Военный корабль США « Уайт Плейнс » (CVE-66)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2021 г. ) |
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Военный корабль США « Уайт Плейнс » |
Тезка | Битва на Белых равнинах |
Строитель | Кайзер Верфи |
Заложен | 11 февраля 1943 г. |
Запущен | 27 сентября 1943 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 ноября 1943 г. |
Выведен из эксплуатации | 10 июля 1946 г. |
пораженный | 1 июля 1958 г. |
Судьба | Продан на металлолом 29 июля 1958 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Касабланка класса Эскортный авианосец |
Смещение | 10 400 тонн |
Длина | 512 футов 3 дюйма (156,13 м) в целом |
Луч | 65 футов 2 дюйма (19,86 м), максимальная ширина 108 футов (33 м) |
Черновик | 22 фута 6 дюймов (6,86 м) |
Движение |
|
Скорость | 19,3 узла (35,7 км/ч) |
Диапазон | 10 240 миль (18 960 км) при 15 узлах (28 км/ч) |
Дополнить |
|
Вооружение | 1 5 дюймов (127 мм) / 38 калибра пушка двойного назначения , 12 40-мм орудий Bofors (6 × 2), 20 20-мм пушек Oerlikon (20 × 1) |
Самолет перевезен | 24 |
Послужной список | |
Часть: | Тихоокеанский флот США (1943–1946), Атлантический резервный флот (1946–1958) |
Операции: | Битва за Сайпан , Битва при заливе Лейте , Операция «Ковер-самолет». |
Награды: |
USS White Plains (CVE-66) — «Касабланка» типа эскортный авианосец ВМС США . Она была названа в честь битвы на Уайт-Плейнсе в 1776 году .
Он был заложен 11 февраля 1943 года в Ванкувере, штат Вашингтон , компанией Kaiser Shipbuilding Company , Inc. по контракту Морской комиссии (корпус MC 1103) как Elbour Bay (ACV-66) ; переименован в Уайт-Плейнс 3 апреля 1943 г.; переименован в CVE-66 15 июля 1943 г.; спущен на воду 27 сентября 1943 г.; спонсируется г-жой Марком А. Митчером ; доставлен ВМФ 15 ноября 1943 года в Астории, штат Орегон ; и в тот же день вступил в строй под командованием капитана Оскара А. Веллера.
История обслуживания
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]USS White Plains завершил дооснащение в Астории, штат Орегон , 4 декабря 1943 года, а затем 8 декабря приступил к тренировкам. По завершении первого круиза военный корабль вошел в Сан-Диего 21 декабря . 30 декабря он вернулся в море, направляясь к островам Гилберта . Она прибыла на атолл Тарава 11 января 1944 года и разгрузила перевезенный ею самолет. 17 января корабль вернулся на остров Оаху и через шесть дней прибыл в Перл-Харбор. После четырехдневного перерыва « Уайт-Плейнс» снова взяли курс на центральную часть Тихого океана, чтобы обеспечить авиационную логистическую поддержку операции на Маршалловых островах . К тому времени, когда он достиг Таравы 3 февраля, незащищенный атолл Маджуро был оккупирован, а японский гарнизон на атолле Кваджалейн был практически подавлен. На следующий день она отправилась в Маджуро, куда прибыла 5 февраля. Оттуда авианосец сопровождения направился в Кваджалейн с кратким визитом, а затем направился обратно на Гавайи . Белые равнины ненадолго остановился на острове Оаху продолжил путь к западному побережью , а затем 23 февраля . Она прибыла в Аламеду, штат Калифорния , в заливе Сан-Франциско 3 марта.
Находясь у западного побережья, « Уайт-Плейнс» проводила оперативную подготовку своей корабельной роты и квалификацию авианосцев для трех авиаэскадрилий. В апреле она сформировала собственное постоянно закрепленное авиационное подразделение Composite Squadron 4 (VC-4), состоящее из 16 Grumman F4F Wildcat истребителей и 12 самолетов-торпедоносцев Grumman TBM Avenger . Он покинул западное побережье с военно-морской базы Сан-Диего 24 апреля и прибыл в Перл-Харбор 1 мая. В течение следующего месяца Уайт-Плейнс проводили воздушные операции и тренировку десантной поддержки из Перл-Харбора.
В конце мая « Уайт-Плейнс» вышли из порта вместе с частями оперативной группы, собранными для вторжения на Марианские острова . Часть флота, содержащая Уайт-Плейнс, вылетела с атолла Эниветок , и во время перехода оттуда к Марианским островам ее самолеты обеспечивали противолодочное патрулирование и часть боевого воздушного патрулирования . Во время штурма Сайпана ее самолеты продолжали прикрывать флот от атак подводных лодок и авиации, обстреливали пляжи и фиксировали артиллерийский обстрел кораблей поддержки. Они помогли отразить как минимум три крупные воздушные атаки противника. 17 июня, помогая отбивать эти налеты, ее зенитчики добились первого уверенного поражения. Позже VC-4 Avengers успешно торпедировали вражеский транспорт во время зачистки острова Рота .
Военный корабль США « Уайт Плейнс» покинул зону боевых действий 2 июля, но после недели в Эниветоке вернулся на Марианские острова со своей авиационной эскадрильей, увеличенной в общей сложности до 28 самолетов. Во время своего второго дежурства на Марианских островах авианосец сопровождения поддерживал штурм Тиниана в конце июля. Ее самолеты совершали вылет за вылетом в поддержку войск на берегу и над собравшимися кораблями, но сама Уайт-Плейнс не подверглась атакам противника. Ее плотный график полетов оказался изнурительным как для авиаэскадрильи, так и для корабельной роты.
Она завершила свое участие в первую неделю августа, покинула Марианские острова и направилась в Эспириту-Санто на Новых Гебридских островах . Она прибыла в пролив Сегонд 16 августа и начала подготовку к вторжению на острова Палау . Эти приготовления включали учения по поддержке десанта на Соломоновых островах . « Уайт-Плейнс» и десять других авианосцев подошли к Палаусу во вторую неделю сентября. Их самолеты обеспечивали часть предпосадочной бомбардировки и поддержку войск после штурма 15 сентября. В отличие от кампании на Марианских островах и более поздних операций, Палаус, хотя и был чрезвычайно трудным для войск на берегу, не оказал большого сопротивления кораблям в водах, окружающих острова. Воздушных атак противника не произошло, поскольку японцы использовали свою авиацию для защиты Филиппин , а в результате новой стратегической концепции глубокоэшелонированной обороны Японии на некотором расстоянии от пляжей несколько береговых батарей были расположены достаточно близко к побережью, чтобы огонь по кораблям. 21 сентября Уайт-Плейнс присоединился к силам, выделенным в ходе операции Палау по оккупации атолла Улити , который, ко всеобщему облегчению, оказался незащищенным.
Битва при заливе Лейте
[ редактировать ]
В октябре 1944 года после ремонта на военно-морской базе на острове Манус на островах Адмиралтейства военный корабль США « Уайт Плейнс» взял курс на вторжение на Филиппины в Лейте . Первый штурм продолжился 20 октября. Авиация из Уайт-Плейнс обеспечивала воздушную поддержку войск и противолодочную оборону, а также боевое воздушное патрулирование кораблей, собранных в заливе Лейте . Однако из-за стратегической важности Филиппин, которые лежали на пути их сообщения с Ост-Индией , японцы предпочли противостоять высадке своим надводным флотом. Они начали свою наземную контратаку в три отдельных этапа. В то время как ложный отряд авианосцев под командованием адмирала Дзисабуро Одзавы двинулся на юг от Японии, пытаясь отвести Третий флот Хэлси и крупные авианосцы, силы под командованием вице-адмиралов Сёдзи Нисимура и Киёхидэ Сима попытались форсировать пролив Суригао с юга, а вице-адмиралы Сёдзи Нисимура и Киёхидэ Сима попытались форсировать пролив Суригао с юга, а Центральные силы адмирала Такео Куриты пытались пробраться через Центральные Филиппины и пройти через, как мы надеемся, неохраняемую территорию. Пролив Сан-Бернардино . Центральные силы, безусловно, самые сильные из задействованных флотов противника, состояли из пяти линкоров , включая огромные суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси» , 11 тяжелых крейсеров , двух легких крейсеров и 19 эсминцев . К тому времени, когда 25 октября центральные силы Куриты покинули пролив Сан-Бернардино, в их составе было четыре тяжелых крейсера и линкор «Мусаси» . Три тяжелых крейсера стали жертвами атак американских подводных лодок в проливе Палаван 23 октября, а Мусаси и Мёко стали жертвами воздушных атак оперативной группы 38 в море Сибуян на следующий день . Мусаси там затонул, а Мёко , тяжело поврежденный, направился обратно в Брунейский залив . Кроме того, в ночь с 24 на 25 октября старые линкоры вице-адмирала Ольдендорфа в заливе Лейте уничтожили силы Нисимуры и заставили Симу собираться.
Тем временем, после того как адмирал Хэлси получил информацию о том, что потрепанные Центральные силы начали отход, ложным силам Одзавы наконец удалось отвлечь американские авианосцы на север. Однако ретроградное движение Куриты оказалось лишь временным, и он снова изменил курс и направился обратно к проливу Сан-Бернардино. Когда Ольдендорф перегруппировал свои военные корабли в заливе Лейте, а Хэлси преследовал японского флота авианосцы , только три оперативные группы, состоящие из эскортных авианосцев, эсминцев и эскортных эсминцев, остались у острова Самар между Куритой и заливом Лейте. Военный корабль США «Уайт Плейнс » входил в состав « Тэффи-3 », самой северной из трех оперативных групп и той, которая приняла на себя основной удар надводного нападения Куриты. «Тэффи-3», которым командовал контр-адмирал Клифтон Спрэг , впервые узнал о присутствии Куриты, когда в 06:37 пилот обычного воздушного патруля заметил оперативную группу Куриты и атаковал ее глубинными бомбами. Контр-адмирал Спрэг скептически отнесся к присутствию японского флота и потребовал проверки личности, что, к моему разочарованию, произошло, когда противник . мачты линкоров в виде пагод Из- за горизонта вырисовывались
«Ямато» открыла огонь в 06:59 с ориентировочной дальности 34 500 ярдов (17 морских миль), нацелившись на Уайт-Плейнс своими первыми четырьмя залпами. Ямато Третий залп приземлился с близкого расстояния в 07:04. Один снаряд из этого залпа взорвался под поворотом левого трюма Уайт- Плейнс возле шпангоута 142, возле ее кормового (правого борта) машинного отделения. Хотя корабль не пострадал напрямую, минный эффект взрыва под килем серьезно повредил его корпус, вывел из строя механизмы правого борта и отключил большую часть автоматических выключателей в его электрической сети. Оперативное и эффективное устранение повреждений восстановило электроэнергию и связь в течение трех минут, и она смогла оставаться в строю, увеличив скорость левого двигателя в качестве компенсации. Черный дым, возникший в результате внезапной потери давления воздуха на входе в котел, убедил Ямато и Нагато (которая в то время также вела огонь из своей главной батареи по Уайт-Плейнс ), что они добились прямого попадания и перенесли огонь на другие цели. [ 1 ] В течение следующих двух с половиной часов японские войска преследовали «Тэффи-3» на юг и подвергли авианосцы сопровождения и их контратакующее прикрытие артиллерийской канонаде. Боевые самолеты авианосцев сопротивлялись, даже совершая маневры по японским кораблям, чтобы замедлить скорость продвижения кораблей после израсходования всех бомб, торпед и боеприпасов. Во время контратак авианосцы «Джонстон» , «Хоэл » и «Сэмюэл Б. Робертс» были потоплены обстрелом. Позже военный корабль США Gambier Bay также был потоплен в результате обстрела, а USS Fanshaw Bay , USS Kalinin Bay , Dennis и Heermann получили тяжелые повреждения.
На надводной фазе боя Уайт-Плейнс зафиксировал расчёт 5-дюймовых орудий шесть попаданий в тяжёлый крейсер «Чокай» . [ 2 ] Первоначально считалось, что одно из этих попаданий привело торпеды «Чокай» Тип 93 «Длинное копье» к взрыву , нанеся вред Чокаю и сделав его уязвимым для атак с воздуха. Однако обнаружение в 2019 году НИС «Буревестник» затонувшего корабля «Чокай» с неповрежденными торпедами опровергло эту теорию. [ 3 ] Позже Чокай был потоплен самолетами залива Оммани (CVE-79) , эскортного авианосца Таффи-2. обездвиживающие подробном отчете Хагуро говорится, что повреждения Чокая В возникли в результате попадания бомбы в 08:51. [ 4 ]
Японские надводные силы прекратили преследование с 09:12 до 09:17 и, некоторое время слоняясь в явном замешательстве, отошли на север, к проливу Сан-Бернардино. Однако отступление надводных сил Куриты не положило конец испытаниям Уайт Плейнс и ее товарищей по военным кораблям. После 90-минутной передышки они подверглись преследованиям с другой стороны. В 10:50 появился отряд из девяти истребителей ВМС Японии «Зеке» и начал одновременную камикадзе атаку . Двое из них назвали Уайт-Плейнс своей жертвой. Ее зенитчики ответили ударом, поразив одного из злоумышленников, который немедленно изменил курс и врезался в военный корабль США « Сент-Ло» , который в конечном итоге затонул. Другой самолет продолжил свой путь в сторону Уайт-Плейнс , но ее зенитные орудия, наконец, сбили его в нескольких ярдах за кормой, разбросав обломки по всей палубе и бортам корабля, но причинив лишь 11 относительно небольших потерь. [ 5 ] Тем временем авианосцы USS Kitkun Bay и USS Kalinin Bay также пострадали от аварий камикадзе , но ни одно из них не оказалось смертельным для авианосцев. Эта атака стала последним боевым действием USS White Plains . Она направилась на военно-морскую базу Манус вместе с другими уцелевшими авианосцами и прибыла 31 октября. После проверки повреждений было решено, что потрепанный эскортный авианосец должен вернуться в США для полного ремонта. Соответственно, она вылетела из Мануса 6 ноября и направилась на западное побережье и прибыла в гавань Сан-Диего 27 ноября; ремонт начался сразу.
Готовый снова к действию, военный корабль США « Уайт Плейнс» вышел из Сан-Диего 19 января 1945 года. Однако опасения по поводу затянувшихся последствий повреждения корпуса и оборудования, полученных в Самаре, не позволили ему оказаться на линии фронта, и ему было поручено переправлять запасные самолеты из свои заводы в Соединенных Штатах на базы в западной части Тихого океана на оставшуюся часть войны. В последние месяцы войны Уайт-Плейнс посетили Кваджалейн, Голландию (ныне известную как Джаяпура), Улити, Сайпан, Гуам , Лейте и Перл-Харбор . В прошлом все они были местами крупных боевых действий, но к этому времени они превратились в тыловые районы. Самый близкий подход к боевым действиям Уайт-Плейнс после битвы у Самара произошел сразу после высадки десанта на Окинаве в апреле 1945 года, когда он приблизился на расстояние 100 миль от острова, чтобы запустить две эскадрильи истребителей F4U Corsair Корпуса морской пехоты для несения службы с авиабазы на этом большом острове.
Послевоенный
[ редактировать ]Окончание боевых действий в середине августа застало военный корабль США « Уайт Плейнс» на пути из Перл-Харбора на западное побережье . Она прибыла в Сан-Педро, Калифорния , 22 августа, но вскоре переехала в Сан-Диего. Оттуда она вернулась в западную часть Тихого океана 6 сентября, чтобы начать операцию «Ковер-самолет» , доставляя американских бойцов домой из Тихоокеанского театра военных действий . Двадцать дней спустя она прибыла в залив Бакнер на Окинаве, где погрузила более 800 пассажиров для путешествия в Соединенные Штаты. 28 сентября он направил свой нос на восток и взял курс через Перл-Харбор на Сан-Диего. « Уайт-Плейнс» вошел в гавань Сан-Диего 16 октября и высадил пассажиров. После девяти дней пребывания в порту он отправился в Перл-Харбор и остановился там лишь ненадолго 1 ноября, прежде чем отправиться в обратный путь на Западное побережье. Военный корабль посетил Сан-Франциско на пять дней с 7 по 12 ноября, а затем снова направился через Тихий океан. Он вошёл в порт Гуама на Марианских островах 27 ноября, погрузил пассажиров и 30 ноября отправился в обратный путь. Уайт Плейнс прибыла в Сиэтл, штат Вашингтон , 14 декабря 1945 года. Она оставалась там до 30 января 1946 года, когда она отправилась в путешествие через Панамский канал и Норфолк, штат Вирджиния , в Бостон, штат Массачусетс . « Уайт-Плейнс» вошли в Бостонскую гавань 17 февраля 1946 года, а затем начали подготовку к выводу из эксплуатации.
USS White Plains был выведен из эксплуатации 10 июля 1946 года и поставлен на стоянку Атлантического резервного флота в Бостоне . Она оставалась в резервном флоте 12 лет. 12 июня 1955 года он был переименован в авианосец общего назначения ( CVU-66 ). Наконец, 1 июля 1958 года ее имя было исключено из Регистра военно-морских судов. 29 июля она была продана компании Hyman Michaels в Чикаго на слом.
Награды
[ редактировать ]Уайт Плейнс заработала пять боевых звезд во время Второй мировой войны , а также награду Президента и Президента Филиппинской Республики за участие в битве у Самара.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лундгрен, Роберт (23 октября 2014 г.). Чудо света : Что на самом деле произошло у Самара, стр. 29-36 . ООО «Нимбл Букс». ISBN 978-1-608-88046-1 .
- ^ Хорнфишер, Джеймс Д. (2005). Последняя битва моряков из консервных банок : Необыкновенная история звездного часа ВМС США во Второй мировой войне, стр.308-310 . Петух. ISBN 978-0-553-38148-1 .
- ^ IJN Chokai , получено 22 марта 2021 г.
- ^ Лундгрен | п. 184
- ^ Смит, Питер С. (2014). Камикадзе умрет за императора . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Books Ltd., с. 16. ISBN 9781781593134 .
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Записи можно найти здесь и здесь .