Jump to content

АН/АПС-20

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

АН/АПС-20
AN/APS-20 в Музее науки и промышленности в Манчестере
Страна происхождения Соединенные Штаты
Производитель Дженерал Электрик
Орешник
Представлено 1945
Тип Воздушное раннее предупреждение , морское патрулирование , исследование погоды
Частота Диапазон S (APS/AN-20A), а также L и диапазон X (AN/APS-20E)
ПРФ 300 Гц
Ширина луча 1,5° (по горизонтали), 6° (по вертикали)
Ширина импульса 2 мкс
об/мин 3 или 6
Диапазон 200 миль (370 км; 230 миль) против надводных кораблей, 65 миль (120 км; 75 миль) (APS / AN-20B)
Диаметр 8 футов (2,4 м) (АПС/АН-20А)
Власть 1 МВт (АПС/АН-20А)

AN /APS-20 бортовой радиолокатор дальнего обнаружения , противолодочный , морской наблюдения и метеорологический радар, разработанный в США в 1940-х годах. Поступив на вооружение в 1945 году, он прослужил почти полвека и, наконец, был выведен из эксплуатации в 1991 году. Первоначально разработанный в Массачусетском технологическом институте (MIT) в рамках проекта «Кадиллак» , радар был разработан для перевозки на самолетах с целью расширения дальности действия датчиков кораблей на размещение радара на высоте. Хотя он был разработан для палубной эксплуатации и впервые был установлен на одномоторном самолете General Motors TBM-3W Avenger , он также использовался в более крупных четырехмоторных планерах, последним из которых был парк Avro Shackleton AEW.2 , переоборудованный из морских патрульный самолет. Точно так же, хотя он был разработан для обнаружения самолетов, он широко использовался в противолодочных и морских патрулях и был одним из первых радаров, которые использовались для исследования экстремальных погодных явлений, таких как ураганы, такими агентствами, как Управление служб экологических наук. (ЭССА). Помимо США, радар использовался большим количеством служб в других странах, включая ВМС Франции , Морские силы самообороны Японии (JMSDF), Королевские ВВС (RAF) и Королевские ВВС Канады (RCAF). . Ранние версии радара могли видеть низколетящий самолет на расстоянии 65 морских миль (120 км ; 75 миль ) и корабль на расстоянии 200 морских миль (370 км; 230 миль). Это было улучшено, так что более поздние версии имели дальность поражения воздушных целей 115 морских миль (213 км; 132 мили).

С первых дней своего развития радар использовался для обнаружения самолетов. Ранние аппараты были большими и требовали значительной мощности, поэтому их использование ограничивалось фиксированными местами и кораблями. Однако во время Второй мировой войны разрабатывались радары все меньшего размера, которые можно было устанавливать на меньших платформах, таких как самолеты. [ 1 ] В то же время ВМС США (USN) осознавали, что атаки авиации Императорского флота Японии представляли наибольшую угрозу для их боевых кораблей, и защита этих кораблей стала все больше зависеть от авианосцев и их эскадрилий. Корабельный радар не имел достаточной дальности для обнаружения атакующих бомбардировщиков своевременного и запуска оборонительных самолетов-перехватчиков из-за радарного горизонта . Решение заключалось в размещении радара в самолете. [ 2 ] Радары ночных истребителей оказались недостаточными для выполнения этой задачи. Оптимизированные для воздушного боя, они имели слишком малую дальность действия, чтобы выполнять необходимую роль воздушного наблюдения на большом расстоянии. [ 3 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Дженерал Моторс ТБМ-3W
Радар в ТБМ-3W

Решение проблемы обнаружения объектов за горизонтом заключалось в разработке специализированного бортового радиолокатора дальнего обнаружения. 2 февраля 1942 года ВМС США поручили радиационной лаборатории Массачусетского технологического института (MIT) изучить конструкцию бортового радара, предназначенного для поиска самолетов в рамках проекта «Кадиллак» , названного в честь горы Кадиллак в штате Мэн . [ 4 ] Команда быстро выросла с 37 человек, включая 10 офицеров, в мае 1943 года до 138 в конце войны. [ 5 ] Результатом разработки стал радар S-диапазона , получивший обозначение AN/APS-20. [ 3 ] Развитие продолжалось в двух ипостасях. Cadillac I , первоначальная платформа, должен был базироваться на палубе, а первый радар должен был быть установлен на переоборудованных General Motors TBM-3 Avenger торпедоносцах . [ 6 ] Одновременно была признана необходимость в версии для более крупных самолетов наземного базирования. Под видом Cadillac II было решено Boeing B-17G Flying Fortress . тяжелый бомбардировщик оснастить радаром [ 7 ]

