Тибет (1912–1951)
Тибет Тибет Существование | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1912–1951 | |||||||||||
Гимн: « Гьяллу ». | |||||||||||
![]() Территориальная протяженность Тибета в 1942 г. | |||||||||||
Статус | Де-факто независимое государство | ||||||||||
Капитал и крупнейший город | Лхаса | ||||||||||
Официальные языки | Тибетский , Тибетские языки | ||||||||||
Религия | Тибетский буддизм ( официальный ) | ||||||||||
Демон(ы) | тибетский | ||||||||||
Правительство | Двойная система правления ; [ 1 ] выборная абсолютная монархия [ 2 ] | ||||||||||
Далай-лама | |||||||||||
• 1912–1933 (первый) | Тубтен Гьяцо | ||||||||||
• 1937–1951 (последний) | Тензин Гьяцо | ||||||||||
Регент | |||||||||||
• 1934–1941 (первый) | Тубтен Джамфел Еше Гьялцен | ||||||||||
• 1941–1950 (последний) | Нгаванг Сунграб Тутоб | ||||||||||
Калон Трипа | |||||||||||
• 1912–1920 (первый) | Чанкхьим Трекханг Туптен Шакья | ||||||||||
• 1950–1951 (последний) | Лобсанг Таши | ||||||||||
Законодательная власть | Нет ( правило указом ) | ||||||||||
История | |||||||||||
• Декларация независимости | 4 апреля 1912 г. | ||||||||||
• Трехпунктовое соглашение [ 3 ] | 12 августа 1912 г. | ||||||||||
• 13-й Далай-лама возвращается | Январь 1913 г. | ||||||||||
• Симлская конвенция подписана с Великобританией [ 4 ] | 3 июля 1914 г. | ||||||||||
• Открытие Тибетского офиса в Нанкине. [ 5 ] [ соответствующий? ] | 1928 | ||||||||||
Октябрь 1950 г. | |||||||||||
23 мая 1951 г. | |||||||||||
Область | |||||||||||
• Общий | 1 221 600 км 2 (471 700 квадратных миль) | ||||||||||
Население | |||||||||||
• 1945 | 1,000,000 [ 6 ] | ||||||||||
Валюта | Тибетский скар , Тибетский сранг , Тибетский тан | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Китай ∟ Тибетский автономный район |
Тибет ( тибетский : བོད་ , Уайли : Бод ) — де-факто независимое государство в Восточной Азии , просуществовавшее с момента распада династии Цин в 1912 году до её аннексии Китайской Народной Республикой в 1951 году. [ 7 ]
Тибетский режим Ганден Пходранг был протекторатом под властью Цин. [ 8 ] династии Цин до 1912 года. [ 9 ] [ 10 ] Когда было сформировано временное правительство Китайской Республики, оно получило императорский указ, дающий ему контроль над всеми территориями династии Цин. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Однако он не смог утвердить какую-либо власть в Тибете. Далай-лама заявил, что отношения Тибета с Китаем закончились с падением династии Цин, и провозгласил независимость. Тибет и Внешняя Монголия также подписали договор, провозгласивший взаимное признание их независимости от Китая. [ 14 ] Ее независимость не была официально признана другими странами. [ 15 ] [ 16 ]
После смерти 13-го Далай-ламы в 1933 году миссии соболезнований, отправленной в Лхасу Гоминьданом управляемым националистическим правительством для начала переговоров о статусе Тибета, было разрешено открыть офис и остаться там, хотя никакого соглашения достигнуто не было. [ 17 ]
В 1945–1949 годах националистическое правительство Китайской Республики проиграло возобновившуюся гражданскую войну в Китае против Коммунистической партии Китая . В Тибете эпоха фактической независимости закончилась после присоединения Тибета к недавно образованной Китайской Народной Республике в 1950–1951 годах.
История
[ редактировать ]Падение династии Цин (1911 г.)
[ редактировать ]

Тибет перешел под власть китайской династии Цин в 1720 году после того, как Цин изгнал войска Джунгарского ханства . Но к концу XIX века китайская власть в Тибете была не более чем символической. [ 19 ] После Синьхайской революции 1911–1912 годов тибетское ополчение предприняло внезапное нападение на цинский гарнизон, дислоцированный в Тибете после беспорядков в Синьхай-Лхасе . После падения династии Цин в 1912 году чиновники Цин в Лхасе были вынуждены подписать «Соглашение из трех пунктов» о капитуляции и изгнании войск Цин в центральном Тибете. В начале 1912 года правительство Китайской Республики сменило династию Цин, поскольку правительство Китая и новая республика утвердили свой суверенитет над всеми территориями предыдущей династии, которые включали 22 китайские провинции , Тибет и Внешнюю Монголию . [ 20 ] Это требование было предусмотрено в Императорском Указе об отречении Цинского императора, подписанном вдовствующей императрицей Лунъюй от имени шестилетнего императора Сюаньтуна : «… сохранение территориальной целостности земель пяти рас, Маньчжуры , одну ханьцы , великую монголы , хуэйцы и Китайскую Республику ) тибетцы в одну великую Китайскую Республику» (... до сих пор объединяет полные территории пяти этнических групп маньчжуров, ханьцев, монголов, хуэйцев и тибетцев в . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Временная конституция Китайской Республики, принятая в 1912 году, конкретно определила приграничные регионы новой республики, включая Тибет, как неотъемлемые части государства. [ 21 ]
После создания новой республики временный президент Китая Юань Шикай направил телеграмму Далай-ламе XIII , восстанавливая его прежние титулы. Далай-лама отверг эти титулы, ответив, что он «намеревается осуществлять как светское, так и церковное правление в Тибете». [ 22 ] В 1913 году Далай-лама, бежавший в Индию, когда в 1910 году Цин отправил военную экспедицию с целью установления прямого китайского правления над Тибетом, [ 23 ] вернулся в Лхасу и издал прокламацию, в которой говорилось, что отношения между китайским императором и Тибетом «были отношениями покровителя и священника и не основывались на подчинении одного другому». «Мы маленькая, религиозная и независимая нация», — говорится в прокламации. [ 24 ] [ 25 ]
В январе 1913 года Агван Доржиев и трое других тибетских представителей [ 26 ] подписали договор между Тибетом и Монголией в Урге , провозгласивший взаимное признание и их независимость от Китая. Британский дипломат Чарльз Белл писал, что Далай-лама XIII сообщил ему, что не уполномочивал Агвана Доржиева заключать какие-либо договоры от имени Тибета. [ 27 ] [ 28 ] Поскольку текст не был опубликован, некоторые поначалу сомневались в существовании договора. [ 29 ] но монгольский текст был опубликован Монгольской академией наук в 1982 году. [ 26 ] [ 30 ] [ нужна цитата для проверки ]
Симлская конвенция (1914 г.)
[ редактировать ]прошла конференция В 1913–1914 годах в Симле между Великобританией, Тибетом и Китайской Республикой . Британцы предложили разделить территории, населенные тибетцами, на Внешний и Внутренний Тибет (по образцу более раннего соглашения между Китаем и Россией по поводу Монголии). Внешний Тибет, примерно такая же территория, как современный Тибетский автономный район , будет автономен под китайским сюзеренитетом . В этой сфере Китай воздержится от «вмешательства в администрацию». Во Внутреннем Тибете, состоящем из восточных Кхама и Амдо , Китай будет иметь права управления, а Лхаса сохранит контроль над религиозными учреждениями. [ 31 ]
Когда переговоры по поводу конкретной границы между Внутренним и Внешним Тибетом прервались, граница Тибета, определенная в конвенции, также включала то, что стало известно как линия Мак-Магона , которая очерчивала границу Тибета и Индии в гималайском регионе Ассам. Граница включала в Индию урочище Таванг , которое находилось под косвенным управлением Тибета через контроль монастыря Таванг. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Симлская конвенция была парафирована всеми тремя делегациями, но была немедленно отвергнута Пекином из-за недовольства границей между Внешним и Внутренним Тибетом. Затем МакМахон и тибетцы подписали документ как двустороннее соглашение с нотой, лишающей Китай каких-либо прав по конвенции до ее подписания. Британское правительство первоначально отвергло двустороннее соглашение Мак-Магона как несовместимое с англо-российской конвенцией 1907 года . [ 35 ] [ 36 ]
Англо-российский договор 1907 года, который ранее заставил британцев усомниться в действительности Симлы, был аннулирован русскими в 1917 году, а также русскими и британцами совместно в 1921 году. [ 37 ] Однако Тибет изменил свою позицию на линии Мак-Магона в 1940-х годах. В конце 1947 года тибетское правительство направило ноту, представленную новому независимому Индии, Министерству иностранных дел в которой излагало претензии на тибетские районы к югу от линии Мак-Магона. [ 38 ] По мнению Аластера Лэмба , отказавшись подписать документы в Симле, китайское правительство уклонилось от какого-либо признания линии Мак-Магона. [ 39 ]
После смерти 13-го Далай-ламы в 1933 году.
[ редактировать ]
После изгнания амбаня из Тибета в 1912 году общение между Тибетом и Китаем осуществлялось только при посредничестве Великобритании. [ 25 ] Прямая связь возобновилась после смерти 13-го Далай-ламы в декабре 1933 года. [ 25 ] когда Китай направил в Лхасу «миссию соболезнования» во главе с генералом Хуан Мусонгом . [ 40 ]
По некоторым данным, вскоре после смерти 13-го Далай-ламы Кашаг подтвердил свою позицию 1914 года, согласно которой Тибет номинально оставался частью Китая при условии, что Тибет сможет управлять своими собственными политическими делами. [ 41 ] [ 42 ] В своем эссе « Скрытый Тибет: история независимости и оккупации» , опубликованном Библиотекой тибетских трудов и архивов в Дхарамсале, С. Л. Кузьмин привел несколько источников, указывающих на то, что тибетское правительство не объявило Тибет частью Китая, несмотря на намеки на китайский суверенитет, сделанные гоминьдановское правительство. [ 43 ] С 1912 года Тибет был де-факто независимым от китайского контроля, но в других случаях он демонстрировал готовность принять номинальный подчиненный статус части Китая при условии, что внутренние системы Тибета останутся нетронутыми, а также при условии, что Китай откажется от контроля над рядом территорий. важные этнические тибетские районы в Кхаме и Амдо. [ 44 ] В подтверждение утверждений о том, что правление Китая над Тибетом не было прервано, Китай утверждает, что официальные документы свидетельствуют о том, что Национальное собрание Китая и обе палаты парламента состояли из тибетских членов, имена которых сохранялись все время. [ 45 ]
Затем Китаю было разрешено открыть офис в Лхасе , укомплектованный Комиссией по делам Монголии и Тибета и возглавляемый У Чжунсином , директором комиссии по делам Тибета. [ 46 ] который, как утверждают китайские источники, был административным органом [ 45 ] — но тибетцы утверждают, что они отвергли предложение Китая о том, чтобы Тибет был частью Китая, и в свою очередь потребовали возвращения территорий к востоку от Дричу ( реки Янцзы ). [ 46 ] В ответ на открытие китайского офиса в Лхасе британцы получили аналогичное разрешение и открыли там свой собственный офис. [ 47 ]
соплеменников Кхамба против тибетской В это время против тибетского правительства вспыхнуло восстание Кхамба 1934 года, возглавляемое Пандастангом Тогби и Пандацанг Рапгой, когда семья Пандацанг возглавила армии .
1930-е по 1949 год
[ редактировать ]
В 1935 году Лхамо Дхондуп родился в Амдо в восточном Тибете и был признан всеми заинтересованными сторонами воплощением 13-го Далай-ламы. Похож на его предшественник Тубтен Гьяцо, который был одобрен центральным правительством Китая в 1877 году для освобождения от процесса жеребьевки с использованием Золотой урны , чтобы стать 13-м Далай-ламой. [ 48 ] 26 января 1940 года регент Ретинг Ринпоче обратился к центральному правительству Китая с просьбой освободить Лхамо Дхондупа от процесса жеребьевки с использованием Золотой урны , чтобы он стал 14-м Далай-ламой, и китайское правительство одобрило. [ 49 ] выкуп в 400 000 серебряных драконов После того, как Лхаса заплатила хуэйскому мусульманскому военачальнику Ма Буфану , который правил Цинхаем (Чинхаем) из Синина, Ма Буфанг освободил его для поездки в Лхасу в 1939 году. Затем он был возведен на трон правительством Ганден Пходранга в Дворец Потала на тибетский Новый год. [ 50 ] [ 51 ]

Правительство Гоминьдана «ратифицировало» нынешнего 14-го Далай-ламу, и представитель Гоминьдана генерал У Чжунсинь председательствовал на церемонии; и приказ о ратификации от февраля 1940 года, и документальный фильм о церемонии до сих пор сохранились. [ 45 ] У Чжунсинь (вместе с другими иностранными представителями) присутствовал на церемонии. [ 47 ] Сообщения современных газет, полученные непосредственно из Лхасы, также свидетельствуют об этих церемониях. Например, Associated Press от 22 февраля 1940 года пишет:
Лхаса, Тибет (четверг) – (по радио в Гонконг) – [..] Китайское правительство в течение нескольких месяцев работало над тем, чтобы поставить преемственность Линг-эрга Ла-му-тан-чу за пределы судьбы золотой урны, из которой Обычно выбирают 14-го Далай-ламу. Однако сегодня, с истинно восточной учтивостью, регент Тибета обратился к правительству Чунцина с просьбой разрешить отказ от традиционной жеребьевки. Учитывая это, он выразил теплую благодарность Чан Кайши и другим руководителям китайского правительства. [ 52 ]
Что касается церемонии, согласно сообщению Associated Press от 23 февраля 1940 года:
Только сегодня пришло прямое известие из Лхасы, рассказывающее о длительных обрядах, в которых принимали участие китайские чиновники. Китайцы с удовлетворением узнали, что генерал У Чун Синь, председатель комиссии по делам Монголии и Тибета в Чунцине и глава китайской делегации при интронизации, сел слева от Далай-ламы, получив таким образом равный статус с новым правителем. Лхаса наслаждалась полноценным отдыхом. Население угощали танцами дьявола, конными шоу, состязаниями по борьбе и фейерверками. [ 53 ]
Аналогично, согласно сообщениям United Press от 22 февраля 1940 г.:
Лхаса, Тибет. 22 февраля – Сегодня четырнадцатый Далай-лама, который будет разделять духовное и мирское руководство Тибетом, был возведен на трон в ходе помпезной и тщательно продуманной церемонии. Интронизация состоялась в главном монастыре Лхасы Потала. Шестилетний мальчик, выбранный после долгих поисков высокого положения, получил поздравления от китайской делегации численностью 1000 человек. Отход от обычного порядка ознаменовался выставлением огромного портрета доктора Сунь Ятсена и гоминьдановского флага в золотом главном зале монастыря. [ 54 ]
Отчет Billings Gazette Sun от 18 февраля 1940 года:
Здесь в тибетских кругах стало известно, что портрет доктора Сунь Ятсена, «отца Китайской республики», займет почетное место в главном церемониальном зале в окружении буддийских изображений. [..] Все это, как отмечают тибетские источники, свидетельствует о «сердечной дружбе и политических связях между Тибетом и центральным правительством». [..] Есть еще двое детей, которые теоретически имеют равные шансы быть выбранными. [..] Однако тибетские и китайские официальные лица отдают предпочтение мальчику из Коконора. [ 55 ]
Великобритания, которая в то время интересовалась Тибетом и хотела подорвать суверенитет Китая над ним, имела представителя, сэра Бэзила Гулда , который утверждает, что присутствовал на церемонии, и выступает против вышеупомянутых разнообразных международных источников, согласно которым Китай председательствовал на ней. . Он утверждает, что:
В китайской прессе было опубликовано сообщение о том, что г-н У сопровождал Далай-ламу на его трон и объявил о своем возведении на престол, что Далай-лама выразил благодарность и поклонился в знак своей благодарности. Каждое из этих китайских утверждений было ложным. Г-н Ву был просто пассивным зрителем. Он всего лишь преподнес церемониальный шарф, как это сделали остальные, включая британского представителя. Но у китайцев есть слух мира, и они могут позже обратиться к своим сообщениям в прессе и представить отчет об исторических событиях, который совершенно не соответствует действительности. В Тибете нет газет ни на английском, ни на тибетском языке, и поэтому нет средств для разоблачения этой лжи. [ 56 ]
Тибетский писатель Ньима Гьяинкаин писал, что, согласно тибетской традиции, не существовало такого понятия, как председательствование на мероприятии, и утверждает, что ханьское китайское слово « 主持 » (председательствовать или организовывать) использовалось во многих местах в коммуникационных документах. Значение этого слова было иным, чем то, что мы понимаем сегодня. Он добавил, что У Чжунсинь потратил много времени и сил на это мероприятие, его влияние на руководство или организацию мероприятия было очень очевидным. [ 57 ]
В 1942 году правительство США заявило правительству Чан Кайши, что никогда не оспаривало притязания Китая на Тибет. [ 58 ] В 1944 году военное министерство США выпустило серию из семи документальных фильмов « Почему мы сражаемся» ; в шестой серии « Битва за Китай» Тибет неправильно назван провинцией Китая. (Официальное название — Тибетский регион , и это не провинция.) [ 59 ] В 1944 году, во время Второй мировой войны , два австрийских альпиниста, Генрих Харрер и Питер Ауфшнайтер , приехали в Лхасу, где Харрер стал наставником и другом молодого Далай-ламы, давая ему глубокие знания о западной культуре и современном обществе, пока Харрер не решил уехать в 1949 году.
Тибет учредил министерство иностранных дел в 1942 году, а в 1946 году направил поздравительные миссии в Китай и Индию (в связи с окончанием Второй мировой войны). Миссии в Китае было вручено письмо, адресованное президенту Китая Чан Кайши , в котором говорится: «Мы будем продолжать поддерживать независимость Тибета как нации, управляемой сменяющими друг друга Далай-ламами посредством подлинного религиозно-политического правления». Миссия согласилась присутствовать на конституционном собрании Китая в Нанкине в качестве наблюдателей. [ 60 ]
По приказу гоминьдановского правительства Чан Кайши Ма Буфанг отремонтировал аэропорт Юшу в 1942 году, чтобы сдержать независимость Тибета. [ нужна ссылка ] Чан также приказал Ма Буфангу привести своих мусульманских солдат в боевую готовность на случай вторжения в Тибет в 1942 году. [ 61 ] Ма Буфанг подчинился и двинул несколько тысяч солдат к границе с Тибетом. [ 62 ] Чан также пригрозил тибетцам бомбардировками, если они не подчинятся.

В 1947 году Тибет направил делегацию на конференцию по азиатским отношениям в Нью-Дели, Индия, где он представил себя как независимое государство, а Индия признала его независимым государством с 1947 по 1954 год. [ 63 ] Возможно, это было первое появление тибетского национального флага на публичном собрании. [ 64 ]
Андре Миго , французский врач, который много месяцев путешествовал по Тибету в 1947 году, описал сложные пограничные отношения между Тибетом и Китаем и то, как они развивались: [ 65 ]
Чтобы компенсировать ущерб, нанесенный их интересам договором [1906 г.] между Англией и Тибетом, китайцы приступили к расширению на запад сферы своего прямого контроля и начали колонизировать страну вокруг Батанга . Тибетцы отреагировали бурно. Китайский губернатор был убит по пути в Чамдо , а его армия обратилась в бегство после боя возле Батанга; несколько миссионеров также были убиты, а состояние Китая находилось в упадке, когда специальный комиссар по имени Чао Юй-фонг на месте происшествия появился .
Действуя с дикостью, за которую он получил прозвище «Мясник монахов», он напал на Батанг, разграбил монастырь, двинулся к Чамдо и в серии победоносных кампаний, которые привели его армию к воротам Лхасы, снова -установлен порядок и восстановлено китайское господство над Тибетом. В 1909 году он рекомендовал выделить Сиканг в отдельную провинцию, состоящую из тридцати шести субпрефектур, со столицей в Батанге. Этот проект был реализован лишь позже, и то в измененной форме, поскольку китайская революция 1911 года положила конец карьере Чао, и вскоре после этого он был убит своими соотечественниками.
В тревожные первые годы Китайской Республики произошло восстание большинства вождей-данников, ряд решительных сражений между китайцами и тибетцами, а также множество странных событий, в которых трагедия, комедия и (конечно) религия сыграли свою роль. . В 1914 году Великобритания, Китай и Тибет встретились за столом переговоров, чтобы попытаться восстановить мир, но этот конклав распался после того, как не смог достичь согласия по фундаментальному вопросу о китайско-тибетской границе. Примерно с 1918 года для практических целей было признано, что это путь по течению Верхней Янцзы. В эти годы у китайцев было слишком много других забот, чтобы беспокоиться о повторном завоевании Тибета. Однако постепенно дела утихли, и в 1927 году была создана провинция Сиканг, но она состояла всего из двадцати семи субпрефектур вместо тридцати шести, как представлял себе человек, задумавший эту идею. За десять лет Китай потерял всю территорию, которую захватил Мясник.
С тех пор в Сикане было относительно мирно, но этот краткий обзор истории провинции позволяет легко понять, насколько шатким должно быть такое положение дел. Китайский контроль был немногим более чем номинальным; Мне часто приходилось на собственном опыте убеждаться в его неэффективности. Чтобы управлять территорией такого типа, недостаточно разместить в изолированных деревнях, отделенных друг от друга многими днями пути, несколько невзрачных чиновников и горстку оборванных солдат. Тибетцы совершенно игнорировали китайскую администрацию и подчинялись только своим вождям. Один очень простой факт иллюстрирует истинный статус китайских правителей Сикана: никто в провинции не принимал китайскую валюту, а чиновники, не имея возможности купить что-либо на свои деньги, были вынуждены существовать за счет бартера.
Как только вы выходите за Северные ворота [Дардо или Кантин ], вы прощаетесь с китайской цивилизацией и ее удобствами и начинаете вести совершенно иной образ жизни. Хотя на бумаге обширные территории к северу от города составляют часть китайских провинций Сиканг и Цинхай , реальная граница между Китаем и Тибетом проходит через Кантин или, возможно, сразу за его пределами. Эмпирическая линия, которую проводят на своих картах китайские картографы, больше заботящиеся о престиже, чем о точности, не имеет никакого отношения к точности.
— Андре Миго , Тибетские марши [ 66 ]

В 1947–49 Лхаса направила торговую миссию во главе с министром финансов Цепоном В. Д. Шакабпой в Индию, Китай, Гонконг, США и Великобританию. Посещаемые страны старались не выражать поддержку утверждению о независимости Тибета от Китая и не обсуждали с миссией политические вопросы. [ 67 ] Эти сотрудники торгового представительства въехали в Китай через Гонконг со своими недавно выданными тибетскими паспортами, которые они подали в китайское консульство в Индии, и пробыли в Китае три месяца. Однако другие страны разрешили миссии путешествовать по паспортам, выданным тибетским правительством. США неофициально приняли Торговую миссию. Миссия встретилась с премьер-министром Великобритании Клементом Эттли в Лондоне в 1948 году. [ 68 ]
Аннексия Китайской Народной Республикой
[ редактировать ]В 1949 году, видя, что коммунисты получают контроль над Китаем, правительство Кашага изгнало всех китайских чиновников из Тибета, несмотря на протесты как Гоминьдана, так и коммунистов. [ 69 ] 1 октября 1949 года 10-й Панчен-лама написал телеграф в Пекин, выразив свои поздравления по поводу освобождения северо-западного Китая и создания Китайской Народной Республики, а также свое волнение по поводу неизбежного освобождения Тибета. [ 70 ] Коммунистическое правительство Китая во главе с председателем Мао Цзэдуном , пришедшее к власти в октябре, не теряло времени, утверждая новое китайское присутствие в Тибете. В июне 1950 года британское правительство заявило в Палате общин , что правительство Его Величества «всегда было готово признать сюзеренитет Китая над Тибетом, но только при том понимании, что Тибет считается автономным». [ 71 ] В октябре 1950 года Народно-освободительная армия вошла в тибетский район Чамдо , разгромив спорадическое сопротивление тибетской армии . В 1951 году представители тибетских властей во главе с Нгапои Нгавангом Джигме с разрешения Далай-ламы [ 72 ] участвовал в переговорах в Пекине с китайским правительством. В результате было подписано Соглашение из семнадцати пунктов , которое подтвердило суверенитет Китая над Тибетом. Соглашение было ратифицировано в Лхасе несколько месяцев спустя. [ 73 ] Китай назвал весь процесс «мирным освобождением Тибета». [ 74 ]
Политика
[ редактировать ]Правительство
[ редактировать ]
![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2023 г. ) |
Административное деление
[ редактировать ]Тибет был разделен на восемь чикьяп с ( Уайли : spyi khyab ), которые подразделялись на дзонг с ( Уайли : rdzong ) и шика с ( Уайли : гжис ка ):
- Лхаса Чикьяп, также известный как Кой Чикьяп или Кой Лхакханг, управлял 29 дзонгами. место: Лхаса.
- Чангю Чикьяп , место: Нагку .
- Lhoka Chikyap , seat: Tsetang .
- Даконг Чикьяп , место: рце-ла .
- Нгари Чикьяп также известный как Нгари Гарпён, место: Гар .
- Чомо Чикьяп , место: Чомо .
- Shigatse Chikyap , seat: Shigatse .
- Куполообразный Чикьяп , также известный как Кхам Чикьяп, место: Чамдо .
Военный
[ редактировать ]
После того, как 13-й Далай-лама взял на себя полный контроль над Тибетом в 1910-х годах, он начал создавать тибетскую армию при поддержке Соединенного Королевства , которое предоставило советников и оружие. Эта армия должна была быть достаточно большой и современной, чтобы не только защищать Тибет, но и завоевывать прилегающие регионы, такие как Кхам , населенные тибетскими народами. Тибетская армия постоянно расширялась во время правления 13-го Далай-ламы. [ 75 ] и к 1936 году насчитывало около 10 000 солдат. Это были достаточно вооруженные и обученные пехотинцы для того времени, хотя в армии почти полностью не хватало пулеметов, артиллерии, самолетов и танков. [ 76 ] Помимо регулярной армии, Тибет также использовал большое количество плохо вооруженных деревенских ополченцев. [ 77 ] Учитывая, что противники обычно превосходили ее по вооружению, Тибетская армия относительно хорошо выступала против различных китайских полевых командиров в 1920-х и 1930-х годах. [ 78 ] В целом, тибетские солдаты оказались «бесстрашными и стойкими бойцами» в эпоху военачальников . [ 79 ]
Несмотря на это, Тибетская армия была совершенно неспособна противостоять Народно-освободительной армии (НОАК) во время китайского вторжения в 1950 году. В результате она распалась и сдалась без особого сопротивления. [ 80 ]
Почтовая служба
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2023 г. ) |
-
Марка «Снежный лев» выпуска 1912 года.
-
Марка «Снежный лев» выпуска 1912 года.
-
Марка «Снежный лев» выпуска 1912 года.
-
Марка «Снежный лев» выпуска 1912 года.
-
Марка «Снежный лев» выпуска 1912 года.
-
Марка «Снежный лев» выпуска 1912 года.
-
Марка «Снежный лев» выпуска 1920 года.
-
Марки со снежным львом, выпущенные в 1933 году.
В 1912 году Тибет создал собственную почтовую службу. Первые почтовые марки он напечатал в Лхасе и выпустил в обращение в 1912 году. В 1950 году выпустил телеграфные марки.
Международные отношения
[ редактировать ]
Разделение Китая на военные клики привело к разделению Китая, и правил 13-й Далай-лама. Но его правление было отмечено пограничными конфликтами с ханьскими китайцами и мусульманскими военачальниками, которые тибетцы большую часть времени проигрывали. В то время правительство Тибета контролировало весь У-Цанг (Дбус-гцанг) и западный Кхам (Кхамс), что примерно совпадало с сегодняшними границами Тибетского автономного района . Восточный Кхам, разделенный рекой Янцзы , находился под контролем китайского военачальника Лю Вэньхуэя . Ситуация в Амдо ( Цинхай ) была более сложной: район Синина контролировался после 1928 года хуэйским военачальником Ма Буфаном из семьи мусульманских военачальников, известной как клика Ма , который постоянно стремился осуществлять контроль над остальной частью Амдо (Цинхай). . Южный Кхам, наряду с другими частями Юньнани, принадлежал клике Юньнани с 1915 по 1927 год, затем губернатору и военачальнику Луну (Лунг) Юню почти до конца гражданской войны в Китае , когда Ду Юмин сместил его по приказу Чан. Кай-ши . На территории, находящейся под контролем Китая, велась война против тибетских повстанцев в Цинхае во время гоминьдановского умиротворения Цинхая . [ нужна ссылка ]
В 1918 году Лхаса восстановила контроль над Чамдо и западным Кхамом. Перемирие установило границу по реке Янцзы . В это время правительство Тибета контролировало весь У-Цанг и Кхам к западу от реки Янцзы , примерно те же границы, которые имеет сегодня Тибетский автономный район . Восточным Кхамом управляли местные тибетские князья разной принадлежности. Цинхай находился под контролем этнического хуэйского и прогоминдановского военачальника Ма Буфана . В 1932 году Тибет вторгся в Цинхай , пытаясь захватить южные части провинции Цинхай, после раздора в Юшу , Цинхай, из-за монастыря в 1932 году. Цинхайская армия Ма Буфана разгромила тибетские армии. [ нужна ссылка ]
В 1920-х и 1930-х годах Китай был разделен гражданской войной и занят антияпонской войной , но никогда не отказывался от своих претензий на суверенитет над Тибетом и время от времени предпринимал попытки его отстоять.
В 1932 году мусульманские цинхайские и ханьско-китайские сычуаньские армии Национальной революционной армии под предводительством Ма Буфана и Лю Вэньхуэя разгромили тибетскую армию в китайско-тибетской войне , когда 13-й Далай-лама пытался захватить территории в Цинхае и Сикане. Они предупредили тибетцев, чтобы они не смели снова пересекать реку Цзиньша. [ 81 ] Было подписано перемирие, положившее конец боевым действиям. [ 82 ] [ 83 ] Далай-лама телеграфировал британцам в Индии о помощи, когда его армия потерпела поражение, и начал понижать в должности своих сдавшихся генералов. [ 84 ]

В 1936 году, после того как Шэн Шицай изгнал 30 000 казахов из Синьцзяна в Цинхай, Хуэй под предводительством генерала Ма Буфана убивал своих собратьев-казахов-мусульман, пока их не осталось 135. [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] [ соответствующий? ]
Из Северного Синьцзяна более 7000 казахов бежали в район Тибетско-Цинхайского плато через Ганьсу и сеяли массовый хаос, поэтому Ма Буфанг решил проблему, отправив казахов на отведенные пастбища в Цинхае, но Хуэй, тибетцы и казахи в регионе продолжали сталкиваются друг с другом. [ 88 ]
Тибетцы нападали на казахов и воевали против них, когда они вошли в Тибет через Ганьсу и Цинхай. [ нужна ссылка ]
В северном Тибете казахи столкнулись с тибетскими солдатами, после чего казахов отправили в Ладакх. [ 89 ]
Тибетские войска грабили и убивали казахов в 400 милях к востоку от Лхасы в Чамдо, когда казахи входили в Тибет. [ 90 ] [ 91 ]
В 1934, 1935, 1936–1938 годах из Кумиля Эликсан привел керейских казахов к миграции в Ганьсу, их количество оценивалось в 18 000 человек, и они вошли в Ганьсу и Цинхай. [ 92 ]
В 1951 году уйгурский Юлбарс-хан подвергся нападению тибетских войск, когда он бежал из Синьцзяна, чтобы добраться до Калькутты. [ нужна ссылка ]
Американский агент ЦРУ-антикоммунист Дуглас Маккирнан был убит тибетскими войсками 29 апреля 1950 года. [ нужна ссылка ]
Экономика
[ редактировать ]Валюта
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2023 г. ) |


Правительство Тибета выпустило банкноты и монеты.
Общество и культура
[ редактировать ]История Тибета |
---|
![]() |
См. также |
![]() ![]() |
Традиционное тибетское общество состояло из феодально- классовой структуры , что было одной из причин, по которой Коммунистическая партия Китая утверждает, что ей пришлось освободить Тибет и реформировать свое правительство. [ 93 ]
Профессор буддизма и тибетологии заявил Дональд С. Лопес тогда:
Традиционный Тибет, как и любое сложное общество, имел большое неравенство, а власть монополизировала элита, состоящая из небольшой аристократии, иерархов различных сект. . и великие монастыри Гелук . [ 94 ]
Эти институциональные группы сохраняли большую власть до 1959 года. [ 95 ]
Далай -лама XIII реформировал ранее существовавшую систему крепостничества в первом десятилетии 20-го века, и к 1950 году само рабство, вероятно, перестало существовать в центральном Тибете, хотя, возможно, сохранялось в некоторых приграничных районах. [ 96 ] Рабство действительно существовало, например, в таких местах, как долина Чумби , и нищие ( рагьябас ) были эндемиками. Однако докитайская социальная система была довольно сложной.
Поместья ( сига ), примерно аналогичные английской манориальной системе , предоставлялись государством и передавались по наследству, хотя и подлежали отзыву. Как сельскохозяйственная собственность они состояли из двух видов: земли, принадлежавшие дворянству или монастырским учреждениям (земля поместья), и деревенские земли (земли многоквартирных домов или крестьян), принадлежавшие центральному правительству, хотя и управляемые районными администраторами. Земля поместья составляла в среднем от половины до трех четвертей поместья. Вилланская земля принадлежала поместьям, но арендаторы обычно пользовались наследственными правами узуфрукта в обмен на выполнение своих барщинных обязательств. Тибетцы, не входящие в дворянство и монашескую систему, классифицировались как крепостные, но существовали два типа, функционально сравнимые с земледельцами-арендаторами . Сельскохозяйственные крепостные, или «малые дымки» ( düchung ), были обязаны работать в поместьях в качестве барщинной повинности ( ula ), но они имели право на свои собственные участки, владели частным имуществом, могли свободно передвигаться вне периодов, необходимых для уплаты дани. труда и были свободны от налоговых обязательств. Они могли накопить богатство и иногда сами становились кредиторами имений, а могли судиться с владельцами имений: деревенскими крепостными ( tralpa ) были привязаны к своим деревням, но только для налоговых и барщинных целей, таких как дорожно-транспортные пошлины ( ula ), и были обязаны платить только налоги. Половина деревенских крепостных были наемными крепостными ( ми-бог ), то есть они выкупили свободу. Владельцы поместий пользовались широкими правами в отношении крепостных, и единственным средством облегчения было бегство или монашеская жизнь. Однако не существовало механизма возвращения беглых крепостных в их поместья, а также не существовало средств для обеспечения кабалы, хотя помещик имел право преследовать и принудительно возвращать их в землю. [ нужна ссылка ]
Любой крепостной, отсутствовавший в своем имении в течение трех лет, автоматически получал либо статус простолюдина ( чи ми ), либо переводился в категорию крепостных центрального правительства. Лорды сословий могли передавать своих подданных другим лордам или богатым крестьянам на работу, хотя такая практика была редкостью в Тибете. Несмотря на жесткую структурную структуру, система демонстрировала значительную гибкость на нижнем уровне: крестьяне освобождались от ограничений со стороны хозяина поместья после выполнения своих барщинных обязательств. Исторически недовольство или злоупотребление системой, по словам Уоррена В. Смита, случалось редко. [ 97 ] [ 98 ] Тибет был далек от меритократии, но Далай-ламы набирались из сыновей крестьянских семей, а сыновья кочевников могли освоить монашескую систему и стать учеными и настоятелями. [ 99 ]
См. также
[ редактировать ]- Порабощенные нации
- Флаг Тибета
- Четыре мальчика-регби
- Ганден Пходранг
- Исторические деньги Тибета
- История Тибета (1950 – настоящее время)
- Кашаг
- Комиссия по делам Монголии и Тибета
- Тибетский регион (административное деление)
- Тибет под властью Цин
Примечания
[ редактировать ]- ^ Еще в 1889 году на карте Рэнда МакНелли показано, что Тибет находится за пределами Китая. См. файл: Карта Китая 1889 года, автор: Рэнд МакНелли и Компания.jpg .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шакабпа (2010) , стр. 763, 1021.
- ^ Накамура, Хайдже (1964). «Абсолютная приверженность ламаистскому общественному порядку». Способы мышления народов Востока: Индия, Китай, Тибет, Япония . Издательство Гавайского университета. п. 327.
- ^ «СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ КИТАЙЦАМИ И ТИБЕТЦАМИ» . Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года.
- ^ Fisher, Rose & Huttenback 1963 , стр. 77–78: «Однако, отказавшись подписать его, китайцы потеряли возможность стать признанным сюзереном Тибета. Таким образом, тибетцы были свободны заключить собственное соглашение с британцами. ".
- ^ «Гунчжор Чжунньи и Тибетский офис в Нанкине» . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года.
- ^ Гольдштейн (1989) , с. 611.
