Jump to content

Синдром пчелиной матки

Синдром пчелиной матки — это явление, впервые описанное Кэрол Таврис и двумя сотрудниками в 1973 году. [1] «Пчелиная матка» — уничижительный термин, применяемый к женщинам, добившимся успеха в областях, где традиционно доминируют мужчины. Эти женщины часто приобретают «мужские» черты и дистанцируются от других женщин на рабочем месте, чтобы добиться успеха. [2] Они также могут более критично относиться к подчиненным , если они женщины , и отказываться помогать другим женщинам подниматься по служебной лестнице в целях самосохранения. [3]

Существуют конкурирующие аргументы относительно того, является ли синдром пчелиной матки просто мифом . Некоторые считают, что термин «пчелиная матка» увековечивает устаревшие гендерные стереотипы , тем более что в настоящее время не существует термина, эквивалентного мужскому полу. Сама Таврис выразила сожаление по поводу того, что придумала такое «броское название» для «такой сложной модели поведения». Она объясняет, что этот термин был неправильно истолкован, что привело к ложному пониманию женской динамики на рабочем месте. [4]

Феномен пчелиной матки был задокументирован несколькими исследованиями. [5] [6] Ученые из Университета Торонто предположили, что синдром пчелиной матки может быть причиной того, что женщинам труднее работать с женщинами-менеджерами; не было обнаружено различий в уровне стресса среди работников-мужчин. [7]

Считалось, что одна из причин, по которой поведение «пчелиной матки» так долго оставалось без внимания, заключается в том, что, в отличие от мужчин, когда женщины, занимающие высшие профессиональные должности, выносят суждения о своих подчинённых, часто никому не приходит в голову задаться вопросом, действительно ли это так или нет. представляет собой форму гендерной дискриминации . [6]

Источник

[ редактировать ]

Гендерные стереотипы

[ редактировать ]

Синдром пчелиной матки можно частично объяснить давними гендерными стереотипами в обществе, согласно которым женщинам не хватает традиционных лидерских и ориентированных на достижения качеств (т. е. напористости, решительности), которые часто рассматриваются как синонимы мужественности . Это заставляет женщин-профессионалов перенимать эти качества, особенно в рабочей среде, где мужчины составляют большинство. Поскольку женщинам, особенно цветным, доступно мало первых мест, «пчелиные матки» чувствуют, что им необходимо защищать свое место, демонстрируя «мужские» черты как форму самогруппового дистанцирования. По мнению Наоми Эллемерс и др., «выживание женщин в рабочей среде, где доминируют мужчины, влечет за собой форму индивидуальной мобильности в том смысле, что им приходится доказывать себе и другим, что они не похожи на других женщин, чтобы добиться успеха». [8] В исследовании 1976 года, проведенном Рублом и Хиггинсом , их исследование показало, что, когда женщины находятся в меньшинстве в группе, что часто бывает в профессиональных секторах высокого уровня, они описывают себя в более «мужских» терминах. [9]

В детстве мальчиков приучают быть лидерами и принимать решения, но девочек предупреждают, что если они будут слишком «властными», их не будут любить. В ходе эксперимента Джойс Бененсон она обнаружила, что среди пятилетних детей, участвовавших в конкурентном сценарии, другие мальчики уважали доминирующего мальчика, однако другие девочки не любили доминирующую девочку. [10] В подростковом и взрослом возрасте переход на руководящие должности может стать проблемой для женщин, которым не предоставлены такие же возможности руководить, как их коллеги-мужчины. [11]

В 1994 году В. О'Лири и М.М. Райан утверждали, что успешных женщин можно воспринимать как «пчелиных маток» из-за того, что их сотрудницам трудно видеть в них начальников; рассматривая своих женщин-боссов как женщин, а своих мужчин-боссов как боссов. Они предположили, что, возможно, работницы-женщины предъявляли к своим начальникам-женщинам двойные стандарты , ожидая, что они будут более понимающими, заботливыми и прощающими (традиционные «женские» качества), чем начальники-мужчины. [5]

Женская солидарность или сестринство

[ редактировать ]

Существует предположение, что женщины являются частью негласного сестричества, и когда некоторые женщины продвигаются по служебной лестнице и занимают более влиятельные должности, им приходится перенимать разные качества, чтобы вписаться в них и завоевать уважение — качества, которые менее чем соответствуют солидарности или сестринству. . [ нужна ссылка ] По словам Джуди Вакджман , «...присутствие женщин в мире мужчин зависит от их готовности изменить свое поведение, чтобы стать более похожими на мужчин или восприниматься как более мужские, чем мужчины». У успешных женщин не так уж много вариантов; изменяя свое поведение, чтобы оно больше способствовало лидерству, они отчуждают себя от других женщин и считаются предателями, однако, придерживаясь негласного сестринства, они изо всех сил пытаются добиться профессионального успеха. Когда амбициозные женщины решают сделать все возможное для продвижения по карьерной лестнице, их часто называют «пчелиной маткой» из-за искаженного восприятия женщин, занимающих руководящие и руководящие должности. [5]

На рабочем месте

[ редактировать ]

Недавние исследования предположили, что синдром пчелиной матки может быть продуктом культурных влияний. [2] [12] особенно те, которые связаны с современным рабочим местом. [13] [14] Одно исследование, проведенное в Нидерландах, показало, что женщины, которые проявляли больше всего склонностей к «пчелиной матке», были теми же женщинами, которые в начале своей карьеры сталкивались с самым высоким уровнем гендерной дискриминации. [2] Наоми Эллемерс утверждает , что феномен пчелиных маток является следствием гендерной дискриминации, которой подвергаются женщины, пытающиеся продвинуться по карьерной лестнице. [4] Женщины-пчелиные матки, осознавая, какие жертвы они принесли ради достижения успеха, видят других многообещающих женщин и верят, что они смогут понять, как добиться успеха без посторонней помощи или целого движения, как и они. [4] [15] Эти тенденции самих женщин впоследствии поддерживают барьеры, поддерживаемые профессиональным сексизмом, чтобы не допустить их. Однако когда дело касается женщин аналогичного стажа, «пчелиные матки» оказывают поддержку, полагая, что эти женщины также много работали для своего успеха. [16]

Похоже, что социальная динамика несбалансированной рабочей среды приводит к наибольшей дискриминации. В исследовании 1982 года, проведенном Gutek & Morasch, они обнаружили, что как на рабочих местах, где доминируют женщины, так и на рабочих местах, где доминируют мужчины, женщины подвергаются более высокому уровню гендерной дискриминации и сексуальных домогательств, в отличие от рабочих мест, где количество мужчин и женщин примерно равное. [9]

Исследователи выдвинули гипотезу [12] что поведение пчелиной матки может быть развито женщинами, достигшими руководящих должностей в своих областях, как способ защитить себя от гендерных предубеждений, с которыми сталкиваются на рабочем месте. Дистанцирование от подчиненных-женщин, пытающихся продвинуться по карьерной лестнице, позволяет «пчелиным маткам» общаться со своими коллегами-мужчинами, демонстрируя при этом стереотипно мужские качества, такие как напористость или лидерство, которые приписывают успеху. Демонстрируя эти « мужские » черты, «пчелиные матки» еще больше узаконивают свое право занимать важные профессиональные должности, а также добиваются гарантированной занятости, демонстрируя приверженность своей карьере. [2] [12]

Исследования показали, что женщины, обладающие качествами пчелиной матки, с меньшей вероятностью нанимают женщину при выборе между высококвалифицированным кандидатом-мужчиной и столь же квалифицированным кандидатом-женщиной из-за «угрозы конкуренции». При наличии высококвалифицированной кандидатки-женщины «пчелиная матка» может почувствовать угрозу. Когда их попросили выбрать между кандидатом-мужчиной средней квалификации и кандидатом-женщиной равной квалификации, «пчелиные матки» снова с меньшей вероятностью наняли кандидата-женщину, на этот раз из-за «коллективной угрозы». В этом случае «пчелиная матка» может волноваться, что женщина-кандидат отразится на ней негативно, поскольку женщин на рабочих местах, где доминируют мужчины, часто группируют вместе по социальной категоризации. [17]

Социальная категоризация

[ редактировать ]

Социальная категоризация или теория самокатегоризации — это психологическая теория, тесно связанная с процессами социального восприятия , в которых человек группирует себя и других в категории на основе общих характеристик. [18] Считается, что эта теория укоренилась с младенчества и влияет на то, как люди воспринимают других — как часть более широкой социальной группы, а не как отдельных личностей. [19] Посредством социальной категоризации, которая по большей части является подсознательным процессом, людям присваиваются заранее определенные черты как части их более крупной группы или категории. Для женщин на рабочем месте социальная категоризация работает им в ущерб, поскольку им приписывают стереотипно женские черты, такие как покладистость, отзывчивость, сочувствие и доброта, и поэтому они воспринимаются как менее способные на руководящие роли. Когда успешные женщины представляют себя чем-то меньшим, чем эти обозначенные черты, их часто называют « стервами » или, точнее, «пчелиными матками». Мужчин считают великими лидерами за их амбициозность и напористость, тогда как женщин часто считают «неженственными», «властными» или «стервозными» за проявление тех же качеств. [11]

Внутригрупповая предвзятость

[ редактировать ]

В профессиональном секторе ин -группа — это (обычно эксклюзивная) сеть людей с любого рабочего места, которые участвуют в неформальных встречах или мероприятиях вне работы. Именно на этих неформальных встречах коллеги узнают друг друга на личном уровне и часто делятся отраслевыми знаниями или сплетнями на рабочем месте. Кроме того, членство в внутренней группе может привести к карьерным преимуществам в будущем. Чаще всего кажется, что женщины и цветные люди почти не включаются в эти исключительные группы из-за предвзятости по аффинити — тенденции отдавать предпочтение тем, кто похож на нас, — проявляемой их начальниками-мужчинами. [11] [20] В социальной психологии есть еще один термин — влечение к сходству , который может способствовать тому, почему руководители-мужчины высокого уровня склонны продвигать мужчин по службе, а не женщин с одинаковой квалификацией. [10] Поскольку для женщин остается меньше мест на вершине и труднее туда добраться, синдром пчелиной матки остается боевым механизмом для амбициозных женщин. [21]

В академических кругах

[ редактировать ]

В исследовании 2004 года, проведенном в Италии, было обнаружено, что старшее поколение женщин-преподавателей стереотипно относится к своим докторантам и делает предвзятые суждения об их обязательствах. Преподаватели старшего возраста начали продолжать свою карьеру, когда женщины делали это гораздо реже, и в результате считали себя более «мужественными». Напротив, молодое поколение итальянских женщин продолжает свою карьеру в то время, когда это гораздо более распространено и широко принято, а это означает, что у этих женщин меньше причин подавлять свои «женские» черты или соблюдать самогрупповое дистанцирование. Такое сопротивление гендерным стереотипам является освободительной эволюцией как для мужчин, так и для женщин в академических кругах. [6]

Политика эмоций

[ редактировать ]

Политика эмоций играет важную роль в поддержании феномена пчелиной матки, меняя то, как женщины относятся к другим женщинам, а также то, как они ведут себя в сферах, где традиционно доминируют мужчины. Доказано, что, демонстрируя тот же уровень компетентности, который приветствуется у мужчин, женщины воспринимаются как непривлекательные и холодные. Когда дело доходит до определенных качеств и эмоций, мужчин и женщин насильно разделяют в определенные рамки и рассматривают как противоположные, а не гармоничные силы. В частности, на рабочем месте и в академических кругах, когда женщины стирают границы между двумя силами, например, демонстрируя чрезвычайную компетентность или успех в профессиональной сфере, они становятся мишенью для уничижительных терминов, таких как «пчелиная матка», «ледяная королева» и т. д. и «сука». Получается, что когда женщины проявляют себя в традиционно-мужской роли, их наказывают за изменение благоприятного образа женщины. [22]

Гендерная дискриминация может возникать из-за убеждений относительно того, какие эмоции людям уместно проявлять. Стереотипно ожидается, что женщины будут добрыми и заботливыми, общительными и скромными, но при этом от них не ожидается проявления гнева. Выражение эмоций, которые не соответствуют представлениям людей о гендерно-соответствующем поведении, может привести к более низкому статусу на работе и, как следствие, к более низкой заработной плате. [23]

Исследование 2008 года показало, что мужчины, выражавшие гнев на рабочем месте, имели более высокий статус, а женщины, выражавшие гнев на рабочем месте, получали более низкий статус, независимо от их фактического положения в компании. И стажеру, и генеральному директору, которые были женщинами, был присвоен низкий статус при проявлении гнева. Кроме того, предполагалось, что женщины, проявляющие гнев на рабочем месте, имеют что-то внутреннее, влияющее на их гнев, а не внешнюю причину для гнева. Мужчины чаще приписывали гнев внешней причине. [23]