Серийный радар был изготовлен компаниями General Electric и Hazeltine . [ 8 ] Первая версия, AN/APS-20A, изначально имела антенну длиной 8 футов 4 дюйма (2,54 м ) и работала на частоте 2850 МГц в S-диапазоне. [ 3 ] Позже была использована антенна немного меньшего размера длиной 8 футов (2,4 м). [ 8 ] Сканер имел две скорости: 3 и 6 оборотов в минуту . Радар работал при частоте повторения импульсов (PRF) 300 Гц, длительности импульса 2 мкс. Пиковая мощность составила 1 МВт. [ 9 ] AN/APS-20B, предназначенный для перевозки более крупными самолетами, отличался размером и возможностями. Он имел пиковую мощность 2 МВт, ширину луча по горизонтали 1,5° и по вертикали 6°. Длительность импульса оставалась 2 мкс. [ 10 ] Дальность действия была увеличена до 65 морских миль (120 км ; 75 миль ) против низколетящих самолетов и до 200 морских миль (370 км; 230 миль) против судов. [ 11 ]

Более поздние версии расширили возможности. AN / APS-20F увеличил дальность поражения самолетов до 80 морских миль (150 км; 92 мили), в то время как более крупный AN / APS-20E мог обнаруживать воздушные объекты на расстоянии 1 м. 2 (11 квадратных футов) цель на расстоянии 115 морских миль (213 км; 132 мили). [ 12 ] Первоначально развернутая в 1953 году, модель E работала в диапазонах L , S и X , с широким выбором PRF и ширины импульса в каждом диапазоне. Он также включал в себя автоматическую индикацию цели, три варианта привязки курса и стабилизации, выбираемую ширину луча по азимуту и ​​углу места, выбираемый выходной сигнал и усиление излучения приемника, а также автоматическую регулировку усиления , среди других функций. [ 13 ]

Испытания и первоначальное использование

[ редактировать ]

Первым самолетом, оснащенным AN/APS-20, был переоборудованный TBM-3 Avenger, получивший обозначение XTBM-3W, который совершил первый полет 5 августа 1944 года. [ 5 ] Радар был установлен в обтекателе под носовой частью фюзеляжа. Серия самолетов была переоборудована из существующих планеров TBM-3 Отделом модификации самолетов ВМФ и получила обозначение TBM-3W, с первоначальным обучением на борту авианосца Ranger, начавшимся в мае 1945 года. [ 14 ] В то же время 31 большой самолет Boeing PB-1W был переоборудован из B-17G Flying Fortress и стал первым самолетом наземного базирования, оснащенным радаром. Они были специально разработаны для борьбы с растущей угрозой атак японских камикадзе . [ 7 ] Экипаж «Мстителя», как и пилот , состоял из одного оператора радиолокационной станции (РО). Больший размер PB-1W позволял разместить двух RO, техника по электронике и, что особенно важно, офицера боевого информационного центра (CIC) при поддержке двух радистов. Последняя команда смогла направить самолет к цели, добавив ему возможность управлять истребителями и обеспечив возможность работы независимо от корабельного или наземного управления. Позднее эта возможность была развита в бортовую систему предупреждения и управления (АВАКС). Война закончилась до того, как оба самолета вступили в строй. [ 15 ]

После войны ВМС США быстро ускорили программу ввода радара в эксплуатацию. AN/APS-20 был установлен на самолете Douglas AD-3W Skyraider , пришедшем на смену Avenger, и на Lockheed PO-2WWarning Star — специализированной платформе, разработанной на базе Lockheed L-1049 Super Constellation авиалайнера . [ 16 ] Оба также служили за пределами USN. Последний, способный перевозить до 32 военнослужащих для дальних поездок, настолько впечатлил недавно сформированные ВВС США (USAF), что они приказали принять его на вооружение как EC-121 Warning Star. После испытаний, проходивших с 24 февраля по 23 марта 1953 года, ВВС США использовали свои самолеты для практически непрерывного мониторинга потенциального вторжения советских ВВС в континентальное воздушное пространство Америки. [ 17 ] В то же время Королевский флот закупил пятьдесят экземпляров AD-3W под обозначением Skyraider AEW.1. Это было первое использование радара неамериканским оператором. [ 18 ] Между тем, в попытке продлить срок службы, в 1954 году ВМС США заказали установку радара на дирижабль ZP2N - 1W , позже модернизированный ZPG-2W, а затем, в 1962 году, на EZ-1B. [ 19 ] Последний экземпляр вышел из эксплуатации в октябре 1962 года, что не только положило конец использованию радаров на дирижаблях, но и сделало все операции службы более легкими, чем воздушные. [ 20 ]

Расширение возможностей

[ редактировать ]

Наряду с этими разработками были изучены новые варианты использования радара. Одной из областей, где радар открыл новые горизонты, были исследования погоды , особенно в области исследования охотников за ураганами , которые летали в тропические циклоны . Первые испытания радара состоялись в 1946 году на PB-1W, а 15 сентября 1953 года недавно созданная метеорологическая эскадрилья VJ2 направила первый самолет, оснащенный APS/AN-20, в ураган « Долли» . [ 21 ] Оснащенная специальной звездой предупреждения WV-3 с 1956 года, эскадрилья часто совершала до трех раз в неделю полеты для наблюдения за тропическими циклонами . [ 22 ] В то же время VW-1 оказывал аналогичную услугу по отслеживанию тайфунов в Тихом океане. [ 23 ] Среди других пользователей радара были Управление служб экологических наук (ESSA) и его преемник – Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA). [ 24 ] Самолеты, эксплуатируемые этими агентствами, также были предоставлены университетам, и поэтому радар также использовался в качестве инструмента для академических исследований, где его возможности оказались неоценимыми при изучении осадков . [ 25 ] Он использовался в широком спектре планеров, включая переоборудованные авиалайнеры Douglas DC-6 и специальный Lockheed WP-3A Orion , служивший до 1970-х годов. [ 26 ] [ 27 ]

Обтекатель AN/APS-20E на японском P2V-7

Между тем, в 1948 году Великобритания сравнила PB-1W, оснащенный AN/APS-20, с Vickers Warwick V, оснащенным ASV.13, чтобы проверить, можно ли использовать радар для идентификации надводных кораблей, но пиковая мощность также не рассматривалась. высокий, а длина импульса слишком велика для данного приложения. [ 9 ] Тем не менее, Королевские ВВС Канады (RCAF) использовали радар в своей системе морского наблюдения Canadair Argus Mk.1 . [ 28 ] ВМС США также планировали установить радар на свои палубные противолодочные самолеты, поручив Grumman использовать его в конструкции, которая в конечном итоге стала Grumman S2F Tracker . [ 29 ] Однако больший эффект имел улучшенный AN/APS-20E, который впоследствии использовался в Lockheed P2V Neptune . Радар впервые поднялся на третий планер, получивший обозначение П2В-2С, который был первым, разработанным для противолодочных целей. [ 30 ] Он оказался эффективным при обнаружении крупных надводных кораблей на расстоянии до 200 морских миль (370 км; 230 миль), но был неэффективен при отслеживании перископов. [ 31 ] Впоследствии планер был принят на вооружение целого ряда эксплуатантов, от ВМС Аргентины до ВВС Китайской Республики . [ 32 ]

AN/APS-20 также некоторое время использовался в рамках космической гонки в рамках проекта «Меркурий» , где большая дальность действия радара позволяла использовать его для слежения и других задач. [ 22 ] Его особенно использовали для поиска возвращающихся космических капсул после приводнения . Например, радар был установлен на борту самолетов VP-5 , которые участвовали в спасении командира Алана Шепарда с «Меркурия-Редстоун 3» , капитана Гаса Гриссома с «Меркурия-Редстоун 4» и командира Уолли Ширры с «Меркурия-Атласа 8» . [ 33 ]

Замена радара заняла многие десятилетия. ВВС США испытали более совершенный AN/APS-82 , который предоставлял данные о высоте цели, в 1956 году, но ждали до 1962 года, прежде чем заменить радар на AN/APS-95 на борту своих «Warning Stars». [ 34 ] Тем временем в 1959 году ВМС США представили на борту авианосцев AN/APS-82 в качестве системы раннего предупреждения с воздуха. [ 35 ] AN /APS-80 , который предлагал аналогичные возможности с AN/APS-20, но добавлял непрерывный охват зоны поиска на 360°, заменил радар в противолодочной роли с 1961 года. [ 31 ] В 1981 году канадцы наконец заменили свой AN/APS-20 на AN/APS-115 . [ 36 ] Последним оператором радара были Королевские ВВС (RAF), которые ранее использовали его в период с 1952 по 1957 год. [ 37 ] Когда Королевский флот списал свои последние AN/APS-20, они были отремонтированы и установлены на снятые с вооружения морские патрульные самолеты Avro Shackleton MR.2 . Вновь поступив на вооружение ВВС Великобритании в 1972 году под обозначением AEW.2, самолет продолжал работать до июля 1991 года в качестве системы дальнего радиолокационного обнаружения. [ 38 ]

Варианты

[ редактировать ]
АН/АПС-20А
Первоначальная версия, разработанная для палубных самолетов с одним ЭЛТ- дисплеем размером 12 дюймов (305 мм). [ 9 ]
АН/АПС-20Б
Первоначальная версия разработана для самолетов наземного базирования с дополнительными возможностями управления и контроля. [ 11 ]
АН/АПС-20С
Усовершенствованный вариант для оснащения как больших четырехмоторных, так и палубных одномоторных самолетов. [ 39 ]
АН/АПС-20Э
Увеличенная версия антенны, оптимизированная для морского патрулирования. [ 40 ]
АН/АПС-20Ф
Версия с меньшей антенной и меньшей дальностью действия, чем AN/APS-20E. [ 12 ]

Приложения

[ редактировать ]
Боинг ПБ-1W
Дуглас AD-3W Скайрейдер
Олуша Ярмарка AEW.3
Локхид P2V-5 Нептун
Сикорский HR2S-1W [ сомнительно обсудить ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Аргентина
 Австралия
 Бразилия
 Канада
 Франция
 Япония
 Нидерланды
 Португалия
 Китайская Республика
 Великобритания
 Соединенные Штаты

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фридман 1985 , с. 95.
  2. ^ Херст 1983 , с. 58.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Нортон 2008 , с. 213.
  4. ^ Херст 1983 , с. 59.
  5. ^ Перейти обратно: а б Вести морской авиации 1946 , с. 4.
  6. ^ Фридман 1985 , с. 146.
  7. ^ Перейти обратно: а б Херст 1983 , с. 60.
  8. ^ Перейти обратно: а б Уличный 1984 , с. 58.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Уоттс 2018 , с. 8-7.
  10. ^ Де ла Мориньер 1972 , с. 210.
  11. ^ Перейти обратно: а б Уличный 1984 , с. 36.
  12. ^ Перейти обратно: а б Фридман 1985 , с. 253.
  13. ^ Шеннон 2014 , с. 212.
  14. ^ Перейти обратно: а б Нортон 2008 , с. 214.
  15. ^ Перейти обратно: а б Херст 1983 , с. 61.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Херст 1983 , с. 64.
  17. ^ Гриер 2005 , с. 78.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Херст 1983 , с. 66.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Херст 1983 , с. 72.
  20. ^ Гроссник 1987 , с. 70.
  21. ^ Читать 2011 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Хант 1963 , с. 14.
  23. ^ Новости морской авиации 1955 , с. 14.
  24. ^ Перейти обратно: а б Полмар 1997 , с. 537.
  25. ^ Сенн и Кортрайт 1969 , с. 25.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Де ла Мориньер 1972 , с. 177.
  27. ^ Перейти обратно: а б Файн 1976 , с. 1.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Чант 1980 , с. 34.
  29. ^ Франсильон 1989 , с. 554.
  30. ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1987 , с. 264.
  31. ^ Перейти обратно: а б Шеннон 2014 , с. 213.
  32. ^ Франсильон 1989 , с. 278.
  33. ^ Робертс 2000 , с. 46.
  34. ^ Франсильон 1989 , с. 317.
  35. ^ Франсильон 1989 , с. 404.
  36. ^ Франсильон 1987 , с. 413.
  37. ^ Перейти обратно: а б Ховард 1972 , с. 285.
  38. ^ Тайак 2005 , с. 87.
  39. ^ Перейти обратно: а б Ллойд 1987 , с. 63.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чант 1980 , с. 62.
  41. ^ Чант 1980 , с. 191.
  42. ^ Перейти обратно: а б Скааруп 2001 , стр. 41.
  43. ^ Франсильон 1989 , стр. 278, 281.
  44. ^ Франсильон 1987 , с. 320.
  45. ^ Франсильон 1987 , с. 265.
  46. ^ Полмар 1997 , с. 379.
  47. ^ Ганстон 1977 , с. 59.
  48. ^ Чант 1980 , с. 17.
  49. ^ Чант 1980 , с. 19.
  50. ^ Чант 1980 , с. 28.
  51. ^ Чант 1980 , с. 92.
  52. ^ Чант 1980 , с. 113.
  53. ^ Чант 1980 , с. 126.
  54. ^ Сенн и Кортрайт 1969 , с. 24.
  55. ^ Херст 1983 , с. 65.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чант, Кристофер (1980). Военно-воздушные силы мира . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN  978-0-71537-690-4 .
  • Де ла Мориньер, Терри (1972). Временный архив BOMEX Описание имеющихся данных (Отчет). Вашингтон: НОАА . Проверено 11 июня 2020 г.
  • Хорошо, Фредерик (1976). Авиационная антенна УКВ-УВЧ (Отчет). Том. 8012. Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морская исследовательская лаборатория.
  • Франсильон, Рене Дж. (1989). Самолеты Grumman с 1929 года . Лондон: Патнэм. ISBN  978-0-85177-835-8 .
  • Франсильон, Рене Дж. (1987). Lockheed Aircraft с 1913 года . Лондон: Патнэм. ISBN  978-0-85177-805-1 .
  • Фридман, Норман (1985). Вооружение ВМС США: все пушки, ракеты, мины и торпеды, использовавшиеся ВМС США с 1883 года по настоящее время . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-735-7 .
  • Гриер, Пол (апрель 2005 г.). «Падение предупреждающих звезд». Журнал ВВС . 88 : 78–79.
  • Ганстон, Билл (1977). Вертолеты на войне . Лондон: Книги Чартвелла. ISBN  978-0-70260-020-3 .
  • Гроссник, Рой А., изд. (1987). Воздушные змеи на дирижабли: опыт военно-морского флота в области полетов легче воздуха . Вашингтон, округ Колумбия: заместитель начальника военно-морских операций (воздушная война), командование авиационных систем ВМС. OCLC   606396280 .
  • Херст, Майк (1983). Воздушное раннее предупреждение: проектирование, разработка и эксплуатация . Лондон: Оспри. ISBN  978-0-85045-532-8 .
  • Ховард, Питер Дж. (август 1972 г.). «Локхид Нептун на службе ВВС Великобритании: Часть 1». Воздушная картина . 34 (8): 284–289, 294.
  • Хант, Джек (апрель 1963 г.). «Они охотятся на ураганы». Новости морской авиации : 14–17.
  • Ллойд, Олвин Т. (1987). B-29 Superfortress в деталях и масштабах . Саммит Блю-Ридж: Вкладки. Книги. ISBN  978-0-83068-035-1 .
  • «Морские моряки идут туда, где дуют дикие ветры». Новости морской авиации : 14–17. Январь 1955 года. {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  • Нортон, Уильям (2008). Проекты экспериментальных и прототипных самолетов США . Северный филиал: Специализированная пресса. ISBN  978-1-58007-109-3 .
  • Полмар, Норман (1997). Путеводитель Военно-морского института по кораблям и самолетам флота США . Аннаполис: Военно-морской институт. ISBN  978-1-55750-686-3 .
  • «Актёры проекта: Радар учится летать» . Новости морской авиации : 1–4. Апрель 1946 года . Проверено 17 октября 2020 г. {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  • Рид, Дэвид (15 декабря 2011 г.). «Охотники за штормами: подразделения ВМФ по разведке ураганов» . Новости морской авиации . Архивировано из оригинала 9 июля 2020 года . Проверено 11 июня 2020 г.
  • Робертс, Майкл (2000). Словарь эскадрилий американской морской авиации, том 2: История эскадрилий VP, VPB, VP(H) и VP(AM) (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр, Военно-морское ведомство . Проверено 17 октября 2020 г.
  • Сенн, Гарри В.; Кортрайт, Чарльз Л. (1969). Радиолокационные исследования ураганов с 1 сентября 1968 г. по 31 августа 1969 г. (PDF) (Отчет). Майами: Школа морских и атмосферных наук Розенстиля, Университет Майами. Архивировано (PDF) из оригинала 11 июня 2020 г. Проверено 11 июня 2020 г.
  • Шеннон, Джон Г. (январь 2014 г.). «История проектирования и разработки бортовых и корабельных радаров обнаружения перископов ВМС США». Журнал подводной акустики ВМС США . 62 (1): 203–231. {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  • Скааруп, Гарольд А. (2001). Канадские боевые птицы послевоенной поршневой эпохи . Сан-Хосе: Пресса Клуба писателей. ISBN  978-0-59518-420-0 .
  • Уличный, Мартин (1984). Мировые самолеты радиоэлектронной борьбы . Лондон: Джейн. ISBN  978-0-71060-166-7 .
  • Тайак, Билл (2005). «Морской патруль в эпоху поршневых двигателей» (PDF) . Журнал исторического общества Королевских ВВС (33): 67–89. ISSN   1361-4231 . Проверено 11 июня 2020 г.
  • Уоттс, Саймон (2018). Бортовой радар морского наблюдения: Том 2, Послевоенные британские радары ASV, 1946–2000 гг . Сан-Рафаэль: Морган и Клейпул. ISBN  978-1-64327-073-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35d4357aac2a9c572034b204e88a554e__1722345180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/4e/35d4357aac2a9c572034b204e88a554e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
AN/APS-20 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)