Египетская литература
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Февраль 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |


Египетская литература берет свое начало в Древнем Египте и является одной из самых ранних известных литератур. Древние египтяне были первыми, кто разработал письменную литературу в виде надписей или коллекций папируса , предшественников современной книги. [1]
Древний
[ редактировать ]
Древние египтяне писали работы на папирусе , а также на стенах, гробницах, пирамидах, обелисках и многом другом. Возможно, самым известным примером древней литературы Иехиэля является « История Синухе »; [2] другие известные произведения включают папирус Весткара и папирус Эберса , а также знаменитую Книгу Мертвых . Хотя большая часть литературы в Древнем Египте была так называемой « литературой мудрости » (то есть литературой, предназначенной для обучения, а не для развлечения), существовали также мифы, истории и биографии исключительно для развлекательных целей. Автобиографию называют старейшей формой египетской литературы. [3]
Нил . оказал сильное влияние на письменность древних египтян [4] как и греко-римские поэты, приехавшие в Александрию, чтобы получить поддержку от многочисленных покровителей искусств, живших там, и воспользоваться ресурсами Александрийской библиотеки . [5] великие мыслители со всего древнего мира В город приезжали Каллимах Ливийский многие и Феокрит Сиракузский , в том числе . Однако не все великие писатели того периода были выходцами из-за пределов Египта ; Одним из известных египетских поэтов был Аполлоний Родосский , а также Нонн Панополисский , автор эпической поэмы «Дионисия» .
Письмо впервые появилось в связи с королевской властью на этикетках и бирках для предметов, найденных в королевских гробницах. В первую очередь это было занятием писцов, которые работали в учреждении Пер Анк или Доме Жизни. Последний включал в себя офисы, библиотеки (так называемые «Дом книги»), лаборатории и обсерватории. Некоторые из самых известных произведений древнеегипетской литературы, такие как «Тексты пирамид» и «Тексты гробов», были произнесены начиная с Нового царства и представлены в административных документах Рамессида, любовной поэзии и сказках, а также в демотических и коптских текстах. В этот период традиция письма превратилась в автобиографию гробницы, например, автобиографию Хархуфанда Вени. Жанр, известный как Себайт (Инструкции), был разработан для передачи учений и указаний известных дворян; Папирус Тельпувер, стихотворение плача, описывающее стихийные бедствия и социальные потрясения, является известным примером.
«История Синухе», написанная на среднеегипетском языке, могла бы стать классикой египетской литературы. В это же время был написан «Папирус Весткара» — сборник историй, рассказанных Хуфу его сыновьями о чудесах, совершаемых священниками. «Наставление Аменемопа» считается шедевром ближневосточной литературы. К концу Нового Королевства народный язык чаще использовался для написания популярных произведений, таких как «История Венамуна» и «Наставления любого». В первом рассказывается история дворянина, которого ограбили по пути за кедром в Ливане, и его борьбы за возвращение в Египет. Примерно с 700 г. до н.э. повествовательные истории и инструкции, такие как популярные «Инструкции Ончшешонки», а также личные и деловые документы были написаны демотическим письмом и фазой египетского языка. Многие истории, написанные на демотическом языке в греко-римский период, происходят в предыдущие исторические эпохи, когда Египет был независимым государством, которым правили великие фараоны, такие как Рамсес II.
христианин
[ редактировать ]Александрия стала важным центром раннего христианства примерно в I-IV веках нашей эры. Коптские произведения были важным вкладом в христианскую литературу того периода, а библиотека Наг-Хаммади помогла сохранить ряд книг, которые в противном случае были бы утеряны.
