Jump to content

Потопление принца Уэльского и отпор

Координаты : 03 ° 33'36 "N 104 ° 28'42" E  /  3,56000 ° N 104,47833 ° E  / 3,56000; 104,47833

Потопление принца Уэльского и отпор
Часть Тихоокеанской войны . Второй мировой войны

«Принц Уэльский» (слева спереди) и «Рипалс» (слева сзади) после попадания торпеды 10 декабря 1941 года. Эсминец HMS Express маневрирует на переднем плане.
Дата 10 декабря 1941 г.
Расположение 03 ° 33'36 "N 104 ° 28'42" E  /  3,56000 ° N 104,47833 ° E  / 3,56000; 104,47833
Результат Победа Японии
Воюющие стороны

 Великобритания

 Япония

Командиры и лидеры
Великобритания Том Филлипс  
Великобритания Джон Лич  
Великобритания Уильям Теннант
Японская империя Ниичи Наканиси
Японская империя Ситидзо Мияучи
Японская империя Хачиро Сёдзи
Задействованные подразделения
Сила Z Гензан Эйр Групп
Каноя Эйр Групп
Зарплаты Авиагруппа
Сила
1 линкор
1 линейный крейсер
4 эсминца
88 самолетов
(34 самолета-торпедоносца,
51 бомбардировщик уровня,
3 разведывательных самолета)
Жертвы и потери
1 линкор потоплен
1 линейный крейсер потоплен
840 убитых
4 самолета уничтожено
28 повреждено [1]
2 гидросамолета пропали без вести
18 убитых [2]

Потопление « Принца Уэльского» и «Отражение» военно-морское сражение во Второй мировой войне , как часть войны на Тихом океане , которое произошло 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море у восточного побережья британских колоний Малайя (нынешняя (современная Малайзия ) и Стрейтс-Сетлментс (современный Сингапур и его прибрежные города), в 70 милях (61 морская миля; 110 километров) к востоку от Куантана , Паханга . Королевского флота Линкор HMS Prince of Wales и линейный крейсер HMS Repulse наземного базирования были потоплены бомбардировщиками и торпедоносцами Императорского флота Японии . В Японии это сражение называлось Морским сражением при Малайе ( マレー沖海戦 , Marē-oki kaisen ) .

Целью отряда Z , состоявшего из одного линкора, одного линейного крейсера и четырех эсминцев , был перехват японского флота вторжения в Южно-Китайском море к северу от Малайи. Оперативная группа действовала без поддержки авиации. Хотя британцы столкнулись с японскими тяжелыми надводными частями, им не удалось найти и уничтожить основной конвой. По возвращении в Сингапур они были атакованы в открытых водах и потоплены дальними бомбардировщиками-торпедоносцами. Командующий Силой Z адмирал сэр Том Филлипс решил сохранять радиомолчание, и тревога была отправлена ​​​​(отпором ) только через час после первой японской атаки.

Благодаря нападению на Перл-Харбор всего двумя днями ранее, по другую сторону международной линии перемены дат, малайское сражение продемонстрировало эффективность воздушных атак даже на самые тяжелые военно-морские силы, если они не имели прикрытия с воздуха. Это повысило важность для союзников трех ВМС США авианосцев в Тихом океане: USS Enterprise , Lexington и Saratoga . [Н 1] Затопление двух кораблей серьезно ослабило британский Восточный флот в Сингапуре, и японский флот действовал только с помощью подводных лодок до битвы у Эндау 27 января 1942 года. Сам Сингапур пал перед японцами 15 февраля, что привело к крупнейшей капитуляции. в британской истории.

На заседаниях 17 и 20 октября Британский комитет обороны официально обсудил усиление военно-морского флота на Дальнем Востоке в ответ на падение умеренного правительства Коноэ 16 октября. В соответствии с оценкой намерений Японии, сделанной в августе-сентябре, Уинстон Черчилль и его кабинет высказались за развертывание современного линкора для сдерживающего эффекта. [3] Королевский флот в рамках своей наступательной стратегии планировал отправить «Нельсон » и «Месть» классов в Сингапур линкоры , но « Нельсоны » не смогли развернуться. HMS Nelson был поврежден в Средиземном море в конце сентября. [4] экипажа Отпуск не позволил HMS Rodney развернуться до середины декабря, и потребовался ремонт орудия, запланированный на февраль-май 1942 года, прежде чем он сможет проводить дальнейшие операции. С учетом подготовки самое раннее, что оба корабля смогли достичь Дальнего Востока, был август 1942 года. «Кинг Джордж V» Линкор класса HMS Prince of Wales был, помимо « Мести », единственным доработанным линкором, который мог плыть на восток до весны 1942 года. [5] 20 октября комитет решил отправить принца Уэльского в Кейптаун , Южная Африка . [6] По прибытии в Кейптаун проверка должна была решить, отправлять ли корабль дальше в Сингапур; [7] это позволит принцу Уэльскому быть готовым отреагировать на чрезвычайную ситуацию в домашних водах. [8]

В декабре 1941 года в качестве сдерживающего фактора японской территориальной экспансии, продемонстрированной недавно вторжением во Французский Индокитай , было предложено отправить на Дальний Восток отряд военных кораблей Королевского флота с целью обеспечить подкрепление тамошних британских владений, в основном особенно Сингапур. Первый морской лорд сэр Дадли Паунд заявил, что Сингапур можно будет адекватно защитить только в том случае, если Королевский флот направит туда большую часть своих крупных кораблей , чтобы достичь паритета с предполагаемой силой в девять японских линкоров. Однако отправка таких крупных британских сил была непрактичной, поскольку британцы находились в состоянии войны с нацистской Германией и фашистской Италией . Тем не менее Черчилль с оптимизмом смотрел на улучшение ситуации в Северной Атлантике и Средиземноморье; он выступал за отправку двух крупных кораблей вместе с авианосцем для защиты Малайи, Борнео и поселений Проливов .

Черчилля критиковали за «значительное невежество» и «преувеличенную веру в мощь линкора», а также за «тенденцию вмешиваться в военно-морские дела». [9] Возможно, это побудило его предложить эскадру из трех современных кораблей: одного линкора, одного линейного крейсера и одного авианосца. [10] По его мнению, используя расшифровки Ultra , которые дадут британцам местоположение японских кораблей, они смогут затем использовать свои собственные корабли для формирования « существующего флота » для сдерживания японских действий, как немецкий линкор «Тирпиц» , сестра погибшего «Бисмарка» , находился в Северном море. [10] Однако четкого плана решения такой задачи не было. [11] В пересмотренном британском предложении для прикрытия с воздуха были выделены « Принц Уэльский» , ветеранский класса «Известность» линейный крейсер HMS Repulse и «Илластриус» авианосец класса HMS Indomitable , хотя план пришлось пересмотреть, когда Indomitable сел на мель в Карибском море. [12]

Адмиралтейства, Отправка крупных кораблей в Сингапур была частью стратегического планирования поскольку военно-морская база была расширена и укреплена с начала 1920-х годов. Масштаб этого запланированного развертывания был сокращен в 1930-е годы, поскольку Германия и Италия представляли новую угрозу британским интересам в Атлантике и Средиземноморье. Тем не менее, по-прежнему предполагалось, что значительные силы крупных кораблей сдержат японскую экспансию. План Черчилля предполагал [13] что Соединенные Штаты согласятся направить свой Тихоокеанский флот , включая восемь линкоров, в Сингапур в случае военных действий с Японией, или что британские силы повысят сдерживающую ценность американского флота, если он останется в Перл-Харборе . [14] Адмирал Флота Метрополии сэр Джон Тови был против отправки каких-либо новых линкоров «Король Георг V», поскольку считал, что они не подходят для действий в тропических водах. Действительно, влажный климат Малайи негативно повлиял бы на возможности « Принца Уэльского» , например, из-за поломки его радаров надводного поиска , износа ее зенитных боеприпасов и повышенной утомляемости экипажа из-за отсутствия кондиционирования воздуха . [15]

Развертывание

[ редактировать ]
Адмирал сэр Том Филлипс (справа), командующий отрядом Z, и его заместитель контр-адмирал Артур Паллисер на пристани военно-морской базы Сингапура, 2 декабря 1941 года.

Отряд G, состоящий из современного линкора Prince of Wales , времен Первой мировой войны линейного крейсера Repulse и четырех эсминцев HMS Electra , Express , Encounter и Jupiter , прибыл в Сингапур 2 декабря 1941 года. Затем они были переименованы в Force Z.

Новый авианосец HMS Indomitable был передан в состав Force G, но во время работы у Ямайки он сел на мель у входа в гавань Кингстона 3 ноября 1941 года. [16] Indomitable потребовалось 12 дней ремонта в сухом доке в Норфолке, штат Вирджиния , и он не смог принять участие в акции. Indomitable имел по одной эскадрилье Fairey Fulmars и Hawker Sea Hurricanes . Другой авианосец, HMS Hermes (который находился вместе с принцем Уэльским в Кейптауне), направлялся в Сингапур, чтобы присоединиться к Force Z, но не был развернут из-за недостаточной скорости. [17]

1 декабря было объявлено, что сэр Том Филлипс произведен в адмиралы и назначен главнокомандующим Восточным флотом . Несколько дней спустя Repulse отправился в Австралию с HMAS Vampire и HMS Tenedos , но силы были отозваны в Сингапур для сбора для возможных операций против японцев. [18]

Также в Сингапуре находились легкие крейсеры HMS Durban , Danae , Dragon и Mauritius , а также эсминцы HMS Stronghold , Encounter и Jupiter . Тяжелый крейсер HMS Exeter , голландский легкий крейсер HNLMS Java , еще два британских эсминца ( «Скаут» и «Танет» ) и четыре эсминца ВМС США ( «Уиппл» , «Джон Д. Эдвардс» , «Эдсолл» и «Олден» ) должны были быть там в течение трех дней. [19]

Хотя Дурбан и Стронгхолд были доступны, адмирал Филлипс решил оставить их в Сингапуре, поскольку они не были такими быстрыми, как другие подразделения. Кроме того, «Даная» , «Дракон» , «Маврикий» , «Инкаунтер» и «Юпитер» также находились в Сингапуре, но находились в ремонте и не были готовы к отплытию.

Японские препараты

[ редактировать ]

Черчилль публично объявил, что «Принц Уэльский» и «Рипалс» отправляются в Сингапур для сдерживания японцев. В ответ адмирал Исороку Ямамото послал 36 бомбардировщиков Mitsubishi G4M для усиления существующей Mitsubishi G3M , оснащенных авиагруппы Каноя и авиагруппы Гензан , пилоты которых начали подготовку к атаке на два крупных корабля. Экипажи бомбардировщиков авиагруппы «Каноя» Каноя Кокутай (751 Ku), авиагруппы «Гэндзан» Гензан Кокутай (753 Ku) и авиагруппы «Михоро» Михоро Кокутай (701 Ku) тренировались в торпедных атаках на высоте менее более 10 метров (30 футов) и в дальнем надокеанском плавании, чтобы они могли атаковать военно-морские цели, быстро движущиеся в море. [20] Авиационной группой Гензан командовал лейтенант Ниити Наканиси, авиагруппой Каноя - лейтенант Ситизо Мияучи, а авиагруппой Михоро - лейтенант Хачиро Сёдзи. [21] Это был первый случай за всю войну, когда группа бомбардировщиков была специально обучена и оснащена для «уничтожения кораблей», что имело беспрецедентные возможности, поскольку примерно в то время обычные бомбардировщики наземного базирования (особенно на Средиземном море) атаковали корабли в море с ограниченными возможностями. успех. [15]

Начало военных действий

[ редактировать ]
Бомбардировщики Mitsubishi G4M Betty / "葉巻" Hamaki (Сигара) авиакомпании Kanoya Air Group
Mitsubishi G3M Nell авиакомпании Genzan Air Group . Этот тип также эксплуатировался Mihoro Air Group.

8 декабря 1941 г. [22] Рано утром бомбардировщики авиагруппы Михоро атаковали Сингапур . [21] Принц Уэльский и Репалс ответили зенитным огнем; ни один самолет не был сбит, корабли не получили повреждений. Японцы высадились в Кота-Бару , Малайя, 8 декабря (по местному времени), начав японское вторжение в Малайю .

Пришли новости о том, что Перл-Харбор подвергся нападению и восемь американских линкоров были потоплены или выведены из строя. В предвоенном планировании рассматривалась возможность отправки Тихоокеанским флотом США основных подразделений в Сингапур для подкрепления британцев, когда разразится война. Теперь это было невозможно. В ходе более ранней дискуссии с генералом США Дугласом Макартуром и адмиралом Томасом К. Хартом Филлипс пришел к выводу , что двух его крупных кораблей недостаточно для противостояния японцам. [14] Однако, поскольку японцы угрожали захватить Малайю, Филлипсу пришлось использовать свои корабли в наступательных целях; он собрал свою флотилию, чтобы попытаться перехватить и уничтожить японские конвои вторжения в Южно-Китайское море .

Филлипс не верил, что ВВС Великобритании и другие военно-воздушные силы союзников могут гарантировать прикрытие с воздуха для его кораблей. [ нужна ссылка ] поскольку у них было лишь ограниченное количество бойцов . [ нужна ссылка ] Однако одна эскадрилья, № 453-я эскадрилья RAAF с 10 самолетами Brewster F2A Buffalo в RAF Sembawang , была обозначена как «эскадрилья обороны флота» для обеспечения тесного прикрытия Force Z. [23] Исполняющий обязанности командира эскадрильи лейтенант Тим ​​Вигорс был проинформирован о процедурах радиосвязи, которые будут использоваться Отрядом Z. [24]

Несмотря на свои опасения по поводу доступного прикрытия с воздуха, Филлипс решил продолжить. Считается, что на его решение повлияли четыре фактора: он считал, что японские самолеты не могут действовать так далеко от земли, он считал, что его корабли относительно защищены от фатальных повреждений в результате воздушных атак, он не знал о качестве японских самолетов и торпед. , [23] и, как и многие офицеры Королевского флота, Филлипс недооценил боевые способности японцев. [9] До этого момента ни один крупный корабль в море не был потоплен воздушной атакой. Итальянский тяжелый крейсер «Пола» был выведен из строя торпедой авианосца Фейри-Свордфиш в битве у мыса Матапан 29 марта 1941 года, а позже был потоплен торпедой эсминца HMS Jervis . [25] Эти и другие операции Королевского флота на Средиземноморском театре военных действий (сентябрь 1939 г. - декабрь 1941 г.) показали, что действовать в водах, прикрытых вражеской авиацией наземного базирования, было рискованно, но возможно, поскольку немецкие и итальянские самолеты повредили, но не смогли остановить мальтийские конвои, в то время как немецкие и итальянские самолеты повредили, но не смогли остановить мальтийские конвои . ни один британский линкор не был потерян. Филлипс сильно недооценил масштаб атаки и полагал, что большинство штурмовиков противника будут бомбардировщиками уровня, а не морскими торпедоносцами наземного базирования. [26] Однако японские бомбардировщики, которые должны были атаковать его корабли, были специально обучены и оборудованы для «уничтожения кораблей», чего британцы не осознавали из-за ошибок разведки. [15]

Его флагман, «Принц Уэльский» , имел одну из самых совершенных военно-морских зенитных систем того времени, систему управления большим углом (HACS), которая продемонстрировала точный дальний зенитный огонь с радиолокационным наведением во время операции «Алебарда» в августе и Сентябрь 1941 года. [27] Однако из-за сильной жары и влажности в малайских водах ее радары управления зенитным огнем вышли из строя, а ее 2-фунтовые боеприпасы также пришли в негодность. [28] были вызваны технические специалисты Королевских ВВС, Для проверки радаров «Принца» но на ремонт потребовалась неделя, а отряд Z должен был приступить к работе через несколько дней. [14]

453-я эскадрилья RAAF, которая должна была обеспечивать воздушное прикрытие Force Z, не была проинформирована о положении кораблей. Никакого радиозапроса на прикрытие с воздуха не было отправлено до тех пор, пока его не отправил командир «Отпора» через час после начала японской атаки. Лейтенант Вигорс предложил план держать шесть самолетов над отрядом Z в дневное время, но Филлипс отклонил его. После войны Вигорс по-прежнему злился на него за то, что он не смог вовремя вызвать поддержку с воздуха. [24] Позже он прокомментировал: «Я считаю, что это, должно быть, было последнее сражение, в котором военно-морской флот считал, что сможет обойтись без Королевских ВВС. Чертовски дорогой способ обучения. Филлипс знал, что за ним следили накануне вечером, а также в на рассвете в тот день он не вызвал поддержку с воздуха. На него напали, но он все еще не звал на помощь». [29] Дневное прикрытие с воздуха у побережья также предлагал командир звена Уилфред Клоустон из 488-й эскадрильи RNZAF , но его план «Операция «Мобиль»» также был отклонен. [30]

Что касается решения Филлипса действовать без прикрытия с воздуха, военно-морской историк Сэмюэл Элиот Морисон писал:

Те, кто принимает решения на войне, постоянно взвешивают определенные риски и возможные выгоды. В начале военных действий [США] адмирал Харт думал о том, чтобы послать свой небольшой ударный отряд к северу от Лусона, чтобы бросить вызов японским коммуникациям, но решил, что риск для его кораблей перевешивает возможную выгоду, поскольку противник установил контроль в воздухе. У адмирала Филлипса была точно такая же проблема в Малайе. Должен ли он войти в Сиамский залив и подвергнуть свои корабли воздушному нападению из Индокитая в надежде нарушить коммуникации противника с помощью своего десанта? Он решил рискнуть. Поскольку Королевские военно-воздушные силы и британская армия борются за свою жизнь, Королевский флот не мог оставаться верным своей традиции, праздно оставаясь на якоре. [31]

Отправление

[ редактировать ]
Принц Уэльский покидает Сингапур
Отражение выхода из Сингапура
Принц Уэльский (слева) и Репалс (справа) покидают Сингапур 8 декабря 1941 года.

Получив известие о японском конвое, направляющемся в Малайю, Force Z в составе Prince of Wales , Repulse , Electra , Express , Vampire и Tenedos отплыл из Сингапура 8 декабря в 17:10. Филлипс надеялся атаковать Сингору 10 декабря; если бы он ушел на день раньше, он мог бы достичь своей цели, вообще не подвергнувшись воздушной атаке, поскольку японские эскадрильи еще не прибыли. [13]

9 декабря в 07:13 отряд Z миновал острова Анамбас на востоке и повернул на новый курс 330 градусов, позже изменившийся на 345 градусов. Группа Z была облетана двумя японскими самолетами-разведчиками, но об этом не сообщалось. [9] прежде чем его заметила японская подводная лодка I-65 в 14:00 9 декабря, которая в течение пяти часов следила за британскими кораблями, передавая по радио их позиции. Филлипс не знал, что за ним следят. После этого отчета о контакте вице-адмирал Джисабуро Одзава , командующий силами вторжения, приказал большинству своих военных кораблей сопровождать пустые транспорты обратно в залив Камрань на юге Вьетнама.

Уточняющее сообщение И-65 , подтверждающее присутствие британских линкоров, через два часа дошло до штаба 22-й воздушной флотилии. В это время их самолеты загружали бомбы для атаки на гавань Сингапура, но тут же перешли на торпеды. Бомбардировщики были готовы только к 18:00. [32] Отчет также побудил 2-й японский флот , главные силы Южных (Малайских) сил, совершить вылазку на юг из Индокитая, чтобы перехватить отряд Z. Флот состоял из линкоров «Конго» , «Харуна» , трех «Такао» крейсеров класса и восьми эсминцев. [33] К ним присоединились четыре «Могами» крейсера класса 7-й крейсерской дивизии и один лёгкий крейсер , четыре эсминца 3-й эскадры эсминцев. [34] Крейсеру « Тёкай» , флагману вице-адмирала Одзавы, также было приказано отправиться на юг, чтобы найти отряд Z. [35]

Около 17:30, всего за полчаса до захода солнца, Force Z был замечен тремя гидросамолетами Aichi E13A , катапультированными с японских крейсеров Yura , Kinu и Kumano , сопровождавших транспорты. [36] Эти самолеты продолжали слежку. Примерно в 18:30 «Тенедос» был отправлен обратно в Сингапур, поскольку у него заканчивалось топливо, с инструкциями связаться с контр-адмиралом Артуром Паллисером , которому было поручено действовать в качестве связующего звена с Королевскими ВВС в Малайе. [37] В намерения Филлипса больше не входило атаковать Сингору, хотя в 19:00 Филлипс изменил курс в сторону Сингоры, чтобы обмануть самолет слежения, а затем в 20:15 на юг, в сторону Сингапура, когда его накрыла темнота. [37] Тенедос послушно доложил в 20:00, сохранив тем самым секретность позиции Филлипса.

Японцы предприняли попытку ночной воздушной атаки, опасаясь, что британцы обнаружат конвой. [32] но плохая погода помешала им найти корабли, и около полуночи они вернулись на свои аэродромы в Тхо-Ду-Мот и Сайгоне . [38]

Вернуться в Сингапур

[ редактировать ]

Той ночью один из японских гидросамолетов сбросил сигнальную ракету над японским тяжелым крейсером «Тёкай» , приняв его за принца Уэльского . После этого японский отряд из шести крейсеров и нескольких эсминцев повернул на северо-восток. Вспышку также видели британские войска, которые опасались, что их опознали, а затем повернули на юго-восток. В этот момент силы находились на расстоянии примерно 5 миль (9 км) друг от друга, но не видели друг друга, а японские войска не были обнаружены радаром «Принца Уэльского» . В 20:55 Филлипс отменил операцию, заявив, что они утратили элемент внезапности, и приказал войскам вернуться в Сингапур.

На обратном пути их заметила и доложила японская подводная лодка И-58 в 03:40. [36] И-58 сообщила, что выпустила пять торпед и промахнулась, а через три часа потеряла отряд из виду. Британские войска не видели торпед и не знали, что на них напали. Донесение с И-58 дошло до штаба 22-й воздушной флотилии в 03:15, а в 06:00 десять бомбардировщиков авиагруппы Гензан были отправлены на секторный поиск кораблей. [32] Вскоре последовало еще много самолетов, некоторые из которых были вооружены бомбами, а некоторые — торпедами. Авиагруппа Гензан вылетела в 07:55, авиагруппа Каноя - в 08:14, авиагруппа Михоро - в 08:20. [36] Им было приказано проследовать к предполагаемому положению кораблей. [32]

Японская воздушная атака

[ редактировать ]
Японская аэрофотоснимок первой атаки на принца Уэльского (вверху) и «Отпор» . Виден короткий, густой шлейф черного дыма, исходящий от Repulse , в который только что попала бомба и который был окружен как минимум шестью промахами. принц Уэльский Видно, что маневрирует. Белый дым идет из труб, когда корабли пытаются увеличить скорость.

В 00:50 того же утра, 10 декабря, Филлипс получил сообщение от Паллисера о высадке японцев в Куантане , на восточном побережье Малайи, на полпути между Сингапуром и Кота-Бару; Филлипс двинулся в этом общем направлении, не сигнализируя, однако, Паллисеру о своих намерениях (что раскрыло бы его позицию). [23] Паллисер не смог этого предвидеть и запросил прикрытие Куантана с воздуха у истребителей Сембаванга «Баффало». [23] Как выяснилось, самолеты Королевских ВВС были отправлены только после того, как Repulse отправило радиосообщение через час после первой японской атаки. В 05:15 на горизонте были замечены объекты; думая, что это силы вторжения, Отряд Z повернулся к ним. Это оказался траулер, буксирующий баржи. В 06:30 Repulse сообщил, что видел самолет, преследующий корабли. В 07:18 принц Уэльский катапультировался с разведывательного самолета Supermarine Walrus ; он прилетел в Куантан, ничего не увидел, доложил принцу Уэльскому и улетел в Сингапур.

Экспресс был отправлен обследовать местность, но ничего не нашел. Филлипс не знал, что большие силы японских бомбардировщиков наземного базирования искали его корабли, но, не предвидя его обхода в Куантане, искали гораздо южнее. Около 10:00 Тенедос , которая накануне отделилась от основных сил и теперь находится примерно в 140 милях (230 км) к юго-востоку от группы Z, начала подавать сигнал о том, что ее атакуют японские самолеты. [39] Атака была осуществлена ​​девятью двухмоторными средними бомбардировщиками Mitsubishi G3M «Nell» авиакорпуса Гензан 22-й воздушной флотилии, базирующимися в Сайгоне, каждый из которых был вооружен одной бронебойной бомбой массой 500 кг (1100 фунтов). Они приняли эсминец за линкор и потратили боекомплект, не добившись ни одного попадания. В 10:15 самолет-разведчик к северу от большинства японских самолетов, пилотируемый энсином Масато Хоаси, заметил отряд Z и отправил сообщение с подробным описанием их точного местоположения. [40]

Остальные японские самолеты приблизились к отступающей британской оперативной группе. Самолеты рассредоточились на поиски британских военных кораблей и прибыли к цели небольшими группами. Из-за нехватки топлива японцы атаковали по прибытии, вместо того, чтобы сформировать большие силы для скоординированного удара. Первая волна японских самолетов, состоящая из восьми бомбардировщиков «Нелл» из авиакорпуса Михоро, атаковала в 11:13, сосредоточившись исключительно на «Отражении» . Помимо семи попаданий 250-килограммовых (550 фунтов) бомб, [41] они нанесли всего одно попадание, которое пробило ангар и верхнюю палубу и взорвалось в морской кают-компании. [42] Бомба не причинила серьезных повреждений и относительно мало жертв, и Repulse продолжал двигаться со скоростью 25 узлов (46 км / ч, 29 миль в час), все еще в боевой готовности. [43] Пять из восьми бомбардировщиков были повреждены зенитным огнем, а два были вынуждены вернуться на базу.

Около 11:40 17 торпедоносцев «Нелл» (две эскадрильи авиагруппы Гензан к двум крупным кораблям приблизились ). Восемь сосредоточились на Repulse , а девять атаковали Prince of Wales , отправив восемь торпед в сторону флагмана (один самолет прервал наступление на Prince of Wales , оторвался и атаковал Repulse ). [44] Во время этой атаки одна Нелл была сбита и еще трое были повреждены Принца Уэльского зенитным огнем . Эта первая волна торпедоносцев не попала в «Отражение» , но сумела нанести один фатальный удар по «Принцу Уэльскому» , как раз в том месте, где ее внешний левый гребной вал выходил из корпуса (некоторые исторические сведения [45] заявляют, что в этой атаке было два попадания, но обширное обследование корпуса затонувшего судна водолазами в 2007 году показало, что было только одно). [46] Вращаясь на максимальных оборотах, вал скрутил и разорвал сальники , не позволявшие морской воде проникнуть в корабль через внутренние переборки широкого туннеля шахты. Флагман быстро набрал 2400 тонн воды, а его скорость упала до 16 узлов (30 км/ч, 18 миль в час). [43]

Показания лейтенанта Уайлдиша, командующего машинным отделением «B», показали, что шахта была остановлена, но после перезапуска шахты вода хлынула через поврежденный проход шахты, затопив машинное отделение B и вынудив его эвакуироваться. [47] В результате этого попадания также были затоплены сам длинный коридор шахты, машинное отделение «Y», левое дизельное динамо-помещение, котельная «Y», центральное вспомогательное машинное отделение и ряд других отсеков в кормовой части. [48]

Экипаж тонущего «Принца Уэльского» бросает корабль на эсминец « Экспресс» . Спустя несколько мгновений список принца Уэльского внезапно увеличился, и Express пришлось отказаться от участия. Обратите внимание на стволы орудий калибра 5,25 дюйма, которые из-за крена не смогли опуститься достаточно далеко, чтобы поразить нападающих.

Попадание торпеды имело разрушительные последствия. Во-первых, это вызвало крен на 11,5 градусов. [43] в результате чего правого борта 5,25-дюймовые зенитные башни не могли опуститься достаточно далеко, чтобы поразить атакующих на малых высотах. Кроме того, власть на принца Уэльского корме [43] 5,25-дюймовые турели двойного назначения были вырезаны, в результате чего он не смог эффективно противостоять дальнейшим атакам. Потеря мощности ее насосов означала неспособность откачивать набегающую паводковую воду быстрее, чем она попадала в пробитый корпус. Повреждение торпеды также лишило ее большей части вспомогательной электроэнергии, жизненно важной для внутренней связи, вентиляции, рулевого механизма и насосов, а также для тренировки и подъема 5,25-дюймовых и 2-фунтовых артиллерийских установок. Все 5,25-дюймовые башни, кроме S1 и S2, были практически неуправляемыми, и этот фактор усугублялся списком, из-за чего их экипажи не могли даже перетаскивать их вручную с помощью цепей. Экипажам также было трудно перевести тяжелую двухфунтовую установку в ручной режим. Обширное внутреннее затопление и повреждение вала привели к отключению внутреннего левого гребного вала, в результате чего корабль остался под напряжением только двигателей правого борта и в лучшем случае мог развивать скорость всего 15 узлов. Из-за того, что электрическое рулевое управление не реагировало, корабль стал практически неуправляемым.

Схема торпедного повреждения кормы HMS Prince of Wales, 10 декабря 1941 года, показана так, как если бы корабль находился в вертикальном положении (то есть обломки перевернуты, и это изображение иногда можно увидеть «перевернутым»).

Очередную торпедную атаку осуществили 26 бомбардировщиков «Бетти» авиагруппы «Каноя» примерно в 12:20. [49] и «Принц Уэльский» был поражен еще тремя торпедами по правому борту (некоторые исторические сведения [45] заявите четыре попадания, но обследование корпуса в 2007 году показало, что их было только три); одна в самой носовой части, одна напротив башни главного орудия B и одна в кормовой части башни Y, которая не только пробила корпус, но и погнула внешний гребной вал правого борта внутрь и над внутренним валом, мгновенно остановив его. [50]

В то же время, когда началась последняя торпедная атака на Принца Уэльского , самолеты авиагруппы Каноя также атаковали Репалс как с правого, так и с левого борта. Repulse , который на данный момент уклонился от 19 торпед, подвергся атаке «молота и наковальни» (или атаке клешней) и был поражен одной торпедой по левому борту. попали еще как минимум три торпеды Через несколько минут дальнейшие атаки привели к тому, что по «Репульсу» . [51] Она была серьезно ранена, и вскоре капитан Уильям Теннант приказал команде спуститься за борт; Repulse сильно накренился влево в течение примерно шести минут. [52] и, наконец, в 12:33 перевернулся и затонул кормой первым с тяжелыми потерями. [53]

«Принц Уэльский» теперь находился под управлением только одного гребного вала, но все еще мог вести огонь по бомбардировке на большой высоте, которая началась в 12:41, хотя только с 5,25-дюймовыми башнями S1 и S2. Хотя большая часть бомб упала на него, одна бомба пробила палубу в миделе корабля. Эта бомба пробила верхнюю палубу и взорвалась среди раненых, собравшихся в кинотеатре внизу, что привело к многочисленным жертвам. Вскоре «Принц Уэльский» начал опрокидываться влево (хотя он получил больше попаданий торпед в правый борт), и HMS Express подошел к нему, чтобы забрать раненый и небоеспособный экипаж. Затем был отдан приказ покинуть корабль, и вскоре после этого «Принц Уэльский» перевернулся в порт, на короткое время плыл вверх дном, а затем в 13:18 затонул сначала кормой. [15] Перевернувшись, она зацепила «Экспресс» , лежащий рядом с выжившими, своим трюмным килем и чуть не унесла с собой эсминец. [54] Громкий звук терактов был слышен в Сингапуре. [55]

Выжившие из «Принца Уэльского» и «Отпора» в воде, когда эсминец приближается к спасению.

Японцы добились восьми попаданий торпед, по четыре на «Принца Уэльского». [56] и Отталкивание , [57] [58] из 49 торпед, потеряв при этом только три самолета в ходе самой атаки (один торпедоносец «Нелл» из авиагруппы «Гензан» и два торпедоносца «Бетти» из авиагруппы «Каноя»), а четвертый самолет получил настолько серьезные повреждения, что разбился при приземлении. Обследование двух затонувших кораблей в 2007 году подтвердило, что в «Принц Уэльский» было четыре торпедных попадания ; и смог подтвердить только два попадания на Repulse , поскольку область миделя корабля, где были зарегистрированы два других попадания, была погребена под морским дном. [58]

Воздушное прикрытие, закрепленное за отрядом Z, состояло из десяти истребителей «Баффало» 453-й эскадрильи RAAF. [32] прибыл в район боевых действий в 13:18, [54] так же, как затонул принц Уэльский . Они столкнулись с разведывательным самолетом, пилотируемым энсином Масато Хоаси, который ранее обнаружил Отряд Z. [59] но ему удалось сбежать от «Буйволов» и вернуться, чтобы подтвердить затопление. [32] Если бы его сбили, японцы могли бы предположить, что оба корабля пережили атаку, и нанести новый удар. [21]

После действия

[ редактировать ]

Эсминцы «Электра» и «Вампир» подошли, чтобы спасти выживших после «Отпора» , а «Экспресс» спас тех, кто остался с « Принца Уэльского» . Погибло 840 моряков: 513 в Repulse и 327 в Prince Of Wales . После того, как они были спасены, некоторые выжившие с «Отпор» пилотируемых боевых станций освободили моряков Электры и спасли еще больше выживших. В частности, артиллеристы Repulse располагали 4,7-дюймовыми (120-мм) установками «X» и «Y», а Repulse дантист помогал медицинским бригадам Electra с ранеными. Всего было спасено около 1000 выживших после Repulse , из них 571 — Электра . Вампир подобрал девять офицеров, 213 рядовых и одного гражданского военного корреспондента от Repulse , а также двух матросов от Prince of Wales .

Из высокопоставленных офицеров « Принца Уэльского» адмирал Филлипс и капитан Джон Лич решили затонуть вместе со своим кораблем корабля , а старшими выжившими были лейтенант-коммандер А.Г. Скипвит, первый лейтенант , и командир. (E) Л. Дж. Гуди, главный инженер, которого спас «Экспресс» . Капитан Уильям Теннант из Repulse был спасен Вампиром .

Согласно London Gazette. сообщению Vigors в

Было очевидно, что трем эсминцам потребуются часы, чтобы подобрать эти сотни людей, цепляющихся за обломки и плавающих в грязной, маслянистой воде. Помимо всего этого, была неминуема угроза новой бомбардировки и пулеметной атаки. Каждый из этих людей, должно быть, понимал это. Тем не менее, когда я летал вокруг, каждый мужчина махал рукой и поднимал большой палец, когда я пролетал над ним. Через час нехватка бензина заставила меня уйти, но в течение этого часа я видел, как многие люди, находящиеся в страшной опасности, махали руками, аплодировали и шутили, как если бы они были отдыхающими в Брайтоне и махали рукой низколетящему самолету. Это потрясло меня, потому что здесь было что-то выше человеческой природы. [60]

На обратном пути в Сингапур с выжившими «Экспресс» миновал Стронгхолд и четыре американских эсминца, направлявшихся на север. «Экспресс» дал понять, что бой окончен, но корабли продолжили обыскивать местность в поисках выживших. Ни один не был найден. Возвращаясь в Сингапур после поисков, Эдсолл сел на борт рыболовного траулера, замеченного отрядом Z тем утром. Траулер был идентифицирован как японское судно Kofuku Maru и был доставлен в Сингапур, где японский экипаж был интернирован.

Пока японские бомбардировщики возвращались на свои аэродромы во Французском Индокитае, вторая волна готовилась к новой атаке на отряд Z. Им не было предоставлено точной информации о ходе боя. Атака была отменена, как только они получили подтвержденные сообщения о затоплении от прапорщика Хоаши. [21] На следующий день лейтенант Харуки Ики прилетел к месту боя, сбросив в море два венка цветов в честь погибших в бою бойцов с обеих сторон. Один предназначался для членов его авиагруппы «Каноя», а другой — для британских моряков, чья храбрость при защите кораблей снискала им величайшее восхищение всех пилотов его эскадрильи. [14]

Последствия затопления

[ редактировать ]
Колокол, поднятый принцем Уэльским

На следующее утро после битвы Черчиллю у его постели позвонил сэр Дадли Паунд, Первый морской лорд.

Паунд: Премьер-министр, я должен сообщить вам, что « Принц Уэльский» и « Рипалс» были потоплены японцами – мы думаем, с помощью самолетов. Том Филлипс утонул.
Черчилль. Вы уверены, что это правда?
Паунд: В этом нет никаких сомнений.
Черчилль вешает трубку За всю войну я никогда не получал более прямого потрясения... Когда я перевернулся и извернулся на кровати, весь ужас этой новости охватил меня. В Индийском океане и Тихом океане не было ни британских, ни американских кораблей, за исключением американцев, выживших в Перл-Харборе и спешивших обратно в Калифорнию. На этом обширном водном пространстве Япония господствовала, а мы повсюду были слабыми и нагими. [61]

Черчилль сообщил о затоплении Палате общин до полудня 11 декабря, после чего на следующий день последовал полный обзор ситуации в Малайе. [61] Сингапур, по сути, превратился в сухопутную базу после того, как оба крупных корабля были потеряны, превратившись в сухопутную крепость, которой он никогда не задумывался, а не в базу для проецирования военно-морской мощи. Оставшуюся часть вторжения Восточный флот провел, выводя свои корабли на Цейлон и в Голландскую Ост-Индию . [1] Они не получали подкреплений линкорами до марта 1942 года, с прибытием HMS Warspit и четырёх линкоров класса Revenge . [62] Хотя все пять линкоров пережили рейд в Индийском океане , их служба в Тихом океане прошла без происшествий, и позже они были отведены в Восточную Африку и Средиземноморье. [63]

« Принц Уэльский» и «Рипалс» были первыми крупными кораблями, активно защищавшимися, которые были потоплены исключительно авиацией во время движения в открытом море. Оба они были относительно быстрыми кораблями по сравнению с более медленными линкорами США , стоявшими на якоре в Перл-Харборе. Кроме того, «Принц Уэльский» представлял собой новый линкор с пассивной и активной противовоздушной защитой от современных самолетов, оснащенный усовершенствованной системой HACS, хотя во время боя он был практически неработоспособен. [14] [27] [28]

В сочетании с предыдущим рейдом на Перл-Харбор в результате у союзников осталось только три боевых корабля на Тихоокеанском театре военных действий: три авианосца USS Enterprise , USS Lexington и USS Saratoga . Однако эти события побудили союзников и, в частности, ВМС США осознать потенциал авиации, а их авианосцы сыграли важную роль в контратаке.

Затопление « Принца Уэльского» и «Отражение» вызвало массовую потерю морального духа, что в конечном итоге вызвало волнения в британских колониях в Азии, что привело к таким мятежам, как мятеж на острове Кокос , который был организован местным шри-ланкийским гарнизоном острова. но в конечном итоге оно было остановлено, а его лидеры были казнены за мятеж, что сделало их единственными солдатами Содружества, казненными за мятеж во время войны.

Корабли сегодня

[ редактировать ]

Обломки двух кораблей были найдены после войны: Repulse на глубине 183 футов (56 м) и Prince of Wales на глубине 223 футов (68 м). Оба находятся почти в перевернутом положении. К гребным валам были прикреплены буи, а к тросам прикреплены флаги Королевского флота, которые водолазы регулярно меняют. Эти затонувшие корабли Королевского флота являются собственностью Короны. Колокол принца Уэльского был снят с места крушения в 2002 году уполномоченной командой Королевского военно-морского флота и британскими гражданскими водолазами в ответ на опасения, что он может быть украден неавторизованными дайверами. Сейчас колокол выставлен в Морском музее Мерсисайда в Ливерпуле. Это традиция, когда каждый проходящий мимо корабль Королевского флота проводит поминальную службу над местом крушения. [64]

В мае 2007 года было проведено обследование внешнего корпуса Prince of Wales and Repulse . [65] подробно описали характер повреждений « Принца Уэльского» Результаты экспедиции вызвали значительный интерес среди военно-морских архитекторов и морских инженеров во всем мире, поскольку они впервые , а также место и количество попаданий торпед. Выводы, содержащиеся в первоначальном отчете экспедиции [65] и более поздние дополнительные отчеты [66] [67] были проанализированы Комитетом морской криминалистики SNAME (Общества военно-морских архитекторов и морских инженеров), и в результате был составлен документ, озаглавленный «Смерть линкора: повторный анализ трагической потери HMS Prince of Wales». [68] Этот документ впоследствии был представлен на встрече членов RINA (Королевский институт военно-морских архитекторов) и IMarEST (Институт морской инженерии, науки и технологий) в Лондоне Уильямом Гарцке.

В октябре 2014 года газета Daily Telegraph сообщила, что принц Уэльский» и «Repulse» были «серьезно повреждены» взрывчаткой. торговцы металлоломом « [69]

Мемориал

[ редактировать ]
Мемориал кораблям в Алревасе

Мемориал был открыт 10 декабря 2011 года в Национальном мемориальном дендрарии , национальном мемориальном комплексе Великобритании в Алревасе , недалеко от Личфилда , Стаффордшир . Мемориал был открыт в присутствии немногих выживших бывших членов экипажа кораблей.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Остальные четыре авианосца USN, USS Hornet , Ranger , Wasp и Yorktown , все еще находились в Атлантике, в то время как Королевский флот не имел ни одного авианосца, прикрепленного к Восточному флоту .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол С. Далл (2007), стр. 40
  2. ^ 3 самолета были сбиты в ходе атаки, 1 позже совершил аварийную посадку, а 2 самолета-разведчика не вернулись из своих мест.миссии.
  3. ^ Бойд: страницы 294-295.
  4. Бойд: страница 281.
  5. ^ Бойд: страница 295
  6. ^ Бойд: страница 297
  7. ^ Махони и Миддлбрук: глава 3
  8. ^ Бойд: страница 311.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стивен, с. 102.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен, с. 104.
  11. ^ «Алан Мэтьюз, «Затопление принца Уэльского и отпор», веб-сайт выживших Force 'Z'» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 29 апреля 2007 г.
  12. ^ Стивен, с. 107.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уиллмотт, Барьер HP и Джавелин (Аннаполис: Издательство Военно-морского института США, 1983).
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Алан Мэтьюз, 2006 г., «Затопление HMS Prince of Wales и HMS Repulse» (Ассоциация выживших Force Z). Архивировано 7 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Дата доступа: 13 октября 2007 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О.; Денлей, Кевин В. «ГИБЕЛЬ ЛИНЕНОКОРБА ПОТЕРЯ HMS ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО. Морской судебно-медицинский анализ затопления» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2022 года.
  16. ^ Мартин Миддлбрук и Патрик Махони, «Морской бой»; Потеря принца Уэльского и отпор , История пингвинов, 1979, ISBN   0-14-023469-1 .
  17. ^ HMS Hermes , британский авианосец, Вторая мировая война , Naval-History.Net , получено 27 января 2010 г.
  18. ^ Клемен, Л. (1999–2000). « Семьдесят минут до Перл-Харбора. Высадка в Кота-Бару, Малайя, 7 декабря 1941 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
  19. ^ Вомак 2015 , с. 89.
  20. ^ «Затопление HMS Prince of Wales и HMS Repulse – страница 1» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 5 мая 2007 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Полный текст "НОЛЬ!" , EP Dutton & Co. r Inc. , получено 20 января 2010 г.
  22. 7 декабря в Великобритании и США.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стивен, с. 108.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Тим Вигорс – Телеграф» . Телеграф. 19 ноября 2003 года . Проверено 12 июня 2011 г.
  25. ^ О'Хара, Винсент П .: Борьба за Срединное море , Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 2009. ISBN   978-1-59114-648-3 .
  26. ^ Бойд: страницы 320-323.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Королевский флот и средиземноморские конвои . История штаба ВМФ, с. 26.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линкор: потеря принца Уэльского и отпор , Миддлбрук.
  29. ^ Bloody Shambles , том первый, страница 125; Кристофер Шорс и Брайан Калл с Ясухо Идзавой (Grub Street, Лондон, 1992) ISBN   0-948817-50-X .
  30. ^ Клейтон, Грэм. Последняя битва в Сингапуре (Окленд: Random House, 2008).
  31. ^ Сэмюэл Элиот Морисон (сентябрь 1948 г.). « Восходящее солнце в Тихом океане», страницы 188–190» . История военно-морских операций США во Второй мировой войне , том III . Литтл, Браун и компания . Проверено 4 мая 2010 г.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Взгляд глазами пилотов ,forcez-survivors.org.uk, заархивировано из оригинала 29 января 2009 г. , получено 29 июля 2007 г.
  33. ^ IJN КОНГО: Табличный отчет о движении , Нихон Кайгун , получено 14 декабря 2013 г.
  34. ^ IJN ATAGO: Табличный отчет о движении , Нихон Кайгун , получено 15 декабря 2013 г.
  35. ^ IJN CHOKAI: Табличный отчет о движении , Нихон Кайгун , получено 15 декабря 2013 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Битва при Малайе , Тамия , данные получены 20 января 2010 г.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен, с. 106.
  38. ^ Планируемый курс британского флота Tamiya , получено 20 января 2010 г.
  39. ^ Николсон. Заложник удачи , с. 219, и Таррант, «Линкоры класса короля Георга V» , стр. 114.
  40. ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 165–170, и Мардер, Старые друзья, новые враги , стр. 462–464.
  41. ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 172, и Таррант, «Линкоры класса короля Георга V» , стр. 115–116.
  42. ^ Мардер, Старые друзья, новые враги , с. 467, и Миддлбрук и Махони, «Морской бой» , с. 177.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стивен, с. 109.
  44. ^ Таррант, Линкоры класса King George V , с. 117–118 и Мардер, старые друзья, новые враги . п. 468.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин, «Линкоры союзников» , с. 196.
  46. ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 9–10–11.
  47. ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 201.
  48. ^ Смерть линкора: повторный анализ трагической гибели HMS Prince of Wales . Уильям Гарцке, Роберт Дулин, Кевин Денли и члены Комитета морской судебно-медицинской экспертизы Общества военно-морских архитекторов и морских инженеров. Морская судебно-медицинская экспертиза гибели HMS Prince of Wales в 2012 году с учетом всей самой последней информации. [1] Архивировано 4 апреля 2019 года в Wayback Machine , с. 7–20.
  49. ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 216.
  50. ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 9–21.
  51. ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 6–7–8.
  52. ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 234–243.
  53. ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 330.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен, с. 114.
  55. ^ «Некролог: Эрик Ломакс» . Дейли Телеграф . 9 октября 2012 года . Проверено 10 октября 2012 г.
  56. ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 9–21.
  57. ^ Bloody Shambles Volume One, Кристофер Шорс, Брайан Калл и Ясухо Идзава; прямая цитата Flt Lt Plenty на странице 121.
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 6–8.
  59. ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 257, и Мардер, Старые друзья, новые враги , с. 479.
  60. ^ Фрэнк Оуэн (2001), стр. 63
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнк Оуэн (2001), стр. 65
  62. ^ HMS Revenge , британский линкор, Вторая мировая война , Naval-History.Net , получено 27 января 2010 г.
  63. ^ HMS Warspite , британский линкор, Вторая мировая война , Naval-History.Net , получено 27 января 2010 г.
  64. ^ Расор, Юджин Л. (1998). Кампания Китая-Бирмы-Индии, 1931–1945: историография и аннотированная биография . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 98 . ISBN  0-313-28872-0 .
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЭКСПЕДИЦИЯ 'РАБОТА 74' » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2017 года . Проверено 30 апреля 2017 г. .
  66. ^ Денли, Кевин. «HMS Prince of Wales – Исследование повреждений кормы» (PDF) . Pacific Wrecks.com . Проверено 18 мая 2012 г.
  67. ^ Денли, Кевин. «Описание вмятин в нижней части корпуса корабля Prince of Wales » (PDF) . Pacific Wrecks.com . Проверено 18 мая 2012 г.
  68. ^ Последнюю версию см. – https://www.pacificwrecks.com/ships/hms/prince_of_wales/death-of-a-battleship-2012-update.pdf. Архивировано 4 апреля 2019 г. на Wayback Machine.
  69. ^ Райалл, Джулиан; Гюнтер, Токио; Гюнтер, Джоэл (25 октября 2014 г.). «Знаменитые британские военные корабли разбирают на металлолом» . Телеграф . ВебСайт®. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 8 января 2015 г.
  • Бертон, Джон (2006). Две недели позора: крах авиации союзников к западу от Перл-Харбора . Издательство Военно-морского института США. ISBN  1-59114-096-Х .
  • Джек Грин, Война на море, от Перл-Харбора до Мидуэя , 1988. (Малайская кампания). Комбинированные книги. ISBN   0-8317-1257-0 .
  • Городиски, Джозеф М. «Британская игра в водах Азии». Военное наследие . Декабрь 2001 г. Том 3, № 3: 68–77 (потопление японцами британского линкора «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Отражение» 10 декабря 1941 года при вступлении США во Вторую мировую войну).
  • Ричард Хаф, «Охота на отряд Z: короткая, противоречивая жизнь современного линкора и ее трагическое завершение с гибелью «Принца Уэльского» и «Рипульса» .
  • Стивен, Мартин. Морские сражения крупным планом , с. 99–114. Шеппертон, Суррей: Ян Аллан, 1988.
  • Алан Мэтьюз, «Сказки моряков: жизнь на борту HMS Repulse во время Второй мировой войны» ISBN   0-9531217-0-4 .
  • Мартин Миддлбрук и Патрик Махони, «Линкор: затопление принца Уэльского и отпор» . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1979. Содержит подробную информацию о нападении и нанесенном ущербе, а также таблицы выживших и потерь.
  • Сэмюэл Элиот Морисон , История военно-морских операций США во Второй мировой войне , Том III, «Восходящее солнце в Тихом океане».
  • В. Е. Таррант, Линкоры класса King George V , Arms and Armor Press, 1991, ISBN   1-85409-524-2 .
  • Уильям Гарцке и Роберт Дулин, «Линкоры». Линкоры союзников во Второй мировой войне . Военно-морской институт США. 1980. ISBN   0-87021-100-5 . Подробный анализ затопления с использованием имеющихся на тот момент данных.
  • Артур Николосон. Заложники удачи . Издательство Саттон. 2005 г. ISBN   0-7509-3948-6 .
  • Отчет исследования, составленный по итогам экспедиции «Работа 74», май 2007 г.
  • Пол С. Далл, История боев Императорского флота Японии, 1941–1945 гг ., Naval Institute Press, 2007. ISBN   978-1-59114-219-5 .
  • Фрэнк Оуэн, Падение Сингапура , Penguin Books, 2001, ISBN   0-14-139133-2 .
  • Бойд, Эндрю (2017). Королевский флот в восточных водах . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-4738-9248-4 .
  • Хейн, Дэвид (июль 2013 г.). «Уязвимый: HMS Prince of Wales в 1941 году» . Журнал военной истории . 77 (3): 955–989. ISSN   0899-3718 .
  • Л, Клемен (2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» .
  • Вомак, Том (2015). Союзная оборона Малайского барьера, 1941–1942 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN  978-1-47666-293-0 .
  • Янг, Донад Дж. (1998). Первые 24 часа войны на Тихом океане . Берд Стрит Пресс. ISBN  1-57249-079-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4d0bafa8a1664f4da312f930459a8cf__1712223360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/cf/b4d0bafa8a1664f4da312f930459a8cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sinking of Prince of Wales and Repulse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)