Камикадзе
Камикадзе ( 神风 , произносится [камиꜜkaze] ; ' божественный ветер ' [2] или « духовный ветер » ) , официально Синпу Токубецу Когекитай ( 神風特別攻撃隊 , « Специальное атакующее подразделение Божественного ветра » ) , входили в состав японских специальных ударных подразделений военных лётчиков , которые совершали террористические атаки для Японской империи против союзников военно -морских сил . суда на завершающем этапе Тихоокеанской кампании Второй мировой войны , намереваясь уничтожать военные корабли более эффективно, чем обычными воздушными атаками. Во время войны погибло около 3800 пилотов- камикадзе погибло более 7000 военнослужащих , а в результате атак камикадзе . [3]
Самолеты- камикадзе представляли собой управляемые пилотом ракеты взрывного действия , специально построенные или переоборудованные из обычных самолетов. Пилоты пытались врезаться своими самолетами во вражеские корабли в так называемой «корпусной атаке» ( тай-атари ) на самолетах, загруженных бомбами, торпедами и/или другой взрывчаткой. Около 19% атак камикадзе оказались успешными. [3] Японцы считали цель нанести ущерб или потопить большое количество кораблей союзников справедливой причиной для атак террористов-смертников; камикадзе были более точными, чем обычные атаки, и часто наносили больший ущерб. Некоторые камикадзе все же смогли поразить цели даже после того, как их самолет был поврежден.
Нападения начались в октябре 1944 года, когда война выглядела для японцев все более мрачной. Они проиграли несколько важных сражений, многие из их лучших пилотов погибли, их самолеты устарели, и они потеряли господство в воздухе. страны Япония теряла пилотов быстрее, чем могла подготовить им замену, а промышленный потенциал уменьшался по сравнению с промышленным потенциалом союзников. Эти факторы, наряду с нежеланием Японии сдаваться, привели к использованию тактики камикадзе при продвижении союзных войск к японским островам .
Традиция смерти вместо поражения, плена и позора глубоко укоренилась в японской военной культуре; Одной из главных ценностей самурайской жизни и кодекса Бусидо была верность и честь до самой смерти. [4] [5] [6] [7] Помимо камикадзе , японские военные также использовали или планировали создание невоздушных японских специальных ударных подразделений, в том числе с участием Кайрю (подводные лодки), Кайтен (человеческие торпеды), скоростных катеров Синё и водолазов Фукурю .
Определение и происхождение
Японское слово камикадзе обычно переводится как «божественный ветер» ( ками — слово «бог», «дух» или «божественность», а казэ — «ветер»). Слово произошло от Макуракотоба из поэзии вака , модифицировавшего « Исэ ». [8] [ нужны разъяснения ] и используется с августа 1281 года для обозначения крупных тайфунов , которые разогнали монголо-корёский флот, вторгшийся в Японию под предводительством Хубилай-хана в 1274 и 1281 годах. [9] [10]
Японский моноплан, совершивший в 1937 году рекордный перелет из Токио в Лондон для газетной группы «Асахи» , получил название «Камикадзе» . Она была прототипом Mitsubishi Ki-15 («Бабс»). [11]
В японском языке формальный термин, используемый для подразделений, совершивших нападения террористов-смертников в 1944–1945 годах, - токубецу когэкитай ( 特別攻撃隊 ), что буквально означает «специальное атакующее подразделение». Обычно это сокращается до токкотай (特攻隊). В частности, отряды воздушных террористов-смертников Императорского флота Японии официально назывались синпу токубэцу когэки тай (神風特別攻撃隊, «специальные ударные отряды божественного ветра»). Синпу - это чтение ( онъёми или китайское произношение) тех же символов , что и кун-чтение ( кунъёми или японское произношение) камикадзе на японском языке. Во время Второй мировой войны произношение «камикадзе» использовалось в японской прессе лишь неофициально в отношении атак террористов-смертников, но после войны это использование получило признание во всем мире и было реимпортировано в Японию. [12]
История
Фон
До формирования отрядов камикадзе пилоты совершали преднамеренные аварии в крайнем случае, когда их самолеты получали серьезные повреждения и они не хотели рисковать попасть в плен или хотели нанести противнику как можно больший ущерб, поскольку они все равно терпели крушение. . Подобные ситуации происходили как в ВВС стран Оси, так и в ВВС союзников. Акселл и Кейс рассматривают эти самоубийства как «индивидуальные, импровизированные решения людей, морально готовых умереть». [13]
Один из примеров этого мог произойти 7 декабря 1941 года во время нападения на Перл-Харбор . [14] Самолет старшего лейтенанта Фусаты Ииды получил попадание и начал вытекать топливо, когда он, очевидно, использовал его для совершения самоубийственной атаки на военно-морскую авиабазу Канеохе . Перед взлетом он сказал своим людям, что, если его самолет будет серьезно поврежден, он врежется в «достойную вражескую цель». [15] В конце февраля 1942 года императорский штаб Японии впервые упомянул, что «человеческая бомба» или Тайатари уничтожила американский авианосец. Было объяснено, что этот термин, означающий «толчок тела», был практикой японских летчиков пикировать с полной загрузкой бомб на цель. [16] Другой возможный пример произошел в битве за Мидуэй , когда поврежденный американский бомбардировщик подлетел к мосту Акаги , но промахнулся. Во время морского сражения за Гуадалканал флагман США « Сан-Франциско » был сильно поврежден во время японской бомбардировки, когда большой двухмоторный японский средний бомбардировщик Mitsubishi G4M «Betty», загоревшийся от зенитного огня, скорее всего, намеренно разбился. в ее резервную боевую рубку, уничтожив почти все резервное командное оборудование флагмана. Большинство находившихся там офицеров и солдат, включая старшего офицера , были убиты или ранены. Этот де-факто удар камикадзе сильно изменил ход того, что должно было произойти во время печально известной битвы «Пятница 13-е» 12 часов спустя. [17] [18]
Авианосные бои 1942 года, особенно битва за Мидуэй, нанесли непоправимый ущерб Воздушной службе Императорского флота Японии (IJNAS), так что они больше не могли собирать большое количество авианосцев с хорошо обученными экипажами. [19] Японские планировщики предполагали быструю войну и не имели комплексных программ по возмещению потерь кораблей, пилотов и моряков. Битва за Мидуэй, кампания на Соломоновых островах (1942–1945) и кампания на Новой Гвинее (1942–1945) – особенно битвы при Восточных Соломоновых островах (август 1942 г.) и Санта-Крусе (октябрь 1942 г.) – уничтожили экипажи ветеранов IJNAS, и заменить их боевой опыт оказалось невозможным. [20]
В течение 1943–1944 годов войска США неуклонно продвигались в сторону Японии. Новые самолеты американского производства, особенно Grumman F6F Hellcat и Vought F4U Corsair , превзошли и вскоре превзошли по численности японские истребители. Тропические болезни, а также нехватка запасных частей и топлива все больше и больше затрудняли работу IJNAS. К битве в Филиппинском море (июнь 1944 г.) японцам пришлось довольствоваться устаревшими самолетами и неопытными авиаторами в борьбе с более подготовленными и более опытными летчиками ВМС США, которые осуществляли с радиолокационным наведением боевое воздушное патрулирование . Японцы потеряли более 400 палубных самолетов и пилотов в битве в Филиппинском море, фактически положив конец потенциалу своих авианосцев. Авиаторы союзников назвали эту акцию « Великой Марианской стрельбой по индейкам ».
19 июня 1944 года самолеты авианосца «Чиода» приблизились к оперативной группе США. По некоторым данным, двое совершили теракты-смертники, один из которых поразил авианосец « Индиана» . [21]
Важная японская база Сайпан пала перед войсками союзников 15 июля 1944 года. Ее захват обеспечил адекватные передовые базы, которые позволили ВВС США использовать Boeing B-29 Superfortress для нанесения ударов по японским островам. После падения Сайпана японское верховное командование предсказало, что союзники попытаются захватить Филиппины , стратегически важные для Токио из-за расположения островов между нефтяными месторождениями Юго-Восточной Азии и Японии.
Начало
Капитан Мотохару Окамура , руководивший базой Татеяма в Токио , а также базой 341-й авиагруппы, был, по некоторым данным, первым офицером, официально предложившим тактику нападения камикадзе . Вместе со своим начальством он организовал первые расследования вероятности и механизмов преднамеренных атак террористов-смертников 15 июня 1944 года. [22]
сообщило, В августе 1944 года информационное агентство Domei что летный инструктор по имени Такео Тагата готовил на Тайване пилотов для выполнения самоубийственных миссий. [23]
Один источник утверждает, что первый вылет камикадзе произошел 13 сентября 1944 года. Группа пилотов 31-й армейской истребительной эскадрильи на острове Негрос решила на следующее утро совершить теракт-смертник. [24] Были выбраны старший лейтенант Такеши Косаи и сержант . К двум истребителям были прикреплены две 100-килограммовые (220 фунтов) бомбы, и пилоты взлетели еще до рассвета, планируя врезаться в авианосцы. Они так и не вернулись, но нет никаких записей о том, что камикадзе в тот день поразил корабль союзников. [25]
По некоторым данным, 14 октября 1944 года военный корабль США « Рено» был сбит намеренно разбившимся японским самолетом. [26]
контр-адмиралу Масафуми Арима , командующему 26-й воздушной флотилией (входит в состав 11-го воздушного флота иногда приписывают камикадзе Изобретением тактики ). Арима лично возглавил атаку Mitsubishi G4M двухмоторного бомбардировщика «Эссекс» «Бетти» на большой авианосец класса , военный корабль США « Франклин» , недалеко от залива Лейте, примерно 15 октября 1944 года. Арима был убит, а часть самолета поразила Франклина . Японское высшее командование и пропагандисты ухватились за пример Аримы. повысили Его посмертно до вице-адмирала и официально признали виновным в совершении первой атаки камикадзе .
17 октября 1944 года союзные войска атаковали остров Сулуан , положив начало битве при заливе Лейте . 1-му воздушному флоту Императорского флота Японии, базирующемуся в Маниле , была поручена задача оказания помощи японским кораблям, которые попытаются уничтожить силы союзников в заливе Лейте. В составе этого подразделения был всего 41 самолет: 34 Mitsubishi A6M Zero палубных истребителя Nakajima B6N Tenzan («Джилл») («Зик»), три торпедоносца , один Mitsubishi G4M («Бетти») и два Yokosuka P1Y Ginga («Фрэнсис»). ) бомбардировщики наземного базирования и еще один самолет-разведчик. Задача, стоявшая перед японскими ВВС, казалась невыполнимой. Командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониши решил сформировать наступательные силы смертников — Специальное штурмовое подразделение. На встрече 19 октября на аэродроме Мабалакат (известном американским военным как авиабаза Кларк) недалеко от Манилы Ониси сказал офицерам штаба 201-й летной группы: «Я не думаю, что существует какой-либо другой надежный способ осуществить операции [по удержанию Филиппин], чем поставить 250-килограммовую бомбу на «Зеро» и позволить ему врезаться в американский авианосец, чтобы вывести его из строя на неделю».
Первый блок
Командующий Асаичи Тамаи попросил группу из 23 талантливых пилотов-студентов, всех которых он обучал, пойти добровольцами в специальные ударные силы. Все пилоты подняли обе руки, выражая готовность присоединиться к операции. Позже Тамаи попросил лейтенанта Юкио Сэки возглавить специальный ударный отряд. Говорят, что Секи закрыл глаза, опустил голову и подумал десять секунд, прежде чем сказать: «Пожалуйста, назначьте меня на этот пост». Секи стал 24-м -камикадзе выбранным пилотом . Позже он сказал: «Будущее Японии будет мрачным, если ей придется убить одного из своих лучших пилотов» и «Я пойду на эту миссию не ради Императора или Империи… Я пойду, потому что мне приказали». [27]
Названия четырех подразделений в составе камикадзе Специального ударного отряда были: Отряд Сикишима , Отряд Ямато , Отряд Асахи и Отряд Ямадзакура . [28] Эти имена были взяты из патриотической предсмертной поэмы « Сикишима но Ямато-гокоро во хито товаба, асахи ни ниу ямадзакура бана» японского ученого-классика Мотоори Норинаги . [29] Стихотворение гласит:
Если кто-то спросит о духе Ямато [Духе Старой/Истинной Японии] Сикишимы [поэтическое название Японии] – это цветы ямадзакуры [горной вишни ], благоухающие в Асахи [восходящем солнце].
Менее буквальный перевод [30] является:
На вопрос о душе Японии,
Я бы сказал
что это
Как цветущая дикая вишня
Светится на утреннем солнце.
Ониси, обращаясь к этому отряду, сказал им, что их благородство духа убережет родину от разрушения даже в случае поражения. [31]
Залив Лейте: первые атаки
Несколько атак террористов-смертников, совершенных во время вторжения в Лейте японскими пилотами из подразделений, не являющихся Специальными ударными силами, были названы первыми атаками камикадзе . Рано утром 21 октября 1944 года японский самолет намеренно врезался в фок-мачту тяжелого крейсера HMAS Australia . [32] Этот самолет, возможно, был пикирующим бомбардировщиком Aichi D3A неопознанного подразделения Воздушной службы Императорского флота Японии. [32] или Mitsubishi Ki-51 6-й летной бригады ВВС Императорской армии Японии . [33] В результате нападения погибли 30 человек личного состава, в том числе капитан крейсера Эмиль Дешане , и были ранены 64 человека, в том числе командующий австралийскими силами коммодор Джон Коллинз . [32] Официальная австралийская история войны утверждала, что это было первое нападение камикадзе на корабль союзников. Другие источники с этим не согласны, поскольку это не было запланированной атакой со стороны члена специального ударного отряда, а, скорее всего, было предпринято по собственной инициативе пилота. [32]
Затопление океанского буксира USS Sonoma 24 октября упоминается в некоторых источниках как первое судно, погибшее в результате удара камикадзе , но атака произошла до первой миссии Специального ударного отряда (25 октября), и использованный самолет был Mitsubishi G4M не использовался в составе первых четырех специальных штурмовых эскадрилий.
25 октября 1944 года во время битвы при заливе Лейте Специальный ударный отряд камикадзе . выполнил свою первую миссию Пять A6M Zero под командованием лейтенанта Секи были сопровождены к цели ведущим японским асом Хироёси Нисидзавой , где они атаковали несколько авианосцев сопровождения . One Zero попытался ударить по мостику военного корабля США «Киткун Бэй» , но вместо этого взорвался на портовом мостике и покатился в море. Двое других нырнули в авианосец Фэншоу Бэй , но были уничтожены зенитным огнем. Последние двое, в том числе и Секи, бежали на авианосце USS White Plains . Однако Секи под шквальным огнем и дымом прервал атаку на Уайт-Плейнс и вместо этого повернул в сторону военного корабля США « Сент-Ло» , нырнув в кабину экипажа, где его бомба вызвала пожар, в результате которого взорвался магазин с бомбой, затопив авианосец. [34]
К концу дня 26 октября 55 камикадзе из Специального ударного отряда также повредили три крупных авианосца сопровождения: USS Sangamon , Santee и Suwannee (которые нанес удар камикадзе накануне впереди кормового лифта); и три меньших эскорта: USS White Plains , Kalinin Bay и Kitkun Bay . Всего было подбито семь авианосцев, а также 40 других кораблей (5 потоплено, 23 тяжело повреждено и 12 средне повреждено).
Основная волна атак
За первыми успехами, такими как затопление военного корабля США « Сент-Ло », последовало немедленное расширение программы, и в течение следующих нескольких месяцев такие атаки совершили более 2000 самолетов.
Когда Япония начала подвергаться интенсивным стратегическим бомбардировкам со стороны самолетов Boeing B-29 Superfortress , японские военные попытались использовать атаки смертников против этой угрозы. Зимой 1944–45 годов в северном полушарии IJAAF сформировала 47-й авиационный полк, также известный как Специальное подразделение Синтен ( Синтэн Сэйку Тай ) на аэродроме Наримасу, Нерима, Токио , для защиты столичного региона Токио . Подразделение было оснащено истребителями Nakajima Ki-44 Shoki («Тодзё»), пилотам которых было приказано столкнуться с ВВС США приближающимися к Японии B-29 (USAAF). Нацеливание на самолеты оказалось гораздо менее успешным и практичным, чем атаки на военные корабли, поскольку бомбардировщики создавали гораздо более быстрые, маневренные и меньшие по размеру цели. B-29 также имел грозное оборонительное вооружение, поэтому для успеха атак террористов-смертников на B-29 требовались значительные навыки пилотирования, что противоречило самой цели использования одноразовых пилотов. Даже поощрение способных пилотов катапультироваться до удара было неэффективным, поскольку жизненно важный персонал часто погибал, когда они неправильно рассчитывали время выхода, и в результате погибал.
11 марта американский авианосец USS Randolph был сбит и умеренно поврежден на атолле Улити на Каролинских островах камикадзе , пролетевшим почти на 4000 км (2500 миль) от Японии в ходе миссии под названием «Операция Тан № 2» . 20 марта подводная лодка USS Devilfish пережила попадание самолета недалеко от Японии.
