с HMS Встреча (H10)
Встреча в июле 1938 года.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Встреча с |
Заказал | 1 ноября 1932 г. |
Строитель | Боярышник Лесли и компания , Хебберн |
Расходы | £252,250 |
Заложен | 15 марта 1933 г. |
Запущен | 29 марта 1934 г. |
Завершенный | 2 ноября 1934 г. |
Идентификация | Номер вымпела : H10 |
Девиз |
|
Почести и награды |
|
Судьба | Потоплен во втором бою в Яванском море , 1 марта 1942 года. |
Значок | На зеленом поле две рапиры пересекли Сильвер. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Эсминец Е-класса |
Смещение |
|
Длина | 329 футов (100,3 м) в год |
Луч | 33 фута 3 дюйма (10,13 м) |
Черновик | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) (глубина) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) |
Диапазон | 6350 миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 145 |
Датчики и системы обработки | АСДИК |
Вооружение |
|
HMS Encounter — класса E, эсминец построенный для Королевского флота в начале 1930-х годов. был передан Флоту Метрополии Несмотря на то, что после завершения строительства корабль он был прикреплен к Средиземноморскому флоту , в 1935–36 годах во время Абиссинского кризиса . Во время гражданской войны в Испании 1936–39 годов он провел значительное время в испанских водах, обеспечивая соблюдение оружейной блокады, введенной Великобританией и Францией с обеих сторон конфликта. Энкаунтер была назначена для сопровождения конвоев и противолодочного патрулирования на западных подходах , когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война . Она участвовала в Норвежской кампании, прежде чем присоединиться к отряду H в середине 1940 года, и присутствовала во время сражений при Дакаре и мысе. Спартивенто позже в том же году. В 1941 году корабль был передан Средиземноморскому флоту, где сопровождал конвои на Мальту .
«Инкаунтер» был серьезно поврежден во время переоборудования на Мальте через несколько недель после прибытия в Средиземное море и был ненадолго переведен в отряд H после завершения ремонта, а затем в том же году снова присоединился к Средиземноморскому флоту. В конце года корабль был передан Восточному флоту в Сингапуре и в начале 1942 года провел несколько месяцев в сопровождении конвоев под контролем американо-британско-голландско-австралийского командования (ABDACOM). Он был одним из кораблей союзников, которому было поручено перехватывать японские конвои вторжения во время голландской Ост-Индской кампании в феврале 1942 года, и участвовал в битве в Яванском море . «Инкаунтер» затонула несколько дней спустя во время Второй битвы в Яванском море 1 марта, а на следующий день большая часть ее команды была спасена японским кораблем. Около четверти из них умерли в плену до окончания войны в 1945 году. Обломки корабля были обнаружены в 2007 году и к 2016 году почти полностью уничтожены нелегальными спасателями .
Описание
[ редактировать ]Корабли E-класса представляли собой несколько улучшенные версии предыдущего D. класса Их водоизмещение 1405 длинных тонн (1428 т) при стандартной загрузке и 1940 длинных тонн (1970 т) при глубокой загрузке . Корабли имели общую длину 329 футов (100,3 м), ширину 33 фута 3 дюйма (10,1 м) и осадку 12 футов 6 дюймов (3,8 м). Они приводились в движение двумя Парсонс с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, подаваемый тремя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 36 000 лошадиных сил на валу (27 000 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 35,5 узлов (65,7 км / ч; 40,9 миль в час). Encounter перевозил максимум 470 длинных тонн (480 т) мазута , что давало ей дальность полета 6350 морских миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Состав кораблей составлял 145 офицеров и рядовых . [ 1 ]
На кораблях было установлено четыре 4,7-дюймовых (120-мм) орудия Mark IX в одиночных установках. Для противовоздушной обороны у них были две счетверенные установки для Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитного пулемета . Класс Е оснащался двумя надводными счетверенными установками для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [ 2 ] Были установлены одна планка глубинной бомбы и два метателя; Первоначально было установлено 20 глубинных бомб, но вскоре после начала войны их число увеличилось до 35. [ 3 ] К апрелю 1941 года кормовой блок торпедных аппаратов был заменен на 12-фунтовую зенитную пушку QF мощностью 20 центнеров . [ Примечание 1 ] кормовая мачта и воронка урезаны для улучшения поля обстрела орудия. Неизвестно, ли на «Инкаунтере» был установлен радар до того, как его перебросили на Дальний Восток, но Тип 286 . комплект надводного поиска наиболее вероятным типом установки был [ 4 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Encounter , шестой корабль с таким названием, служащий в составе Королевского флота. [ 5 ] был заказан 1 ноября 1932 года у компании Hawthorn Leslie & Company в Хебберне в рамках военно-морской программы 1931 года. Он был заложен 15 марта 1932 года и спущен на воду 29 марта 1934 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 2 ноября 1934 года, его общая стоимость составила 252 250 фунтов стерлингов , не считая поставляемого государством оборудования, такого как вооружение. [ 6 ] «Инкаунтер» и ее родственные корабли были приписаны к 5-й флотилии эсминцев (DF) и сопровождали Флот метрополии во время его круиза по Вест-Индии в период с января по март 1935 года. «Инкаунтер» столкнулся со своей сестрой «Эскападой» у Портленда 18 июня и находился в ремонте на верфи Девонпорта 18. Июнь–8 июля. Корабль был придан Средиземноморскому флоту вместе с большей частью остальной его флотилии, начиная с сентября 1935 года, во время Абиссинского кризиса. Она столкнулась с другой своей сестрой, Эхо , 19 ноября во время ночных учений у Александрии . не получила серьезных повреждений, Несмотря на то, что «Инкаунтер» она была отремонтирована на Мальте с 29 ноября по 8 февраля 1936 года и вернулась домой вместе с остальными сестрами в следующем месяце. Флотилия патрулировала испанские воды в Бискайском заливе во время гражданской войны в Испании, выполняя указы Комитета по невмешательству корабля , в январе – марте 1937 года. Носовая часть была сильно повреждена в результате другого столкновения 26 сентября 1938 года, и она была отремонтирована в Хебберн, начиная со следующего дня. Ее ремонт длился до октября, а затем «Инкаунтер» был прикреплен к Средиземноморскому флоту для патрулирования в целях невмешательства из Гибралтара в течение первых трех месяцев 1939 года. Корабль начал ремонт 15 июля, но он был прерван ростом напряженности перед началом Второй мировой войны в сентябре. . После повторного ввода в строй он был направлен в 12-й дивизион и укомплектован экипажем, в основном состоящим из резервистов. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]«Инкаунтер» был назначен выполнять обязанности по сопровождению конвоев в Командовании западных подходов в течение первых трех месяцев войны, а затем был переведен в Скапа-Флоу и присоединился к Флоту Метрополии. [ 7 ] В начале Норвежской кампании корабль вместе с эсминцем Grenade 12 апреля сопровождал нефтяной танкер SS British Lady во Флакстадёю на Лофотенских островах , где создавалась дозаправочная и ремонтная база для поддержки британских военно-морских операций на севере. Норвегия. [ 8 ] До конца месяца и до мая Encounter сопровождала авианосцы Ark Royal и Glorious, а также линкоры Warspite и Valiant в норвежских водах. экипаж сбитого Юнкерс Ju 87 «Штука» пикирующего бомбардировщика 1 мая она спасла из воды закончилось топливо возле Анкенеса . . Две недели спустя корабль спас пилота, у которого 14 мая [ 9 ]
В следующем месяце «Инкаунтер» прикрывал эсминец «Машона» 2 июня, когда последний корабль восстанавливал буи после крушения судна защиты от бонов «Астроном» у Киннэрд-Хед . Он был переоборудован на верфи Ширнесс с 20 июня по 20 июля, а затем был переведен в Гибралтар для присоединения к 13-му DF отряда H. По пути он сопровождал несколько военных кораблей и авианосец «Аргус» . [ 7 ] Во время операции «Спешка » «Инкаунтер» и три других эсминца сопровождали «Аргус» на позицию к юго-западу от Сардинии , чтобы 2 августа авианосец мог улететь со своих истребителей «Хоукер Харрикейн» на Мальту. [ 10 ] 13 сентября отряд H встретился с конвоем, перевозившим войска, предназначенные для захвата Дакара у французов Виши. Десять дней спустя они атаковали Дакар, но взять город не смогли. Корабль сопровождал линкор «Бархэм» и крейсеры «Бервик» и «Глазго» во время операции «Пальто» в начале ноября, когда они присоединились к Средиземноморскому флоту, а затем участвовал в безрезультатном сражении у мыса Спартивенто 27 ноября во время операции «Воротник» . [ 11 ]
1941
[ редактировать ]После сопровождения авианосца Furious во Фритаун , Сьерра-Леоне , и Такоради , Гана , в январе 1941 года, Encounter вновь присоединился к Force H как раз вовремя, чтобы принять участие в операции «Пикет» в конце месяца. Это была неудачная ночная торпедная атака восьми кораблей Ark Royal на компании Fairey Swordfish плотину Тирсо на Сардинии. Британские корабли вернулись в Гибралтар 4 февраля и начали подготовку к операции «Грог» — морской бомбардировке Генуи , которая была успешно проведена пять дней спустя. [ 12 ] Затем корабль на некоторое время был переведен в Южную Атлантику для выполнения функций сопровождения, а затем 14 апреля отправился на соединение со Средиземноморским флотом в Александрии. Во время переоборудования в сухом доке на Мальте «Инкаунтер» был поврежден взрывом и осколками, когда бомба взорвалась на полу дока во время воздушного налета 29 апреля. корабля На следующий день еще одна бомба попала в бак и проделала дыру в корпусе. 16 мая в него попала еще одна бомба, которая проделала еще одну дыру в корпусе и вывела из строя ее котлы и маршевые турбины, когда вода хлынула через корпус. Ремонт затянулся до июля. [ 13 ] как раз к кораблю для участия в операции «Вещество» , в ходе которой он сопровождал шесть пустых грузовых судов с Мальты в Гибралтар 23–26 июля. [ 14 ] Несколько дней спустя она сопровождала подкрепление на Мальту во время операции «Стиль» . 22 августа отряд H в сопровождении «Инкаунтера» и четырех других эсминцев отправился атаковать аэродром в Темпио-Паузании на Сардинии, чтобы отвлечь внимание жителей острова Мэн, когда он устанавливал минное поле у Ливорно, Италия. [ 15 ]
В сентябре корабль был передан Южно-Атлантическому командованию, а 16 октября снова присоединился к Средиземноморскому флоту в Александрии. [ 16 ] Большую часть следующего месяца она провела, сопровождая конвои в Тобрук. Вместе с эсминцами Hotspur и Hero Encounter . сопровождал минный заградитель Latona 25 октября по пути в Тобрук [ 17 ] когда на них напали « Штуки » I./StG 1 , которые поразили Латону и подожгли ее. [ 18 ] Герой и Энкаунтер подошли к ней и спасли ее команду и пассажиров до того, взорвался как Латоны магазин . [ 17 ] В следующем месяце «Инкаунтер» был передан Восточному флоту и 14 ноября покинул Александрию, направляясь в Сингапур . [ 16 ] По пути он встретился с линкором Prince of Wales и линейным крейсером Repulse of Force Z в Коломбо , Цейлон , 28 ноября. Корабли прибыли в пункт назначения 2 декабря. [ 19 ]
«Инкаунтер» потребовал ремонта по прибытии и, таким образом, был недоступен, когда отряд Z совершил 8 декабря злополучную попытку перехватить японские конвои вторжения . [ 20 ] Через четыре дня корабль сопровождал конвой из Сингапура в Зондский пролив . Она оставалась базироваться в Сингапуре до 20 января 1942 года, когда ее перевели в 7-й дивизион китайских сил . Под командованием ABDACOM этим силам было поручено сопровождать конвои в Сингапур и Голландскую Ост-Индию и обратно. «Инкаунтер» продолжал сопровождать конвои до конца февраля. [ 21 ]
Первая битва в Яванском море
[ редактировать ]25 февраля вице-адмирал Конрад Хелфрих Королевского военно-морского флота Нидерландов , новый командующий военно-морскими силами союзников в Ост-Индии, приказал всем имеющимся военным кораблям присоединиться к Восточному ударному отряду голландского контр-адмирала Карела Дормана в Сурабае . «Инкаунтер» вместе с эсминцами «Юпитер» и «Электра» британский тяжёлый крейсер «Эксетер» и австралийский лёгкий крейсер «Перт» . сопровождал туда в тот же день [ 22 ] После их прибытия на следующий день все силы Дормана, состоящие из пяти крейсеров и девяти эсминцев, покинули Сурабаю в 18:30, чтобы патрулировать восточную Яву в надежде перехватить приближающийся конвой вторжения, который был замечен ранее этим утром. Японцы оказались севернее, чем он ожидал, и его корабли ничего не нашли. [ 23 ] Его собственные корабли были обнаружены в 09:35 следующего утра, 27 февраля, и японцы постоянно отслеживали их. Швейцар приказал вернуться в Сурабаю в 10:30, а в 14:37 его корабли были атакованы восемью бомбардировщиками авиагруппы Каноя . Они утверждали, что нанесли два удара по Юпитеру , но на самом деле промахнулись по британскому эсминцу. Когда его ведущие корабли вошли в гавань, он получил сообщения о японских кораблях в 90 милях (140 км) к северу, и Шорман приказал своим кораблям развернуться, чтобы перехватить их. [ 24 ]
Зная о передвижениях Шормана, японский командующий контр-адмирал Такео Такаги эсминцев сопровождения конвоя выделил две флотилии , каждая из которых состояла из легкого крейсера и семи эсминцев, для перехвата кораблей союзников совместно со своей парой тяжелых крейсеров ( «Начи» и «Начи» Хагуро ), которые сопровождала пара эсминцев. [ 25 ] Его тяжелые крейсеры открыли огонь с большого расстояния в 15:47, но без особого эффекта. Легкие крейсеры и эсминцы приблизились на дальность от 13 000 до 15 000 ярдов (от 12 000 до 14 000 м) и начали стрельбу торпедами Тип 93 «Long Lance», начиная с 16:03. [ 26 ] Все эти торпеды не повредили свои цели, хотя одна торпеда попала в Эксетер и не взорвалась в 16:35. [ 27 ] Три минуты спустя «Хагуро» изменила ход боя, когда один из ее снарядов взорвался в «Эксетера» носовой котельной . [ 28 ] вывела из строя шесть ее котлов. [ 27 ] Корабль отклонился от линии, чтобы избежать попадания еще одной торпеды, и замедлил ход, сопровождаемый всеми преследующими его крейсерами. [ 29 ] Перт поставил дымовую завесу , чтобы защитить Эксетер [ 30 ] и корабли союзников разделились на отдельные группы, пытаясь выйти из боя. «Эксетер» сопровождали один голландский и все три британских эсминца в одной группе, а остальные крейсеры и американские эсминцы составляли другую группу. Японцы поначалу не настаивали на преследовании, поскольку они маневрировали, чтобы использовать свои торпеды против искалеченного «Эксетера» , который мог развивать скорость только 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час), и его эскорта. [ 31 ]
Японцы начали запуск торпед с 17:20 на дальность от 10 000 до 18 500 ярдов (от 9 100 до 16 900 м), но все они промахнулись. По какой-то причине два японских эсминца продолжали приближаться, прежде чем выстрелить торпедами на расстоянии 6500 ярдов (5900 м), а «Инкаунтер» и «Электра» вышли из строя для контратаки. Когда они приблизились, они вступили в бой с Асагумо и Минэгумо с близкого расстояния. Энкаунтер и Минэгумо вели перестрелку на расстоянии до 3000 ярдов (2700 м) в течение примерно 10 минут, но им не удалось нанести друг другу сколько-нибудь существенного ущерба. С другой стороны, «Асагумо» был поврежден «Электрой» , но японский корабль в 17:46 потопил британский эсминец. «Эксетер» продолжил путь на юг, к Сурабае, в сопровождении «Инкаунтера» и голландского эсминца «Витте де Вит» . Неоднократные неудачные и в конечном итоге фатальные попытки Швейцара добраться до транспортов сконцентрировали японцев на защите транспортов и позволили поврежденному британскому крейсеру добраться до гавани. [ 32 ]
Вторая битва в Яванском море
[ редактировать ]На следующий день, после временного ремонта и дозаправки, «Эксетер» , «Инкаунтер» и американский эсминец «Поуп» получили приказ отправиться в Коломбо через Зондский пролив. Они отправились вечером 28 февраля, но были перехвачены японскими тяжёлыми крейсерами «Нати» , «Хагуро» , «Мёко» и «Асигара» , а также эсминцами «Акебоно» , «Иназума» , «Ямакадзе» и «Кавакадзе» . утром 1 марта [ 33 ] Около 08:00 британские корабли заметили два японских крейсера, один из которых запустил гидросамолеты-корректировщики. Двое других были замечены приближающимися, и оба запустили свои самолеты, а затем открыли огонь примерно в 09:30. [ 34 ] Корабли союзников закурили и повернули на восток, а японцы - на север и юг. [ 35 ] Эксетер мог развивать скорость 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). [ 36 ] Перед первым попаданием на нее еще раз взорвалась котельная и около 11:20 вырубило все электричество. Энкаунтер повернулась назад, чтобы поставить дымовую завесу, чтобы защитить обездвиженный крейсер и помочь выжившим, но вскоре она была обездвижена попаданиями снарядов и осколками и подожжена. [ 37 ] Лейтенант-коммандер эсминца Эрик Морган, капитан , приказал затопить корабль, чтобы предотвратить его захват японцами. Она перевернулась и затонула около 12:10. [ 38 ] Поуп сначала избежал этой схватки, но примерно через два часа тоже был потоплен. [ 39 ]
Восемь членов корабельной роты погибли, а остальные 149 стали военнопленными. [ 40 ] когда на следующий день они были спасены вместе с оставшимися в живых из Эксетера , которые все еще находились в воде, японским эсминцем Икадзути . Выжившие при столкновении дрейфовали около 20 часов, на плотах и спасательных жилетах или цепляясь за поплавки, многие из них были покрыты маслом и не могли видеть. Среди спасенных был лейтенант (позже сэр) Сэм Фалле , офицер на борту «Инкаунтера» , который впоследствии стал британским дипломатом. [ 41 ] Это гуманитарное решение лейтенант-коммандера Сюнсаку Кудо поставило Икадзути под угрозу нападения подводной лодки и помешало ее боеспособности из-за огромного количества спасенных моряков. Позднее это действие стало предметом книги. [ 42 ] и специальный выпуск по телевидению. [ 43 ] [ 44 ] 38 членов экипажа корабля впоследствии погибли в плену.
Обломок корабля был первоначально обнаружен 21 февраля 2007 года на глубине 60–61 метр (197–200 футов). [ 45 ] Во время экспедиции по обследованию этого места в 2016 году выяснилось, что оно было почти полностью разрушено в результате незаконных спасательных операций. [ 46 ] [ 47 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лентон, с. 156
- ^ Уитли, с. 103
- ^ Английский, с. 141
- ^ Фридман, стр. 243, 247.
- ^ Колледж, с. 114
- ^ Английский, стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б с английский, с. 69
- ^ Ее 2009, с. 353
- ^ Хаарр 2010, стр. 146, 150, 153, 257–58; Ровер, с. 21
- ^ Гвоздарь, с. 152
- ^ Ровер, стр. 42, 47, 50.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, стр. 48–53; Ровер, с. 58
- ^ Английский, стр. 69–90.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, с. 148
- ^ Ровер, стр. 89, 94.
- ^ Jump up to: а б английский, с. 70
- ^ Jump up to: а б Исторический отдел Адмиралтейства, с. 184
- ^ Ровер, стр. 108.
- ^ Ровер, стр. 111.
- ^ Миддлбрук и Махони, с. 70
- ^ Английский, с. 70; Гилл, стр. 509, 518, 580; Ровер, с. 137
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 233
- ^ Гилл, стр. 607–08.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 238
- ^ Гроув, стр. 86–89.
- ^ Тупой, стр. 76–78.
- ^ Jump up to: а б Гроув, с. 93
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 298
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 239
- ^ Гроув, с. 94
- ^ Тупой, стр. 80–82.
- ^ Тупой, стр. 82–86.
- ^ Гроув, с. 95
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 306
- ^ Тупой, с. 87
- ^ Гилл, с. 623
- ^ «Результаты поиска по запросу: 'блог 2017 03 01 о затоплении HMS Exeter 1 марта 1942 года' » .
- ^ Эванс, с. 109
- ^ «Имперские крейсеры» .
- ^ «В Яванском море обнаружены затонувшие корабли Королевского флота времен Второй мировой войны» . webarchive.nationalarchives.gov.uk . 23 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2010 г. . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Воссоединение моряка, спасенного врагом» . Би-би-си . Би-би-си . 13 июня 2003 года . Проверено 29 июня 2008 г.
- ^ Мегуми, Рюуносукэ [на японском языке] (5 июля 2006 г.). Спасите солдат противника! — Капитан Кудо с эсминца «Лайтнинг», спасший 422 британских солдата [ Спасите врагов! ] (на японском языке). Токио, Япония: Издательская компания Soshisha. ISBN 978-4-7942-1499-7 .
- ^ Гёкай (2007). Японское бусидо 1. Японское БУСИДО спасло жизни (видео) (на японском языке). Архивировано из оригинала 15 июля 2015 г. Проверено 29 июня 2008 г.
- ^ Исэ, Масаоми (13 августа 2006 г.). «Эсминец «Икадзути», капитан Кудо Сиюнсаку» (на японском языке). Архивировано из оригинала 14 августа 2020 г. Проверено 29 июня 2008 г. Краткое содержание телепрограммы 2007 г.
- ^ «Встреча с HMS (H10)» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ Холмс, Оливер; Хардинг, Люк (2016). «Британские корабли времен Второй мировой войны в Яванском море уничтожены в результате незаконной добычи мусора» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 ноября 2016 г.
- ^ «Кораблекрушения в Явском море во время Второй мировой войны: один из людей, нашедших их, размышляет об их потере | Все об истории» .
Библиография
[ редактировать ]- Исторический отдел Адмиралтейства (2002). Королевский флот и Средиземноморье . Истории Уайтхолла., Истории штаба ВМФ. Том. 2 ноября 1940 г. - декабрь 1941 г. Лондон: История Уайтхолла совместно с Фрэнком Кассом. ISBN 0-7146-5205-9 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Дулл, Пол С. (2007). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-219-5 .
- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Англия: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Эванс, Артур С. (2010). Разрушитель упал: отчет о потерях эсминца HM в 1939–1945 гг . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Maritime. ISBN 978-1-84884-270-0 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 14: Юго-западная часть Тихого океана» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 484–512. OCLC 848228 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 15: ABDA и АНЗАК» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 513–72. OCLC 848228 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 16: Поражение в ABDA» . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 571–624. OCLC 848228 .
- Гроув, Эрик (1993). Морские сражения в фильме «Крупный план: Вторая мировая война» . Том. 2 (изд. Консультативного совета Мемориального фонда ВМС США). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-758-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Миддлбрук, Мартин и Махони, Патрик (2004). Гибель «Принца Уэльского» и отпор: конец эпохи линкоров . Барнсли: Лео Купер. ISBN 978-1-84415-075-5 .
- Гвоздарь, Роджер (1990). «Самолет на Мальту». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль 1990 года . Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 151–65. ISBN 1-55750-903-4 .
- Осборн, Ричард (1990). «Вопрос 31/89». Военный корабль Интернешнл . XXVII (4): 416–417. ISSN 0043-0374 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .