HMAS Перт (D29)
05 ° 51'42 "ю.ш., 106 ° 7'52" в.д. / 5,86167 ° ю.ш., 106,13111 ° в.д.
![]() Перт
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Амфион |
Тезка | Амфион |
Строитель | Верфь HM, Портсмут |
Заложен | 26 июня 1933 г. |
Запущен | 27 июля 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 июня 1936 г. |
Идентификация | Номер вымпела : I29 |
Судьба | Продан Королевскому флоту Австралии , июнь 1939 г. |
![]() | |
Имя | Перт |
Тезка | Город Перт, Западная Австралия |
Приобретенный | 1939 |
Введен в эксплуатацию | 29 июня 1939 г. |
Идентификация | Номер вымпела: D29 |
Девиз |
|
Почести и награды |
|
Судьба | Затоплен во время боя в Зондском проливе , 1 марта 1942 года. |
Общие характеристики (как завершено) | |
Класс и тип | Модифицированный «Леандер» . легкий крейсер типа |
Смещение | 7040 длинных тонн (7150 т ) ( стандарт ) |
Длина | |
Луч | 56 футов 8 дюймов (17,3 м) |
Черновик | 19 футов 5 дюймов (5,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32,5 узлов (60,2 км / ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 622 (36 офицеров, 586 рядовых ) |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMAS Perth был одним из трех модифицированных Leander, класса легких крейсеров использовавшихся Королевским военно-морским флотом Австралии (RAN) в начале Второй мировой войны . Он был построен для Королевского флота (RN) в середине 1930-х годов и вступил в строй как HMS Amphion в 1936 году. Следующие несколько лет корабль провел в качестве флагмана главнокомандующего Африки, прежде чем был переведен в РАН в 1939 г. и переименован в HMAS Perth .
В начале Второй мировой войны в сентябре корабль патрулировал Западную Атлантику и Карибский бассейн в поисках немецких кораблей и сопровождал конвои в течение шести месяцев, прежде чем ему было приказано вернуться домой в начале 1940 года. Корабль продолжал выполнять те же виды обязанностей в водах Австралии. прежде чем он был переведен на Средиземноморский флот в конце 1940 года. Затем Перт помогал сопровождать многочисленные конвои на Мальту в начале 1941 года и сыграл второстепенную роль в битве у мыса Матапан в марте. Она сопровождала конвои в Грецию и на Крит и помогала эвакуировать войска союзников из обоих мест перед лицом победоносных сил Оси. Корабль был сильно поврежден авиацией Оси в мае во время эвакуации с Крита.
После завершения ремонта в июне Перт оказывал артиллерийскую поддержку союзным силам на берегу во время сирийско-ливанской кампании и бомбардировал французские цели Виши . Она вернулась в Австралию в середине 1941 года, и ей были поручены те же задачи, что и в начале войны. Корабль продолжал выполнять эти задачи после начала войны на Тихом океане в декабре, пока в феврале 1942 года не был передан американо-британско-голландско-австралийскому командованию для помощи в защите голландской Ост-Индии от японцев. «Перт» не был поврежден во время битвы в Яванском море , но сразу после этого был торпедирован и потоплен Императорским флотом Японии в битве в Зондском проливе .
Более половины ее экипажа погибло в бою, и только около двух третей выживших выжили в плену и вернулись домой после войны. Обломки корабля были обнаружены в 1967 году и практически не пострадали; к 2013 году затонувший корабль был частично разобран неавторизованными индонезийскими морскими спасателями , а четыре года спустя он оказался в еще худшем состоянии.
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Конструкция крейсеров типа «Леандер» была адаптирована для Военно-морской программы 1932–1933 годов с разделением их двигательной установки на отдельные агрегаты . Это было сделано для повышения их живучести, поскольку каждый блок спаренных котлов и паровых турбин мог работать независимо и одно попадание не могло обездвижить корабль. [ 1 ] Построенный Амфион имел общую длину 562 фута 4 дюйма (171,4 м). [ 2 ] длина между перпендикулярами 530 футов (161,5 м), ширина 56 футов 8 дюймов (17,3 м) и осадка 19 футов 5 дюймов (5,9 м) при глубокой нагрузке . [ 3 ] корабля Водоизмещение составляет 7 040 длинных тонн (7 150 т ) при стандартной загрузке и 9 140 длинных тонн (9 290 т) при глубокой загрузке. Это дало ей метацентрическую высоту 4,5 футов (1,4 м) при глубокой нагрузке. [ 4 ] Ее экипаж насчитывал 36 офицеров и 586 рядовых . [ 3 ]
Модифицированные Leander были оснащены четырьмя турбинами с редуктором Parsons , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, подаваемый четырьмя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины мощностью на валу 72 000 лошадиных сил (54 000 кВт ) были предназначены для обеспечения кораблям максимальной скорости 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль в час). [ 3 ] Система агрегатов обязательно означала, что каждая единица техники имела свою воронку . [ 5 ] На кораблях было достаточно мазута, чтобы обеспечить дальность действия 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). [ 6 ]
Вооружение и защита
[ редактировать ]
Главная батарея класса Modified Leander состояла из восьми 6-дюймовых (152-мм) орудий BL Mk XXIII, расположенных в двух парах сверхстрельных двухорудийных башен в носовой и кормовой части надстройки . Их вторичное вооружение состояло из четырех 4-дюймовых (102-мм) орудий QF Mk V в открытых одиночных установках рядом с кормовой воронкой. Для ПВО ближнего действия на корабле были установлены три счетверенные установки для Vickers 0,5-дюймовых (12,7-мм) зенитных пулеметов . Они также были вооружены восемью 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами в двух надводных счетверенных установках, по одному на каждом борте . [ 7 ]
Большая часть брони, защищающей части корабля, состояла из нецементированной брони . Машинные помещения были защищены ватерлиний толщиной 3 дюйма (76 мм) , а палуба над ними состояла из высокопрочной стали толщиной 1,125 дюйма (29 мм) . Борта магазинов состояли из броневых листов толщиной 3,5 дюйма (89 мм), а их крыши защищались 2-дюймовыми (51 мм) пластинами. [ 6 ] Орудийные башни имели борта и крышу толщиной 1 дюйм (25 мм). [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Первоначально «Амфион» проектирования класса «Модифицированный Леандер» . был заказан для RN в рамках военно-морской программы 1931–1932 годов, но заказ был приостановлен до завершения [ 9 ] Корабль был заложен на верфи HM Dockyard в Портсмуте 26 июня 1933 года и спущен на воду маркизой Титчфилд 27 июля 1934 года. «Амфион» был сдан в эксплуатацию 15 июня 1936 года и завершен 6 июля. [ 7 ] Крейсер служил флагманом Главкома Африки и 6-й крейсерской эскадры (вице-адмирал сэр Фрэнсис Тоттенхэм ) с 1936 по 1938 год. [ 10 ]
В начале 1939 года корабль был переоборудован, и его четырехдюймовые орудия Mk V были заменены четырьмя спаренными артиллерийскими установками для четырехдюймовых орудий двойного назначения QF Mk XVI . основание для вращающейся авиационной катапульты и связанный с ней кран . Также было установлено [ 11 ]
Австралийский сервис
[ редактировать ]«Амфион» был продан РАН и принят на вооружение 29 июня 1939 года переименовала его в HMAS Perth . 10 июля принцесса Марина, герцогиня Кентская , . На момент поступления на вооружение Австралии численность корабельной роты составляла 646 человек (35 офицеров и 611 рядовых). [ 7 ] Большая часть корабельной роты покинула Австралию в мае 1939 года на борту SS Autolycus : военнослужащим приходилось жить и спать в трюмах для скота. [ 12 ] В начале августа, по пути в Австралию, Перт представлял свою страну на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года . [ 7 ] В Нью-Йорке на борту произошел небольшой «мятеж». Причиной был приказ о том, что моряки, сошедшие на берег для увольнения на берег, должны будут вернуться на корабль в 18:00 и сменить белую форму на синюю , хотя общее обращение офицеров с моряками было проблемой с тех пор, как крейсер был принят во владение. по РАН. корабля Более 60 матросов собрались на баке , где им противостояли офицеры с личным оружием (впервые офицеры РАН были вооружены для борьбы с мятежом) и получили приказ спуститься на палубу, но они отказались. капитан военного корабля Командир Гарольд Фарнкомб затем подошел к морякам и сообщил им, что, если они не выполнят приказ разойтись, он расценит их действия как мятеж. Противостояние было видно со стороны пристани, и были отправлены тяжеловооруженные силы из полицейского управления Нью-Йорка, но они не вмешались. Фарнкомб успешно разрядил ситуацию, предложив любому моряку, желающему носить синюю форму весь день на берегу, сделать это, спросив разрешения; предложение, которое принимает почти каждый моряк, уходящий в отпуск на берег. [ 13 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Еще на пути в Австралию Перт плыл у берегов Венесуэлы, когда началась Вторая мировая война. [ 14 ] Поскольку изначально он был единственным военным кораблем Британского Содружества в Карибском бассейне и западной Атлантике, крейсер начал поиск в этом регионе немецких судов. [ 14 ] и сопровождение конвоев. [ 15 ] Перт не покидал этот район до марта 1940 года, пройдя через Панамский канал и впервые достиг вод Австралии 31 марта. [ 16 ] По прибытии «Перт» в Сиднее был переоборудован на военно-морской базе Гарден-Айленд до 29 апреля, во время чего была установлена его катапульта. Первоначально она несла Supermarine Seagull V , позже Supermarine Walrus . В мае корабль был назначен для сопровождения конвоев и патрулирования вдоль побережья Австралии. 6 июня капитан сэр Филип Бойер-Смит, Bt. принял командование Пертом , и контр-адмирал Джон Крэйс поднял свой флаг на борту крейсера в качестве командующего австралийской эскадрой . [ 17 ] Эти обязанности продолжались до ноября 1940 года, когда ее отправили в Средиземное море, чтобы сменить однотипный корабль «Сидней» . [ 7 ] [ 18 ] Сопровождая конвой с войсками из Австралии в Красное море по пути, Перт достиг Александрии, Египет , 24 декабря, после непродолжительного периода эскортной службы в Красном море. [ 19 ] Он был приписан к 7-й крейсерской эскадре Средиземноморского флота. [ 20 ]
Во время операции «Эксцесс» в начале января 1941 года корабль сопровождал конвой из Мальты в Александрию вместе с другими частями Средиземноморского флота. [ 21 ] пришвартовавшись в Гранд-Харборе 16 января, , Мальта, «Перт» был поврежден в результате попадания бомбы, которая временно вывела его из строя и вызвала небольшое наводнение. Во время бомбардировки ее экипаж помогал тушить пожар на борту корабля с боеприпасами SS Essex и оказывал помощь поврежденному авианосцу HMS Illustrious . В тот же вечер крейсер покинул Мальту и 18-го числа прибыл в Александрию, где зашел на верфь для временного ремонта. [ 22 ] 22 января она отправилась на встречу с Прославленным и сопроводила ее в Александрию, а затем вернулась в Грецию, где патрулировала море между Критом и Пиреем , Греция. [ 23 ] Возвращаясь в Александрию для более капитального ремонта, Перт столкнулся с сильной песчаной бурей при подходе к гавани в ночь с 6 на 7 февраля только для того, чтобы узнать, что корабль собирается осмотреть Австралии премьер- министр Роберт Мензис . на следующее утро, и поэтому перед его приездом его пришлось убрать. [ 24 ]

Корабль вошел в плавучий сухой док 9 февраля и оставался там 10 дней. За это время ее катапульта была снята и заменена парой трофейных итальянских 20-миллиметровых (0,8 дюйма) зенитных орудий Breda, по одному с каждой стороны катапульты. неповоротная Тип 286 . поисковая РЛС Кроме того, была установлена [ 25 ] Утром 27-го числа он был в составе эскорта эсминцев, перевозивших подкрепление для операции «Воздержание» — атаки на остров Кастелоризо , у турецкого побережья на итальянских островах Додеканес . Прибыв туда той ночью, британские корабли обнаружили, что итальянцы усилили свой гарнизон; после высадки подкрепления командование армией решило эвакуировать остров, поскольку гарнизон превосходил их численностью. [ 26 ]
Битва за Грецию
[ редактировать ]
Начиная с 7 марта, Перт поддерживал подкрепление союзников в Греции, переправляя солдат из Александрии в Пирей, а также патрулируя воды между Грецией и Критом. 17–24 марта она сопровождала еще один конвой на Мальту. [ 20 ] [ 27 ] [ 28 ] Перт сыграла второстепенную роль в битве у мыса Матапан 26–29 марта, поскольку ее эскадра была замечена итальянским флотом и преследовалась, когда они отступали к основным силам британского флота. [ 29 ] Не получив повреждений во время битвы, она вернулась к своим прежним обязанностям. Где-то в апреле корабль был оснащен счетверенной 2-фунтовой (40-мм (1,6 дюйма)) зенитной пушкой Mk VIII «Пом-Пом», установленной на основании катапульты. [ 30 ] Она сопровождала конвой на Мальту в течение 18–20 апреля, а на обратном пути прикрывала линкоры Средиземноморского флота, когда они бомбардировали гавань Триполи в итальянской Ливии утром 21 апреля. [ 31 ] 25 апреля кораблю было поручено помочь в эвакуации войск союзников из Греции. Войска и беженцы были загружены ночью, чтобы свести к минимуму возможность сил Оси помешать им, и корабли получили строгий приказ отойти вовремя, чтобы к рассвету оказаться подальше от побережья, даже если войска останутся на берегу. В ночь с 28 на 29 апреля Бойер-Смит командовал силами, отправленными для эвакуации войск из Каламаты . Он послал эсминец вперед для разведки ситуации в порту, в то время как другие его корабли оставались в море. Когда эсминец сообщил о боях в гавани, он решил, что не стоит рисковать, что его корабли снова окажутся силуэтами пожаров и взрывов в порту, и приказал вернуться на Крит. К тому времени, когда эсминец смог сообщить, что гавань взята под охрану, Бойер-Смит почувствовал, что возвращаться уже слишком поздно. [ 32 ]
Крейсер был одним из эскортов конвоя «Тигр» между Мальтой и Александрией в начале мая. Когда немцы вторглись на Крит 20 мая, «Перт» входил в состав группы «С», состоявшей из двух крейсеров и четырех эсминцев, патрулировавших окрестности пролива Касос , к северо-востоку от Крита. На следующий день они неоднократно подвергались атакам немецкой и итальянской авиации, потопив один из эсминцев. Теперь назначенный в отряд D, «Перт» и его спутники утром 22-го числа перехватили немецкий конвой вторжения из небольших кораблей в сопровождении итальянского торпедного катера «Сагиттарио» . Перт потопил отставший от другого конвоя прежде, чем основной конвой был замечен в 08:47. Торпедный катер пытался собрать отставших, и его командир приказал своему конвою рассредоточиться, пока он ставил дымовую завесу , а затем без особого успеха вступил в бой с кораблями союзников. Его отвлечение внимания и отсутствие видимости из-за дымовой завесы в сочетании с неоднократными воздушными атаками, засыпавшими корабли шрапнелью, позволили конвою уйти, потеряв всего два корабля. По возвращении в Александрию Перт провел несколько дней в ремонте. [ 33 ]
Вечером 28 мая корабль был приписан к отряду D, трем крейсерам, трем эсминцам и военному кораблю , который был отправлен для эвакуации солдат из Сфакии , небольшого порта на южном побережье Крита, после их разгрома немецкими десантниками. В Перте было два небольших десантных корабля для переправки войск на борт. Корабли союзников не подверглись нападению в течение следующего дня, поскольку они погрузили солдат на борт и ушли до рассвета 30-го числа. Начиная с 09:30 отряд D неоднократно подвергался атакам немецких самолетов, при этом Перт несколько раз едва не промахнулся, прежде чем в него попала бомба, которая взорвалась в носовой котельной незадолго до 10:00, когда на борту находились 4 ее моряка и 9 из 1188 человек. убитые солдаты. Взрыв временно отключил ее электроэнергию, и крейсер остановился, прежде чем его удалось восстановить через полчаса. Он также погнул внутренний гребной вал правого борта и серьезно повредил камбуз , компьютер управления огнем под большим углом , Адмиралтейский стол управления огнем шестидюймовых орудий и вызвал множество течей в обшивке корпуса. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Крейсер смог добраться до Александрии на следующий день и находился в ремонте до 22 июня. Три дня спустя Перт отплыл в Хайфу , Британскую Палестину , чтобы принять участие во вторжении в Виши, Сирию и Ливан . 27-го числа она помогла установить минное поле у Дамура , а затем обеспечивала артиллерийскую поддержку союзным войскам и бомбардировала объекты Виши до конца кампании, прежде чем вернуться в Александрию 15 июля. Пока она ждала смены своей сестры Хобарт , счетверенный «помпон» и два орудия Бреда были сняты, а ее катапульта была переустановлена. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Возвращение в Тихий океан
[ редактировать ]Перт вернулся в Австралию для капитального ремонта и прибыл в Сидней 12 августа. Отпуск ее команды в отпуск на берег был отложен из-за выступления Мензиса в тот же день, которое не было встречено хорошо. Помимо необходимого ремонта, с «Типа 286» была снята РЛС и на ее юте вновь установлены две счетверенные 0,5-дюймовые пулеметные установки . Вероятно, она также получила четыре 20-миллиметровых зенитных орудия Oerlikon в одиночных установках, установленных на крышах сверхстрелковых башен и в надстройке у мостика . [ 42 ] [ 39 ] [ 43 ] Бойер-Смит был освобожден от командования и отправлен обратно в Великобританию 1 сентября, а капитан Гектор Уоллер принял командование 24 октября. Завершение ремонта на острове Какаду было отложено на месяц после того, как в результате пожара расплавились электрические кабели, ведущие к диспетчерско-диспетчерской вышке на крыше моста; 24 ноября корабль провел ходовые испытания на полную мощность. [ 44 ] [ 45 ] После завершения ремонта «Перт» и тяжелый крейсер «Канберра» 12 декабря отправились из Сиднея в Брисбен. Три дня спустя они встретились с легким крейсером HMNZS Achilles и выстроились в качестве тяжелого эскорта конвоя Пенсакола . [ 46 ] Перт продолжал выполнять обязанности по сопровождению конвоев в своих водах до конца января 1942 года. [ 7 ] [ 47 ]

«Перт» Планировалось, что останется в восточных водах зоны АНЗАК, пока « Канберра» будет проходить ремонт. Военный кабинет согласился немедленно удовлетворить просьбу Соединенных Штатов о размещении Перта в американо-британско-голландско-австралийской зоне (ABDA) и при этом сопроводить конвой, следующий в ABDA. 31 января «Перт» отплыл из Сиднея и 10 февраля достиг Фримантла , Австралия, а 15 февраля сменил старый лёгкий крейсер HMAS Adelaide в качестве сопровождения конвоя из четырёх пустых нефтяных танкеров и двух грузовых судов, выполнявших миссию по сбору как можно большего количества нефти из Голландская Ост-Индия была возможной до японского вторжения. После того, как Сингапур был захвачен (что поставило под угрозу порт назначения Палембанг ), всем, кроме Перта и грузового судна » « Джейкоб было приказано вернуться во Фримантл. Хотя по пути к ним присоединились голландские корабли SS Swartenhondt и SS Karsik , операция была отменена 21 февраля, когда корабли находились в 600 морских милях (1100 км; 690 миль) от Зондского пролива. , разделяющий Яву и Суматру . Перт сопровождал три других судна обратно на расстояние 700 морских миль (1300 км; 810 миль) от Фримантла, прежде чем повернуть на север, чтобы присоединиться к Западным ударным силам ABDA. Он прибыл в Танджунг Приок , Ява, 24 февраля и не пострадал в результате налета японской авиации позднее в тот же день. [ 47 ] [ 48 ]
Битва в Яванском море
[ редактировать ]После того, как 25-го числа голландский самолёт-разведчик заметил японский флот восточного вторжения, направлявшийся к месту высадки западнее Сурабаи , Явы, Перта вместе с британским тяжёлым крейсером «Эксетер» и эсминцами «Юпитер» , «Электра» и «Инкаунтер» , затем проследовал в Сурабаю, где они присоединился к восточному ударному отряду ABDA под командованием контр-адмирала Карела Дормана . В состав сил теперь входили тяжелые крейсеры «Эксетер» и « Хьюстон» , три легких крейсера (флагман Дормана « Де Рюйтер » , « Ява» и «Перт» ), пять современных эсминцев (три британских и два голландских) и четыре старых американских эсминца. Вечером 26-го числа они отправились на безуспешные поиски японских кораблей. [ 49 ]
Японцы получили сообщения о том, что корабли союзников находились вблизи запланированного маршрута в 11:00 27 числа. Их крейсеры запустили гидросамолеты , чтобы подтвердить эти сообщения, и в 12:35 они заметили корабли Дормана, направлявшиеся на восток. Пять минут спустя Дорман повернул на юг, чтобы дозаправиться в Сурабае. Японцы заметили этот поворот и решили продолжить высадку в 13:40. Вскоре после того, как корабли союзников прошли через минное поле, защищающее вход в гавань, в 14:27 Дорман получил сообщение о том, что японские корабли находились в 50 морских милях (93 км; 58 миль) к северо-западу от Сурабаи. Он почти сразу же изменил курс, намереваясь атаковать конвой. Японские гидросамолеты наблюдали за его передвижениями, несмотря на атаки истребителей союзников в 14:18 и 14:30, и в их отчете было видно, что силы вторжения были далеко разделены, когда они готовились к высадке в тот вечер. [ 50 ]
Электра заметила японский легкий крейсер Дзинцу в 16:12, который повернул на юго-запад и вскоре после этого открыл огонь на расстоянии 16 000 ярдов (15 000 м). Тяжелый крейсер «Начи» , шедший далеко позади, открыл огонь на высоте 28 000 ярдов (26 000 м) в 16:17. Через три минуты тяжёлые крейсеры союзников открыли ответный по Нати огонь . В 16:21 Швейцар слегка повернул на юг, чтобы не дать японцам пересечь его букву «Т» , а контр-адмирал Такео Такаги , командующий силами сопровождения вторжения, слегка отвернулся, чтобы увеличить дальность стрельбы, поскольку стрельба с обеих сторон была точной. хотя попаданий не было. Швейцар повернул на запад-юго-запад в 16:27, чтобы лучше предотвратить пересечение своей буквы «Т», маневр, из-за которого дальность полета была слишком большой, чтобы легкие крейсеры союзников могли вести огонь. Обе эскадрильи японских эсминцев в это время маневрировали, совершая торпедные атаки с использованием своих мощных торпед Type 93 «Long Lance» . [ 51 ]
Оба флагмана эскадры открыли огонь, начиная с 16:30, а эсминцы 4-й эскадрильи эсминцев контр-адмирала Сёдзи Нисимуры последовали за ним между 16:40 и 16:45 на дальностях от 13 000 до 15 000 ярдов (от 12 000 до 14 000 м), в общей сложности 31 торпеды, нацеленные на союзников корабли, все из которых пропали. Начи Сестра . Хагуро выпустила восемь торпед в 16:52 с большого расстояния, но они также промахнулись Перестрелка продолжалась, пока запускались торпеды, и Перт сообщил, что «вокруг [корабля] приземлились плотные залпы, сначала на 25 ярдов (23 м) короче, затем на 25 ярдов дальше». [ 52 ] Примерно через десять минут Такаги понял, что корабли союзников приближаются к маршруту конвоя вторжения, и приказал провести тотальную атаку, чтобы не дать им добраться до конвоя. Примерно в то же время Швейцар немного повернул на север, закрывая дистанцию. В 17:08 один из Хагуро 203- миллиметровых снарядов поразил Эксетер на расстоянии 22 000 ярдов, взорвавшись в одной из ее котельных. Снаряд поджег корабль, вывел из строя шесть из восьми котлов, а скорость снизилась до 5 узлов. [ 53 ] Британский крейсер выпал из строя и стал стремительно терять ход. Следующие крейсеры предположили, что этот поворот был намеренным, и последовали за Эксетером ; как только Уоллер понял, что она искалечена, он приказал Перту окружить ее, поставив дымовую завесу, чтобы скрыть ее. [ 54 ] Затем Хагуро снова выпустила свою торпедную батарею на 22 000 ярдов, при этом единственная торпеда попала в эсминец «Кортенаер» , который разлетелся пополам и затонул.
Швейцару потребовалось некоторое время, чтобы реорганизовать свои силы, и он приказал Эксетеру вернуться в Сурабаю в сопровождении британских эсминцев и уцелевшего голландского эсминца. Остальные корабли оставили обильное количество дыма и кружили вокруг, пока японцы пытались потопить поврежденный корабль торпедами. Легкие крейсера открыли огонь первыми в 17:50, за ними следовали тяжелые крейсеры и эсминцы; всего 98 торпед, которые все промахнулись. Два британских эсминца бросились сквозь дым, пытаясь сорвать атаку, при этом «Электра» была затоплена, а крейсеры союзников взяли курс, параллельный курсу «Эксетера » . В 18:10 американские эсминцы также вышли из дыма и выпустили 24 торпеды по Начи и Хагуро , но все промахнулись. К этому времени Такаги увидел маяк в Сурабае и решил прервать контакт в сгущающейся темноте, чтобы любой из его кораблей не попал на минное поле, защищающее порт. [ 55 ] В 18:12 Перт заявил о нападении на Хагуро . [ 56 ] но послевоенные исследования показали, что крейсер в ходе боя не пострадал. [ 57 ]
Швейцар был полон решимости продолжить бой и изменил курс в 18:31, а его корабли были замечены на новом курсе в 18:46. После атак японские корабли были широко рассредоточены, и Такаги потребовалось некоторое время, чтобы их организовать. Тем временем Нисимура приказал конвою вторжения повернуть на запад в 19:04. После короткого боя с Дзинцу , Швейцар решил выйти из боя, а затем в 21:00 развернуться на юг и попытаться отстать от японского эскорта. Американские эсминцы, у которых было мало топлива и торпед, в то же время самостоятельно решили вернуться в Сурабаю. Когда в 21:25 Шорман поворачивал свои корабли на север, Юпитер наткнулся на голландскую мину и потерял всякую мощность, прежде чем затонуть. В это время Такаги был в курсе движений Швейцара, поскольку один из Дзинцу гидросамолетов сбрасывал сигнальные ракеты, чтобы отслеживать корабли союзников. В 21:20 . гидросамолет Наки сменил его, но в 22:00 он потерял связь с Такаги, в результате чего обе стороны начали поиски вслепую [ 58 ]
В 23:02 наблюдатели «Начи » заметили крейсеры союзников, и «Сестры» предприняли маневр для нанесения торпедной атаки. Примерно в то же время корабли Шормана заметили японские крейсеры и в 23:10 открыли огонь. «Начи» выпустила свою торпедную батарею, и именно одна из этих торпед попала в «Яву» , которая сломалась пополам и затонула. Тем временем «Хагуро» последовала за своей торпедной батареей, одна из которых поразила « Де Рюйтер» , который затонул из-за прогрессирующего затопления в течение трех часов. [ 59 ] «Перт» и «Хьюстон» были единственными крупными кораблями союзников, пережившими битву, и впоследствии утром 28 февраля они отошли в Танджунг-Приок. Два корабля попытались пополнить запасы, но из-за нехватки топлива Перт мог загрузить только половину своего обычного запаса топлива, а из-за нехватки боеприпасов у него осталось только 160 шестидюймовых снарядов, оставшихся после предыдущего дня. Той же ночью крейсерам и голландскому эсминцу «Эвертсен» было приказано отправиться в Тилатьяп через Зондский пролив. [ 60 ] [ 61 ]
Битва в Зондском проливе
[ редактировать ]Перт и Хьюстон отплыли в 19:00 ( Эвертсен задержался), у них было мало топлива и боеприпасов, причем Перт лидировал, поскольку Уоллер находился под общим командованием в качестве старшего офицера. Союзники считали, что Зондский пролив свободен от вражеских судов, но японские силы западного вторжения собрались в заливе Бантам на северо-западной оконечности Явы без их ведома. Крейсеры направлялись на запад, когда в 22:39 их заметил эсминец «Фубуки», патрулировавший восточнее залива, на расстоянии 11 000 ярдов (10 000 м). Доложив контр-адмиралу Кензабуро Хара командующему эскортными силами , эсминец погнался за кораблями союзников. Флагман Хары, легкий крейсер «Натори» , увидел их в 22:48 на расстоянии 18 500 ярдов (16 900 м); В 22:59 Хара пришел к выводу, что это были силуэты вражеских крейсеров, и намеревался использовать Натори в качестве приманки, чтобы отманить Перт и Хьюстон от транспортов. [ 62 ]
В 23:06 наблюдатели Перта заметили неопознанный корабль и бросили ему вызов, ожидая увидеть предположительно на стоянке один из австралийских корветов . Когда в ответ был получен неразборчивый ответ и корабль отвернулся и задымился, Уоллер узнал силуэт японского эсминца ( «Харукадзэ» ), повернул на север, чтобы следовать за ним, и в 23:15 открыл огонь. Фубуки была на 3000 ярдов (2700 м) позади Хьюстона , когда корабли союзников повернули на север, и она выпустила девять старых 61-сантиметровых торпед Тип 90 , поворачиваясь в погоню, а также 16 выстрелов из своих 12,7-сантиметровых (5 дюймов) орудий ; все это пропустил. Понимая, что Уоллер реагирует на движения ближайших эсминцев, Хара отменил свой план, когда Уоллер открыл огонь и вызвал все свои корабли в атаку. Харукадзе Сестра , Хатакадзе была первой, кто открыл огонь из своего 12-сантиметрового (4,7 дюйма) орудия по Перту прежде чем в 23:38 повернул на северо-восток. Крейсер дважды был поражен легкими снарядами: один раз в 23:26 и еще раз через шесть минут, но получил лишь незначительные повреждения. [ 63 ]
Незадолго до 23:40 эсминцы «Хатсуюки» и «Сираюки» приблизились на расстояние 4000 ярдов (3700 м), прежде чем опорожнить все девять своих торпедных аппаратов и отвернуться под покровом дыма. Перт попал в мост последнего шестидюймовым снарядом, убив 1 человека и ранив еще 11. Ни одна из этих торпед не поразила цели, и корабли Уоллера продолжали кружить на юг и запад. Харукадзе , Хатакадзе и их сестра Асакадзе приблизились к атаке, хотя бывший корабль был по меньшей мере трижды поражен снарядами союзников, в результате чего трое человек погибли и 15 были ранены. Он был вынужден выпасть из строя, и Хатакадзе не мог вести огонь из-за частых вблизи -промахи в окружении крейсеров. Асакадзе смогла запустить шесть торпед, но они тоже промахнулись. В 23:44 Натори атаковала Перт 29 снарядами из своих 14-сантиметровых (5,5 дюймов) орудий и выпустила четыре торпеды без известного эффекта, а через две минуты отвернулась. К этому времени эсминцы уже не находились на линии огня тяжелых крейсеров. Микума и ее сестра Могами нацелились на Перт шестью торпедами каждая на расстоянии 12 000 ярдов (11 000 м) в 23:49, ни одна из которых не поразила цель. Примерно в это же время «Перт» и «Хьюстон» начали стрелять по японским тяжелым крейсерам, но постоянно стреляли впереди них, возможно, потому, что с обоих кораблей струились параваны , которые увеличивали размер их носовых волн и заставляли корабли союзников переоценивать свою скорость. Перт получил незначительное попадание около 23:50. [ 64 ] [ 65 ]
Изменив курс и немного сократив дальность, Могами и Микума открыли огонь по Хьюстону из своих основных орудий на расстоянии 12 200 ярдов (11 200 м) в 23:52, используя прожекторы . Три минуты спустя корабль союзников ударил по Микуме , убив шесть и ранив одиннадцать человек. Когда Перт приступил к тренировочным стрельбам, Харукадзе и Хатакадзе приблизились на расстояние 4200 ярдов (3800 м), а затем выпустили одиннадцать торпед между собой в течение 23:56–23:58. Две минуты спустя эсминцы «Сиракумо» и «Муракумо» произвели по девять выстрелов каждый на расстоянии 5000 ярдов (4600 м), а Натори произвел еще четыре выстрела на расстоянии 9000 ярдов (8200 м). Примерно в это же время в результате попадания был поврежден винт японского эсминца «Сикинами» , сопровождавшего тяжелые крейсера. [ 66 ] [ 65 ]
В 00:05 пять торпед Могами тральщик , не попавшие в Перт, поразили и потопили четыре транспорта, а также развалили пополам . Примерно в это же время Уоллер приказал своему кораблю попытаться прорваться к Зондскому проливу. Как только «Перт» попала торпеда выбрал новый курс, в переднее машинное отделение , вероятно, выпущенная Харукадзе . Вторая торпеда попала через две минуты и пробила дыру в корпусе возле мостика, а вскоре за ней последовали еще две, вероятно, с Сиракумо и Миракумо . [ 67 ] Уоллер отдал приказ покинуть корабль после второго попадания торпеды. [ 68 ] После дальнейшего огня с близкого расстояния со стороны эсминцев « Перт» перевернулся влево и затонул в 00:25 1 марта 1942 года, при этом погибло 353 человека: 342 RAN (включая Уоллера), 5 Королевских военно-морских сил, 3 Королевских ВВС Австралии и 3 гражданских лица. столовой . работники [ 60 ] Хьюстон был торпедирован и затонул примерно через 20 минут. Из 328 выживших пятеро умерли, достигнув берега, а остальные стали военнопленными ; 106 человек погибли во время интернирования: 105 военно-морских и 1 британский ВВС, в том числе 38 убитых в результате атак союзников на японские « адские корабли ». Выжившие 218 человек были репатриированы после войны. [ 69 ]
Несанкционированное спасение
[ редактировать ]Затонувший корабль был обнаружен Дэвидом Берчеллом в 1967 году; на тот момент корабль был практически цел и лежал на боку на глубине около 35 м (115 футов). [ 70 ] В конце 2013 года дайверы обнаружили, что затонувший « Перт» разбирают несанкционированные индонезийские морские спасатели . В сентябрьских сообщениях указывалось, что баржи, оборудованные кранами, сняли с затонувшего корабля большую часть надстройки, носовых башен и носовой палубы и что для разрушения корабля для облегчения его восстановления использовалась взрывчатка. Эти действия поставили под угрозу структурную целостность места крушения и потенциально подвергли опасности боевые боеприпасы и нефтяные резервуары. корабль Перта Затонувший не охраняется как военное захоронение ни Конвенцией ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия (Австралия и Индонезия не подписали этот договор), ни законодательством ни одной из стран. О разборе Перте затонувшего судна в публично не сообщалось до декабря 2013 года; Австралийская радиовещательная корпорация предположила, что правительственные ведомства, осведомленные об этой проблеме, пытались держать ее в секрете, чтобы избежать дальнейшего ухудшения отношений между Австралией и Индонезией , особенно после Шпионский скандал между Австралией и Индонезией . [ 71 ]
В октябре 2015 года водолазы ВМС США и Индонезии, погрузившиеся на борт USNS Safeguard, провели девятидневное обследование Перта и Хьюстона . [ 72 ] Водолазы зафиксировали состояние двух затонувших кораблей и выявили признаки несанкционированного подъема. [ 72 ] [ 73 ] Операция стала прелюдией к конференции в Джакарте по сохранению и предотвращению несанкционированного спасения затонувших кораблей военного времени в Яванском море. [ 73 ]
Место крушения было обследовано командой Австралийского национального морского музея , Министерства морских дел и рыболовства Индонезии и Индонезийского национального исследовательского центра археологии (АРКЕНАС) в мае 2017 года. На тот момент шестидюймовые артиллерийские башни корабля Броневой пояс правого борта, связанная с ним обшивка корпуса и гребные винты были сняты, как и почти все двигательное оборудование, скорее всего, потому, что это низкофоновая сталь. . «АРКЕНАС предложил объявить это место Ситус Чагар Будая (объектом культурного наследия) в соответствии с индонезийским законодательством о культурном наследии, в то время как Министерство морских дел и рыболовства также намерено внести это место в список морской заповедной зоны». [ 70 ]
Наследие
[ редактировать ]За военную службу крейсер позже был отмечен боевыми наградами «Атлантика 1939», «Мальтийские конвои 1941», «Матапан 1941», «Греция 1941», «Крит 1941», «Средиземноморье 1941», «Тихий океан 1941–42» и «Зондский пролив 1942 год». [ 74 ] [ 75 ] РАН назвало подводную лодку HMAS Waller в честь капитана Уоллера. [ 76 ]
Мемориальная регата HMAS Perth проводится ежегодно яхт-клубом Недлендс в Перте в честь Уоллера, команды и корабля. [ 77 ] Оригинальные корабельные колокола крейсера «Перт» эсминца времен холодной войны и одноименного выставлены в ратуше Перта . [ 78 ] на Кингс-сквер во Фримантле установлена мемориальная доска В англиканской церкви Святого Иоанна , а в конце февраля в церкви ежегодно проводится поминальная служба. [ 79 ]
HMAS Perth — единственный иностранный военный корабль, память которого увековечена на территории Арлингтонского национального кладбища в Арлингтоне, штат Вирджиния . [ 80 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фридман, Британские крейсеры: две мировые войны и после , с. 163; Рэйвен и Робертс, Британские крейсеры Второй мировой войны , с. 156
- ^ Касселлс, The Capital Ships , с. 92
- ^ Jump up to: а б с Фридман, Британские крейсеры: две мировые войны и после , с. 399
- ^ Raven & Roberts, Британские крейсеры Второй мировой войны , стр. 156, 416.
- ^ Рамка, HMAS Сидней , с. 15
- ^ Jump up to: а б Рэйвен и Робертс, Британские крейсеры Второй мировой войны , стр. 416
- ^ Jump up to: а б с д и ж Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 93
- ^ Лентон, Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны , с. 57
- ^ Фридман, Британские крейсеры: две мировые войны и после , с. 167
- ^ Моррис, Крейсеры Королевского флота и ВМС Содружества , стр. 194, 201.
- ^ Рэйвен и Робертс, Британские крейсеры Второй мировой войны , с. 161
- ^ Фрейм и Бейкер, Мятеж! , с. 145
- ^ Фрейм и Бейкер, Мятеж! , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б Фрейм, Круиз без удовольствий , стр. 149–150.
- ^ Ровер, Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны , стр. 6
- ^ Басток, Военные корабли Австралии , стр. 126–127.
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 133–136, 146.
- ^ Кадр, Круиз без удовольствий , с. 160
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 148
- ^ Jump up to: а б Басток, Военные корабли Австралии , с. 127
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, Королевский флот и Средиземноморье: ноябрь 1940 г. - декабрь 1941 г. , стр. 44, 46.
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 173–179.
- ^ Уайтинг, Корабль храбрости: эпическая история HMAS Perth и ее команды , стр. 5–6.
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 185–186.
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 194–195.
- ^ О'Хара, Борьба за Средиземное море: Великие флоты воюют на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 , стр. 82–83.
- ^ Голдрик, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 117
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 201–204.
- ^ О'Хара, Борьба за Средиземное море: Великие флоты в войне на Средиземном море, 1940–1945 , стр. 85–90
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 228, 253
- ^ О'Хара, Борьба за Средиземное море: Великие флоты в войне на Средиземном море, 1940–1945 , стр. 112–113; Ровер, Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны , стр. 69
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 254–259.
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 275–281, 286–287; О'Хара, Борьба за Средиземное море: Великие флоты в войне на Средиземном море, 1940–1945 , стр. 120–121; Ровер, Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны , стр. 72, 75.
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 287–298.
- ^ Голдрик, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 118
- ^ Кадр, Круиз без удовольствий , с. 161
- ^ Рэйвен, Британская крейсерская война: уроки ранней войны, 1939–1941 , стр. 125
- ^ Уайтинг, Корабль храбрости: эпическая история HMAS Perth и ее команды , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Фридман, Британские крейсеры: две мировые войны и после , с. 166
- ^ Рэйвен, Британская крейсерская война: уроки ранней войны, 1939–1941 , стр. 126
- ^ Уайтинг, Корабль храбрости: эпическая история HMAS Perth и ее команды , стр. 19–24.
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 315–316, 318–319, 324–325.
- ^ Уитли, Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия , стр. 19
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 327, 337–338.
- ^ Уайтинг, Корабль храбрости: эпическая история HMAS Perth и ее команды , стр. 24–28.
- ^ Гилл, Королевский флот Австралии 1939–1942 , стр. 510
- ^ Jump up to: а б Гилл, Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг. , с. 580
- ^ Карлтон, Крейсер: Жизнь и потеря HMAS Perth и ее команды , стр. 404–406.
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 34
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 34–35 и сноски. 39
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 38–39.
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 39–40.
- ^ «Имперские крейсеры» . www.combinedfleet.com . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 41–42.
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 42–43.
- ^ Уайтинг, Корабль храбрости: эпическая история HMAS Perth и ее команды , стр. 78
- ^ Лакруа и Уэллс, Японские крейсеры Тихоокеанской войны , с. 298
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 43–44.
- ^ «Имперские крейсеры» . www.combinedfleet.com . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 94
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 44–45.
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 48–50.
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 50–51.
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 51–53.
- ^ Jump up to: а б Лакруа и Уэллс, Японские крейсеры Тихоокеанской войны , стр. 486
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 53
- ^ О'Хара, ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 , стр. 54
- ^ Басток, Военные корабли Австралии , с. 128
- ^ Касселлс, The Capital Ships , стр. 95, 103–106.
- ^ Jump up to: а б Хости, Киран (28 февраля 2018 г.). «Печальная судьба HMAS Perth (I)» . Австралийский национальный морской музей . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Бессер, Линтон (14 декабря 2013 г.). «HMAS Perth: могила военного корабля времен Второй мировой войны, разобранная спасателями» . Австралия: Новости ABC . Проверено 14 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Целевая группа 73 по связям с общественностью (26 октября 2015 г.). «Военно-морские водолазы исследуют исторический период Второй мировой войны в Зондском проливе» . Служба новостей ВМФ . ВМС США. Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года . Проверено 8 января 2016 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Связи с общественностью Тихоокеанского флота США (29 октября 2015 г.). «Народы-партнеры сохраняют, защищают затонувшие обломки времен Второй мировой войны» . Служба новостей ВМФ . ВМС США. Архивировано из оригинала 30 октября 2015 года . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Военно-морской флот отмечает 109-летие со дня рождения историческими изменениями в боевых почестях» . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ «Боевые награды корабля/подразделения Королевского военно-морского флота Австралии» (PDF) . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2011 г. . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ «HMAS Уоллер» . www.navy.gov.au. Королевский флот Австралии . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ «Регата HMAS в Перте 2008 года — событие вдвойне значимое» . Создание волн . Яхтинг в Западной Австралии. 2008. Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 14 декабря 2013 г.
- ^ «Место с прошлым» . Сайт города Перт . Город Перт . Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года . Проверено 14 декабря 2013 г.
- ^ «История Военно-морского клуба и NAA города Фримантл» . Фримантл, Западная Австралия: Военно-морской клуб. Архивировано из оригинала 1 июля 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Военно-Морской Флот, корпоративноеНазвание=Королевский Австралийский. «HMAS Перт (I)» . www.navy.gov.au. Проверено 25 октября 2021 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Исторический отдел Адмиралтейства (2002). Королевский флот и Средиземноморье: ноябрь 1940 г. — декабрь 1941 г. Истории Уайтхолла, Истории штабов ВМФ. Том. 2. Лондон: История Уайтхолла совместно с Фрэнком Кассом. ISBN 0-7146-5205-9 .
- Басток, Джон (1975). Военные корабли Австралии . Креморн, Новый Южный Уэльс: Ангус и Робертсон. ISBN 0-207-12927-4 . ОСЛК 2525523 .
- Карлтон, Майк (2012). Крейсер: жизнь и потеря HMAS Perth и ее экипажа . Северный Сидней, Новый Южный Уэльс: Random House Australia. ISBN 978-1-86471-133-2 .
- Касселлс, Вик (2000). Крупные корабли: их сражения и их значки . Ист-Розвилл, Новый Южный Уэльс: Саймон и Шустер. ISBN 0-7318-0941-6 . OCLC 48761594 .
- Фрейм, Том (1993). HMAS Сидней: потери и противоречия . Райдалмер, Новый Южный Уэльс: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-58468-8 . ОСЛК 32234178 .
- Фрейм, Том (2004). Круиз без удовольствий: история Королевского военно-морского флота Австралии . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-233-4 . OCLC 55980812 .
- Фрейм, Том и Бейкер, Кевин (2000). Мятеж! Морские восстания в Австралии и Новой Зеландии . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-86508-351-8 . ОСЛК 46882022 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Поражение в АБДА» . Королевский флот Австралии 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 годов . Серия 2 – Военно-Морской Флот. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 848228 .
- Голдрик, Джеймс (2005). «Вторая мировая война: Война против Германии и Италии»; «Вторая мировая война: Война против Японии». В Стивенс, Дэвид и Рив, Джон (ред.). Военно-морской флот и нация: влияние военно-морского флота на современную Австралию . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-200-8 . OCLC 67872922 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Моррис, Дуглас (1987). Крейсеры Королевского флота и флота Содружества с 1879 года . Лискирд, Великобритания: Морские книги. ISBN 0-907771-35-1 .
- О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- О'Хара, Винсент П. (2007). ВМС США против оси: надводный бой 1941–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-650-6 .
- Перри, Роланд (2020). Красный свинец: легендарный австралийский корабельный кот, переживший затопление HMAS Perth и Тайско-Бирманской железной дороги . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 9781760297145 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Рэйвен, Алан (2019). Британская крейсерская война: уроки ранней войны, 1939–1941 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-4763-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уайтинг, Брендан (1995). Корабль мужества: эпическая история HMAS Perth и ее команды . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-86373-653-0 .
- Уитли, MJ (1999) [1995]. Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- HMAS Perth (I) , веб-страница Королевского флота Австралии на корабле
- корабли 1934 года
- Крейсеры класса Leander (1931 г.) Королевского флота Австралии
- Крейсеры класса Leander (1931 г.) Королевского флота
- Морские инциденты в марте 1942 г.
- Корабли, построенные в Портсмуте
- Крейсеры Австралии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Яванском море