специальные камикадзе Также строились , в отличие от переоборудованных истребителей и пикирующих бомбардировщиков. Прапорщик Мицуо Ота предложил разработать пилотируемые планерные бомбы , которые базовый самолет будет нести в пределах досягаемости целей. Первое военно-морское авиационно-техническое бюро ( Кугишо ) в Йокосуке усовершенствовало идею Оты. Yokosuka MXY-7 Ohka Самолеты с ракетными двигателями , запускаемые с бомбардировщиков, впервые использовались в атаках камикадзе в марте 1945 года. Американский персонал дал им насмешливое прозвище « Бомбы Бака » ( бака по-японски означает «идиот» или «глупый»). Nakajima Ki-115 Tsurugi представлял собой простой, легко монтируемый винтовой самолет с деревянным планером, в котором использовались двигатели из существующих запасов. Его неубирающееся шасси было выброшено вскоре после взлета для совершения самоубийственной миссии, восстановлено и использовано повторно. Устаревшие самолеты, такие как учебно-тренировочные бипланы Yokosuka K5Y, также были переоборудованы в камикадзе . В 1945 году японские военные начали накапливать запасы Tsurugi , Yokosuka MXY-7 Ohka, других самолетов и лодок-смертников. для использования против союзных войск, которые, как ожидается, вторгнутся в Японию. Вторжения так и не произошло, и немногие из них когда-либо использовались. [35]
Оборонительная тактика союзников
В начале 1945 года командующий авиатором ВМС США Джон Тач , уже известный разработкой эффективной воздушной тактики против японцев, такой как Thach Weave , разработал оборонительную стратегию против камикадзе, названную « большим синим одеялом », чтобы установить господство союзников в воздухе на значительном расстоянии от авианосца. сила. Это рекомендовало боевые воздушные патрули (CAP), которые были крупнее и действовали дальше от авианосцев, чем раньше, линию пикетных эсминцев и эскортных эсминцев на расстоянии не менее 80 км (50 миль) от основных сил флота, чтобы обеспечить более ранний радиолокационный перехват и улучшенные возможности боевого воздушного патрулирования (CAP). координация действий офицеров истребительного направления на авианосцах. Этот план также предусматривал круглосуточное патрулирование истребителей над флотами союзников. Последний элемент включал интенсивные бомбардировки японских аэродромов истребителями и бомбардировку японских взлетно-посадочных полос с использованием бомб замедленного действия, что усложняло ремонт. [36]
В конце 1944 года Британский Тихоокеанский флот (BPF) использовал высотные характеристики своих Supermarine Seafires (морская версия Spitfire) для боевого воздушного патрулирования. Seafires участвовали в отражении атак камикадзе во время высадки на Иводзиме и за ее пределами. Лучшим днем для «Сифайров» стал 15 августа 1945 года, когда они сбили восемь штурмовиков при единой потере.
Пилоты союзников были более опытными, лучше обученными и командовали более совершенными самолетами, что делало плохо обученных пилотов- камикадзе легкой мишенью. США Одна только оперативная группа быстрых авианосцев могла бы задействовать более 1000 истребителей. Пилоты союзников научились уничтожать самолеты противника до того, как они нанесут удар по кораблям.
Артиллеристы союзников начали разрабатывать методы отражения атак камикадзе . Легкое скорострельное зенитное оружие, такое как 20-мм автопушки Oerlikon, по-прежнему было полезно, хотя предпочтение отдавалось 40-мм Bofors , и хотя их высокая скорострельность и быстрая подготовка оставались преимуществом, им не хватало мощности, чтобы уничтожить приближающегося камикадзе. на корабле, который они защищали. [37] Было установлено, что тяжелые зенитные орудия, такие как пушка калибра 5"/38 (127 мм), были наиболее эффективными, поскольку имели достаточную огневую мощь для уничтожения самолетов на безопасном расстоянии от корабля, что было предпочтительнее, поскольку даже сильно поврежденный камикадзе смогли достичь своей цели. [37] [38] Скоростные «Оки» представляли собой очень сложную проблему для зенитного огня, поскольку их скорость чрезвычайно затрудняла управление огнем . К 1945 году стало доступно большое количество зенитных снарядов с радиочастотными неконтактными взрывателями , в среднем в семь раз более эффективных, чем обычные снаряды, и ВМС США рекомендовали их использование против камикадзе атак .
Заключительный этап
Пик частоты атак камикадзе пришелся на апрель – июнь 1945 года во время битвы за Окинаву . 6 апреля 1945 года волны самолетов совершили сотни атак в рамках операции «Кикусуи» («Плавающие хризантемы»). [39] На Окинаве атаки камикадзе были сосредоточены сначала на эсминцах союзников, дежуривших в пикетах , а затем на авианосцах в середине флота. В результате атак террористов-смертников с самолетов и катеров на Окинаве затонуло или выведено из строя не менее 30 военных кораблей США. [40] и как минимум три торговых судна США , [41] наряду с некоторыми представителями других союзных войск. В результате атак было использовано 1465 самолетов. Многие военные корабли всех классов были повреждены, некоторые серьезно, но ни один авианосец, линкор или крейсер не был потоплен камикадзе на Окинаве. Большинство потерянных кораблей были эсминцами или меньшими судами, особенно теми, которые несли патрульную службу. [40] Эсминец USS Laffey получил прозвище «Корабль, который не умрет» после того, как во время этого боя пережил шесть атак камикадзе и четыре попадания бомб. [42]
Американские авианосцы с деревянными полетными палубами, судя по всему, понесли больший ущерб от попаданий камикадзе , чем бронепалубные авианосцы Британского Тихоокеанского флота . Американские авианосцы также понесли значительно более тяжелые потери в результате ударов камикадзе ; например, 389 человек были убиты в результате одной атаки на военный корабль США «Банкер-Хилл» , что больше, чем общее число погибших на всех шести бронетранспортерах Королевского флота от всех форм атак за всю войну. Банкер-Хилл и Франклин оба были сбиты (в случае Франклина - пикирующим бомбардировщиком, а не камикадзе ) во время проведения операций с полностью заправленными и вооруженными самолетами, замеченными на палубе для взлета, что является чрезвычайно уязвимым состоянием для любого авианосца. Восемь попаданий камикадзе по пяти британским авианосцам привели к гибели всего 20 человек, в то время как в общей сложности 15 попаданий бомб, большая часть которых весила 500 кг (1100 фунтов) или больше, и одно попадание торпеды в четыре авианосца привело к 193 смертельным случаям в начале войны - поразительно доказательство защитной ценности бронированной кабины экипажа. [43] [44]
Устойчивость хорошо бронированных судов была продемонстрирована 4 мая, сразу после 11:30, когда прошла волна атак террористов-смертников на британский Тихоокеанский флот. Один японский самолет совершил крутое пикирование с «большой высоты» на авианосец HMS Formidable и был атакован зенитными орудиями. [45] Хотя камикадзе был обстрелян, ему удалось сбросить бомбу, которая взорвалась на кабине экипажа, образовав воронку длиной 3 м (10 футов), шириной 0,6 м (2 фута) и глубиной 0,6 м (2 фута). Длинный стальной осколок пронзил ангарную палубу и главную котельную (где он разорвал паропровод), прежде чем остановиться в топливном баке возле авиапарка, где и начался крупный пожар. Восемь человек были убиты и 47 ранены. Один «Корсар» и 10 «Грумман Мстителей» были уничтожены. Пожары постепенно удалось взять под контроль, а воронку на палубе заделать бетоном и стальными пластинами. К 17:00 «Корсары» смогли высадиться. 9 мая «Грозный» снова был поврежден камикадзе , а также авианосец « Викториус » и линкор « Хау » . Британцам удалось очистить кабину экипажа и возобновить полеты всего за несколько часов, в то время как их американским коллегам потребовалось несколько дней или даже месяцев, как заметил офицер связи ВМС США на HMS Indefatigable, который прокомментировал: «Когда камикадзе поражает американский авианосец, это означает шесть месяцев ремонта в Перл-Харборе . Когда камикадзе нападает на авианосца Лайми, это просто случай: «Подметальные машины, возьмите метлы».
Двухмоторные самолеты иногда использовались в атаках камикадзе . Например, средние бомбардировщики Mitsubishi Ki-67 Hiryū («Пегги»), базировавшиеся на Формозе, совершали атаки камикадзе на силы союзников у Окинавы, а пара тяжелых истребителей Kawasaki Ki-45 Toryu («Ник») нанесла достаточный ущерб для Эсминец USS Dickerson будет затоплен. Последний потопленный корабль в войне, «Флетчер» эсминец класса USS Callaghan , находился на радиолокационном пикете у Окинавы, когда его сбил устаревший биплан Yokosuka K5Y, изготовленный из дерева и ткани .
О действиях летчиков-камикадзе против Красной Армии в период советско-японской войны 1945 года практически ничего не известно. В период с 9 августа по 2 сентября 1945 года было зафиксировано несколько авиаударов с участием летчиков-камикадзе. 18 августа японский Ки-45 под управлением лейтенанта Йоширы Циохары атаковал танкер в порту Владивостока. Самолет был сбит, пилот погиб. Выяснилось, что у него есть приказ атаковать самый большой танкер Владивостока, а в случае неудачи – протаранить самый большой дом в городе. [ нужна ссылка ] советский тральщик КТ-152 был потоплен В этот же день в ходе Шумшуского сражения . Предполагается, что на него напал камикадзе . [46] [47] [48] В середине августа японские военные планировали отправить из Японии в Корею группу из 30 летчиков -камикадзе для атаки на советские военные корабли, однако японское руководство решило сдаться, и операция была отменена.
Камикадзе действовали и против наземных частей Красной Армии. 10 августа трое камикадзе атаковали танковую колонну 20-й гвардейской танковой бригады. Десантникам удалось сбить два штурмовика, а третий врезался в танк. В течение 12–13 августа 14 японских самолетов, в том числе камикадзе , атаковали танки 5-го гвардейского танкового корпуса. Советская истребительная авиация, сумевшая уничтожить три самолета противника, и зенитная артиллерия, потерявшая два самолета. [ нужны разъяснения ] участвовал в отражении воздушных налетов. Девять камикадзе разбились, не поразив цели. Ущерб от этих атак был незначительным.
17 августа командование Квантунской армии приказало своим частям сдаться, но часть летчиков не подчинилась, и атаки японской авиации продолжились. 18 августа были атакованы колонны 20-й и 21-й танковых бригад. Камикадзе обменяли шесть своих самолетов на танк и пару машин. Камикадзе также летали в одиночку. 18 августа несколько машин пополнения боеприпасов с боеприпасами для БМ-13. [ нужны разъяснения ] были уничтожены камикадзе в районе Таоань. Личный состав не пострадал, так как им удалось уклониться от рейда. 19 августа девять самолетов совершили налет на танки 21-й гвардейской танковой бригады. Семь самолетов было сбито, но два самолета прорвались; один танк был уничтожен, а другой поврежден. О налете автор книги «Танкер на иностранной машине» Д. Лоза вспоминает, что колонну атаковали шесть японских самолетов, которые повредили один танк «Шерман» и уничтожили медицинскую машину. Японское командование приказало взять под охрану склады оружия и снять винты с самолетов на аэродромах, чтобы остановить эти вылеты. Предположительно, в августе 1945 года камикадзе совершили более 50 терактов-смертников против Советской Красной Армии. Именно такое количество самолетов японцы отнесли к «прочим потерям». В целом авиаудары камикадзе оказались неэффективными и практически не оказали никакого влияния на Красную Армию во время советско-японской войны. [49] [50] [51]
Вице-адмирал Матоме Угаки , командующий 5-м воздушным флотом IJN, базирующимся на Кюсю, участвовал в одной из последних атак камикадзе на американские корабли 15 августа 1945 года, через несколько часов после объявления Японии о капитуляции. [52]
19 августа 1945 года 11 молодых офицеров под командованием младшего лейтенанта Хитоси Имада, прикомандированных к 675-му Маньчжурскому отряду, в сопровождении двух своих бойцов-женщин: [ нужны разъяснения ] покинул аэродром Дайкосан и совершил последнюю воздушную атаку террориста-смертника против одного из советских бронетанковых подразделений, вторгшихся в Маньчжурию, известного как Специальный ударный корпус Синсю Фуметсу (яп. 神州不滅特別攻撃隊), [53] [54] [55] [56] последние нападения камикадзе были зафиксированы 20 августа 1945 года. [57] Вскоре после этого основные силы японской армии начали сдавать оружие, Императора согласно радиопередаче . Советско-японская война и Вторая мировая война подошли к концу.
На момент капитуляции у японцев на родных островах было более 9000 самолетов, доступных для атак камикадзе , и более 5000 уже были специально оборудованы для атак террористов-смертников, чтобы противостоять запланированному либо американскому, либо советскому вторжению. [58]
Эффекты
По мере приближения конца войны союзники не понесли более серьезных и значительных потерь, несмотря на то, что у них было гораздо больше кораблей и они столкнулись с большей интенсивностью атак камикадзе . Несмотря на то, что в 1945 году авианосцы США понесли одни из самых тяжелых потерь (особенно потому, что Банкер-Хиллу не повезло попасть под удар заправленных топливом и вооруженных самолетов на палубе), IJN пожертвовал 2525 пилотами- камикадзе , а IJAAF - 1387, не потопив ни одного авианосца. крейсера или линкоры. Это было намного больше, чем IJN потерял в 1942 году, когда он потопил или вывел из строя три авианосца США (хотя и без значительных потерь). В 1942 году, когда кораблей ВМС США было мало, временное отсутствие ключевых военных кораблей в зоне боевых действий сковывало оперативные инициативы. Однако к 1945 году ВМС США были достаточно большими, чтобы поврежденные корабли можно было отправить домой для ремонта, не нанося существенного ущерба боеспособности флота. Единственными надводными потерями США стали авианосцы сопровождения, эсминцы и более мелкие корабли, которым не хватало броневой защиты или способности выдерживать тяжелые повреждения. В целом, камикадзе не смогли переломить ход войны и остановить вторжение союзников.
Хотя на бумаге может показаться, что в ходе атак камикадзе и камикадзе на Окинаву удалось потопить только небольшие корабли, такие как эсминцы, в действительности все обстоит иначе. В рейдах камикадзе часто участвовали истребители сопровождения и обычные бомбардировщики, пилотируемые опытными авиаторами, которые не были предназначены для нанесения ударов-смертников. Эти скоординированные группы, такие как та, которая проложила путь обычным бомбардировщикам для успешного нанесения ударов по авианосцу «Франклин» , имели решающее значение. Фактически, три крупных авианосца — «Франклин» , «Банкер-Хилл» и «Энтерпрайз» — были настолько сильно повреждены атаками камикадзе , что были выведены из строя до конца войны.
Для японцев это мало чем отличалось от их потопления с оперативной точки зрения. На каждом из сильно поврежденных авианосцев были уничтожены десятки самолетов, которые на этом этапе войны невозможно было сбить никаким японским войскам в воздушном бою или с помощью зенитных средств. Франклин потерял 59 самолетов, Банкер-Хилл потерял 78 самолетов, а Энтерпрайз потерял 25 самолетов в результате японских атак, которые положили конец войне для них. Только на этих трех авианосцах было потеряно больше самолетов (не считая многочисленных других успешных ударов по другим авианосцам союзников во время битвы за Окинаву), чем Соединенные Штаты потеряли за всю битву за Мидуэй. «Франклин» и «Банкер-Хилл» также были первыми и третьими по величине погибших на затонувших или поврежденных авианосцах США во Второй мировой войне и были единственными авианосцами класса «Эссекс» , которые никогда не служили на действительной военной службе после Второй мировой войны, в то время как «Энтерпрайз» был законсервирован вскоре после мировой войны. II, несмотря на то, что все трое прошли ремонт в Соединенных Штатах. Многие другие военные корабли, превосходящие эсминцы, были настолько сильно повреждены, что они также были выведены из строя до конца войны и выведены из эксплуатации вскоре после Второй мировой войны. [59] [60] [61] [62]
Японские камикадзе были настолько безжалостны на Окинаве, что флагманы командующего Пятым флотом Соединенных Штатов адмирала Рэймонда А. Спруэнса были поражены два раза ( Индианаполис пострадал в марте, и ему пришлось уйти на ремонт, что вынудило его перебраться в Нью-Мексико , что также было хит в мае). оперативной группы быстрого авианосца Командир вице-адмирал Марк Митчер и его начальник штаба коммодор Арли Берк находились в нескольких ярдах от того, чтобы быть убитыми или ранеными камикадзе на его флагманском корабле «Банкер-Хилл» , в результате чего погибли три штабных офицера Митчера и одиннадцать его рядовых сотрудников, а также были уничтожены. его каюта под флагом вместе со всей его униформой, личными документами и имуществом. Митчера « Всего через три дня новый флагманский корабль Энтерпрайз» также был атакован камикадзе , что вынудило его снова сменить флагман. [63]
Позже Спруэнс писал об эффективности камикадзе :
Это мой второй опыт нападения самолета-смертника на борт моего корабля, и я видел, как рядом со мной попали еще четыре корабля. Самолет-смертник – очень эффективное оружие, которое нельзя недооценивать. Я не верю, что кто-то, кто не побывал в зоне ее действий, сможет реализовать ее потенциал против кораблей. Это противоположная крайность тому, как многие тяжелые бомбардировщики нашей армии бомбят безопасно и неэффективно из верхних слоев атмосферы. [64]
Сразу после ударов камикадзе авианосцы британского флота с их бронированными кабинами восстановились быстрее, чем их американские коллеги . Послевоенный анализ показал, что некоторые британские авианосцы, такие как HMS Formidable, получили структурные повреждения, в результате которых они были списаны как не подлежащие экономическому ремонту. Послевоенная экономическая ситуация в Великобритании сыграла свою роль в решении не ремонтировать поврежденные авианосцы, в то время как даже серьезно поврежденные американские авианосцы, такие как USS Bunker Hill, были отремонтированы, хотя затем после Второй мировой войны они были законсервированы или проданы как излишки без повторного ввода в эксплуатацию. услуга.
Точное количество затонувших кораблей является предметом споров. Согласно сообщению японской пропаганды времен войны, в ходе этих миссий был потоплен 81 корабль и повреждено 195, а по японским подсчетам, атаки камикадзе составили до 80% потерь США на заключительном этапе войны на Тихом океане. В книге 2004 года « Вторая мировая война » историки Уиллмотт, Кросс и Мессенджер заявили, что более 70 американских судов были «потоплены или повреждены, не подлежащие ремонту» камикадзе . [65]
По данным Обзора стратегических бомбардировок США, с октября 1944 года до конца войны было совершено 2550 вылетов «Камикадзе», из которых только 475 (или 18,6%) достигли попадания или опасного попадания. Были повреждены боевые корабли всех типов, в том числе 12 авианосцев, 15 линкоров, 16 легких и эскортных авианосцев. Однако ни один корабль крупнее эскортного авианосца не был потоплен. Было потоплено около 45 кораблей, основную часть которых составляли эсминцы. Для Соединенных Штатов потери вызвали такую обеспокоенность, что более 2000 самолето-вылетов B-29 были перенаправлены с атак на японские города и промышленные предприятия на нанесение ударов по аэродромам камикадзе на Кюсю. [58]
Согласно веб-странице ВВС США :
Приблизительно 2800 нападавших -камикадзе потопили 34 корабля ВМФ, повредили еще 368, убили 4900 моряков и ранили более 4800. Несмотря на радиолокационное обнаружение и сигналы, воздушный перехват, истощение и массированные зенитные заграждения, 14 процентов камикадзе выжили и поразили корабль; почти 8,5 процентов всех кораблей, пострадавших от камикадзе, затонули. [66]
Австралийские журналисты Денис и Пегги Уорнер в книге 1982 года, написанной совместно с японским военно-морским историком Садао Сэно ( «Священные воины: Легионы самоубийц Японии »), привели в общей сложности 57 кораблей, потопленных камикадзе . Билл Гордон, американский японовед , специализирующийся на камикадзе , в статье 2007 года перечисляет 47 кораблей, о которых известно, что они были потоплены самолетами -камикадзе . Гордон говорит, что в составе «Уорнерс» и «Сено» было десять кораблей, которые не затонули. Он перечисляет:
- три авианосца сопровождения: USS St. Lo , USS Ommaney Bay и USS Bismarck Sea.
- 14 эсминцев, включая последний потопленный корабль, USS Callaghan 29 июля 1945 года у Окинавы.
- три быстроходных транспортных корабля
- пять Десантный Корабль, Танк
- Четыре средних десантных корабля
- три средних десантных корабля (ракеты)
- один вспомогательный танкер
- три корабля Победы
- три корабля Либерти
- два скоростных тральщика
- один Аук тральщик класса
- один охотник за подводными лодками
- два ПТ катера
- два десантных корабля поддержки
Набор персонала
В то время японские войска утверждали, что в отрядах самоубийц было много добровольцев. Капитан Мотохару Окамура прокомментировал, что «добровольцев для самоубийственных миссий было так много, что он называл их рой пчел», пояснив: «Пчелы умирают после того, как ужалили». [67] Окамуре приписывают то, что он был первым, кто предложил атаку камикадзе . Он выразил желание возглавить добровольческую группу террористов-смертников примерно за четыре месяца до того, как адмирал Такидзиро Ониси , командующий японскими военно-воздушными силами на Филиппинах, представил эту идею своему штабу. Пока вице-адмирал Сигэру Фукудоме , командующий вторым воздушным флотом, инспектировал 341-ю авиагруппу, капитан Окамура воспользовался случаем, чтобы высказать свои соображения по поводу тактики аварийного пикирования:
В нашей нынешней ситуации я твердо убежден, что единственный способ повернуть войну в нашу пользу — это прибегнуть к ударам с пикированием с помощью нашей авиации. Другого пути нет. Для этого шанса спасти нашу страну добровольцев будет более чем достаточно, и мне хотелось бы возглавить такую операцию. Предоставьте мне 300 самолетов, и я переломю ход войны. [68]
Когда добровольцы прибыли на службу в корпус, людей было в два раза больше, чем самолетов. «После войны некоторые командиры выражали сожаление по поводу того, что позволяли лишним экипажам сопровождать вылеты, иногда протискивались на борт бомбардировщиков и истребителей, чтобы подбодрить пилотов-смертников, и, похоже, присоединялись к ликованию по поводу потопления большого вражеского судна». Многие пилоты- камикадзе считали, что их смерть заплатит их долг и покажет их любовь к своим семьям, друзьям и императору. «Многие пилоты с минимальной подготовкой были настолько готовы принять участие в самоубийственных миссиях, что, когда их вылеты были отложены или прерваны, пилоты впадали в глубокое уныние. Многие из тех, кто был выбран для участия в миссии по уничтожению тел, описывались как чрезвычайно блаженные непосредственно перед своим последним полетом. вылазка». [69]
Однако научно обоснованное исследование 2000 писем пилотов, не прошедших цензуру, показало, что пилоты откровенно выражали множество эмоций наедине. Обычно они заявляли о своей решимости умереть, защищая Родину, и благодарили своих школьных учителей, родителей, братьев и сестер и друзей за их самоотверженную преданность. Хотя большинство пилотов не были женаты (средний возраст составлял 19 лет), некоторые молодые отцы оставили любящие наставления своим молодым женам и детям, как жить хорошо, а другие выразили воспоминания о безответной любви или горе умирать молодыми. [70]
Со временем современные критики поставили под сомнение националистическое изображение пилотов -камикадзе как благородных солдат, готовых пожертвовать своей жизнью ради страны. В 2006 году Цунео Ватанабэ , главный редактор Yomiuri Shimbun , раскритиковал прославление японскими националистами атак камикадзе : [71] [72] [73]
Это все ложь, которую они оставили, исполненные храбрости и радости, крича: «Да здравствует император !» Они были овцами на бойне. Все смотрели вниз и шатались. Некоторые не могли встать, и солдаты технического обслуживания несли их и заталкивали в самолеты.
Обучение
Когда вы устраните все мысли о жизни и смерти, вы сможете полностью игнорировать свою земную жизнь. Это также позволит вам сконцентрировать свое внимание на уничтожении врага с непоколебимой решимостью, одновременно укрепляя свои навыки полета.
— Отрывок из руководства для пилотов- камикадзе , [74]
Обучение пилотов Токкотай , как описывает Такео Касуга, [75] как правило, «состояло из невероятно напряженных тренировок в сочетании с жестокими и мучительными телесными наказаниями в качестве повседневной рутины». Обучение теоретически длилось тридцать дней, но из-за американских налетов и нехватки топлива могло продлиться до двух месяцев.
Дайкичи Ирокава, проходивший обучение на военно-морской авиабазе Цучиура, вспоминал, что его «наносили настолько сильные и частые удары по лицу, что [его] лицо стало невозможно узнать». Он также написал: «Меня ударили так сильно, что я больше не мог видеть, и я упал на пол. В ту же минуту, когда я встал, меня снова ударили дубинкой, чтобы я признался». Эту жестокую «тренировку» оправдывали идеей, что она привит «солдатский боевой дух», но ежедневные избиения и телесные наказания уничтожили патриотизм среди многих пилотов. [76]
Мы старались жить со 120-процентной интенсивностью, а не ждать смерти. Мы читаем и читаем, пытаясь понять, почему нам пришлось умереть в возрасте двадцати с небольшим лет. Мы чувствовали, как часы приближаются к нашей смерти, каждый звук часов сокращает нашу жизнь.
Ирокава Дайкичи, Дневники камикадзе: размышления японских студентов-солдат
Пилотам было дано руководство, в котором подробно описывалось, как им следует думать, готовиться и атаковать. В этом руководстве пилотам предписывалось «достичь высокого уровня духовной подготовки» и «поддерживать [свое] здоровье в самом лучшем состоянии». Эти инструкции, среди прочего, были предназначены для того, чтобы морально подготовить пилотов к смерти. [74]
также В руководстве для пилота токкотай объяснялось, как пилот может повернуть назад, если он не может обнаружить цель, и что пилот «не должен тратить [свою] жизнь легкомысленно». Один пилот, выпускник Университета Васэда , который постоянно возвращался на базу, был застрелен после своего девятого возвращения. [77]
В руководстве было очень подробно описано, как пилоту следует атаковать. Пилот пикировал к своей цели и «целился в точку между башней мостика и дымовыми трубами». Попадание в дымовую трубу также было названо «эффективным». Пилотам было приказано целиться не в башню мостика авианосца, а в лифты или кабину экипажа. При горизонтальных атаках пилот должен был «прицеливаться в середину судна, немного выше ватерлинии» или «прицеливаться во вход в авиационный ангар или в нижнюю часть штабеля», если первое было слишком сложно. [74]
пилотам В руководстве пилота токкотай предписывалось никогда не закрывать глаза, так как это снизит шансы поразить цель. В последние минуты перед катастрофой пилот должен был кричать « хиссацу » (必殺), что переводится как «верное убийство» или «непременно тонуть». во все горло [74]
Культурный фон
В 1944–45 годах военные лидеры США изобрели термин « государственный синтоизм » как часть Синтоистской директивы , чтобы отличить идеологию японского государства от традиционных синтоистских практик. С течением времени, как утверждали американцы, синтоизм все чаще использовался для пропаганды националистических настроений. В 1890 году был принят Императорский рескрипт об образовании , согласно которому студенты должны были ритуально произносить клятву «мужественно предлагать себя государству » , а также защищать императорскую семью . Высшим предложением было отдать свою жизнь. Для меня было честью умереть за Японию и Императора . Акселл и Касе отметили: «Дело в том, что бесчисленные солдаты, моряки и пилоты были полны решимости умереть, чтобы стать эйрей , то есть «духами-хранителями» страны... Многие японцы считали, что быть погребенным в Ясукуни было особая честь, потому что Император посещал храм, чтобы отдать дань уважения, Ясукуни - единственный храм, обожествляющий простых людей, который Император посещал, чтобы выразить свое почтение». [67] Молодым японцам с раннего возраста прививали эти идеалы.
После начала тактики камикадзе в газетах и книгах публиковались рекламные объявления, статьи и рассказы о террористах-смертниках, чтобы помочь в вербовке и поддержке. В октябре 1944 года газета «Ниппон Таймс» процитировала лейтенанта Секио Нисину: «Дух Специального ударного корпуса — это великий дух, который течет в крови каждого японца… Сокрушительное действие, которое одновременно безошибочно убивает врага и самого себя, называется Специальная атака... Каждый японец способен стать членом специального атакующего корпуса». [78] Издатели также разыгрывали идею о том, что камикадзе были закреплены в Ясукуни, и публиковали преувеличенные истории о храбрости камикадзе – существовали даже сказки для маленьких детей, пропагандирующие камикадзе . Представитель министерства иностранных дел Тошиказу Касе сказал: «В штаб-квартире [в Токио] было принято делать ложные объявления о победе, совершенно игнорируя факты, а ликующая и самодовольная публика им верила». [79]
Хотя многие истории были фальсифицированы, некоторые из них были правдой, например история Кию Исикавы, который спас японский корабль, когда он врезался в свой самолет торпедой американской подводной лодкой , выпущенной . Сержант-майор был посмертно произведён императором в подпоручики и закреплён в храме Ясукуни . [80] Подобные истории, которые показывали, какую похвалу и почет производит смерть, побуждали молодых японцев идти добровольцами в Специальный ударный корпус и вселяли в молодежь желание умереть как камикадзе .
Церемонии проводились перед тем, как пилоты- камикадзе отправились на свою последнюю миссию. Камикадзе делили церемониальные чашки с сакэ или водой, известные как «мидзу-но сакадзуки». Многие армейские офицеры- камикадзе взяли с собой мечи, а пилоты ВМФ (как правило) — нет. Камикадзе , как и всем японским авиаторам , летавшим над недружественной территорией, выдавали (или покупали, если они были офицерами) пистолет Намбу , с помощью которого они могли покончить с собой, если рисковали попасть в плен. Как и все военнослужащие армии и флота, камикадзе носили сеннинбари — «пояс из тысячи стежков», подаренный им их матерями. [81] Они также сочиняли и читали поэму о смерти – традиция, идущая от самураев , которые делали это перед совершением сеппуку . Летчики несли молитвы от своих семей и были награждены боевыми наградами . Камикадзе . сопровождали другие пилоты, в задачу которых входило охранять их на пути к месту назначения и докладывать о результатах Некоторые из этих пилотов сопровождения, такие как пилот Зеро Тосимицу Имаидзуми, позже были отправлены на свои собственные камикадзе . миссии [81]
Хотя общепринято считать, что добровольцы массово записывались на миссии камикадзе , также утверждалось, что широкое принуждение и давление со стороны сверстников при вербовке солдат для жертвоприношений применялось . Их мотивы в «волонтерстве» были сложными и касались не только патриотизма или прославления своих семей. Интервью из первых рук с выжившими камикадзе и пилотами сопровождения показали, что ими двигало желание защитить свои семьи от предполагаемых зверств и возможного вымирания от рук союзников. Они считали себя последней защитой. [81]
По крайней мере, один из этих пилотов был призванным корейцем с японским именем, принятым в соответствии с довоенным постановлением Соши-каймэй , которое обязывало корейцев брать японские личные имена. [82] Одиннадцать из 1036 пилотов- камикадзе IJA , погибших в вылетах с Чирана и других японских авиабаз во время битвы за Окинаву, были корейцами.
Говорят, что молодые пилоты, участвовавшие в миссиях камикадзе, часто летали на юго-запад от Японии над горой Каймон высотой 922 м (3025 футов) . Гору также называют «Сацума Фудзи» (имеется в виду гора, похожая на гору Фудзи , но расположенная в регионе провинции Сацума ). Пилоты-самоубийцы оглянулись и увидели гору, самую южную на материковой части Японии, попрощались со своей страной и приветствовали гору. Жители острова Кикаисима , к востоку от Амами Осима , рассказывают, что пилоты отрядов самоубийц сбрасывали цветы с воздуха, отправляясь на свое последнее задание.
Пилоты- камикадзе, не сумевшие выполнить свои задачи (из-за механических неисправностей, перехвата и т. д.), подвергались стигматизации в послевоенные годы. Эта стигма начала уменьшаться примерно через 50 лет после войны, когда ученые и издатели начали распространять истории выживших. [83]
Некоторые японские военнослужащие критиковали эту политику. Такие офицеры, как Минору Генда , Тадаси Минобе и Ёсио Сига, отказались подчиняться этой политике. командир атаки камикадзе . Они сказали, что первым делом к выполнению задачи должен приступить [84] [85] Некоторые люди, подчинявшиеся этой политике, такие как Киёкума Окадзима, Сабуро Синдо и Иёдзо Фудзита, также критиковали эту политику. [86] [87] Сабуро Сакаи сказал: «Мы никогда не смели подвергать сомнению приказы, сомневаться в авторитете, делать что-либо, кроме немедленного выполнения всех команд нашего начальства. Мы были автоматами, которые подчинялись, не задумываясь». [88] Тэцузо Ивамото отказался участвовать в атаке камикадзе, поскольку считал, что задача летчиков-истребителей — сбивать самолеты. [89]
Фильм
- Сайго-но Токкотай [90] (最後の特攻隊, «Последний камикадзе» на английском языке), выпущенный в 1970 году, продюсер Тоэй , режиссер Джунья Сато , в главных ролях Кодзи Цурута , Кен Такакура и Шиничи Тиба
- Тоэй также снял биографический фильм о Такидзиро Ониси в 1974 году под названием Ā Kessen Kōkūtai. [91] («Ах, Кейсацу Аиртай, отец камикадзе» на английском языке), режиссер Косаку Ямасита .
- «Кокпит» — антология короткометражных фильмов, в которых есть фильм о -камикадзе. пилоте
- Масами Такахаси, Последние свидетельства камикадзе пилотов-самоубийц времен Второй мировой войны (Уотертаун, Массачусетс: Документальные образовательные ресурсы , 2008)
- Риса Моримото, Крылья поражения (Гарриман, Нью-Йорк: New Day Films , 2007)
- Оре ва, кими но тамэни косо (2007, «Для тех, кого мы любим» на английском языке) [92] )
- Нападение на Тихий океан - Камикадзе (2007), режиссер Таку Синдзё (Оригинальное название: «Я умру за тебя» Оре ва, Кими но Таме ни Косо Шини ни Ику )
- «Вечный ноль» (永遠の0 Eien no Zero) — фильм 2013 года режиссёра Такаси Ямазаки по одноименному роману 2006 года Наоки Хякуты .
- «Годзилла минус один» (ゴジラ, Годжира Майнасу Ван ), фильм 2024 года, также снятый Такаши Ямадзаки, действие которого происходит во франшизе «Годзилла» , рассказывает о - дезертире камикадзе Коити Сикисиме, который встречает монстра Годзиллу в послевоенной Японии .
См. также
- Воздушный таран
- Банзай заряд
- Чиранский музей мира для пилотов-камикадзе
- Kampfgeschwader 200 § Самоубийственные и околосмертные миссии
- Список специальных ударных подразделений класса «воздух-поверхность» Императорской японской армии
- Список специальных ударных подразделений класса «воздух-поверхность» Императорского флота Японии
- Список кораблей, поврежденных атакой камикадзе
- Эскадрилья Леонидаса
- Человеческая торпеда
- Рёдзи Уэхара
- теракты 11 сентября
- Шинпуренское восстание
- Эльбское особое командование
- Самоубийство пилота
- Орудие самоубийства
Ссылки
Примечания
- ^ Bunker Hill CV-17 , NavSource Online: Архив фотографий авианосца
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 171. ИСБН 9780850451634 .
- ^ Jump up to: а б Залога, Стив (2011). Камикадзе: японское специальное боевое оружие 1944–45 . Новый Авангард. Издательство Оспри. п. 12 . ISBN 978-1849083539 .
- ^ Дэвид Пауэрс, « Япония: не капитулировать во Второй мировой войне »
- ^ Джон В. Дауэр , Война без пощады: раса и сила в войне на Тихом океане, стр. 1, 216. ISBN 039450030X
- ^ Харуко Тая Кук и Теодор Ф. Кук, Япония в войне: устная история, с. 264 ISBN 1565840143
- ^ Мейрион и Сьюзи Харрис, Солдаты Солнца: Взлет и падение Императорской японской армии, с. 413 ISBN 0394569350
- ^ Используется как «Камикадзе-но» в Манъёсю , Том I, стихотворение 163, Том IV, стихотворение 500 и т. д.
- ^ Акселл, Альберт (2002). Японские боги-самоубийцы . Лондон: Pearson Education. п. ix. ISBN 978-0582772328 .
- ^ « камикадзе Происхождение » . Интернет-словарь этимологии . 11 декабря 2015 г.
- ^ Дженкинс, Дэвид (1992). Боевая поверхность! Подводная война Японии против Австралии 1942–44 . Милсонс-Пойнт, Новый Южный Уэльс, Австралия: Random House Australia. п. 122. ИСБН 0091826381 .
- ^ Портер, Эдгар А.; Портер, Ран Ин (2017), « Я умру с удовольствием» , Японские размышления о Второй мировой войне и американской оккупации , Amsterdam University Press, стр. 120–126, ISBN 978-94-6298-259-8 , JSTOR j.ctt1pk3jj7.13 , получено 8 апреля 2024 г.
- ^ Аксель, стр. 34, 40–41
- ^ Мулеро, Алексис Р. (7 декабря 2001 г.). «Фусата Иида: первый пилот «Камикадза» Второй мировой войны» . База морской пехоты на Гавайях, Корпус морской пехоты США . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Аксель, стр. 44.
- ↑ The Shanghai Sunday Times, 1 марта 1942 г., стр. 1.
- ^ МакКэндлесс, Брюс (ноябрь 1958 г.). «История Сан-Франциско» . Слушания . 84 (11).
- ^ «Интервью Джона Э. Беннета по устной истории, 5 февраля 1994 г. и 6 февраля 1994 г.» . Проверено 30 августа 2023 г. - из коллекции рукописей Университета Восточной Каролины.
- ^ Анализ Военно-морского колледжа США, стр. 1; Паршалл и Талли, «Разбитый меч» , стр. 416–430.
- ^ Питти, Санберст , стр. 176–86; Эрик Бергеруд, «Огонь в небе» , с. 668.
- ^ Боевые элиты: Камикадзе : 9, 12
- ^ «Отец камикадзе: AnimEigo» . анимеigo.com .
- ^ Аксель, стр. 40–41
- ^ Толанд, с. 568
- ^ Джон Толанд , Восходящее солнце: упадок и падение Японской империи 1936–1945, с. 568
- ^ ww2pacific.com, 2004, «Вторая мировая война в Тихом океане: атаки японских смертников на море». Архивировано 13 апреля 2020 года в Wayback Machine . По состоянию на 1 августа 2007 г.
- ^ Аксель, стр. 16.
- ^ Иван Моррис , Благородство неудачи: трагические герои в истории Японии , с. 289 Холт, Райнхарт и Уинстон, 1975 г.
- ^ Иван Моррис, Благородство неудачи: трагические герои в истории Японии , стр. 289–290 Холт, Райнхарт и Уинстон, 1975 г.
- ^ «Мотоори Норинага: ученый-врач, любивший цветущую вишню» , The East. Архивировано 11 января 2009 г. в Wayback Machine , Vol. XXVI №, 1
- ^ Иван Моррис, Благородство неудачи: трагические герои в истории Японии , стр. 284 Холт, Райнхарт и Уинстон, 1975
- ^ Jump up to: а б с д Николс, Роберт (2004). «Первая атака камикадзе?» . Военное время (28). Австралийский военный мемориал. Архивировано из оригинала 2 октября 2009 года . Проверено 15 августа 2010 г.
- ^ Ричард Л. Данн, 2002–2005, «Первые камикадзе? Нападение на HMAS Австралия - 21 октября 1944 года» (j-aircraft.com) . Дата доступа: 20 июня 2007 года. Если пилот был из 6-й летной бригады, то, вероятно, это был либо лейтенант Морита, либо сержант Итано, вылетевший из Сан-Хосе, Миндоро .
- ^ Толанд, с. 567
- ^ «Японский биплан Ки-9» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ Билл Кумбс (1995). «Божественный ветер. Секретное оружие Японии – атаки смертников-камикадзе» . rwebs.net . Архивировано из оригинала 28 сентября 2006 года.
- ^ Jump up to: а б «HyperWar: Краткое описание действий ПВО – Атаки смертников [Глава 2]» . www.ibiblio.org .
- ^ ДиДжулиан, Тони (сентябрь 2006 г.). «Соединенные Штаты Америки 20 мм/70 (0,79 дюйма) марок 2, 3 и 4» . navweaps.com . Проверено 25 февраля 2007 г.
- ^ Кеннеди, Максвелл Тейлор: Час опасности, История военного корабля США «Банкер-Хилл» и пилота -камикадзе , который покалечил ее , Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 2008 г. ISBN 978-0743260800
- ↑ Американский торговый флот на войне (веб-сайт), 2006, «Хронологический список кораблей США, затонувших или поврежденных в 1945 году». Архивировано 25 марта 2017 года на Wayback Machine. Дата доступа: 1 декабря 2007 года.
- ^ «Военный корабль США Лаффи» . Патриотс-Пойнт Военно-морской музей . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ «История и технологии – Ущерб камикадзе американским и британским авианосцам» . navweaps.com .
- ^ Полмар, Авианосцы .
- ^ Сидней Дэвид Уотерс, 1956, Королевский флот Новой Зеландии , Отделение исторических публикаций, Веллингтон. С. 383–384. Дата обращения: 1 декабря 2007 г.
- ^ "Смертники и полусмертники против Красной Армии" (in Russian). Archived from the original on 13 January 2020 . Retrieved 7 October 2022 .
- ^ «Камикадзе: Советское наследие» . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ О'Нил 1988 , стр. 292.
- ^ "Японские летчики-камикадзе против Красной Армии в 1945 году" (in Russian) . Retrieved 7 October 2022 .
- ^ «Советское вторжение в Маньчжурию привело к величайшему поражению Японии» . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ «Советское вторжение в Маньчжурию: застать Японию врасплох» . 4 октября 2016 г. Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ Хойт, Последний камикадзе .
- ^ «Специальный ударный отряд «Бессмертный Синсю», который совершил теракт-смертник после окончания войны. Там также была женщина. Какие мысли они оставили после себя?» (на японском языке) Проверено 7 октября 2022 г. .
- ^ «Бессмертный спецназ Шэньчжоу» (на японском языке, 20 октября 2002 г.). Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ «Памятник Специальному штурмовому отряду Синсю Бессмертный (Сэтагая Каннондзи)» (на японском языке) , дата обращения 7 октября 2022 г. .
- ^ «Последний полет: почему одна молодая японка присоединилась к своему мужу-летчику в миссии камикадзе?» . Майнити Дейли Ньюс . 24 августа 2022 г. Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ "Японские летчики-камикадзе против Красной Армии в 1945 году" . Retrieved 7 October 2022 .
- ^ Jump up to: а б Обзор стратегических бомбардировок США , сводный отчет, архивировано 25 августа 2003 г. в Wayback Machine , Тихоокеанская война, Вашингтон, округ Колумбия, 1 июля 1946 г., стр. 70–71.
- ^ «Доокинавские камикадзе» . Национальный музей военно-морской истории и наследия ВМС США . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Адская прелюдия на Окинаве» . Военно-морской институт США. Апрель 2005 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Список потерь ВМС США за рубежом – май 1945 г.» . Авиационные археологические исследования и исследования . Проверено 30 августа 2023 г. За уничтоженные самолеты из Банкер Хилл и Энтерпрайз .
- ^ «Список потерь ВМС США за рубежом – март 1945 г.» . Авиационные археологические исследования и исследования . Проверено 30 августа 2023 г. За уничтоженные самолеты Франклина .
- ^ «H-048-1: Нападение камикадзе на флагманы США у Окинавы» . Командование военно-морской истории и наследия США . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Адмирал Спрюэнс рассказывает об атаке камикадзе на его флагманский корабль, Нью-Мексико (BB-40)» . Командование военно-морской истории и наследия США . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Уиллмотт, [ нужна страница ] .
- ^ Халлион, Ричард П. (1999). «Точное оружие, проецирование силы и революция в военном деле» . Офис исторических исследований ВВС США. Архивировано из оригинала 5 мая 2009 года . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Аксель, стр. 35.
- ^ Иногути, Рикихей (1958). Божественный ветер . Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 139.
- ^ Аксель, стр. 40.
- ^ ван дер Дус-Исикава, Лули (2015). «Спорные воспоминания о камикадзе и саморепрезентации молодежи Токко-тай в их доме посланий». В Хуке, Г.Д. (ред.). Раскопки силы памяти в Японии . Том. 27. Лондон: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Великобритания. стр. 50–84. дои : 10.1080/09555803.2015.1045540 . ISBN 978-1138677296 . S2CID 216150961 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Субботний профиль; Теневой сёгун выходит на свет, чтобы изменить Японию» . Нью-Йорк Таймс . 11 февраля 2006 г. Проверено 15 февраля 2007 г.
- ^ «Издатель встревожен японским национализмом» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 10 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2006 г. Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ «Они пережили стигму» . Лос-Анджелес Таймс . 25 сентября 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Советы японским летчикам-камикадзе во время Второй мировой войны» . Хранитель . 7 сентября 2009 года . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Онуки-Тирни, Эмико (2006). Дневники камикадзе: размышления японских студентов-солдат . Издательство Чикагского университета . стр. 175 . ISBN 978-0226619507 . Выдержка на веб-сайте University of Chicago Press.
- ^ Онуки-Тирни [ нужна страница ]
- ^ Онуки-Тирни, Эмико (2007). Дневники камикадзе: размышления японских студентов-солдат . Издательство Чикагского университета. п. 10. ISBN 978-0226620923 . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Аксель, стр. 36.
- ^ Аксель, стр. 38, 41, 43
- ^ Аксель, стр. 41.
- ^ Jump up to: а б с Кинг, Дэн (июль 2012 г.). «4 Имаидзуми». Последний истребитель нуля: рассказы японских военно-морских пилотов времен Второй мировой войны .
- ^ «Интернационал: «Японский герой» возвращается домой» . Индус . 22 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 г.
- ↑ Los Angeles Times , «Они пережили стигму» (25 сентября 2004 г.). Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Генри Сакаида, Клинок Генды (японский), Nekopublishing, стр. 376
- ^ Ватанабэ Ёдзи, Токко Кёхи Но Исёку Шудан Суисеясютай (японский), Кодзинся, стр. 104–08
- ^ Икари Ёсиро, Сидэнкай Но Рокуки (японский), Кодзинша, стр. 197–99
- ^ Мару Сайкё Сэнтоки Сидэнкай (японский), Кодзинша, стр. 162.
- ^ Аллан Р. Миллетт, Уильямсон Мюррей, Том 3 «Военная эффективность» , издательство Кембриджского университета , стр. 34
- ^ Ивамото Тецузо, Зеро-сен Гекицуи-О Кё-но-вадай-ша. ISBN 487565121X .
- ^ «Сайго-но Токотай (1970) » IMDB . 20 апреля 2009 г.
- ^ «Отец камикадзе (1974)» . IMDB . 1 июня 2007 г.
- ^ что знает (12 мая 2007 г.). «Ore wa, kimi no tame ni koso shini ni iku (2007) – IMDb» . IMDB .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Библиография
- Акселл, Альберт; Хидеаки, Касе (2002). Камикадзе: японские боги-самоубийцы . Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 058277232X .
- Браун, Дэвид (1990). Боевые элиты: Камикадзе . Нью-Йорк: Галерея книг. ISBN 978-0831726713 .
- Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN 0143-5450 .
- Кинг, Дэн (2012). Последний истребитель «Нулевой истребитель»: рассказы японских военно-морских пилотов времен Второй мировой войны . Калифорния: Пасифик Пресс. ISBN 978-1468178807 .
- Хойт, Эдвин П. (1993). Последний камикадзе . Прегер. ISBN 0275940675 .
- Иногути, Рикихей; Накадзима, Тадаши; Пино, Роджер (1959). Божественный ветер . Лондон: Hutchinson & Co. (Publishers) Ltd.
- Милло, Бернар (1971). Божественный гром: Жизнь и смерть камикадзе . Макдональд. ISBN 0356038564 . ОСЛК 8142990 .
- О'Нил, Ричард (1988). Отряды самоубийц (на японском языке). Перевод Ёсио Масуда. Издательство Касуми. ISBN 978-4876022045 .
- Паршалл, Джонатан Б., Талли, Энтони П. (2005). Расколотый меч . Вашингтон: Потомакские книги. ISBN 978-1574889239
- Питти, Марк Р. (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации, 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1591146643
- Онуки-Тирни, Эмико . (2006). Дневники камикадзе: размышления японских студентов-солдат. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226619507
- Шефталл, Мордехай Г. (2005). Цветы на ветру: Человеческое наследие камикадзе . НАЛ Калибр. ISBN 0451214870 .
- Толанд, Джон (1970). Восходящее солнце: упадок и падение Японской империи, 1936–1945 гг . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ОСЛК 105915 .
- Уиллмотт, HP; Кросс, Робин; Мессенджер, Чарльз (2004). Вторая мировая война . Лондон: Дорлинг Киндерсли. ISBN 0756605210 .
- Залога, Стивен (2011). Камикадзе: японское специальное боевое оружие 1944–45 . Скопа. ISBN 978-1849083539 .
Дальнейшее чтение
- Онуки-Тирни, Эмико (2002). Камикадзе, цветение сакуры и национализм: милитаризация эстетики в японской истории . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226620916 .
- Рилли, Робин Л. (2010). Атаки камикадзе во время Второй мировой войны: полная история японских ударов самоубийц по американским кораблям с помощью самолетов и других средств . МакФарланд. ISBN 978-0786446544 .
- Стерн, Роберт (2010). Огонь с неба: Как пережить угрозу камикадзе . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1591142676 .
- Рэгг, Дэвид (2011). «10. Камикадзе». Тихоокеанская военно-морская война, 1941–1945 гг . Ручка и меч Морской . стр. 143–154. ISBN 978-1848842830 .
Внешние ссылки
- Камикадзе
- 1944 год в Японии.
- 1945 год в Японии.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны
- Битва при заливе Лейте
- Императорский флот Японии
- Японская кампания
- Япония во Второй мировой войне
- Японские авиаторы
- Военная история Японии во время Второй мировой войны.
- Убийства-самоубийства
- Оружие смертников времен Второй мировой войны в Японии
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные с преднамеренными катастрофами