Потопление принца Уэльского и отпор
Потопление принца Уэльского и отпор | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанской войны . Второй мировой войны | |||||||
![]() «Принц Уэльский» (слева спереди) и «Рипалс» (слева сзади) после попадания торпеды 10 декабря 1941 года. Эсминец HMS Express маневрирует на переднем плане. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Сила Z | Гензан Эйр Групп Каноя Эйр Групп Зарплаты Авиагруппа | ||||||
Сила | |||||||
1 линкор 1 линейный крейсер 4 эсминца | 88 самолетов (34 самолета-торпедоносца, 51 бомбардировщик уровня, 3 разведывательных самолета) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 линкор потоплен 1 линейный крейсер потоплен 840 убитых | 4 самолета уничтожено 28 повреждено [1] 2 гидросамолета пропали без вести 18 убитых [2] |
Потопление « Принца Уэльского» и «Отражение» — военно-морское сражение во Второй мировой войне , как часть войны на Тихом океане , которое произошло 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море у восточного побережья британских колоний Малайя (нынешняя (современная Малайзия ) и Стрейтс-Сетлментс (современный Сингапур и его прибрежные города), в 70 милях (61 морская миля; 110 километров) к востоку от Куантана , Паханга . Королевского флота Линкор HMS Prince of Wales и линейный крейсер HMS Repulse наземного базирования были потоплены бомбардировщиками и торпедоносцами Императорского флота Японии . В Японии это сражение называлось Морским сражением при Малайе ( マレー沖海戦 , Marē-oki kaisen ) .
Целью отряда Z , состоявшего из одного линкора, одного линейного крейсера и четырех эсминцев , был перехват японского флота вторжения в Южно-Китайском море к северу от Малайи. Оперативная группа действовала без поддержки авиации. Хотя британцы столкнулись с японскими тяжелыми надводными частями, им не удалось найти и уничтожить основной конвой. По возвращении в Сингапур они были атакованы в открытых водах и потоплены дальними бомбардировщиками-торпедоносцами. Командующий Силой Z адмирал сэр Том Филлипс решил сохранять радиомолчание, и тревога была отправлена (отпором ) только через час после первой японской атаки.
Благодаря нападению на Перл-Харбор всего двумя днями ранее, по другую сторону международной линии перемены дат, малайское сражение продемонстрировало эффективность воздушных атак даже на самые тяжелые военно-морские силы, если они не имели прикрытия с воздуха. Это повысило важность для союзников трех ВМС США авианосцев в Тихом океане: USS Enterprise , Lexington и Saratoga . [Н 1] Затопление двух кораблей серьезно ослабило британский Восточный флот в Сингапуре, и японский флот действовал только с помощью подводных лодок до битвы у Эндау 27 января 1942 года. Сам Сингапур пал перед японцами 15 февраля, что привело к крупнейшей капитуляции. в британской истории.
Фон
[ редактировать ]История Сингапура |
---|
![]() |
![]() |
На заседаниях 17 и 20 октября Британский комитет обороны официально обсудил усиление военно-морского флота на Дальнем Востоке в ответ на падение умеренного правительства Коноэ 16 октября. В соответствии с оценкой намерений Японии, сделанной в августе-сентябре, Уинстон Черчилль и его кабинет высказались за развертывание современного линкора для сдерживающего эффекта. [3] Королевский флот в рамках своей наступательной стратегии планировал отправить «Нельсон » и «Месть» классов в Сингапур линкоры , но « Нельсоны » не смогли развернуться. HMS Nelson был поврежден в Средиземном море в конце сентября. [4] экипажа Отпуск не позволил HMS Rodney развернуться до середины декабря, и потребовался ремонт орудия, запланированный на февраль-май 1942 года, прежде чем он сможет проводить дальнейшие операции. С учетом подготовки самое раннее, что оба корабля смогли достичь Дальнего Востока, был август 1942 года. «Кинг Джордж V» Линкор класса HMS Prince of Wales был, помимо « Мести », единственным доработанным линкором, который мог плыть на восток до весны 1942 года. [5] 20 октября комитет решил отправить принца Уэльского в Кейптаун , Южная Африка . [6] По прибытии в Кейптаун проверка должна была решить, отправлять ли корабль дальше в Сингапур; [7] это позволит принцу Уэльскому быть готовым отреагировать на чрезвычайную ситуацию в домашних водах. [8]
В декабре 1941 года в качестве сдерживающего фактора японской территориальной экспансии, продемонстрированной недавно вторжением во Французский Индокитай , было предложено отправить на Дальний Восток отряд военных кораблей Королевского флота с целью обеспечить подкрепление тамошних британских владений, в основном особенно Сингапур. Первый морской лорд сэр Дадли Паунд заявил, что Сингапур можно будет адекватно защитить только в том случае, если Королевский флот направит туда большую часть своих крупных кораблей , чтобы достичь паритета с предполагаемой силой в девять японских линкоров. Однако отправка таких крупных британских сил была непрактичной, поскольку британцы находились в состоянии войны с нацистской Германией и фашистской Италией . Тем не менее Черчилль с оптимизмом смотрел на улучшение ситуации в Северной Атлантике и Средиземноморье; он выступал за отправку двух крупных кораблей вместе с авианосцем для защиты Малайи, Борнео и поселений Проливов .
Черчилля критиковали за «значительное невежество» и «преувеличенную веру в мощь линкора», а также за «тенденцию вмешиваться в военно-морские дела». [9] Возможно, это побудило его предложить эскадру из трех современных кораблей: одного линкора, одного линейного крейсера и одного авианосца. [10] По его мнению, используя расшифровки Ultra , которые дадут британцам местоположение японских кораблей, они смогут затем использовать свои собственные корабли для формирования « существующего флота » для сдерживания японских действий, как немецкий линкор «Тирпиц» , сестра погибшего «Бисмарка» , находился в Северном море. [10] Однако четкого плана решения такой задачи не было. [11] В пересмотренном британском предложении для прикрытия с воздуха были выделены « Принц Уэльский» , ветеранский класса «Известность» линейный крейсер HMS Repulse и «Илластриус» авианосец класса HMS Indomitable , хотя план пришлось пересмотреть, когда Indomitable сел на мель в Карибском море. [12]
Адмиралтейства, Отправка крупных кораблей в Сингапур была частью стратегического планирования поскольку военно-морская база была расширена и укреплена с начала 1920-х годов. Масштаб этого запланированного развертывания был сокращен в 1930-е годы, поскольку Германия и Италия представляли новую угрозу британским интересам в Атлантике и Средиземноморье. Тем не менее, по-прежнему предполагалось, что значительные силы крупных кораблей сдержат японскую экспансию. План Черчилля предполагал [13] что Соединенные Штаты согласятся направить свой Тихоокеанский флот , включая восемь линкоров, в Сингапур в случае военных действий с Японией, или что британские силы повысят сдерживающую ценность американского флота, если он останется в Перл-Харборе . [14] Адмирал Флота Метрополии сэр Джон Тови был против отправки каких-либо новых линкоров «Король Георг V», поскольку считал, что они не подходят для действий в тропических водах. Действительно, влажный климат Малайи негативно повлиял бы на возможности « Принца Уэльского» , например, из-за поломки его радаров надводного поиска , износа ее зенитных боеприпасов и повышенной утомляемости экипажа из-за отсутствия кондиционирования воздуха . [15]
Развертывание
[ редактировать ]
Отряд G, состоящий из современного линкора Prince of Wales , времен Первой мировой войны линейного крейсера Repulse и четырех эсминцев HMS Electra , Express , Encounter и Jupiter , прибыл в Сингапур 2 декабря 1941 года. Затем они были переименованы в Force Z.
Новый авианосец HMS Indomitable был передан в состав Force G, но во время работы у Ямайки он сел на мель у входа в гавань Кингстона 3 ноября 1941 года. [16] Indomitable потребовалось 12 дней ремонта в сухом доке в Норфолке, штат Вирджиния , и он не смог принять участие в акции. Indomitable имел по одной эскадрилье Fairey Fulmars и Hawker Sea Hurricanes . Другой авианосец, HMS Hermes (который находился вместе с принцем Уэльским в Кейптауне), направлялся в Сингапур, чтобы присоединиться к Force Z, но не был развернут из-за недостаточной скорости. [17]
1 декабря было объявлено, что сэр Том Филлипс произведен в адмиралы и назначен главнокомандующим Восточным флотом . Несколько дней спустя Repulse отправился в Австралию с HMAS Vampire и HMS Tenedos , но силы были отозваны в Сингапур для сбора для возможных операций против японцев. [18]
Также в Сингапуре находились легкие крейсеры HMS Durban , Danae , Dragon и Mauritius , а также эсминцы HMS Stronghold , Encounter и Jupiter . Тяжелый крейсер HMS Exeter , голландский легкий крейсер HNLMS Java , еще два британских эсминца ( «Скаут» и «Танет» ) и четыре эсминца ВМС США ( «Уиппл» , «Джон Д. Эдвардс» , «Эдсолл» и «Олден» ) должны были быть там в течение трех дней. [19]
Хотя Дурбан и Стронгхолд были доступны, адмирал Филлипс решил оставить их в Сингапуре, поскольку они не были такими быстрыми, как другие подразделения. Кроме того, «Даная» , «Дракон» , «Маврикий» , «Инкаунтер» и «Юпитер» также находились в Сингапуре, но находились в ремонте и не были готовы к отплытию.
Японские препараты
[ редактировать ]Черчилль публично объявил, что «Принц Уэльский» и «Рипалс» отправляются в Сингапур для сдерживания японцев. В ответ адмирал Исороку Ямамото послал 36 бомбардировщиков Mitsubishi G4M для усиления существующей Mitsubishi G3M , оснащенных авиагруппы Каноя и авиагруппы Гензан , пилоты которых начали подготовку к атаке на два крупных корабля. Экипажи бомбардировщиков авиагруппы «Каноя» Каноя Кокутай (751 Ku), авиагруппы «Гэндзан» Гензан Кокутай (753 Ku) и авиагруппы «Михоро» Михоро Кокутай (701 Ku) тренировались в торпедных атаках на высоте менее более 10 метров (30 футов) и в дальнем надокеанском плавании, чтобы они могли атаковать военно-морские цели, быстро движущиеся в море. [20] Авиационной группой Гензан командовал лейтенант Ниити Наканиси, авиагруппой Каноя - лейтенант Ситизо Мияучи, а авиагруппой Михоро - лейтенант Хачиро Сёдзи. [21] Это был первый случай за всю войну, когда группа бомбардировщиков была специально обучена и оснащена для «уничтожения кораблей», что имело беспрецедентные возможности, поскольку примерно в то время обычные бомбардировщики наземного базирования (особенно на Средиземном море) атаковали корабли в море с ограниченными возможностями. успех. [15]
Начало военных действий
[ редактировать ]8 декабря 1941 г. [22] Рано утром бомбардировщики авиагруппы Михоро атаковали Сингапур . [21] Принц Уэльский и Репалс ответили зенитным огнем; ни один самолет не был сбит, корабли не получили повреждений. Японцы высадились в Кота-Бару , Малайя, 8 декабря (по местному времени), начав японское вторжение в Малайю .
Пришли новости о том, что Перл-Харбор подвергся нападению и восемь американских линкоров были потоплены или выведены из строя. В предвоенном планировании рассматривалась возможность отправки Тихоокеанским флотом США основных подразделений в Сингапур для подкрепления британцев, когда разразится война. Теперь это было невозможно. В ходе более ранней дискуссии с генералом США Дугласом Макартуром и адмиралом Томасом К. Хартом Филлипс пришел к выводу , что двух его крупных кораблей недостаточно для противостояния японцам. [14] Однако, поскольку японцы угрожали захватить Малайю, Филлипсу пришлось использовать свои корабли в наступательных целях; он собрал свою флотилию, чтобы попытаться перехватить и уничтожить японские конвои вторжения в Южно-Китайское море .
Филлипс не верил, что ВВС Великобритании и другие военно-воздушные силы союзников могут гарантировать прикрытие с воздуха для его кораблей. [ нужна ссылка ] поскольку у них было лишь ограниченное количество бойцов . [ нужна ссылка ] Однако одна эскадрилья, № 453-я эскадрилья RAAF с 10 самолетами Brewster F2A Buffalo в RAF Sembawang , была обозначена как «эскадрилья обороны флота» для обеспечения тесного прикрытия Force Z. [23] Исполняющий обязанности командира эскадрильи лейтенант Тим Вигорс был проинформирован о процедурах радиосвязи, которые будут использоваться Отрядом Z. [24]
Несмотря на свои опасения по поводу доступного прикрытия с воздуха, Филлипс решил продолжить. Считается, что на его решение повлияли четыре фактора: он считал, что японские самолеты не могут действовать так далеко от земли, он считал, что его корабли относительно защищены от фатальных повреждений в результате воздушных атак, он не знал о качестве японских самолетов и торпед. , [23] и, как и многие офицеры Королевского флота, Филлипс недооценил боевые способности японцев. [9] До этого момента ни один крупный корабль в море не был потоплен воздушной атакой. Итальянский тяжелый крейсер «Пола» был выведен из строя торпедой авианосца Фейри-Свордфиш в битве у мыса Матапан 29 марта 1941 года, а позже был потоплен торпедой эсминца HMS Jervis . [25] Эти и другие операции Королевского флота на Средиземноморском театре военных действий (сентябрь 1939 г. - декабрь 1941 г.) показали, что действовать в водах, прикрытых вражеской авиацией наземного базирования, было рискованно, но возможно, поскольку немецкие и итальянские самолеты повредили, но не смогли остановить мальтийские конвои, в то время как немецкие и итальянские самолеты повредили, но не смогли остановить мальтийские конвои . ни один британский линкор не был потерян. Филлипс сильно недооценил масштаб атаки и полагал, что большинство штурмовиков противника будут бомбардировщиками уровня, а не морскими торпедоносцами наземного базирования. [26] Однако японские бомбардировщики, которые должны были атаковать его корабли, были специально обучены и оборудованы для «уничтожения кораблей», чего британцы не осознавали из-за ошибок разведки. [15]
Его флагман, «Принц Уэльский» , имел одну из самых совершенных военно-морских зенитных систем того времени, систему управления большим углом (HACS), которая продемонстрировала точный дальний зенитный огонь с радиолокационным наведением во время операции «Алебарда» в августе и Сентябрь 1941 года. [27] Однако из-за сильной жары и влажности в малайских водах ее радары управления зенитным огнем вышли из строя, а ее 2-фунтовые боеприпасы также пришли в негодность. [28] были вызваны технические специалисты Королевских ВВС, Для проверки радаров «Принца» но на ремонт потребовалась неделя, а отряд Z должен был приступить к работе через несколько дней. [14]
453-я эскадрилья RAAF, которая должна была обеспечивать воздушное прикрытие Force Z, не была проинформирована о положении кораблей. Никакого радиозапроса на прикрытие с воздуха не было отправлено до тех пор, пока его не отправил командир «Отпора» через час после начала японской атаки. Лейтенант Вигорс предложил план держать шесть самолетов над отрядом Z в дневное время, но Филлипс отклонил его. После войны Вигорс по-прежнему злился на него за то, что он не смог вовремя вызвать поддержку с воздуха. [24] Позже он прокомментировал: «Я считаю, что это, должно быть, было последнее сражение, в котором военно-морской флот считал, что сможет обойтись без Королевских ВВС. Чертовски дорогой способ обучения. Филлипс знал, что за ним следили накануне вечером, а также в на рассвете в тот день он не вызвал поддержку с воздуха. На него напали, но он все еще не звал на помощь». [29] Дневное прикрытие с воздуха у побережья также предлагал командир звена Уилфред Клоустон из 488-й эскадрильи RNZAF , но его план «Операция «Мобиль»» также был отклонен. [30]
Что касается решения Филлипса действовать без прикрытия с воздуха, военно-морской историк Сэмюэл Элиот Морисон писал:
Те, кто принимает решения на войне, постоянно взвешивают определенные риски и возможные выгоды. В начале военных действий [США] адмирал Харт думал о том, чтобы послать свой небольшой ударный отряд к северу от Лусона, чтобы бросить вызов японским коммуникациям, но решил, что риск для его кораблей перевешивает возможную выгоду, поскольку противник установил контроль в воздухе. У адмирала Филлипса была точно такая же проблема в Малайе. Должен ли он войти в Сиамский залив и подвергнуть свои корабли воздушному нападению из Индокитая в надежде нарушить коммуникации противника с помощью своего десанта? Он решил рискнуть. Поскольку Королевские военно-воздушные силы и британская армия борются за свою жизнь, Королевский флот не мог оставаться верным своей традиции, праздно оставаясь на якоре. [31]
Отправление
[ редактировать ]Получив известие о японском конвое, направляющемся в Малайю, Force Z в составе Prince of Wales , Repulse , Electra , Express , Vampire и Tenedos отплыл из Сингапура 8 декабря в 17:10. Филлипс надеялся атаковать Сингору 10 декабря; если бы он ушел на день раньше, он мог бы достичь своей цели, вообще не подвергнувшись воздушной атаке, поскольку японские эскадрильи еще не прибыли. [13]
9 декабря в 07:13 отряд Z миновал острова Анамбас на востоке и повернул на новый курс 330 градусов, позже изменившийся на 345 градусов. Группа Z была облетана двумя японскими самолетами-разведчиками, но об этом не сообщалось. [9] прежде чем его заметила японская подводная лодка I-65 в 14:00 9 декабря, которая в течение пяти часов следила за британскими кораблями, передавая по радио их позиции. Филлипс не знал, что за ним следят. После этого отчета о контакте вице-адмирал Джисабуро Одзава , командующий силами вторжения, приказал большинству своих военных кораблей сопровождать пустые транспорты обратно в залив Камрань на юге Вьетнама.
Уточняющее сообщение И-65 , подтверждающее присутствие британских линкоров, через два часа дошло до штаба 22-й воздушной флотилии. В это время их самолеты загружали бомбы для атаки на гавань Сингапура, но тут же перешли на торпеды. Бомбардировщики были готовы только к 18:00. [32] Отчет также побудил 2-й японский флот , главные силы Южных (Малайских) сил, совершить вылазку на юг из Индокитая, чтобы перехватить отряд Z. Флот состоял из линкоров «Конго» , «Харуна» , трех «Такао» крейсеров класса и восьми эсминцев. [33] К ним присоединились четыре «Могами» крейсера класса 7-й крейсерской дивизии и один лёгкий крейсер , четыре эсминца 3-й эскадры эсминцев. [34] Крейсеру « Тёкай» , флагману вице-адмирала Одзавы, также было приказано отправиться на юг, чтобы найти отряд Z. [35]
Около 17:30, всего за полчаса до захода солнца, Force Z был замечен тремя гидросамолетами Aichi E13A , катапультированными с японских крейсеров Yura , Kinu и Kumano , сопровождавших транспорты. [36] Эти самолеты продолжали слежку. Примерно в 18:30 «Тенедос» был отправлен обратно в Сингапур, поскольку у него заканчивалось топливо, с инструкциями связаться с контр-адмиралом Артуром Паллисером , которому было поручено действовать в качестве связующего звена с Королевскими ВВС в Малайе. [37] В намерения Филлипса больше не входило атаковать Сингору, хотя в 19:00 Филлипс изменил курс в сторону Сингоры, чтобы обмануть самолет слежения, а затем в 20:15 на юг, в сторону Сингапура, когда его накрыла темнота. [37] Тенедос послушно доложил в 20:00, сохранив тем самым секретность позиции Филлипса.
Японцы предприняли попытку ночной воздушной атаки, опасаясь, что британцы обнаружат конвой. [32] но плохая погода помешала им найти корабли, и около полуночи они вернулись на свои аэродромы в Тхо-Ду-Мот и Сайгоне . [38]
Вернуться в Сингапур
[ редактировать ]Той ночью один из японских гидросамолетов сбросил сигнальную ракету над японским тяжелым крейсером «Тёкай» , приняв его за принца Уэльского . После этого японский отряд из шести крейсеров и нескольких эсминцев повернул на северо-восток. Вспышку также видели британские войска, которые опасались, что их опознали, а затем повернули на юго-восток. В этот момент силы находились на расстоянии примерно 5 миль (9 км) друг от друга, но не видели друг друга, а японские войска не были обнаружены радаром «Принца Уэльского» . В 20:55 Филлипс отменил операцию, заявив, что они утратили элемент внезапности, и приказал войскам вернуться в Сингапур.
На обратном пути их заметила и доложила японская подводная лодка И-58 в 03:40. [36] И-58 сообщила, что выпустила пять торпед и промахнулась, а через три часа потеряла отряд из виду. Британские войска не видели торпед и не знали, что на них напали. Донесение с И-58 дошло до штаба 22-й воздушной флотилии в 03:15, а в 06:00 десять бомбардировщиков авиагруппы Гензан были отправлены на секторный поиск кораблей. [32] Вскоре последовало еще много самолетов, некоторые из которых были вооружены бомбами, а некоторые — торпедами. Авиагруппа Гензан вылетела в 07:55, авиагруппа Каноя - в 08:14, авиагруппа Михоро - в 08:20. [36] Им было приказано проследовать к предполагаемому положению кораблей. [32]
Японская воздушная атака
[ редактировать ]
В 00:50 того же утра, 10 декабря, Филлипс получил сообщение от Паллисера о высадке японцев в Куантане , на восточном побережье Малайи, на полпути между Сингапуром и Кота-Бару; Филлипс двинулся в этом общем направлении, не сигнализируя, однако, Паллисеру о своих намерениях (что раскрыло бы его позицию). [23] Паллисер не смог этого предвидеть и запросил прикрытие Куантана с воздуха у истребителей Сембаванга «Баффало». [23] Как выяснилось, самолеты Королевских ВВС были отправлены только после того, как Repulse отправило радиосообщение через час после первой японской атаки. В 05:15 на горизонте были замечены объекты; думая, что это силы вторжения, Отряд Z повернулся к ним. Это оказался траулер, буксирующий баржи. В 06:30 Repulse сообщил, что видел самолет, преследующий корабли. В 07:18 принц Уэльский катапультировался с разведывательного самолета Supermarine Walrus ; он прилетел в Куантан, ничего не увидел, доложил принцу Уэльскому и улетел в Сингапур.
Экспресс был отправлен обследовать местность, но ничего не нашел. Филлипс не знал, что большие силы японских бомбардировщиков наземного базирования искали его корабли, но, не предвидя его обхода в Куантане, искали гораздо южнее. Около 10:00 Тенедос , которая накануне отделилась от основных сил и теперь находится примерно в 140 милях (230 км) к юго-востоку от группы Z, начала подавать сигнал о том, что ее атакуют японские самолеты. [39] Атака была осуществлена девятью двухмоторными средними бомбардировщиками Mitsubishi G3M «Nell» авиакорпуса Гензан 22-й воздушной флотилии, базирующимися в Сайгоне, каждый из которых был вооружен одной бронебойной бомбой массой 500 кг (1100 фунтов). Они приняли эсминец за линкор и потратили боекомплект, не добившись ни одного попадания. В 10:15 самолет-разведчик к северу от большинства японских самолетов, пилотируемый энсином Масато Хоаси, заметил отряд Z и отправил сообщение с подробным описанием их точного местоположения. [40]
Остальные японские самолеты приблизились к отступающей британской оперативной группе. Самолеты рассредоточились на поиски британских военных кораблей и прибыли к цели небольшими группами. Из-за нехватки топлива японцы атаковали по прибытии, вместо того, чтобы сформировать большие силы для скоординированного удара. Первая волна японских самолетов, состоящая из восьми бомбардировщиков «Нелл» из авиакорпуса Михоро, атаковала в 11:13, сосредоточившись исключительно на «Отражении» . Помимо семи попаданий 250-килограммовых (550 фунтов) бомб, [41] они нанесли всего одно попадание, которое пробило ангар и верхнюю палубу и взорвалось в морской кают-компании. [42] Бомба не причинила серьезных повреждений и относительно мало жертв, и Repulse продолжал двигаться со скоростью 25 узлов (46 км / ч, 29 миль в час), все еще в боевой готовности. [43] Пять из восьми бомбардировщиков были повреждены зенитным огнем, а два были вынуждены вернуться на базу.
Около 11:40 17 торпедоносцев «Нелл» (две эскадрильи авиагруппы Гензан к двум крупным кораблям приблизились ). Восемь сосредоточились на Repulse , а девять атаковали Prince of Wales , отправив восемь торпед в сторону флагмана (один самолет прервал наступление на Prince of Wales , оторвался и атаковал Repulse ). [44] Во время этой атаки одна Нелл была сбита и еще трое были повреждены Принца Уэльского зенитным огнем . Эта первая волна торпедоносцев не попала в «Отражение» , но сумела нанести один фатальный удар по «Принцу Уэльскому» , как раз в том месте, где ее внешний левый гребной вал выходил из корпуса (некоторые исторические сведения [45] заявляют, что в этой атаке было два попадания, но обширное обследование корпуса затонувшего судна водолазами в 2007 году показало, что было только одно). [46] Вращаясь на максимальных оборотах, вал скрутил и разорвал сальники , не позволявшие морской воде проникнуть в корабль через внутренние переборки широкого туннеля шахты. Флагман быстро набрал 2400 тонн воды, а его скорость упала до 16 узлов (30 км/ч, 18 миль в час). [43]
Показания лейтенанта Уайлдиша, командующего машинным отделением «B», показали, что шахта была остановлена, но после перезапуска шахты вода хлынула через поврежденный проход шахты, затопив машинное отделение B и вынудив его эвакуироваться. [47] В результате этого попадания также были затоплены сам длинный коридор шахты, машинное отделение «Y», левое дизельное динамо-помещение, котельная «Y», центральное вспомогательное машинное отделение и ряд других отсеков в кормовой части. [48]

Попадание торпеды имело разрушительные последствия. Во-первых, это вызвало крен на 11,5 градусов. [43] в результате чего правого борта 5,25-дюймовые зенитные башни не могли опуститься достаточно далеко, чтобы поразить атакующих на малых высотах. Кроме того, власть на принца Уэльского корме [43] 5,25-дюймовые турели двойного назначения были вырезаны, в результате чего он не смог эффективно противостоять дальнейшим атакам. Потеря мощности ее насосов означала неспособность откачивать набегающую паводковую воду быстрее, чем она попадала в пробитый корпус. Повреждение торпеды также лишило ее большей части вспомогательной электроэнергии, жизненно важной для внутренней связи, вентиляции, рулевого механизма и насосов, а также для тренировки и подъема 5,25-дюймовых и 2-фунтовых артиллерийских установок. Все 5,25-дюймовые башни, кроме S1 и S2, были практически неуправляемыми, и этот фактор усугублялся списком, из-за чего их экипажи не могли даже перетаскивать их вручную с помощью цепей. Экипажам также было трудно перевести тяжелую двухфунтовую установку в ручной режим. Обширное внутреннее затопление и повреждение вала привели к отключению внутреннего левого гребного вала, в результате чего корабль остался под напряжением только двигателей правого борта и в лучшем случае мог развивать скорость всего 15 узлов. Из-за того, что электрическое рулевое управление не реагировало, корабль стал практически неуправляемым.

Очередную торпедную атаку осуществили 26 бомбардировщиков «Бетти» авиагруппы «Каноя» примерно в 12:20. [49] и «Принц Уэльский» был поражен еще тремя торпедами по правому борту (некоторые исторические сведения [45] заявите четыре попадания, но обследование корпуса в 2007 году показало, что их было только три); одна в самой носовой части, одна напротив башни главного орудия B и одна в кормовой части башни Y, которая не только пробила корпус, но и погнула внешний гребной вал правого борта внутрь и над внутренним валом, мгновенно остановив его. [50]
В то же время, когда началась последняя торпедная атака на Принца Уэльского , самолеты авиагруппы Каноя также атаковали Репалс как с правого, так и с левого борта. Repulse , который на данный момент уклонился от 19 торпед, подвергся атаке «молота и наковальни» (или атаке клешней) и был поражен одной торпедой по левому борту. попали еще как минимум три торпеды Через несколько минут дальнейшие атаки привели к тому, что по «Репульсу» . [51] Она была серьезно ранена, и вскоре капитан Уильям Теннант приказал команде спуститься за борт; Repulse сильно накренился влево в течение примерно шести минут. [52] и, наконец, в 12:33 перевернулся и затонул кормой первым с тяжелыми потерями. [53]
«Принц Уэльский» теперь находился под управлением только одного гребного вала, но все еще мог вести огонь по бомбардировке на большой высоте, которая началась в 12:41, хотя только с 5,25-дюймовыми башнями S1 и S2. Хотя большая часть бомб упала на него, одна бомба пробила палубу в миделе корабля. Эта бомба пробила верхнюю палубу и взорвалась среди раненых, собравшихся в кинотеатре внизу, что привело к многочисленным жертвам. Вскоре «Принц Уэльский» начал опрокидываться влево (хотя он получил больше попаданий торпед в правый борт), и HMS Express подошел к нему, чтобы забрать раненый и небоеспособный экипаж. Затем был отдан приказ покинуть корабль, и вскоре после этого «Принц Уэльский» перевернулся в порт, на короткое время плыл вверх дном, а затем в 13:18 затонул сначала кормой. [15] Перевернувшись, она зацепила «Экспресс» , лежащий рядом с выжившими, своим трюмным килем и чуть не унесла с собой эсминец. [54] Громкий звук терактов был слышен в Сингапуре. [55]

Японцы добились восьми попаданий торпед, по четыре на «Принца Уэльского». [56] и Отталкивание , [57] [58] из 49 торпед, потеряв при этом только три самолета в ходе самой атаки (один торпедоносец «Нелл» из авиагруппы «Гензан» и два торпедоносца «Бетти» из авиагруппы «Каноя»), а четвертый самолет получил настолько серьезные повреждения, что разбился при приземлении. Обследование двух затонувших кораблей в 2007 году подтвердило, что в «Принц Уэльский» было четыре торпедных попадания ; и смог подтвердить только два попадания на Repulse , поскольку область миделя корабля, где были зарегистрированы два других попадания, была погребена под морским дном. [58]
Воздушное прикрытие, закрепленное за отрядом Z, состояло из десяти истребителей «Баффало» 453-й эскадрильи RAAF. [32] прибыл в район боевых действий в 13:18, [54] так же, как затонул принц Уэльский . Они столкнулись с разведывательным самолетом, пилотируемым энсином Масато Хоаси, который ранее обнаружил Отряд Z. [59] но ему удалось сбежать от «Буйволов» и вернуться, чтобы подтвердить затопление. [32] Если бы его сбили, японцы могли бы предположить, что оба корабля пережили атаку, и нанести новый удар. [21]
После действия
[ редактировать ]Эсминцы «Электра» и «Вампир» подошли, чтобы спасти выживших после «Отпора» , а «Экспресс» спас тех, кто остался с « Принца Уэльского» . Погибло 840 моряков: 513 в Repulse и 327 в Prince Of Wales . После того, как они были спасены, некоторые выжившие с «Отпор» пилотируемых боевых станций освободили моряков Электры и спасли еще больше выживших. В частности, артиллеристы Repulse располагали 4,7-дюймовыми (120-мм) установками «X» и «Y», а Repulse дантист помогал медицинским бригадам Electra с ранеными. Всего было спасено около 1000 выживших после Repulse , из них 571 — Электра . Вампир подобрал девять офицеров, 213 рядовых и одного гражданского военного корреспондента от Repulse , а также двух матросов от Prince of Wales .
Из высокопоставленных офицеров « Принца Уэльского» адмирал Филлипс и капитан Джон Лич решили затонуть вместе со своим кораблем корабля , а старшими выжившими были лейтенант-коммандер А.Г. Скипвит, первый лейтенант , и командир. (E) Л. Дж. Гуди, главный инженер, которого спас «Экспресс» . Капитан Уильям Теннант из Repulse был спасен Вампиром .
Согласно London Gazette. сообщению Vigors в
Было очевидно, что трем эсминцам потребуются часы, чтобы подобрать эти сотни людей, цепляющихся за обломки и плавающих в грязной, маслянистой воде. Помимо всего этого, была неминуема угроза новой бомбардировки и пулеметной атаки. Каждый из этих людей, должно быть, понимал это. Тем не менее, когда я летал вокруг, каждый мужчина махал рукой и поднимал большой палец, когда я пролетал над ним. Через час нехватка бензина заставила меня уйти, но в течение этого часа я видел, как многие люди, находящиеся в страшной опасности, махали руками, аплодировали и шутили, как если бы они были отдыхающими в Брайтоне и махали рукой низколетящему самолету. Это потрясло меня, потому что здесь было что-то выше человеческой природы. [60]
На обратном пути в Сингапур с выжившими «Экспресс» миновал Стронгхолд и четыре американских эсминца, направлявшихся на север. «Экспресс» дал понять, что бой окончен, но корабли продолжили обыскивать местность в поисках выживших. Ни один не был найден. Возвращаясь в Сингапур после поисков, Эдсолл сел на борт рыболовного траулера, замеченного отрядом Z тем утром. Траулер был идентифицирован как японское судно Kofuku Maru и был доставлен в Сингапур, где японский экипаж был интернирован.
Пока японские бомбардировщики возвращались на свои аэродромы во Французском Индокитае, вторая волна готовилась к новой атаке на отряд Z. Им не было предоставлено точной информации о ходе боя. Атака была отменена, как только они получили подтвержденные сообщения о затоплении от прапорщика Хоаши. [21] На следующий день лейтенант Харуки Ики прилетел к месту боя, сбросив в море два венка цветов в честь погибших в бою бойцов с обеих сторон. Один предназначался для членов его авиагруппы «Каноя», а другой — для британских моряков, чья храбрость при защите кораблей снискала им величайшее восхищение всех пилотов его эскадрильи. [14]
Последствия затопления
[ редактировать ]
На следующее утро после битвы Черчиллю у его постели позвонил сэр Дадли Паунд, Первый морской лорд.
Паунд: Премьер-министр, я должен сообщить вам, что « Принц Уэльский» и « Рипалс» были потоплены японцами – мы думаем, с помощью самолетов. Том Филлипс утонул.
Черчилль. Вы уверены, что это правда?
Паунд: В этом нет никаких сомнений.
Черчилль вешает трубку За всю войну я никогда не получал более прямого потрясения... Когда я перевернулся и извернулся на кровати, весь ужас этой новости охватил меня. В Индийском океане и Тихом океане не было ни британских, ни американских кораблей, за исключением американцев, выживших в Перл-Харборе и спешивших обратно в Калифорнию. На этом обширном водном пространстве Япония господствовала, а мы повсюду были слабыми и нагими. [61]
Черчилль сообщил о затоплении Палате общин до полудня 11 декабря, после чего на следующий день последовал полный обзор ситуации в Малайе. [61] Сингапур, по сути, превратился в сухопутную базу после того, как оба крупных корабля были потеряны, превратившись в сухопутную крепость, которой он никогда не задумывался, а не в базу для проецирования военно-морской мощи. Оставшуюся часть вторжения Восточный флот провел, выводя свои корабли на Цейлон и в Голландскую Ост-Индию . [1] Они не получали подкреплений линкорами до марта 1942 года, с прибытием HMS Warspit и четырёх линкоров класса Revenge . [62] Хотя все пять линкоров пережили рейд в Индийском океане , их служба в Тихом океане прошла без происшествий, и позже они были отведены в Восточную Африку и Средиземноморье. [63]
« Принц Уэльский» и «Рипалс» были первыми крупными кораблями, активно защищавшимися, которые были потоплены исключительно авиацией во время движения в открытом море. Оба они были относительно быстрыми кораблями по сравнению с более медленными линкорами США , стоявшими на якоре в Перл-Харборе. Кроме того, «Принц Уэльский» представлял собой новый линкор с пассивной и активной противовоздушной защитой от современных самолетов, оснащенный усовершенствованной системой HACS, хотя во время боя он был практически неработоспособен. [14] [27] [28]
В сочетании с предыдущим рейдом на Перл-Харбор в результате у союзников осталось только три боевых корабля на Тихоокеанском театре военных действий: три авианосца USS Enterprise , USS Lexington и USS Saratoga . Однако эти события побудили союзников и, в частности, ВМС США осознать потенциал авиации, а их авианосцы сыграли важную роль в контратаке.
Затопление « Принца Уэльского» и «Отражение» вызвало массовую потерю морального духа, что в конечном итоге вызвало волнения в британских колониях в Азии, что привело к таким мятежам, как мятеж на острове Кокос , который был организован местным шри-ланкийским гарнизоном острова. но в конечном итоге оно было остановлено, а его лидеры были казнены за мятеж, что сделало их единственными солдатами Содружества, казненными за мятеж во время войны.
Корабли сегодня
[ редактировать ]Обломки двух кораблей были найдены после войны: Repulse на глубине 183 футов (56 м) и Prince of Wales на глубине 223 футов (68 м). Оба находятся почти в перевернутом положении. К гребным валам были прикреплены буи, а к тросам прикреплены флаги Королевского флота, которые водолазы регулярно меняют. Эти затонувшие корабли Королевского флота являются собственностью Короны. Колокол принца Уэльского был снят с места крушения в 2002 году уполномоченной командой Королевского военно-морского флота и британскими гражданскими водолазами в ответ на опасения, что он может быть украден неавторизованными дайверами. Сейчас колокол выставлен в Морском музее Мерсисайда в Ливерпуле. Это традиция, когда каждый проходящий мимо корабль Королевского флота проводит поминальную службу над местом крушения. [64]
В мае 2007 года было проведено обследование внешнего корпуса Prince of Wales and Repulse . [65] подробно описали характер повреждений « Принца Уэльского» Результаты экспедиции вызвали значительный интерес среди военно-морских архитекторов и морских инженеров во всем мире, поскольку они впервые , а также место и количество попаданий торпед. Выводы, содержащиеся в первоначальном отчете экспедиции [65] и более поздние дополнительные отчеты [66] [67] были проанализированы Комитетом морской криминалистики SNAME (Общества военно-морских архитекторов и морских инженеров), и в результате был составлен документ, озаглавленный «Смерть линкора: повторный анализ трагической потери HMS Prince of Wales». [68] Этот документ впоследствии был представлен на встрече членов RINA (Королевский институт военно-морских архитекторов) и IMarEST (Институт морской инженерии, науки и технологий) в Лондоне Уильямом Гарцке.
В октябре 2014 года газета Daily Telegraph сообщила, что принц Уэльский» и «Repulse» были «серьезно повреждены» взрывчаткой. торговцы металлоломом « [69]
Мемориал
[ редактировать ]
Мемориал был открыт 10 декабря 2011 года в Национальном мемориальном дендрарии , национальном мемориальном комплексе Великобритании в Алревасе , недалеко от Личфилда , Стаффордшир . Мемориал был открыт в присутствии немногих выживших бывших членов экипажа кораблей.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Остальные четыре авианосца USN, USS Hornet , Ranger , Wasp и Yorktown , все еще находились в Атлантике, в то время как Королевский флот не имел ни одного авианосца, прикрепленного к Восточному флоту .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол С. Далл (2007), стр. 40
- ^ 3 самолета были сбиты в ходе атаки, 1 позже совершил аварийную посадку, а 2 самолета-разведчика не вернулись из своих мест.миссии.
- ^ Бойд: страницы 294-295.
- ↑ Бойд: страница 281.
- ^ Бойд: страница 295
- ^ Бойд: страница 297
- ^ Махони и Миддлбрук: глава 3
- ^ Бойд: страница 311.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стивен, с. 102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен, с. 104.
- ^ «Алан Мэтьюз, «Затопление принца Уэльского и отпор», веб-сайт выживших Force 'Z'» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 29 апреля 2007 г.
- ^ Стивен, с. 107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уиллмотт, Барьер HP и Джавелин (Аннаполис: Издательство Военно-морского института США, 1983).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Алан Мэтьюз, 2006 г., «Затопление HMS Prince of Wales и HMS Repulse» (Ассоциация выживших Force Z). Архивировано 7 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Дата доступа: 13 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О.; Денлей, Кевин В. «ГИБЕЛЬ ЛИНЕНОКОРБА ПОТЕРЯ HMS ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО. Морской судебно-медицинский анализ затопления» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2022 года.
- ^ Мартин Миддлбрук и Патрик Махони, «Морской бой»; Потеря принца Уэльского и отпор , История пингвинов, 1979, ISBN 0-14-023469-1 .
- ^ HMS Hermes , британский авианосец, Вторая мировая война , Naval-History.Net , получено 27 января 2010 г.
- ^ Клемен, Л. (1999–2000). « Семьдесят минут до Перл-Харбора. Высадка в Кота-Бару, Малайя, 7 декабря 1941 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ Вомак 2015 , с. 89.
- ^ «Затопление HMS Prince of Wales и HMS Repulse – страница 1» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Полный текст "НОЛЬ!" , EP Dutton & Co. r Inc. , получено 20 января 2010 г.
- ↑ 7 декабря в Великобритании и США.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стивен, с. 108.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Тим Вигорс – Телеграф» . Телеграф. 19 ноября 2003 года . Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ О'Хара, Винсент П .: Борьба за Срединное море , Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 2009. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- ^ Бойд: страницы 320-323.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Королевский флот и средиземноморские конвои . История штаба ВМФ, с. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линкор: потеря принца Уэльского и отпор , Миддлбрук.
- ^ Bloody Shambles , том первый, страница 125; Кристофер Шорс и Брайан Калл с Ясухо Идзавой (Grub Street, Лондон, 1992) ISBN 0-948817-50-X .
- ^ Клейтон, Грэм. Последняя битва в Сингапуре (Окленд: Random House, 2008).
- ^ Сэмюэл Элиот Морисон (сентябрь 1948 г.). « Восходящее солнце в Тихом океане», страницы 188–190» . История военно-морских операций США во Второй мировой войне , том III . Литтл, Браун и компания . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Взгляд глазами пилотов ,forcez-survivors.org.uk, заархивировано из оригинала 29 января 2009 г. , получено 29 июля 2007 г.
- ^ IJN КОНГО: Табличный отчет о движении , Нихон Кайгун , получено 14 декабря 2013 г.
- ^ IJN ATAGO: Табличный отчет о движении , Нихон Кайгун , получено 15 декабря 2013 г.
- ^ IJN CHOKAI: Табличный отчет о движении , Нихон Кайгун , получено 15 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Битва при Малайе , Тамия , данные получены 20 января 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен, с. 106.
- ^ Планируемый курс британского флота Tamiya , получено 20 января 2010 г.
- ^ Николсон. Заложник удачи , с. 219, и Таррант, «Линкоры класса короля Георга V» , стр. 114.
- ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 165–170, и Мардер, Старые друзья, новые враги , стр. 462–464.
- ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 172, и Таррант, «Линкоры класса короля Георга V» , стр. 115–116.
- ^ Мардер, Старые друзья, новые враги , с. 467, и Миддлбрук и Махони, «Морской бой» , с. 177.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стивен, с. 109.
- ^ Таррант, Линкоры класса King George V , с. 117–118 и Мардер, старые друзья, новые враги . п. 468.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин, «Линкоры союзников» , с. 196.
- ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 9–10–11.
- ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 201.
- ^ Смерть линкора: повторный анализ трагической гибели HMS Prince of Wales . Уильям Гарцке, Роберт Дулин, Кевин Денли и члены Комитета морской судебно-медицинской экспертизы Общества военно-морских архитекторов и морских инженеров. Морская судебно-медицинская экспертиза гибели HMS Prince of Wales в 2012 году с учетом всей самой последней информации. [1] Архивировано 4 апреля 2019 года в Wayback Machine , с. 7–20.
- ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 216.
- ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 9–21.
- ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 6–7–8.
- ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 234–243.
- ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 330.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен, с. 114.
- ^ «Некролог: Эрик Ломакс» . Дейли Телеграф . 9 октября 2012 года . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 9–21.
- ^ Bloody Shambles Volume One, Кристофер Шорс, Брайан Калл и Ясухо Идзава; прямая цитата Flt Lt Plenty на странице 121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отчет об исследовании экспедиции Клуба исследователей «Работа 74», 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 6–8.
- ^ Миддлбрук и Махони, Линкор , с. 257, и Мардер, Старые друзья, новые враги , с. 479.
- ^ Фрэнк Оуэн (2001), стр. 63
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнк Оуэн (2001), стр. 65
- ^ HMS Revenge , британский линкор, Вторая мировая война , Naval-History.Net , получено 27 января 2010 г.
- ^ HMS Warspite , британский линкор, Вторая мировая война , Naval-History.Net , получено 27 января 2010 г.
- ^ Расор, Юджин Л. (1998). Кампания Китая-Бирмы-Индии, 1931–1945: историография и аннотированная биография . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 98 . ISBN 0-313-28872-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЭКСПЕДИЦИЯ 'РАБОТА 74' » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2017 года . Проверено 30 апреля 2017 г. .
- ^ Денли, Кевин. «HMS Prince of Wales – Исследование повреждений кормы» (PDF) . Pacific Wrecks.com . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Денли, Кевин. «Описание вмятин в нижней части корпуса корабля Prince of Wales » (PDF) . Pacific Wrecks.com . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Последнюю версию см. – https://www.pacificwrecks.com/ships/hms/prince_of_wales/death-of-a-battleship-2012-update.pdf. Архивировано 4 апреля 2019 г. на Wayback Machine.
- ^ Райалл, Джулиан; Гюнтер, Токио; Гюнтер, Джоэл (25 октября 2014 г.). «Знаменитые британские военные корабли разбирают на металлолом» . Телеграф . ВебСайт®. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 8 января 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бертон, Джон (2006). Две недели позора: крах авиации союзников к западу от Перл-Харбора . Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-59114-096-Х .
- Джек Грин, Война на море, от Перл-Харбора до Мидуэя , 1988. (Малайская кампания). Комбинированные книги. ISBN 0-8317-1257-0 .
- Городиски, Джозеф М. «Британская игра в водах Азии». Военное наследие . Декабрь 2001 г. Том 3, № 3: 68–77 (потопление японцами британского линкора «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Отражение» 10 декабря 1941 года при вступлении США во Вторую мировую войну).
- Ричард Хаф, «Охота на отряд Z: короткая, противоречивая жизнь современного линкора и ее трагическое завершение с гибелью «Принца Уэльского» и «Рипульса» .
- Стивен, Мартин. Морские сражения крупным планом , с. 99–114. Шеппертон, Суррей: Ян Аллан, 1988.
- Алан Мэтьюз, «Сказки моряков: жизнь на борту HMS Repulse во время Второй мировой войны» ISBN 0-9531217-0-4 .
- Мартин Миддлбрук и Патрик Махони, «Линкор: затопление принца Уэльского и отпор» . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1979. Содержит подробную информацию о нападении и нанесенном ущербе, а также таблицы выживших и потерь.
- Сэмюэл Элиот Морисон , История военно-морских операций США во Второй мировой войне , Том III, «Восходящее солнце в Тихом океане».
- В. Е. Таррант, Линкоры класса King George V , Arms and Armor Press, 1991, ISBN 1-85409-524-2 .
- Уильям Гарцке и Роберт Дулин, «Линкоры». Линкоры союзников во Второй мировой войне . Военно-морской институт США. 1980. ISBN 0-87021-100-5 . Подробный анализ затопления с использованием имеющихся на тот момент данных.
- Артур Николосон. Заложники удачи . Издательство Саттон. 2005 г. ISBN 0-7509-3948-6 .
- Отчет исследования, составленный по итогам экспедиции «Работа 74», май 2007 г.
- Пол С. Далл, История боев Императорского флота Японии, 1941–1945 гг ., Naval Institute Press, 2007. ISBN 978-1-59114-219-5 .
- Фрэнк Оуэн, Падение Сингапура , Penguin Books, 2001, ISBN 0-14-139133-2 .
- Бойд, Эндрю (2017). Королевский флот в восточных водах . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-4738-9248-4 .
- Хейн, Дэвид (июль 2013 г.). «Уязвимый: HMS Prince of Wales в 1941 году» . Журнал военной истории . 77 (3): 955–989. ISSN 0899-3718 .
- Л, Клемен (2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» .
- Вомак, Том (2015). Союзная оборона Малайского барьера, 1941–1942 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 978-1-47666-293-0 .
- Янг, Донад Дж. (1998). Первые 24 часа войны на Тихом океане . Берд Стрит Пресс. ISBN 1-57249-079-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Боевой порядок
- Ассоциация выживших Force Z. Архивировано 10 октября 2018 года в Wayback Machine.
- Персональные отчеты членов экипажа
- Отчеты London Gazette офицеров. Архивировано 5 января 2006 г. в Wayback Machine.
- Ссылка на отчет об исследовании, составленный после экспедиции «Работа 74», май 2007 г. Архивировано 15 октября 2017 г. на Wayback Machine.
- Описание вмятин в нижней части корпуса на месте крушения HMS Prince of Wales
- Описание вмятин в нижней части кормы на месте крушения HMS Prince of Wales
- Обновленный анализ гибели HMS Prince of Wales за 2012 год, проведенный Гарцке, Дулином и Денли.
- Британская Малайя
- 1941 год в Британской Малайе.
- Военная история Сингапура во время Второй мировой войны
- Военная история Малайи во время Второй мировой войны
- Юго-Восточноазиатский театр Второй мировой войны
- Военно-морские операции и сражения Второй мировой войны на театре военных действий в Юго-Восточной Азии.
- Действия и бои морской авиации
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- История Королевского флота
- События декабря 1941 года
- История Южно-Китайского моря