Тибетское движение за независимость
Движение за независимость Тибета ( тибет . བོད་རང་བཙན Bod rang btsan ; упрощенный китайский : Движение за независимость Тибета ; традиционный китайский : Движение за независимость Тибета ) — политическое движение, выступающее за отмену аннексии Тибета Китайской Народной Республикой , а также за отделение и независимость Тибета. Большой Тибет из Китая .
В основном его возглавляет тибетская диаспора в таких странах, как Индия и США , а также знаменитости и тибетские буддисты в США, Индии и Европе. Центральная тибетская администрация базируется в Дхарамсале , Индия.
Движение за независимость Тибета больше не поддерживается Центральным разведывательным управлением , которое прекратило свою тибетскую программу после визита Ричарда Никсона в Китай в 1972 году . Позже, в 1970-х годах, Далай-лама XIV , который поддерживал его с 1961 года, также отказался от своей поддержки, но теперь поддерживает подход Срединного пути . [1] [2] [3] [4]
Историческая справка
[ редактировать ]После того, как монгольский принц Кёден взял под свой контроль регион Коконор в 1239 году, он послал своего генерала Дорда Даркана с разведывательной миссией в Тибет в 1240 году. люди убиты. Смерть монгольского кагана Угедея-хана в 1241 году временно приостановила военную деятельность монголов по всему миру. Интересы монголов в Тибете возобновились в 1244 году, когда принц Кёден направил лидеру секты Сакья приглашение приехать в его столицу и официально сдать Тибет монголам. Лидер Сакья прибыл в Коконор со своими двумя племянниками Дрогоном Чогьялом Пхагпой (Пхагпа; 1235–1280) и Чаной Дордже (Пхьягна Рдордже; 1239–67) в 1246 году. Это событие ознаменовало включение Тибета в состав Монгольская империя . Тибет находился под административной властью династии Юань до 1350-х годов. В этот момент Тибет восстановил свою независимость.
В 1720 году армия династии Цин вошла в Тибет на помощь местным жителям и разгромила вторгшиеся силы Джунгарского ханства ; Так начался период Цинского правления Тибетом . Позже китайский император поручил Далай-ламе и Панчен-ламе управлять религиозными и политическими вопросами в Тибете. Далай-лама был лидером территории вокруг Лхасы; Панчен-лама был главой района префектуры Шигадзе.
К началу 18 века династия Цин начала отправлять постоянных комиссаров ( амбаней ) в Лхасу . Тибетские группировки восстали в 1750 году и убили постоянных комиссаров после того, как центральное правительство решило сократить количество солдат примерно до 100. Армия Цин вошла, разбила повстанцев и восстановила должность постоянного комиссара. Численность солдат в Тибете держалась на уровне около 2000. В оборонительных задачах помогали местные силы, которые были реорганизованы постоянным комиссаром, и тибетское правительство продолжало управлять повседневными делами, как и раньше.
Во многих местах, таких как Лхаса, Батанг , Дарцендо, Лхари, Чамдо и Литанг, войска Армии Зеленого Стандарта находились в гарнизонах на протяжении всей Джунгарской войны. [5] Войска Армии Зеленого Стандарта и маньчжурские знаменосцы были частью сил Цин, сражавшихся в Тибете в войне против джунгар. [6] Было сказано, что сычуаньский командующий Юэ Чжунци (потомок Юэ Фэя ) вошел в Лхасу первым, когда 2000 солдат Зеленого штандарта и 1000 маньчжурских солдат «Сычуаньского маршрута» захватили Лхасу. [7] По словам Марка К. Эллиота, после 1728 года Цин использовала войска Зеленой Стандартной армии для укомплектования гарнизона в Лхасе, а не знаменосцев . [8] По словам Эвелин С. Равски, и Армия Зеленого Стандарта, и Знаменосцы составляли цинский гарнизон в Тибете. [9] По словам Сабины Дабрингхаус, китайские солдаты «Зеленого стандарта» численностью более 1300 человек были размещены Цин в Тибете для поддержки 3000-тысячной тибетской армии. [10]
В середине XIX века прибывшая с амбанем община китайских солдат из Сычуани, женившихся на тибетских женщинах, поселилась в районе Лубу в Лхасе, где их потомки основали общину и ассимилировались с тибетской культурой. [11] Хэбалин был местом, где жили китайские мусульманские войска и их потомки, а Лубу был местом, где жили ханьские китайские войска и их потомки. [12]
В 1904 году Британская империя начала экспедицию в Тибет, чтобы противостоять предполагаемому российскому влиянию в регионе. Экспедиция, первоначально отправившаяся с заявленной целью разрешения пограничных споров между Тибетом и Сиккимом , быстро переросла в вторжение в Тибет. Силы экспедиции вторглись и захватили Лхасу , при этом 13-й Далай-лама бежал в сельскую местность. После того, как британцы захватили Лхасу, между двумя странами был подписан договор, известный как Конвенция между Великобританией и Тибетом , который обеспечил британцам большое экономическое влияние в регионе, гарантируя при этом, что Тибет останется под контролем Китая . Однако всего два года спустя британцы подписали новый договор с правительством Цин, известный как « Конвенция между Великобританией и Китаем об уважении к Тибету» , который подтвердил контроль Китая над Тибетом. Британцы согласились не аннексировать Тибет и не вмешиваться в его дела в обмен на компенсацию со стороны китайского правительства, в то время как Китай обязался «не позволять какому-либо другому иностранному государству вмешиваться в территорию или внутреннее управление Тибета».
Англо -китайская конвенция 1906 года признала сюзеренитет Китая над регионом. [13] Англо -российская конвенция года, без признания Лхасы и Пекина, признала сюзеренитет Китая 1907 над Тибетом . [14] Центральное правительство Цин заявило о своем суверенитете и прямом правлении над Тибетом в 1910 году. 13-й Далай-лама бежал в Британскую Индию в феврале 1910 года. В том же месяце китайское правительство издало прокламацию о «свержении» Далай-ламы и начало поиски новое воплощение. [15] Вернувшись из ссылки, Далай-лама провозгласил независимость Тибета (1912 г.).
Последующее начало Первой мировой войны и гражданской войны в Китае означало, что китайские группировки контролировали только часть Тибета. Правительство 13-го Далай-ламы контролировало У-Цанг (Дбус-гцанг) и западный Кхам , что примерно совпадает с сегодняшними границами Тибетского автономного района. Восточный Кхам , отделенный от него рекой Янцзы , находился под контролем китайского военачальника Лю Вэньхуэя . Ситуация в Амдо ( Цинхай ) была более сложной: район Синина контролировал военачальник Ма Буфан (по национальности хуэй ), который постоянно стремился установить контроль над остальной частью Амдо (Цинхай).
Генерал Ма Фусян , председатель Комиссии по делам Монголии и Тибета (а также этнический хуэй ), заявил, что Тибет является неотъемлемой частью Китайской Республики .
«Наша партия [Гоминьдан] рассматривает развитие слабых и малых и сопротивление сильным и жестоким как нашу единственную и наиболее неотложную задачу. Это еще более верно для тех групп, которые не относятся к нашему виду [Ch. fei wo zulei жэ]. Теперь народы [минзу] Монголии и Тибета тесно связаны с нами, и мы питаем друг к другу большую привязанность: наше общее существование и общая честь имеют уже более чем тысячелетнюю историю... Жизнь Монголии и Тибета. и смерть - это жизнь и смерть Китая. Китай абсолютно не может заставить Монголию и Тибет отделиться от территории Китая, а Монголия и Тибет не могут отказаться от независимости Китая. В настоящее время на земле нет ни одной нации, кроме Китая, которая искренне хотела бы этого. развивать Монголию и Тибет». [16]
Аннексия
[ редактировать ]В 1950 году Народно-освободительная армия Китайской Народной Республики вторглась в Тибет после захвата остальной части Китая у Китайской Республики в течение пяти лет гражданской войны. В 1951 году Соглашение из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета , договор, подписанный представителями Далай-ламы и Панчен-ламы , предусматривало управление совместной администрацией под руководством представителей центрального правительства и тибетского правительства. [ нужна ссылка ]
Китайцы утверждали, что большая часть населения Тибета в то время была крепостными , привязанными к земле, принадлежавшей ламам . Это утверждение было оспорено другими исследователями (см. спор о крепостном праве в Тибете ). Любая попытка земельной реформы или перераспределения богатства оказалась бы непопулярной среди авторитетных землевладельцев. Соглашение из семнадцати пунктов вступило в силу только в самом Тибете; следовательно, восточный Кхам и Амдо, находясь вне администрации правительства Тибета, рассматривались как территория, принадлежащая любой другой китайской провинции , с земельной реформой, проведенной в полном объеме. В результате в июне 1956 года в этих регионах вспыхнуло восстание. В конечном итоге восстание распространилось на Лхасу, но было подавлено к 1959 году. 14-й Далай-лама и другие руководители правительства бежали в изгнание в Индию.
Деятельность ЦРУ и МИ-6 в Тибете (1950–1970)
[ редактировать ]Агенты западных правительств проникли в Тибет к середине 1950-х годов, через несколько лет после того, как Тибет был аннексирован Китайской Народной Республикой . Начиная с 1950-х годов Центральное разведывательное управление (ЦРУ) обучало тибетцев военизированным формированиям. [18] Британский МИ-6 агент Сидни Виналл в своей автобиографии: [19] сообщает, что он и Джон Харроп вместе путешествовали в Тибет в 1955 году, изображая из себя альпинистов. Захваченный китайскими властями, Виналл вспоминал, что был удивлен, обнаружив, что два агента ЦРУ уже находились под стражей в Китае.
Тайное военное вмешательство США началось после серии восстаний в восточно-тибетском регионе Кхам в 1956 году. Несколько небольших групп бойцов Кхампа прошли подготовку в лагере ЦРУ, а затем сбросились по воздуху обратно в Тибет с припасами. В 1958 году, когда продолжалось восстание в Кхаме, двое из этих боевиков, Атар и Лхоцзе, попытались встретиться с Далай-ламой , чтобы определить, будет ли он сотрудничать с их деятельностью. [ нужна ссылка ] Однако их просьба об аудиенции была отклонена лордом-камергером Пхала Тубтен Вонден, который считал такую встречу неполитичной. [ нужна ссылка ] По словам Церинга Шакья , «Пхала никогда не сообщал Далай-ламе или Кашагу о прибытии Атара и Лхоцзе. Он также не сообщал Далай-ламе о готовности Америки оказать помощь». [20]
После массового восстания в Лхасе в 1959 году во время празднования тибетского Нового года и последовавшей военной реакции Китая Далай-лама отправился в изгнание в Индию. Побегу Далай-ламы способствовало ЦРУ. После 1959 года ЦРУ обучало тибетских партизан и предоставляло средства и оружие для борьбы с Китаем. Однако в течение 1960-х годов помощь была сокращена и, наконец, прекратилась, когда Ричард Никсон решил добиться сближения с Китаем в начале 1970-х годов. Кеннет Конбой и Джеймс Моррисон в «Тайной войне ЦРУ в Тибете » [21] показать, как ЦРУ поощряло тибетское восстание против Китая и в конечном итоге взяло под контроль его молодое движение сопротивления. Газета New York Times сообщила 2 октября 1998 года, что тибетское движение изгнанников получало в 1960-е годы от ЦРУ 1,7 миллиона долларов в год. Далай-лама сказал в своей автобиографии, что в этом виноваты его братья и что они не сказали ему об этом, зная, какой будет его реакция. Лоди Гьяри, личный представитель Далай-ламы в Вашингтоне, заявил, что ему ничего не известно о ежегодной субсидии в размере 180 000 долларов, выделенной для Далай-ламы, и о том, как она была потрачена. Правительство в изгнании заявляет, что им было известно, что ЦРУ обучало и снабжало тибетских партизан, которые совершали набеги на Тибет из базового лагеря в Непале, и что эффект этих операций «привел лишь к еще большим страданиям народа Тибета. Китайское правительство получило возможность обвинить усилия тех, кто стремится восстановить независимость Тибета, на действия иностранных держав, хотя, конечно, это была полностью тибетская инициатива». [22] [23] Бюджетные цифры тибетской программы ЦРУ были следующими:
- Субсидия Далай -ламе : 180 000 долларов США. [24]
- Поддержка 2100 тибетских партизан, базирующихся в Непале : 500 000 долларов США. [24]
- Прочие затраты : 1,06 млн долларов США. [24]
- Итого : 1,73 млн долларов США. [24]
Позиции по статусу Тибета
[ редактировать ]Статус Тибета до 1950 г., особенно в период с 1912 по 1950 г., во многом является предметом споров между сторонниками и противниками независимости Тибета.
По мнению сторонников независимости Тибета [ ВОЗ? ] Тибет был отдельной нацией и независимым государством между падением Монгольской империи в 1368 году и подчинением династии Цин в 1720 году; и снова между падением династии Цин в 1912 году и ее присоединением к КНР в 1951 году. [ нужна ссылка ] Более того, даже в периоды номинального подчинения Юаня и Цин Тибет был в значительной степени самоуправляющимся . [ нужна ссылка ] Таким образом, Центральная тибетская администрация (ЦТА) считает нынешнее правление КНР в Тибете нелегитимным, мотивированным исключительно природными ресурсами и стратегической ценностью Тибета, а также нарушающим как исторический статус Тибета как независимой страны, так и права тибетского народа. к самоопределению . [ нужна ссылка ] Это также указывает на автократическую политику КНР , политику «разделяй и властвуй» , а также политику ассимиляции, рассматривая ее как пример империализма, стремящегося уничтожить особый этнический состав, культуру и идентичность Тибета, тем самым закрепляя его как неделимую часть Китая. [ нужна ссылка ] После падения династии Цин Монголия и Тибет провозгласили независимость и признали друг друга таковыми. [ нужна ссылка ]
С другой стороны, противники [ ВОЗ? ] утверждают, что КНР правит Тибетом на законных основаниях, заявляя, что Тибет был частью китайской истории с VII века, поскольку Тибетская империя имела тесные контакты с китайскими династиями посредством королевских браков. В дополнение к фактической власти, которой с тех пор обладают китайцы, завоевание династией Юань в 13 веке и то, что все последующие китайские правительства ( династия Мин , династия Цин , Китайская Республика и Китайская Народная Республика) осуществляли суверенитет де-юре. власть над Тибетом. [ нужна ссылка ]
Кроме того, поскольку эта позиция утверждает, что ни одна страна не дала Тибету дипломатического признания в период с 1912 по 1950 год, они говорят, что Китай при правительстве Китайской Республики продолжал сохранять суверенитет над регионом, а сами лидеры Тибета признали суверенитет Китая, отправив делегаты на следующие заседания: Редакционный комитет новой конституции Китайской Республики в 1925 году, Национальное собрание Китайской Республики в 1931 году, Четвертый национальный конгресс Гоминьдана в 1931 году, Национальное Учредительное собрание Китайской Республики. , который разработал новую китайскую конституцию в 1946 году, и, наконец, другому Национальному собранию для разработки новой китайской конституции в 1948 году. [25] Наконец, некоторые внутри КНР [ ВОЗ? ] рассматривает все движения, направленные на прекращение китайского суверенитета в Тибете, начиная с экспедиции 1904 года в ЦТА сегодня, как одну взаимосвязанную кампанию, подстрекаемую злонамеренными западными державами, направленную на разрушение целостности и суверенитета Китая, тем самым ослабляя позиции Китая в мире. КНР также указывает на то, что она называет автократической и теократической политикой правительства Тибета до 1959 года, а также на его отказ от Южного Тибета , на который Китай претендует как на часть исторического Тибета, , а оккупированного Индией также на ассоциацию Далай-ламы. с Индией, и поэтому утверждает, что ЦТА не имеет моральной легитимности для управления Тибетом. [ нужна ссылка ]
Позиции по Тибету после 1950 г.
