Jump to content

Разделяй и властвуй

Традиция приписывает происхождение девиза Филиппу II Македонскому : греческий : διαίρει καὶ βασίλευε diírei kài basíleue , на древнегреческом языке , что означает «разделяй и властвуй».

«разделяй и властвуй» Политика ( лат . «разделяй и властвуй» ), или «разделяй и властвуй» , в политике и социологии заключается в завоевании и поддержании власти , вызывая разногласия. Это включает в себя использование существующих разногласий внутри политической группы ее политическими противниками, а также преднамеренное создание или усиление таких разногласий.

Стратегия, но не фраза, применима во многих древних случаях: существует пример Авла Габиния , разделившего еврейскую нацию на пять конвенций, о котором сообщает Флавий Иосиф в книге I, 169–170 « Иудейской войны » ( De bello Judaico ). [1] Страбон также сообщает в Geographica , 8.7.3. [2] что Ахейский союз постепенно распался, когда стал частью римской провинции Македонии , так как римляне относились к различным государствам по-разному, желая сохранить одни и уничтожить другие. [ нужна ссылка ]

Элементы этой техники включают в себя: [ нужна ссылка ]

  • создание или поощрение разногласий между подданными, чтобы предотвратить союзы, которые могли бы бросить вызов суверену, и распределение сил так, чтобы они подавляли друг друга.
  • помощь и продвижение тех, кто готов сотрудничать с сувереном
  • воспитание недоверия и вражды между местными правителями
  • поощрение бессмысленных расходов, которые уменьшают возможности политических и военных расходов

Использование фразы [ править ]

Использование этой техники призвано дать суверену возможность контролировать подданных, население или фракции с различными интересами, которые коллективно могут противостоять его правлению. Никколо Макиавелли определяет аналогичное применение к военной стратегии, давая советы в VI книге « Искусство войны» (1521 г.). [3] капитан должен стараться каждым своим действием разделить силы противника. Макиавелли советует добиться этого, либо заставив его с подозрением относиться к своим людям, которым он доверял, либо дав ему повод разделить свои силы и из-за этого стать слабее.

Принцип «разделяй и властвуй» приписывают Филиппу II Македонскому . [ нужна ссылка ] Его использовал римский правитель Юлий Цезарь. [ нужна ссылка ] и французский император Наполеон (вместе с принципом « разделяй ut regnes») . [ нужна ссылка ]

Стратегия разделения и правления приписывалась правителям, начиная от Людовика XI во Франции и заканчивая Домом Габсбургов . Эдвард Кок осуждает это в Главе I Четвертой части Институтов законодательства Англии спросили, , сообщая, что, когда лорды и палаты общин что может быть для них основным мотивом для достижения хорошего успеха в парламенте , на него был дан ответ: « Eritis insuperabiles, si fueritis inseparabiles. Explosum est illud diverbium: Divide, & impera, cum radix & vertex imperii in obedientium consensu rata sunt». («Вы были бы непобедимы, если бы были неразделимы. Эта пословица: «Разделяй и властвуй») была отвергнуты, так как корень и вершина власти утверждаются согласием подданных».)

В незначительном варианте сэр Фрэнсис Бэкон написал эту фразу как separa et impera в письме Джеймсу I от 15 февраля 1615 года. Джеймс Мэдисон дал эту рекомендацию в письме Томасу Джефферсону от 24 октября 1787 года: [4] в котором резюмируется тезис The Federalist # 10 : [5]

Divide et impera — третья из трех политических максим в Иммануила Канта книге «Вечный мир» (1795 г.), Приложение I ; остальные — Fac et excusa («Действуй сейчас, а оправдывайся позже») и Si fecisti, nega («Если вы совершить преступление, отрицать его»): «Разделяй и властвуй, порочная аксиома тирании, при определенных (некоторых) условиях является единственной политикой, с помощью которой республикой можно управлять на справедливых принципах». [6] Кант использует эту тактику, описывая черты «политического моралиста».

В экономике эта концепция также упоминается как стратегия сегментации рынка, позволяющая получить максимальную отдачу от игроков на конкурентном рынке. [7]

Внешняя политика [ править ]

Государства могут использовать принцип «разделяй и властвуй» для ослабления военных союзов противника . Обычно это происходит, когда пропаганда или дезинформация распространяются внутри враждебных государств с целью вызвать сомнения в отношении альянса. Как только альянс ослабнет или распадется, вакуум позволит враждебному государству достичь военного господства .

Стратегия «разделяй и властвуй» аналогична понятию стратегии клина (дипломатии) .

Примеры [ править ]

Некоторые аналитики утверждают, что Соединенные Штаты реализуют эту стратегию на Ближнем Востоке 21-го века посредством предполагаемой эскалации суннитско-шиитского конфликта . Британский журналист Нафиз Ахмед процитировал исследование RAND Corporation 2008 года для Вооруженных сил США , в котором в качестве возможной стратегии против мусульманского мира в «долгой войне» рекомендовалось «разделяй и властвуй» . [8]

Современные российские дела также имеют характеристики стратегии «разделяй и властвуй». Применяется внутри страны для обеспечения власти Владимира Путина в России. [9] он используется за рубежом в российских кампаниях по дезинформации для достижения «безопасности режима, доминирования в ближнем зарубежье России и статуса России как мировой державы». [10]

Политика [ править ]

В политике эта концепция относится к стратегии, которая разрушает существующие структуры власти и особенно предотвращает объединение более мелких властных групп, вызывая соперничество и разжигая раздоры среди людей, чтобы предотвратить восстание против элит или людей, реализующих эту стратегию. Цель состоит в том, чтобы либо настроить низшие классы против самих себя, чтобы предотвратить революцию , либо обеспечить желаемое решение растущего разногласия, которое усиливает власть элит. [11]

Принцип « разделяй и властвуй » приводится как общий в политике Траяно Боккалини в «Политическом балансе» . [12]

Психопатия на рабочем месте [ править ]

Клайв Р. Бодди обнаружил, что стратегия «разделяй и властвуй» была распространенной стратегией корпоративных психопатов, используемой в качестве дымовой завесы для консолидации и продвижения своей власти в корпоративной иерархии. [13]

Исторические примеры [ править ]

Азия [ править ]

Монгольская империя [ править ]

В то время как монголы импортировали мусульман из Центральной Азии в качестве администраторов в Китае , монголы также посылали ханьцев и киданей из Китая, чтобы они служили администраторами над мусульманским населением в Бухаре в Центральной Азии, используя иностранцев для ограничения власти местных народов обеих стран. земли. [14]

Британская Индия [ править ]

Некоторые индийские историки, такие как политик Шаши Тхарур , утверждают, что британское владычество часто использовало эту тактику для консолидации своего правления и предотвращения возникновения движения за независимость Индии , цитируя лорда Эльфинстона, который сказал, что « Разделяй и властвуй» было старым римским изречением, и оно должно быть нашим». [15] Обзор британского историка Джона Уилсона, опубликованный в литературном приложении Times, предполагает, что, хотя в целом это было так, более детальный подход мог бы быть ближе к фактам. [16] С другой стороны, сторонники хиндутвы , идеологии нынешнего и недавнего индийского правительства на протяжении многих лет, решительно подчеркивают индуистско-мусульманский конфликт, уходящий вглубь веков до прихода британцев.

Классическую националистическую позицию выразил индийский юрист и сторонник воссоединения Индии Маркандей Катью , написавший в пакистанской газете The Nation в 2013 году: [17]

До 1857 года в Индии не было коммунальных проблем; все межобщинные беспорядки и вражда начались после 1857 года. Несомненно, даже до 1857 года существовали различия между индуистами и мусульманами: индуисты ходили в храмы, а мусульмане - в мечети, но враждебности не было. Фактически, индуисты и мусульмане помогали друг другу; Индусы участвовали в праздновании Ид , а мусульмане – в Холи и Дивали . Мусульманские правители, такие как Моголы , Наваб Авада и Муршидабада , Типу Султан и т. д., были полностью светскими; они организовывали Рамлилы , участвовали в Холи, Дивали и т. д. Нежные письма Галиба своим друзьям-индуистам, таким как Мунши Шив Наралн Арам, Хар Гопал Тофта и т. д., свидетельствуют о привязанности между индуистами и мусульманами в то время. В 1857 году вспыхнуло « Великое восстание », в ходе которого индуисты и мусульмане совместно сражались против британцев. Это настолько потрясло британское правительство, что после подавления мятежа оно решило начать политику «разделяй и властвуй» (см. онлайн «История на службе империализма» Б. Н. Панде). Все общественные беспорядки начались после 1857 года и были искусственно спровоцированы британскими властями. Британский коллекционер тайно звонил индусу Пандит , заплати ему денег и скажи ему выступать против мусульман, и точно так же он тайно позвонит Маулви , заплатит ему денег и скажет ему выступить против индуистов. Этот общественный яд вводился в наше политическое тело год за годом и десятилетие за десятилетием. [17]

Историк Джон Кей занимает противоположную позицию в отношении британской политики и пишет:

Стандартные обвинения в более широком макиавеллианском намерении «разделять и властвовать» и «разжигать индуистско-мусульманскую вражду» предполагают некоторое предчувствие более позднего раздела. В современном контексте они не имеют особого смысла. Принцип «разделяй и властвуй» как руководящая заповедь предполагает предсуществование единого целого. В Индии, политически объединенной только британским правлением – и даже не оппозицией, которую оно породило – такого понятия не существовало. Разделение было фактом жизни. Как Маулана Мухаммед Али позже выразился : «Мы разделяем, а вы правите». Без признания, изучения и принятия такого разделения британское владычество в Индии было бы невозможно установить, не говоря уже о том, чтобы поддерживать. С другой стороны, провоцирование межконфессионального конфликта редко входило в интересы Великобритании. [18]

Генерал С.К. Синха , бывший заместитель начальника штаба армии, пишет, что вопреки тому, что предсказывало понятие «разделяй и властвуй», британская индийская армия была эффективно интегрирована:

Неразделенная армия была уникальным институтом, созданным британцами в Индии... [Все] боевые подразделения, за исключением Горкхов и Гархвали , имели смешанное сочетание мусульман и немусульман. Они вместе воевали и жили мирно, как дружеские товарищи, благодаря верности своим полкам. Политические события, связанные с чрезвычайным положением Конгресса и Мусульманской лиги, на них не повлияли. Индийская армия была полностью аполитичной до 3 июня 1947 года... Фактически, во время Холокоста раздела и до этой даты, как мусульманские, так и немусульманские солдаты оставались совершенно беспристрастными в борьбе с межобщинным насилием. После 3 июня 1947 года ситуация начала меняться. [19]

Французский Алжир [ править ]

Кабильский миф — это колониальный образ, который распространялся французскими колонистами во французском Алжире на основе предполагаемой бинарности между арабами и кабильцами , состоящей из набора стереотипов предполагаемых различий между ними. [20] [21] [22]

Миф возник в 19 веке во время французского колониализма в Алжире, утверждая, что кабильцы были более предрасположены, чем арабы, к ассимиляции во «французской цивилизации». [21] [23]

Османская империя [ править ]

Османская империя часто использовала стратегию «разделяй и властвуй», настраивая армян и курдов друг против друга. Эта стратегия больше не работала в Турецкой Республике, поскольку армяне были уничтожены в результате геноцида армян . [24]

Европа [ править ]

Колониализм [ править ]

По словам Ричарда Моррока, западные колонизаторы практикуют четыре тактики «разделяй и властвуй»: [35]

  1. Создание различий внутри целевой группы населения;
  2. Усиление существующих различий;
  3. Использование этих различий в интересах колониальной империи; и
  4. Перенос этих различий в постколониальный период.

