Битва за конвой Тариго
Битва за конвой Тариго | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Карта рельефа Средиземного моря | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Филип Мак | Пьетро де Кристофаро † | ||||||
Сила | |||||||
4 эсминца 2 самолета-разведчика |
3 эсминца 4 торговых корабля 1 корабль с боеприпасами 1 самолет-разведчик | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
43 убитых 1 эсминец потоплен |
350–1800 убитых 2 эсминца потоплены 1 эсминец выброшен на берег 4 грузовых корабля потоплены или уничтожены |
Битва при конвое Тариго (иногда называемая « Битвой у Сфакса ») — морское сражение Второй мировой войны , часть битвы за Средиземное море . Бой произошел 16 апреля 1941 года между четырьмя эсминцами Королевского флота и тремя итальянскими эсминцами Regia Marina , сопровождавшими конвой возле островов Керкенна у Сфакса на тунисском побережье.
Контроль над морем между Италией и Ливией был важен для обеих сторон, чтобы защитить свои конвои и атаковать конвои противника. Конвои стран Оси в Северную Африку снабжали итальянских колонистов, а также немецкие и итальянские вооруженные силы. Британские атаки происходили с Мальты , которая также зависела от конвоев с припасами.
Пять кораблей конвоя были потоплены или сели на мель вместе с тремя эскортными эсминцами, один из которых был снят с мели позже в том же году из-за потери британского эсминца. Успех Великобритании ослабил давление со стороны Уинстона Черчилля и Адмиралтейства в Лондоне на адмирала Эндрю Каннингема с требованием принять больше мер в отношении итальянских конвоев с припасами.
Фон
[ редактировать ]Британская стратегия
[ редактировать ]4 апреля Адмиралтейство потребовало от адмирала Эндрю Каннингема , командующего Средиземноморским флотом, бомбардировки Триполи , главного пункта перевалочного итальянской Ливии , но Каннингем считал, что бомбардировка не нанесет серьезного ущерба и подвергнет участвующие корабли воздушным атакам с баз в Триполи и Сицилия, о которых было слишком рискованно думать. Другой план заключался в использовании устаревшего линкора HMS Centurion в качестве блок-корабля, но Каннингем сомневался, что его можно будет доплыть из Великобритании через узкие места между Сицилией и Тунисом, а затем незамеченным пережить 180 морских миль (210 миль; 330 км) от Мальты до Триполи. 14 апреля Черчилль направил директиву о том, что основной задачей Средиземноморского флота было перерезать линию снабжения стран Оси из Италии в Ливию, несмотря на потери. Триполи должен был подвергнуться бомбардировке и минированию, а действующий линкор должен был рассматриваться для использования в качестве блок-корабля, если предложение «Центуриона» провалится. Адмиралтейство сообщило Каннингему, что линкор HMS Barham и крейсер «Каледон» должен был использоваться для бомбардировки порта по мере его приближения, а затем быть потоплен, чтобы заблокировать порт. Каннингем не хотел бросать треть своего линкора на предприятие, которое он считал бесполезным, и даже при наличии минимального экипажа было бы потеряно около 1000 человек; Каннингем дал понять, что вместо этого он предпочел бы использовать флот для бомбардировки порта. [1]
Итальянские конвои
[ редактировать ]
Обычный маршрут итальянских конвоев из Италии в Ливию пролегал через запад Сицилии и вниз по побережью Туниса в Триполи с редкими экскурсиями в Бенгази. Некоторые грузы, доставленные в Триполи, затем были погружены на каботажные суда и доставлены на восток, в более мелкие порты вдоль ливийского побережья, чтобы уменьшить нагрузку на ливийскую дорожно-транспортную систему; некоторые каботажные суда были атакованы и потоплены британскими подводными лодками. Маршрут через прибрежные воды Туниса составлял около 400 морских миль (740 км; 460 миль), и сопровождение истребителей в центральной части пути было трудно обеспечить, поэтому его обычно пересекали ночью. Конвои часто состояли из четырех итальянских или немецких кораблей и отправлялись с интервалом в два-три дня, немецкие корабли перевозили немецкие войска и технику. Сопровождение было предоставлено Regia Marina (Королевским флотом Италии) и организовано итальянскими военно-морскими властями. Передвижение немецкой 5-й легкой моторизованной дивизии началось в начале февраля 1941 года, и к марту прибыло пятнадцать конвоев с 25 000 человек, 8 500 транспортных средств и 26 000 длинных тонн (26 000 т) припасов и оборудования. К концу мая 15-я танковая дивизия , и движение итальянских войск возобновилось. Прибыла [2]
Мальта
[ редактировать ]
К марту 1941 года Каннингем считал, что воздушная угроза Оси Мальте уменьшилась из-за потерь авиации Оси и переброски X Fliegerkorps на Балканы . Первые двенадцать новых истребителей Hurricane Mk II прибыли на Мальту во время операции «Лебедка» , они были быстрее, чем Mk I, и могли нести топливные баки большой дальности. 8 апреля Каннингем приказал сформировать Мальтийский ударный корпус: четыре самых современных эсминца Средиземноморского флота должны были отправиться на Мальту и начать операции против конвоев снабжения Оси. В состав сил входили эсминцы класса J (1690 тонн) и лидер флотилии HMS Jervis (капитан Филип Мак , командир капитан (D) 14-й флотилии эсминцев Янус (командир JAW Тотхилл), оба несли по шесть 4,7-дюймовых орудий и десять торпед. и эсминцы класса «Трайбл» (1870 тонн) «Нубиан» (командир Р.В. Рэйвенхилл) и «Могавк» (коммандер Дж.В.М. Итон), вооруженные восемью 4,7-дюймовыми орудиями и четырьмя торпедными аппаратами, все, кроме Джервиса, были оснащены радаром . [3]
Вылеты британских эсминцев
[ редактировать ]До февраля 1941 года кораблям и самолетам союзников не разрешалось атаковать отдельные корабли или небольшие группы без сопровождения за пределами 30 морских миль (35 миль; 56 км) от ливийского побережья или, если корабли считались итальянскими, дальше 30 морских миль (56 км). ; 35 миль) от любой итальянской земли. Корабли Оси могли плавать в территориальных водах Туниса, будучи защищенными от нападения. 5 февраля британским войскам было дано разрешение атаковать корабли Оси, если они появятся к югу от Мальты, а позже в том же месяце это разрешение было расширено и теперь включает большую часть центрального Средиземноморья; Адмиралтейство также объявило в начале марта, что британские корабли войдут в территориальные воды Франции в Северной Африке, и предупредило корабли Виши, чтобы они оставались в гавани на ночь. С февраля по май 1941 года девять немецких кораблей водоизмещением 31 243 брт были потоплены и девять (54 753 брт) повреждены. Если бы страны Оси могли использовать тунисские порты, морское путешествие было бы настолько коротким, что возможности британцев атаковать корабли Оси были бы значительно сокращены. Французская уклончивость и неизбежность Операция «Барбаросса» — вторжение Германии в Советский Союз — позволила Гитлеру избежать неприятностей с французскими властями Виши. [2]
«Джервис» и «Янус» отплыли из залива Суда на Крите 10 апреля, а час спустя «Нубиан» и «Могавк» последовали за ними с двумя легкими крейсерами, обеспечивающими прикрытие в ночь с 10 на 11 апреля; путешествие не встретило сопротивления, и утром 11 апреля корабли пришвартовались на Мальте. [4] Днем 11 апреля был замечен конвой Оси из четырех грузовых судов и трех торпедных катеров, который отплыл из Палермо в Триполи, направляясь на юг между островом Лампионе и банками Керкенна, которые простираются примерно на 30 морских миль (35 миль; 56 км) на восток. Сфакса . британским самолетом-разведчиком 14-й флотилии эсминцев было приказано атаковать конвой совместно с Fairey Swordfish самолетами ВВС флота (FAA). Корабли и самолеты не смогли обнаружить конвой и 12 апреля вернулись на Мальту. Как только эсминцы дозаправились, им было приказано выйти в море после обнаружения конвоя из пяти торговых судов и трех эсминцев, который вышел из Неаполя в 17:33 11 апреля и приближался к заливу Хаммамет . Итальянцы теперь знали о кораблях, базирующихся на Мальте, и через девяносто минут после наступления темноты, зная о слежении за самолетом «Суордфиш», изменили курс и быстро поплыли на север, обогнув запад Пантелларии в 2:30 ночи 13 апреля. Британским кораблям снова не удалось обнаружить конвой и два корабля «Суордфиши». 830-я военно-морская авиационная эскадрилья ФАУ погибла при атаке итальянских кораблей. [4]
Прелюдия
[ редактировать ]Тариго Конвой
[ редактировать ]В середине апреля 1941 года конвой из пяти кораблей Оси отплыл из Неаполя по пути в Триполи. В ее состав входила двадцатая морско-транспортная группа немецких кораблей военных «Адана» (4205 брт), «Арта» (2452 брт), «Эгина» (2447 брт) и «Изерлон» (3704 брт), а также итальянский корабль с боеприпасами «Сабаудия» (1590 брт). [5] Конвой сопровождали эсминец типа «Навигатори» « Лука Тариго» ( флагманский корабль « Капитано ди Фрегата Пьетро де Кристофаро» , водоизмещением 1628 длинных тонн (1654 т), вооруженный шестью 4,7-дюймовыми орудиями и четырьмя торпедными аппаратами) и «Фольгоре» типа эсминцы «Балено». ( Capitano di Corvetta G. Arnaud) и Lampo ( Capitano di Corvetta E. Marano) оба водоизмещением 1220 длинных тонн (1240 т) и вооружены четырьмя 4,7-дюймовыми орудиями и шестью торпедными аппаратами. Конвой был задержан из-за плохой погоды и вышел из Неаполя в 23:00 13 апреля. [6]
Мальтийские эсминцы
[ редактировать ]
Британцы были предупреждены о прибытии конвоя посредством перехваченных радиосообщений. 15 апреля разведывательный самолет Британского Мэриленда обнаружил конвой и передал отчет о составе, скорости [9 узлов (10 миль в час; 17 км / ч)] и направлении (на юг) конвоя. Еще один «Мэриленд» был отправлен с Мальты для наблюдения за конвоем, и 14-я флотилия эсминцев была поднята по тревоге и отплыла в 18:00 под дождем и низкой облачностью. К северу, востоку и юго-востоку от островов Керкенна полукругом было расположено как минимум шесть буев, обозначающих мелководье. Флотилия выстроилась впереди и увеличила скорость до 26 узлов (30 миль в час; 48 км/ч), чтобы оказаться перед конвоем возле буя Керкенна номер 4. В 17:00 конвой был снова замечен самолетом, о его составе, местоположении, скорости и курсе было доложено на Мальту. Информация была передана Маку, которую он получил в 19:25. Да Кристофаро знал, что конвой был замечен, и запросил прикрытие истребителей и разведку перед маршрутом конвоя. [7]
Из-за плохой погоды истребители были приземлены, и только одному из двух бомбардировщиков SM.79 удалось взлететь из Сиракуз в 17:15, а затем вернуться рано в 18:45, не увидев британских эсминцев. [8] Да Кристофаро продолжил путь в сторону Триполи, не зная, что британцы находятся в море. В 0:44 утра 16 апреля, примерно в 6 морских милях (11 км; 6,9 миль) от буя Керкенна номер 4, Мак изменил курс на 310 ° с еще одним изменением в 1:00 ночи, чтобы вывести эсминцы на противоположный курс. конвой. Эсминцы начали зигзагообразное движение в 1:10 ночи и достигли прогнозируемого положения конвоя в 1:42 ночи, но конвоя там не было. Мак приказал увеличить скорость до 25 узлов (29 миль в час; 46 км/ч) и в 1:55 ночи достиг места, где конвой прошел бы 3 мили (3,5 мили; 5,6 км), если бы он замедлился до 7 узлов ( 8,1 миль в час; 13 км/ч), но снова ничего не было видно. Если бы конвой изменил курс, то обнаружить его было бы невозможно, поэтому Мак предположил, что он подплыл ближе к тунисскому побережью и повернул в сторону буя Керкенна номер 1 в 1:55 ночи , и через три минуты конвой можно было увидеть по курсу 170 ° около 6 миль (6,9 миль; 11 км) в пути. В 1:59 Джервис подал сигнал «Враг виден слева», и эсминцы начали атаку. [9]
Действие
[ редактировать ]В 2:00 ночи эсминцы изменили курс на 140° на скорости 27 узлов (31 миль в час; 50 км/ч), а в 2:02 ночи Мак подал сигнал направить торпедные аппараты на правый борт. Эсминцы снова изменили курс в 2:03 ночи на 210°, чтобы направить конвой между эсминцами и луной, Мак приказал эсминцам направить свои торпедные аппараты влево. Конвой был более отчетливым и состоял из пяти кораблей в сопровождении одного большого и двух малых эсминцев сопровождения. Джервис начал огонь в 2:20 ночи по Балено , который должен был находиться по правому борту на расстоянии 2400 ярдов (2200 м), добившись попаданий из основных орудий и помпонов . Через две минуты Янус с той же дистанции обстрелял Балено и попал первым залпом. Капитан «Балено» и большинство офицеров были убиты первыми залпами, а корабль подожжен; выживший экипаж вытолкнул Балено на песчаную отмель, прежде чем он затонул. нубиец открыл огонь В 2:20 ночи по Сабаудии , находившемуся в тылу колонны, и при третьем залпе произошел взрыв и начался пожар. Нубийцы изменили цели на Изерлон и Эгина побили оба. В 2:23 ночи наблюдатели с «Нубиан» увидели Тариго , идущего обратным курсом, на высоте около 1000 ярдов (910 м) по правому борту . «Нубиан» ускорился в направлении Тариго, а затем прочь, стреляя из своих 4,7-дюймовых орудий, помпонов и пулеметов, попав в мостик и заднюю часть корпуса. Тариго остановил огонь, ответил, но нубиец когда могавк повернулся и встал на пути. [10]

Тариго прошел по правому борту британских эсминцев, получив серьезные повреждения от огня « Джервиса» и «Мохока» . Джервис первым залпом попал в мост и вызвал пожар. Кристофаро потерял ногу в результате осколка снаряда, но продолжал командовать, пока не умер от потери крови. [10] [а] В 2:40 ночи Джервис выпустил торпеду и заявил, что попал в кормовую часть «Тариго» , затем выстрелил и не попал в грузовое судно, которое уже горело. Янус начал огонь в 2:30 ночи по Изерлону , быстро добившись попадания, затем выпустил три торпеды по трем торговым судам, заявив о попадании в одно. Джервис выпустил две торпеды по Тариго , когда тот проходил мимо, но промахнулся назад. Артиллерийские расчеты Януса не смогли натренировать основное вооружение Тариго из-за его скорости, но артиллеристы с помпонами добились попаданий. В 2:41 Янус повернул влево и вступил в бой с Сабаудией на востоке, которая исчезла в результате сильного взрыва, дыма и пламени, возвышающегося на высоте 2000 футов (610 м) над морем. Фрагменты боеприпасов весом до 20 фунтов (9,1 кг) упали на море и на Джервис , на расстоянии 1500 ярдов (1400 м). Нубиец повернул в порт около 2:30 ночи, пересекая нос переднего торгового корабля, который пытался протаранить ирокеза , следовавшего за Нубианом . [12]
Ирокез уклонился от торгового судна, перейдя на его левый борт, а затем повернул на правый борт, чтобы атаковать грузовое судно. Во время поворота на правый борт Mohawk был поражен торпедой сзади, рядом с Y-пушкой, которая оторвалась от кормы и заставила Mohawk остановиться. Передние орудия открыли огонь по объекту, предположительно Арте , который был подбит, загорелся и тоже остановился. [12] Кормовая надстройка « Могава » исчезла, однако гребные винты и руль направления остались в рабочем состоянии; через пять минут после первого попадания торпеды «Могавк» получил еще одно попадание, торпеда взорвалась по левому борту в районе между котельными номерами 2 и 3. Эсминец начал погружаться в вертикальное положение, экипаж вывели на палубу, затем корабль накренился на левый борт и затонул, кормовая часть корабля ушла под воду до торпедных аппаратов; было дано покинуть корабль. «Нубиан» получил сигнал В 2:36 ночи о том, что «Могикан» был торпедирован, и передал его Джервису . Офицеры мостика на «Могаве» случайно торпедировал их, подумали, что Тариго пока он был остановлен и горел, но запуск был преднамеренным, прапорщику удалось запустить торпеды. С 2:47 до 2:59 Янус бомбардировал Тариго , оставив его мертвым в воде, но в 3:11 была выпущена еще одна торпеда, которая прошла под Джервисом и открыла быстрый огонь по Тариго , пока тот не оказался слишком далеко на корме, чтобы его орудия могли его выдержать. . Янус приблизился к 2000 ярдов (1800 м), чтобы финишировать. «Тариго» , у которого произошел взрыв в миделе корабля, за которым последовал пожар, и он накренился на правый борт, очевидно затонув. «Нубиан» , сообщив Маку, что «Ирокез» был торпедирован, заметил Лампо слева и вступил в бой, вскоре поджег его и затонул. [13]

Нубийцы преследовали Адану бежавшую на юго-запад , отремонтировали ее и оставили в огне. Экипаж «Могава» не смог спустить лодки из-за крена, но шесть поплавков «Карли» были спущены на воду, а остальной команде пришлось спуститься на воду. Нубиец начал спасать выживших в 3:13 , а Джервис присоединился к нему в 3:23. Янус обнаружил контакт с помощью радара в 3:26 на высоте 10 000 ярдов (9 100 м) по пеленгу 330 ° и помчался к нему только для того, чтобы развернуться. уйти на мелководье (контактами были корабли, севшие на мель на песчаной отмели) и снова присоединиться к спасательной операции. Экипаж «Могава» был спасен, но 42 человека погибли. Когда спасение было завершено, около 100 футов (30 м) киля « Ирокез» было видно на высоте до 6 футов (1,8 м) над водой. Янус выстрелил в корпус, чтобы пробить его, и «Ирокез» затонул на глубине 7 саженей (42 фута; 13 м). Сразу после 4:00 три оставшихся британских эсминца отплыли на Мальту, низкая облачность предотвратила воздушные атаки, и корабли достигли гавани в 10:00 16 апреля. Адана и Арта сел на мель, а Балено затонул утром 16 апреля. [14]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Уничтожение конвоя было достигнуто одной атакой, которую подводные лодки и авиация союзников еще не могли повторить, корабли RN показали, на что они способны и что они могут, и катастрофа ознаменовала конец относительно беспрепятственных конвоев снабжения Оси в Ливию, которые они пользовался с июня 1940 года. Супермарина продолжала отправлять конвои в Ливию, и два конвоя прибыли без сопротивления через четыре дня после катастрофы. [15] Супермарина посчитала, что потеря конвоя Тариго произошла из-за невезения, поскольку конвой был замечен британской воздушной разведкой. [16] Немецкий военно-морской штаб раскритиковал итальянский флот за недостаток дальновидности и действий: немцы указали на важность минирования вод у Триполи с февраля, но постановку мин несколько раз откладывали до 1 мая. Британцы пытались разместить больше эсминцев и крейсеров на Мальте, но бомбардировки Люфтваффе и катастрофа в Греции, потребовавшая эвакуации всех кораблей британских и греческих войск, положили конец этому плану. Мальта по-прежнему оставалась наступательной базой, и в мае было потоплено рекордное количество кораблей водоизмещением 47 507 брутто-тонн. [5]
Последующие события
[ редактировать ]Командующий Пьетро де Кристофаро был посмертно награжден Медальей д'Оро , высшей итальянской военной наградой . [11] Итальянцы нашли затонувший «Могавк» , расположившийся по левому борту на мелководье. В апреле, мае и июне 1941 года итальянские водолазы, замаскированные под местных рыбаков, извлекли с места крушения документы и другие материалы. В 1998 году исследователи заявили, что найденные документы имели важное значение для рейда на Александрию . [17] Эсминец «Лампо» был поднят с мелководья после четырех месяцев спасательных работ и отремонтирован к маю 1942 года, но был потоплен 30 апреля 1943 года. «Адана» затонула через несколько часов после боя, а обломки «Арты» были уничтожены экипажем подводной лодки «Апхолдер». , используя заряды взрывчатого вещества, в ночь на 26 апреля 1941 года. [18]
Потери
[ редактировать ]В 2005 году Ровер и Хюммельхен писали, что в течение следующего дня эсминцы «Вивальди» , «Да Ноли» , «Малочелло» и «Дардо » с торпедными катерами «Клио» , «Центауро» , «Джузеппе Сиртори» , «Персео» и «Партенопе» с госпитальным кораблем «Джузеппе Орландо» из Триполи и госпитальным кораблем К месту происшествия были отправлены Арно и корабли «Капаситас» и «Антуанетта» , находившиеся у Сфакса. При поддержке воздушной и морской спасательной авиации корабли спасли 1271 (или 1248) военнослужащих из примерно 3000 человек, погрузившихся на торговые суда. [19] В официальном историческом томе 1956 года «Немцы приходят на помощь своему союзнику» в 2004 году Ян Плейфэр официальный британский историк написал, что немецкие потери составили 350 человек, 300 транспортных средств и 3500 длинных тонн (3600 т) грузов. магазинов в связи с потерей « Ирокеза» и 42 членов его экипажа. [20] В 2009 году Винсент О'Хара написал, что британцы потеряли 41 человека с «Мохока» и получили незначительные осколочные повреждения трех уцелевших эсминцев, тогда как Оси потеряли 1700 человек, 300 транспортных средств и 3500 длинных тонн (3600 тонн) припасов. [16]
Боевые порядки
[ редактировать ]Данные О'Хара (2009), если не указано иное. [21]
Королевский флот
[ редактировать ]- Эсминец класса N
- HMS Jervis (командир флотилии, капитан (D) Филип Мак )
- HMS Янус
- Эсминец племенного класса
- HMS Mohawk (потоплен)
- HMS Нубийский
Королевский флот
[ редактировать ]
8-я эскадрилья эсминцев
- класса «Навигатор» Эсминцы
- Тариго (командир флотилии, капитан Пьетро де Кристофаро ) [потоплен]
- «Фольгор » класса Эсминец
Конвой
[ редактировать ]- Адана 4205 брт (затоплена)
- Эгина 2447 брт (потоплена)
- Арта 2452 брт (затоплена)
- Изерлон 3704 GRT (затонул)
- Сабаудия 1590 брт (затоплена)
Сноски
[ редактировать ]- ^ Смит и Уокер 1974 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Playfair 2004 , стр. 52–53.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: а б Смит и Уокер 1974 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Стегеманн 2015 , с. 672.
