Разделяй и властвуй
«разделяй и властвуй» Политика ( лат . «разделяй и властвуй» ), или «разделяй и властвуй» , в политике и социологии заключается в завоевании и поддержании власти , вызывая разногласия. Это включает в себя использование существующих разногласий внутри политической группы ее политическими противниками, а также преднамеренное создание или усиление таких разногласий.
Стратегия, но не фраза, применима во многих древних случаях: существует пример Авла Габиния , разделившего еврейскую нацию на пять конвенций, о котором сообщает Флавий Иосиф в книге I, 169–170 « Иудейской войны » ( De bello Judaico ). [1] Страбон также сообщает в Geographica , 8.7.3. [2] что Ахейский союз постепенно распался, когда стал частью римской провинции Македонии , так как римляне относились к различным государствам по-разному, желая сохранить одни и уничтожить другие. [ нужна ссылка ]
Элементы этой техники включают в себя: [ нужна ссылка ]
- создание или поощрение разногласий между подданными, чтобы предотвратить союзы, которые могли бы бросить вызов суверену, и распределение сил так, чтобы они подавляли друг друга.
- помощь и продвижение тех, кто готов сотрудничать с сувереном
- воспитание недоверия и вражды между местными правителями
- поощрение бессмысленных расходов, которые уменьшают возможности политических и военных расходов
Использование фразы [ править ]
Использование этой техники призвано дать суверену возможность контролировать подданных, население или фракции с различными интересами, которые коллективно могут противостоять его правлению. Никколо Макиавелли определяет аналогичное применение к военной стратегии, давая советы в VI книге « Искусство войны» (1521 г.). [3] капитан должен стараться каждым своим действием разделить силы противника. Макиавелли советует добиться этого, либо заставив его с подозрением относиться к своим людям, которым он доверял, либо дав ему повод разделить свои силы и из-за этого стать слабее.
Принцип «разделяй и властвуй» приписывают Филиппу II Македонскому . [ нужна ссылка ] Его использовал римский правитель Юлий Цезарь. [ нужна ссылка ] и французский император Наполеон (вместе с принципом « разделяй ut regnes») . [ нужна ссылка ]
Стратегия разделения и правления приписывалась правителям, начиная от Людовика XI во Франции и заканчивая Домом Габсбургов . Эдвард Кок осуждает это в Главе I Четвертой части Институтов законодательства Англии спросили, , сообщая, что, когда лорды и палаты общин что может быть для них основным мотивом для достижения хорошего успеха в парламенте , на него был дан ответ: « Eritis insuperabiles, si fueritis inseparabiles. Explosum est illud diverbium: Divide, & impera, cum radix & vertex imperii in obedientium consensu rata sunt». («Вы были бы непобедимы, если бы были неразделимы. Эта пословица: «Разделяй и властвуй») была отвергнуты, так как корень и вершина власти утверждаются согласием подданных».)
В незначительном варианте сэр Фрэнсис Бэкон написал эту фразу как separa et impera в письме Джеймсу I от 15 февраля 1615 года. Джеймс Мэдисон дал эту рекомендацию в письме Томасу Джефферсону от 24 октября 1787 года: [4] в котором резюмируется тезис The Federalist # 10 : [5]
Divide et impera — третья из трех политических максим в Иммануила Канта книге «Вечный мир» (1795 г.), Приложение I ; остальные — Fac et excusa («Действуй сейчас, а оправдывайся позже») и Si fecisti, nega («Если вы совершить преступление, отрицать его»): «Разделяй и властвуй, порочная аксиома тирании, при определенных (некоторых) условиях является единственной политикой, с помощью которой республикой можно управлять на справедливых принципах». [6] Кант использует эту тактику, описывая черты «политического моралиста».
В экономике эта концепция также упоминается как стратегия сегментации рынка, позволяющая получить максимальную отдачу от игроков на конкурентном рынке. [7]
Внешняя политика [ править ]
Государства могут использовать принцип «разделяй и властвуй» для ослабления военных союзов противника . Обычно это происходит, когда пропаганда или дезинформация распространяются внутри враждебных государств с целью вызвать сомнения в отношении альянса. Как только альянс ослабнет или распадется, вакуум позволит враждебному государству достичь военного господства .
Стратегия «разделяй и властвуй» аналогична понятию стратегии клина (дипломатии) .
Примеры [ править ]
Некоторые аналитики утверждают, что Соединенные Штаты реализуют эту стратегию на Ближнем Востоке 21-го века посредством предполагаемой эскалации суннитско-шиитского конфликта . Британский журналист Нафиз Ахмед процитировал исследование RAND Corporation 2008 года для Вооруженных сил США , в котором в качестве возможной стратегии против мусульманского мира в «долгой войне» рекомендовалось «разделяй и властвуй» . [8]
Современные российские дела также имеют характеристики стратегии «разделяй и властвуй». Применяется внутри страны для обеспечения власти Владимира Путина в России. [9] он используется за рубежом в российских кампаниях по дезинформации для достижения «безопасности режима, доминирования в ближнем зарубежье России и статуса России как мировой державы». [10]
Политика [ править ]
В политике эта концепция относится к стратегии, которая разрушает существующие структуры власти и особенно предотвращает объединение более мелких властных групп, вызывая соперничество и разжигая раздоры среди людей, чтобы предотвратить восстание против элит или людей, реализующих эту стратегию. Цель состоит в том, чтобы либо настроить низшие классы против самих себя, чтобы предотвратить революцию , либо обеспечить желаемое решение растущего разногласия, которое усиливает власть элит. [11]
Принцип « разделяй и властвуй » приводится как общий в политике Траяно Боккалини в «Политическом балансе» . [12]
Психопатия на рабочем месте [ править ]
Клайв Р. Бодди обнаружил, что стратегия «разделяй и властвуй» была распространенной стратегией корпоративных психопатов, используемой в качестве дымовой завесы для консолидации и продвижения своей власти в корпоративной иерархии. [13]
Исторические примеры [ править ]
Азия [ править ]
Монгольская империя [ править ]
В то время как монголы импортировали мусульман из Центральной Азии в качестве администраторов в Китае , монголы также посылали ханьцев и киданей из Китая, чтобы они служили администраторами над мусульманским населением в Бухаре в Центральной Азии, используя иностранцев для ограничения власти местных народов обеих стран. земли. [14]
Британская Индия [ править ]
Некоторые индийские историки, такие как политик Шаши Тхарур , утверждают, что британское владычество часто использовало эту тактику для консолидации своего правления и предотвращения возникновения движения за независимость Индии , цитируя лорда Эльфинстона, который сказал, что « Разделяй и властвуй» было старым римским изречением, и оно должно быть нашим». [15] Обзор британского историка Джона Уилсона, опубликованный в литературном приложении Times, предполагает, что, хотя в целом это было так, более детальный подход мог бы быть ближе к фактам. [16] С другой стороны, сторонники хиндутвы , идеологии нынешнего и недавнего индийского правительства на протяжении многих лет, решительно подчеркивают индуистско-мусульманский конфликт, уходящий вглубь веков до прихода британцев.
Классическую националистическую позицию выразил индийский юрист и сторонник воссоединения Индии Маркандей Катью , написавший в пакистанской газете The Nation в 2013 году: [17]
До 1857 года в Индии не было коммунальных проблем; все межобщинные беспорядки и вражда начались после 1857 года. Несомненно, даже до 1857 года существовали различия между индуистами и мусульманами: индуисты ходили в храмы, а мусульмане - в мечети, но враждебности не было. Фактически, индуисты и мусульмане помогали друг другу; Индусы участвовали в праздновании Ид , а мусульмане – в Холи и Дивали . Мусульманские правители, такие как Моголы , Наваб Авада и Муршидабада , Типу Султан и т. д., были полностью светскими; они организовывали Рамлилы , участвовали в Холи, Дивали и т. д. Нежные письма Галиба своим друзьям-индуистам, таким как Мунши Шив Наралн Арам, Хар Гопал Тофта и т. д., свидетельствуют о привязанности между индуистами и мусульманами в то время. В 1857 году вспыхнуло « Великое восстание », в ходе которого индуисты и мусульмане совместно сражались против британцев. Это настолько потрясло британское правительство, что после подавления мятежа оно решило начать политику «разделяй и властвуй» (см. онлайн «История на службе империализма» Б. Н. Панде). Все общественные беспорядки начались после 1857 года и были искусственно спровоцированы британскими властями. Британский коллекционер тайно звонил индусу Пандит , заплати ему денег и скажи ему выступать против мусульман, и точно так же он тайно позвонит Маулви , заплатит ему денег и скажет ему выступить против индуистов. Этот общественный яд вводился в наше политическое тело год за годом и десятилетие за десятилетием. [17]
Историк Джон Кей занимает противоположную позицию в отношении британской политики и пишет:
Стандартные обвинения в более широком макиавеллианском намерении «разделять и властвовать» и «разжигать индуистско-мусульманскую вражду» предполагают некоторое предчувствие более позднего раздела. В современном контексте они не имеют особого смысла. Принцип «разделяй и властвуй» как руководящая заповедь предполагает предсуществование единого целого. В Индии, политически объединенной только британским правлением – и даже не оппозицией, которую оно породило – такого понятия не существовало. Разделение было фактом жизни. Как Маулана Мухаммед Али позже выразился : «Мы разделяем, а вы правите». Без признания, изучения и принятия такого разделения британское владычество в Индии было бы невозможно установить, не говоря уже о том, чтобы поддерживать. С другой стороны, провоцирование межконфессионального конфликта редко входило в интересы Великобритании. [18]
Генерал С.К. Синха , бывший заместитель начальника штаба армии, пишет, что вопреки тому, что предсказывало понятие «разделяй и властвуй», британская индийская армия была эффективно интегрирована:
Неразделенная армия была уникальным институтом, созданным британцами в Индии... [Все] боевые подразделения, за исключением Горкхов и Гархвали , имели смешанное сочетание мусульман и немусульман. Они вместе воевали и жили мирно, как дружеские товарищи, благодаря верности своим полкам. Политические события, связанные с чрезвычайным положением Конгресса и Мусульманской лиги, на них не повлияли. Индийская армия была полностью аполитичной до 3 июня 1947 года... Фактически, во время Холокоста раздела и до этой даты, как мусульманские, так и немусульманские солдаты оставались совершенно беспристрастными в борьбе с межобщинным насилием. После 3 июня 1947 года ситуация начала меняться. [19]
Французский Алжир [ править ]
Кабильский миф — это колониальный образ, который распространялся французскими колонистами во французском Алжире на основе предполагаемой бинарности между арабами и кабильцами , состоящей из набора стереотипов предполагаемых различий между ними. [20] [21] [22]
Миф возник в 19 веке во время французского колониализма в Алжире, утверждая, что кабильцы были более предрасположены, чем арабы, к ассимиляции во «французской цивилизации». [21] [23]Османская империя [ править ]
Османская империя часто использовала стратегию «разделяй и властвуй», настраивая армян и курдов друг против друга. Эта стратегия больше не работала в Турецкой Республике, поскольку армяне были уничтожены в результате геноцида армян . [24]
Европа [ править ]
- Геродот ( История, 5.3 ) утверждал, что фракийцы были бы сильнейшей нацией в мире, если бы они объединились.
- Афинский историк Фукидид в своей книге «История Пелопоннесской войны» утверждал, что Алкивиад рекомендовал персидскому государственному деятелю Тиссаферну ослабить Афины и Спарту ради выгоды своей персии. Алкивиад предложил Тиссаферну: « Самый дешевый план состоял в том, чтобы позволить эллинам изнурять друг друга, за небольшую долю расходов и без риска для себя» . [25]
- Тацит в Германии. В главе 33 написано: «Я молюсь, чтобы иностранные народы продолжали ненавидеть друг друга… и удача не может преподнести нам лучшего подарка, чем раздор между нашими врагами».
- Римляне в 168 г. до н. э вторглись в Королевство Македонии с юга и победили царя Персея в битве при Пидне . Затем Македония была разделена на четыре республики, которые были сильно ограничены в отношениях друг с другом и другими эллинскими государствами. Произошла безжалостная чистка, в ходе которой соотечественники осуждали и насильственно депортировали граждан, предположительно настроенных против Рима . [ нужна ссылка ]
- Во время войн Галльских Цезарь смог использовать стратегию «разделяй и властвуй», чтобы легко победить галлов , используя раздробленную природу своего племенного общества. Хотя оставшиеся галлы позже были объединены под властью Верцингеторикса, их сопротивления было недостаточно, чтобы остановить завоевание. [26] [27]
- Во время революций 1848 года правительства, против которых восставали, использовали эту тактику для противодействия повстанцам. [28] [29]
- Стратегия салями лидера венгерских коммунистов Матьяша Ракоши . [ нужна ссылка ]
- Колониальные власти Британского Кипра часто возбуждали турецкое меньшинство , чтобы нейтрализовать волнения греческого большинства . [30] [31] Эта политика намеренно культивировала дальнейшую враждебность между уже разделенным греческим большинством и турецким меньшинством (которое составляет 18% населения) на острове, который остается разделенным по сей день после вторжения Турции с целью создания государства Северный Кипр (которое только дипломатически ). признано Турцией [32]
- Раздел Ирландии в 1921 году был заявлен Дэвидом Ллойд Джорджем как преднамеренная реализация этой стратегии , хотя религиозные разделения в Ирландии были печально известны и существовали давно. [33] Историк из Стэнфорда утверждает , Прия Сатиа что раздел Ирландии был своего рода пробным испытанием раздела Индии в 1947 году . [34]
Колониализм [ править ]
По словам Ричарда Моррока, западные колонизаторы практикуют четыре тактики «разделяй и властвуй»: [35]
- Создание различий внутри целевой группы населения;
- Усиление существующих различий;
- Использование этих различий в интересах колониальной империи; и
- Перенос этих различий в постколониальный период.
Мексика [ править ]
См. также [ править ]
- Мужчине
- Агент-провокатор
- Апартеид
- Астротурфинг
- Черная пропаганда
- Критическая теория
- Алгоритм разделяй и властвуй
- Ложный флаг
- Фронтальная организация
- Крекинг
- Разжигание ненависти
- Демографическая инженерия
- Поражение в деталях
- Дестабилизация
- Политика идентичности
- Окно Овертона
- Свиная бочка
- Продвижение противников
- Психологическая война
- Отвлекающий маневр
- Право завоевания
- Тактика нарезки салями
- Клеветническая кампания
- Дымовая завеса
- Социальная изоляция
- Социальный подрыв
- Стратегия напряжения
- Триангуляция (психология)
- Проблема с клином
Ссылки [ править ]
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, книга I, раздел 159» . Проект Персей . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ «Страбон, География, книга 8, глава 7, раздел 1» . Проект Персей . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ Макиавелли, Никколо (2003). Томас, Стив (ред.). Искусство войны . Том. 6. Библиотека Университета Аделаиды. Архивировано из оригинала 25 июня 2007 года.
- ^ «Конституционное правительство: от Джеймса Мэдисона к Томасу Джефферсону» . Пресс-pubs.uchicago.edu . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ «Федералист №10» . сайт конституции.org .
- ^ «Иммануил Кант: Вечный мир: Приложение I» . Интернет-библиотека Свободы . Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 года . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ Уэббер, Гарри (19 июня 1998 г.). Разделяй и властвуй: ориентируйтесь на своих клиентов посредством сегментации рынка . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-471-17633-6 .
- ^ «Пентагон планирует «разделять и властвовать» мусульманским миром» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ Реддавей, Питер (2018). Войны внутренней безопасности России: Путин использует принцип «разделяй и властвуй» против своих жестких союзников . Пэлгрейв Поворот. ISBN 978-3319773919 .
- ^ Карлсен, Гейр Хаген (8 февраля 2019 г.). «Разделяй и властвуй: десять уроков о российском политическом влиянии в Европе» . Пэлгрейв Коммуникейшнз . 5 (1): 1–14. дои : 10.1057/s41599-019-0227-8 . ISSN 2055-1045 .
- ^ Ксиполия, Илья (2016). «Разделяй и властвуй: вертикальные и горизонтальные измерения британского империализма» (PDF) . Критика: Журнал социалистической теории . 44 (3): 221–231. дои : 10.1080/03017605.2016.1199629 . hdl : 2164/9956 . S2CID 148118309 . п. 221.
- ^ 1 §136 и 2 §225
- ^ Бодди, CR Корпоративные психопаты: разрушители организации (2011)
- ^ Бьюэлл, Пол Д. (1979). «Китайско-киданьское управление в Монгольской Бухаре» Азии Журнал истории 13 (2). Издательство Harrassowitz: 137–8. JSTOR 41930343 .
- ^ Тхарур, Шаши (2017). Бесславная империя: что британцы сделали с Индией . Херст. п. 101. ИСБН 978-1-84904-808-8 .
- ^ Уилсон, Джон, 2016, Индия завоевана: британское владычество и хаос империи , цитируется в обзоре работы Тхарура Элизабет Бюттнер в книге «Долг чести: почему европейское влияние на Индию должно быть полностью признано», Times Literary Supplement , 11 августа 2017 г., стр. 13–14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маркандей Катю (2 марта 2013 г.). «Правда о Пакистане» . Нация . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ↑ История Индии , Джон Кей, стр. 464, 2010 г.
- ^ Раздел солдат , генерал С.К. Синха, Азиатский век , 2015, [1]
- ^ Тилматин, Моханд (1 января 2016 г.). «Французская и испанская колониальная политика в Северной Африке: новый взгляд на кабильский и берберский миф». Международный журнал социологии языка . 2016 (239). дои : 10.1515/ijsl-2016-0006 . ISSN 0165-2516 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берк, Эдмунд (декабрь 2007 г.). «Франция и классическая социология ислама, 1798–1962». Журнал исследований Северной Африки . 12 (4): 551–561. дои : 10.1080/13629380701633414 . ISSN 1362-9387 .
- ^ Сильверстайн, Пол А. (2002), «Кабилский миф: колонизация и создание этнической принадлежности» , From the Margins , Duke University Press, стр. 122–155, doi : 10.1215/9780822383345-005 , ISBN 978-0-8223-2861-2 , получено 30 августа 2022 г.
- ^ Берк, Эдмунд III. Этнографическое государство: Франция и изобретение марокканского ислама . п. 33. ISBN 978-0-520-95799-2 . ОСЛК 906782010 .
- ^ Четериан, Викен (2016). «Отрицание насилия. Османское прошлое, турецкое настоящее и коллективное насилие против армян 1789–2009 гг., Фатма Мюге Гёчек, Нью-Йорк, Oxford University Press, 2014, стр. 656, 78 долларов США (в твердом переплете), HC 978-0199334209». Национальные документы . 44 (4): 652–654. дои : 10.1080/00905992.2016.1158006 . S2CID 156252380 .
Однако, по иронии истории, вместо того, чтобы изгнать армян из восточных провинций, чтобы создать новый дом для балканских мусульманских беженцев, они практически уничтожили армян и консолидировали этническое курдское присутствие в восточной Анатолии. Потеряв способность проводить имперскую политику «разделяй и властвуй», сегодня Турция оказалась лицом к лицу с курдским национализмом.
- ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны, 8.46.2.
- ^ «Франция: Римское завоевание» . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2015 г.
Из-за хронического внутреннего соперничества галльское сопротивление было легко сломлено, хотя Великое восстание Верцингеторикса в 52 г. до н.э. имело заметные успехи.
- ^ «Юлий Цезарь: Первый триумвират и завоевание Галлии» . Британская энциклопедия . Проверено 15 февраля 2015 г.
Действительно, галльская кавалерия, вероятно, превосходила римскую, всадник за всадником. Военное превосходство Рима заключалось в его владении стратегией, тактикой, дисциплиной и военной инженерией. В Галлии Рим также имел то преимущество, что мог вести дела отдельно с десятками относительно небольших, независимых и отказывающихся сотрудничать государств. Цезарь завоевал их по частям, и согласованная попытка, предпринятая некоторыми из них в 52 г. до н. э., сбросить римское иго, произошла слишком поздно.
- ^ Эдмунд Морис, К. (11 декабря 2019 г.). «Революционное движение 1848–1849 годов в Италии, Австро-Венгрии и Германии: с некоторым анализом предыдущих тридцати трех лет» .
- ^ Магочи, Пол Роберт (18 июня 2010 г.). История Украины: Земля и ее народы, второе издание . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781442698796 .
- ^ Гроб-Фицгиббон, Бенджамин (2011). Имперский эндшпиль: грязные войны Британии и конец империи . Пэлгрейв Макмиллан. п. 285. ИСБН 978-0-230-30038-5 .
- ^ Джордан, Престон Лим (2018). Эволюция британской борьбы с повстанцами во время Кипрского восстания, 1955–1959 гг . Спрингер. п. 58. ИСБН 9783319916200 .
- ^ «Международное правосудие: случай Кипра» . Вашингтон, округ Колумбия: HuffPost . 13 мая 2016 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ МакГриви, Ронан. «100 лет назад в этот день раздел Ирландии был официально оформлен» . Ирландские Таймс . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Университет, Стэнфорд (8 марта 2019 г.). «Раздел 1947 года продолжает преследовать Индию и Пакистан» . Стэнфордские новости . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Моррок, Ричард (1973). «Наследие раздора: влияние колониальной стратегии «разделяй и властвуй» на колонизированные народы» . Наука и общество . 37 (2): 129–151. ISSN 0036-8237 . JSTOR 40401707 .