Jump to content

Битва при мысе Бон (1941)

Битва у мыса Бон
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

Итальянский легкий крейсер Альберто ди Джуссано , ок. 1930 год
Дата 13 декабря 1941 г.
Расположение 36 ° 45' с.ш., 10 ° 45' в.д.  /  36,750 ° с.ш., 10,750 ° в.д.  / 36,750; 10.750
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
Нидерланды
 Италия
Командиры и лидеры
Грэм Стоукс Антонино Тоскано  
Сила
4-я флотилия эсминцев : 4 эсминца. 4-я крейсерская дивизия: 2 лёгких крейсера.
1 торпедный катер
Жертвы и потери
Никто 817–900+ убитых
2 легких крейсера потоплены

Морское сражение у мыса Бон произошло 13 декабря 1941 года во время Второй мировой войны между двумя итальянскими легкими крейсерами и флотилией эсминцев союзников у мыса Бон в Тунисе .

Королевский флот

[ редактировать ]

Когда Италия объявила войну в июне 1940 года, Regia Marina был одним из крупнейших военно-морских сил в мире, но его деятельность ограничивалась операциями в Средиземноморье. Британская империя обладала достаточными ресурсами и военно-морской мощью, чтобы поддерживать сильное присутствие в этом районе и компенсировать большую часть потерь за счет передислокации кораблей. Это привело к осторожности итальянского командования и стремлению избегать конфликта. [1] Контроль над Средиземным морем оспаривался Regia Marina Королевского флота и их союзниками. Море было жизненно важно для снабжения итальянских и немецких войск в Северной Африке , а также для поддержания Мальты в качестве британской наступательной базы. Без Мальты британцам было бы гораздо труднее перехватывать итальянские конвои с припасами. [2]

Сигнальная разведка

[ редактировать ]

Обладание радаром и взлом итальянских кодов, в частности шифровальной машины C38 m , используемой Regia Marina , еще больше способствовали успеху Великобритании. [3] В ноябре 1941 года снабжение сил Оси в Ливии из Италии было прервано отрядом «К» с Мальты, который уничтожил несколько итальянских конвоев, особенно в битве при Дуйсбурге , и потерял почти 70 процентов отправленных припасов. в Ливию, включая 92 процента топлива . [4] Отряд «К» и корабли из Александрии перехватили конвой Оси, состоящий из немецких транспортов «Марица» (2910 брт ) и «Процида» (1843 брт) в сопровождении итальянских торпедных катеров «Лупо» и «Кассиопея» , шедших из Греции в Бенгази 24 ноября. Конвой находился примерно в 100 милях (190 км; 120 миль) к западу от Крита, когда торговые суда были потоплены британскими крейсерами HMS Aurora и Penelope , а также эсминцами HMS Lance и Lively . были обречены. Потеря грузов заставила немецкое командование сообщить, что положение Люфтваффе с горючим в Северной Африке отчаянное. [5]

Конвои Оси

[ редактировать ]

Итальянские и немецкие войска в Северной Африке, которым предстояла операция «Крестоносец» , новое британское наступление, остро нуждались в топливе и боеприпасах. Супермарина (военно-морской штаб Региа -Марины ) по просьбе Comando Supremo (верховного командования итальянских вооруженных сил) составила экстренный план по переброске снабжения с помощью военных кораблей . Легкие крейсера Альберико да Барбиано и Альберто ди Джуссано из 4-й крейсерской дивизии ( ammiraglio di Divisione [адмирал дивизии] Антонино Тоскано ) были быстрыми и слишком легкобронированными для использования в составе боевого флота и были выбраны на эту роль. [4]

От Барбиано и Ди Джуссано

[ редактировать ]
Мареттимо на Эгадских островах, недалеко от западной Сицилии.

Да Барбиано (флагманский корабль) и Ди Джуссано покинули Таранто в 8:15 5 декабря 1941 года, достигли Бриндизи в 17:50, взяли около 49 длинных тонн (50 тонн) припасов, а затем 8 декабря направились в Палермо, где погрузили еще 22 длинных тонны (22 т) авиационного топлива, чтобы устранить его нехватку в Ливии, без чего самолеты не смогут сопровождать конвои с припасами. Топливо, содержавшееся в незапечатанных бочках, размещалось на кормовой палубе, что создавало серьезный риск возгорания от британской артиллерийской стрельбы и выстрелов из корабельных орудий, что не позволяло использовать кормовые башни, если топливо не было сброшено. Два крейсера вышли из Палермо в 17:20 9 декабря и направились в Триполи . В 22:56, находясь к северу от Пантеллерии , они были замечены британским самолетом-разведчиком, который был направлен в этот район перехватчиками «Ультра» и следил за ними. [6] В 23:55 Тоскано (который находился в середине Сицилийского пролива ) решил повернуть обратно на базу, поскольку внезапность была потеряна, большая часть британских радиопереговоров предвещала воздушную атаку, а ухудшение морских условий задержало бы корабли, еще больше подвергая их британскому нападению. атаки. Да Барбиано и Ди Джуссано достигли Палермо в 8:20 10 декабря, отразив атаку британской авиации у Мареттимо . сильно раскритиковала Тоскано Супермарина за его решение прервать миссию. [4]

Прелюдия

[ редактировать ]

Итальянские препараты

[ редактировать ]

Конвой M. 41 был запланирован на 13 декабря, но прикрытие с воздуха самолетами, базирующимися в Ливии, было бы невозможно, если бы они не получили топливо из Италии. [7] 12 декабря было решено, что 4-я дивизия снова предпримет попытку похода на Триполи. [8] Крейсер «Банде Нере» должен был присоединиться к «Да Барбиано» и «Ди Джуссано» для перевозки дополнительных припасов, но из-за поломки ему не удалось выйти в море, и груз был передан двум другим крейсерам. Да Барбиано и Ди Джуссано были загружены 98 длинных тонн (100 т) авиационного топлива, 250 длинных тонн (250 т) бензина , 590 длинных тонн (600 т) нафты , 890 длинных тонн (900 т) продуктов питания и 135 т. рейтинги на проезд в Триполи. Корма «Да Барбиано» (и в меньшей степени «Ди Джуссано» ) была забита бочками с горючим, причем так густо, что пробраться орудиям было невозможно; Тоскано провел со своим штабом и офицерами обоих кораблей брифинг, на котором было решено, что в случае встречи с кораблями противника бочки будут выброшены за борт, чтобы корабли могли открыть огонь. Да Барбиано , Ди Джуссано и их единственный эскорт — миноносец «Чиньо» (второй миноносец « Климена » остался в порту из-за поломки) отплыли из Палермо в 18:10 12 декабря. 4-й дивизии было приказано пройти к северо-западу от Эгадские острова , а затем направляйтесь к мысу Бон и следуйте вдоль побережья Туниса ; корабли будут поддерживать скорость 22–23 узла (41–43 км/ч; 25–26 миль в час), чтобы экономить топливо и доставлять его в Триполи. воздушное прикрытие, воздушная разведка и оборонительные засады MAS ( Motoscafo Armato Silurante [моторная лодка с торпедным вооружением]). Для защиты конвоя были запланированы [4]

Британские планы

[ редактировать ]
Пример CANT Z.1007

Четыре эсминца 4-й флотилии эсминцев, состоящие из эсминцев HMS Sikh ( командир Г.Х. Стоукса), Maori , Legion и голландского Isaac Sweers , покинули Гибралтар 11 декабря, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту в Александрии . [9] К 8 декабря британцы расшифровали итальянские беспроводные сигналы C-38 M о итальянских операциях по снабжению и их курсе на Триполи. ВВС Великобритании отправили бомбардировщик «Веллингтон» в разведывательный вылет, чтобы замаскировать британский источник, а 12 декабря 4-й флотилии эсминцев, направлявшейся на восток к итальянским кораблям, было приказано увеличить скорость до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) и перехватить итальянские корабли. [3]

Днем 12 декабря CANT Z.1007 bis Regia Aeronautica заметил четыре эсминца , направлявшихся на восток с расчетной скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) в 60 милях (97 км) от Алжира . Супермарина была немедленно проинформирована, но подсчитала, что даже в случае, если эсминцы увеличат скорость до 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час), они достигнут мыса Бон только около 03:00 13 декабря, примерно через час после 4-й дивизион. Тоскано (который узнал об этом, еще находясь в гавани) не было приказано увеличить скорость или изменить курс, чтобы избежать их. [4]

После новых расшифровок Ultra новый самолет-разведчик заметил корабли Тоскано на закате 12 декабря, после чего 4-й флотилии эсминцев было поручено перехватить два крейсера, увеличив скорость до 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час). [6] Эта скорость, наряду с часовой задержкой, которую накопила 4-я дивизия (и о которой Тоскано не сообщил Супермарине ), разрушила расчеты Супермарины относительно преимущества, которое будет иметь 4-я дивизия. В 22:23 Тоскано сообщили, что он, возможно, встретит « вражеские пароходы, идущие с Мальты », и в 23:15 он приказал действовать . [4]

12/13 декабря, ночь

[ редактировать ]

4-я флотилия эсминцев заметила итальянские крейсеры возле Кап-Бон в 02:30 13 декабря. [9] В 2:45 13 декабря в семи милях от мыса Бон итальянские корабли услышали шум британского самолета (оборудованный радаром Vickers Wellington , который обнаружил корабли и проинформировал Стокса об их местоположении), а в 3:15 они изменил курс на 157°, чтобы пройти примерно в миле от мыса Бон. Пять минут спустя Тоскано внезапно приказал дать полный вперед курс и изменить курс на 337 °, изменив курс; это внезапное изменение нарушило итальянское построение, поскольку ни Чиньо (который был примерно в двух милях впереди крейсеров), ни Ди Джуссано (который следовал за Да Барбиано в строю) не получили приказа, и в то время как Ди Джуссано видел обратный курс флагмана и подражал его (но остался смещенным) Cigno не заметила изменения до 3:25, когда она также изменила курс, но осталась значительно позади двух крейсеров. [4]

13 декабря, утро

[ редактировать ]
Карта с изображением мыса Бон (правый край)

К тому времени эсминцы Стокса находились недалеко от мыса Бон и заметили итальянские корабли. Прибыв с кормы, под покровом темноты и используя радар, британские корабли подошли близко к берегу и удивили итальянцев, находившихся дальше в море, выпустив торпеды с близкого расстояния. Изменение курса ускорило сближение двух групп, и эсминцы союзников атаковали вместе; Сикх выпустил свои орудия и четыре торпеды по Да Барбиано [на расстоянии менее 1000 м (3300 футов)], Легион сделал то же самое, Исаак Свирс открыл огонь по Ди Джуссано , а Маори выпустила шесть торпед по Ди Джуссано . Тоскано приказал на полной скорости открыть огонь (и приказал Ди Джуссано увеличить скорость до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). Да Барбиано также начал поворот влево (по приказу капитана Джорджио Родоканаччи), но в 3:22 , прежде чем ее орудия успели открыть огонь (только некоторые пулеметы успели это сделать), крейсер был поражен торпедой под передней башней, из-за чего он накренился на левый борт. Затем да Барбиано подвергся обстрелу из пулемета, в результате чего многие люди были убиты или ранены, подожжены бочки с топливом, а вторая торпеда попала в машинное отделение . [4]

В 3:26 Маори выпустила две торпеды по Да Барбиано и открыла огонь из своих орудий, попав в мост. Вскоре крейсер был поражен еще одной торпедой в корму (вероятно, выпущенной Легионом ); Ди Джуссано также пострадал от торпеды и артиллерийского огня и остался инвалидом. Земля позади эсминцев союзников не позволяла итальянцам их увидеть, и Ди Джуссано успел дать только три залпа. [4] [9] Через пять минут оба крейсера были выведены из строя; Да Барбиано быстро повернул влево, в то время как пожар быстро распространился по всему кораблю и в море из-за плавающего топлива; экипаж покинул корабль. [4] В 3:35 «Да Барбиано» перевернулся и затонул в огненном море, на борту все еще находились Тоскано, Родоканакки и еще 532 человека. Ди Джуссано остался мертвым в воде, где бушевал пожар; Экипаж изо всех сил пытался удержать корабль на плаву, но его также пришлось покинуть: он разломился на две части и затонул в 4:20, потеряв 283 человека. [10] [4]

Последствия

[ редактировать ]

Решение Тоскано изменить курс так и не было полностью объяснено, и были предложены различные возможности. Возможно, он решил повернуть назад после того, как понял, что его заметил самолет, как он это сделал 9 декабря. Курс на Эгадские острова имел бы больше смысла вместо курса на северо-запад, предписанного Тоскано. Изменение курса было приказано более чем через 30 минут после того, как крейсеры были обнаружены; Тоскано, возможно, хотел ввести самолет-разведчик в заблуждение относительно его настоящего курса, дождаться, пока он улетит, а затем снова повернуть в сторону Триполи. По шуму самолетов он, возможно, подумал, что приближаются торпедоносцы , и хотел уйти в воды подальше от берега и от итальянских минных полей, чтобы получить свободу маневра. Тоскано приказал своим артиллеристам стоять наготове; он, возможно, знал, что эсминцы союзников находились за его кораблями, и он хотел не показывать им свою корму, потому что его кормовые башни были закрыты бочками с топливом. [10] [4]

После короткой встречи с Исааком Свирсом Синьо спас почти 500 выживших; другие достигли побережья, а еще 145 человек были позже спасены итальянскими катерами MAS ( Motoscafo Armato silurante , называемые моторными торпедными катерами ). британцами [11] Итальянцы потеряли более 900 человек убитыми. [12]

  • Коккья, Альдо (1962). Оборона сообщения с Северной Африкой с 1 октября 1941 по 30 сентября года 1942 . Итальянский флот во Второй мировой войне (на итальянском языке). Том VII. Рим: Историческое управление военно-морского флота. OCLC   221140047 .
  • Гизотти, А. (21 июля 2010 г.). «Обнаружение крушения итальянского крейсера Барбиано» (на итальянском языке). Журнал «Фокус» . Проверено 23 ноября 2017 г.
  • Грин, Дж.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море 1940–1943 (ред. ПБК). Рочестер: Чатем. ISBN  978-1-86176-190-3 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. в сокращении (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-648-3 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  978-1-86176-257-3 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 . Проверено 14 марта 2016 г.
  • Сантони, Альберто (1981). Средиземноморской войне роль «Ультра» в Настоящий предатель: документированная Морская библиотека, 217: Война на морях, 34 (на итальянском языке). Милан: Мурсия. OCLC   491163648 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Д'Эсте, Карло (1990). Вторая мировая война в Средиземном море, 1942–1945 гг . Основные сражения и кампании. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Algonquin Books. ISBN  978-0-94557-504-7 .
  • Смит, Питер К. (2009) [1995]. Война орла: авианосец HMS Eagle 1939–1942 (2-е изд.). Манчестер: Издательство Crécy. ISBN  978-0-9075795-3-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53010be76a0f3d62d3f2524d814b9c11__1714821300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/11/53010be76a0f3d62d3f2524d814b9c11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Cape Bon (1941) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)