исламский
[ редактировать ]К восьмому веку Египет был завоеван -мусульманами арабами . Литература, и особенно библиотеки, процветала в новом Египте , созданном мусульманскими завоевателями. [6] За это время произошло несколько важных изменений, затронувших египетских писателей. Папирус был заменен тканевой бумагой , а каллиграфия стала системой письма. Кроме того, акцент в письменной форме почти полностью сместился на ислам . Ранним романом, написанным в арабском Египте, был Ибн ан-Нафиса » «Теолог-самодидактус , богословский роман охарактеризовали как научную фантастику . с футуристическими элементами, который некоторые ученые [7] Такриз . , или подписанное хвалебное высказывание, похожее на аннотацию, но длиннее , часто помещалось в произведениях египетских авторов, начиная с 14 века [8]
Многие сказки « Тысячи и одной ночи» ( «Арабские ночи ») восходят к средневековым египетским традициям повествования. Эти сказки, вероятно, находились в обращении до того, как были собраны и систематизированы в единый сборник. Средневековый египетский фольклор был одним из трех отдельных слоев повествования, которые были включены в « Ночи » к 15 веку, два других - это древний индийский и персидский фольклор, а также истории из Аббасидов эпохи Багдада . [9]
Печатный станок
[ редактировать ]Печатный станок впервые появился в Египте во время ; кампании Наполеона в 1798 году [10] Мухаммед Али занялся книгопечатанием, когда пришел к власти в 1805 году, основав издательство Amiri Press . [10] Эта пресса первоначально публиковала произведения на арабском и османском турецком языках , например, первую египетскую газету « Аль-Вакаи аль-Мисрия» . Печатный станок радикально изменил бы литературную продукцию Египта. [10]
Нахда
[ редактировать ]

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков арабский мир пережил ан-Нахду , культурный ренессанс, аналогичный тому , что наблюдался в Европе в позднем средневековье. Движение Нахда затронуло почти все сферы жизни, включая литературу. [13]
Мухаммад Абдо и Джамал ад-Дин аль-Афгани основали в 1884 году недолговечный панисламский революционный литературно-политический журнал под названием « Аль-Урва аль-Вутка» . [14] Хотя оно продолжалось только с марта по октябрь 1884 года и было запрещено британскими властями в Египте и Индии , [11] он был широко распространен от Марокко до Индии и считается одним из первых и наиболее важных изданий Нахды . [15] [16]
Абдо был крупной фигурой исламского модернизма . [12] и является автором таких влиятельных работ, как «Рисалат ат-Таухид» (1897 г.) и «Шарх Нахдж аль-Балага» (1911 г.). [17] В 1914 году Мухаммад Хусейн Хайкал написал «Зайнаб» , который считается первым современным египетским и исламским романом.

20 век
[ редактировать ]Аль-Мадраса аль-Хадис было модернистским литературным движением, ориентированным на рассказы . [18]
Двумя наиболее важными фигурами египетской литературы 20-го века являются Таха Хусейн и Нагиб Махфуз , последний из которых был первым египтянином, получившим Нобелевскую премию по литературе .
Эдвар аль-Харрат , олицетворявший египетское поколение 60-х годов, основал Galerie 68 , арабский литературный журнал, который дал голос авангардным писателям того времени. [19]
Образцом современной поэзии в классическом арабском стиле с темами панарабизма является творчество Азиза-паши Абазы . Он происходил из семьи Абаза, из которой родились известные арабские литературные деятели, в том числе Фекри-паша Абаза , Тарват Абаза и Десуки Бек Абаза и другие. [20] [21]
В 1990-е годы в Египте возникло новое литературное движение. [22] В течение этого десятилетия молодые люди столкнулись с социально-экономическими, культурными и политическими кризисами. Мало того, что население Египта почти удвоилось с 1980 года и составило 81 миллион человек в 2008 году, что привело к миграции из сельской местности в города, которая породила арабский термин аль-мадун аль-ашваийя , или «бессистемный город», вокруг Каира, но и безработица оставалась высокой, а расходы на жизнь увеличивались из-за перенаселенности. В свою очередь, трудности жизни в бедности вдохновили на создание новой египетской литературы, посвященной кризисам, а именно иррациональных и фрагментарных работ, посвященных изолированным людям, имеющим дело с постоянно расширяющейся и меняющейся арабской культурой. [23] Появились новые предприимчивые издатели, яркими примерами которых являются «Дар Шаркият» и «Дар Мерит», что облегчило публикацию новых авторов. Этот всплеск литературного творчества привел к экспериментированию с традиционными темами, большему акценту на личном, отсутствию серьезных политических проблем и более утонченному и развивающемуся использованию языка. Хусни Сулейман основал «Дар Шаркият», небольшое издательство, которое печатало авангардные произведения в 1990-е годы. [24] Финансовые трудности привели к тому, что его заменило Дар Мерит в качестве ведущего авангардного издательства: к 2008 году было напечатано более 300 книг. Существование Дар Шаркият побудило многих критиков называть новое поколение писателей поколением Шаркият. [25]

Число новых авторов увеличилось, в том числе Самир Гариб Али, Махмуд Хамид, Ваиль Раджаб, Ахмад Гариб, Мунтасир аль-Каффаш, Атиф Сулейман, Май аль-Тилмисани, Ясир Шаабан, Мустафа Зикри и Нура Амин . [23] Владелец Dar Merit Мухаммад Нашие продолжает поддерживать создание и обсуждение новых произведений, несмотря на скудные прибыли. Такие небольшие издательства, не принадлежащие государству, не находятся под влиянием традиционной литературной элиты и поощряют появление новых разновидностей египетской письменности. Дар Мерит, например. опубликовал работу Ахмеда Алайди, которая посвящена культуре молодежных торговых центров, использует народный арабский язык и содержит текстовые сообщения. Эти работы бросают вызов ортодоксальности формы и стиля арабской литературы.
В 1990-е годы также наблюдался рост числа новых женщин-писателей, чему способствовала легкость современных приватизированных издательских услуг. Это привело к множеству критических комментариев, включая уничижительное описание их работы как «китабат аль-банат» , или «писательство девочек». Более того, большинство романов того времени были относительно короткими, никогда не превышавшими 150 страниц, и были посвящены личности, а не подробному изображению семейных отношений и национальных икон. [26] Стилистически во многих романах этого типа вместо всеведущих рассказчиков фигурируют шизофреники-рассказчики от первого лица. [27]
Литература в 21 веке.
[ редактировать ]С момента создания престижной Международной премии арабской художественной литературы (IPAF), управляемой Фондом Букеровской премии в Лондоне и финансируемой Департаментом культуры и туризма Абу-Даби , египетские писатели были номинированы 18 раз. Две награды IPAF были вручены последовательно египетскому писателю: в 2008 году за Баха Тахера » «Оазис заката и в 2009 году за » Юсуфа Зейдана «Азазиль .
Литературная сцена Египта при президентстве Мубарака была активной, хотя многие авторы публиковали свои произведения в Ливане из-за цензуры египетского режима. Многие романы, такие как графический роман «Метро» Магди эль-Шафеи , были запрещены к публикации из-за культурных ограничений, таких как предполагаемое непристойное поведение. В 2004 году насеристский интеллектуал Абдель-Халим Кандиль был схвачен правительственными силами безопасности, избит и брошен в пустыне. Книги Кандиля, в том числе « Красная карточка президенту », были запрещены при Мубараке за резкие нападки на режим, хотя контрафактные фотокопии все же удавалось попасть туда и сюда. После революции книга « Красная карточка » с характерным карикатурным изображением Мубарака в образе Наполеона с дубинкой стала бестселлером. Хамфри Дэвис , английский переводчик « Метро » и «Здания Якубиана » , отмечает, что графические романы и комиксы пользовались огромной популярностью, а также часто подвергались нападкам цензуры из-за «непосредственности их визуального воздействия». Забегая вперед, он добавил: «То, как с ними будут обращаться власти, будет зависеть от того, как они будут относиться к ним со стороны властей». лакмусовой бумажкой их приверженности свободе выражения мнений». После революции бывшая премия Мубарака, высшая литературная премия штата, была переименована в премию Нила. [28]
Бахаа Тахер, пожалуй, один из самых успешных ныне живущих египетских писателей-фантастов, получивший международное признание. The Guardian сказала о Sunset Oasis : «Баха Тахер — один из самых уважаемых ныне живущих писателей в арабском мире. В 73 года он пережил политические чистки и длительное изгнание из родного Египта, чтобы получить Букеровскую премию за арабскую художественную литературу. Признание давно назрело».
Еще один известный писатель в Каире — Юсеф Зидан , опубликовавший как романы, так и научно-популярные произведения. Его исследование под названием « Арабская теология и корни религиозного насилия» (2010) было одной из наиболее читаемых книг в Каире за несколько месяцев до революции 25 января. [29]
Литературный язык
[ редактировать ]Большинство египетских авторов пишут на современном стандартном арабском языке . Чтобы передать манеру разговора египтян, некоторые писатели используют местные разговорные формы, такие как Байрам ат-Туниси и Ахмед Фуад Негм , писавшие на египетском арабском языке (Кайрен), тогда как Абдель Рахман эль-Абнуди писал на арабском языке Саиди (верхний арабский язык). Египетский). Некоторые египетские писатели, такие как Ахдаф Суиф , также много писали на английском языке .
Известные писатели
[ редактировать ]- Таха Хусейн
- Юсуф Идрис
- Соналла Ибрагим
- Тауфик аль-Хаким
- Гамаль Абдель Насер
- Нагиб Махфуз
- Азиз Паша Абаза
- Фекрий-паша Абаза
- Тарват Абаза
- Наваль Эль Саадави
- Бахаа Тахер
- Алаа Аль Асуани
- Абдул Хаким Касем
- Мираль ат-Тахави
- Ахмед Заки Абушади
- Басма Абдель Азиз
- Ахдаф Суиф
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвардс, Амелия, Литература и религия древнего Египта. , заархивировано из оригинала 20 октября 2007 г. , получено 30 сентября 2007 г.
- ^ Лихтхайм, Мириам (1975), Древнеегипетская литература, том 1 , Лондон, Англия: University of California Press, стр. 11, ISBN 0-520-02899-6
- ^ Древнеегипетские истории, биографии и мифы , заархивировано из оригинала 26 июля 2011 г. , получено 30 сентября 2007 г.
- ^ Нил в древнеегипетской литературе , получено 30 сентября 2007 г.
- ^ Greco-Roman Poets , заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. , получено 30 сентября 2007 г.
- ^ Группы книг и книжная продукция в исламском Египте , получено 30 сентября 2007 г.
- ^ Доктор Абу Шади Аль-Руби (1982), «Ибн ан-Нафис как философ», Симпозиум по Ибн ан-Нафису , Вторая международная конференция по исламской медицине: Исламская медицинская организация, Кувейт ( см. Ибнуль-Нафис как философ Архивировано 6 февраля 2008 года в Wayback Machine , Энциклопедия исламского мира ).
- ^ Розенталь, Франц (1981), « Рекламы» (такриз) из Египта четырнадцатого века», Oriens , 27 , Oriens, Vol. 27: 177–196, номер документа : 10.2307/1580566 , JSTOR 1580566.
- ^ Зипес, Джек Дэвид; Бертон, Ричард Фрэнсис (1991). «Тысяча и одна ночь: Чудеса и чудеса тысячи и одной ночи», стр. 585. Signet Classic
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «История печати в арабоязычном мире · Ранняя арабская печать: подвижный шрифт и литография · Онлайн-экспонаты в Йельском университете» . экспонаты.library.yale.edu . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Самая надежная опора» по всей Индии . www.alkhaleej.ae . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейсами, Джули Скотт; Старки, Пол (1998). Энциклопедия арабской литературы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-18571-4 .
- ^ Запись MSN Encarta о Египте , Encarta , заархивировано из оригинала 13 ноября 2003 г. , получено 30 сентября 2007 г.
- ^ «Урват аль-Вутка, аль- - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ «Спорт в мусульманской истории » . archive.islamonline.net . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ «Урва аль-Вутка, аль- | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ ИсламКотоб. Атлас истории ислама - Хусейн Мунис (на арабском языке). ИсламКотоб.
- ^ «Журнал «Аль-Калима» — Современная школа… Поколение постпредпринимательства » . www.alkalimah.net . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Аль-Харрат… уход владельца «Другого времени » . www.aljazeera.net . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ «Библиотека Аль-Бавабы: 10 самых важных книг египетского писателя Тарвата Абазы | Article.albawaba.net (на арабском языке) . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Самир, Рания (03.01.2024). «Семья Абаза: долгая история и глубокое влияние на Египет » . Голос арабских племен и египетских семей (на арабском языке) . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Эльсадда, Хода (2012). Гендер, нация и арабский роман . Издательство Сиракузского университета. п. 147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сафез, Сабри (август 2010 г.). «Новый египетский роман» . Обзор новых левых (64): 46–62.
- ^ Эльсадда, Хода (2012). Гендер, нация и арабский роман . п. 151.
- ^ Жакермонд, Ричард (2008). Совесть нации: писатели, государство и общество в современном Египте . Американский университет в Каире Press. п. 76.
- ^ Эльсадда, Хода (2012). Гендер, нация и арабский роман . стр. 146, 147, 151.
- ^ Мехрез, Самия (2008). Культурные войны Египта: политика и практика . Рутледж. стр. 126 .
- ^ Азими, Негар (9 сентября 2011 г.). «Чем сейчас занимаются египетские писатели?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ «Шесть египетских писателей, которых вы не знаете, но вам следует знать» . Миллионы . 24 июня 2011 года . Проверено 19 января 2015 г.