Jump to content

Зенана

Дамы зенаны на террасе на Рукнуддина крыше . Биканер , 1675 г.

Зенана ( персидский : زنانه , «женский» или «относящийся к женщинам»; [1] Урду : زنانہ ; Бенгальский : জেনানা ; Хинди : ज़नाना ) — часть дома, принадлежащая мусульманской семье на Индийском субконтиненте , предназначенная для женщин домашнего хозяйства. [2] Зенана была продуктом индо-исламской культуры и обычно встречалась в аристократических мусульманских семьях. Из-за длительного взаимодействия между индуистами и мусульманами, индуистские семьи высшего сословия, склонные подражать элитным культурным тенденциям, также приняли эти специально отведенные места. [3] Зенана — это внутренние комнаты дома, где жили женщины семьи и куда не допускался вход мужчинам и посторонним. Внешние помещения для гостей и мужчин называются мардана . Концептуально для тех, кто практикует пурду , это эквивалент гарема на Индийском субконтиненте .

Христианские миссионеры смогли получить доступ к этим индийским девушкам и женщинам через миссии Зенана ; женщины-миссионеры, получившие образование врачей и медсестер, смогли оказывать им медицинскую помощь, а также проповедовать им евангелие в их собственных домах.

Придворная жизнь Великих Моголов

[ редактировать ]

Физически зенана двора Великих Моголов состояла из исключительно роскошных условий, особенно для принцесс и женщин, связанных с высокопоставленными деятелями. Из-за крайних ограничений на доступ к женским помещениям имеется очень мало надежных сведений об их описаниях. Тем не менее, современные ученые, оценивающие судебные протоколы и путевые заметки времен эпохи Великих Моголов, подробно описывают женские жилища как внутренние дворы, пруды, фонтаны и сады. Сами дворцы были украшены зеркалами, картинами и мрамором. [4] У Мариам-уз-Замани был собственный дворец в гареме Фатехпура Сикри, который представлял собой шедевральное сочетание раджастанских и персидских элементов и был самым большим жилым дворцом форта. Джаханара , дочь Шаха Джахана и Мумтаз Махал , как известно, жила в собственной квартире, украшенной ценными коврами и фресками с изображением летающих ангелов. Другие удобства, изображенные на иллюстрациях придворной жизни, включают проточную воду и ухоженные сады. [5]

Постоянное население

[ редактировать ]

Вместо того, чтобы быть похожим на тюрьму пространством распущенной деятельности, популяризированным европейским воображением (см. Ориентализм ), зенана функционировала как владения женщин-членов домашнего хозяйства, от жен до наложниц , вдов, незамужних сестер и двоюродных братьев и сестер и даже более отдаленных родственников. родственники, которые считались зависимыми родственниками. Помимо высокопоставленных женщин, зенана была населена служанками различных навыков и предназначений, чтобы обеспечивать потребности проживающих внутри женщин. Все приезжие друзья, слуги и артисты неизменно были женщинами, вплоть до хорошо обученного отряда вооруженных женщин – охранников, известных как урдубегис , – назначенных для сопровождения и защиты женщин в зенане. [6]

Вход в Джодха Бай Махал в гареме Великих Моголов города Фатехпур Сикри.

Администрация

[ редактировать ]

По словам Абу'л-Фазла ибн Мубарака , автора « Акбарнамы» , в зенане Акбара Великого в Фатехпур-Сикри проживало более пяти тысяч женщин, каждой из которых были предоставлены отдельные комнаты. Размер зенаны означал, что это была отдельная община, и поэтому для ее поддержания требовалось систематическое управление; все эти администраторы были женщинами. Абу'л Фазл описывает зенану как разделенную на секции, в которых дароги назначены для удовлетворения финансовых и организационных потребностей жителей. [7] Другие административные должности включали техвилдара , или бухгалтера, ответственного за зарплату и финансовые запросы жителей. Затем были махалдары , служанки высшей власти, выбранные из рядов дарогов , которые часто выступали в качестве источника разведывательной информации от зенаны непосредственно к императору. Королевская анага с (слово на тюркском языке, использовавшееся при дворе Великих Моголов для обозначения кормилиц ), [8] были повышены до высоких должностей, хотя их цель не была строго административной. [9]

Политическое влияние

[ редактировать ]

Именно потому, что мужчины-члены общества Великих Моголов не четко определяли концепцию пурды как отражение своей собственной чести, жены, дочери и особенно незамужние женщины в высших эшелонах империи смогли расширить свое влияние за пределы физических структур. зенаны. Такая менее строгая интерпретация пурды позволяла дамам при дворе Великих Моголов косвенно участвовать в общественной жизни, особенно в проектах гражданского строительства. Сама Джаханара была ответственна за серьезные изменения в Шахджаханабаде , построив ныне знаменитый рынок Чандни Чоук в Старом Дели. В общей сложности жены, дочери и даже куртизанки были основными покровителями 19 крупных построек города. [10] Из-за культурного прецедента, созданного их предками -тимуридами , для женщин Великих Моголов было сравнительно более приемлемо заниматься гражданской благотворительностью в форме строительных проектов и даже участвовать в досуговых мероприятиях за пределами зенаны, таких как охота, поло и паломничество, чем это было бы для своих современников Сефевидов . [11] Нур Джахан , кажется, уникальна тем, что имела особую склонность к охоте и смогла получить разрешение сопровождать своего мужа Джахангира в нескольких прогулках, даже однажды легко убив четырех тигров благодаря своей превосходной меткости. [12]

Приверженность пурде

[ редактировать ]

Несмотря на социальную свободу, которую давало членство в королевском доме, женщины Великих Моголов не ходили обнаженными и не были замечены посторонними или мужчинами, кроме членов их семей. Вместо этого, когда они путешествовали, они закрывали головы и лица белыми вуалями и перевозились в хаудах , чадолах , каретах и ​​паланкинах , прикрывая их со всех сторон, чтобы сохранить скромность и уединение, необходимые для пурды. При входе в саму зенану или выходе из нее женщины-носители гроба несли свои паланкины, а за пределами стен зенаны их передавали только слугам-мужчинам и евнухам. Если посторонним требовалось войти в зенану, как в случае болезни, когда женщину нельзя было переместить из-за ее здоровья, посетителя покрывали с головы до ног саваном и вслепую подводили к женщине сопровождающий евнух . [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шармила Реге (2003). Социология гендера: вызов феминистскому социологическому знанию . Публикации Сейджа. стр. 312 и далее. ISBN  978-0-7619-9704-7 . Проверено 12 февраля 2012 г.
  2. ^ Хан, Мажар-уль-Хак (1972). Пурда и многоженство: исследование социальной патологии мусульманского общества . Наширан-э-Ильм-о-Таракиет. п. 68. Зенана или женская часть мусульманского дома.
  3. ^ Дутта, Сутапа (21 августа 2019 г.). Британские женщины-путешественницы: Империя и за ее пределами, 1770–1870 гг . Рутледж. п. 181. ИСБН  978-1-000-50748-5 .
  4. ^ Мисра, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Нью-Дели: Мунширам Манохарлал. стр. 76–77. ISBN  9788121503471 . OCLC   473530 .
  5. ^ Шиммель, Аннемари (2004). Империя Великих Моголов: История, искусство и культура (Переработанная ред.). Лондон: Reaktion Books LTD. п. 155 . ISBN  1861891857 . Проверено 7 июня 2016 г.
  6. ^ Хэмбли, Гэвин (1998). «Глава 19: Вооруженные женщины-дворники в зенанах индо-мусульманских правителей: случай Биби Фатимы». В Хэмбли, Гэвин (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 429–467. ISBN  0312224516 .
  7. ^ Абу 'л-Фазл Аллами; Блохман, Х (1977). Филло, лейтенант. Полковник Д.К. (ред.). Айн-и Акбари (3-е изд.). Нью-Дели: Мунишрам Манохарлал. стр. 45–47.
  8. ^ Балкришан Шиврам (2013). «Даясоранагас Императорских Великих Моголов». Труды Индийского исторического конгресса Vol. 74, стр. 258-268. Конгресс истории Индии. JSTOR   44158824
  9. ^ Лал, К.С. (1988). Гарем Великих Моголов . Нью-Дели: Адитья Пракашан. стр. 14, 52. ISBN  8185179034 .
  10. ^ Блейк, Стивен П. (1998). «Глава 18: Вклад в городской ландшафт: женщины-строители в Сефевидском Исфахане и Могольском Шахджаханабаде». В Хэмбли, Гэвин (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 407–428. ISBN  0312224516 .
  11. ^ Балабанлилар, Лиза (2010). «Начала мистического пиршества: тюрко-монгольская традиция в гареме Великих Моголов». Журнал азиатских исследований . 69 (1): 123–147. дои : 10.1017/S0021911809992543 . JSTOR   20721773 .
  12. ^ Мисра, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Нью-Дели: Мунширам Манохарлал. стр. 100–101. ISBN  9788121503471 . OCLC   473530 .
  13. ^ Мукерджи, Сома (2001). Дамы королевских Великих Моголов и их вклад . Нью-Дели: Гьян. стр. 46–47. ISBN  8121207606 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebcce19bd77814374e3cae491bf46566__1720320960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/66/ebcce19bd77814374e3cae491bf46566.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zenana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)