- ^ Лин (2011) , с. 26 ; Ананд (2013) , с. 112
- ^
- Перкинс, Дороти (2013). Энциклопедия Китая: история и культура . Рутледж. ISBN 978-1-135-93562-7 .
- Фравель, М. Тейлор (2008). Прочные границы, безопасная нация: сотрудничество и конфликты в территориальных спорах Китая . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2887-6 .
- Джинри юженг, выпуски 469-480 Почтовое отделение «Сегодня», выпуски 469–480. [ Post Today, выпуски 469–480 ] (на китайском языке Today Post Monthly, 1997 г.).
- Лин, Чуньшэн (1953). Бянь цзян вэнь хуа лунь цзи . (на китайском языке). Чжунхуа вэнь хуа чу бан ши йе вэй юань хуэй, Мин го 42
- ^ Рам Рахул, Центральная Азия: краткий обзор истории. Архивировано 13 октября 2017 года в Wayback Machine , Нью-Дели, Concept Publishing Company, 1997, стр. 42: «С тех пор [1720 г.] и до падения маньчжурской династии в 1912 г. маньчжурское цинское правительство разместило в Тибете амбаня, маньчжурского мандарина и военный эскорт».
- ^ Барри Саутман, Предполагаемая государственность Тибета и международное право, в Китайском журнале международного права , Vol. 9, Выпуск 1, 2010, с. 127-142: «Через свой Лифан Юань (Управление по пограничным делам ...) китайское правительство решало внешние и многие внутренние дела Тибета. Во времена Цин в Тибете размещались имперские войска и пограничные патрули, а императорский двор назначал тибетских чиновники Лифан Юань ... ратифицировали Далай-лам и Панчен-лам, создали совместное правление аристократов и высших лам и возвысили Далай-ламу над дворянами. С 1728 года ... амбань занимался внешними и военными делами Тибета. С 1793 года амбань имел право идентифицировать Далай-ламу и Панчен-ламу ... Монастырские финансы находились под имперским контролем ... Таким образом, Центрально-Западный Тибет. управляемая территория Китая под властью Цин. В 1724 году восточный Тибет был включен в состав существующих китайских провинций».
- ^ Перейти обратно: а б Эшерик, Джозеф; Каяли, Хасан; Ван Янг, Эрик (2006). Империя нации: исторические перспективы создания современного мира . Издательство Rowman & Littlefield. п. 245. ИСБН 9780742578159 .
- ^ Перейти обратно: а б Чжай, Чжиюн (2017) . Почему Конституция Китая [ Почему конституция Китая ]. Городской университет Гонконга Press. п. 190. ИСБН 9789629373214 .
- ^ Перейти обратно: а б Гао, Цюаньси (2016) . Политическая конституция и будущая конституция [ Политическая конституция и будущая конституция ]. Городской университет Гонконга Press. п. 273. ИСБН 9789629372910 .
- ^ Чжу (2020) , с. 305: «Воспользовавшись хаосом в Китае, Монголия и Тибет провозгласили свою независимость к концу 1911 года, изгнали китайских амбаней (жителей) и гарнизоны и создали независимые правительства. И Монголия, и Тибет оправдали свою независимость тем, что Присоединение территорий к Китаю было личным делом между маньчжурскими императорами и территорией, и что территории не были частью собственно Китая».
- ^ Гольдштейн, Мелвин К.; Билл, Синтия М. (1990), Кочевники Западного Тибета , Калифорнийский университет Press, стр. 50, ISBN 9780520072114
- ^ Чжу 2020 .
- ^ Гольдштейн (1997) , «Тибетские попытки модернизации», стр. 37: «Положение китайцев в Тибете немного улучшилось после смерти тринадцатого Далай-ламы, когда Тибет разрешил «миссии соболезнования», отправленной гоминьдановским правительством Чан Кайши, посетить Лхасу, а затем разрешил ей открыть офис для облегчения переговоров, направленных на урегулирование конфликта. Тибетский вопрос. Эти переговоры оказались тщетными, но Тибет позволил офису остаться.
- ^ Шакабпа 2010 , с. 707 .
- ^ Лин (2011) , с. 7–8 : «Начиная с [1792 г.] династия Цин становилась все более озабоченной внутренними проблемами, и придворным чиновникам в Пекине все труднее и труднее было вмешиваться в тибетские дела… ко второй половине XIX в. века цинские амбани, которые представляли цинского императора и цинскую власть, могли лишь оказывать ритуальное и символическое влияние».
- ^ Таннер, Гарольд (2009). Китай: История . Хакетт. п. 419. ИСБН 978-0872209152 .
- ^ Чжао, Суйшэн (2004). Построение национального государства: динамика современного китайского национализма . Издательство Стэнфордского университета. п. 68. ИСБН 9780804750011 .
- ^ Гольдштейн (1997) , с. 31.
- ^ Гольдштейн (1997) , с. 28
- ^ «Центр правосудия Тибета – Юридические материалы о Тибете – Тибет – Прокламация Его Святейшества Далай-ламы XIII (1913 г.) [106]» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Шакья (1999) , стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Удо Б. Баркманн, История Монголии , Бонн, 1999, стр. 380ff.
- ^ Грюнфельд 1996 , с. 65.
- ^ Белл (1924) , стр. 150–151.
- ↑ Цитируется сэром Чарльзом Беллом, «Тибет и ее соседи», «Тихоокеанские дела » (декабрь 1937 г.), стр. 435–6, высокопоставленный тибетский чиновник годы спустя отметил, что «нет необходимости в договоре; мы всегда будем помогать каждому другое, если бы мы могли».
- ^ "Dogovor 1913 g. mezhdu Mongoliyey i Tibetom: novyye dannyye" Договор 1913 г. между Монголией и Тибетом: новые данные [Договор 1913 г. между Монголией и Тибетом: Новые данные]. Архивировано из оригинала 11 сентября 2020 года.
- ^ «Центр правосудия Тибета – Юридические материалы по Тибету – Договоры и конвенции, касающиеся Тибета – Конвенция между Великобританией, Китаем и Тибетом, Симла (1914 г.) [400]» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2020 года.
- ↑ Статья 2 Конвенции в Симле. Архивировано 15 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Приложение к Конвенции в Симле. Архивировано 15 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Гольдштейн (1989) , с. 75.
- ^ Гольдштейн (1989) , с. 80.
- ^ «Центр юстиции Тибета – Юридические материалы по Тибету – Договоры и конвенции, касающиеся Тибета – Конвенция между Великобританией и Россией (1907 г.) [391]» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2019 года.
- ^ Кампания за свободный Тибет, «Факты о Тибете № 17: Отношения Великобритании с Тибетом». Архивировано 11 апреля 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Лэмб (1966b) , с. 580.
- ^ Лэмб (1966b) , с. 529.
- ^ «Китайская Республика (1912–1949)» . Китайский Тибет: факты и цифры, 2002 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ Энциклопедия Чемберса, том XIII, Pergamaon Press, 1967, стр. 638
- ↑ Отчеты Ф. В. Уильямсона, британского политического офицера в Сиккиме, протокол индийского офиса, L/PS/12/4175, от 20 января 1935 г.
- ^ Kuzmin 2011 , pp. 95–100, 108.
- ^ Гольдштейн (1989) , с. 241.
- ^ Перейти обратно: а б с Тибет во времена Китайской Республики (1912–1949). Архивировано 22 ноября 2009 года в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Шакья (1999) , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Шакья (1999) , стр. 6–7.
- ^ На третьем году правления императора Гуансюя (1877 г.) Восьмой Панчен-лама Данбай Вансю и регент принц Делин Хутукту, а также все монахи и мирские чиновники трех основных монастырей и монастыря Ташилунпо совместно обратились с просьбой разместить министров. в Тибете, чтобы явиться к императорскому двору. Поскольку был выбран только один мальчик-душа, и он был признан всеми сторонами, пожалуйста, будьте освобождены от жеребьевки из золотой урны. В марте того же года император Гуансюй издал указ: «Сын Гонга Ринциня, Норбу Зангтабу Кайцзямцо, является Хубильханом Далай-ламы. Чтобы утвердить это, нет необходимости устраивать лотерею». [ В третий год правления Гуансюя (1877 г.) восьмой Панчен-лама Данбай Вансю и регент Делин Хутукту, все монахи и миряне из Трех Великих храмов и монастыря Ташилунпо совместно обратились к министру в Тибете с просьбой о переводе в суд. Поскольку был выбран только один соул-мальчик, и он был признан всеми сторонами, пожалуйста, не подписывайте золотую бутылку. В марте того же года император Гуансюй издал указ: «Лоб Зангтаб, сын Гунга Ринциня, открыл Цзямуцо, то есть по призыву Далай-ламы Билехана нет необходимости устраивать лотерею». ]
- ^ Гольдштейн 1991 , с. 328.
- ^ Белл (1946) , стр. 398–399.
- ^ Ричардсон (1984) , с. 152.
- ^ Демократ и Хроника (Рочестер, Нью-Йорк); доступно в архивах Newspaper.com .
- ^ Северо-Западный Ошкош (Ошкош, Висконсин); «Таймс» (Стритор, Иллинойс); «Виндзорская звезда» (Виндзор, Онтарио, Канада); доступно в архивах Newspapers.com : https://www.newspapers.com/search/?query=Direct%20word%20Lhasa%20arrived%20only%20today&t=12402 .
- ^ Рекламодатель Гонолулу (Гонолулу, Гавайи); доступно в архивах Newspapers.com : https://www.newspapers.com/search/?query=The%20fourteenth%20Dalai%20Lama%20who%20will%20share&t=5998 .
- ^ Биллингс Газетт Сан; доступно в Newspapers.com архивах
- ^ Белл (1946) , с. 400.
- ^ . Историческое положение Тибета в Китае . Ван Цзявэй; Нима Гьялцен (1997) Издательство China Communication, стр. 133– . 978-7-80113-303-8 .
- ^ Свидетельские показания Кента М. Видеманна, заместителя помощника государственного секретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана, перед Подкомитетом по делам Восточной Азии и Тихого океана, Комитет Сената по международным отношениям ( онлайн-версия. Архивировано 13 января 2012 г. на Wayback Machine ), 1995 г.
- ^ Фрэнк Капра, «Почему мы сражаемся: Битва за Китай» , Эрик Шпигельман , получено 7 июля 2020 г.
- ^ Смит, Дэниел, «Самоопределение в Тибете: политика средств правовой защиты». Архивировано 28 мая 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Линь, Сяо-тин (2006). «Война или военная хитрость? Переоценка военного продвижения Китая в сторону Тибета, 1942–1943» . Китайский ежеквартальный журнал . 186 : 446–462. дои : 10.1017/S0305741006000233 . S2CID 154376402 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Барретт, Дэвид П.; Шью, Лоуренс Н. (2001). Китай в антияпонской войне 1937–1945 годов: политика, культура и общество . Питер Лэнг. п. 98. ИСБН 0-8204-4556-8 .
- ^ «Индии следует пересмотреть свою политику в отношении Тибета» . Институт оборонных исследований и анализа . Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года.
- ^ «Ответ CTA на обвинения правительства Китая: Часть четвертая» . Сайт Центральной тибетской администрации . Архивировано из оригинала 16 ноября 2008 года.
- ^ Миго, Эндрю (1955). Тибетские марши , стр. 101-1. 91–92. EP Dutton & Company, Inc., Нью-Йорк.
- ↑ Тибетские марши . Архивировано 16 мая 2021 года в Wayback Machine . Андре Миго. Перевод с французского Питера Флеминга, с. 101. (1955). EP Dutton & Co. Inc. Нью-Йорк.
- ^ Гольдштейн (1989) , стр. 578, 592, 604.
- ^ Фаррингтон, Энтони. «Британия, Китай и Тибет, 1904–1950» . Международный институт азиатских исследований. Архивировано из оригинала 29 ноября 2018 года.
- ^ Шакья (1999) , стр. 7–8.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (июль 2014 г.). Затишье перед бурей в современной истории Тибета, 1951–1955 гг., Том 2. [ Современная история Тибета, Том 2: Затишье перед бурей, 1951–1955 гг ]. Издательство Гонконгского университета. . 9789888139699 .
«Цзюнь Цзянь, председатель Мао Центрального народного правительства в Пекине и командующий Чжу Дэ Народно-освободительной армии Китая: Цзюнь Цзо использовал свою великую мудрость и храбрость для достижения дела спасения страны и народа. Когда пришел праведный учитель, вся страна ликовала. Панчен-лама получил благосклонность страны и пользовался большим уважением20. Последние несколько лет он вел кампанию за целостность территориального суверенитета Тибета, но не дал никаких результатов, поэтому он немедленно задержал его в Цинхае и задержал. ждал его возвращения в Тибет. К счастью, под руководством Цзюнь Цзо северо-запад был освобожден и было создано Центральное народное правительство. Я бы хотел, чтобы от имени всего тибетского народа мы едины в стремлении способствовать счастью народа и освобождению страны. хотел бы выразить свое глубочайшее уважение Цзюнь Цзо, искреннюю поддержку и любовь». — Телеграмма 10-го Панчен-ламы Центральному народному правительству Китайской Народной Республики [К Председатель Центрального народного правительства Пекина Мао и главнокомандующий Народно-освободительной армии Китая Чжу Дэ: «Скорпион основан на мудрости великой мудрости и мужестве спасти страну и народ. полный радости, и Панчен-лама благословлен страной. Более 20 лет я без отдыха занимаюсь вопросами целостности территориального суверенитета Тибета. Поскольку результата не было, я почувствовал себя виноватым, что останусь в Цинхае. и подожди для возможного возвращения. К счастью, под вашим руководством северо-запад был освобожден и создано Центральное народное правительство, мы все воодушевлены. В будущем можно ожидать благополучия народа и возрождения страны. .Освобождение Тибета не за горами. От имени всего тибетского народа примите мое высочайшее уважение и поддержку» ---- Десятый Панчен-лама Центральному народному правительству Китайской Народной Республики.
- ^ «Устные ответы на вопросы: Тибет (автономия)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин Великобритании. 21 июня 1950 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года - через Hansard.
- ^ Гольдштейн (2007) , с. 96.
- ^ Гольдштейн (1989) , стр. 812–813.
- ^ «Мирное освобождение Тибета» . china.org.cn . Архивировано из оригинала 16 июня 2017 года.
- ^ Джоуэтт (2017) , стр. 235, 236.
- ^ Джоуэтт (2017) , с. 246.
- ^ Джоуэтт (2017) , стр. 240, 246.
- ^ Джоуэтт (2017) , стр. 235–246.
- ^ Джоуэтт (2017) , с. 245.
- ^ ван Шайк (2013) , стр. 209–212.
- ^ Лю, Сяоюань (2004). Пограничные переходы: этнополитика и подъем китайского коммунизма, 1921–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 89. ИСБН 0-8047-4960-4 .
- ^ Восточное общество Австралии (2000). Журнал Восточного общества Австралии, тома 31–34 . Восточное общество Австралии. стр. 35, 37.