Считается, что выражение гнева связано со статусом, поскольку гнев считается статусной эмоцией. Положительные впечатления от тех, кто проявляет гнев, сохраняются у людей, стереотипно наделенных более высоким статусом. Исследование 2007 года показало, что сотрудницы, занимающие подчиненную должность, проявляют гнев по отношению к сотрудникам с более высоким статусом гораздо реже, чем их коллеги-мужчины. Это говорит о том, что стереотипная норма проявления гнева мужчинами переносится и на рабочее место, а также норма сдерживания гнева женщинами. Это также предполагает, что, хотя мужчины, занимающие низкие должности на рабочем месте, обладают низким статусом в этом контексте, они могут сохранить более высокий статус, связанный с их полом. Женщины не обладают этим высоким статусом; поэтому низкий статус, которым обладают женщины низкого уровня на рабочем месте, является единственным статусом, который имеет значение. [24]

Соревнование

[ редактировать ]

Феномен пчелиной матки до сих пор не имеет мужского эквивалента, возможно, потому, что мужская конкуренция рассматривается как нормальное, здоровое поведение, а в детстве она даже поощряется. Однако на женскую конкуренцию смотрят свысока: с самого детства на соревнующихся женщин навешивают ярлык предательских , коварных и ехидных «подлых девчонок». Существует бесчисленное множество книг и фильмов, изображающих концепцию того, что она начала становиться стандартом. Несмотря на преобладание материалов, изображающих поведение пчелиных маток среди женщин, исследования показали, что мужчины на самом деле участвуют в более высоком уровне косвенной агрессии, связанной с поведением пчелиных маток (т. е. сплетни, распространение слухов, социальная изоляция), по сравнению с женщинами. [25] Следует признать, что мальчики в любом возрасте склонны проявлять физическую агрессию чаще, чем девочки, но исследование 1992 года показало, что по мере достижения мальчиками 11-летнего возраста уровни вербальной и косвенной агрессии повышаются. Вербальная и непрямая агрессия требует определенной степени социального интеллекта и понимания межличностных отношений — навыков, которые у девочек обычно развиваются раньше, чем у мальчиков (около 8 лет). В ходе исследования, проведенного в Великобритании в 2005 году, студентов университетов попросили сообщить, как часто они либо испытывали, либо участвовали в формах косвенной агрессии (в частности, социальной изоляции , использования злого юмора и индукции чувства вины). Результаты не выявили различий между опытом мужчин и женщин, основываясь на этих самооценочных цифрах. [26]

Критика теории

[ редактировать ]

Недавние исследования, в которых используется надежный механизм причинно-следственной идентификации (т.е. метод разрыва регрессии ), решительно оспаривают существование феномена пчелиной матки. [27] Результаты этого исследования позволяют предположить, что предыдущее исследование было предвзятым — либо из-за выявления подтверждающих случаев (как это часто делается в качественных исследованиях), либо из-за того, что данные наблюдений, основанные на опросниках, были предвзятыми из-за проблем эндогенности .

Некоторые считают, что феномен пчелиной матки неосознанно увековечивает гендерные стереотипы, которые сильно устарели. [28] Также утверждается, что этот термин подрывает профессиональный прогресс и способности женщин и бросает тень на репутацию групп женщин в профессиональной сфере. [29] Другая критика теории исходит из убеждения, что она продвигает идею «винить женщину». [5]

В своей книге Lean In , главный операционный директор , Facebook Шерил Сэндберг выразила сожаление по поводу синдрома, написав: «Часто, даже не осознавая этого, женщины усваивают пренебрежительные культурные установки, а затем повторяют их в ответ». [30]

Исследование Credit Suisse опровергает доказательства феномена пчелиной матки. При исследовании 3400 крупнейших компаний мира выяснилось, что женщины-руководители на 50% чаще, чем их коллеги-мужчины, имеют женщину- финансового директора ; и на 55% более вероятно, что бизнес-подразделениями будут руководить женщины. Также было обнаружено, что, хотя обычно женщины встречаются в отделах кадров или юридических отделах, в компаниях, возглавляемых женщинами, это стало менее вероятным из-за того, что женщины-руководители поддерживали своих женщин-руководителей, занимающих более влиятельные должности внутри компании. [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Блау, Франсин; ДеВаро, Джед (июнь 2006 г.). «Новые данные о гендерных различиях в темпах продвижения по службе: эмпирический анализ выборки новых сотрудников» . Национальное бюро экономических исследований . Кембридж, Массачусетс. дои : 10.3386/w12321 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Деркс, Белль; Эллемерс, Наоми; Лаар, Колетт ван; Грут, Ким де (2011). «Создают ли сексистские организационные культуры пчелиную матку?» . Британский журнал социальной психологии . 50 (3): 519–535. дои : 10.1348/014466610X525280 . ISSN   2044-8309 . ПМИД   21884548 .
  3. ^ Клемесруд, Джуди (13 апреля 1981 г.). «ЖЕНЩИНЫ В МЕДИЦИНЕ НУЖДАЮТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ (Опубликовано в 1981 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 8 марта 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Эльсессер, Ким. «Пчелиные матки все еще существуют, но нам нужно исправлять не женщин» . Форбс . Проверено 8 марта 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Мавин, Шэрон (1 июня 2006 г.). «Зависть Венеры: проблематизация солидарного поведения и пчелиных маток» . Женщины в управленческом обзоре . 21 (4): 264–276. дои : 10.1108/09649420610666579 . ISSN   0964-9425 .
  6. ^ Jump up to: а б с Эллемерс, Наоми; Хеувел, Генриетта Ван ден; Гилдер, Дик де; Маасс, Энн; Бонвини, Алессандра (2004). «Недопредставленность женщин в науке: дифференцированная приверженность или синдром пчелиной матки?» . Британский журнал социальной психологии . 43 (3): 315–338. дои : 10.1348/0144666042037999 . ISSN   2044-8309 . ПМИД   15479533 . S2CID   36147146 .
  7. ^ Ирвин, Крис (23 сентября 2008 г.). «Женщины находят работу под руководством женщин более стрессовой» . Телеграф . Проверено 8 марта 2021 г.
  8. ^ Фанико, Клеа; Эллемерс, Наоми; Деркс, Белль (22 июля 2020 г.). «Феномен пчелиной матки в академических кругах 15 лет спустя: существует ли он все еще, и если да, то почему?» . Британский журнал социальной психологии . 60 (2): 383–399. дои : 10.1111/bjso.12408 . ISSN   2044-8309 . ПМЦ   8246980 . ПМИД   32696985 .
  9. ^ Jump up to: а б Ганс, Валери П .; Айзенберг, Нэнси (1 марта 1985 г.). «Влияние полоролевых установок и группового состава на мужчин и женщин в группах» . Сексуальные роли . 12 (5): 477–490. дои : 10.1007/BF00288170 . ISSN   1573-2762 . S2CID   115146543 .
  10. ^ Jump up to: а б Ван Вугт, Марк (14 ноября 2016 г.). «Стала ли Хиллари Клинтон жертвой эффекта пчелиной матки?» . Психология сегодня . Проверено 21 марта 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Холмс, Майкл (9 сентября 2019 г.). «Почему среди генеральных директоров так мало женщин?» . Всемирный экономический форум . Проверено 21 марта 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Деркс, Белль; Лаар, Колетт Ван; Эллемерс, Наоми; Грут, Ким де (26 августа 2011 г.). «Праймы гендерных предубеждений вызывают реакцию пчелиных маток среди старших женщин-полицейских» . Психологическая наука . 22 (10): 1243–1249. дои : 10.1177/0956797611417258 . ПМИД   21873568 . S2CID   16161867 .
  13. ^ Купер, Вирджиния В. (18 августа 2016 г.). «Гомофилия или синдром пчелиной матки: женская оценка женского лидерства» . Исследование в малых группах . 28 (4): 483–499. дои : 10.1177/1046496497284001 . S2CID   145103338 .
  14. ^ Стерк, Наоми; Меуссен, Лоэс; Ван Лаар, Колетт (20 сентября 2018 г.). «Увековечивание неравенства: молодые женщины не считают поведение пчелиной матки негативным, но, тем не менее, оно негативно на них влияет» . Границы в психологии . 9 : 1690. doi : 10.3389/fpsyg.2018.01690 . ISSN   1664-1078 . ПМК   6159757 . ПМИД   30294289 .
  15. ^ Эндрюс, Шон (21 января 2020 г.). «Советский пост: почему женщины не всегда поддерживают других женщин» . Форбс . Проверено 8 марта 2021 г.
  16. ^ Фанико, Клеа; Эллемерс, Наоми; Деркс, Белль; Лоренци-Чольди, Фабио (9 апреля 2017 г.). «На самом деле ничего не меняется: почему женщины, пробившие стеклянный потолок, в конечном итоге укрепляют его» . Бюллетень личности и социальной психологии . 43 (5): 638–651. дои : 10.1177/0146167217695551 . ISSN   0146-1672 . ПМК   5414903 . ПМИД   28903635 .
  17. ^ Деркс, Белль; Ван Лаар, Колетт; Эллемерс, Наоми (15 января 2016 г.). «Феномен пчелиной матки: почему женщины-лидеры дистанцируются от младших женщин» . Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 27 (3): 456–469. дои : 10.1016/j.leaqua.2015.12.007 . hdl : 1874/334334 . ISSN   1048-9843 . S2CID   146834547 .
  18. ^ Либерман, Зоя; Вудворд, Аманда Л.; Кинзлер, Кэтрин Д. (9 мая 2017 г.). «Истоки социальной категоризации» . Тенденции в когнитивных науках . 21 (7): 556–568. дои : 10.1016/j.tics.2017.04.004 . ПМК   5605918 . ПМИД   28499741 .
  19. ^ Издатель, автор удален по запросу оригинала (27 октября 2015 г.), «12.1 Социальная категоризация и стереотипирование» , «Принципы социальной психологии» , издательство библиотек Университета Миннесоты, 2015 г. Это издание адаптировано на основе работы, первоначально созданной в 2010 г. издатель, который попросил не указывать авторство. , получено 20 марта 2021 г. {{citation}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  20. ^ Эндрюс, Шон (21 ноября 2019 г.). «Советский пост: лидерство, гендер и сила внутригрупповых предубеждений» . Форбс . Проверено 8 марта 2021 г.
  21. ^ Байкал, Элиф; Соялп, Эркан; Ешил, Рахиме (2020). «Синдром пчелиной матки: современная дилемма работающих женщин и ее влияние на намерения текучести кадров» . Стратегические перспективы инновационного трудового поведения . Вклад в науку управления. стр. 165–178. дои : 10.1007/978-3-030-50131-0_9 . ISBN  978-3-030-50130-3 . S2CID   226651857 – через ResearchGate.
  22. ^ Хейлман, Мэдлин Э. (январь 2001 г.). «Описание и рецепт: как гендерные стереотипы мешают женщинам подниматься по организационной лестнице» . Журнал социальных проблем . 57 (4): 657–674. дои : 10.1111/0022-4537.00234 . ISSN   0022-4537 . S2CID   144504496 .
  23. ^ Jump up to: а б Бресколл, Виктория Л.; Ульманн, Эрик Луис (1 марта 2008 г.). «Может ли разгневанная женщина добиться успеха?: присвоение статуса, пол и выражение эмоций на рабочем месте» . Психологическая наука . 19 (3): 268–275. дои : 10.1111/j.1467-9280.2008.02079.x . ISSN   0956-7976 . ПМИД   18315800 . S2CID   166688 .
  24. ^ Домагальски, Тереза ​​А.; Стилман, Лиза А. (1 февраля 2007 г.). «Влияние пола и организационного статуса на выражение гнева на рабочем месте» . Коммуникации с руководством Ежеквартально . 20 (3): 297–315. дои : 10.1177/0893318906295681 . ISSN   0893-3189 . S2CID   146244922 .
  25. ^ Купер, Марианна (23 июня 2016 г.). «Почему женщины (иногда) не помогают другим женщинам» . Атлантика . Проверено 21 марта 2021 г.
  26. ^ Морощан, Гейл; Херд, Питер Л.; Николадис, Елена (01 апреля 2009 г.). «Половые различия в использовании косвенной агрессии у взрослых канадцев» . Эволюционная психология . 7 (2): 147470490900700. doi : 10.1177/147470490900700201 . ISSN   1474-7049 .
  27. ^ Арвате, Пауло Роберто; Галилея, Жизель Вальчак; Тодескат, Изабела (01 октября 2018 г.). «Пчелиная матка: миф? Влияние женщины-руководителя высшего уровня на подчиненных женщин» . Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 29 (5): 533–548. дои : 10.1016/j.leaqua.2018.03.002 . ISSN   1048-9843 . S2CID   150022269 .
  28. ^ Гроскоп, Вив (8 июня 2015 г.). « Синдром пчелиной матки»: миф, который держит работающих женщин в их маленькой коробочке» . Хранитель . Проверено 21 марта 2021 г.
  29. ^ Джонс, Карен (3 июля 2016 г.). «Призыв к пчелиным маткам в академии: пришло время поддержать других женщин!» . www.belmas.org.uk . Проверено 21 марта 2021 г.
  30. ^ Jump up to: а б Гомстин, Алиса (11 октября 2016 г.). «Синдром пчелиной матки, свергнутая с трона» . Кредит Свисс . Проверено 21 марта 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8ec4dc59cdcb846021af5913ac2c8b5__1718150880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/b5/b8ec4dc59cdcb846021af5913ac2c8b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Queen bee syndrome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)