Действия у мыса Бугарун
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2010 г. ) |
Действия у мыса Бугарун | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Военный корабль США Битти в январе 1943 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | |||||||
Сила | |||||||
1 крейсер 10 эсминцев 4 эсминца сопровождения 26 транспорта | 25 самолетов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
17 убитых ~9 раненых 1 эсминец потоплен 2 торговых судна потоплены 1 эсминец поврежден 2 торговых корабля повреждены |
~10 убитых 6 самолетов уничтожено |
Действия у мыса Бугарун ( Cap Bougaroûn ), или Атака на конвой KMF 25A, — операция Люфтваффе против военно-морского конвоя союзников у берегов Алжира во время Второй мировой войны . Конвой американских , британских , греческих и голландских кораблей был атакован 6 ноября 1943 года 25 немецкими самолетами наземного базирования. Шесть судов союзников были потоплены или повреждены, а шесть немецких самолетов были уничтожены. Немецкие войска одержали тактическую победу, хотя участвовавшие в ней военные корабли союзников получили должное за защиту своего конвоя и быстрое реагирование на свои потери. Быстрое реагирование привело к спасению более 6000 военнослужащих и гражданских лиц без дальнейших человеческих жертв.
Фон
[ редактировать ]Целевая группа 60.2
[ редактировать ]Сопровождение американских конвоев иногда пересекало Атлантику и дополняло британское сопровождение конвоев; Оперативная группа 60.2 ( капитан Чарльз К. Хартман USN ) сопровождала конвой UGF 10 через Атлантику в Оран , а затем сопровождала несколько конвоев в Средиземном море. 3 сентября 1943 года сопровождаемый конвой был атакован Люфтваффе , которому не удалось поразить ни одно из торговых судов, но удалось торпедировать эсминец USS Kendrick в корму, при этом эсминец направился в порт. Оперативная группа сопровождала еще два конвоя, а затем ей было поручено прикрывать конвой с войсками из Великобритании Convoy KMF 25A. [ 1 ]
ВВС
[ редактировать ]
{{Kampfgeschwader 26]] начал операции над Средиземным морем в качестве подразделения торпедоносцев в начале 1941 года. II./KG 26 был оснащен торпедоносцами He 111, а III./KG 26 летал на Junkers Ju 88 торпедоносцах и практиковался в Zangenangriffe. (клещи) при стаффеле торпедоносцев скопление целей, чтобы помешать им маневрировать, насколько это возможно, чтобы уклониться от торпед, сброшенных с одного направления. [ 2 ] Специализированное Люфтваффе подразделение Kampfgeschwader 100 (KG 100) было переброшено из Италии на базу под Марселем в июле 1943 года, получив более пятидесяти Dornier Do 217 Sonderkampfflugzeuge (специальных боевых самолетов). II./KG 100 получил самолет Dornier Do 217 E 5, оборудованный для использования Henschel Hs 293 планирующей бомбы (Hs 293) с беспроводным наведением и ускорением от ракетного двигателя, и бомбардировщики Dornier Do 217 K 2, адаптированные для использования Fritz X. управляемая бомба, оснащенная III./KG 100. [ 3 ] Обе группы вступили в бой в июле 1943 года против судоходства в Бискайском заливе и Средиземноморье. 25 августа 1943 года двенадцать Do 217E‑5 из II./KG 100 в сопровождении семи Ju 88C‑6 атаковали шлюпы HMS Egret и HMS Bideford , а также фрегат HMS Waveney . Один человек убит и 16 ранены в Байдефорде . Двумя днями позже Egret был сбит Hs 293 из II./KG 100 в 30 милях (56 км; 35 миль) к западу от Виго и затонул, при этом погибло 198 человек; Канадский эсминец HMCS Athabaskan получил серьезные повреждения. [ 4 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Конвой КМФ 25А
[ редактировать ]Конвой KMF 25A состоял из 26 торговых судов и войсковых транспортов в сопровождении 15 военных кораблей, следовавших из Ливерпуля в Александрию . [ 5 ] На кораблях находилось около 28 000 американских, британских и канадских солдат, военные припасы и медсестер. На американских и голландских кораблях располагались части Вооруженной гвардии ВМС США , укомплектованные зенитными и противолодочными средствами.
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Оперативная группа 60.2 (TG 60.2) включала британский легкий крейсер HMS Colombo , эсминцы USS Mervine , Davison , Parker , Laub , Beatty , Tillman , McLanahan , эсминцы эскорта USS Frederick C. Davis и Herbert C. Jones и класс Hunt. HMS Croome , HMS Haydon , HMS Tetcott , HS Kanaris и HS Themistoklis (ВМС Греции). 27 октября 1943 года конвой KMF 25A отправился из Великобритании в Египет и, наконец, в Италию . [ 5 ]
Путешествие
[ редактировать ]После прохождения Гибралтара корабли сопровождали Королевские ВВС (RAF), но их самолеты имели малую дальность полета и летали в эстафетах. Конвой несколько минут шел без поддержки с воздуха, пока не прибыла следующая эстафета. Конвой шел колоннами по семь-девять кораблей в каждой из Мерс-эль-Кебира в Неаполь, но сформировал три колонны, чтобы пройти через Тунисский военный канал. Лауб был один и на 5 миль (9 км ; 6 миль ) впереди флота, чтобы обеспечить радарный экран. Мервин повел военные корабли круговым курсом вокруг трех колонн. Битти и Тиллман были позади, а Мервин был на 2000 ярдов (1800 м) впереди. [ 1 ] Сразу после захода солнца, примерно в 17:45 6 ноября, конвой шел в пасмурную погоду в 35 морских милях (65 км; 40 миль) от Филиппвиля у мыса Бугарун в Алжире (37 ° 05 '16 дюймов с.ш., 6 ° 28). ′ 03″ восточной долготы), когда Лауб обнаружил шесть немецких самолетов на севере. Хартман дал знак эсминцам закурить и подготовиться к действию. Тысячам солдат и гражданских лиц также было приказано спуститься под палубу и оставаться там, пока угроза не будет устранена. Мгновение спустя Тиллман подобрал самолет Оси и открыл огонь на расстоянии 8000 ярдов (7000 м), что слишком далеко, чтобы быть точным, но огонь послужил предупреждением для ближайших сопровождающих. [ 6 ]
Действие
[ редактировать ]
Немецкая авиация состояла из восьми Do 217 E 5 из II./KG 100 с планирующими бомбами Hs 293 в первой волне, затем 17 торпедоносцев He 111 из I./KG 26 и Ju 88 из III./KG. 26 тремя волнами на высоте около 1000 футов (305 м). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Американцы посылали сигналы «свой-чужой» приближающемуся противнику, но когда один из самолетов был идентифицирован как немецкий, Хартман приказал эскорту открыть огонь. Когда немецкие самолеты оказались в пределах досягаемости, эскорт и транспорты открыли огонь из пулеметов , зенитных орудий и корабельных артиллерийских орудий. Через несколько секунд немцы начали бомбить и запускать торпеды. Битти ( коммандер Уильям Аутерсон ) впервые заметил пулеметный огонь в 18:03 и подобрал пять приближающихся самолетов, после чего в 18:04 произошел взрыв бомбы. В 18:05 она открыла огонь еще по двум торпедоносцам Ju 88 на расстоянии 16 000 ярдов (15 000 м), которые пытались выдать себя за дружественные.
Большая часть атакующих самолетов, похоже, преследовала Тиллмана , но капитан провел свой корабль сквозь бомбардировку. Первым самолетом, замеченным Тиллманом, был «Дорнье», который сбросил планирующую бомбу на расстоянии примерно 1000 ярдов (900 м) от луча, находясь под огнем главной батареи эсминца. Когда снаряд находился на расстоянии 600 ярдов (550 м) от корабля, пулеметный огонь Тиллмана поразил бомбу, и она упала в крутое пикирование, разбившись на расстоянии 150 ярдов (140 м) от левого борта. Затем бомбардировщик был сбит и взорван Тиллмана 5-дюймовыми (130-мм) орудиями , а еще одна бомба взорвалась в 500 ярдах (460 м) от правого борта. Тиллман избежал удара, но сотрясение мозга повредило радар управления огнем и кормовые панели эсминца. В 18:13 один из немецких торпедоносцев выпустил торпеду по Битти с высоты 500 ярдов (460 м), которая попала в кормовое машинное отделение возле шпангоута 124. В результате взрыва в Битти образовалась относительно небольшая дыра ; 11 человек погибли, один позже скончался от ран, а третий матрос, радист 3-го класса Сэмюэл Поланд был унесен за борт вместе с Пушка К и глубинная бомба , которая не взорвалась. Один офицер и шесть человек были ранены, и Битти начал медленно тонуть на 27 ° 12' северной широты, 06 ° 16' восточной долготы, в 40 морских милях (74 км; 46 миль) к западу-северо-западу от Филипвилля. [ 11 ] Были отправлены аварийно-спасательные группы, чтобы залатать торпедную дыру и потушить пожар, в то время как другие сбросили за борт верхний вес, боеприпасы и даже буксирный трос. Машинное отделение было затоплено, электрические системы вышли из строя. Один из журналов затопило, и Битти остался с креном на двенадцать градусов влево. Эсминец оставался на плаву более четырех часов, прежде чем его команда покинула корабль в 19:00, он разломился пополам и затонул в 23:05 на 37°10' северной широты, 06°00' восточной долготы. [ 8 ] Раненых перевели в Паркер .

SS Monterey , 18 017 GRT, (капитан Элис Р. Йохансон ), был , выделенным Управлением военного судоходства (WSA) Ocean Steamship Co. океанским лайнером , эксплуатировался как военный корабль и был вооружен 20-мм зенитными орудиями. [ 12 ] Один бомбардировщик-торпедоносец атаковал Монтерей , но артиллеристы сбили его прежде, чем успели сбросить торпеду. Самолет начал терять высоту и, пролетая над Монтереем , оторвал часть радиооборудования. Позже Йохансон получил медаль торгового флота за выдающиеся заслуги . Санта-Елена 9 135 GRT ( Уильям К. Рено ), лайнер Grace Line, выделенный WSA, переоборудованный в военный корабль, дважды получил удар на 37 ° 12' северной широты, 06 ° 16 восточной долготы и затонул несколько часов спустя в 37 ° 13' с.ш., 6 ° 21' в.д. / 37,217 ° с.ш., 6,350 ° в.д. во время буксировки в гавань Филипвилля. Санта-Елена перевозила 1965 канадских военнослужащих и медсестер. [ 13 ] Четыре члена экипажа погибли, а американская вооруженная охрана на борту освободила нескольких человек, оказавшихся в ловушке внизу, в живых осталось 2163 человека. [ 14 ] Голландский военный корабль MS Marnix van sint Aldegonde с 2924 военнослужащими на борту был серьезно поврежден, но никто не погиб. [ 15 ] Альдегонда оставалась на плаву достаточно долго, чтобы добраться до берега, где она приземлилась и затонула во внешней гавани Филипвилля, когда ее командир пытался вытащить ее на берег. Тысячи солдат, моряков торгового флота и моряков ВМС США ушли в воду. Другим поврежденным голландским кораблем был пароход SS Ruyz ; один человек погиб, но корабль добрался до порта.
Около 18:30 немецкий бомбардировщик вблизи SS Almanzora был поражен сосредоточенным огнем вооруженного транспорта, самолет попал в люк №2 по левому борту. Часть крыла приземлилась на носовую часть, бортовой журнал пилота и другие предметы из кабины были позже обнаружены и переданы военной разведке в порту. Оба транспорта были серьезно повреждены, но выдержали достаточно, чтобы затонуть. Немцы сбросили десятки планерных бомб и торпед, но большинство из них не поразило дальнейшие цели. По конвою было нанесено как минимум четыре попадания, в результате чего было уничтожено шесть самолетов, около десяти немецких авиаторов были убиты. Британские и греческие войска не понесли никаких повреждений и потерь. Коломбо шел впереди центральной колонны кораблей и вел точный зенитный огонь, сбив по крайней мере один немецкий самолет. Дэвисон уничтожил один немецкий самолет. К 18:20 все торпедоносцы и планеры ушли. Семнадцать американцев и голландцев были убиты и по меньшей мере девять человек ранены. Хартман сообщил, что немецкие самолеты сосредоточились на эскорте, чтобы они могли беспрепятственно атаковать транспорты, но поскольку союзники открыли точный ответный огонь, немцы понесли большие потери, и только шесть судов из 41 были повреждены.
Последствия
[ редактировать ]
Спасение выживших началось немедленно. Американские эсминцы подошли к поврежденным транспортам и помогли эвакуировать экипажи, в то время как британская политика предписывала не спасать выживших до тех пор, пока не прекратятся боевые действия. [ нужна ссылка ] [ а ] Поскольку британский эскорт не смог немедленно спасти выживших, утонули 1016 американских солдат со 122 членами экипажа. [ б ] Битти Экипаж около 20:00 был спасен Лаубом и Паркером . еще четыре эсминца и буксира ВМС США из Филипвилля и Алжира На помощь были отправлены тральщик Pioneer USS , спас людей из Санта-Елены а эсминец USS Boyle . На следующее утро спас радиста Сэмюэля Поланда. Других выживших спасли Руиз и Альдегонда, прежде чем она приземлилась. Пока Монтерей собирал выживших, медсестра выпала из сети, по которой карабкалась, а китайский повар прыгнул за борт и спас ее. Всего было спасено 6228 человек без дальнейших потерь.
Потери
[ редактировать ]Были сбиты три торпедоносца He 111 из I./KG 26 и четыре торпедоносца Ju 88 из III./KG 26, в том числе командир ( ) 8-го Staffel гауптман Staffelkapitän Эберхард Пойкерт. [ 16 ] Артиллеристы Вооруженной гвардии ВМС США на борту американских кораблей заявили о пяти сбитых самолетах и одном вероятном. [ 9 ]
Торговые суда и военные транспорты
[ редактировать ]Корабль | Год | Флаг | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|---|
СС Альманзора | 1915 | ![]() |
15,551 | Военный корабль [ 18 ] |
Военный корабль США « Андромеда» | 1943 | ![]() |
6,556 | Ударный грузовой корабль класса «Андромеда» , из Орана в Бизерту |
Военный корабль США Энн Арундел | 1941 | ![]() |
7,796 | |
МВ Планета | 1924 | ![]() |
17,491 | Военный корабль в Алжир [ 19 ] |
СС Аргентина | 1929 | ![]() |
20,614 | Военный корабль WSA , 4770 солдат [ 20 ] |
Аронда | 1941 | ![]() |
9,031 | Военный корабль [ 21 ] Оран — Августа |
Военный корабль США Доротея Л. Дикс | 1940 | ![]() |
6,736 | |
Военный корабль США Эдмунд Б. Александр | 1905 | ![]() |
21,329 | Военный корабль |
Хай Ли | 1934 | ![]() |
3,616 | Военный корабль в Филипвиль [ 22 ] |
СС Гавайский грузоотправитель | 1941 | ![]() |
7,775 | |
USNS Генри Гиббинс | 1943 | ![]() |
12,097 | |
USAT Джеймс Паркер | 1939 | ![]() |
10,021 | 2095 военнослужащих |
МС Джон Эрикссон | 1928 | ![]() |
16,552 | 5336 военнослужащих в Неаполь |
MS Марникс ван Синт-Альдегонде | 1930 | ![]() |
19,355 | 2924 военнослужащих, потоплены торпедоносцами. |
СС Монтерей | 1932 | ![]() |
18,017 | Военный корабль WSA, 3966 военнослужащих [ 12 ] |
Военный корабль США « Оберон» | 1942 | ![]() |
7,371 | Ударный грузовой корабль класса «Арктур» , из Орана в Бизерту |
Рюйс | 1937 | ![]() |
14,155 | Военный корабль через Гибралтар, Алжир и Филипвиль. [ 23 ] |
Остров Святой Елены | 1933 | ![]() |
9,135 | Транспорт WSA, 1848 военнослужащих, 101 медсестра, потоплены, 4 убиты. [ 14 ] [ с ] |
СС Санта-Паула | 1932 | ![]() |
9,135 | ВСА |
СС Санта Роза | 1932 | ![]() |
9,135 | WSA Корпуса морской пехоты США Транспорт [ 24 ] |
Слотердайк | 1940 | ![]() |
9,340 | HAL Устав британского правительства [ 25 ] |
М. В. Стаффордшир | 1929 | ![]() |
10,683 | Военный корабль, 1823 военнослужащих [ 26 ] |
СС Стратмор | 1935 | ![]() |
23,428 | Военный корабль, 5336 военнослужащих [ 27 ] |
Тегельберг | 1937 | ![]() |
14,150 | Министерства военного транспорта , военный корабль Устав [ 23 ] |
USAT Томас Х. Барри | 1930 | ![]() |
11,350 | |
Военный корабль США Терстон | 1942 | ![]() |
6,509 |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Корабль | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Коломбо | ![]() |
Крейсер | Эскорт, 4–8 ноября |
HMS Крум | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 6 ноября |
HMS Хейдон | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 6–11 ноября |
HMS Теткотт | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 6–11 ноября |
ХС Канарис | ![]() |
Разрушитель | Сопровождение 6–11 ноября |
ХС Фемистоклис | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 6–11 ноября |
Военный корабль США Битти | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 6 ноября, попадание торпеды, 12 погибших, затонуло 23:05 [ 11 ] |
Военный корабль США Бойл | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 11 ноября |
Военный корабль США Чамплин | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 11 ноября |
Военный корабль США Дэвисон | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 8 ноября |
Военный корабль США Фредерик К. Дэвис | ![]() |
Эскорт эсминца | Эскорт, 5–8 ноября |
Военный корабль США Герберт С. Джонс | ![]() |
Эскорт эсминца | Эскорт, 5–7 ноября |
Военный корабль США « Листва» | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 6 ноября |
Военный корабль США Макланахан | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 8 ноября |
Военный корабль США Мервин | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 6 ноября |
Военный корабль США Нилдс | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 6 ноября |
Военный корабль США Ордроно | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 6 ноября |
Военный корабль США Паркер | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 6 ноября |
Военный корабль США Тиллман | ![]() |
Разрушитель | Эскорт, 27 октября – 6 ноября |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Этот протокол оказался смертельным несколько недель спустя у берегов Алжира, когда та же самая немецкая эскадра атаковала и потопила SS Rohna .
- ↑ В современных отчетах британских и американских офицеров говорится, что значительная часть жертв (половина предположительно) стала прямым результатом взрыва бомбы, а другие - результатом несанкционированного выпуска спасательных шлюпок американскими солдатами, которые не были обучены процедуре запуска.
- ↑ 7 ноября, затонул у Филипвилля, выжили 2163 человека. [ 14 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Морисон 1984 , с. 261.
- ^ Форсайт 2021 , с. 207.
- ^ Хинсли 1984 , стр. 338–339.
- ^ Форсайт 2021 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Гаага 2000 , с. 173.
- ^ Морисон 1984 , стр. 261–262.
- ^ Хинсли 1984 , с. 338.
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б Шорс и Массимелло, 2018 , с. 303.
- ^ Молони 2004 , с. 560.
- ^ Перейти обратно: а б Браун 1995 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2006 г. , стр. 404, 593.
- ^ Гаага 2000 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с Иордания, 2006 г. , стр. 394, 585.
- ^ Джордан 2006 , стр. 281, 552.
- ^ Госс 2006 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Однозначно 2005 год .
- ^ Джордан 2006 , стр. 178, 518.
- ^ Джордан 2006 , стр. 194, 518.
- ^ Джордан 2006 , стр. 405, 590.
- ^ Джордан 2006 , стр. 98, 518.
- ^ Джордан 2006 , стр. 301, 567.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2006 г. , стр. 277, 556.
- ^ Джордан 2006 , стр. 396, 595.
- ^ Джордан 2006 , с. 285.
- ^ Джордан 2006 , стр. 92, 522.
- ^ Джордан 2006 , стр. 170, 522.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1995) [1990]. Потери военных кораблей во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-1-85409-278-6 .
- Госс, Крис (2006). Морские орлы: Противокорабельные подразделения Люфтваффе, 1942–1945 гг . Цвета Люфтваффе. Том. II. Берджесс Хилл: Классические цвета (Иэн Аллен). ISBN 978-1-903223-56-7 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система союзных конвоев 1939–1945 гг.: Ее организация, защита и эксплуатация . Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-147-3 .
- Хинсли, Гарри ; Томас, Э.Э.; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции (Часть I) . История военной серии Второй мировой войны. Лондон: HMSO. ISBN 0-11-630935-0 .
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .
- Кинделл, Дон (2005). «Серия KMF Convoy: KMF 25A» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 14 августа 2024 г.
- Молони, ЗАО; Флинн, ФК; Дэвис, HL ; Глив, Т.П. (2004) [1973]. Средиземноморье и Ближний Восток: кампания на Сицилии 1943 года и кампания в Италии с 3 сентября 1943 года по 31 марта 1944 года . История Второй мировой войны, Великобритания, Военная серия. Том. V (Facs. pbk. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN 978-1-84574-069-6 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1984) [1962]. Выигранная битва за Атлантику: май 1943 г. – май 1945 г. История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Том. X. Бостон: Little, Brown and Company Inc., стр. 261–264. OCLC 1018166599 – через Archive Foundation.
- Форсайт, Роберт (2021). Специальное оружие Люфтваффе 1942–45 (электронная книга). Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-4728-3983-1 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни (2018). История воздушной войны в Средиземном море 1940–1945 гг.: Сицилия и Италия до падения Рима, 14 мая 1943 г. - 5 июня 1944 г. Том. IV. Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-911621-10-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роско, Теодор (1953). Действия эсминцев США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. п. 341. ИСБН 0-87021-726-7 – через Archive Foundation.
- Действия и бои морской авиации
- Морские инциденты в ноябре 1943 г.
- Авиаудары Германии
- Битва за Средиземное море
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- Морские сражения с участием Греции
- Средиземноморские конвои времен Второй мировой войны
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Греции
- События ноября 1943 года
- Морские инциденты в Алжире
- История провинции Скикда
- Военная история Алжира во время Второй мировой войны
- 1943 год в Алжире.
- Конфликты 1943 года
- 1943 год в авиации
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Бомбардировочные операции и сражения Второй мировой войны.