- ^ Смит и Уокер 1974 , с. 19.
- ^ Смит и Уокер 1974 , стр. 19–21.
- ^ Смит и Уокер 1974 , с. 21.
- ^ Смит и Уокер 1974 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Смит и Уокер 1974 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни 2002 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Смит и Уокер, 1974 , стр. 22–23.
- ^ Смит и Уокер 1974 , стр. 22–24.
- ^ Смит и Уокер 1974 , стр. 24–26.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , стр. 112.
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , с. 164.
- ^ Allaway 1991 , стр. 92–95.
- ^ Смит и Уокер 1974 , с. 26; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 69.
- ^ Playfair 2004 , с. 54.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 110.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Командующий Пьетро де Кристофаро был посмертно награжден Медальей д'Оро , высшей итальянской военной наградой . [11]
Ссылки
[ редактировать ]- Аллауэй, Джим (1991). Герой защитника: история лейтенанта-коммандера, доктора медицинских наук Ванклина В.К., DSO** . Лондон: Эйрлайф. ISBN 978-1-85310-218-9 .
- Грин, Дж.; Массиньяни, А. (1998). Морская война в Средиземноморье 1940–1943 гг . Рочестер: Чатем. ISBN 1-86176-057-4 .
- Грин, Дж.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море 1940–1943 (переиздание PBK). Рочестер: Чатем. ISBN 1-86176-190-2 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-102-6 .
- Playfair, ISO ; и др. (2004) [1956]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Немцы приходят на помощь своему союзнику (1941) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II (факс. представитель Naval & Military Press, изд. Акфилда). ХМСО . ISBN 978-1-84574-066-5 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Смит, Питер; Уокер, Эдвин (1974). Бои Мальтийских ударных сил . Морские сражения крупным планом (№11). Шеппертон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0528-1 .
- Стегеманн, Б.; Шрайбер, Г.; Фогель, Д. (2015) [1995]. Фалья, PS (ред.). Средиземноморье, Юго-Восточная Европа и Северная Африка, 1939–1941: от Декларации Италии о невоюемости до вступления Соединенных Штатов в войну . Германия и Вторая мировая война . Том. III. Перевод Макмерри, DS; Осерс, Э.; Уиллмот, Л. (2-я страница. Пер. Oxford University Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Militärgeschichtliches Forschungsamt. ISBN 978-0-19-873832-9 .
- Стегеманн, Б. «Часть V, итало-германское ведение войны в Средиземноморье и Северной Африке II. Немецкая интервенция и ее влияние на военно-морскую и воздушную войну в Средиземноморье». В Стегеманн, Шрайбер и Фогель (2015) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барони, Пьеро (2007). Радиолокационная война: Самоубийство Италии: 1935–1943 ( на итальянском языке). Милан: Греко и Греко. ISBN 978-88-7980-431-8 .
- Брагадин, М. (1957) [1948]. Фиораванзо, Г. (ред.). Итальянский флот во Второй мировой войне . Перевод Хоффмана Г. (перевод с английского). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC 602717421 .
- Коккья, Альдо (1962). Защита сообщения с Северной Африкой с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. [ Защита сообщения с Северной Африкой с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. ]. Итальянский флот во Второй мировой войне. Том VII. Рим: Историческое управление военно-морского флота. OCLC 221140047 .
- Playfair, ISO ; и др. (1959) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. Я (4-е изд.). ХМСО . OCLC 494123451 . Проверено 28 мая 2018 г.
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1941 год в Италии.
- Морские победы союзников в битве на Средиземном море.
- События апреля 1941 года
- Средиземноморские конвои времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в апреле 1941 г.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства