Японский линкор Харуна
![]() Харуна в 1934 году, после второй реконструкции.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Аарон |
Тезка | Гора Харуна |
Заказал | 1911 |
Строитель | Кавасаки Верфи |
Заложен | 16 марта 1912 г. |
Запущен | 14 декабря 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 апреля 1915 г. |
Судьба | Затонул у причала 28 июля 1945 г.; поднят и списан в 1946 г. [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Конго класса Линейный крейсер |
Смещение | 36 600 длинных тонн (37 187 т) |
Длина | 222 м (728 футов 4 дюйма) [ 1 ] |
Луч | 31 м (101 фут 8 дюймов) [ 1 ] |
Черновик | 9,7 м (31 фут 10 дюймов) |
Установленная мощность | 64000 л.с. (48000 кВт ) |
Движение |
|
Скорость |
|
Дополнить | 1,360 [ 1 ] |
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен | 3 × разведчика гидросамолета- [ 3 ] |
Примечания | Если не указано иное, вся статистика применима после второй реконструкции. |
Харуна ( яп . 榛名 , назван в честь горы Харуна ) — военный корабль Императорского флота Японии во время Первой и Второй мировых войн . британским военно-морским инженером Джорджем Терстоном , он был четвертым и последним линейным крейсером класса Конго Разработанный , одним из самых тяжеловооруженных кораблей любого военно-морского флота на момент постройки. Заложенный в 1912 году на верфях Кавасаки в Кобе , «Харуна» был официально сдан в эксплуатацию в 1915 году в тот же день, что и ее однотипный корабль «Кирисима» . Харуна патрулировала побережье Китая во время Первой мировой войны. Во время артиллерийских учений в 1920 году взрыв уничтожил одно из ее орудий, повредил орудийную башню и убил семь человек.
За свою карьеру Харуна претерпела две серьезные реконструкции. Начиная с 1926 года Императорский флот Японии перестроил его в линкор , усилив броню и улучшив скорость и мощность. В 1933 году его надстройку полностью перестроили, увеличили скорость и оснастили стартовыми катапультами для гидросамолетов . Теперь достаточно быстрый, чтобы сопровождать растущий авианосный флот Японии, Харуна был реклассифицирован в быстрый линкор . Во время Второй китайско-японской войны « Харуна» переправляла войска Императорской японской армии в материковый Китай, а затем в 1941 году была переведена в 3-ю дивизию линкоров. Накануне нападения японцев на Перл-Харбор она отплыла в составе Южных сил для подготовки к битва за Сингапур .
Харуна участвовал почти во всех крупных военно-морских сражениях на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны. Она прикрывала высадку японцев в Малайе (на территории современной Малайзии) и Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия) в 1942 году, прежде чем вступить в бой с американскими войсками в битве за Мидуэй и во время кампании на Гуадалканале . В течение 1943 года Харуна в основном оставался в лагуне Трук ( Микронезия ), военно-морской базе Куре (недалеко от Хиросимы ), военно-морской базе Сасебо (недалеко от Нагасаки ) и на островах Лингга (в современной Индонезии), а также несколько раз развертывался в ответ на американские военные действия. авианосные удары по японским островным базам. Харуна участвовал в битве в Филиппинском море и битве в заливе Лейте в 1944 году, вступив в бой с американскими кораблями.
В 1945 году «Харуна» была переведена на военно-морскую базу Куре была потоплена самолётами оперативной группы 38 , где 28 июля 1945 года .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]
«Харуна» был четвертым и последним Японии Императорского флота «Конго» класса линейным крейсером , линейкой крупных кораблей, спроектированных британским военно-морским инженером Джорджем Терстоном . [ 3 ] Этот класс был заказан в 1910 году в Законе о чрезвычайном расширении военно-морского флота Японии после ввода в строй HMS Invincible в 1908 году. [ 5 ] Четыре линейных крейсера класса «Конго» были спроектированы так, чтобы соответствовать военно-морским возможностям других крупных держав того времени; их называли линейными крейсерами британского (ранее турецкого ) линкора HMS Erin . [ 1 ] [ 2 ] Их тяжелое вооружение и броневая защита (которая составляла 23,3 процента их водоизмещения ) значительно превосходили таковые у любого другого японского крупного корабля, находившегося на плаву в то время. [ 1 ] [ 2 ]
Киль « Харуны » был заложен в Кобе компанией «Кавасаки» 16 марта 1912 года, при этом большая часть деталей, использованных в ее конструкции, была произведена в Японии. [ 2 ] Из-за нехватки стапелей « и Харуна» ее однотипный корабль «Кирисима» были первыми двумя крупными кораблями Императорского флота Японии, построенными на частных верфях. [ 2 ] 14 декабря 1913 года, Харуны началось оснащение Спущенный на воду в начале 1914 года. [ 1 ] Она была завершена 19 апреля 1915 года. [ 2 ]
Вооружение
[ редактировать ]Основная батарея Харуны . состояла из восьми 14-дюймовых (36-см) крупнокалиберных орудий в четырех спаренных башнях (две в носовой части, две в кормовой) [ 3 ] Управление военно-морской разведки США отметило, что башни «похожи на британские 15-дюймовые башни». [ 6 ] с улучшениями, внесенными в герметичность . Каждое из ее основных орудий могло стрелять осколочно-фугасными или бронебойными снарядами на расстояние максимум 38 770 ярдов (19,14 морских миль; 35,45 км) со скорострельностью два снаряда в минуту. [ 7 ] В соответствии с японской доктриной развертывания более мощных судов раньше противника, «Харуна» и ее родственные корабли были первыми судами в мире, оснащенными 14-дюймовыми (36-сантиметровыми) орудиями. [ 8 ] Боекомплект основных орудий составлял 90 залпов, а ориентировочный ресурс ствола составлял от 250 до 280 выстрелов. [ 6 ] В 1941 году для бронебойных снарядов четырех линкоров класса «Конго» были введены отдельные красители (используемые для различения снарядов, выпущенных с нескольких кораблей) причем бронебойные Харуны использовали черную краску. , снаряды [ 6 ]
Ее вспомогательная батарея изначально состояла из шестнадцати средних орудий 50-го калибра диаметром 6 дюймов (15 см) в одиночных казематах (все они расположены в миделе корабля). [ 1 ] диаметром 21 дюйм (53 см) восемь орудий диаметром 3 дюйма (7,6 см) и восемь подводных торпедных аппаратов . [ 3 ] Шестидюймовые орудия могли стрелять пять-шесть выстрелов в минуту, ресурс ствола составлял 500 выстрелов. [ 9 ] Орудие калибра 6 дюймов/50 было способно стрелять как зенитными, так и противокорабельными снарядами, хотя расположение орудий на Харуне делало зенитную стрельбу непрактичной. [ 1 ] Во время второй реконструкции старые 3-дюймовые орудия были сняты и заменены восемью 5-дюймовыми (13 см) орудиями двойного назначения. Эти орудия калибра 5 дюймов/40 могли стрелять со скоростью от 8 до 14 выстрелов в минуту, а ресурс ствола составлял от 800 до 1500 выстрелов. [ 10 ] Модель 5"/40 имела самое широкое разнообразие типов выстрелов среди Харуны орудий и была предназначена для стрельбы зенитными, противокорабельными и осветительными снарядами. [ 10 ] Она также была вооружена большим количеством зенитных пулеметов калибра 1 дюйм (2,5 см). В 1943 году ее вторичное вооружение было преобразовано в восемь 6-дюймовых (15-см) орудий, двенадцать 5-дюймовых (13-см) орудий и, наконец, к концу 1944 года сто восемь Тип 96 зенитных автопушек в 30 тройных и 18 одиночных установках. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]1915–1926: линейный крейсер.
[ редактировать ]19 апреля 1915 года Харуна был официально принят в эксплуатацию в Кобе. 13 декабря 1915 года, после восьми месяцев испытаний, был направлен в 3-ю дивизию линкоров 2-го флота . 9 апреля 1916 года он покинул военно-морскую базу Сасебо для операций в Восточно-Китайском море и вернулся в Японию через 10 дней. 1 декабря 1916 года капитан Сабуро Хякутакэ принял на себя командование Харуной до 15 сентября 1917 года, когда его заменил капитан Наоми Танигучи. 1 декабря 1917 года он был выведен в резерв по завершении боевых действий на Тихоокеанском театре Первой мировой войны. [ 5 ]

12 сентября 1920 года Харуна участвовал в артиллерийских учениях у берегов Хоккайдо , когда взрыв затвора уничтожил орудие правого борта башни № 1, в результате чего погибли семь человек и серьезно повредилась броневая крыша башни. Более позднее расследование, проведенное Императорским флотом Японии, пришло к выводу, что неисправный предохранитель воспламенил мешки с порохом в казенной части, в результате чего снаряд взорвался еще в стволе. Башню отремонтировали в Военно-морском арсенале Йокосука , где угол возвышения ее 14-дюймовых орудий также увеличили на семь градусов. Через три месяца ее снова вывели в резерв. [ 5 ]
С завершением Первой мировой войны и подписанием Вашингтонского военно-морского договора размер Императорского флота Японии был значительно уменьшен, при этом соотношение крупных кораблей Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и США составляло 5:5:3. и Япония. [ 11 ] Договор также запрещал Японии строить любые новые крупные корабли до 1931 года, при этом ни одному крупному кораблю не разрешалось превышать 35 000 длинных тонн (35 562 тонны ). [ 12 ] При условии, что водоизмещение новых построек не превышало 3000 длинных тонн (3048 т), существующие крупные корабли разрешалось модернизировать с помощью улучшенных противоторпедных выступов и палубной брони. [ 12 ] К тому времени, когда Вашингтонский договор был полностью реализован в Японии, только три класса крупных кораблей времен Первой мировой войны оставались активными: линкоры «Исэ» класса , линейные крейсеры класса «Конго» и один из «Фусо» линкоров класса ( «Ямасиро» ). . [ 13 ]
1926–1933: Реконструкция в линкор.
[ редактировать ]
Не имея возможности построить новые крупные корабли до 1931 года, Япония прибегла к модернизации линкоров и линейных крейсеров. В июле 1926 года «Харуна» стал первым японским кораблем, прошедшим масштабную модернизацию и модификацию, в сухом доке военно-морского арсенала Йокосука. [ 1 ] В течение следующих двух лет была усилена горизонтальная броня возле боекомплектов и увеличены машинные отделения внутри корпуса. [ 5 ] По ватерлинии были добавлены противоторпедные выступы, как это разрешено Вашингтонским договором. [ 1 ] Его переоборудовали для размещения трех гидросамолетов Тип 90 Модель 0. [ 5 ] Для увеличения скорости и мощности все 36 котлов Ярроу были сняты и заменены 16 более новыми котлами, а также установлены турбины с прямым приводом Брауна-Кертиса. [ 1 ] Харуны Передняя воронка была удалена, а вторая воронка была увеличена и удлинена. Модификации корпуса увеличили массу брони с 6502 до 10313 длинных тонн, что прямо нарушило условия Вашингтонского договора. [ 1 ] В июле 1928 года «Харуна» , способный теперь развивать скорость 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час), был реклассифицирован в линкор. [ 4 ]
После новых ходовых испытаний 10 декабря 1928 года «Харуна» был назначен в 4-ю дивизию линкоров 2-го флота в качестве специального корабля Императора. [ примечание 1 ] В течение следующих 12 месяцев она работала между Сасебо, Порт-Артуром и Восточно-Китайским морем. 1 февраля 1929 года принц Такамацу , младший брат императора Хирохито в экипаж был приписан . 20 ноября 1929 года его перевели в 1-ю дивизию линкоров. 1 декабря 1930 года она была выведена в резерв. [ 5 ]

22 апреля 1930 года Япония подписала Лондонский военно-морской договор , наложивший дополнительные ограничения на свои морские силы. Помимо списания нескольких старых линкоров, Японии не будет разрешено строить новые крупные корабли до 1937 года. [ 14 ] После небольших отделочных работ ее реконструкция, начатая в 1926 году, была объявлена завершенной 1 октября 1931 года. [ 5 ] 8 ноября 1931 года он служил кораблём Императора во время его официального визита в префектуру Кумамото . [ 5 ]
В сентябре 1931 года Япония вторглась в Маньчжурию . 25 февраля 1933 года на основании отчета Комиссии Литтона Лига Наций признала, что вторжение Японии нарушило суверенитет Китая. [ 14 ] Отказавшись принять решение организации, Япония в тот же день вышла из Лиги Наций. [ 14 ] К концу 1934 года Япония также объявит о выходе из Вашингтонского и Лондонского военно-морских договоров, сняв тем самым все ограничения на количество и размер своих крупных кораблей. [ 15 ]
1933–1941: Быстрый линкор.
[ редактировать ]20 мая 1933 года Харуна была восстановлена и переведена в 1-ю дивизию линкоров. [ 5 ] Однако 1 августа 1933 года «Харуна» была поставлена в сухой док военно-морского арсенала Куре для подготовки к модернизации, которая позволит ей сопровождать растущий флот авианосцев Японии. [ 5 ] Ее корма была удлинена на 26 футов (7,9 м), а мост был полностью реконструирован в соответствии с японским мачты-пагоды . стилем носовой надстройки [ 4 ] Ее 16 старых котлов были сняты и заменены 11 котлами Кампон, работающими на жидком топливе, и новыми турбинами с редуктором. [ 1 ] Были добавлены катапульты и рельсы для поддержки трех Nakajima E8N или Kawanishi E7K -разведчиков и корректировщиков гидросамолетов . [ 16 ]
Харуны Доспехи также были значительно улучшены. Ее основной пояс был усилен до одинаковой толщины 8 дюймов (вместо разной толщины от 6 до 8 дюймов), а диагональные переборки глубиной от 5 до 8 дюймов (от 127 до 203 мм) теперь усиливали основной броневой пояс. [ 17 ] Броня башни была усилена до 10 дюймов (254 мм), а к частям брони палубы было добавлено 4 дюйма (102 мм). [ 17 ] Защита ее магазина боеприпасов также была усилена до 4,0 дюймов (10 см). [ 1 ] Реконструкция завершилась 30 сентября 1934 года. [ 2 ] Способный развивать скорость более 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час), несмотря на значительное увеличение водоизмещения корпуса, Харуна теперь был реклассифицирован как быстрый линкор. [ 4 ]

28 октября 1935 года капитан Джисабуро Одзава принял командование Харуной . 1 июня 1936 года он был направлен в 3-ю дивизию линкоров 1-го флота. [ 5 ] На протяжении 1937 года Харуна проводил масштабные артиллерийские учения и патрулирование у берегов Китая, главным образом в окрестностях Циндао . 7 июля 1937 года Япония официально объявила войну Китаю, положив начало китайско-японской войне . [ 18 ] Месяц спустя Харуна перебросил силы японской армии в материковый Китай для подготовки к кампании на территории китайских националистов . 1 декабря 1937 года она снова была выведена в резерв. [ 5 ] 2 апреля 1940 года ее перевели из Сасебо на Тайвань. 15 ноября 1940 года он был переименован в «корабль специального назначения», а пять месяцев спустя был придан 3-й дивизии линкоров 1-го флота, базирующейся в Хашираджиме. [ 5 ]
1941–1942: Первая военная служба.
[ редактировать ]Харуна и Конго покинули стоянку флота Хасирадзима 29 ноября 1941 года, чтобы принять участие в начальном этапе Тихоокеанской войны в составе главных сил Южных (малайских) сил под общим командованием вице-адмирала Нобутаке Кондо . [ 19 ] 4 декабря 1941 года основные силы прибыли к побережью Южного Сиама и Северной Малайи , готовясь к вторжению в Сиам и Малайский полуостров четыре дня спустя. [ 20 ] Когда британский «Отряд Z», состоящий из линкора HMS Prince of Wales и линейного крейсера HMS Repulse , был быстро разгромлен японской наземной и палубной авиацией, Харуны боевая группа вышла из малайских вод. Боевая группа впоследствии вылетела из Индокитая на три дня в середине декабря, чтобы защитить конвой с подкреплением, направлявшийся в Малайю, и снова 18 декабря для прикрытия высадки армии в заливе Лингаен на Филиппинах . Основная часть покинула залив Камрань во Французском Индокитае 23 декабря и направилась на Тайвань, прибыв туда через два дня. [ 5 ]
11 декабря 1941 года в средствах массовой информации США было опубликовано ошибочное сообщение о том, что американский B-17 тяжелый бомбардировщик взорвал и смертельно повредил Харуну во время боя у залива Лингаен у Филиппин. Никаких японских линкоров не было, а Харуна в то время находился на расстоянии 1500 морских миль (2800 км ; 1700 миль ) в Сиамском заливе. [ 21 ] [ 22 ]
18 января 1942 года основные силы Кондо прибыли в Палау вместе с двумя быстроходными авианосцами с намерением прикрыть вторжение Японии на Борнео и Голландскую Ост-Индию. [ 19 ] Харуна , Майя и авианосцы Хирю и Сорю действовали к востоку от Минданао до 18 февраля 1942 года, когда основные силы покинули Палау в рамках подготовки к «Операции J» — вторжению Японии в Голландскую Ост-Индию. 25 февраля 3-я дивизия линкоров прикрывала воздушные атаки на Яву . [ 1 ] Харуна обстрелял остров Рождества 7 марта 1942 года, затем вернулся в Старинг-баай на 15 дней обслуживания и отдыха. [ 5 ] В апреле 1942 года Харуна присоединился к пяти авианосцам в атаке на Коломбо на Цейлоне . [ 23 ] После разрушения HMS Dorsetshire 5 апреля 1942 года Харуна был отправлен на юго-запад, чтобы определить местонахождение остатков Британского Восточного флота под командованием адмирала Джеймса Сомервилля . [ 24 ] 9 апреля один из ее гидросамолетов заметил авианосец HMS Hermes к югу от Тринкомали ; В тот же день японские авиаудары потопили авианосец. [ 24 ] Подрывая наступательные возможности Восточного флота Великобритании, 23 апреля 3-я дивизия линкоров вернулась в Японию. В мае 1942 года «Харуна» находилась в сухом доке для проведения капитального ремонта и переоборудования. [ 5 ]
29 мая 1942 года Харуна присоединилась к своему родственному кораблю «Кирисима» в составе вице-адмирала Тюичи Нагумо авианосной ударной группы во время битвы за Мидуэй . [ 25 ] 4 июня он подвергся многочисленным авиаударам американских бомбардировщиков-торпедоносцев , но не получил ни одного попадания и сумел сбить пять американских самолетов. [ 5 ] 5 июня она приняла на себя выживших с четырех уничтоженных японских авианосцев, прежде чем вернуться в Японию. [ 19 ] Он оставался в Японии до сентября 1942 года, а в августе того же года прошел небольшой ремонт. [ 1 ] 6 сентября Харуна перешёл в лагуну Трук вместе с остальной частью 3-й дивизии линкоров, а 10 сентября корабль в составе 2-го флота адмирала Кондо совершил боевой вылет на Соломоновы острова . [ 26 ] 20 сентября флоту было приказано вернуться в Трук.
Бомбардировка Хендерсон-Филд
[ редактировать ]После битвы у мыса Эсперанс японская армия решила укрепить свои позиции на Гуадалканале . Чтобы защитить свой транспортный конвой от воздушного нападения противника, адмирал Ямамото послал Харуну и Конго в сопровождении одного лёгкого крейсера и девяти эсминцев для бомбардировки Хендерсон-Филд . Благодаря своей высокой скорости два линкора могли обстреливать поле боя и отходить, прежде чем подвергнуться воздушной атаке с авианосцев. [ 27 ] В ночь с 13 на 14 октября два линкора обстреляли Хендерсон-Филд с расстояния 16 000 ярдов (15 000 м), выпустив 973 14-дюймовых снаряда. В ходе самого успешного сражения японских линкоров за всю войну [ 19 ] В результате бомбардировки были серьезно повреждены обе взлетно-посадочные полосы, уничтожено почти все имеющееся авиационное топливо, выведено из строя 48 из 90 самолетов аэродрома и погиб 41 человек. [ 28 ] На следующий день японский военный конвой прибыл на остров. [ 27 ]
Во время битвы за острова Санта-Крус 26 октября 1942 года Харуна была атакована PBY Catalina летающей лодкой , но не получила повреждений. В середине ноября линкор и другие военные корабли обеспечили дальнее прикрытие в конечном итоге безуспешных попыток снова бомбардировать Хендерсон-Филд и высадить подкрепление на Гуадалканале. 15 ноября 1942 года, после поражения японцев и потери Хиэй и Киришимы во время морского сражения за Гуадалканал , 3-я дивизия линкоров вернулась в Трук, где оставалась до конца 1942 года. [ 5 ]
1943: Передвижение между базами
[ редактировать ]В 1943 году Харуна не поражала вражеские цели. [ 1 ] В конце января 1943 года он участвовал в « Операции Ке » в составе диверсионного отряда и дальнего прикрытия, поддерживая японские эсминцы, эвакуировавшие личный состав с Гуадалканала. [ 29 ] 15–20 февраля 1943 года 3-я дивизия линкоров была переведена из Трука на военно-морскую базу Куре. С 23 февраля по 31 марта 1943 года Харуна находился в сухом доке военно-морского арсенала Куре для модернизации, получив дополнительные 25-мм (0,98 дюйма) зенитные орудия и броню Тип 96. 17 мая 1943 года, в ответ на американское вторжение на остров Атту , Харуна отправился в боевой вылет вместе с Мусаси , 3-й дивизией линкоров, двумя авианосцами, двумя крейсерами и девятью эсминцами. Три дня спустя подводная лодка USS Sawfish обнаружила оперативную группу, но не смогла атаковать. 22 мая 1943 года оперативная группа прибыла в Йокосука, где к ней присоединились еще три авианосца и два легких крейсера; отряд был расформирован, когда Атту пал до того, как были завершены необходимые приготовления. В течение июня 1943 года «Харуна» была переоборудована в Йокосуке. 18 сентября 1943 года Харуна покинул Трук в составе контратакующих сил в ответ на американские рейды на острова Браун в Микронезии, но контакт не был установлен, и корабль вернулся на базу. [ 5 ]
17 октября 1943 года Харуна снова покинул Трук в составе ещё более крупных сил — пяти линкоров, трёх авианосцев, восьми тяжёлых крейсеров, трёх лёгких крейсеров и многочисленных эсминцев — в ответ на американские рейды на остров Уэйк . Когда контакт не был установлен, 26 октября 1943 года отряд вернулся в Трук. 16 декабря 1943 года он прибыл в Сасебо для ремонта и обучения во внутренних водах. [ 1 ]
1944: Заключительные боевые действия
[ редактировать ]
25 января 1944 года капитан Кадзу Сигэнага принял на себя командование Харуной , пока корабль находился в Куре. 3-я дивизия линкоров покинула Куре 8 марта 1944 года. Прибыв в Линггу 14 марта 1944 года, дивизия оставалась на тренировках до 11 мая 1944 года. [ 5 ] 11 мая 1944 года мобильный флот Харуны и адмирала Одзавы покинул Линггу и направился в Тави-Тави , где к ним присоединился вице-адмирала Такео Куриты «Отряд C» . 13 июня мобильный флот Одзавы покинул Тавитави и направился к Марианским островам . [ 30 ] Во время битвы в Филиппинском море Харуна сопровождал японские быстрые авианосцы и 20 июня 1944 года был сбит двумя бронебойными бомбами по 500 фунтов (230 кг) с американского авианосца. [ 31 ] 24 июня он был поставлен в сухой док в Куре для ремонта и переоборудования. В августе 1944 года она перевелась в Линггу. [ 5 ]
Битва при заливе Лейте
[ редактировать ]В октябре 1944 года Харуна покинула Линггу для подготовки к «Операции Шо-1», контратаке Японии во время битвы в заливе Лейте , крупнейшему военно-морскому сражению в истории, в составе центральных сил адмирала Такао Куриты, состоящих из нее самой и ее систершипа « Конго» . линкор «Нагато » и «суперлинкоры» «Ямато» и «Мусаси» , самые большие и мощные линкоры из когда-либо построенных, поддерживаемые десятью тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и пятнадцатью эсминцами. В плане сразу же возникли сбои. 23 числа подводная лодка USS Darter потопила тяжелый крейсер Atago , за ней последовала подводная лодка USS Dace, торпедировавшая и потопившая тяжелый крейсер Maya , затем Дартер повредил тяжелый крейсер Takao , вынудив его выйти из боя вместе с двумя эсминцами, сопровождавшими его. [ 32 ] На следующий день воздушные атаки американских авианосцев продолжились. Харуна выжила, получив лишь незначительные повреждения от осколков бомбы, но Мусаси был потоплен, а тяжелый крейсер Мёко был поврежден и вынужден выйти из боя вместе с еще двумя эсминцами, чтобы сопровождать его. [ 33 ]
Битва у Самара
[ редактировать ]Ложное отступление заставило США поверить в то, что японские центральные силы уже вышли из боя, что привело к тому, что адмирал Хэлси преследовал ложные силы адмирала Одзавы . 25-го числа уменьшенные центральные силы обнаружили Taffy 3 , небольшую оперативную группу США, состоящую из шести эскортных авианосцев, трех эсминцев и четырех эскортных эсминцев, что побудило Харуну открыть огонь. Первоначально она нацелилась на эсминец USS Johnston из своих 6-дюймовых (152-мм) вспомогательных орудий, но промахнулась, прежде чем снова вступить в бой с авианосцами сопровождения. В 7:54 Харуна попала в эскортный авианосец USS Kalinin Bay 14-дюймовым (356-мм) снарядом в ее ангар с расстояния 16 400 ярдов (15 000 метров), выведя из строя ее самолетный лифт. Затем Харуна подверглась нападению торпед, выпущенных эсминцем, но все они промахнулись. В 8:10 Харуна эскортного авианосца USS Gambier Bay (вероятно) попала в корму 14-дюймовым (356-мм) снарядом, причинив незначительные повреждения, поскольку почти одновременно с ним Ямато поразил ее 18,1-дюймовым (46 см) снарядом. это пробило ее вешалку. [ 34 ] Харуне не удалось снова поразить залив Гамбье , поскольку Ямато нанес большую часть фатальных повреждений, в результате чего плоская вершина затонула. [ 35 ] [ 5 ]
После ожесточенных оборонительных действий американских кораблей адмирал Курита решил отступить, положив конец сражению. [ 36 ]
После поражения японского флота в заливе Лейте Харуна вернулся в Бруней и Линггу для ремонта. 22 ноября 1944 года он сел на мель на коралловом рифе недалеко от Лингги, в результате чего его водонепроницаемые отсеки были серьезно повреждены, что вынудило его вернуться в Сасебо, где корпус был залатан и отремонтирован. [ 5 ] 2 декабря 1944 года, возвращаясь в Японию из Юго-Восточной Азии в составе оперативной группы, она уклонилась от торпед, выпущенных американской подводной лодкой. 9 декабря еще три американские подводные лодки перехватили оперативную группу; USS Sea Devil , Plaice и Redfish , и они приступили к окончательному повреждению авианосца Junyō тремя попаданиями торпед. невредимая Харуна На следующий день прибыла в Сасебо. В конце 1944 года он перешел в Куре для полного ремонта и модернизации, пережив год, когда были потеряны еще четыре японских линкора. [ 37 ]
1945: Потеря
[ редактировать ]1 января 1945 года Харуна был исключен из расформированной 3-й дивизии линкоров и переведен в 1-ю дивизию линкоров 2-го флота. 10 февраля Харуна был направлен в военно-морской округ Куре . 19 марта 1945 года американские авианосцы атаковали остатки японского флота в Куре. Базу защищали опытные японские инструкторы-истребители, летавшие на истребителях Kawanishi N1K-J «Сиден» или «Джордж» во главе с человеком, который планировал нападение на Перл-Харбор , Минору Генда . [ 38 ] Эти истребители по некоторым параметрам превосходили основной истребитель Америки F6F Hellcat . [ 38 ] Они застали нападавших врасплох, уничтожили несколько американских самолетов и защитили базу от основного удара. [ 39 ] Харуна получила легкие повреждения от единственной бомбы с правого борта. [ 5 ] и остался в Куре. [ 40 ]
ВМС США 24 июля 1945 года 38-я оперативная группа начала серию воздушных атак на военно-морскую базу Куре, чтобы уничтожить последние остатки японского военно-морского флота. линкор «Хьюга» . В тот же день был потоплен [ 41 ] и в Харуну попала одна бомба, причинившая легкий ущерб. [ 42 ] Четыре дня спустя он получил восемь попаданий бомб от самолета оперативной группы 38 и затонул у причала в 16:15. [ 41 ] За два дня атак 65 офицеров и солдат Харуны было убито . Ее остатки были подняты со дна моря в 1946 году и разбились в течение двух месяцев. [ 42 ]
-
Харуны в Кобе в октябре 1914 года . Отделка
-
Харуна у причала возле Куре, Япония, под атакой авианосца ВМС США, 28 июля 1945 года.
-
Атака авианосца ВМС США, 28 июля 1945 года с близкого расстояния.
-
Харуна затонула у причала, 8 октября 1945 г.
-
Обломки корабля Харуна частично списаны на слом, надстройка и орудия сняты, 19 мая 1947 г.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Особый корабль Императора был назначен его официальным средством военно-морского транспорта по всей Японской империи.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Джексон (2008), с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гардинер и Грей (1980), с. 234.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Аллин Невитт (2010). «Объединенный флот – Конго линейный крейсер типа » . Проверено 11 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тихо, стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Аллин Невитт (2010). «Объединенный флот – табличная история Харуны » . Проверено 11 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с ДиДжулиан, Тони (2009). «Японский тип 14 дюймов/45 (35,6 см) 41-го года» . Navweaps.com . Проверено 26 февраля 2009 г. .
- ^ Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Аллин Невитт (2010). «Объединенный флот – 14-дюймовая/45 военно-морская пушка» Проверено 11 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джексон (2000), с. 48.
- ^ ДиДжулиан, Тони (2010). «Японский 6»/50» . Navweaps.com . Дата обращения 26 февраля 2009 .
- ^ Jump up to: а б ДиДжулиан, Тони (2008). «Японский 5»/40» . Navweaps.com . Дата обращения 26 февраля 2009 .
- ^ Джексон (2000), с. 67.
- ^ Jump up to: а б Джексон (2000), с. 68.
- ^ Джексон (2000), с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Джексон (2000), с. 72.
- ^ Уиллмотт (2002), с. 35.
- ^ Тихо, стр. 18.
- ^ Jump up to: а б МакКерти, с. 185.
- ^ Уиллмотт (2002), с. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с д Тихо, стр. 19.
- ^ Уиллмотт (2002), с. 56.
- ^ Джон Толанд , Восходящее солнце: упадок и падение Японской империи, 1936–1945 , Random House NY, 1970. стр. 307–308.
- ^ «Стимсон подтверждает затопление японского линкора» . Plainfield Courier-News . 11 декабря 1941 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Бойл (1998), с. 368.
- ^ Jump up to: а б Бойл (1998), с. 370.
- ^ Уиллмотт (2002), с. 93.
- ^ Уиллмотт (2002), с. 100.
- ^ Jump up to: а б Шом, с. 382
- ^ Суонстон, с. 220.
- ^ Суонстон, с. 223.
- ^ Уиллмотт (2002), с. 141.
- ^ Суонстон, с. 352.
- ^ «Имперские крейсеры» . www.combinedfleet.com . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Стейнберг (1980), с. 49.
- ^ Шесть, Рональд (8 декабря 2015 г.). «Столкновение в Сибуянском море: залив Гамбье» . Сеть истории войн . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Форумы NavWeaps - Битва при заливе Лейте (Центральные силы перехвачены Ольдендорфом)» . Форумы NavWeaps . 30 августа 2011 года . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Бойл (1998), с. 508.
- ^ Джексон (2000), с. 127.
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс (1982), с. 160.
- ^ Рейнольдс (1968), с. 338.
- ^ Джексон (2000), с. 128.
- ^ Jump up to: а б Джексон (2000), с. 129.
- ^ Jump up to: а б Тихо, стр. 20.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Бойл, Дэвид (1998). Вторая мировая война в фотографиях . Лондон. Ребо Продакшнс. ISBN 1-84053-089-8
- Джексон, Роберт (2000). Великие линкоры мира . Коричневые книги. ISBN 1-897884-60-5
- Джексон, Роберт (редактор) (2008). 101 великий военный корабль . Лондон: Янтарные книги. ISBN 978-1-905704-72-9
- Ленгерер, Ганс и Альберг, Ларс (2019). Крупные корабли Императорского флота Японии 1868–1945: Броненосцы, линкоры и линейные крейсеры: краткая история их проектирования, постройки и эксплуатации . Том. I: от броненосных «Фусо» до «Конго» линейных крейсеров класса . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-26-2 .
- МакКёрти, Фрэнсис (1989) [1945]. Боевые корабли Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Книги Бракена. ISBN 1-85170-194-X
- Паршалл, Джон; Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Невитт, Аллин (1997–2009). «Страница Императорского флота Японии» .
- Рейнольдс, Кларк Г. (1968). Быстрые перевозчики; Создание воздушного флота . Нью-Йорк, Торонто, Лондон, Сидней: Книжная компания McGraw-Hill. ISBN 1-55750-701-5 .
- Рейнольдс, Кларк Дж. (1982). Авианосная война . Книги Время-Жизнь. ISBN 0-8094-3304-4
- Шом, Алан (2004). Орел и восходящее солнце: Японско-американская война, 1941–1943 гг . Нортон и компания. ISBN 0-393-32628-4
- Стейнберг, Рафаэль (1980) Возвращение на Филиппины . Time-Life Books Inc. ISBN 0-8094-2516-5
- Стилле, командир Марк (2008). Линкоры Императорского флота Японии 1941–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-280-6
- Суонстон, Александр и Суонстон, Малкольм (2007). Исторический атлас Второй мировой войны . Лондон: Cartographica Press Ltd. ISBN 0-7858-2200-3
- Уиллмотт, Х.П. и Киган, Джон (2002) [1999]. Вторая мировая война на Дальнем Востоке . Смитсоновские книги. LCCN 2004049199. ISBN 1-58834-192-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Линейные крейсеры типа Конго
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- корабли 1913 года
- Военно-морские корабли Японии во время Второй китайско-японской войны
- Линкоры Японии времен Второй мировой войны
- Линкоры, потопленные авиацией
- Корабли, потопленные авиацией США
- Кораблекрушения во Внутреннем море
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в июле 1945 г.