Операция Эксцесс
Операция Эксцесс | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Более позднее изображение, взятое из Illustrious, показывает Валианта на заднем плане. Оба корабля входили в состав группы А, а ближайшими самолетами являются истребители «Фулмар» типа оборонительной операции «Эксцесс». | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 авианосец 2 линкора 3 крейсера 7 эсминцев |
2 эсминца неизвестное количество «Штука » пикирующих бомбардировщиков и истребителей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 авианосец поврежден 1 крейсер потоплен 1 крейсер поврежден 1 эсминец поврежден и не подлежит ремонту |
1 торпедный катер потоплен 8 самолетов сбито (британское заявление) |
Операция «Эксцесс» представляла собой серию британских конвоев с припасами на Мальту , Александрию и Грецию в январе 1941 года. Эта операция была первой операцией, в ходе которой Люфтваффе противокорабельные самолеты столкнулись над Средиземным морем . Все конвоируемые грузовые суда достигли пунктов назначения. Эсминец «Галант» был выведен из строя итальянскими минами, а бомбардировщики Оси серьезно повредили крейсер «Саутгемптон» и авианосец « Илластриус» .
Фон
[ редактировать ]Объявление войны Италией 10 июня 1940 года привело Вторую мировую войну в Средиземное море и поставило Regia Aeronautica вдоль традиционного британского морского пути к портам Индийского океана , в то время как Regia Marina примерно утроила количество линкоров , крейсеров и подводных лодок. доступных бросить вызов британской морской мощи. Королевский флот удерживал восточное Средиземноморье, а Франция - западное Средиземноморье, но Второе перемирие в Компьене вывело французский флот из альянса 25 июня 1940 года. С баз в Гибралтаре и Александрии Королевский флот пытался переправить грузы на Мальту для его поддержания. в качестве базы в центральном Средиземноморье. Когда Италия атаковала Египет из Ливии в сентябре 1940 года и Грецию из Албании в октябре 1940 года, Королевский флот содержал большую часть своего Средиземноморского флота в Александрии и использовал отряд H в Гибралтаре для рейдов. Успехи Великобритании в начале ноября 1940 года, включая остановку итальянского наступления в Греции и вывод из строя итальянских линкоров « Литторио». , Конте ди Кавур и Дуилио в битве при Таранто предоставили стимул и возможность снабжать Мальту и Грецию. [1]
Прелюдия
[ редактировать ]Союзник
[ редактировать ]Конвой MC 4 состоял из четырех грузовых судов в Гибралтаре; Клан Камминг , клан Макдональд и Эмпайр Сонг несли технику, предназначенную для Пирея . Эссекс перевез 3000 длинных тонн (3000 т) семенного картофеля, 4000 длинных тонн (4100 т) боеприпасов и двенадцать самолетов Hawker Hurricanes в ящиках для Мальты. [2]
Конвой MW 5 состоял из грузовых судов «Бреконшир» и «Клан Маколей» в Александрии с грузом, направлявшимся на Мальту. [3]
Конвой ME 6 состоял из девяти грузовых судов, ожидавших на Мальте перехода в Александрию. [3]
В состав группы А входили HMS Warspite , Valiant , Nubian , Mohawk , Dainty , Gallant , Greyhound , Griffin , Jervis и Illustrious , которые отправились из Александрии, прикрывая конвои MC 4, MW 5 и ME 6 к востоку от банки Скерки . [2]
Отряд B HMS Gloucester , Southampton , Ilex и Janus [2] перевезет пятьсот солдат и летчиков из Эгейского моря на Мальту и присоединится к конвою MC 4 после высадки пассажиров на Мальте. [4]
Отряд C должен был проверять Конвой MW 5 с HMS Calcutta , Defender и Diamond . [2]
Отряд D , HMS York и Orion , должен был выйти из Александрии с класса Flower корветами Gloxinia , Peony , Hyacinth , Salvia и танкером пополнения запасов Brambleleaf, к которому присоединились HMS Ajax и HMAS Perth из залива Суда . [2]
Отряд F должен был прикрывать конвой MC 4 с HMS Jaguar , Hero , Hasty , Hereward и Bonaventure, перевозившими на Мальту четыреста солдат и летчиков. [2] [4]
Отряд H должен был защищать конвой MC 4 от Гибралтара до берегов Скерки с HMS Malaya , Renown , Sheffield , Faulknor , Fury , Forester , Fortune , Firedrake и Ark Royal, переправлявшими шесть Fairey Swordfish на Мальту. [2]
Ось
[ редактировать ]Пятьсот противокорабельных самолетов Fliegerkorps X были переброшены из Норвегии на Сицилию для защиты конвоев Оси в Северную Африку и предотвращения прохода британских конвоев на Мальту. [1]
Операции
[ редактировать ]6 января 1941 г.
[ редактировать ]
Конвой MC 4 покинул Гибралтар, делая ложный маневр в сторону Атлантики , а затем после наступления темноты повернул в сторону Мальты, чтобы ввести в заблуждение агентов Оси возле Гибралтара. [4]
7 января
[ редактировать ]Отряд H вышел из Гибралтара для прикрытия конвоя MC 4. Отряд A, отряд D и конвой MW 5 с отрядом C вышли из Александрии, а отряд B направился из Эгейского моря в сторону Мальты. [3] В тот же день отряд А был обнаружен итальянской воздушной разведкой. [2]
8 января
[ редактировать ]Отряд B высадил своих пассажиров на Мальте и двинулся на запад, чтобы встретить конвой MC 4. [2] «Веллингтона» Бомбардировщики совершили налет на Неаполь, повредив Джулио Чезаре тремя промахами и заставив единственный действующий итальянский линкор «Витторио Венето » отступить от приближающихся конвоев. [4] [1]
9 января
[ редактировать ]К отряду A присоединились отряд D и HMAS Sydney в 210 морских милях (240 миль; 390 км) к юго-востоку от Мальты, отряд B присоединился к конвою MC 4; Конвой MC 4 и Force H были обнаружены итальянской авиацией и атакованы десятью SM.79 с Сардинии. Два SM.79 были сбиты Фейри Фулмарсом из Арк Ройал , а более поздняя атака 15 Fiat CR.42 Falco с бомбами весом 220 фунтов (100 кг) также не удалась. Отряд H покинул конвой MC 4 в тот же день после того, как «Арк Ройал» запустил шесть «Суордфишей» для защиты Мальты; Отряд А присоединился к конвою MC 4 в сумерках. [4]
10 января
[ редактировать ]
Итальянские корабли из Ла Специи не смогли обнаружить Force H. [1] Итальянская подводная лодка «Руджеро Сеттимо» и торпедные катера «Цирцея» и «Вега» (под командованием командира Джузеппе Фонтана ) выпустили торпеды по конвою MC 4, но промахнулись. [2] Бонавентура и Херевард потопили Вегу в 6 морских милях (11 км; 6,9 миль) к югу от Пантелларии в 08:30, и Цирцея осталась целой и невредимой. Бонавентура был слегка поврежден, двое мужчин убиты; В бою было израсходовано 75 процентов боеприпасов. [6] Двое из выжили экипажа Веги . [7] Сразу после боя, в результате которого британский конвой отодвинулся слишком далеко к югу от их маршрута, Галлант в 08:35 подорвался на морской мине . [8] «Могавк» взял «Галланта» на буксир в сторону Мальты, в то время как крейсеры группы B обеспечивали защиту от атак с воздуха. [5] Конвои MC 4 и MW 5 прибыли на Мальту, а конвой ME 6 отправился в Александрию. [3]
Фулмарс из Illustrious сбил итальянский самолет, следивший за отрядом А, в 09:30. В 12:30 Valiant уклонился от торпед, выпущенных двумя SM.79, приближавшимися к радиолокационному горизонту. [5] Когда боевой воздушный патруль Fulmars снизил высоту, чтобы атаковать SM.79, группа A была атакована в 12:35 18 He 111 из KG 26 и 43 Ju 87 из StG 1 и StG 2 в сопровождении 10 Bf 110 из ZG 26 . [2] [9] Illustious По мере развития атаки завершил запуск патрульных самолетов Fulmar и Swordfish. «Илластриус» был главной целью и был окутан водяными смерчами и туманом от взрывающихся бомб. Некоторые бомбардировщики, пикируя с высоты 12 000 футов, задерживали сброс бомбы до тех пор, пока они не уходили ниже высоты воронки « Илластриус » . Пять самолетов Fulmars воздушного патруля не вернулись после преследования SM.79, атаковавших Valiant , а четыре недавно запущенных Fulmars не смогли набрать высоту достаточно быстро, чтобы отразить атаку. «Фулмары» уничтожили восемь самолетов противника во время бомбардировки группы А, когда они направлялись на аэродромы Мальты для дозаправки и перевооружения. [5] Варспайт был слегка поврежден бомбой. [10] В «Илластриус» попало пять бомб, в том числе одна, которая не взорвалась, а ее рулевой механизм вывел из строя из-за промаха. Бомба, попавшая в опущенный лифт, вызвала обширные повреждения ангара, в результате чего пострадало множество обслуживающего персонала самолетов, были уничтожены девять Swordfish и пять Fulmars. В 15:30 Illustrious направился на Мальту, управляя двигателями. Бомбардировки продолжались. Семь SM.79 были обескуражены сильным зенитным огнем, но атака шести итальянских Ju 87 в 16:00 привела к еще одному попаданию бомбы и двум промахам. Четырнадцать немецких Ju 87 не промахнулись по Валианту и Янусу , а более поздняя атака 14 He 111 оказалась столь же неэффективной. «Илластриус» достигла Мальты в 21:30, и к моменту отбытия с Мальты она потеряла 126 убитых и 91 раненого. [4]
11 января
[ редактировать ]На рассвете Gallant был выброшен на берег в Большой гавани Мальты и так и не был отремонтирован. [5] [7] Когда «Могавк» и крейсеры группы B направлялись с Мальты, чтобы присоединиться к группе A, они были застигнуты врасплох 12 пикирующими бомбардировщиками Ju 87R из II/ St.G.2 , атаковавшими их с Солнца в 15:20. [11] [12] В Глостер попала бомба, которая не взорвалась, а в Саутгемптон попали две бомбы, в результате которых погибли восемьдесят человек и возникли пожары, что потребовало затопления корабля в 180 морских милях (210 миль; 330 км) к востоку от Мальты. [7] Отряд H вернулся в Гибралтар. [2]
12 января
[ редактировать ]Сила А была усилена к западу от Крита группой Б, крейсерами группы D, линкором HMS Barham и авианосцем «Игл» из Александрии. [2]
13 января
[ редактировать ]Конвой ME 6 прибыл в Александрию. [3]
Прославленный блиц
[ редактировать ]То, что мальтийцы назвали «Илластриус Блиц», началось, когда запасы бомб, истощенные во время атак 10 и 11 января, были пополнены, и страны Оси приложили максимум усилий, чтобы уничтожить «Илластриус» до того, как его можно будет отремонтировать. Илластриус и Эссекс пострадали во время воздушного налета 16 января. Десять Macchi C.202 , десять CR.42 и двадцать Bf 110 сопровождали 44 Ju 87. В результате взрыва бомбы в Гранд-Харборе погибло множество рыб, которые были собраны после рейда и съедены. [4] «Илластриус» взорвалась бомба, не получил серьезных повреждений, но в машинном отделении «Эссекса » в результате чего 15 человек погибли и еще 23 были ранены. [5] 17 января произошел еще один сильный воздушный налет, и 18 января Illustrious снова пострадал от воздушного налета. [4] [5] «Илластриус» не пострадал в результате последней крупной атаки 19 января. [4] «Илластриус» покинул Мальту 23 января, но ее «Фулмары» остались для защиты острова. [1] Illustrious смог завершить дополнительный ремонт после прибытия в Александрию 25 января, но для восстановления полной боеспособности потребовалась поездка на верфи США. [4] [13]
Потери
[ редактировать ]Истребители Fairey Fulmar и зенитчики Королевского флота 10 января 1941 года сбили не менее семи самолетов при защите Illustrious , а один Fulmar был потерян. [а] ни один торговый корабль не погиб, Во время Эксцесса но Королевский флот потерял один затопленный крейсер и эсминец, поврежденный и не подлежащий ремонту. [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Итальянский флот во Второй мировой войне , Садкович, с. В № 114 говорится, что 5 немецких и 2 итальянских самолета были сбиты, а 2 самолета ФАУ потеряно. Королевский флот и средиземноморские конвои , с. За 10 атак «Фулмарс» сбил 5 самолетов, зенитная артиллерия сбила три и один «Фулмар» был потерян.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Поттер и Нимиц 1960 , стр. 521–527.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ровер и Хюммельхен, 1992 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с д и Гаага 2000 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Грин и Массиньяни 2002 , стр. 133–136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бартимей 1944 , стр. 56–61.
- ^ Вудман 2003 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с Браун 1995 , стр. 40–41.
- ^ О'Хара 2013 , стр. 80.
- ^ Вуд и Ганстон 1990 , с. 33.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 55.
- ^ Пегг 1977 , с. 12.
- ^ Смит 1998 , с. 101.
- ^ Пакет 1973 , с. 17.
- ^ Ллевеллин-Джонс 2007 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бартимеус, WM (1944). К востоку от Мальты, к западу от Суэца . Нью-Йорк/Бостон: Литтл, Браун. OCLC 1727304 .
- Браун, Дэвид (1995). Потери кораблей во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-914-7 .
- Грин, Дж.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземноморье 1940–1943 (ред. ПБК). Рочестер: Чатем. ISBN 978-1-86176-190-3 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-019-9 .
- О'Хара, Винсент (2013). Борьба за Срединное море . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-408-6 .
- Ллевеллин-Джонс, М. (2007). Королевский флот и средиземноморские конвои: история штаба ВМФ . Истории штабов ВМФ. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-39095-8 .
- Пак, SWC (1973). Битва за Крит . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-810-1 .
- Пегг, Мартин (1977). Штурмовики Люфтваффе 1939–45 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Sky Books Press. ISBN 978-0-89402-013-1 .
- Поттер, Э.Б.; Нимиц, CW, ред. (1960). Морская Сила . Энглвуд Клиффс: Прентис-Холл. OCLC 933965485 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Смит, Питер К. (1998). Юнкерс Ju 87 Штука . Рамсбери: Кровуд Пресс. ISBN 978-1-86126-177-9 .
- Вуд, Тони; Ганстон, Билл (1990). Гитлеровские Люфтваффе . Нью-Йорк: Crescent Books. OCLC 704898536 .
- Вудман, Р. (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 (pbk. Ред.). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-6408-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Данройтер, Раймонд (2005). Somerville's Force H: флот Королевского флота, базировавшийся в Гибралтаре, с июня 1940 года по март 1942 года . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 1-84513-020-0 .
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .