Такео Курита
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2017 г. ) |
Такео Курита | |
---|---|
Рожденный | Мито , префектура Ибараки , Япония. | 28 апреля 1889 г.
Умер | 19 декабря 1977 г. [ 1 ] Нишиномия , префектура Хёго , Япония. | (88 лет)
Верность | Японская империя |
Услуга/ | Императорский флот Японии |
Лет службы | 1910–1945 |
Классифицировать | вице-адмирал |
Команды удержаны |
|
Битвы/войны | |
Награды | Орден Священного сокровища (2-й степени) |
Такео Курита ( яп . 栗田健男 , Хепберн : Курита Такео , 28 апреля 1889 — 19 декабря 1977) был вице-адмиралом Императорского флота Японии (IJN) во время Второй мировой войны . Курита командовал 2-м флотом IJN , главной японской ударной силой во время битвы при заливе Лейте , крупнейшего морского сражения в истории.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Такео Курита родился в городе Мито префектуры Ибараки в 1889 году. В 1905 году его отправили в Этадзиму , в 1910 году он окончил 38-й класс Императорской японской военно-морской академии , заняв 28-е место среди 149 курсантов. В должности мичмана служил на крейсерах «Касаги» и «Ниитака» . После получения звания прапорщика в 1911 году он был прикомандирован к Тацуте .
После получения звания младшего лейтенанта в 1913 году Курита служил на линкоре «Сацума» , эсминце «Сакаки» и крейсере « Иватэ» . Курита стал лейтенантом 1 декабря 1916 года и служил на ряде кораблей: защищенном крейсере « Тоне» , эсминцах «Каба» и «Минекадзе» . Он также служил либо старшим офицером- торпедистом , либо старшим офицером на Минекадзе , Якадзе и Хаказе . В 1920 году ему дали первое командование: эсминец « Сигурэ» . В 1921 году он принял на себя командование «Ойте» . [ 1 ]
Получив звание лейтенанта-коммандера в 1922 году, Курита был капитаном эсминцев «Вакатаке» , «Хаги» и «Хамакадзе» . В должности командира с 1927 года командовал эсминцем «Уракадзэ» , 25-й группой эсминцев и 10-й группой эсминцев. [ 1 ]
В должности капитана с 1932 года командовал 12-й группой эсминцев, крейсером «Абукума» , а с 1937 года — линкором «Конго» . [ 1 ]
Курита стал контр-адмиралом 15 ноября 1938 года, командуя 1-й флотилией эсминцев , а затем 4-й флотилией эсминцев. [ 1 ] Он командовал 7-й крейсерской дивизией в момент нападения на Перл-Харбор . [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Ранние кампании
[ редактировать ]7-я крейсерская дивизия Куриты участвовала во вторжении на Яву в Голландской Ост-Индии в декабре 1941 года, а также в рейде в Индийском океане , где он возглавил флот из шести тяжелых крейсеров и легкого авианосца «Рюдзё» , которые потопили 135 000 тонн судов в Бенгальском заливе. . [ 2 ] Во время битвы за Мидуэй (служа под командованием Нобутаке Кондо ) он потерял крейсер «Микума» . Курита получил звание вице-адмирала 1 мая 1942 года, а в июле был переведен в 3-ю дивизию линкоров.
В ходе кампании на Гуадалканале Курита возглавил свои линкоры в интенсивной бомбардировке Хендерсон-Филд в ночь на 13 октября, выпустив 918 тяжелых фугасных снарядов по американскому аэродрому. Это была единственная наиболее успешная попытка японцев вывести из строя Хендерсон-Филд бомбардировкой с моря, что позволило большому транспортному конвою доставить запасы на Гуадалканал на следующий день относительно беспрепятственно. Позже Курита командовал крупными военно-морскими силами во время кампании на Центральных Соломоновых островах и во время битвы в Филиппинском море . В 1943 году Курита сменил адмирала Кондо на посту командующего 2-м флотом IJN .
Битва при заливе Лейте
[ редактировать ]качестве главнокомандующего 2-го флота IJN, получившего прозвище «Центральные силы», во время битвы в Сибуянском море и битвы у Самара (обе части битвы в заливе Лейте Курита наиболее известен в ). В состав 2-го флота IJN входили самые крупные и тяжеловооруженные линкоры в мире «Ямато» и «Мусаси» . Кроме того, в состав 2-го флота IJN входили более старые линкоры «Нагато» , «Конго» и «Харуна» , 10 крейсеров и 13 эсминцев. Однако критически важно, что Второй флот IJN не включал ни одного авианосца .
Курита был преданным офицером, готовым умереть в случае необходимости, но не желающим умереть напрасно . Как и Исороку Ямамото , Курита считал, что для капитана «пойти ко дну вместе со своим кораблем» было бы расточительной потерей ценного военно-морского опыта и лидерства. приказал Когда адмирал Соему Тойода своему флоту провести свой флот через пролив Сан-Бернардино в центральной части Филиппин и атаковать американские высадки в Лейте , Курита счел эти усилия пустой тратой кораблей и жизней, тем более что он не мог направить свой флот в залив Лейте до тех пор, пока через пять дней после высадки, оставив лишь пустые транспорты для атаки его огромных линкоров. Он горько возмущался своим начальством, которое, находясь в безопасности в бункерах в Токио, приказало ему сражаться насмерть, несмотря на безнадежные шансы и без прикрытия с воздуха. Со своей стороны, Тойода осознавал, что этот план был большой авантюрой, но, поскольку у флота Императорского флота Японии заканчивалось топливо и другие важные запасы, он чувствовал, что потенциальная выгода компенсирует риск потери флота, который вот-вот станет бесполезно в любом случае.
1. Засада в Палаванском проливе
[ редактировать ]Пока его флот направлялся из Брунея , чтобы атаковать американский флот вторжения, корабли Куриты были атакованы в Палаванском проходе американскими подводными лодками. USS Darter повредил тяжелый крейсер Takao и потопил флагман Куриты, тяжелый крейсер Atago , вынудив его плыть, спасая свою жизнь, в то время как USS Dace потопил тяжелый крейсер Maya . Курита был вытащен из воды эсминцем и перенес его флаг на « Ямато» , но погружение Куриты принесло ему мало пользы, тем более что он только недавно оправился от тяжелого случая лихорадки денге, и, несомненно, способствовало усталости, которая, возможно, повлияло на его последующие действия. [ 3 ]
2. Битва в Сибуянском море
[ редактировать ]Находясь в пределах Сибуянского моря и приближаясь к проливу Сан-Бернардино, силы Куриты подверглись пяти воздушным атакам американских авианосных самолетов, в результате которых было повреждено несколько его кораблей, включая «Ямато» . [ 4 ] Уильяма «Быка» Хэлси адмирала Постоянные воздушные атаки 3-го флота привели к двум попаданиям бомбы в «Ямато» , что снизило ее скорость, а также многочисленными попаданиями торпед и бомб в «Мусаси» , смертельно ранив ее. Они также совершили ряд опасных промахов с другими судами, снизив скорость флота до 18 узлов. [ 5 ] Зная, что он уже отстает от графика на шесть часов и сталкивается с возможностью шестой атаки в узких пределах пролива Сан-Бернардино, Курита запросил поддержку с воздуха и повернул свой флот на запад, от залива Лейте. [ 6 ]
Так началась цепочка событий, которая продолжает занимать историков и биографов по сей день. Хэлси, полагая, что он разгромил флот Куриты и что японские центральные силы отступают, и полагая, что у него есть приказ и разрешение сделать это, покинул свою станцию, охранявшую генерала Макартура высадку в заливе Лейте и проливе Сан-Бернардино, в чтобы преследовать Северный флот японских авианосцев адмирала Джисабуро Одзавы , который был отправлен в качестве приманки, чтобы выманить американцев подальше от Лейте. Но прежде чем сделать это, фактически до того, как силы Одзавы были замечены, Хэлси отправил сообщение, объявляющее о «боевом плане» по отделению своих линкоров для прикрытия выхода из пролива. Учитывая решение атаковать Одзаву, этот план сражения так и не был реализован, и тяжелые корабли вместе с авианосцами направились на север. План сражения предусматривал отделение линкоров для охраны пролива Сан-Бернардино, а это означало, что флагман Хэлси, линкор USS New Jersey , тоже должен был быть отделен, оставив его позади, пока вице-адмирал Марк Митчер преследовал авианосцев. К несчастью для Хэлси, после полутора часов без дальнейших воздушных атак Курита снова повернул на восток в 17:15 в сторону пролива Сан-Бернардино и возможного столкновения с силами Кинкейда в заливе Лейте. [ 7 ]
3. Сразитесь с Самаром
[ редактировать ]Вице-адмирал Томас К. Кинкейд , командующий 7-м флотом и ответственный за защиту десантных сил, предположил, что «боевой план» Хэлси был приказом о развертывании и что оперативная группа 34 (TF 34) на самом деле охраняла пролив Сан-Бернардино. Таким образом, Кинкейд сосредоточил свои линкоры на юге, чтобы противостоять японским «Южным силам». В ночь с 24 на 25 октября 1944 года Курита снова передумал, развернул свои корабли и снова направился на восток, к заливу Лейте. Утром 25 октября флот Куриты во главе с Ямато вышел из пролива Сан-Бернардино и пошёл на юг вдоль побережья Самара . Через тридцать минут после рассвета линкоры Императорского флота Японии заметили « Тэффи-3 » — оперативное подразделение сил прикрытия Кинкейда, состоявшее из шести эскортных авианосцев , трёх эсминцев и четырёх эскортных эсминцев под командованием контр-адмирала Клифтона Спрага . Taffy 3 предназначался для обеспечения береговой поддержки и противолодочного патрулирования, а не для участия в действиях флота против линкоров.
Полагая, что он случайно наткнулся на авианосцы 3-го американского флота, Курита немедленно приказал своим линкорам открыть огонь. Понимая, что его лучший шанс зависит от уничтожения авианосцев до того, как они смогут запустить свои самолеты, Курита отдал приказ о «общей атаке», а не тратить время на переформирование своих кораблей для действий с противником. Затем Курита усугубил свою ошибку, приказав своим эсминцам отойти в тыл, чтобы не дать им затруднить линию огня его линкоров, не позволяя им мчаться вперед, чтобы отрезать более медленные американские авианосцы. Обеспокоенность тем, что его эсминцы сожгут слишком много топлива при преследовании с фланга и кормы того, что, по мнению Куриты, было 30-узловым авианосцем, также сыграло свою роль в решении Куриты. [ 8 ] Однако в тот момент, когда был замечен «Тэффи-3», Центральные силы переходили от ночной разведки к дневному строю ПВО. Таким образом, корабли Куриты вступили в бой несогласованно, и Курита быстро потерял тактический контроль над боем, чему не помогли плохая видимость, периодические шквалы дождя и направление ветра, благоприятное для американцев, которые немедленно начали дымить для дополнительной маскировки.
Силы Куриты разгромили «Таффи-3», потопив эскортный авианосец «Гамбье Бэй» , эсминцы «Хоэл» и «Джонстон» , а также эскортный эсминец «Сэмюэл Б. Робертс» , а также нанеся значительный ущерб большинству других кораблей. Но постоянные воздушные атаки самолетов «Таффи-3» и «Таффи-2», дислоцированных южнее, и решительная контратака американского эскорта еще больше запутали и разъединили силы Куриты. Курита, чей флагманский корабль «Ямато» сильно отстал в начале боя, избежав торпедного залпа военного корабля США « Хоэл» , потерял из виду противника и многие свои корабли. Между тем, отважные усилия Таффи стоили ему трех тяжелых крейсеров: «Тикума» , «Сузуя» и «Чокай» . Многие из других его кораблей также пострадали, и большинство из них понесли потери в результате беспощадного обстрела. Примерно через два с половиной часа боя с Таффи-3 Курита приказал своим войскам перегруппироваться на северном курсе, вдали от Лейте.
К этому времени Курита получил известие о том, что японские Южные силы, которые должны были атаковать залив Лейте с юга, уже уничтожены линкорами Кинкейда. После ухода Мусаси у Куриты все еще оставалось четыре линкора, но осталось только три крейсера, у всех его кораблей было мало топлива, и большинство из них были повреждены. Курита перехватывал сообщения, в которых указывалось, что адмирал Хэлси потопил все четыре авианосца «Северных сил» и мчался обратно в Лейте со своими линкорами, чтобы противостоять японскому флоту, и что мощные части 7-го флота приближались из залива Лейте. После еще двух часов плавания туда и обратно от Самара Курита, который к этому моменту находился на Ямато мостике уже почти 48 часов, и его начальник штаба Томидзи Коянаги решили уйти в отставку и отступили обратно через пролив Сан-Бернардино.
Корабли Куриты подвергались дальнейшим воздушным атакам до конца дня, а линкоры Хэлси едва не догнали его той ночью, потопив эсминец «Новаки» , который остался, чтобы спасти выживших из Чикумы . Отступление Куриты спасло Ямато и остальную часть 2-го флота IJN от неминуемого уничтожения, но он не смог выполнить свою миссию, атаковав десантные силы в заливе Лейте. Путь был открыт для него жертвами Северных и Южных сил, но снова закрыт решимостью и мужеством Таффи.
После Лейте и послевоенного времени
[ редактировать ]Курита подвергся критике со стороны некоторых представителей японской армии за то, что он не сражался насмерть. В декабре Курита был отстранен от командования. Чтобы защитить его от убийства, он был назначен комендантом Императорской военно-морской академии Японии . [ 9 ] [ 10 ]
После капитуляции Японии Курита нашел работу писарем и массажистом , спокойно живя со своей дочерью и ее семьей. Его нашел американский военно-морской офицер после войны, где он давал интервью для аналитического отдела Управления стратегических бомбардировок США .
Имея на руках адрес Куриты, молодой американский военно-морской офицер вышел из джипа и заметил невзрачную фигуру, занимающуюся своими делами в саду. Спустя годы он все еще живо вспоминал этот момент: «Это действительно произвело на меня впечатление. Война только что закончилась. Менее чем за год до этого Курита командовал самым большим флотом, который когда-либо был собран, и вот он вышел там рубят картошку». [ 11 ]
Курита никогда не обсуждал политику или войну со своей семьей или другими людьми, за исключением краткого интервью с журналистом Масанори Ито в 1954 году, когда он заявил, что совершил ошибку в Лейте, отвернувшись и не продолжая битву. заявление, которое он позже отказался. Выйдя на пенсию, Курита дважды в год совершал паломничество в храм Ясукуни, чтобы помолиться за своих погибших соратников. В 1966 году он присутствовал у смертного одра своего старого коллеги Дзисабуро Одзавы , у которого тот молча плакал.
Только когда ему исполнилось 80 лет, Курита снова начал говорить о своих действиях в Лейте. В частном порядке он заявил бывшему студенту (и биографу) Военно-морской академии Дзиро Оока, что вывел флот из боя, потому что не верил в трату жизней своих людей в бесполезных усилиях, давно веря, что война была потерянный. [ 12 ]
Курита умер в 1977 году в возрасте 88 лет, его могила находится на кладбище Тама в Фучу, Токио .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Нисида, Хироши. «Курита Такео» . Императорский флот Японии . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 г. Проверено 25 февраля 2007 г. ; Нисида, Хироши. «Наступательные силы» . Императорский флот Японии . Архивировано из оригинала 30 января 2013 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Л, Клемен (1999–2000). «Контр-адмирал Такео Курита» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 08.10.2020 . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Ито, Масанори (1956). Конец Императорского флота Японии . Нью-Йорк: WW, Нортон. п. 166.
- ^ Ито, Конец Императорского флота Японии , стр.127.
- ^ Ито, Конец Императорского флота Японии , стр.128.
- ^ Ито, Конец Императорского флота Японии , с. 129.
- ^ Ито, Конец Императорского флота Японии , стр.132.
- ^ Ито, Конец Императорского флота Японии , стр.172.
- ^ Окумия, Масатаке (Masatake Okumiya) (1987). «Глава 4 Раздел 3 Несправедливо критикуемые люди - генерал-лейтенант Чуичи Нагумо и генерал-лейтенант Такео Курита]». Как правильно читать войну на Тихом океане [ Настоящее прочтение войны на Тихом океане ] (на японском языке). Токио: Институт PHP. п. 344. ИСБН 4-569-22019-3 .
- ^ Такаги, Юкичи (高木棣吉) (1959). История Тихоокеанского флота [ История Тихоокеанского военно-морского флота ] (на японском языке) (переработанная редакция). Токио: Иванами Шотен. ISBN 4-00-413135-9 .
- ^ Горальский 323
- ^ Томас, Эван (октябрь 2004 г.). «Что такое «таинственное отступление» Куриты » (PDF) . Военно-морская история . Военно-морской институт США . Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2017 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Горальски, Роберт и Рассел В. Фрибург (1987). Нефть и война: как смертельная борьба за топливо во Второй мировой войне означала победу или поражение . Уильям Морроу и компания. Нью-Йорк. ISBN 0-688-06115-X
- Л, Клемен (1999–2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 30 марта 2021 г.
- Нисида, Хироши (2002). «Курита, Такео» . Императорский флот Японии . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
- Томас, Эван (2006). Грозовое море: четыре командира и последняя великая военно-морская кампания 1941–1945 гг . Саймон и Шустер. ISBN 0-7432-5221-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Катлер, Томас (2001). Битва при заливе Лейте: 23–26 октября 1944 г. Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-243-9 .
- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-X .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Филд, Джеймс А. (1947). Японцы в заливе Лейте;: Операция Шо . Издательство Принстонского университета. АСИН B0006AR6LA .
- Фридман, Кеннет (2001). Полдень восходящего солнца: битва при заливе Лейте . Президио Пресс. ISBN 0-89141-756-7 .
- Хэлси, Уильям Фредерик (1983). Битва за залив Лейте . Военно-морской институт США ASIN B0006YBQU8
- Хорнфишер, Джеймс Д. (2004). Последняя битва консервных матросов . Петух. ISBN 0-553-80257-7 .
- Хойт, Эдвин П.; Томас Х. Мурер (Введение) (2003). Люди залива Гамбье: Удивительная правдивая история битвы в заливе Лейте . Лайонс Пресс. ISBN 1-58574-643-6 .
- Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2001). Лейте: июнь 1944 г. - январь 1945 г. (История военно-морских операций США во Второй мировой войне , том 12. Castle Books; переиздание). ISBN 0-7858-1313-6
- Поттер, Э.Б. (2005). Адмирал Арли Берк . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-692-5 .
- Поттер, Э.Б. (2003). Булл Хэлси . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-691-7 .
- Сирс, Дэвид Последнее эпическое морское сражение: голоса из залива Лейте . Издательство Прагер (2005) ISBN 0-275-98520-2
- Уиллмотт, HP (2005). Битва при заливе Лейте: последние действия флота . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34528-6 .
- Вудворд, К. Ванн (1989). Бой за залив Лейте (Морской сериал) . Аккумуляторный пресс ISBN 0-89839-134-2
Интернет
[ редактировать ]- Исследование стратегических бомбардировок США в Тихом океане - Допросы японских официальных лиц Список допросов японских официальных лиц ВМС США, проведенных после войны, с полными текстами интервью. Некоторые из этих интервью доступны в Интернете и содержат интересную информацию от японских командиров, многие из которых впервые открыто критикуют войну и свое начальство. Адмирал Курита и его роль в войне обсуждаются в ряде различных допросов.
- Понимание таинственного отступления Куриты Эван Томас