Битва при мысе Бон (1941)
Битва у мыса Бон | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
Итальянский легкий крейсер Альберто ди Джуссано , ок. 1930 год | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания Нидерланды | Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Грэм Стоукс | Антонино Тоскано † | ||||||
Сила | |||||||
4-я флотилия эсминцев : 4 эсминца. |
4-я крейсерская дивизия: 2 лёгких крейсера. 1 торпедный катер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
817–900+ убитых 2 легких крейсера потоплены |
Морское сражение у мыса Бон произошло 13 декабря 1941 года во время Второй мировой войны между двумя итальянскими легкими крейсерами и флотилией эсминцев союзников у мыса Бон в Тунисе .
Фон
[ редактировать ]Королевский флот
[ редактировать ]Когда Италия объявила войну в июне 1940 года, Regia Marina был одним из крупнейших военно-морских сил в мире, но его деятельность ограничивалась операциями в Средиземноморье. Британская империя обладала достаточными ресурсами и военно-морской мощью, чтобы поддерживать сильное присутствие в этом районе и компенсировать большую часть потерь за счет передислокации кораблей. Это привело к осторожности итальянского командования и стремлению избегать конфликта. [1] Контроль над Средиземным морем оспаривался Regia Marina Королевского флота и их союзниками. Море было жизненно важно для снабжения итальянских и немецких войск в Северной Африке , а также для поддержания Мальты в качестве британской наступательной базы. Без Мальты британцам было бы гораздо труднее перехватывать итальянские конвои с припасами. [2]
Сигнальная разведка
[ редактировать ]Обладание радаром и взлом итальянских кодов, в частности шифровальной машины C38 m , используемой Regia Marina , еще больше способствовали успеху Великобритании. [3] В ноябре 1941 года снабжение сил Оси в Ливии из Италии было прервано отрядом «К» с Мальты, который уничтожил несколько итальянских конвоев, особенно в битве при Дуйсбурге , и потерял почти 70 процентов отправленных припасов. в Ливию, включая 92 процента топлива . [4] Отряд «К» и корабли из Александрии перехватили конвой Оси, состоящий из немецких транспортов «Марица» (2910 брт ) и «Процида» (1843 брт) в сопровождении итальянских торпедных катеров «Лупо» и «Кассиопея» , шедших из Греции в Бенгази 24 ноября. Конвой находился примерно в 100 милях (190 км; 120 миль) к западу от Крита, когда торговые суда были потоплены британскими крейсерами HMS Aurora и Penelope , а также эсминцами HMS Lance и Lively . были обречены. Потеря грузов заставила немецкое командование сообщить, что положение Люфтваффе с горючим в Северной Африке отчаянное. [5]
Конвои Оси
[ редактировать ]Итальянские и немецкие войска в Северной Африке, которым предстояла операция «Крестоносец» , новое британское наступление, остро нуждались в топливе и боеприпасах. Супермарина (военно-морской штаб Региа -Марины ) по просьбе Comando Supremo (верховного командования итальянских вооруженных сил) составила экстренный план по переброске снабжения с помощью военных кораблей . Легкие крейсера Альберико да Барбиано и Альберто ди Джуссано из 4-й крейсерской дивизии ( ammiraglio di Divisione [адмирал дивизии] Антонино Тоскано ) были быстрыми и слишком легкобронированными для использования в составе боевого флота и были выбраны на эту роль. [4]
От Барбиано и Ди Джуссано
[ редактировать ]Да Барбиано (флагманский корабль) и Ди Джуссано покинули Таранто в 8:15 5 декабря 1941 года, достигли Бриндизи в 17:50, взяли около 49 длинных тонн (50 тонн) припасов, а затем 8 декабря направились в Палермо, где погрузили еще 22 длинных тонны (22 т) авиационного топлива, чтобы устранить его нехватку в Ливии, без чего самолеты не смогут сопровождать конвои с припасами. Топливо, содержавшееся в незапечатанных бочках, размещалось на кормовой палубе, что создавало серьезный риск возгорания от британской артиллерийской стрельбы и выстрелов из корабельных орудий, что не позволяло использовать кормовые башни, если топливо не было сброшено. Два крейсера вышли из Палермо в 17:20 9 декабря и направились в Триполи . В 22:56, находясь к северу от Пантеллерии , они были замечены британским самолетом-разведчиком, который был направлен в этот район перехватчиками «Ультра» и следил за ними. [6] В 23:55 Тоскано (который находился в середине Сицилийского пролива ) решил повернуть обратно на базу, поскольку внезапность была потеряна, большая часть британских радиопереговоров предвещала воздушную атаку, а ухудшение морских условий задержало бы корабли, еще больше подвергая их британскому нападению. атаки. Да Барбиано и Ди Джуссано достигли Палермо в 8:20 10 декабря, отразив атаку британской авиации у Мареттимо . сильно раскритиковала Тоскано Супермарина за его решение прервать миссию. [4]
Прелюдия
[ редактировать ]Итальянские препараты
[ редактировать ]Конвой M. 41 был запланирован на 13 декабря, но прикрытие с воздуха самолетами, базирующимися в Ливии, было бы невозможно, если бы они не получили топливо из Италии. [7] 12 декабря было решено, что 4-я дивизия снова предпримет попытку похода на Триполи. [8] Крейсер «Банде Нере» должен был присоединиться к «Да Барбиано» и «Ди Джуссано» для перевозки дополнительных припасов, но из-за поломки ему не удалось выйти в море, и груз был передан двум другим крейсерам. Да Барбиано и Ди Джуссано были загружены 98 длинных тонн (100 т) авиационного топлива, 250 длинных тонн (250 т) бензина , 590 длинных тонн (600 т) нафты , 890 длинных тонн (900 т) продуктов питания и 135 т. рейтинги на проезд в Триполи. Корма «Да Барбиано» (и в меньшей степени «Ди Джуссано» ) была забита бочками с горючим, причем так густо, что пробраться орудиям было невозможно; Тоскано провел со своим штабом и офицерами обоих кораблей брифинг, на котором было решено, что в случае встречи с кораблями противника бочки будут выброшены за борт, чтобы корабли могли открыть огонь. Да Барбиано , Ди Джуссано и их единственный эскорт — миноносец «Чиньо» (второй миноносец « Климена » остался в порту из-за поломки) отплыли из Палермо в 18:10 12 декабря. 4-й дивизии было приказано пройти к северо-западу от Эгадские острова , а затем направляйтесь к мысу Бон и следуйте вдоль побережья Туниса ; корабли будут поддерживать скорость 22–23 узла (41–43 км/ч; 25–26 миль в час), чтобы экономить топливо и доставлять его в Триполи. воздушное прикрытие, воздушная разведка и оборонительные засады MAS ( Motoscafo Armato Silurante [моторная лодка с торпедным вооружением]). Для защиты конвоя были запланированы [4]
Британские планы
[ редактировать ]Четыре эсминца 4-й флотилии эсминцев, состоящие из эсминцев HMS Sikh ( командир Г.Х. Стоукса), Maori , Legion и голландского Isaac Sweers , покинули Гибралтар 11 декабря, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту в Александрии . [9] К 8 декабря британцы расшифровали итальянские беспроводные сигналы C-38 M о итальянских операциях по снабжению и их курсе на Триполи. ВВС Великобритании отправили бомбардировщик «Веллингтон» в разведывательный вылет, чтобы замаскировать британский источник, а 12 декабря 4-й флотилии эсминцев, направлявшейся на восток к итальянским кораблям, было приказано увеличить скорость до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) и перехватить итальянские корабли. [3]
Днем 12 декабря CANT Z.1007 bis Regia Aeronautica заметил четыре эсминца , направлявшихся на восток с расчетной скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) в 60 милях (97 км) от Алжира . Супермарина была немедленно проинформирована, но подсчитала, что даже в случае, если эсминцы увеличат скорость до 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час), они достигнут мыса Бон только около 03:00 13 декабря, примерно через час после 4-й дивизион. Тоскано (который узнал об этом, еще находясь в гавани) не было приказано увеличить скорость или изменить курс, чтобы избежать их. [4]
После новых расшифровок Ultra новый самолет-разведчик заметил корабли Тоскано на закате 12 декабря, после чего 4-й флотилии эсминцев было поручено перехватить два крейсера, увеличив скорость до 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час). [6] Эта скорость, наряду с часовой задержкой, которую накопила 4-я дивизия (и о которой Тоскано не сообщил Супермарине ), разрушила расчеты Супермарины относительно преимущества, которое будет иметь 4-я дивизия. В 22:23 Тоскано сообщили, что он, возможно, встретит « вражеские пароходы, идущие с Мальты », и в 23:15 он приказал действовать . [4]
Боевой
[ редактировать ]12/13 декабря, ночь
[ редактировать ]4-я флотилия эсминцев заметила итальянские крейсеры возле Кап-Бон в 02:30 13 декабря. [9] В 2:45 13 декабря в семи милях от мыса Бон итальянские корабли услышали шум британского самолета (оборудованный радаром Vickers Wellington , который обнаружил корабли и проинформировал Стокса об их местоположении), а в 3:15 они изменил курс на 157°, чтобы пройти примерно в миле от мыса Бон. Пять минут спустя Тоскано внезапно приказал дать полный вперед курс и изменить курс на 337 °, изменив курс; это внезапное изменение нарушило итальянское построение, поскольку ни Чиньо (который был примерно в двух милях впереди крейсеров), ни Ди Джуссано (который следовал за Да Барбиано в строю) не получили приказа, и в то время как Ди Джуссано видел обратный курс флагмана и подражал его (но остался смещенным) Cigno не заметила изменения до 3:25, когда она также изменила курс, но осталась значительно позади двух крейсеров. [4]
13 декабря, утро
[ редактировать ]К тому времени эсминцы Стокса находились недалеко от мыса Бон и заметили итальянские корабли. Прибыв с кормы, под покровом темноты и используя радар, британские корабли подошли близко к берегу и удивили итальянцев, находившихся дальше в море, выпустив торпеды с близкого расстояния. Изменение курса ускорило сближение двух групп, и эсминцы союзников атаковали вместе; Сикх выпустил свои орудия и четыре торпеды по Да Барбиано [на расстоянии менее 1000 м (3300 футов)], Легион сделал то же самое, Исаак Свирс открыл огонь по Ди Джуссано , а Маори выпустила шесть торпед по Ди Джуссано . Тоскано приказал на полной скорости открыть огонь (и приказал Ди Джуссано увеличить скорость до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). Да Барбиано также начал поворот влево (по приказу капитана Джорджио Родоканаччи), но в 3:22 , прежде чем ее орудия успели открыть огонь (только некоторые пулеметы успели это сделать), крейсер был поражен торпедой под передней башней, из-за чего он накренился на левый борт. Затем да Барбиано подвергся обстрелу из пулемета, в результате чего многие люди были убиты или ранены, подожжены бочки с топливом, а вторая торпеда попала в машинное отделение . [4]
В 3:26 Маори выпустила две торпеды по Да Барбиано и открыла огонь из своих орудий, попав в мост. Вскоре крейсер был поражен еще одной торпедой в корму (вероятно, выпущенной Легионом ); Ди Джуссано также пострадал от торпеды и артиллерийского огня и остался инвалидом. Земля позади эсминцев союзников не позволяла итальянцам их увидеть, и Ди Джуссано успел дать только три залпа. [4] [9] Через пять минут оба крейсера были выведены из строя; Да Барбиано быстро повернул влево, в то время как пожар быстро распространился по всему кораблю и в море из-за плавающего топлива; экипаж покинул корабль. [4] В 3:35 «Да Барбиано» перевернулся и затонул в огненном море, на борту все еще находились Тоскано, Родоканакки и еще 532 человека. Ди Джуссано остался мертвым в воде, где бушевал пожар; Экипаж изо всех сил пытался удержать корабль на плаву, но его также пришлось покинуть: он разломился на две части и затонул в 4:20, потеряв 283 человека. [10] [4]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Решение Тоскано изменить курс так и не было полностью объяснено, и были предложены различные возможности. Возможно, он решил повернуть назад после того, как понял, что его заметил самолет, как он это сделал 9 декабря. Курс на Эгадские острова имел бы больше смысла вместо курса на северо-запад, предписанного Тоскано. Изменение курса было приказано более чем через 30 минут после того, как крейсеры были обнаружены; Тоскано, возможно, хотел ввести самолет-разведчик в заблуждение относительно его настоящего курса, дождаться, пока он улетит, а затем снова повернуть в сторону Триполи. По шуму самолетов он, возможно, подумал, что приближаются торпедоносцы , и хотел уйти в воды подальше от берега и от итальянских минных полей, чтобы получить свободу маневра. Тоскано приказал своим артиллеристам стоять наготове; он, возможно, знал, что эсминцы союзников находились за его кораблями, и он хотел не показывать им свою корму, потому что его кормовые башни были закрыты бочками с топливом. [10] [4]
Потери
[ редактировать ]После короткой встречи с Исааком Свирсом Синьо спас почти 500 выживших; другие достигли побережья, а еще 145 человек были позже спасены итальянскими катерами MAS ( Motoscafo Armato silurante , называемые моторными торпедными катерами ). британцами [11] Итальянцы потеряли более 900 человек убитыми. [12]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 15–17.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Хинсли 1994 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Коккья 1962 , стр. 157–173.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 118; Роскилл 1957 , с. 533.
- ^ Jump up to: а б Сантони 1981 , стр. 130–136.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 194–195.
- ^ Коккья 1962 , стр. 157–173; Грин и Массиньяни 2002 , с. 198; Роскилл 1957 , с. 534.
- ^ Jump up to: а б с Роскилл 1957 , с. 534.
- ^ Jump up to: а б Гизотти 2010 .
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 199–200.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 153.
Ссылки
[ редактировать ]- Коккья, Альдо (1962). Оборона сообщения с Северной Африкой с 1 октября 1941 по 30 сентября года 1942 . Итальянский флот во Второй мировой войне (на итальянском языке). Том VII. Рим: Историческое управление военно-морского флота. OCLC 221140047 .
- Гизотти, А. (21 июля 2010 г.). «Обнаружение крушения итальянского крейсера Барбиано» (на итальянском языке). Журнал «Фокус» . Проверено 23 ноября 2017 г.
- Грин, Дж.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море 1940–1943 (ред. ПБК). Рочестер: Чатем. ISBN 978-1-86176-190-3 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. в сокращении (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Проверено 14 марта 2016 г.
- Сантони, Альберто (1981). Средиземноморской войне роль «Ультра» в Настоящий предатель: документированная Морская библиотека, 217: Война на морях, 34 (на итальянском языке). Милан: Мурсия. OCLC 491163648 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д'Эсте, Карло (1990). Вторая мировая война в Средиземном море, 1942–1945 гг . Основные сражения и кампании. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Algonquin Books. ISBN 978-0-94557-504-7 .
- Смит, Питер К. (2009) [1995]. Война орла: авианосец HMS Eagle 1939–1942 (2-е изд.). Манчестер: Издательство Crécy. ISBN 978-0-9075795-3-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конфликты 1941 года
- Морские победы союзников в битве на Средиземном море.
- 1941 год в Италии.
- Военная история Туниса
- Средиземноморские конвои времен Второй мировой войны
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Нидерландов
- События декабря 1941 года