Холи
Холи | |
---|---|
![]() | |
Наблюдается | Индусы , [1] Джайны , [2] [3] and others[4] |
Type | Religious, cultural, spring festival |
Significance |
|
Celebrations | Night before Holi: Holika Dahan or Kama Dahan On Holi: Playing with coloured powder and water, dancing, greetings, festival delicacies[5] |
Date | Phalguna Purnima |
2025 date | 14 March in India[6] 24 March in Nepal (hilly region) 25 March in Nepal (terai region)[7][8] 24 March in Nepal[9] |
Frequency | Annual |
Related to | Hola Mohalla, Shigmo and Yaosang |
Hindu festival dates | |
Part of a series on |
Hinduism |
---|
![]() |
Холи ( Произношение на хинди: ['hoːli:] ) — популярный и значимый индуистский праздник, отмечаемый как Фестиваль красок , любви и весны . [1] [10] [11] [12] Он прославляет вечную и божественную любовь божеств Радхи и Кришны . [13] [14] Кроме того, этот день означает победу добра над злом. [15] [16] поскольку он отмечает победу Вишну как Нарасимхи над Хираньякашипу . [17] [18] Холи зародился и преимущественно отмечается на субконтиненте Индии индийском и Непале , но также распространился на другие регионы Азии и части западного мира через индийскую диаспору. [11] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25]
Холи также празднует приход весны в Индии и Непале , конец зимы и расцвет любви. [19] [26] Это также призыв к хорошему весеннему сезону сбора урожая . [19] [26] Он длится ночь и день, начиная с вечера Пурнимы ( дня полнолуния), приходящегося на индуистский календарный месяц Пхалгуна , который приходится примерно на середину марта по григорианскому календарю .
Имена
Holi (Hindi: होली, Gujarati: હોળી, Kannada: ಹೋಳಿ, Marathi: होळी, Nepali: होली, Punjabi: ਹੋਲੀ, Telugu: హోళి) is also known as Dol Jatra (swing festival") and Bôshonto Utshôb (Bengali: বসন্ত উৎসব) ("spring festival") in Bengal (West Bengal and Bangladesh), Phakua (Assamese: ফাকুৱা) and Dôl Jātrā (Assamese: দ’ল যাত্ৰা) in Assam, Phāgu Pūrṇimā (Nepali: फागु पूर्णिमा) in the hilly region of Nepal, Dola jātra (Odia: ଦୋଳଯାତ୍ରା) in Odisha, Fagua or Phagua (Bhojpuri: फगुआ) in eastern Uttar Pradesh, western Bihar, and northeastern Jharkhand, Phagwah (Caribbean Hindustani: पगवा) in the Caribbean (namely Trinidad and Tobago, Guyana, Suriname, and Jamaica), and Phagua (Fiji Hindi: पगवा) in Fiji.
The main day of the celebration is known as "Holi", "Rangwali Holi", "Dol Purnima", "Dhuleti", "Dhulandi",[27] "Ukuli", "Manjal Kuli",[28] "Yaosang", "Shigmo",[29] "Phagwah",[30] or "Jajiri".[31]
Description
Holi is a sacred ancient tradition of Hindus, a holiday in many states of India and Nepal with regional holidays in other countries. It is a cultural celebration that gives Hindus and non-Hindus alike an opportunity to have fun banter with other people by throwing coloured water and powder at each other. It is also observed broadly on the Indian subcontinent. Holi is celebrated at the end of winter, on the last full moon day of the Hindu luni-solar calendar month, marking the spring, making the date vary with the lunar cycle.[note 1] The date falls typically in March, but sometimes late February of the Gregorian calendar.[34][35]
The festival has many purposes; most prominently, it celebrates the beginning of Spring. In 17th century literature, it was identified as a festival that celebrated agriculture, commemorated good spring harvests, and the fertile land.[19] Hindus believe it is a time to enjoying spring's abundant colours and say farewell to winter. To many Hindus, Holi festivities mark an occasion to reset and renew ruptured relationships, end conflicts, and rid themselves of accumulated emotional impurities from the past.[26][36]
It also has a religious purpose, symbolically signified by the legend of Holika. The night before Holi, bonfires are lit in a ceremony known as Holika Dahan (burning of Holika) or Little Holi. People gather near fires, sing and dance. The next day, Holi, also known as Dhuli in Sanskrit, or Dhulheti, Dhulandi or Dhulendi, is celebrated.[37]
In Northern parts of India, children and youth spray coloured powder solutions (gulal) at each other, laugh, and celebrate, while adults smear dry coloured powder (abir) on each other's faces.[5][36] Visitors to homes are first teased with colours, then served with Holi delicacies (such as gujia, shakkarpaare, matri, and dahi-bada), desserts and drinks.[38][39][40] After playing with colours, and cleaning up, people bathe, put on clean clothes, and visit friends and family.[26]
Like Holika Dahan, Kama Dahanam is celebrated in some parts of India. The festival of colours in these parts is called Rangapanchami, and occurs on the fifth day after Poornima (full moon).[41]
History
![]() | This section needs expansion. You can help by adding to it. (December 2023) |
The Holi festival is an ancient Hindu festival with its own cultural rituals which emerged before the Gupta period.[11] The festival of colours finds mentioned in numerous scriptures, such as in works like Jaimini's Purva Mimamsa Sutras and Kathaka-Grhya-Sutras with even more detailed descriptions in ancient texts like the Narada Purana and Bhavishya Purana. The festival of "holikotsav" was also mentioned in the 7th century work, Ratnavali, by King Harsha.[42] It is mentioned in the Puranas, Dasakumara Charita by Daṇḍin, and by the poet Kālidāsa during the 4th century reign of Chandragupta II.[11]
The celebration of Holi is also mentioned in the 7th-century Sanskrit drama Ratnavali.[43] The festival of Holi caught the fascination of European traders and British colonial staff by the 17th century. Various old editions of the Oxford English Dictionary mention it, but with varying, phonetically derived spellings: Houly (1687), Hooly (1698), Huli (1789), Hohlee (1809), Hoolee (1825), and Holi in editions published after 1910.[19]
Legends
Radha Krishna

In the Braj region of India, where the Hindu deities Radha and Krishna grew up, the festival is celebrated until Rang Panchmi in commemoration of their divine love for each other. The festivities officially usher in spring, with Holi celebrated as a festival of love.[13][44] Garga Samhita, a puranic work by Sage Garga was the first work of literature to mention the romantic description of Radha and Krishna playing Holi.[45] There is also a popular symbolic legend behind the festival. In his youth, Krishna despaired whether the fair-skinned Radha would like him because of his dark skin colour. His mother Yashoda, tired of his desperation, asks him to approach Radha and ask her to colour his face in any colour she wanted. This Radha did, and Radha and Krishna became a couple. Ever since, the playful colouring of Radha and Krishna's faces has been commemorated as Holi.[14][46] Beyond India, these legends help to explain the significance of Holi (Phagwah), which is common in some Caribbean communities of Indian origin such as Guyana, Suriname, and Trinidad and Tobago.[47][48] It is also celebrated with great fervour in Mauritius, Fiji, and South Africa.[49]
Vishnu

There is a symbolic legend found in the 7th chapter of the Bhagavata Purana[17][18] explaining why Holi is celebrated as a festival of triumph of good over evil in the honour of Hindu god Vishnu and his devotee Prahlada. King Hiranyakashipu, the father of Prahlada, was the king of demonic Asuras and had earned a boon that gave him five special powers: he could be killed by neither a human being nor an animal, neither indoors nor outdoors, neither at day nor at night, neither by astra (projectile weapons) nor by any shastra (handheld weapons), and neither on land nor in water or air. Hiranyakashipu grew arrogant, thought he was God, and demanded that everyone worship only him.[5]Hiranyakashipu's own son, Prahlada, however, remained devoted to Vishnu.[50] This infuriated Hiranyakashipu. He subjected Prahlada to cruel punishments, none of which affected the boy or his resolve to do what he thought was right. Finally, Holika, Prahlada's evil aunt, tricked him into sitting on a pyre with her.[5] Holika was wearing a cloak that made her immune to injury from fire, while Prahlada was not. As the fire spread, the cloak flew from Holika and encased Prahlada,[50] who survived while Holika burned. Vishnu, the god who appears as an avatar to restore Dharma in Hindu beliefs, took the form of Narasimha – half human and half lion (which is neither a human nor an animal), at dusk (when it was neither day nor night), took Hiranyakashyapu at a doorstep (which was neither indoors nor outdoors), placed him on his lap (which was neither land, water nor air), and then eviscerated and killed the king with his lion claws (which were neither a handheld weapon nor a launched weapon).[51]
The Holika bonfire and Holi signifies the celebration of the symbolic victory of good over evil, of Prahlada over Hiranyakashipu, and of the fire that burned Holika.[26]
Kama and Rati
Among other Hindu traditions such as Shaivism and Shaktism, the legendary significance of Holi is linked to Shiva in yoga and deep meditation. Goddess Parvati wanting to bring Shiva back into the world, seeks help from the Hindu god of love called Kamadeva on Vasant Panchami. The love god shoots arrows at Shiva, the yogi opens his third eye and burns Kama to ashes. This upsets both Kama's wife Rati (Kamadevi) and his own wife Parvati. Rati performs her own meditative asceticism for forty days, upon which Shiva understands, forgives out of compassion and restores the god of love. This return of the god of love, is celebrated on the 40th day after the Vasant Panchami festival as Holi.[52][53] The Kama legend and its significance to Holi has many variant forms, particularly in South India.[54]
Cultural significance

The Holi festival has a cultural significance among various Hindu traditions of the Indian subcontinent. It is the festive day to end and rid oneself of past errors, to end conflicts by meeting others, a day to forget and forgive. People pay or forgive debts, as well as deal anew with those in their lives. Holi also marks the start of spring, an occasion for people to enjoy the changing seasons and make new friends.[26][36]
Holi is of particular significance in the Braj region, which includes locations traditionally associated with Radha Krishna: Mathura, Vrindavan, Nandgaon, Barsana and Gokula which become touristic during the season of Holi.[44]
Outside India and Nepal, Holi is observed by Hindus in Bangladesh and Pakistan as well as in countries with large diaspora populations from India around the world. The Holi rituals and customs can vary with local adaptations.
Other Indian religions

The festival has traditionally been also observed by non-Hindus, such as by Jains[2] (Nepal).[3]
In Mughal India, Holi was celebrated with such exuberance that people of all castes could throw colour on the Emperor.[55] According to Sharma (2017), "there are several paintings of Mughal emperors celebrating Holi".[56] Grand celebrations of Holi were held at the Lal Qila, where the festival was also known as Eid-e-gulaabi or Aab-e-Pashi. Mehfils were held throughout the walled city of Delhi with aristocrats and traders alike participating. This changed during the rule of Emperor Aurangzeb. He banned the public celebration of Holi using a Farman issue in November 1665.[57] However, the celebration were later restarted after the death of Emperor Aurangzeb. Bahadur Shah Zafar himself wrote a song for the festival, while poets such as Amir Khusrau, Ibrahim Raskhan, Nazeer Akbarabadi and Mehjoor Lakhnavi relished it in their writings.[55]
Sikhs have traditionally celebrated the festival, at least through the 19th century,[58] with its historic texts referring to it as Hola.[59] Guru Gobind Singh – the last human guru of the Sikhs – modified Holi with a three-day Hola Mohalla extension festival of martial arts. The extension started the day after the Holi festival in Anandpur Sahib, where Sikh soldiers would train in mock battles, compete in horsemanship, athletics, archery and military exercises.[60][61][62]
Holi was observed by Maharaja Ranjit Singh and his Sikh Empire that extended across what are now northern parts of India and Pakistan. According to a report by Tribune India, Sikh court records state that 300 mounds of colours were used in 1837 by Ranjit Singh and his officials in Lahore. Ranjit Singh would celebrate Holi with others in the Bilawal gardens, where decorative tents were set up. In 1837, Sir Henry Fane who was the commander-in-chief of the British Indian army joined the Holi celebrations organised by Ranjit Singh. A mural in the Lahore Fort was sponsored by Ranjit Singh and it showed the Hindu god Krishna playing Holi with gopis. After the death of Ranjit Singh, his Sikh sons and others continued to play Holi every year with colours and lavish festivities. The colonial British officials joined these celebrations.[63]
Celebrations
This section needs additional citations for verification. (March 2018) |
Holika Dahan
The night before Holi is called Holika Dahan or "Chhoti Holi" whereby people gather around a lit bonfire, symbolising the victory of good over evil as well as the removal of the old and arrival of the new. Various rituals are performed around the fire such as singing and dancing.[26] This ritual is derived from the story of Holika, who attempted to kill Prahlada, the son of Hiranyakashipu, through the flames of a bonfire. Although Holika was endowed with a boon to remain immune to fire, she was burned to ashes, while Prahlada remained unharmed.[64][65]
Main day
The next morning is celebrated as Rangwali Holi (Dhuleti) where people smear and drench each other with colours. Water guns and water-filled balloons are often used to play and colour each other, with anyone and any place being considered fair game to colour. Groups often carry drums and other musical instruments going from place to place, singing and dancing. Throughout the day, people visit family, and friends and foes come together to chat, enjoy food and drinks, and partake in Holi delicacies.[50][38][66] Holi is also a festival of forgiveness and new starts, which ritually aims to generate harmony in society.[66] Many cities in Uttar Pradesh also organise Kavi sammelan in the evening.
Groups sing and dance, some playing drums and dholak. After each stop of fun and play with colours, people offer gujiya, mathri, malpuas and other traditional delicacies.[67] Cold drinks, including drinks made with marijuana, are also part of the Holi festivity.[68]
India
Bihar, Eastern Uttar Pradesh and Jharkhand
Holi is known as Phaguwa or Fagua in the Bhojpuri language. In this region as well, the legend of Holika is prevalent. On the eve of Phalgun Poornima, people light bonfires. They put dried cow dung cakes, wood of the Araad or Redi tree and Holika tree, grains from the fresh harvest and unwanted wood leaves in the bonfire. At the time of Holika people assemble near the pyre. The eldest member of the gathering or a purohit initiates the lighting. He then smears others with colour as a mark of greeting. Next day the festival is celebrated with colours and a lot of frolic. Traditionally, people also clean their houses to mark the festival.[69]
Holi Milan is also observed in Bihar, where family members and well-wishers visit each other's family, apply colours (abeer) on each other's faces, and on feet, if elderly. Usually, this takes place on the evening of Holi, day after Holi with wet colours is played in the morning through the afternoon. Due to large-scale internal migration issues faced by the people, recently, this tradition has slowly begun to transform, and it is common to have Holi Milan on an entirely different day either before or after the actual day of Holi.[70]
Children and youths take extreme delight in the festival. Though the festival is usually celebrated with colours, in some places, people also enjoy celebrating Holi with water solutions of mud or clay. Folk songs are sung at high pitch and people dance to the sound of the dholak (a two-headed hand-drum) and the spirit of Holi. Intoxicating bhang, made from cannabis, milk and spices, is consumed with a variety of mouth-watering delicacies, such as pakoras and thandai, to enhance the mood of the festival.[71]
In the Kanpur, Holi lasts for seven days. On the last day, a fair called Ganga Mela or the Holi Mela is celebrated. The fair was started by freedom fighters who fought British rule.[72]
In Gorakhpur district of Uttar Pradesh, a special event called "Holi Milan" is celebrated.[73]
Goa
Holi is locally called Ukkuli in Konkani. It is celebrated around the Konkani temple called Gosripuram temple. It is a part of the Goan or Konkani spring festival known as Śigmo or शिगमो in Koṅkaṇī or Śiśirotsava, which lasts for about a month. The colour festival or Holi is a part of longer, more extensive spring festival celebrations.[74] Holi festivities (but not Śigmo festivities) include: Holika Puja and Dahan, Dhulvad or Dhuli vandan, Haldune or offering yellow and saffron colour or Gulal to the deity.[75]
Gujarat
In Gujarat, Holi is a two-day festival. On the evening of the first day, a bonfire is lit and raw coconut and corn is offered to the fire. The second day is the festival of colour or "Dhuleti", celebrated by sprinkling coloured water and applying colours to each other. Dwarka, a coastal city of Gujarat, celebrates Holi at the Dwarkadhish temple with citywide music festivities.[76] Holi marks the agricultural season of the rabi crop.
In some places, there is a custom in undivided Hindu families that the woman beats her brother-in-law with a sari rolled up into a rope in a mock rage and tries to drench him with colours, and in turn, the brother-in-law brings sweets (Indian desserts) to her in the evening.[77]
Jammu and Kashmir
In Jammu and Kashmir, Holi celebrations are much in line with the general definition of Holi celebrations: a high-spirited festival to mark the beginning of the harvesting of the summer crop, with the throwing of coloured water and powder and singing and dancing.[78]
Karnataka
Traditionally, in rural Karnataka, children collect money and wood in the weeks prior to Holi, and on "Kamadahana" night, all the wood is put together and lit. The festival is celebrated for two days. People in northern parts of Karnataka prepare special food on this day.
In Sirsi, Karnataka, Holi is celebrated with a unique folk dance called "Bedara Vesha", which is performed during the nights beginning five days before the actual festival day. The festival is celebrated every alternate year in the town, which attracts a large number of tourists from different parts of India.[79]
Maharashtra

In Maharashtra, Holi Purnima is also celebrated as Shimga, festivities that last five to seven days. A week before the festival, youngsters go around the community, collecting firewood and money. On the day of Shimga, the firewood is heaped into a huge pile in each neighbourhood. In the evening, the fire is lit. Every household brings a meal and dessert, in the honour of the fire god. Puran Poli is the main delicacy and children shout "Holi re Holi puranachi poli". Shimga celebrates the elimination of all evil. The colour celebrations here take place on the day of Rang Panchami, five days after Shimga.[34] During this festival, people are supposed to forget and forgive any rivalries and start new healthy relations with all.
Манипур
Манипури празднуют Холи 6 дней. Здесь этот праздник сливается с фестивалем Яосан . Традиционно праздник начинается с сжигания соломенной хижины из сена и веток. [34] Маленькие дети ходят из дома в дом, чтобы собрать деньги, известные как накаденг (или накатенг ), в качестве подарков в первые два дня. Ночью молодежь исполняет групповой народный танец под названием Табал чонгба в ночь полнолуния Ламта ( Пхалгун ), традиционно сопровождаемый народными песнями и ритмичными ударами местного барабана, а в наши дни - современными оркестрами и флуоресцентными лампами . [34] [80] В храмах Кришны преданные поют религиозные песни, исполняют танцы и празднуют с абером ( гулалом ), надевая традиционные белые и желтые тюрбаны. В последний день фестиваля большие процессии направляются к главному храму Кришны недалеко от Импхала , где проводится несколько культурных мероприятий. В последние десятилетия яосан во многих местах долины стал распространен , вид индийского спорта, куда люди всех возрастов выходят участвовать в ряде видов спорта, несколько видоизмененных к празднику.
Одиша

Жители Одиши празднуют Долу или Пушпадолу в день Холи, когда иконы Джаганнатха заменяют иконы Кришны и Радхи. [82] Дола Мелана, в деревнях отмечаются шествия божеств, и бхога божествам предлагается . «Дола-ятра» была распространена еще до 1560 года, задолго до начала Холи, когда идолов Джаганнатхи , Балабхадры и Субхадры переносили на «Доламандапу» (подиум в храме Джаганнатхи ). [83] Люди предлагали божествам естественные цвета, известные как «абира», и применяли их к подвигам друг друга. [84]
Пенджаб
В Пенджабе восемь дней, предшествующих Холи, известны как лухатак. [85] Сехон (2000) утверждает, что люди начинают разбрасывать краски за много дней до Холи. [86]
Холи предшествует Холика Дахан накануне вечером, когда зажигается огонь. Исторически сложилось так, что община Лубана в Пенджабе праздновала Холи с большой помпой и зрелищем. Лубаны закопали в землю пику и орех бетеля. Они сложили на этом месте лепешки из коровьего навоза и развели большой костер. Когда огонь погас, они продолжили путь. охотиться за рисом и орехом бетеля считалось очень удачливым». [87] В другом месте в Пенджабе Холи также ассоциировался с выставлением дураков других. В своей книге «Культурная антропология: и другие эссе» в 1929 году Бозе отметил, что «в Пенджабе распространен обычай дурачить Холи». [88]
В день Холи люди разбрасывают цвета. [89] друг на друга. [90] Для местных жителей Холи знаменует конец зимы. Пенджабская поговорка «Пхагган пхал лагган» ( «Пхагун» — месяц плодоношения) иллюстрирует сезонный аспект Холи. Деревья и растения начинают цвести со дня Басанта и приносить плоды к Холи. [91]
Во время Холи в Пенджабе стены и дворы сельских домов украшаются рисунками и картинами, похожими на ранголи в Южной Индии, мандану в Раджастане и сельское искусство в других частях Индии. Это искусство известно в Пенджабе как чоук-пурана или чоукпурана , и ему придали форму крестьянки штата. Во дворах это искусство рисуется с помощью куска ткани. Искусство включает в себя рисование мотивов деревьев, цветов, папоротников, лиан, растений, павлинов, паланкинов, геометрических узоров, а также вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Эти произведения искусства добавляют праздничной атмосферы. [92]
Во время Холи проходят народные театральные представления, известные как «сванг» или «наутанки». [93] причем последний происходит из Пенджаба. [94] По словам Селфа (1993), в Пенджабе проводятся ярмарки Холи, которые могут длиться много дней. [95] Бозе (1961) утверждает, что «в некоторых частях Пенджаба Холи отмечается борцовскими поединками». [96]
Тамил Наду
В Тамилнаде это связано с фестивалем Пангуни Утирам , который означает свадьбу различных индуистских божеств. храмы празднуют свадьбы Парвати и Шивы , Муругана и Девасены , Рамы и Ситы, Андала и Ранганатхи В этот день . Преданные стекаются в храмы, чтобы стать свидетелями ритуальных свадебных церемоний. Рати и Камадеве поклоняются во многих регионах.
Телангана
называется Камуни Пуннами/Кама Пурнима или Джаджири Холи на телугу . Индусы празднуют Холи, что связано с легендой о Камадеве . Холи также известен под разными названиями: Камавилас, Камуни Пандуга и Кама-Даханам. [97]
Это 10-дневный фестиваль в Телангане, из которых последние два дня имеют большое значение. Как и в других частях Индии, в сельской Телангане , за 9 дней, предшествующих Холи, дети празднуют камуду , играя на палочках Колата и распевая народные песни, называемые джаджири , и собирают деньги, рис, кукурузу и дрова. [31] По этой причине Холи хорошо известен благодаря «Джаджири Пааталу Камуди ааталу», что означает фестиваль «Песен Джаджири и игр Камуди», а в 9-ю ночь, то есть в канун Рождества, все дрова собираются и поджигаются, символизируя Кама Даханам .
На следующее утро, то есть 10-й день, празднуется Холи с красками, традиционно извлеченными из цветов Модуги/Гогу (Палаш/ Бутеа моносперма ). [98]
Трипура
В Трипуре Холи известен как «пали», что на языке трипури означает «цвет». Его отмечают по всей Трипуре.
Западный Уттар-Прадеш
- Залитые цветом преданные в храме Радхи Кришны, Матхура , Индия.
- В регионе Врадж на севере Индии женщины имеют возможность игриво бить мужчин, которые спасаются щитами; в настоящее время культурно ожидается, что мужчины будут принимать все, что им предлагают женщины. Этот ритуал называется Лат Мар Холи . [99]
- Игра красок, а затем танец в индуистском храме недалеко от Матхуры, в Холи.
Барсана , город недалеко от Матхуры в Врадж регионе штата Уттар-Прадеш , празднует Латмар Холи на обширной территории храма Радхи Рани . Тысячи людей собираются, чтобы стать свидетелями Лат Мар Холи, когда женщины избивают мужчин палками, а те, кто находится в стороне, впадают в истерику, поют песни Холи и кричат « Радхе Радхе » или «Шри Радхе Кришна». [100] Песни Холи в Брадж Мандале исполняются на чистом брадже, местном языке. Холи, отмечаемый в Барсане , уникален тем, что здесь женщины прогоняют мужчин палками. Мужчины также поют провокационные песни, пытаясь привлечь внимание женщин. Затем женщины переходят в наступление и используют длинные посохи, называемые латисами, чтобы избивать мужчин, которые защищаются щитами. [101]
Матхура в регионе Врадж — место рождения Кришны . Во Вриндаване этот день отмечается особой пуджей и традиционным обычаем поклонения Радхе-Кришне; здесь фестиваль длится шестнадцать дней. [44] По всему региону Враж [102] и в соседних местах, таких как Хатрас , Алигарх и Агра , Холи празднуется более или менее так же, как в Матхуре, Вриндаване и Барсане.
Традиционный праздник включает Матки Пход , похожий на Дахи Ханди в Махараштре и Гуджарате во время Кришна Джанмаштами , оба в память о боге Кришне, которого также называют махан чор (буквально «похититель масла»). Это историческая традиция региона Врадж, а также западного региона Индии. [103] На веревке высоко подвешивают глиняный горшок, наполненный маслом или другими молочными продуктами. Группы мальчиков и мужчин взбираются друг другу на плечи, образуя пирамиды, чтобы добраться до нее и разрушить ее, а девочки и женщины поют песни и поливают пирамиду цветной водой, чтобы отвлечь их и усложнить свою работу. [104] Этот ритуальный вид спорта продолжается в общинах индуистской диаспоры. [105]
Уттаракханд
Кумаони Холи в Уттаракханде включает музыкальное мероприятие. Он принимает разные формы, такие как Байтки Холи, Кхари Холи и Махила Холи. В Байтки Холи и Кхари Холи люди поют песни с оттенком мелодии, веселья и спиритуализма. Эти песни по существу основаны на классических рагах . Байтки Холи (बैठकी होली), также известный как Нирван Ки Холи , начинается с помещений храмов, где Холияры (होल्यार) поют песни Холи, и люди собираются для участия, а также играют классическую музыку. Песни поются в определенной последовательности в зависимости от времени суток; например, в полдень песни основаны на рагах Пилау, Бхимпаласи и Саранг, а вечерние песни основаны на таких рагах, как Калян, Шьямкальян и Яман. Кхари Холи (खड़ी होली) в основном отмечается в сельских районах Кумаона. Песни Кхари Холи поют люди, которые, одетые в традиционные белые чуридар пайаджама и курта , танцуют группами под мелодию этнических музыкальных инструментов, таких как дхол и курта. петля . [106]
В регионе Кумаон костер Холика, известный как Чир (चीर), торжественно возводится во время церемонии, известной как Чир Бандхан (चीर बंधन), за пятнадцать дней до Дулхенди. Приветствие — это костер с зеленой веткой дерева Пайя посередине. Приветствие пытаются игриво украсть каждой деревни и района строго охраняется, поскольку соперничающие мохаллы друг друга настроение . [107]
Цвета, используемые на Холи, получены из природных источников. Дулхенди, известный как Чаради (छरड़ी) (от Чхарада (छरड़)), изготавливается из цветочных экстрактов, золы и воды. Холи празднуют с большим удовольствием одинаково по всей Северной Индии. [108]
Западная Бенгалия
В Западной Бенгалии традиция Дол Джатра (что означает шествие на качелях) или Долотсава (что означает Фестиваль качелей ) или Дол Пурнима - ( Качание в полнолуние). распространена среди Гаудия-вайшнавов [109] точно так же, как среди вайшнавов в регионе Врадж и других кришнацентрических сампрадах по всей Индии. [59] Однако некоторые бенгальские вайшнавы-падавали также используют термин Холи ( бангла : হোলী) для обозначения фестиваля. [110]
В Шантиникетане, Западная Бенгалия, Холи также известен как « Басанта Уцаб ». Фестиваль отмечается поклонением иконам Радхи и Кришны, помещая их на украшенные качели. [111] В день Дол Пурнимы ранним утром студенты (в основном в Шантиникетане) одеваются в шафрановую или чисто белую одежду и носят гирлянды из ароматных цветов. Они поют и танцуют под аккомпанемент музыкальных инструментов, таких как эктара , дубри и вина . Преданные по очереди раскачивают их, а женщины танцуют вокруг качелей и поют песни. Во время этих мероприятий люди продолжают обливать цветной водой и сухими красками (абир) . их [ нужна ссылка ]
Около 500 лет назад Шри Чайтанья Махапрабху отправился во Вриндаван (ныне Уттар-Прадеш), чтобы стать свидетелем праздника, проводимого там, в месте рождения Господа Шри Кришны. После возвращения в Бенгалию он задумал провести фестиваль здесь. Поэтому он попросил своих последователей размазать цвет или абир идолу Господа Кришны, а затем нанести этот абир друг на друга. Он также поручил им угостить другого человека местной сладостью под названием малпоа . В биографиях Шри Чайтаньи говорится, что он очень любил эту сладость. [112]
Непал
- Местные жители празднуют Холи на площади Дурбар в Катманду , Непал
- Подготовка к Холика Дахан, Катаманду, Непал .
- Женщины празднуют Холи в Катманду, Непал.
- Туристы празднуют Холи в Покхаре , Непал (2012 г.)
- Местные жители празднуют Холи на территории Джанаки Мандира , Джанакпур , Непал (2015 г.)
Холи, также известный как Пхагу Пурнима, наряду со многими другими индуистскими праздниками, отмечается в Непале как национальный праздник . Это важный крупный фестиваль в Непале, наряду с Дашайн и Тихаром ( Дипавали ). [113] Он отмечается в непальский месяц Фалгун (регион Тераи празднуется в тот же день, что и индийский Холи, тогда как остальная часть страны празднует его на день раньше) и символизирует легенды об индуистском боге Кришне. [113] Они поклоняются храму Сарасвати в храмах Ваджрайогини и отмечают праздник со своими друзьями-индуистами. [114]
Традиционные концерты проводятся в большинстве городов Непала, включая Катманду , Нараянгарх , Покхару , Итахари , Хетауда и Дхаран , и транслируются по телевидению с участием различных знаменитостей.
Люди гуляют по своим районам, чтобы отпраздновать Холи, обмениваясь цветами и распыляя друг на друга цветную воду. Популярным занятием является бросание друг в друга воздушных шаров с водой, что иногда называют лола (что означает воздушный шар с водой). [115] Многие люди добавляют бханг (сделанный из конопли , молока и специй) в свои напитки и еду, как это также делается во время Шиваратри . Считается, что сочетание разных цветов на этом празднике убирает все печали и делает жизнь ярче.
Пакистан

Холи празднуется индуистским меньшинством Пакистана. Общественные мероприятия индусов освещались пакистанскими СМИ в различных городах, таких как Карачи , [116] Хазара , [117] Равалпинди , Синд , Хайдарабад , Мултан и Лахор . [118] Индуистские племена Чолистана в провинции Пенджаб в Пакистане играют в игру под названием Хидо в дни, предшествующие Холи. Игра Хидо считается у них священной, так как считается, что Пархлад играл в эту игру в детстве. [119]
Холи не был государственным праздником в Пакистане с 1947 по 2016 год. Холи, наряду с Дивали для индуистов и Пасхой для христиан, был принят парламентом Пакистана в 2016 году в качестве официального праздника, что дало местным органам власти и государственным учреждениям право объявлять Холи праздником. отпуск и предоставление отпуска общинам меньшинств впервые. [120] Это решение вызвало споры: некоторые пакистанцы приветствовали это решение, в то время как другие критиковали его, опасаясь, что объявление Холи государственным праздником рекламирует пакистанским детям индуистский фестиваль. [121]
Индийская диаспора
- Фестиваль Холи в Лондоне, Великобритания, недалеко от электростанции Баттерси .
- Барабанщики индо-карибского сообщества празднуют Пхагва (Холи) в Нью-Йорке, 2013 год.
- Празднование фестиваля Холи в США.
С годами Холи стал важным фестивалем во многих регионах, где индийская диаспора была либо принята в качестве наемных рабочих в колониальную эпоху , либо куда они эмигрировали самостоятельно, и теперь присутствует в больших количествах, например, в Африке, Северной Америке, Европе. , Латинская Америка и некоторые части Азии, такие как Фиджи. [22] [23] [122] [123]
Суринам
Холи — национальный праздник Суринама . Он называется фестивалем Пхагва и отмечается в честь начала весны и индуистской мифологии. В Суринаме Холи Пхагва — фестиваль красок. В этот день принято носить старую белую одежду, будьте готовы испачкать ее и присоединиться к веселью и веселью. [124] [125]
Тринидад и Тобаго
Пхагва празднуется красочно и пышно, наряду с пением традиционных песен Пхагва, таких как Чоутал , и новых песен, таких как Пичакари . Холика Дахан празднуется в ночь перед Пхагвой. Касторовое . растение сажают церемониально вместе с пением мантр в честь Холи и называют Холика В этот день во многих храмах индо-карибского сообщества также проводятся пуджи в честь Радхи-Кришны , Сарасвати , Вишну , Лакшми и божества-покровителя храмов.
Гайана
Пхагва — государственный праздник в Гайане , в праздновании принимают участие представители всех рас и религий. [126] Главное празднование в Джорджтауне проводится в Мандире в Прашад Нагаре. [127]
Фиджи
Индофиджийцы празднуют Холи или Пагуа, как его называют на фиджийском хинди , как фестиваль красок, народных песен и танцев. Народные песни, исполняемые на Фиджи во время сезона Холи, называются phaag gaaian . Фаган, также пишется как Пхалган, — последний месяц индуистского календаря. Холи празднуется в полнолуние Фагана. Холи знаменует приход весны и созревание сельскохозяйственных культур в Северной Индии. Это не только сезон романтики и волнений, народных песен и танцев, но и повод для игры с пудрой, духами и красками. Многие песни Холи на Фиджи посвящены теме любовных отношений между Радхой и Кришной. [128]
Маврикий
Холи на Маврикии идет по пятам за Шиваратри. Он празднует начало весны, отмечая хороший урожай и плодородную землю. Индусы верят, что это время наслаждения яркими красками весны и прощания с зимой. Он считается одним из самых волнующих религиозных праздников в мире. Во время этого мероприятия участники разжигают костер, бросают друг в друга цветной порошок и бурно празднуют. [129]
Соединенные Штаты
Холи празднуют во многих штатах США в основном американцы азиатского происхождения , особенно индийского происхождения . Обычно его проводят в индуистских храмах или культурных залах. Члены индуистских ассоциаций и волонтеры помогают в проведении мероприятия вместе с преданными храма. Некоторые из мест, где, как известно, празднуют Холи, - это Нью-Брансуик (Нью-Джерси), Спэниш-Форк (Юта), Хьюстон (Техас), Даллас (Техас), Саут-Эль-Монте (Калифорния), Милпитас (Калифорния), Маунтин-Хаус (Калифорния), Трейси. (Калифорния), Латроп (Калифорния), Чикаго (Иллинойс), Потомак (Мэриленд), Тампа (Флорида), Стерлинг (Вирджиния) и Бостон (Массачусетс). [130]
Индонезия
В Индонезии индийские индонезийцы и балийцы -индуисты отмечают Холи как фестиваль красок. Основные торжества проходят в Медане и на Бали . [131]
Иногда индийские иммигранты из других стран также могут отмечать небольшую версию Холи.
Цвета Холи

Традиционные источники цветов
Считается, что весенний сезон, во время которого меняется погода, вызывает вирусную лихорадку и простуду. Игривое разбрасывание порошков натуральных цветов, называемых гулал, имеет медицинское значение: цвета традиционно изготавливаются из палаша , нима , кумкума , халди , билвы и других лекарственных трав, рекомендованных аюрведическими врачами.
Многие цвета получаются путем смешивания основных цветов. Ремесленники производят и продают многие цвета из природных источников в виде сухого порошка за недели и месяцы, предшествующие Холи. Некоторые из традиционных натуральных источников красителей растительного происхождения: [19] [132] [133]
Оранжевый и красный
Цветы дерева палаш или тесу, также называемого пламенем леса, являются типичным источником ярко-красного и темно-оранжевого цветов. порошкообразный ароматный красный сандал , сушеные гибискуса цветы , марена , редис и гранат Альтернативными источниками и оттенками красного являются . Смешивание лайма с порошком куркумы создает альтернативный источник апельсинового порошка, как и кипячение шафрана (кесара) в воде.
Зеленый
Мехенди и сушеные листья дерева гулмохур являются источником зеленого цвета. В некоторых районах листья яровых культур и трав использовались в качестве источника зеленого пигмента.
Желтый

Порошок Халди (куркумы) является типичным источником желтого цвета. Иногда ее смешивают с нутовой (граммовой) или другой мукой, чтобы получить нужный оттенок. Баел фрукты , амальта , виды хризантем и виды бархатцев Альтернативными источниками желтого цвета являются .
Синий
Растение индиго , индийские ягоды , сорта винограда , синий гибискус и цветы жакаранды являются традиционными источниками синего цвета для Холи.
Пурпурный и фиолетовый
Свекла – традиционный источник пурпурного и фиолетового цвета. Часто их кипятят непосредственно в воде, чтобы получить окрашенную воду.
Коричневый
Сушеные чайные листья являются источником воды коричневого цвета. Некоторые глины являются альтернативным источником коричневого цвета.
Черный
Сорта винограда, плоды амлы (крыжовника) и растительный уголь (древесный уголь) имеют цвета от серого до черного.
Проблемы
Влияние на здоровье
Исследование 2007 года показало, что малахитовый зеленый , синтетический голубовато-зеленый краситель, используемый в некоторых цветах во время фестиваля Холи, был причиной сильного раздражения глаз в Дели, если глаза не промывали после воздействия. Хотя исследование показало, что пигмент не проник через роговицу, малахитовый зеленый вызывает беспокойство и требует дальнейшего изучения. [134]
В другом исследовании 2009 года сообщается, что некоторые краски, производимые и продаваемые в Индии, содержат промышленные красители на основе металлов, что вызывает у некоторых людей увеличение проблем с кожей в дни после Холи. Эти цвета производятся в Индии, в частности небольшими неформальными предприятиями, без каких-либо проверок качества и свободно продаются на рынке. Краски продаются без маркировки, и у потребителя отсутствует информация об источнике красителей, их содержании и возможных токсических эффектах. В последние годы несколько неправительственных организаций начали кампанию за безопасные методы использования цветов. Некоторые производят и продают более безопасные красители, полученные из натуральных источников, таких как овощи и цветы. [135]
Эти сообщения побудили ряд групп продвигать более естественное празднование Холи. «Альтернативы развития», кампания «Чистая Индия» в Дели, [136] Группа действий по охране окружающей среды Калпаврикш, Пуна , [137] Общество развития детей через совместную кампанию Avacayam [138] запустили кампании, чтобы помочь детям научиться делать свои собственные краски для Холи из более безопасных и натуральных ингредиентов. Между тем, некоторые коммерческие компании, такие как Национальный институт ботанических исследований, начали продавать «травяные» красители, хотя они значительно дороже, чем опасные альтернативы. Однако можно отметить, что во многих частях сельской Индии всегда прибегали к естественным цветам (а в других частях праздников больше, чем к цветам) из-за их доступности.
В городских районах некоторые люди носят маски для носа и солнцезащитные очки, чтобы избежать вдыхания пигментов и предотвращения химического воздействия на глаза. [139]
Воздействие на окружающую среду
Предполагаемой экологической проблемой, связанной с празднованием Холи, является традиционный костер Холика, который, как полагают, способствует вырубке лесов. [140] По данным местного таблоида, во время Холи ежегодно горит 30 000 костров, при этом в каждом огне сжигается примерно 100 килограммов (220 фунтов) дров. [141]
Сообщается также, что использование пигментов на основе тяжелых металлов во время Холи приводит к временному загрязнению сточных вод , при этом водные системы восстанавливаются до предпраздничного уровня в течение 5 дней. [142]
Влияние на другие культуры

Холи отмечается как общественное событие в некоторых частях Соединенных Штатов. [143] Например, в храме Шри Шри Радхи Кришны в Спэниш-Форк, штат Юта , Нью-Йорк, Холи Хай на Манхэттене , Нью-Йорк. [144] и Фестиваль красок: Holi NYC в Нью-Йорке , Нью-Йорк , [143] [145] [4] [146]
Мероприятия, вдохновленные Холи
Также появился ряд общественных мероприятий, вдохновленных Холи, особенно в Европе и США, часто организуемых компаниями как коммерческие или благотворительные мероприятия с платным входом и с различным расписанием, которое не совпадает с реальным фестивалем Холи. вдохновленные Холи К ним относятся музыкальные фестивали, , такие как Festival Of Colors Tour и Holi One. [147] (в которых используются броски порошка Холи на время), а также такие франшизы для забегов на 5 км, как The Color Run , Holi Run и Color Me Rad, [148] участников обливают порошком на километровых контрольно-пропускных пунктах. [149] [21] BiH Color Festival , вдохновленный Холи, — это фестиваль электронной музыки который ежегодно проводится в Брчко , Босния и Герцеговина . [150] [151] В последние годы школы по всей Австралии также начали проводить мероприятия по сбору средств, вдохновленные Холи, которые используют платформы по сбору средств, такие как Australian Fundraising, School Fun Run, Color Frenzy и Go Raise It Australia, для проведения таких мероприятий. Школы Новой Зеландии также последовали этой тенденции, организовав сбор средств с порошком Холи Color Run, проводимый местной компанией Go Raise It NZ.
Были опасения, что эти события присваивают и упрощают аспекты Холи для коммерческой выгоды, преуменьшая или полностью игнорируя культурные и духовные корни празднования. [149] [21] Организаторы этих мероприятий утверждают, что расходы предназначены для покрытия различных ключевых аспектов их мероприятий, таких как безопасные цветные порошки, безопасность и безопасность, а также развлечения. [21]
См. также
- Дивали
- Латмар Холи
- Ха б-Нисан – Ассирийский Новый год.
- Середина лета - праздник, проводимый ближе к летнему солнцестоянию.
- Навруз – иранский Новый год, отмечаемый в день мартовского равноденствия.
- Сонгкран (Таиланд) – традиционный тайский Новый год, известный ритуальными публичными водными боями.
Примечания
- ^ С древних времен на Индийском субконтиненте существовало несколько основных индуистских календарей , в которых Холи и другие фестивали относят к разным местным месяцам, хотя они означают одну и ту же дату. Некоторые индуистские календари подчеркивают солнечный цикл, некоторые — лунный. Кроме того, в региональных календарях присутствуют две традиции систем Аманта и Пурниманта, в которых месяцы с одинаковым звучанием относятся к разным частям лунного цикла, что еще больше разнообразит номенклатуру. Индуистский праздник Холи приходится на первый (полнолунный) день темной половины лунного месяца Чайтра в системе Пурниманта, в то время как тот же самый день Холи выражается в системе Аманта как лунный день Пхалгуна Пурнима . [32] Системы измерения времени и датировки — это эквивалентные способы обозначения одного и того же, они продолжают использоваться в разных регионах. [32] [33] В регионах, где по местному календарю Холи приходится на месяц Пхалгуна , его также называют Пхагува .
Ссылки
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новый Оксфордский словарь английского языка (1998) ISBN 0-19-861263-X с. 874 « Холи /'həʊli:/ существительное индуистский весенний праздник ...».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кристи Л. Уайли (2009). Джайнизм от А до Я. Пугало. п. 42. ИСБН 978-0-8108-6337-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бал Гопал Шреста (2012). Священный город Санкху: антропология неварских ритуалов, религии и общества в Непале . Издательство Кембриджских ученых. стр. 269–271, 240–241. ISBN 978-1-4438-3825-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лайфорд, Крис (5 апреля 2013 г.). «Индуистские весенние фестивали становятся все популярнее и приветствуют неиндуистов» . Вашингтон Пост . Нью-Йорк . Проверено 23 февраля 2016 г.
Несмотря на то, что некоторые называют переосмыслением Холи, тот простой факт, что фестиваль вышел за рамки культур и объединяет людей, является достаточным поводом принять перемены, говорят другие. На самом деле, похоже, это соответствует многим учениям, лежащим в основе фестивалей Холи.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Холи: залитый цветами дружбы. Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Hinduism Today, Гавайи (2011).
- ^ «Холи 2025: Когда в 2025 году наступит Холи, в 2025 году до даты Пурнимы также будет два дня» . Индостан (на хинди). 21 марта 2024 г. Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Дата Холи 2024: когда в этом году Холи и Холика Дахан, знайте Мухурту и ее важность» . Финансовый экспресс . 16 марта 2022 г. Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Холи 2022: узнайте дату, время, значение и историю фестиваля» . НДТВ . 16 марта 2022 г. Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Календарь фестивалей Непала: 15 крупных фестивалей Непала за 12 месяцев каждый год — OnlineKhabar English News» . Онлайн Хабар . 1 мая 2021 г. Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Что такое Холи?» . BBC Bitesize . Проверено 18 марта 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Юдит Гринберг, Энциклопедия любви в мировых религиях, Том 1, ISBN 978-1851099801 , с. 212
- ^ МакКим Марриотт (2006). Джон Стрэттон Хоули и Васудха Нараянан (ред.). Жизнь индуизма . Издательство Калифорнийского университета. п. 102. ИСБН 978-0-520-24914-1 . , Цитата: "Холи, - сказал он с блаженным вздохом, - это праздник любви!"
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шварц, Сьюзен Л. (6 октября 2004 г.). Раса: проявление Божественного в Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 100. ИСБН 978-0-231-13145-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Р. Дипта, Стихи А.К. Рамануджана «Мифологии»: анализ, точки зрения, том XIV, номер 1, лето 2007 г., стр. 74–81.
- ^ Что такое индуизм? . Публикации Гималайской академии. 2007. с. 230. ИСБН 978-1-934145-27-2 .
- ^ «Весенние фестивали: Холи и Фестиваль воздушных змеев Басант: Холи» .
Холи празднует любовь, прощение и победу добра над злом.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Н. Лоренцен (1996). Хвала бесформенному Богу: тексты Ниргуни из Северной Индии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 22–31. ISBN 978-0-7914-2805-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Витторио Роведа (2005). Образы богов: кхмерская мифология в Камбодже, Таиланде и Лаосе . Речные книги. п. 70. ИСБН 978-974-9863-03-9 . ;
Сунил Котари; Авинаш Пасрича (2001). Кучипуди . Абхинав. стр. 66–67. ISBN 978-81-7017-359-5 . - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Эбелинг, Карин (10), Холи, индийский фестиваль, и его отражение в английских СМИ; Порядок стандарта и дифференциация дискурсов: файлы 41-го лингвистического коллоквиума в Мангейме, 2006, 1, 107, ISBN 978-3631599174
- ^ Эмбер Уилсон (2004). Ямайка: Люди . Издательская компания Крэбтри. п. 18 . ISBN 978-0-7787-9331-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Весенний праздник любви переходит в осень – и превращается в драку» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 6 марта 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фестивали Холи распространились далеко за пределы Индии The Wall Street Journal (2013)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фестиваль красок Холи Посетите Берлин, Германия (2012)
- ^ Дата Холи 2023, ритуалы и значение
- ^ Индуистский фестиваль Холи
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Венди Донигер (редактор), Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера, 2000 г., ISBN 978-0877790440 , Мерриам-Вебстер, с. 455
- ^ «О Холи – красочном весеннем фестивале Дхулети» . Празднование Холи Дхулети . Архивировано из оригинала 29 марта 2016 года . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ «Укули или Манджал Кули – Холи в Керале» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Разные названия фестиваля Холи | РитиРиваз» . 9 марта 2020 г.
- ^ Хелен Майерс (1998). Музыка индуистского Тринидада: песни индийской диаспоры . Издательство Чикагского университета. п. 430 . ISBN 978-0-226-55453-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Редди, П. Лаксма (7 марта 2017 г.). «Джаджири, еще один фестиваль единства» . Телангана сегодня . Проверено 28 марта 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кристофер Джон Фуллер (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 291–293. ISBN 978-0-69112-04-85 .
- ^ Нахум Дершовиц; Эдвард М. Рейнгольд (2008). Календарные расчеты . Издательство Кембриджского университета. стр. 123–133 , 275–311. ISBN 978-0-521-88540-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хавьер А. Гальван (2014). Что они делают? Культурная энциклопедия необычных и экзотических обычаев со всего мира . АВС-КЛИО. стр. 137–138. ISBN 978-1-61069-342-4 .
- ^ Дж. Гордон Мелтон; Мартин Бауманн (2010). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик, 2-е издание . АВС-КЛИО. стр. 1337–1338. ISBN 978-1-59884-204-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Наследие Холи Индии: культура, ярмарки и фестивали (2008)
- ^ «История Холика Дахан: Почему в Холи поклоняются демонице Холике? - Times of India» . Таймс оф Индия . 27 марта 2021 г. Проверено 28 марта 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Виктория Уильямс (2016). Празднование обычаев жизни во всем мире . АВС-КЛИО. п. 75. ИСБН 978-1-4408-3659-6 .
- ^ Эндрю Смит (2013). Оксфордская энциклопедия еды и напитков в Америке . Издательство Оксфордского университета. п. 185. ИСБН 978-0-19-973496-2 .
- ↑ Фестиваль Холи см. «Игра цветов» (2009).
- ^ Рангапанчами в Bhopal Los Angeles Times (2011)
- ^ «Фестиваль Холи: История» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Религии – Индуизм: Холи . Би-би-си. Проверено 21 марта 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Холи — фестиваль красок. Архивировано 1 февраля 2016 года в Wayback Machine The Indian Express .
- ^ Варадпанде, МЛ (2 февраля 2011 г.). Любовь в Древней Индии . Дистрибьюторы СКБ. стр. 11–12. ISBN 978-81-8328-217-8 .
- ^ Линн Пеппас (2010), Холи, Crabtree Publishing, ISBN 978-0-7787-4771-0 , стр. 12–15
- ^ Прибытие Пхагвы - Холи. Архивировано 12 апреля 2018 г. в Wayback Machine The Guardian , Тринидад и Тобаго (12 марта 2009 г.).
- ^ Ешь, молись, мажь Ешь, молись, мажь Джулию Москин, New York Times (22 марта 2011 г.)
- ^ Холи на Маврикии . «Как и многие другие крупные индуистские фестивали, подавляющее большинство индийцев… с большим энтузиазмом празднуют Холи на острове Маврикий. Это официальный праздник в стране…»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Констанс Джонс, Холи, в книге Дж. Гордона Мелтона (редактор), «Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных воспоминаний», ISBN 978-1598842067
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 275. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Робин Райнхарт (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. стр. 135–137. ISBN 978-1-57607-905-8 .
- ^ Мишель Ли (2016). Холи . Скобре. стр. 8–11. ISBN 978-1-62920-572-4 .
- ^ Уша Шарма (2008). Фестивали в индийском обществе . Публикации Миттала. стр. 80–82. ISBN 978-81-8324-113-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сафви, Рана (23 марта 2016 г.). «В Индии Великих Моголов Холи отмечали с таким же размахом, как Ид» . Прокрутка.в . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Шарма, Сунит (2017) Моголы Аркадия: персидская литература при индийском дворе. Издательство Гарвардского университета [1]
- ^ Пауэрс, Джанет М. (30 ноября 2008 г.). Воздушные змеи над деревом манго: восстановление гармонии между индуистами и мусульманами в Гуджарате: восстановление гармонии между индуистами и мусульманами в Гуджарате . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-35158-7 .
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 95. ИСБН 978-0-8108-6344-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кристиан Рой (2005). Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 192–193. ISBN 978-1-57607-089-5 .
- ^ Джеймс К. Веллман младший; Кларк Ломбарди (2012). Религия и безопасность человека: глобальная перспектива . Издательство Оксфордского университета. стр. 112, примечание 18. ISBN. 978-0-19-982775-6 .
- ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2011). Сикхизм: Введение . ИБТаурис. стр. 93–94. ISBN 978-1-84885-321-8 .
- ^ Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. п. 552. ИСБН 978-0-415-93919-5 .
- ↑ Холи на холсте , The Sunday Tribune Холи на холсте, Канварджит Сингх Канг, 13 марта 2011 г.
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Розен. стр. 285–287. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ «Индуизм — фестивали, Холи, Дивали и кастовая система | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Общество Ритуалов Холи на слиянии фестивалей в Индии (2010)
- ^ Фестиваль Холи Рекс Ли Индраджит Дешмук и Мариэль Рот, Festival Circle, IDSS 2013
- ^ «Кайф от Холи с бхангом» . Таймс оф Индия . 9 марта 2009 года . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Холи в Джаркханде – Фестиваль Холи в Джаркханде, Праздник Холи в Джаркханде» . www.holifestival.org . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Холи Милан» . indiacitytrip.com .
- ^ «Холи 2014: Фестиваль красок празднует весну (песни, фотографии)» . Хаффингтон Пост . 16 марта 2014 года . Проверено 17 марта 2014 г.
- ^ Агнихотри, Абхишек (13 марта 2022 г.). «Семь дней Холи в Канпуре и почему Ганга Мела особенная, читайте - какова история за этим - Холи 2022, семь дней Особого празднования Ганга Мела Холи, история празднования канпурской традиции Джагран Особый» . Джагран (на хинди) . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «CM Yogi посещает «Холи Милан самаро», говорит, что фестиваль несет послание единства» . Азиатские новости Интернешнл . 9 марта 2023 г. Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Гунэ, Виттхала Тримбака (1979). Справочник союзной территории Гоа, Даман и Диу: округ . Том. 1. Гоа, Даман и Диу (Индия). Отдел справочника с. 263.
- ^ Келли, Софи. «Черный принц, Троица и искусство поминовения» . Британские искусствоведения (23).
- ^ «Вас перенаправляют...» pndwarka.com .
- ^ topnews.in , Холи в Гуджарате.
- ^ «Празднование Холи в Джамму и Кашмире» . holifestival.org .
- ^ «Карнатака» . Индус . 10 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2009 г. . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Неттл, Бруно; Стоун, Рут М.; Арнольд, Элисон; Портер, Джеймс; Райс, Тимоти (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. п. 504. ИСБН 978-0-8240-4946-1 .
- ^ «Возвышение черной каменной арки» . Виктория и Альберт: поиск в коллекциях . Музей Виктории и Альберта . Проверено 10 апреля 2016 г. .
Справка из истории объекта: Арка покрыта фигурами вайшнавских богов и увешана кольцами. Толпа индусов празднует праздник Дол Джатра или фестиваль качелей, во время которого изображения Вишну и его супруги качаются на троне, подвешенном цепями к кольцам арки. Празднование является частью фестиваля Холи и проводится в полнолуние месяца Пхалгуна (с февраля по март).
- ^ Андерхилл, Мюриэл Мэрион (1921). Индуистский религиозный год . Ассоциация Пресс.
- ^ Дипти Рэй (2007). Пратапарудрадева, последний великий царь Ориссы Сурьявамси (1497–1540 гг. н. э.) . Северный книжный центр. стр. 90–. ISBN 978-81-7211-195-3 .
- ^ Партия Бисвамой (2001). Положение социальной истории: Орисса, 1800–1997 гг . с восточными неграми. стр. 100-1 74–. ISBN 978-81-250-2007-3 .
- ^ Словарь языка панджаби (1854 г.) Mission Press
- ^ Сехон, Икбал Сингх (2000) Пенджабцы. 2. Религия, общество и культура пенджабцев. КОСМОС [2]
- ^ Материалы - Конференция по истории Пенджаба (2000), Издательское бюро, Пенджабский университет [3]
- ^ Бозе, Нирмал Кумар (1929) Культурная антропология: и другие очерки. [Перепечатано с дополнениями] Indian Associated Publishing Company, Limited [4]
- ^ Парминдер Сингх Гровер и Мога, Давиндерджит Сингх, Откройте для себя Пенджаб: Достопримечательности Пенджаба [5]
- ^ Джасбир Сингх Хурана, Пенджабият: Культурное наследие и этос народа Пенджаба, Hemkunt Publishers (P) Ltd., ISBN 978-81-7010-395-0
- ^ Перепись Индии, 1961: Пенджаб. Менеджер публикаций
- ^ Рисование рисунков на стенах , Триша Бхаттачарья (13 октября 2013 г.), Deccan Herald . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Алка Панде (1999) Народная музыка и музыкальные инструменты Пенджаба: от горчичных полей до дискотечных огней, Том 1. Mapin Pub [6]
- ^ Нандини Гоопту (2001) Политика городской бедноты в Индии начала двадцатого века. Издательство Кембриджского университета. [7]
- ^ Селф, Дэвид (1993) Сто чтений для собрания. Хайнеманн
- ^ Бозе, Нирмал Кумар (1961) Культурная антропология. Издательство Азия
- ^ Г. Раджагопал (2007). За пределами бхакти: шаги вперед . Издательство БР. п. 75. ИСБН 978-81-7646-510-6 .
- ^ Ганс Индия (5 марта 2015 г.). Цветы модуги начинают цвести .
- ↑ Фестиваль Латмар Холи Лейн Тернер, Boston Globe , (5 марта 2012 г.)
- ^ «Играй песню Холи» .
- ^ «Ганга Мела Канпур» . bhaskar.com . 27 марта 2016 г.
- ^ «Итак, брось краски – Холи, Бридж Лал был» . ягран . 19 марта 2014 г.
- ^ Дэвид Геллнер (2009). Этнический активизм и гражданское общество в Южной Азии . Публикации SAGE. стр. 27–29. ISBN 978-81-321-0422-3 .
- ^ Традиция Холи , Общество слияния фестивалей в Индии (2016)
- ^ Indo American News , Том 33, № 14, 4 апреля 2014 г., стр. 5
- ^ «Кумаони Холи Уттаракханд» . euttarakhand.com . 4 марта 2015 г.
- ^ «кумаони холи» . euttarakhand.com . 4 марта 2015 г.
- ^ Кумаони Холи - Ярмарки и фестивали Уттаранчала . Euttaranchal.com. Проверено 21 марта 2011 г.
- ^ Чакрабарти, Суканья (25 ноября 2022 г.). Между мирами: выступление в роли баулов в эпоху экстремизма . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-79774-9 .
- ^ Маджумадара, Дитипракаша (1996). Нана самграха, нана гана (на бенгали). Амара Бхарати.
- ^ Мартинес, Хосе Луис (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 341. ИСБН 978-81-208-1801-9 .
- ^ [Часть V «Абхиматы» Прабхатранджана Саркара. Опубликовано в бенгальской ежедневной газете Bartaman Patrika из Калькутты 7 марта 2023 г.]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильям Брук Норти; Си Джей Моррис (2001). Гуркхи: их манеры, обычаи и страна . Азиатские образовательные услуги. стр. 79–80. ISBN 978-81-206-1577-9 .
- ^ Бал Гопал Шреста (2012). Священный город Санкху: антропология неварских ритуалов, религии и общества в Непале . Издательство Кембриджских ученых. стр. 269, 240–241, 283–284. ISBN 978-1-4438-3825-2 .
- ↑ Счастливой недели Холи. Архивировано 23 января 2011 года в Wayback Machine . Непальские времена . Проверено 21 марта 2011 г.
- ↑ Пропитанная весельем и красками индуистская община празднует Холи , Сара Мунир (28 марта 2013 г.) Tribune. Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «Холи айи, Холи айи»: Индусы в Хазаре празднуют приход весны, праздник любви (17 марта 2014 г.) Tribune. Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Празднование Холи в Пакистане , (17 марта 2014 г.) Рассвет. Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «Цвета Холи у индусов Чолистана» . Проверено 21 марта 2020 г.
- ↑ Парламент Пакистана принимает резолюцию о Холи, Дивали и пасхальных каникулах , The Times of India (16 марта 2016 г.)
- ↑ Как государственный праздник Холи подчеркивает фанатизм в Пакистане , Дон, Садия Хартум (12 мая 2016 г.), Цитата: «Сегодня мы объявляем Холи государственным праздником, завтра мы будем говорить всем читать Рамаяну!» Председатель PSMA Шарафуз Заман говорит (...) Если кто-то хочет пойти поиграть в Холи, он может идти вперед, продолжает Заман, но, объявив его государственным праздником, мы рекламировали его в каждом доме».
- ↑ Фестиваль Холи 2013. Архивировано 24 марта 2016 года в Общественном центре Wayback Machine в Гуджарати Самадж, Нью-Йорк (2013).
- ^ Празднуйте Холи: Дурбан, Южная Африка (2013)
- ^ Холи Пхагва Суринам Инсайдер (2012)
- ^ Пхагва - Фестиваль красок. Архивировано 14 сентября 2013 г. на площади Независимости Wayback Machine в Парамарибо, Суринам (2013 г.).
- ^ Али, Ариф (редактор), Гайана , Лондон: Хансиб, 2008, стр. 69
- ^ Смок, Кирк, Гайана: Путеводитель Брэдта , 2007, стр. 24.
- ↑ Холи, фестиваль красок The Fiji Times (15 марта 2011 г.)
- ↑ Фестиваль Холи. Архивировано 6 августа 2014 г., Wayback Machine Mauritius (2011).
- ^ «Празднование Холи за границей» . holifestival.org .
- ^ «Красочный фестиваль Холи в Денпасаре, Бали» . катушка .
- ^ Общество красок Холи по слиянию фестивалей в Индии (2009)
- ^ Праздничные порошки (Гулал/Холи) Purcolor (2010)
- ^ Велпандиан, Т.; Саха, К.; Рави, АК; Кумари, СС; Бисвас, Северная Каролина; Гоуз, С. (2007). «Опасность для глаз цветов, используемых во время фестиваля красок (Холи) в Индии — токсичность малахитового зеленого». Журнал опасных материалов . 139 (2): 204–208. Бибкод : 2007JГцМ..139..204В . дои : 10.1016/j.jhazmat.2006.06.046 . ПМИД 16904259 .
- ^ Гош, С.К., Бандиопадхьяй, Д., Чаттерджи, Г., и Саха, Д. (2009), Дерматозы «Холи»: ежегодная волна кожных заболеваний после весеннего фестиваля в Индии. Индийский журнал дерматологии . 54(3), 240
- ^ «Кампания ЧИСТАЯ Индия» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года.
- ^ «Безопасная кампания Холи» . Архивировано из оригинала 26 марта 2007 года.
- ^ «Общество развития детей» . Sfcdindia.org . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ↑ Фестиваль Холи. Архивировано 3 мая 2015 г. в Wayback Machine. Что надеть? Великобритания (2012)
- ^ Гарднер, Джой Джозеф; Лал, Дипанджали (2012). «Воздействие Холи на окружающую среду: научное исследование» (PDF) . Научная библиотека ученых . 4 :1404 – через Google Scholar.
- ^ Шарма, Амит; Саксена, Раши (2013). «Модерация экологических тенденций на индийском фестивале Холи» (PDF) . Научная библиотека ученых . 5 :130 – через Google Scholar.
- ^ Тьяги В.К., Бхатия А., Гаур Р.З., Хан А.А., Али М., Хуршид А. и Казми А.А. (2012), Влияние токсичности многих металлов на работу системы очистки сточных вод во время фестиваль красок (Холи) в Индии, Мониторинг и оценка окружающей среды, 184 (12), стр. 7517–7529.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фестиваль красок – Холи, Нью-Йорк 2016» . Фестиваль красок: Холи, Нью-Йорк .
- ^ «Нью-Йорк Холи Хай 2016» .
- ^ Спинелли, Лорен (9 мая 2015 г.). «Посмотрите на разноцветное веселье на вечеринке Холи в этом году» . Тайм-аут Нью-Йорк . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 14 мая 2015 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Манси, CS (4 мая 2014 г.). «Портреты из Холи, Нью-Йорк» . Деревенский голос . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 1 августа 2015 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
Холи Хай, также известный как Фестиваль красок, празднует приход весны, радость дружбы и равенство для всех. В субботу, 3 мая 2014 года, в Yard @ C-PAC (Центре культурных исполнительских искусств) в Бруклине тысячи участников присоединились к танцу и вообще покрыли друг друга цветным порошком. Порошки, используемые в Холи, олицетворяют счастье, любовь и свободу жить ярко.
- ^ «Добро пожаловать в HOLI ONE» . Холи Один . Бирмингем, Англия. Архивировано из оригинала 30 октября 2019 года . Проверено 21 октября 2016 г.
Тысячи людей, одетых в белое, собираются вместе, чтобы насладиться музыкой, танцами, перформансом и визуальной стимуляцией. Holi One приносит незабываемые впечатления в города по всему миру.
- ^ «Раскрась меня, Рэд, бег на 5 км» . СанХосе.com . Проверено 6 марта 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фестиваль Инду Холи показывает свои краски в Великобритании» . Аль Джазира . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ «Раскрасьте свое лето Фестивалем цвета БиГ, который пройдет 28 и 29 июля в Брчко» (на боснийском языке). 6yka.com. 13 июля 2017 г.
- ^ «Фестиваль цвета БиГ по другим пути у Брчком» (на боснийском языке). otisak.ba. 25 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
- Холи
- Индуистские фестивали
- Бенгальские фестивали
- Пенджабские фестивали
- Индуистские фестивали в Индии
- Весенние фестивали в Индии
- Религиозные фестивали в Индии
- Индуистские фестивали в Непале
- Государственные праздники в Непале
- Традиции, связанные с огнем
- Государственные праздники в Суринаме
- Фестивали в Джаркханде
- Культура Нагпури
- Фестивали в Ассаме
- Дни празднования любви