Зенана

Часть серии о |
Исламское женское платье |
---|
Типы |
Практика и законодательство по странам |
Концепции |
Другой |
Зенана ( персидский : زنانه , «женский» или «относящийся к женщинам»; [1] Урду : زنانہ ; Бенгальский : জেনানা ; Хинди : ज़नाना ) — часть дома, принадлежащая мусульманской семье на Индийском субконтиненте , предназначенная для женщин домашнего хозяйства. [2] Зенана была продуктом индо-исламской культуры и обычно встречалась в аристократических мусульманских семьях. Из-за длительного взаимодействия между индуистами и мусульманами, индуистские семьи высшего сословия, склонные подражать элитным культурным тенденциям, также приняли эти специально отведенные места. [3] Зенана — это внутренние комнаты дома, где жили женщины семьи и куда не допускался вход мужчинам и посторонним. Внешние помещения для гостей и мужчин называются мардана . Концептуально для тех, кто практикует пурду , это эквивалент гарема на Индийском субконтиненте .
Христианские миссионеры смогли получить доступ к этим индийским девушкам и женщинам через миссии Зенана ; женщины-миссионеры, получившие образование врачей и медсестер, смогли оказывать им медицинскую помощь, а также проповедовать им евангелие в их собственных домах.
Придворная жизнь Великих Моголов
[ редактировать ]Физически зенана двора Великих Моголов состояла из исключительно роскошных условий, особенно для принцесс и женщин, связанных с высокопоставленными деятелями. Из-за крайних ограничений на доступ к женским помещениям имеется очень мало надежных сведений об их описаниях. Тем не менее, современные ученые, оценивающие судебные протоколы и путевые заметки времен эпохи Великих Моголов, подробно описывают женские жилища как внутренние дворы, пруды, фонтаны и сады. Сами дворцы были украшены зеркалами, картинами и мрамором. [4] У Мариам-уз-Замани был собственный дворец в гареме Фатехпура Сикри, который представлял собой шедевральное сочетание раджастанских и персидских элементов и был самым большим жилым дворцом форта. Джаханара , дочь Шаха Джахана и Мумтаз Махал , как известно, жила в собственной квартире, украшенной ценными коврами и фресками с изображением летающих ангелов. Другие удобства, изображенные на иллюстрациях придворной жизни, включают проточную воду и ухоженные сады. [5]
Постоянное население
[ редактировать ]Вместо того, чтобы быть похожим на тюрьму пространством распущенной деятельности, популяризированным европейским воображением (см. Ориентализм ), зенана функционировала как владения женщин-членов домашнего хозяйства, от жен до наложниц , вдов, незамужних сестер и двоюродных братьев и сестер и даже более отдаленных родственников. родственники, которые считались зависимыми родственниками. Помимо высокопоставленных женщин, зенана была населена служанками различных навыков и предназначений, чтобы обеспечивать потребности проживающих внутри женщин. Все приезжие друзья, слуги и артисты неизменно были женщинами, вплоть до хорошо обученного отряда вооруженных женщин – охранников, известных как урдубегис , – назначенных для сопровождения и защиты женщин в зенане. [6]
Администрация
[ редактировать ]По словам Абу'л-Фазла ибн Мубарака , автора « Акбарнамы» , в зенане Акбара Великого в Фатехпур-Сикри проживало более пяти тысяч женщин, каждой из которых были предоставлены отдельные комнаты. Размер зенаны означал, что это была отдельная община, и поэтому для ее поддержания требовалось систематическое управление; все эти администраторы были женщинами. Абу'л Фазл описывает зенану как разделенную на секции, в которых дароги назначены для удовлетворения финансовых и организационных потребностей жителей. [7] Другие административные должности включали техвилдара , или бухгалтера, ответственного за зарплату и финансовые запросы жителей. Затем были махалдары , служанки высшей власти, выбранные из рядов дарогов , которые часто выступали в качестве источника разведывательной информации от зенаны непосредственно к императору. Королевская анага с (слово на тюркском языке, использовавшееся при дворе Великих Моголов для обозначения кормилиц ), [8] были повышены до высоких должностей, хотя их цель не была строго административной. [9]
Политическое влияние
[ редактировать ]Именно потому, что мужчины-члены общества Великих Моголов не четко определяли концепцию пурды как отражение своей собственной чести, жены, дочери и особенно незамужние женщины в высших эшелонах империи смогли расширить свое влияние за пределы физических структур. зенаны. Такая менее строгая интерпретация пурды позволяла дамам при дворе Великих Моголов косвенно участвовать в общественной жизни, особенно в проектах гражданского строительства. Сама Джаханара была ответственна за серьезные изменения в Шахджаханабаде , построив ныне знаменитый рынок Чандни Чоук в Старом Дели. В общей сложности жены, дочери и даже куртизанки были основными покровителями 19 крупных построек города. [10] Из-за культурного прецедента, созданного их предками -тимуридами , для женщин Великих Моголов было сравнительно более приемлемо заниматься гражданской благотворительностью в форме строительных проектов и даже участвовать в досуговых мероприятиях за пределами зенаны, таких как охота, поло и паломничество, чем это было бы для своих современников Сефевидов . [11] Нур Джахан , кажется, уникальна тем, что имела особую склонность к охоте и смогла получить разрешение сопровождать своего мужа Джахангира в нескольких прогулках, даже однажды легко убив четырех тигров благодаря своей превосходной меткости. [12]
Приверженность пурде
[ редактировать ]Несмотря на социальную свободу, которую давало членство в королевском доме, женщины Великих Моголов не ходили обнаженными и не были замечены посторонними или мужчинами, кроме членов их семей. Вместо этого, когда они путешествовали, они закрывали головы и лица белыми вуалями и перевозились в хаудах , чадолах , каретах и паланкинах , прикрывая их со всех сторон, чтобы сохранить скромность и уединение, необходимые для пурды. При входе в саму зенану или выходе из нее женщины-носители гроба несли свои паланкины, а за пределами стен зенаны их передавали только слугам-мужчинам и евнухам. Если посторонним требовалось войти в зенану, как в случае болезни, когда женщину нельзя было переместить из-за ее здоровья, посетителя покрывали с головы до ног саваном и вслепую подводили к женщине сопровождающий евнух . [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шармила Реге (2003). Социология гендера: вызов феминистскому социологическому знанию . Публикации Сейджа. стр. 312 и далее. ISBN 978-0-7619-9704-7 . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ Хан, Мажар-уль-Хак (1972). Пурда и многоженство: исследование социальной патологии мусульманского общества . Наширан-э-Ильм-о-Таракиет. п. 68.
Зенана или женская часть мусульманского дома.
- ^ Дутта, Сутапа (21 августа 2019 г.). Британские женщины-путешественницы: Империя и за ее пределами, 1770–1870 гг . Рутледж. п. 181. ИСБН 978-1-000-50748-5 .
- ^ Мисра, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Нью-Дели: Мунширам Манохарлал. стр. 76–77. ISBN 9788121503471 . OCLC 473530 .
- ^ Шиммель, Аннемари (2004). Империя Великих Моголов: История, искусство и культура (Переработанная ред.). Лондон: Reaktion Books LTD. п. 155 . ISBN 1861891857 . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Хэмбли, Гэвин (1998). «Глава 19: Вооруженные женщины-дворники в зенанах индо-мусульманских правителей: случай Биби Фатимы». В Хэмбли, Гэвин (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 429–467. ISBN 0312224516 .
- ^ Абу 'л-Фазл Аллами; Блохман, Х (1977). Филло, лейтенант. Полковник Д.К. (ред.). Айн-и Акбари (3-е изд.). Нью-Дели: Мунишрам Манохарлал. стр. 45–47.
- ^ Балкришан Шиврам (2013). «Даясоранагас Императорских Великих Моголов». Труды Индийского исторического конгресса Vol. 74, стр. 258-268. Конгресс истории Индии. JSTOR 44158824
- ^ Лал, К.С. (1988). Гарем Великих Моголов . Нью-Дели: Адитья Пракашан. стр. 14, 52. ISBN 8185179034 .
- ^ Блейк, Стивен П. (1998). «Глава 18: Вклад в городской ландшафт: женщины-строители в Сефевидском Исфахане и Могольском Шахджаханабаде». В Хэмбли, Гэвин (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 407–428. ISBN 0312224516 .
- ^ Балабанлилар, Лиза (2010). «Начала мистического пиршества: тюрко-монгольская традиция в гареме Великих Моголов». Журнал азиатских исследований . 69 (1): 123–147. дои : 10.1017/S0021911809992543 . JSTOR 20721773 .
- ^ Мисра, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Нью-Дели: Мунширам Манохарлал. стр. 100–101. ISBN 9788121503471 . OCLC 473530 .
- ^ Мукерджи, Сома (2001). Дамы королевских Великих Моголов и их вклад . Нью-Дели: Гьян. стр. 46–47. ISBN 8121207606 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение зенаны в Викисловаре
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .