 г. останки были обнаружены. американских членов экипажа было обнаружено через 28 лет после крушения на ледник. Обломок был обнаружен фермерами, собиравшими овец. Судя по всему, обломки были обнаружены в результате движения ледника. Экипаж состоял из лейтенанта Генри Кейсона, лейтенанта Ишмуэля М. Блюма, ENS Свен Шифф, AD2. Эдди Л. Катер, AN Эверетт Гумберт, AT3 Амос В. Джонс, AL2 Роберт Б. Уэйл, AO3 Марвин Л. Бейкер, ATAN Уильям А. Уорд.
  • 4 сентября 1954 года P2V-5 из VP-19 , летавший с авиабазы ​​NAS Atsugi, затонул в Японском море , в 40 милях (64 км) от побережья Сибири , после атаки двух МиГ-15 советских ВВС . Один член экипажа погиб, а остальные девять были спасены самолетом-амфибией ВВС США SA-16 Grumman Albatross .
  • 22 июня 1955 года P2V-5 из VP-9 , выполнявший патрульную миссию с авиабазы ​​NAS Кадьяк , Аляска, был атакован над Беринговым проливом двумя МиГ-15 советских ВВС. P2V совершил аварийную посадку на острове Святого Лаврентия после того, как загорелся двигатель. Из одиннадцати членов экипажа четверо получили ранения в результате обстрела и шестеро получили ранения при приземлении. Правительство США потребовало компенсации в размере 724 947 долларов; СССР в конце концов выплатил половину этой суммы. [Н 4] [Н 5]
  • 26 сентября 1955 года P2V-3W (131442) с позывным Snowcloud Five был потерян к югу от Ямайки при попытке проникнуть в центр урагана Джанет с девятью членами экипажа и двумя журналистами на борту; Несмотря на обширные поисково-спасательные работы в течение следующих пяти дней с участием 3000 человек личного состава, 60 самолетов и семи кораблей, никаких следов самолета или его пассажиров так и не было обнаружено. [62] Это остается единственной потерей самолета-разведчика во время проникновения урагана в Атлантику. [63] [64] Причина крушения неизвестна, хотя теории включают неправильные показания высотомера из-за низкого атмосферного давления во время урагана. [65] и возросшая рабочая нагрузка из-за того, что один из обычных членов экипажа был заменен репортером, из-за чего экипаж потерял счет своей высоты над морем. [63]
  • 10 октября 1956 года P2V-5 36-й эскадрильи RAF (WX545) врезался в борт Бейнн-на-Лисе, Малл-оф-Кинтайр , на юго-западе Шотландии, в результате чего погибли все девять членов экипажа. WX545 возвращался с противолодочных учений у берегов Дерри , Северная Ирландия, на свою базу ВВС Топклифф в Северном Йоркшире , Англия. Бейнн на Личе скрылся туманом, [66] [67] и член 36-й эскадрильи утверждает, что самолетам, участвовавшим в учениях, было приказано не использовать радар в прибрежных водах. [68]
  • 12 апреля 1957 года P2V-5F самолета VP-26 разбился при взлете во время коротких тренировок по взлету на авиабазе NAS Brunswick , штат Мэн. Очевидная причина заключалась в сбое управления рулем высоты с варикамом, что привело к остановке самолета-молота на очень малой высоте. Самолет сделал круг над головой, изменив направление на противоположное, но врезался в лес возле вылетного конца взлетно-посадочной полосы рядом с базовым полем для гольфа. Выживших не было. [69]
  • 21 июля 1957 года самолет ВМС США «Нептун», искавший сестру P2V «Нептун», разбился возле горы Пра в Италии, недалеко от французской границы, в результате чего погибли девять летчиков. Другой P2V исчез двумя днями ранее, 19 июля, с 11 людьми на борту во время рейса из Касабланки в Тревизо. [70]
  • 1 февраля 1958 года самолет C-118A 53-3277 ВВС США столкнулся в воздухе с самолетом Lockheed P2V Neptune 127723 ВМС США над Норуолком, Калифорния , в результате чего погибли 47 из 49 находившихся на борту обоих самолетов и 1 человек на земле.
  • 4 февраля 1959 года RAAF A89-308 разбился в RAAF Ричмонд , Новый Южный Уэльс, Австралия. Все восемь членов экипажа погибли. Левый двигатель начал выходить из строя, что привело к утечке топлива в колесной нише. В результате пожара был поврежден магниевый лонжерон крыла, и самолет упал с неба, прежде чем экипаж смог спастись.
  • 25 марта 1960 года самолет ROCAF RB-69A/P2V-7U (7101/140442/54-4040) врезался в холм возле авиабазы ​​​​Кунсан , Южная Корея, во время перегона на малой высоте из Синьчжу, Тайвань , на плацдарм. в Кунсане, Южная Корея. Все 14 членов экипажа на борту погибли. [12]
  • 6 ноября 1961 года самолет ROCAF RB-69A/P2V-7U (7099/140440/54-4039), выполнявший полет на малой высоте над материковым Китаем, был сбит огнем с земли над Ляодунским полуостровом . Все 14 членов экипажа на борту погибли в бою. [12]
  • 9 ноября 1961 года P2V-7LP VX-6 разбился при взлете со станции Уилкс , в Антарктиде где он дозаправлялся по пути на станцию ​​Мак-Мердо . Четыре члена экипажа и один пассажир погибли, четыре члена экипажа выжили. [71]
  • 8 января 1962 года самолет ROCAF RB-69A/P2V-7U (7097/140438/54-4038) врезался в Корейский залив во время выполнения задач ELINT и сброса листовок. Все 14 членов экипажа на борту погибли в бою. [12]
  • 12 января 1962 года P2V-5 (обозначение LA-9) VP-5 сбился с курса во время патрулирования над Датским проливом и разбился на леднике Кронборг в восточной Гренландии. Все 12 членов экипажа погибли. Обломки были обнаружены группой британских геологов в 1966 году. [72]
  • 19 июня 1963 года самолет RB-69A/P2V-7U ROCAF (7105/141233/54-4041) выполнял миссию ELINT над материковым Китаем и был сбит МиГ -17PF НОАК над Линьчуанем, Цзянси , после неоднократного перехвата. несколькими МиГ-17ПФ и Ту-4П . Все 14 членов экипажа на борту погибли в бою. [12]
  • 11 июня 1964 года РБ-69А/П2В-7У (7047/135612/54-4037) выполнял миссию ELINT над материковым Китаем и был сбит ПЛАН-АФ МиГ-15 над полуостровом Шаньдун после того, как был перехвачен МиГом. -15 и Ил-28 . Все 13 членов экипажа на борту погибли в бою. [12]
  • 22 января 1965 года самолет RCAF P2V-7 № 24115 разбился недалеко от взлетно-посадочной полосы в CFB Саммерсайд , остров Принца Эдуарда, когда у него закончился заряд аккумулятора, необходимый для работы топливных насосов реактивных двигателей J-34. У самолета отказал один поршневой двигатель, а на другом отказал генератор. Кроме того, поскольку у канадского «Нептуна» не было других генераторов, эти неисправности привели к потере всей тяги и последующей катастрофе. [73]
  • 22 января 1965 года, незадолго до полуночи, MLD SP-2H (212) был захвачен из Флигкампа Валкенбурга , недалеко от Гааги , двумя молодыми авиамеханиками, не имевшими никакого опыта полетов. Им удалось поднять самолет в воздух, но вскоре после взлета он заглох. Он упал в Северное море в нескольких сотнях метров от берега рыбацкого городка Катвейк . В отчете следствия сделан вывод, что это была пьяная шутка. [74] [75]
  • 3 декабря 1967 года самолет Lockheed P-2E вылетел из военно-морской авиабазы ​​Брансуик для обычного патрульного полета. В какой-то момент у самолета возникли механические проблемы, и он получил разрешение на посадку на базе ВВС Отис . Когда самолет делал последний заход на посадку, он разбился в полумиле от взлетно-посадочной полосы. Все двенадцать человек на борту спаслись; четверо из них получили легкие травмы. [76]
  • 4 февраля 1970 года в 4:39 утра самолет Lockheed P2V7 Neptune № 147571 ВМС Франции из флотилии 25F разбился после взлета, в результате чего погибли все 12 членов экипажа.
  • 15 января 1971 года самолет Lockheed P2V7 Neptune № 147564 ВМС Франции из флотилии 25F разбился в начале взлетно-посадочной полосы 26 военно-морской авиационной базы Ланн-Биуэ на заключительном этапе приземления в туманную погоду, в результате чего погибли 6 из 10 членов экипажа.
  • 15 сентября 1976 года самолет Lockheed Neptune ВМС Аргентины вылетел с разведывательной миссией из Рио-Гальегос для исследования состояния морского льда в проливе Дрейка в начале летнего навигационного сезона. Самолет разбился в плохую погоду на тогда еще необитаемом острове Ливингстон в Антарктиде, в результате чего погибли все 10 членов экипажа и гражданский телеоператор. [77]
  • 5 сентября 2008 года самолет Lockheed Neptune компании Neptune Aviation Services , зарегистрированный N4235T, разбился вскоре после взлета из аэропорта Рино/Стед , Рино, Невада. Было замечено, что левый двигатель, а затем и левое крыло загорелись перед тем, как самолет разбился. Все три члена экипажа на борту погибли. [78]
  • 3 июня 2012 года во время тушения пожара в штате Юта разбился самолет Neptune Aviation Services Lockheed Neptune, зарегистрированный N14447. Два члена экипажа погибли. [79]

Выжившие самолеты [ править ]

Есть несколько Нептунов, которые были отреставрированы и выставлены в музеях и парках. [80]

Аргентина [ править ]

На дисплее
СП-2Н

Австралия [ править ]

Годен к полетам
СП-2Н
На дисплее
СП-2Н
На складе
СП-2Н
На реставрации
СП-2Э
СП-2Н

Канада [ править ]

На дисплее
ЭП-2Н

Чили [ править ]

На реставрации
СП-2Н
  • 147967 – Будет отображен зарегистрированный CC-CHU Neptune/Firestar компании Heliworks Ltda. В настоящее время демонтированный в аэропорту Консепсьон/Карриэль-Сур, N703AU/Tanker 03 включен в коллекцию Чилийского национального аэронаутического и дель-эспасио в бывшем аэропорту Лос-Серрильос в Сантьяго, было объявлено во время церемонии 69-летия музея 4 июля 2013 года. [97]

Франция [ править ]

На дисплее
П2В-7
На складе
П2В-7

Нидерланды [ править ]

На дисплее
СП-2Н
  • 201 – выставлен снаружи в Национальном военном музее в Зёстерберге . [100]
  • 210 - выставлен снаружи на авиадроме Lelystad AirPort. Этот самолет был передан в дар инженерно-техническому отделу KLM для учебных целей и окрашен в цвета KLM. Затем перевезен на барже на Авиодром и теперь частично окрашен в темно-серый цвет.
  • 216 - страж ворот на бывшей военно-морской авиабазе Валкенбург, после закрытия ее перевели на военно-морскую авиабазу Де Кой недалеко от Ден-Хелдера, Нидерланды. [101]

Португалия [ править ]

Бывший P2V ВВС Португалии на выставке в Museu do Ar в Синтре.
На дисплее
П2В

Соединенное Королевство [ править ]

На дисплее
Р-2Н
  • 204 — Музей Королевских ВВС в Косфорде . [102] бывший Королевский ВМС Нидерландов, последний летный планер, переданный в дар Великобритании в 1982 году после прибытия первого P-3c в Королевский ВМС Нидерландов.

США [ править ]

Годен к полетам
П2В-7/П-2Н
П2В-7С/СП-2Х
На дисплее
П2В-1
П2В-5Ф/П-2Е
П2В-5ФС/АП-2Э
П2В-5ФС/СП-2Э
П2В-5/СП2-Э
  • 128402 - На статической экспозиции в Историческом музее Моффетта, федеральный аэродром Моффетт (бывший NAS Moffett Field ), Калифорния. [112]
П2В-7/П-2Н
П2В-7С/АП-2Х
П2В-7С/СП-2Х
На реставрации или на хранении
П2В-5
П2В-5Ф/П-2Е
П2В-5ФС/СП-2Э
  • 131542 - для статической экспозиции в рамках Проекта реставрации исторических самолетов на территории бывшей НАН Нью-Йорка / Флойд Беннетт Филд в Бруклине, Нью-Йорк. [123]
П2В-7/П-2Н
  • 140154 — на хранении в Музее авиации и пожаротушения в Грейбулле, штат Вайоминг . [124]
  • 140972 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [125]
  • 147949 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [126]
  • 148341 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, Монтана. [127]
  • 148346 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [128]
  • 148356 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [129]
  • 148359 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [130]
  • 148362 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [131]
П2В-7С/СП-2Х
  • 147965 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [132]
  • 148339 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [133]

Технические характеристики (П-2Н/П2В-7) [ править ]

Чертеж Lockheed P2V-4 Neptune в трех проекциях
3-view line drawing of the Lockheed P2V-4 Neptune

Данные боевых самолетов с 1945 года. [134]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 363 миль в час (584 км/ч, 315 узлов)
  • Крейсерская скорость: 207 миль в час (333 км/ч, 180 узлов)
  • Диапазон: 2157 миль (3471 км, 1874 миль)
  • Практический потолок: 22 400 футов (6 800 м)

Вооружение

  • Ракеты: 2,75 дюйма (70 мм) FFAR в съемных гондолах, установленных на крыле.
  • Бомбы: 8000 фунтов (3629 кг), включая бомбы свободного падения, глубинные бомбы и торпеды.

См. также [ править ]

  • «Миссия Нептун» — канадский короткометражный документальный фильм 1958 года о противолодочной миссии «Нептун».

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Нидерланды оснастили свои P2V-7 носовой частью с пушечным вооружением от P2V-3 из-за потенциальных потребностей в борьбе с повстанцами. [25]
  2. Во время Корейской войны ВМС США совершили ряд вылетов ELINT специально оборудованных Lockheed P2V Neptune против Советского Союза... [57]
  3. ^ P2V-5 сбит китайской зенитной артиллерией недалеко от Сватоу. [59]
  4. ^ USN P2V-5 Нептун из ВП-9 [60]
  5. ^ (Это был единственный инцидент, за который Советский Союз признал какую-либо ответственность. [61] )

Цитаты [ править ]

  1. ^ «ЭТО P2S-ДЕНЬ!, Neptune Aviation Services» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года.
  2. ^ Scutts Air International , январь 1995 г., стр. 42–43.
  3. ^ Франсильон 1982, стр. 258–259.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 259.
  5. ^ «Большой бомбардировщик ВМФ летит с корабля» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 19 марта 1949 г. с. 2.
  6. ^ "Третий ВП-22." Архивировано 9 июля 2011 года в Библиотеки Конгресса Словаре веб-архивов эскадрилий американской морской авиации , том 2. Дата обращения: 22 апреля 2011 года.
  7. ^ Хансен 1995 .
  8. ^ «Таблица стратегических ядерных бомб» . стратегический-air-command.com.
  9. ^ Суонборо и Бауэрс 1976, с. 458.
  10. ^ Баугер, Джо. «Номера авиационных бюро ВМС США/Корпуса морской пехоты США (третья серия: 15)». Архивировано 4 октября 2017 года на сайте Wayback Machine www.joebaugher.com . Проверено: 4 октября 2010 г.
  11. ^ Баугер, Джо. «Номера авиационных бюро ВМС США/Корпуса морской пехоты США (третья серия: 19)». Архивировано 8 октября 2010 года на сайте Wayback Machine www.joebaugher.com . Проверено: 4 октября 2010 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Покок, Крис. Черные летучие мыши: шпионские полеты ЦРУ над Китаем из Тайваня, 1951–1969 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2010. ISBN   978-0-7643-3513-6 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Муца Эйр Энтузиаст Двадцать девять, с. 42.
  14. ^ Муца Эйр Энтузиаст Двадцать девять, с. 77.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Scutts Air International , февраль 1995 г., с. 82.
  16. ^ "АС Нептун". Архивировано 28 октября 2007 года в Wayback Machine Historia y Arqueologia Marítima . Проверено: 15 июля 2010 г.
  17. ^ Берден и др. 1986, стр. 47–48.
  18. ^ Прок, Джерри. «Канадский Нептун P2V7». Архивировано 28 марта 2016 г. на Wayback Machine jproc.ca , 8 ноября 2009 г. Дата обращения: 21 февраля 2016 г.
  19. ^ Иллюстрированный журнал Howard Air , август 1972 г., стр. 284.
  20. ^ Иллюстрированный журнал Howard Air , август 1972 г., стр. 285.
  21. ^ Иллюстрированный журнал Howard Air , сентябрь 1972 г., стр. 360.
  22. Иллюстрированный журнал Howard Air , август 1972 г., стр. 285–286.
  23. ^ «История службы Lockheed Neptune с MLD» . 12 сентября 2018 г.
  24. ^ Уллингс 1982 , стр. 509–510, 513.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уллингс 1982 , стр. 510–511.
  26. ^ Уллингс 1982 , стр. 512–515.
  27. ^ Чейни, Роб. «Нептун Авиэйшн выигрывает контракт на поставку еще двух бомбардировщиков-замедлителей». Архивировано 11 мая 2018 года в Wayback Machine The Billings Gazette , 14 июня 2012 года. Дата обращения: 15 июня 2012 года.
  28. ^ Салливан 1985, стр. 7–9.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Scutts Air International , январь 1995 г., с. 43.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 260.
  31. ^ Салливан 1985, стр. 12.
  32. ^ "Лыжи для арктического самолета ВМФ". «Популярная механика» , февраль 1950 г., с. 121.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 261.
  34. ^ Scutts Air International , январь 1995 г., стр. 45.
  35. ^ Салливан 1985, стр. 16.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Франсильон 1982, с. 262.
  37. ^ Салливан 1985, стр. 21.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салливан 1985, стр. 27.
  39. ^ Франсильон 1982, с. 263.
  40. ^ Scutts Air International , январь 1995 г., стр. 46.
  41. ^ Франсильон 1982, стр. 263–264.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Франсильон 1982, с. 264.
  43. ^ «Цветовые схемы Lockheed P2V Neptune Patrol 1955-1959» .
  44. ^ Муца Эйр Энтузиаст Двадцать девять, стр. 39–40.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франсильон 1982, с. 266.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Scutts Air International , февраль 1995 г., с. 81.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салливан 1985, стр. 70.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салливан 1985, стр. 43.
  49. ^ Scutts Air International , февраль 1995 г., стр. 87.
  50. ^ Scutts Air International , февраль 1995 г., стр. 86.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Франсильон 1982, с. 267.
  52. ^ Гебель, Грег. «Локхид P2V Нептун и Мартин Меркатор». Архивировано 12 июня 2010 года на сайте Wayback Machine Vectorsite.net , 1 декабря 2009 года. Дата обращения: 15 июля 2010 года.
  53. ^ Scutts Air International , февраль 1995 г., стр. 80–81.
  54. ^ "Обозначения канадских военных самолетов". Архивировано 2 марта 2012 года на сайте Wayback Machine Designation-systems.net . Проверено: 15 июля 2010 г.
  55. ^ «Lockheed SP-2H Neptune» (на испанском языке). Архивировано 28 октября 2007 года на веб-сайте Wayback Machine Historia y Arqueologia Marítima . Проверено: 15 июля 2010 г.
  56. ^ «VPNAVY — Страница со сводкой об ошибках VP-4 — Патрульная эскадрилья VP» . vpnavy.org . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 28 мая 2014 г.
  57. ^ "Lockheed P2V/RB69A Нептун". Архивировано 13 октября 2016 года на сайте Wayback Machine Spyflight . Проверено: 22 апреля 2011 г.
  58. ^ «Авиакатастрофа ASN Lockheed P2V-2 Neptune, 122443, станция RAF Бертонвуд (НО)» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 3 августа 2020 г.
  59. ^ «Инциденты времен холодной войны с участием самолетов ВМС США, дата: 18 января 1953 г. Самолет: эскадрилья P2V-5: VP-22». Американская военная и военно-морская история. Проверено: 22 апреля 2011 г.
  60. ^ ван Ваарде, январь . «Несчастный случай VP-9». Архивировано 22 июля 2011 года в Wayback Machine VPNAVY , 24 января 2011 года. Дата обращения: 22 апреля 2011 года.
  61. ^ «Инциденты времен холодной войны с участием самолетов ВМС США, дата: 22 июня 1955 г. Самолет: эскадрилья P2V-5: VP-9». Американская военная и военно-морская история. Проверено: 22 апреля 2011 г.
  62. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 334819» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пропавшие охотники за ураганами: 26 сентября 1955 года» . Вундерграунд . Проверено 10 апреля 2024 г.
  64. ^ Суонсон, Боб (23 октября 2005 г.). «Архив ответов: История ураганов и климатология» . США сегодня. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года.
  65. ^ Билл, Мюррей (26 сентября 2009 г.). «1955: Ураган Джанет и Охотники за ураганами» . Блог о погоде в Алабаме . Проверено 10 апреля 2024 г.
  66. ^ «Локхид Нептун WX545» . Места авиакатастроф в Шотландии . Гордон Лайонс. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 19 октября 2015 г.
  67. ^ «Lockheed Neptune MR Mk.1 WX545 из 36-й эскадрильи Королевских ВВС разбился на северо-западной окраине Бейнн-на-Личе 10 октября 1956 года» . Исследование авиационных происшествий в Пик-Дистрикте . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 19 октября 2015 г.
  68. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 334615» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
  69. ^ имя Седерквист, Карл А. AT3 Fasron 108
  70. ^ статья Associated Press в New York Times, 22 июля 1957 г.
  71. ^ «Крушение Буно 140439». Архивировано 9 июля 2011 года на сайте Wayback Machine radiocom.net. Проверено: 20 мая 2012 г.
  72. ^ Брукс, Кент (2 декабря 2010 г.). «Потеря, обнаружение и повторное открытие экипажа LA-9 ВМС США на леднике Кронборг, восточная Гренландия». Полярный рекорд . 47 (2): 181–184. дои : 10.1017/S0032247410000288 . S2CID   129641628 .
  73. ^ Милберри, Ларри (1984). ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ RCAF и авиационному командованию, 1924–1984 гг . Торонто, Канада: Книги CANAV. п. 369 из 480. ISBN  0-9690703-4-9 .
  74. ^ «Суббота, 23 января 1965 года – Lockheed SP-2H Neptune – MLD 212» . Сеть авиационной безопасности .
  75. ^ «Нептун 212-V gekaapt en verongelukt» [Нептун 212-V захвачен и убит] (на голландском языке). Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
  76. ^ «Авиация самолета ASN Lockheed P-2H Neptune, 148350, авиабаза Фалмут-Отис, Массачусетс (FMH)» .
  77. ^ Иванов, Л. Общая география и история острова Ливингстон. Архивировано 8 июля 2015 года в Wayback Machine в: Болгарские антарктические исследования: синтез . Ред. С. Пимпирев и Н. Чипев. София: Издательство Университета Св. Климента Охридского, 2015. стр. 17–28. ISBN   978-954-07-3939-7
  78. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 75296». Архивировано 1 июля 2011 года в Wikiwix Aviation Safety Network . Проверено: 11 января 2011 г.
  79. ^ «Воздушный танкер терпит крушение во время тушения пожара в Юте». MSNBC.com. Проверено: 3 июня 2012 г.
  80. ^ "Lockheed P-2 на выставке". Архивировано 20 декабря 2007 года в Wayback Machine AeroWeb . Проверено: 3 октября 2010 г.
  81. ^ "СП-2Н серийный 2-П-112." Архивировано 30 июля 2009 года в Wayback Machine авиационном музее . Проверено: 3 октября 2010 г.
  82. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Локхид СП2-Н (П2В-7) Нептун». Архивировано 18 ноября 2017 года в Wayback Machine Обществе реставрации исторических самолетов . Проверено: 18 ноября 2017 г.
  83. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 26 мая 2017 года . Проверено 23 мая 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  84. ^ warbirdsresourcegroup.org, Скотт Роуз. «Реестр Lockheed P2V Neptune — сайт ресурсной группы Warbirds» . warbirdregistry.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2017 года.
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Сериалы АДФ – Нептун» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  86. ^ «QAM AIRCRAFT — Lockheed SP-2H Neptune A89-277» . qam.com.au. ​Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
  87. ^ «А89-280 — Файл Локхид» . адастрон.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года.
  88. ^ «Музей RAAF: Самолеты на хранении: Lockheed Neptune A89-302» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  89. ^ «Данные самолета VH-NEP, 1956 г. Lockheed P2V-7S Neptune C/N 726-7192» . Airport-data.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
  90. ^ Хеннигер, Майк. «Аэрофотоснимки — Досье планера — Lockheed P2V-7 Neptune, серийный номер 145921 USN, c/n 7192, c/r VH-NEP {1}» . www.aerialvisuals.ca . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
  91. ^ «Поиск в реестре воздушных судов | Управление по безопасности гражданской авиации» . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  92. ^ «Боевые птицы базируются в Западной Австралии» . Aviationwa.org.au . 29 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г.
  93. ^ «Самый старый Нептун Австралии переезжает в музей авиации HARS Parkes» . 2 января 2019 г.
  94. ^ «RAAF дарит Нептун HARS (Паркс) - Обществу реставрации исторических самолетов» . 11 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  95. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2018 года . Проверено 19 ноября 2017 г. . {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  96. ^ "Neptune CP 127". Архивировано 1 февраля 2015 года в Музее военной авиации Wayback Machine в Гринвуде. Дата обращения: 25 декабря 2014 года.
  97. ^ "P-2 Neptune/147976". Архивировано 27 августа 2013 года в Wayback Machine, посвященном 69-летию Чилийского музея авиации и космонавтики (на испанском языке). Проверено: 25 декабря 2014 года.
  98. Перейти обратно: Перейти обратно: а б [1] https://www.avionslegendaires.net/ Дата обращения: 20 сентября 2023 г.
  99. ^ [2] Франция, 3 региона. Дата обращения: 17 сентября 2023 г.
  100. ^ SP-2 Neptune / 201 " Архивировано 15 октября 2017 года в Wayback Machine Национальном военном музее . Дата обращения: 14 октября 2017 года.
  101. ^ «216 лет Кому» .
  102. ^ "P2V Нептун, серийный номер 204." Архивировано 29 ноября 2009 года в музее Wayback Machine RAF в Косфорде . Дата обращения: 2 апреля 2012 г.
  103. ^ «Реестр FAA: N360RR» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  104. ^ "P2V Neptune/Bu. 148360" Коллекция самолетов Эриксона Дата обращения: 19 августа 2014 г.
  105. ^ «Реестр FAA: N45309» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  106. ^ "P2V Neptune/Bu. 145915" Среднеатлантический музей авиации Дата обращения: 19 августа 2014 г.
  107. ^ "P2V Нептун/Бу. 89082." Национальный музей морской авиации. Проверено: 29 октября 2019 г.
  108. ^ "P2V Нептун/128392." aerialvisuals.ca Дата обращения: 2 июля 2015 г.
  109. ^ "P2V Нептун/Бу. 131410." Парк наследия самолетов. Проверено: 2 июля 2015 г.
  110. ^ "P2V Нептун/Бу. 131485." Архивировано 22 декабря 2016 года в Музее авиации армии США Wayback Machine . Проверено: 20 августа 2014 г.
  111. ^ "P2V Нептун/Бу. 128402." Архивировано 31 октября 2013 года в Музее самолетов Wayback Machine Pueblo Weisbrod. Дата обращения: 2 апреля 2012 г.
  112. ^ «Историческое общество Моффет Филд» . moffettfieldmuseum.org . Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
  113. ^ «Коллекция самолетов» . Мичиганский музей авиации . Проверено 6 мая 2024 г.
  114. ^ "P2V Нептун/Бу. 147957." Архивировано 3 июля 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 2 июля 2015 г.
  115. ^ "P2V Нептун/Бу. 147966." aerialvisuals.ca Дата обращения: 2 июля 2015 г.
  116. ^ "P2V Нептун/Бу. 135620." Архивировано 3 июля 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 2 июля 2015 г.
  117. ^ "P-2H Нептун/Бу. 147954." Архивировано 23 сентября 2010 года в Wayback Machine Музее авиации на авиабазе Робинс. Проверено: 3 октября 2010 г.
  118. ^ "P2V Нептун/Бу. 141234." Национальный музей морской авиации. Проверено: 19 августа 2014 г.
  119. ^ "P2V Нептун/Бу. 150279." aerialvisuals.ca Дата обращения: 2 июля 2015 г.
  120. ^ «Реестр FAA: N1386C» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  121. ^ «Реестр FAA: N202EV» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  122. ^ «Реестр FAA: N410NA» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  123. ^ "P2V Нептун/Бу. 131542." williammaloney.com/Aviation Дата обращения: 19 августа 2014 г.
  124. ^ «Реестр FAA: N8056D» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  125. ^ «Реестр FAA: N128HP» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  126. ^ «Реестр FAA: N949RR» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  127. ^ «Реестр FAA: N122HP» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  128. ^ «Реестр FAA: N2216S» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  129. ^ «Реестр FAA: N2218E» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  130. ^ «Реестр FAA: N2218Q» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  131. ^ «Реестр FAA: N362RR» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  132. ^ «Реестр FAA: N63819» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  133. ^ «Реестр FAA: N714AU» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
  134. ^ Уилсон 2000, с. 82.
  135. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография [ править ]

  • Баугер, Джо. Серийные номера самолетов ВМС и Корпуса морской пехоты США и номера бюро с 1911 года по настоящее время. Цитируется по: https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19520105-0.
  • Берден, Родни А.; Дрейпер, Майкл И.; Раф, Дуглас А.; Смит, Колин Р.; Уилтон, Дэвид. Фолклендские острова: Воздушная война . Британская исследовательская группа авиации, 1986 г. ISBN   0-906339-05-7 .
  • Дональд, Дэвид, изд. «Локхид П2В Нептун». Полная энциклопедия мировой авиации. Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1997. ISBN   0-7607-0592-5
  • Иден, Пол. «Локхид П2В Нептун». Энциклопедия современных военных самолетов. Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  • «Молодой Нептун: портфолио ранних Lockheed P2V». Энтузиаст авиации (84): 64–65. Ноябрь – декабрь 1999 г. ISSN   0143-5450 .
  • Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN   0-370-30329-6 .
  • Хансен, Чак (1995). Том V: История ядерного оружия США . Мечи Армагеддона: Разработка ядерного оружия в США с 1945 года. Саннивейл, Калифорния: Публикации Chuckelea. ISBN  978-0-9791915-0-3 . OCLC   231585284 .
  • Ховард, Питер Дж. «Локхид Нептун на службе ВВС Великобритании: Часть 1». Воздушная иллюстрация , Том. 34, № 8, август 1972 г., стр. 284–289, 294.
  • Ховард, Питер Дж. «Локхид Нептун на службе ВВС Великобритании: Часть 2». Воздушная иллюстрация , Том. 34, № 9, сентябрь 1972 г., стр. 356–360.
  • Мутца, Уэйн. «Армия Нептунов... Над Юго-Восточной Азией». Air Enthusiast , Twenty Nine, ноябрь 1985 г. - февраль 1986 г., стр. 35–42, 73–77. ISSN 0143-5450.
  • Скаттс, Джерри. «Послушная черепаха: История Lockheed Neptune: Часть 1». Эйр Интернэшнл , Vol. 48, № 1, январь 1995 г., стр. 42–46. ISSN 0306-5634.
  • Скаттс, Джерри. «Послушная черепаха: История Lockheed Neptune: Часть 2». Эйр Интернэшнл , Vol. 48, № 2, февраль 1995 г., стр. 80–87. ISSN 0306-5634.
  • Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1976. ISBN   0-370-10054-9 .
  • Салливан, Джим, P2V «Нептун» в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1985. ISBN   978-0-89747-160-2 .
  • Уллингс, Бен (ноябрь 1982 г.). «Ностальгия по Нептуну». Иллюстрированные самолеты . Том. 15, нет. 11. С. 508–515. ISSN   0002-2675 .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., 2000. ISBN   1-875671-50-1 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Арбелетче, Пабло Марсело. «50-ЛЕТИЕ ВОЕННО-РАЗВЕДОЧНОЙ Эскадрильи ВМФ» . Морская история и археология (Histarmar) (на испанском языке). Карлос Мей . Проверено 1 августа 2014 г.
  • Лефевр, Жан-Мишель (июнь 1983 г.). «2600, riche, retard, ou la fin des P2V-7 en France» [2600, Riche, Retard, или Конец P2V-7 во Франции]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (163): 48–55. ISSN   0757-4169 .
  • Нуньес Падин, Хорхе (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Локхид Р-2 Нептун . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 23. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 1 августа 2014 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b273cbfea8faa0a82a47002d6d3eca78__1715092560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/78/b273cbfea8faa0a82a47002d6d3eca78.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed P-2 Neptune - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)