[ редактировать ]Тибетские изгнанники обычно говорят, что число погибших в результате « большого скачка» , насилия или других противоестественных причин с 1950 года составляет примерно 1,2 миллиона человек. [26] Однако эта цифра спорна. По словам Патрика Френча , сторонника тибетского дела, который имел возможность просмотреть данные и расчеты, оценка ненадежна, поскольку тибетцы не смогли достаточно хорошо обработать данные, чтобы получить достоверную сумму, при этом многие люди удваивают или утраивают посчитал. Однако было много жертв, возможно, до 400 000 человек. [27] Эта цифра экстраполирована на основе расчетов Уоррена В. Смита, сделанных на основе отчетов о переписи населения Тибета, которые показывают 200 000 «пропавших без вести» из Тибета. [28] Даже антикоммунистические ресурсы, такие как «Черная книга коммунизма», выражают сомнение в цифре в 1,2 миллиона, но отмечают, что, согласно китайской переписи населения, общая численность этнических тибетцев в КНР составляла 2,8 миллиона в 1953 году, а в 1953 году — только 2,5 миллиона. 1964. В нем приводится цифра в 800 000 смертей и утверждается, что около 10% тибетцев были интернированы, и лишь немногие выжили. [29] По оценкам китайских демографов , 90 000 из 300 000 «пропавших без вести» тибетцев покинули регион. [30]
Центральная тибетская администрация также заявляет, что миллионы китайских иммигрантов в ТАР разбавляют тибетцев как в культурном отношении, так и посредством смешанных браков. [ нужна ссылка ] Группы изгнанников говорят, что, несмотря на недавние попытки восстановить облик самобытной тибетской культуры для привлечения туризма, традиционный тибетский образ жизни теперь безвозвратно изменился. [ нужна ссылка ] Сообщается также, что когда Ху Яобан , генеральный секретарь Коммунистической партии Китая , посетил Лхасу в 1980 году, он был недоволен, когда узнал, что регион находится позади соседних провинций. Были проведены реформы, [ нужна ссылка ] и с тех пор политика центрального правительства в Тибете предоставила большую часть религиозных свобод, но монахов и монахинь иногда заключали в тюрьму. [31] и многие тибетцы (в основном монахи и монахини) ежегодно покидали Тибет. [ нужна ссылка ]
Правительство КНР утверждает, что население Тибета в 1737 году составляло около 8 миллионов человек. В нем утверждается, что из-за «отсталого» правления местной теократии в следующие двести лет произошло быстрое сокращение населения, и в 1959 году население составляло всего около одного миллиона. [32] Сегодня население Большого Тибета составляет 7,3 миллиона человек, из которых 5 миллионов — этнические тибетцы, согласно переписи 2000 года. По мнению КНР, рост рассматривается как результат отмены теократии и внедрения современного, более высокого уровня жизни. [ нужна ссылка ] Основываясь на данных переписи населения, КНР также отвергает утверждения о том, что тибетцев наводняют ханьские китайцы; вместо этого КНР заявляет, что граница Большого Тибета, проведенная правительством Тибета в изгнании, настолько велика, что включает в себя такие регионы, как Синин, которые вообще не являются традиционно тибетскими, тем самым преувеличивая количество нетибетцев. [ нужна ссылка ]
Правительство КНР также отвергает утверждения об ухудшении жизни тибетцев, указывая на права, которыми пользуется тибетский язык в образовании и в судах, и заявляет, что жизнь тибетцев значительно улучшилась по сравнению с правлением Далай-ламы до 1950 года. [33] Обычно упоминаемые преимущества включают: ВВП Тибетского автономного района (ТАР) сегодня в 30 раз превышает тот, который был до 1950 года; здесь имеется 22 500 км автодорог, построенных с 1950 года; все светское образование в регионе было создано после интеграции в КНР; имеется 25 научно-исследовательских институтов, все построены КНР; детская смертность снизилась с 43% в 1950 году до 0,661% в 2000 году; ожидаемая продолжительность жизни выросла с 35,5 лет в 1950 году до 67 лет в 2000 году; сбор и публикация традиционного эпоса о царе Гесаре , который является самой длинной эпической поэмой в мире и раньше передавался только устно; выделение 300 миллионов юаней с 1980-х годов на содержание и защиту тибетских монастырей. [33]
Поддерживающие организации
[ редактировать ]К организациям, поддерживающим движение за независимость Тибета, относятся:
- Конгресс тибетской молодежи – расположенный в Дхарамсале , резиденции правительства Тибета в изгнании в Индии , насчитывает 30 000 членов. [34]
- Международное движение за независимость Тибета – расположено в Индиане , США . Она была основана в марте 1995 года и в настоящее время является некоммерческой организацией 501(c)(3) для информирования о независимости Тибета. [35]
- Международная тибетская организация помощи. Расположенная в Амстердаме , Нидерланды , эта организация была основана в 2004 году. [ нужна ссылка ]
Однако Тензин Гьяцо , нынешний Далай-лама , духовный лидер тибетских буддистов, больше не призывает к независимости. Он выступал на многих международных площадках, включая Конгресс США и Европейский парламент . В 1987 году он также начал кампанию за мирное решение вопроса о статусе Тибета и с тех пор выступает за то, чтобы Тибет не стал независимым, а чтобы ему была предоставлена значительная автономия в составе Китайской Народной Республики . Этот подход известен как «Срединный путь». [36] В ноябре 2017 года он заявил, что «прошлое осталось прошлым» и что, по его мнению, Китай после открытия своей экономики изменился на 40–50 процентов по сравнению с тем, что было раньше. Он утверждал, что тибетцы не хотят независимости, а вместо этого хотят остаться и получить больше экономического развития от Китая. [4] [3] В октябре 2020 года он заявил, что не поддерживает независимость Тибета и надеется посетить Китай в качестве лауреата Нобелевской премии. Он сказал: «Я предпочитаю концепцию «республики» в Китайской Народной Республике. В концепции республики этнические меньшинства подобны тибетцам, монголам, маньчжурам и синьцзян-уйгурам, и мы можем жить в гармонии». [37]
Некоторые организации либо поддерживают «Срединный путь», либо не занимают определенную позицию в отношении того, поддерживают ли они независимость или большую автономию. К таким организациям относятся:
- Кампания за свободный Тибет – расположенная в Лондоне , Великобритания , образованная в 1987 году, выступает за право тибетцев определять свое будущее и будущее своей страны. [38]
- Международная сеть поддержки Тибета – расположена в Лондоне , Великобритания , создана в 2000 году и является головной организацией для организаций, связанных с Тибетом, во всем мире. [ нужна ссылка ]
- Шив Ганга Видья Мандир, Фафамау, Аллахабад организовал митинг солидарности за свободу Тибета в Аллахабаде 9 апреля 2016 года, собрав более 3000 участников. [39]
Поддержка знаменитостей, концерты свободы и осведомленность общественности
[ редактировать ]Движение за независимость Тибета стало знаменитым в США и Европе, поскольку слова «Свободный Тибет» и тибетский флаг получили всемирную известность в прессе и общественном сознании, начиная с 1987 года. [40] Движение набрало силу и народную поддержку на западе с 1987 по 2008 год, вплоть до тибетских волнений 2008 года . Первоначальной искрой осознания идеи «Свободного Тибета» и тибетского флага, вероятно, стали уличные демонстрации, в частности, демонстрация в Оттаве 1986 года в Канаде. [41]
В конце концов, флаг Тибета и слова были напечатаны по всему миру на футболках, подушках, кружках, закладках, значках, браслетах, сумках и других товарах, и почти все жители Запада узнали о причине независимости Тибета.
Движение «Свободный Тибет» поддерживают некоторые знаменитости, такие как Ричард Гир и Пэрис Хилтон . [42]
Британский комик Рассел Брэнд также иногда упоминает о своей поддержке движения в своем шоу на BBC Radio 2 . Ричард Гир – один из самых ярых сторонников движения и председатель совета директоров Международной кампании за Тибет . Актриса Шэрон Стоун вызвала серьезные споры, когда предположила, что землетрясение в провинции Сычуань в 2008 году могло быть результатом «плохой кармы», поскольку китайцы «нехорошо относятся к Далай-ламе , который является моим хорошим другом». [43] Далай-лама подтвердил, что не разделяет взглядов Стоуна, хотя и подтвердил, что «встретился с дамой». [44]
Американский актер и мастер боевых искусств Стивен Сигал на протяжении нескольких десятилетий активно поддерживает независимость Тибета и регулярно делает пожертвования в различные тибетские благотворительные организации по всему миру. [45] признал его Тибетский лама Пенор Ринпоче реинкарнацией тулку Чунгдрага Дордже , открывателя сокровищ монастыря Пальюл. Он также утверждает, что обладает особой способностью ясновидения ; в интервью в ноябре 2006 года он заявил: «Я родился совсем другим, ясновидящим и целителем». [46]
Фонд Миларепы — это организация, которая организует концерты для популяризации движения за независимость Тибета. Фонд был назван в честь Миларепы , почитаемого тибетского йогина XI века, который использовал музыку для просвещения людей. Первоначально он был создан для выплаты гонораров за Beastie Boys альбом Ill Communication в 1994 году в пользу тибетских монахов, которые использовали сэмплы для двух песен. Организаторы Фонда Миларепы также присоединились к Beastie Boys, когда они возглавили тур Lollapalooza Tour 1994 года. Вдохновленные этим туром, они начали организовывать концерт в поддержку независимости Тибета в стиле Live Aid .
Организованный в июне 1996 года первый концерт (в Сан-Франциско ) открылся исландской певицей Бьорк и включал в себя такие группы, как Radiohead , The Smashing Pumpkins , Cibo Matto , Rage Against the Machine , Red Hot Chili Peppers и De La Soul . [47] [48] [49] Концерты продолжались еще три года, что помогло привлечь внимание к движению за независимость Тибета. Сообщается также, что это привело к росту организаций независимости Тибета, таких как «Студенты за свободный Тибет» и «Кампания за свободный Тибет» во всем мире. [50]
Gorillaz , виртуальная группа, продемонстрировала поддержку через телевизионный ролик, в котором анимированный фронтмен 2D медитирует с другими сторонниками возле посольства Китая, после чего последовало краткое сообщение, призывающее людей присоединиться к кампании за свободный Тибет . Кроме того, во время голографического выступления « Клинта Иствуда » 2D носит рубашку с надписью «СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ». [51]
Во время Льеж-Бастонь-Льеж в 2008 году велогонки австралийский гонщик Кэдел Эванс носил нижнюю рубашку с надписью «Свободный Тибет», что привлекло внимание к движению за несколько месяцев до летних Олимпийских игр 2008 года , проходивших в Пекине . [52]
В 2011 году в индийском фильме «Рокзвезда» был изображен плакат с лозунгом «Свободный Тибет» в Садда Хак песне . В клипе на песню были показаны люди, размахивающие флагом Свободного Тибета на заднем плане. Это вызвало спор между Центральным советом по сертификации фильмов и кинорежиссером Имтиазом Али, когда Совет приказал Али размыть флаг и лозунг «Свободный Тибет» перед тем, как фильм выйдет в кинотеатр, но режиссер отказался это сделать. Однако Али пришлось удалить этот эпизод из видео, чтобы провести цензуру фильма. Удаление тибетского флага из видео вызвало широкие протесты в Тибете , Дхарамсале и Ченнаи .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Перечислены в хронологическом порядке;
- Тибет: дорога вперед , Дава Норбу, 1997 г., издательство HarperCollins, Индия, ISBN 978-0-712-670630
- Дракон в стране снегов , Церинг Шакья , 1999, издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-11814-9
- Тибет: история Сэма ван Шайка , 2011 Издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-154047
См. также
[ редактировать ]- Список активных сепаратистских движений
- Тибет под властью Юаня
- Китайско-тибетские отношения во времена династии Мин
- Тибет под властью Цин
- Отношения покровителя и священника
- Тибет (1912–51)
- Договор о дружбе и союзе между правительством Монголии и Тибетом
- Протесты и восстания в Тибете с 1950 года.
- Сецессия в Китае
- Позитивные действия в Китае
- Права человека этнических меньшинств в Китае
- Бойкотировать китайскую продукцию
- Студенты за свободный Тибет
- Китаизация Тибета
- Нация без гражданства
- Расизм в Китае
- Этнические конфликты в Казахстане
- Уйгуристан (значения)
- Этнические меньшинства в Китае
- Этнические проблемы в Китае
- Местный этнический национализм
- Список этнических групп в Китае
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Уоррен В. (2008). Тибет Китая?: автономия или ассимиляция . Роуман и Литтлфилд . п. 214. ИСБН 978-0-7425-3989-1 .
- ^ От Далай-ламы необходимы разумные требования .
- ^ Jump up to: а б ПТИ (23 ноября 2017 г.). «Тибет хочет остаться с Китаем и стремится к развитию: Далай-лама» . Квинт . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б « Прошлое есть прошлое»: Далай-лама говорит, что Тибет хочет остаться с Китаем, хочет развития» . Индостан Таймс . 23 ноября 2017 года . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Деньги 2011 , с. 30.
- ^ С 2009 г. , с. 81.
- ^ Дай 2009 , стр. 81–2.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 412.
- ^ Равски 1998 , с. 251.
- ^ Дабрингхаус 2014 , с. 123.
- ^ Да, 2009 , с. 60.
- ^ Да, 2013 , с. 283.
- ^ Смит, Тибет , с. 162
- ^ Гольдштейн, История , с. 830
- ^ Смит, Тибет , с. 175
- ^ Джонатан Ниман Липман (2004). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 167. ИСБН 0-295-97644-6 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ «ЦРУ оказало помощь тибетским изгнанникам в 60-х годах, как показывают файлы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 сентября 2013 г.
В своей автобиографии 1990 года «Свобода в изгнании» Далай-лама объяснил, что два его брата вступили в контакт с ЦРУ во время поездки в Индию в 1956 году. ЦРУ согласилось помочь «не потому, что их заботило независимость Тибета, а как часть об их всемирных усилиях по дестабилизации всех коммунистических правительств», — написал Далай-лама.
- ^ Тайная война ЦРУ в Тибете, Кеннет Конбой, Джеймс Моррисон, Университетское издательство Канзаса, 2002.
- ^ Виньял, Сидней. Шпион на крыше мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Лайонс и Берфорд, 1996. ISBN 1-55821-558-1
- ^ Шакья, Церинг, Дракон в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года , Лондон: Пимлико, 1999. ISBN 0-7126-6533-1 . См. стр. 177
- ^ Конбой, Кеннет; Моррисон, Джеймс, Секретная война ЦРУ в Тибете. Архивировано 29 марта 2012 года в Wayback Machine , Лоуренс: University Press of Kansas, 2002. ISBN 0-7006-1159-2
- ↑ Группа Далай-ламы заявляет, что получила деньги от ЦРУ , The New York Times , 2 октября 1998 г. Проверено 29 марта 2008 г.
- ^ Грюнфельд, А. Том, «Переоценка тибетской политики» (Вашингтон, округ Колумбия: Внешняя политика в фокусе, 12 октября 2005 г.)
- ^ Jump up to: а б с д «ЦРУ оказало помощь тибетским изгнанникам в 60-е годы, как показывают файлы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 сентября 2013 г.
Бюджетные данные по тибетской программе ЦРУ содержатся в записке от 9 января 1964 года. Очевидно, она была написана для обоснования продолжения финансирования тайной разведывательной операции. «Поддержка 2100 тибетских партизан, базирующихся в Непале: 500 000 долларов», — говорится в документе. «Субсидия Далай-ламе: 180 000 долларов». После перечисления нескольких других затрат делается вывод: «Всего: 1 735 000 долларов». Файлы показывают, что вскоре после этого этот бюджетный запрос был одобрен.
- ^ Стал ли Тибет независимой страной после революции 1911 года? (на китайском языке). Посольство КНР в РК. Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ «Права человека» . Центральная тибетская администрация . 2 февраля 1996 года. Архивировано из оригинала 29 июня 1998 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Французский, Тибет , стр. 278–82.
- ^ Смит, Тибетский , с. 600
- ^ Internment Est: стр. 545, цитирует Кьюли, Тибет, стр. 255; Тибетская смерть: стр. 546, Черная книга , ISBN 978-0-674-07608-2
- ^ Хао, Ян (март 2000 г.). «Тибетское население в Китае: пересмотр мифов и фактов» (PDF) . Азиатская национальность . 1 (1): 24. дои : 10.1080/146313600115054 . S2CID 18471490 . Проверено 25 апреля 2008 г.
- ^ «Кто такие Драпчи 14?» . Amnesty International USA Group 133. 4 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2004 г. Проверено 25 апреля 2008 г.
- ^ «Нарушение конституции под предлогом религии» . Тибет.cn. 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2009 г. . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Правительственные официальные документы: достижения модернизации Тибета» . China.org.cn . Проверено 25 апреля 2008 г.
- ^ Вакс, Эмили (23 ноября 2008 г.). «Изгнанные тибетцы взвешивают борьбу за свободу» . Вашингтон Пост . Проверено 12 декабря 2012 г.
- ^ «Профессор государственного университета Болла возглавляет движение за независимость» . ВИБК . 4 июня 2008 г.
- ^ Макдональд, Хэмиш (15 марта 2005 г.). «Тибет — часть Китая: Далай-лама» . Возраст . Фэрфакс . Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ Ся, Сяохуа. "Далай-лама подчеркивает, что не поддерживает независимость Тибета и надеется посетить Китай в качестве лауреата Нобелевской премии" . РФА . Архивировано из оригинала 2 октября 2020 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ «О Свободном Тибете | Свободный Тибет» . www.freetibet.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Школа Аллахабада проводит митинг солидарности с Тибетом в День восстания» . Центральная тибетская администрация . 10 марта 2017 г. Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ «Программа просмотра Ngram Google Книг» . book.google.com . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Новости-Тибет . Офис Тибета. 1986.
- ^ Перлофф, Джеймс. «Тибет отмечает 50-летие Лхасского восстания» . Новый американец . Проверено 3 марта 2011 г. (размещено на буддийском канале).
- ^ «Высказывания Шэрон Стоун о карме землетрясения вызывают гнев в Китае» . АФП . 27 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 г. . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ «Далай-лама по-прежнему «хороший друг» Стоуна » . независимый.т.е. 28 февраля 2014 года . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Карреон, Чарльз. «Стивен Сигал выходит из буддийской чулана» . Архивировано из оригинала 21 июня 2007 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Ринпоче, Пенор. «Стивен Сигал – «Лама действия» » . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ «Бьорк Тибет Крик: может последовать внесение в черный список» . Небесные новости. 7 марта 2008 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Браун, Дэвид (31 октября 1997 г.). «Подстрекательство и звук» . Развлекательный еженедельник . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ «Почему только свободный Тибет? Как насчет свободного Китая?» . Поп имеет значение . 21 июля 2004 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Джордж, Мэтью. «Концерт свободы Тибета» . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ См . «Фаза первая: уничтожение знаменитостей» , «Фаза первая: уничтожение знаменитостей». Архивировано 14 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Эванс готовится к бесплатному туру по Тибету» . Сидней Морнинг Геральд . 13 июня 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Чарльз (2004). Дуэль в снегах: правдивая история миссии Янгхасбенда в Лхасу . Лондон: Джон Мюррей, 2004. ISBN 978-0-7195-5427-8 .
- Белл, Чарльз (1924). Тибет: прошлое и настоящее. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Куртуа, Стефан; Марк Крамер; и др. (1999). Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-07608-2 .
- Френч, Патрик (2002). Тибет, Тибет: личная история . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 1-4000-4100-7 .
- Маккей, Алекс (1997). Тибет и британское владычество: пограничные кадры 1904–1947. Лондон: Керзон. ISBN 978-0-7007-0627-3 .
- Шакья, Церинг (1999). Дракон в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-11814-9 .
- Смит, Уоррен В. (младший) (1996). Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений. Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 978-0-8133-3155-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дауман, Кейт (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника. Рутледж и Кеган Пол. Лондон, ISBN 978-0-7102-1370-9 . Нью-Йорк, ISBN 978-0-14-019118-9 .
- Данэм, Микель (2004). Воины Будды: история поддерживаемых ЦРУ борцов за свободу, вторжения китайских коммунистов и окончательного падения Тибета. Группа Пингвин, ISBN 978-1-58542-348-4 .
- Гольдштейн, Мелвин К.; с помощью Гелека Римпче. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства. Издательство Мунширам Манохарлал (1993), ISBN 978-81-215-0582-6 . Калифорнийский университет (1991 г.), ISBN 978-0-520-07590-0 .
- Грюнфилд, Том (1996). Создание современного Тибета. ISBN 978-1-56324-713-2 .
- Норбу, Тубтен Джигме; Тернбулл, Колин (1968). Тибет: его история, религия и люди. Перепечатка: Penguin Books (1987).
- Пачен, Ани; Доннели, Аделаида (2000). Гора Скорби: Путешествие тибетской монахини-воительницы. Коданша Америка, Инк. ISBN 978-1-56836-294-6 .
- Пауэрс, Джон (2000). Движение за свободный Тибет: избирательное повествование. Журнал буддийской этики 7
- Сэмюэл, Джеффри (1993). Цивилизованные шаманы: буддизм в тибетских обществах. Смитсоновский институт ISBN 978-1-56098-231-9 .
- Шелл, Орвилл (2000). Виртуальный Тибет: В поисках Шангри-Ла от Гималаев до Голливуда. Генри Холт. ISBN 978-0-8050-4381-5 .
- Штейн, Р.А. (1962). Тибетская цивилизация. Впервые опубликовано на французском языке; Английский перевод Дж. Э. Стэплтона Драйвера. Перепечатка: Stanford University Press (с небольшими изменениями из издания Faber & Faber 1977 года), 1995. ISBN 978-0-8047-0806-7 .
- Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, главы 17 и 18. ISBN 978-1-55365-269-4 . [1]
- Турман, Роберт (2002). Роберт Турман о Тибете. DVD. АСИН B00005Y722.
- Уилби, Соррел (1988). Путешествие по Тибету: путь молодой женщины длиной 1900 миль по крыше мира. Современные книги. ISBN 978-0-8092-4608-3 .
- Уилсон, Брэндон (2005). Блюз с маслом яка: Тибетский путь веры. Рассказы паломника. ISBN 978-0-9770536-6-7 , ISBN 978-0-9770536-7-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вместе за Тибет мы стоим. Архивировано 9 июня 2023 года в Wayback Machine.
- Международное движение за независимость Тибета. Архивировано 16 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- Независимая тибетская сеть
- Международная кампания за Тибет
- Кампания за свободный Тибет
- Студенты за свободный Тибет
- Конгресс тибетской молодежи
- Центральная тибетская администрация
- Тибетское общество