Мексика [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, книга I, раздел 159» . Проект Персей . Проверено 27 августа 2011 г.
  2. ^ «Страбон, География, книга 8, глава 7, раздел 1» . Проект Персей . Проверено 27 августа 2011 г.
  3. ^ Макиавелли, Никколо (2003). Томас, Стив (ред.). Искусство войны . Том. 6. Библиотека Университета Аделаиды. Архивировано из оригинала 25 июня 2007 года.
  4. ^ «Конституционное правительство: от Джеймса Мэдисона к Томасу Джефферсону» . Пресс-pubs.uchicago.edu . Проверено 27 августа 2011 г.
  5. ^ «Федералист №10» . сайт конституции.org .
  6. ^ «Иммануил Кант: Вечный мир: Приложение I» . Интернет-библиотека Свободы . Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 года . Проверено 11 октября 2021 г.
  7. ^ Уэббер, Гарри (19 июня 1998 г.). Разделяй и властвуй: ориентируйтесь на своих клиентов посредством сегментации рынка . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-471-17633-6 .
  8. ^ «Пентагон планирует «разделять и властвовать» мусульманским миром» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 29 июня 2018 г.
  9. ^ Реддавей, Питер (2018). Войны внутренней безопасности России: Путин использует принцип «разделяй и властвуй» против своих жестких союзников . Пэлгрейв Поворот. ISBN  978-3319773919 .
  10. ^ Карлсен, Гейр Хаген (8 февраля 2019 г.). «Разделяй и властвуй: десять уроков о российском политическом влиянии в Европе» . Пэлгрейв Коммуникейшнз . 5 (1): 1–14. дои : 10.1057/s41599-019-0227-8 . ISSN   2055-1045 .
  11. ^ Ксиполия, Илья (2016). «Разделяй и властвуй: вертикальные и горизонтальные измерения британского империализма» (PDF) . Критика: Журнал социалистической теории . 44 (3): 221–231. дои : 10.1080/03017605.2016.1199629 . hdl : 2164/9956 . S2CID   148118309 . п. 221.
  12. ^ 1 §136 и 2 §225
  13. ^ Бодди, CR Корпоративные психопаты: разрушители организации (2011)
  14. ^ Бьюэлл, Пол Д. (1979). «Китайско-киданьское управление в Монгольской Бухаре» Азии Журнал истории 13 (2). Издательство Harrassowitz: 137–8. JSTOR   41930343 .
  15. ^ Тхарур, Шаши (2017). Бесславная империя: что британцы сделали с Индией . Херст. п. 101. ИСБН  978-1-84904-808-8 .
  16. ^ Уилсон, Джон, 2016, Индия завоевана: британское владычество и хаос империи , цитируется в обзоре работы Тхарура Элизабет Бюттнер в книге «Долг чести: почему европейское влияние на Индию должно быть полностью признано», Times Literary Supplement , 11 августа 2017 г., стр. 13–14.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маркандей Катю (2 марта 2013 г.). «Правда о Пакистане» . Нация . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 29 января 2019 г.
  18. История Индии , Джон Кей, стр. 464, 2010 г.
  19. ^ Раздел солдат , генерал С.К. Синха, Азиатский век , 2015, [1]
  20. ^ Тилматин, Моханд (1 января 2016 г.). «Французская и испанская колониальная политика в Северной Африке: новый взгляд на кабильский и берберский миф». Международный журнал социологии языка . 2016 (239). дои : 10.1515/ijsl-2016-0006 . ISSN   0165-2516 .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берк, Эдмунд (декабрь 2007 г.). «Франция и классическая социология ислама, 1798–1962». Журнал исследований Северной Африки . 12 (4): 551–561. дои : 10.1080/13629380701633414 . ISSN   1362-9387 .
  22. ^ Сильверстайн, Пол А. (2002), «Кабилский миф: колонизация и создание этнической принадлежности» , From the Margins , Duke University Press, стр. 122–155, doi : 10.1215/9780822383345-005 , ISBN  978-0-8223-2861-2 , получено 30 августа 2022 г.
  23. ^ Берк, Эдмунд III. Этнографическое государство: Франция и изобретение марокканского ислама . п. 33. ISBN  978-0-520-95799-2 . ОСЛК   906782010 .
  24. ^ Четериан, Викен (2016). «Отрицание насилия. Османское прошлое, турецкое настоящее и коллективное насилие против армян 1789–2009 гг., Фатма Мюге Гёчек, Нью-Йорк, Oxford University Press, 2014, стр. 656, 78 долларов США (в твердом переплете), HC 978-0199334209». Национальные документы . 44 (4): 652–654. дои : 10.1080/00905992.2016.1158006 . S2CID   156252380 . Однако, по иронии истории, вместо того, чтобы изгнать армян из восточных провинций, чтобы создать новый дом для балканских мусульманских беженцев, они практически уничтожили армян и консолидировали этническое курдское присутствие в восточной Анатолии. Потеряв способность проводить имперскую политику «разделяй и властвуй», сегодня Турция оказалась лицом к лицу с курдским национализмом.
  25. ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны, 8.46.2.
  26. ^ «Франция: Римское завоевание» . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2015 г. Из-за хронического внутреннего соперничества галльское сопротивление было легко сломлено, хотя Великое восстание Верцингеторикса в 52 г. до н.э. имело заметные успехи.
  27. ^ «Юлий Цезарь: Первый триумвират и завоевание Галлии» . Британская энциклопедия . Проверено 15 февраля 2015 г. Действительно, галльская кавалерия, вероятно, превосходила римскую, всадник за всадником. Военное превосходство Рима заключалось в его владении стратегией, тактикой, дисциплиной и военной инженерией. В Галлии Рим также имел то преимущество, что мог вести дела отдельно с десятками относительно небольших, независимых и отказывающихся сотрудничать государств. Цезарь завоевал их по частям, и согласованная попытка, предпринятая некоторыми из них в 52 г. до н. э., сбросить римское иго, произошла слишком поздно.
  28. ^ Эдмунд Морис, К. (11 декабря 2019 г.). «Революционное движение 1848–1849 годов в Италии, Австро-Венгрии и Германии: с некоторым анализом предыдущих тридцати трех лет» .
  29. ^ Магочи, Пол Роберт (18 июня 2010 г.). История Украины: Земля и ее народы, второе издание . Университет Торонто Пресс. ISBN  9781442698796 .
  30. ^ Гроб-Фицгиббон, Бенджамин (2011). Имперский эндшпиль: грязные войны Британии и конец империи . Пэлгрейв Макмиллан. п. 285. ИСБН  978-0-230-30038-5 .
  31. ^ Джордан, Престон Лим (2018). Эволюция британской борьбы с повстанцами во время Кипрского восстания, 1955–1959 гг . Спрингер. п. 58. ИСБН  9783319916200 .
  32. ^ «Международное правосудие: случай Кипра» . Вашингтон, округ Колумбия: HuffPost . 13 мая 2016 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
  33. ^ МакГриви, Ронан. «100 лет назад в этот день раздел Ирландии был официально оформлен» . Ирландские Таймс . Проверено 4 января 2021 г.
  34. ^ Университет, Стэнфорд (8 марта 2019 г.). «Раздел 1947 года продолжает преследовать Индию и Пакистан» . Стэнфордские новости . Проверено 4 января 2021 г.
  35. ^ Моррок, Ричард (1973). «Наследие раздора: влияние колониальной стратегии «разделяй и властвуй» на колонизированные народы» . Наука и общество . 37 (2): 129–151. ISSN   0036-8237 . JSTOR   40401707 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07fa517c4612414944732c5b95aa7611__1717108260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/11/07fa517c4612414944732c5b95aa7611.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Divide and rule - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)