- ^ Майкл Герверс, Уэйн Шлепп, Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований (1998). Исторические темы и текущие изменения в Центральной и Внутренней Азии: доклады, представленные на семинаре по Центральной и Внутренней Азии, Университет Торонто, 25–26 апреля 1997 г., Том 1997 г. Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований. стр. 73, 74, 76. ISBN. 1-895296-34-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ К. Дхондуп (1986). Водоплавающая птица и другие годы: история Далай-ламы Тринадцатого и после него . Издательство Рангванг. п. 60.
- ^ Американская академия политических и социальных наук (1951). Анналы Американской академии политических и социальных наук, том 277 . Американская академия политических и социальных наук. п. 152.
- ^ Американская академия политических и социальных наук (1951). Анналы Американской академии политических и социальных наук, тома 276–278 . Американская академия политических и социальных наук. п. 152.
- ^ Американская академия политических и социальных наук (1951). Анналы Американской академии политических и социальных наук, том 277 . Американская академия политических и социальных наук. п. 152.
Группа казахов, первоначально насчитывавшая более 20 000 человек при изгнании из Синьцзяна Шэн Ши-цаем в 1936 году, после неоднократных массовых убийств, устроенных их китайскими единоверцами под руководством Ма Пу-фана, сократилась до разрозненных 135 человек.
- ^ Лин (2011) , стр. 112–.
- ^ Лин (2011) , с. 231–.
- ^ Журнал Блэквуда . Уильям Блэквуд. 1948. с. 407.
- ^ Девлет, Надир (2004). Исследования по политике, истории и культуре тюркских народов . Стамбул: Университет Едитепе – через academia.edu.
- ^ Бенсон, Линда (1988). Казаки Китая: очерки этнического меньшинства . Ubsaliensis S. Academiae. п. 195. ИСБН 978-91-554-2255-4 .
- ^ Пауэрс и Хольцингер 2004 , стр. 19–20.
- ^ Дональд С. Лопес-младший , Узники Шангри-Ла: University of Chicago Press, (1998) 1999, стр. 6–10, стр. 9.
- ^ Прадьюмна П. Каран, Меняющееся лицо Тибета: влияние китайской коммунистической идеологии на ландшафт, Университетское издательство Кентукки, 1976, стр.64.
- ^ Уоррен В. Смит-младший. Китайский Тибет?: Автономия или ассимиляция, Rowman & Littlefield, 2009, стр. 14.
- ^ Уоррен В. Смит-младший. Тибет Китая?: Автономия или ассимиляция, стр. 14–15.
- ^ Гольдштейн (2007) , стр. 9–13.
- ^ Дональд С. Лопес-младший, Узники Шангри-Ла, с. 9.
Источники
[ редактировать ]- Ананд, РП (2013). Исследования в области международного права и истории: азиатская перспектива . Спрингер. ISBN 978-94-017-5600-6 .
- Белл, Чарльз (1924), Тибет в прошлом и настоящем (первое издание), Oxford University Press
- Белл, Чарльз (1946), Портрет Далай-ламы , Лондон: Wm. Коллинз, ISBN 086171055X
- Беркин, Мартин. Великая тибетская каменная стена Китая (1924) Barry Rose Law Publishes Ltd. ISBN 1-902681-11-8 .
- Чепмен, Ф. Спенсер. Лхаса, Священный город (1977) Книги для библиотек. ISBN 0-8369-6712-7 ; впервые опубликовано в 1940 году издательством Readers Union Ltd., Лондон.
- Фишер, Маргарет В.; Роуз, Лео Э.; Хаттенбек, Роберт А. (1963), Гималайское поле битвы: китайско-индийское соперничество в Ладакхе , Прегер, doi : 10.2307/40199339 , hdl : 2027/mdp.39015010426792 , JSTOR 40199339
- Гольдштейн, Мелвин К. (1989), История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства , University of California Press, ISBN 978-0-520-06140-8
- Гольдштейн, Мелвин К. (18 июня 1991 г.), История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства , University of California Press, ISBN 978-0-520-91176-5
- Гольдштейн, Мелвин К. (1997), Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама , University of California Press, ISBN 978-0-520-21951-9
- Гольдштейн, Мелвин К. (2007), История современного Тибета, Том 2: Затишье перед бурей: 1951–1955 , University of California Press, ISBN 978-0-520-24941-7
- Грюнфельд, А. Том (1996), Создание современного Тибета , М. Е. Шарп, ISBN 978-0-7656-3455-9
- Грюнфельд, А.Том (2015), Создание современного Тибета , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-317-45583-7
- Джоветт, Филип С. (2017). Горький мир. Конфликт в Китае 1928–37 . Страуд : Издательство Amberley. ISBN 978-1445651927 .
- Кузьмин, Сергий Л. (2011) [2010], Скрытый Тибет: история независимости и оккупации (PDF) , перевод Дмитрия Беннета, Библиотека тибетских произведений и архивов, ISBN 978-93-80359-47-2 – через savetibet.ru
- Лэмб, Аластер (1966), Линия МакМагона: исследование отношений между Индией, Китаем и Тибетом, 1904–1914 гг., Том. 1: Морли, Минто и невмешательство в Тибет , Рутледж и К. Пол
- Лэмб, Аластер (1966), Линия МакМагона: исследование отношений между Индией, Китаем и Тибетом, 1904–1914 гг., Vol. 2: Хардиндж, МакМахон и конференция в Симле , Рутледж и К. Пол
- Линь, Сяо-Тин (2004), «Граница, суверенитет и воображение: пересмотр пограничных споров между Британской Индией и республиканским Китаем, 1914–47», Журнал истории Империи и Содружества , 32 (3): 25–47, дои : 10.1080/0308653042000279650 , S2CID 159560382
- Линь, Сяо-тин (2011). Тибет и граница националистического Китая: интриги и этнополитика, 1928–49 . ЮБК Пресс. ISBN 978-0-7748-5988-2 .
- Пауэрс, Джон; Хольцингер, Лутц (2004), История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики , Oxford University Press, США, ISBN 978-0-19-517426-7
- Ричардсон, Хью Э. (1984) [1962], Тибет и его история , Бостон: Публикации Шамбалы, ISBN 978-087773-292-1
- Шакабпа, Цепон Вангчук Деден (2010), Сто тысяч лун: продвинутая политическая история Тибета , BRILL, ISBN 9789004177321
- Шакья, Церинг (1999), Дракон в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года , издательство Колумбийского университета, ISBN 0-231-11814-7
- Шакья, Церинг (2012), Дракон в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года , Random House, ISBN 978-1-4481-1429-0
- ван Шайк, Сэм (2013). Тибет: История . Лондон; Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300194104 .
- Чжу, Юань И (2020). «Сюзеренитет, полусуверенитет и международно-правовые иерархии на приграничных территориях Китая». Азиатский журнал международного права . 10 (2): 293–320. дои : 10.1017/S204425132000020X . ISSN 2044-2513 . S2CID 225302411 .
- История Тибета
- Бывшие страны Азии
- Бывшие теократии
- 1910-е годы в Тибете
- 1920-е годы в Тибете
- 1930-е годы в Тибете
- 1940-е годы в Тибете
- 1950-е годы в Тибете
- Спорные территории в Азии
- Бывшие страны в истории Китая
- Бывшие непризнанные страны
- Бывшие монархии
- Бывшие монархии Азии
- Нейтральные государства во Второй мировой войне
- 1912 заведений в Тибете
- 1912 заведений в Азии
- Упадок 1951 года в Азии
- Закрытие 1951 года в Китае
- 20 век в Тибете