Битва при банке Скерки
Битва при банке Скерки | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Средиземное море | |||||||
![]() Николозо да Рекко | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
3 легких крейсера 2 эсминца |
3 эсминца 2 торпедных катера 4 военных корабля | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
осколочное повреждение |
в. 2200 убитых 1 эсминец потоплен 1 эсминец поврежден 2 торпедных катера повреждены 4 военных корабля потоплены |
Битва при банке Скерки — сражение во время Второй мировой войны , которое произошло возле банки Скерки в Средиземном море рано утром 2 декабря 1942 года. Force Q, флотилия крейсеров и эсминцев Королевского флота , атаковала конвой H, итальянский конвой и его эскорт Regia Marina из эсминцев и миноносцев.
Force Q потопил четыре итальянских торговых корабля и один из эсминцев сопровождения в обмен на незначительные осколочные повреждения. Force Q был атакован торпедоносцами Люфтваффе в 06:30 3 декабря, потопив эсминец «Квентин» одной торпедой и повредив эсминец « Киберон» . Битва стала первым и самым значительным успехом Force Q.
Фон
[ редактировать ]Сила Q
[ редактировать ]Вскоре после начала операции «Факел» командование союзников начало принимать меры по усилению наступления на пути снабжения стран Оси из Италии в Тунис и Бизерту в Тунисе . 30 ноября, когда прикрытие истребителей союзников могло обеспечить достаточную защиту, Force Q базировалась в Боне , порту на северо-восточном побережье Алжира, недалеко от границы с Тунисом. Force Q ( контр-адмирал Сесил Харкорт ) состоял из лёгких крейсеров HMS Aurora (флагманский), Argonaut и Sirius с эсминцами HMS Quentin и HMAS Quiberon . [1]
Конвой Н
[ редактировать ]В состав конвоя H входили немецкий транспорт КТ-1 (850 брутто-регистровых тонн [брт]), «Авентино» (3794 брт), «Пуччини» (2422 брт) и переоборудованный паром «Аспромонте» (976 брт). [2] Корабли везли в Африку подкрепление, которое включало 1766 военнослужащих, 698 длинных тонн (709 т) груза (в основном боеприпасы), четыре танка, 32 других транспортных средства и двенадцать артиллерийских орудий. Эскортом командовал капитан Альдо Коккиа на эсминце «Николосо да Рекко» (флагманский корабль) с «Камицией Нера» и «Фольгоре» вместе с торпедными катерами «Клио» и «Проционе» . [3]
Прелюдия
[ редактировать ]
1 декабря Force Q отправился атаковать корабли Оси на маршруте конвоя из Трапани на Сицилии в Тунис. В море находились четыре конвоя, состоящие из тринадцати торговых судов в сопровождении семи эсминцев и двенадцати торпедных катеров. Трем конвоям было приказано вернуться после того, как их заметили британские самолеты-разведчики, но конвой H продолжил движение в направлении Туниса. [4] В ночь на 1/2 декабря конвой был облетён самолетами, и курс кораблей был отмечен сигнальными ракетами; в 00:30 Force Q обнаружил на радаре итальянские корабли в 60 морских милях (110 км; 69 миль) к северо-востоку от Бизерты. [5] Коккья послал Проционе вперед искать мины. Супермарина подчеркнула важность поддержания конвоя в тесном строю, но, понимая, что в этом районе находятся вражеские корабли, Коккья приказал конвою повернуть на 90 ° на юго-юго-восток в 00:01. В 00:17 Коккья приказал повернуть на запад-юго-запад; конвой должен был пройти 3 мили (5,6 км; 3,5 мили) к югу, что было разумно близко к немаркированным минным полям. Конвой потерял строй, потому что Пуччини пропустил приказ о повороте и протаранил Аспромонте ; КТ 1 , у которого не было беспроводной связи, не смог последовать за Пуччини и отклонился на северо-запад. [3]
Боевой
[ редактировать ]В 00:27 Force Q, двигаясь со скоростью 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч), достиг конвоя. Де Рекко шел курсом с запада на юго-запад, опережая Авентино , Клио и Аспромонте . Пуччини и Фольгоре шли бок о бок, в 6000 ярдах (3,0 морских миль) позади Де Рекко , направляясь на юго-юго-запад; Камиция Нера находилась в 3000 ярдов (1,5 морских миль) к северу от Пуччини , а Проционе трала мины в 6000 ярдов (3,0 морских миль; 3,4 мили; 5,5 км) к югу от Де Рекко , все в направлении запад-юго-запад. [3] Отряд Q приблизился во главе с Авророй , за которой следовали Сириус , Аргонавт , Киберон и Квентин ; в 00:38 на расстоянии 1800 ярдов (1600 м) ведущие корабли открыли огонь по КТ 1, который взорвался. Аргонавт и Киберон открыли огонь по Проционе (или Де Рекко ), когда Коккья приказал эскорту атаковать. Отряд Q обошел корпус КТ 1 , и Аргонавт выстрелил и запустил торпеду по КТ 1 , затем в 00:39 Аргонавт поплыл на северо-восток, что оказалось ложным контактом. Через пару минут «Аргонавт» открыл огонь по Камиции Нера продвигавшейся в атаку , «Аврора» также открыла огонь по эсминцу, полагая, что это торговое судно. Камисия Нера развернулась и выпустила шесть торпед за две минуты с 00:43 на расстоянии 2200 ярдов (1,1 мили), а затем повернула на север среди брызг снарядов. Аспромонте находился в 900 ярдах (0,44 морских миль) слева от Авроры , а Авентино - в 4000 ярдов (2,0 морских миль) от Авроры. Аргонавт также готовился открыть огонь по Авентино , в то время как Сириус стрелял по Фольгору и Клио . [6]

Фольгор атаковал до получения приказа Коккья и в 00:47 выпустил три торпеды влево по Авроре с недооцененной дистанции в 1500 ярдов (0,74 мили) и отвернулся. Сириус поймал грузовое судно одним из своих прожекторов, и в 00:50 «Фольгор» резко повернул влево и выпустил последние три торпеды по прожектору; торпеды промахнулись, но два попадания были зафиксированы по ошибке. Фольгор двинулся на юго-запад со скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час), но в 00:52 в него попали девять снарядов Аргонавта, вызвав сильное наводнение и крупный пожар. Фольгоре накренился на 20° и перевернулся в 01:16. Когда началась британская атака, «Проционе» запутался в своем параване и не смог увидеть Сириус , пока тот не приблизился на расстояние 2000 ярдов (0,99 морских миль) по правому борту и не открыл огонь в 00:53. В результате снарядов погиб передний артиллерийский расчет, капитан предпринял попытку уклонения и направился на юго-запад. Клио начал дымить, стреляя в прожекторы и вспышки оружия; Де Рекко попытался провести торпедную атаку. [7]
В 00:55 Киберон сломал строй, чтобы атаковать Клио , и был окружен ответным огнем. Сириус и Аргонавт стреляли по Пуччини , и в 00:58 Аргонавт выпустил торпеду по Пуччини , а вскоре после этого еще одну торпеду влево по Авентино , который горел. В 01:12 Сириус также выпустил торпеду по Авентино, которая взорвалась и затонула. В 01:16 Киберон прошёл через воду, полную выживших, и атаковал Пуччини , а в 01:12 Квентин последовал за Кибероном , оба эсминца подожгли ; Пуччини Аврора атаковала Аспромонте с высоты 8000 ярдов (3,9 морских миль), который начал тонуть; Британские крейсеры сменили цель на Клио , но через пять минут Клио ушел без повреждений. К 01:30 Де Рекко подошел к Force Q на расстояние 4500 ярдов (2,2 мили) и выпустил торпеды, которые промахнулись; В результате попаданий снарядов Сириуса , Киберона и Квентина погибли 118 членов экипажа, а Де Рекко отбуксировала его в порт остановился в воде, и в конечном итоге Пигафетта . Британские корабли завершили обход итальянских кораблей и взяли курс на Бон. Отряд Q был атакован Люфтваффе Торпедоносцы в 06:30 3 декабря потопили Квентина одной торпедой и повредили Киберон . [8] [а]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]В 1966 году официальные британские историки написали, что Force Q добился «впечатляющего успеха»; за час Force Q потопил 7800 длинных тонн (7900 т) грузов во время «одностороннего боя» без каких-либо повреждений. Сразу после рассвета, когда Force Q возвращался в Бон, Квентин был потоплен торпедоносцем. [9] В 2009 году Винсент О'Хара написал, что это сражение стало серьезным поражением Италии, в котором крупные силы эскорта не смогли предотвратить потопление четырех кораблей снабжения. Незначительные повреждения, нанесенные итальянскими кораблями своим противникам, резко контрастировали, несмотря на то, что эскорту конвоя удалось запустить так много торпед с такого близкого расстояния. Конвой подвергся нападению, будучи дезорганизованным, и не смог добиться скоординированного ответа. После более чем двух лет войны « Регия Марина» все еще была неспособна точно наводить торпеды в ночное время, отчасти потому, что «Супермарина» некритически принимала заявления о попаданиях торпед, что скрывало значение неудачи. [8]
Потери
[ редактировать ]
Из четырех грузовых судов конвоя H три были потоплены и один затоплен; эскорт «Фольгоре» также был потоплен. двести членов экипажей купца и Региа Марины , а также 1527 военнослужащих, отправившихся на корабли в Авентино и Пуччини Погибли . Экипаж «Фольгоре» потерял 126 человек, «Николосо да Рекко» — 118, «Аспромонте» — 39, «Проционе» — трое. Британские корабли получили незначительные осколочные повреждения, но на обратном пути в Бон потеряли Квентина из-за торпедоносца, потеряв 20 человек. [10] [11]
Последующие операции
[ редактировать ]В 16:00 14-я флотилия эсминцев из состава Force K в составе HMS Jervis , Javelin , Nubian и Kelvin отплыла с Мальты, не беспокоясь самолетами Оси, чтобы атаковать Конвой C, торговые суда Veloce и Chisone , следовавшие в Триполи, в сопровождении торпедные катера «Арденте» , «Аретуса» и «Лупо» . Около берегов Керкены Фейри Альбакорс из ВВС флота торпедировал «Велос» , который перевозил бензол , и загорелся, ярко горя. Отряд «К» направился к освещению, пока Лупо готовился сразиться с выжившими, а остальная часть конвоя прижалась к берегу. Джервис осветил Лупо прожектором и открыл огонь на расстоянии 2000 ярдов (0,99 миль; 1,1 мили; 1,8 км), удивив итальянский торпедный катер и разрушив мост. Остальная часть флотилии присоединилась, и Лупо не смог ответить: все члены экипажа, кроме двенадцати, погибли. Остальная часть конвоя ускользнула на мелководье берегов Керкены. [12]
Конвой «Б», одновременное судоходное движение стран Оси, в состав которого входили итальянские грузовые суда «Арлезиана» , «Ахилле Лауро» и «Кампания» , а также немецкие «Менес» и «Лиссабон» , следовал в ту ночь из Неаполя в Тунис. Грузовые корабли сопровождали торпедные катера Groppo , Sirio , Pallade и Orione . После того, как во второй половине дня 30 ноября конвой был облетён самолётами-разведчиками союзников, эскорт был усилен эсминцами Maestrale , Ascari и Grecale , к которым позже присоединился торпедный катер Uragano . Конвой был отозван в Трапани, когда в 23:30 немецкое воздушное наблюдение обнаружило в этом районе присутствие Force Q. На обратном пути Конвой «Б» стал свидетелем уничтожения Конвоя «Н». Многочисленные сигнальные ракеты были замечены на юге, в направлении сил Оси. В 01:00 командир Maestrale , ведущего эскорта, приказал конвою изменить курс на Палермо , маршрут дальше на север, чтобы избежать обнаружения Force Q. [13]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ О'Хара 2009 , с. 200; Плейфэр и др. 2004 , стр. 204–205.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , стр. 321, 216, 92.
- ^ Jump up to: а б с О'Хара 2009 , стр. 200.
- ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 216.
- ^ Playfair и др. 2004 , с. 205.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 200–201.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 201–202.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , стр. 202–203.
- ^ Playfair и др. 2004 , с. 206.
- ^ «HMS Quentin (G78) [+1942]» . www сайт крушения ЕС . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 201–202; Плейфэр и др. 2004 , с. 6.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 202–204.
- ^ Исповедник 2020 .
Ссылки
[ редактировать ]- Исповедник Клаудио (30 ноября 2020 г.). «30.11. – 2.12.1942, конвои уходят» [30.11.1942]. – 2.12.1942, Конвои уходят - Голос моряка]. Голос моряка (на итальянском языке) . Проверено 7 ноября 2021 г.
- Playfair, ISO ; Молони, ЗАО; Флинн, ФК; Глив, Т.П. (2004) [1966]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV (pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO . ISBN 978-1-84574-068-9 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Срединное море . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-102-6 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .