Сабиль (фонтан)

Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |
Сабиль арабский или себил ( традиции, где служитель за решетчатым окном бесплатно раздает воду : سبيل , латинизированный : сабил ; турецкий : себил ) — небольшой киоск в исламской архитектурной представителям общественности. Этот термин иногда также используется для обозначения простых необслуживаемых фонтанов с краном для питьевой воды. [1] хотя для таких фонтанов часто существуют и другие названия (например, «чесме» по-турецки). [2]
Исторически сабилы представляли собой сооружения как гражданского, так и религиозного значения в мусульманских городах, особенно в городах Османской империи . [3] [4] базирующаяся в Стамбуле , и Империи мамлюков , базирующаяся в Каире . [5] Их строили на перекрестках , посреди городских площадей и снаружи мечетей и других религиозных комплексов, чтобы обеспечить путешественников питьевой водой и облегчить ритуальное омовение перед молитвой.
Этимология
[ редактировать ]Слово сабил происходит от арабского корня глагола сабала (سبل), означающего «упасть, упасть, позволить свисать, закрыть глаза или пролить слезу». [6] : 34 Первоначально слово «сабил» означало «дорога» или «путь» и во многих случаях используется в Коране как в переносном, так и в буквальном смысле. [6] Его использование в качестве архитектурного термина для обозначения общественного водного здания или фонтана, вероятно, происходит от более абстрактного значения, которое оно приобрело для обозначения общих действий или мер, совершаемых ради Бога (например, благотворительной акции). [6] [7]
Описание и функции
[ редактировать ]Типичный сабил был построен над подземной цистерной , из которой поставлялась вода для распределения. [8] В некоторых случаях вода, набираемая из цистерны, затем стекала по декоративной резной мраморной панели, называемой сальсабиль , которая, возможно, также служила для аэрации воды, поступающей из цистерны. [8] : 63, 262 Служитель собирал воду и раздавал ее прохожим снаружи сабила, обычно через окно с металлической решеткой .
Эта услуга была бесплатной для представителей общественности и оплачивалась за счет доходов или средств благотворительного фонда, исламского вакфа , предоставленного или созданного покровителем, сдавшим здание в эксплуатацию. [8] [3] [5] Жертвовать деньги на строительство сабилей считалось актом благочестия, а строительство множества сабилей считалось признаком благодетельного правителя. [7] [9]
- Уличный фасад Сабиля Тусун-паши (или Сабиля Мухаммеда Али) в Каире, завершенный в 1820 году.
- Зона раздачи воды внутри сабила. (Сабиль Тусун-паши или Мухаммеда Али, Каир, XIX век.)
- Подземная цистерна с водой для сабила. (Сабиль Тусун-паши или Мухаммеда Али, Каир, XIX век.)
История
[ редактировать ]Истоки в исламском мире
[ редактировать ]
В период формирования раннего исламского общества (седьмой век и далее) исламский мир унаследовал водные традиции позднеантичного Средиземноморского мира (ранее находившегося под властью Рима и Византии ) и иранского мира (ранее находившегося под властью Сасанидов ). [10] Исламское общество превратило существующие методы в новые или возродило забытые. [10] Помимо обычных потребностей в воде для питья и сельского хозяйства, вода также играла важную религиозную роль в омовении или ритуале очищения, требуемом перед молитвой в исламе , так что даже ранние мечети были оборудованы либо резервуаром для воды, либо фонтаном. [10] [6] Вода также имела другое религиозное или духовное символическое значение: она ассоциировалась с Раем (небесами) и использовалась в Коране как символ Творения. [6] Коран описывает воду как благословение от Бога ( Аллаха ), а некоторые хадисы призывают мусульман предлагать воду жаждущим людям и животным. [6]
В результате вода стала важным элементом исламской архитектуры как с практической/религиозной точки зрения, так и с точки зрения эстетического эффекта. Хаммамы (общественные бани), унаследованные от римских терм , продолжали оставаться важным общественным сооружением в исламских городах в дополнение к общественным фонтанам. В то же время вода использовалась в дизайне дворцов и садов еще во времена Омейядского халифата (VII–VIII вв.). [9] Он играл роль в формальных садах (например, персидских садах ) и в дворцовой архитектуре, например, в знаменитом образце Альгамбры в Испании. [10]
До сих пор ведутся споры о том, как впервые возник архитектурный формат самого сабила. В то время как вода была вовлечена в архитектурный дизайн во всем мусульманском мире , сабиль как узнаваемая структура с определенной целью ассоциируется в основном с султанатом Мамлюков и с Османской империей , причем как в Стамбуле, так и в Каире . многочисленные примеры есть [6] Утверждается, что его архитектура черпает вдохновение из описаний рая в Коране. [6]
Сабильс в мамлюкском Каире
[ редактировать ]
Самый старый сабиль, дата которого у нас есть, находится в Дамаске , Сирия датируется 1077–78 гг. н. э. (570 г. хиджры , и , согласно его надписи, ), что произошло задолго до правления Айюбидов или мамлюков в Египте и Сирии. Самый ранний (сохранившийся) сабиль в Каире - это тот, который был установлен мамлюкским султаном ан-Насиром Мухаммадом в углу его отца монументального комплекса больницы, медресе и мавзолея во время реставрации в 1325–1326 годах. [6] [8] [5] По мере развития мамлюкской архитектуры сабилы стали стандартной особенностью религиозных и погребальных комплексов, построенных мамлюкской элитой, а также стали обычно сопровождаться куттабом ( пространством, предлагающим начальное образование, особенно чтение Корана). [6] [5] [8] Эти сооружения «сабил-куттаб» часто располагались на углу строительного комплекса вдоль оживленной дороги или на перекрестке. [6] Сабил располагался на уровне земли или улицы (где он был доступен для прохожих), а куттаб обычно располагался над ним на верхних уровнях. Мамлюкские сабилы имели фасады с большими окнами, закрытыми тяжелыми бронзовыми решетками, а их внешний вид был хорошо украшен, обычно с резьбой по камню вдоль поверхности и разноцветными мраморными панелями над окнами. [6] Интерьеры также обычно украшались мраморной мозаикой и расписными деревянными потолками, а вода из цистерны часто стекала по декоративной резной мраморной панели (известной как сальсабил ), прежде чем ее собирал служитель сабила. [6] [8]
В период мамлюков такие постройки почти всегда были интегрированы в более крупное здание и редко строились как отдельные или автономные постройки. [6] Самый ранний отдельно стоящий или независимый сабиль-куттаб был построен султаном Кайтбаем в 1479 году ( Сабиль-Куттаб Кайтбая ) вдоль улицы Салиба . [11] [8] Только под властью Османской империи (начиная с 1517 года) независимые сабиль-кутабы стали обычным типом зданий в Каире, с яркими примерами, такими как Сабиль-кутаб Абд ар-Рахмана Катхуды в Байн-эль-Касрайне . [8] Частично это произошло потому, что османские правители и элиты того периода имели относительно ограниченные ресурсы, а сам Каир стал плотно застроенным, оставляя мало места для дальнейшего строительства. Таким образом, небольшая, но многоуровневая структура «сабил-куттаб» стала для политических элит экономически эффективным вариантом оказания благотворительных услуг населению, что, в свою очередь, помогло им публично продемонстрировать свое благочестие. [8]
Себильс в Османском Стамбуле
[ редактировать ]
16 века В Стамбуле , себилс [а] были символом общественного достояния. Попытка добавить краны встретила сопротивление, поскольку это было воспринято как ограничение общественного доступа к благам природы. [7] В более поздние века себилы превратились в искусно украшенные сооружения, либо пристроенные к комплексам мечетей, либо существующие как отдельные сооружения, часто на оживленных перекрестках или углах улиц. [7] Они были выдающимся типом построек в « период тюльпанов » во время правления Ахмеда III в начале 18 века, когда возник османский архитектурный стиль «рококо», а также во время поздней фазы «барокко» османской архитектуры, которая последовал. [3] [2] Фонтан Ахмеда III , расположенный рядом с дворцом Топкапы и собором Святой Софии , является одним из самых известных и тщательно продуманных примеров. [2] [4] Как и другие общественные памятники, на них часто были написаны османско-турецкие стихи, которые образовывали хронограмму с использованием чисел Абджада для датировки строительства. [7] Исторически сложилось так, что во время праздников и крупных торжеств некоторые себилы также раздавали подслащенный фруктовый напиток, известный как « шербет », или другой фруктовый сок. [7]
До распространения в конце 20-го века водопровода в домах себилы и другие фонтаны были необходимы для повседневной жизни жителей Стамбула. В современном Стамбуле многие себилы либо заброшены, либо служат другим функциям, например, коммерческим магазинам. [7] Некоторые из них были восстановлены как часть более широких исторических архитектурных комплексов, но до сих пор не служат своему первоначальному назначению. [7] [4]
Примеры
[ редактировать ]- XVI века Фонтан Муассин в Марракеше
- Сабиль-Куттаб из Катхуды , Каир, (1744 г.)
- Фонтан мечети Дамат Ибрагим, Стамбул (1720 г.)
- Окно сабиль в Тунисе , рядом со входом в медресе аль-Басия , датируемое 1752 годом.
- Сабиль Исмаил-паши в Каире (1828 г.)
- Османский сабиль, прикрепленный к мечети аль-Джаззар в Акре.
- Османский фонтан-сабил начала XIX века, пристроенный к мечети Махмудия в Яффо , Израиль.
- Фонтан-сабил возле гробницы Рахили , недалеко от Вифлеема . поздний османский герб. На его лицевой стороне вырезан
См. также
[ редактировать ]- Кантарус (христианство) — фонтан в эзонартексе христианских церквей для омовений.
- Шадирван , типичный османский фонтан, обычно сооружаемый во дворе или у входа в религиозные здания (мечети, ханки , медресе ) и караван-сараи .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Себиль — турецкая версия слова сабил .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 254 . ISBN 0415213320 .
- ^ Jump up to: а б с Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон.
- ^ Jump up to: а б с Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Вудбридж, Саффолк : Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- ^ Jump up to: а б с Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу . Нью-Йорк: Таурис Парк в мягкой обложке. ISBN 9781848851542 .
- ^ Jump up to: а б с д Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774160776 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Мостафа, Салех Ламей (1989). «Кайренский Сабил: форма и значение». Мукарнас . 6 : 33–42. дои : 10.2307/1602278 . JSTOR 1602278 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Салар Онай, Нилюфер; Уурлу, Айше Хилал (2010). «Место встречи общественности: «Себиль» Нуруосмание» . АЗ: Журнал ITU факультета архитектуры . 7 (1): 38–53. ISSN 2564-7474 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уильямс, Кэролайн (2008). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (6-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774162053 .
- ^ Jump up to: а б Османские сабили Иерусалима. Архивировано 24 апреля 2015 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д "Фонтан". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2009.
- ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан (1995). Искусство и архитектура ислама: 1250–1800 гг . Нью-Хейвен; Лондон: Издательство Йельского университета. п. 92.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Себиль в словаре исламской архитектуры
- Фонтаны Стамбула