История евреев в Египте
Общая численность населения | |
---|---|
57,500+ | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | 57,500 [1] |
Египет | менее 20 (2021) [2] |
Языки | |
Иврит , египетский арабский ( иудо-египетский арабский ) | |
Религия | |
Иудаизм ( раввинистический и караимский ) | |
Родственные этнические группы | |
Евреи-мизрахи , евреи-сефарды , евреи-ашкенази , эфиопские евреи , йеменские евреи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Египетские евреи составляют одновременно одну из старейших и одну из самых молодых еврейских общин в мире. Историческое ядро еврейской общины Египта в основном состояло из египетских арабоязычных раббанитов и караимов . Хотя в Египте была своя община египетских евреев, после изгнания евреев из Испании в Египет стало мигрировать больше евреев -сефардов и караимов, а затем их число значительно возросло с ростом торговых перспектив после открытия Суэцкого канала в 1869 году. в результате евреи со многих территорий Османской империи , а также из Италии и Греции начали селиться в главных городах Египта, где они процветали (см. Мутамасирун ). Сообщество ашкенази , в основном проживавшее в каирском квартале Дарб аль-Барабира, начало прибывать после волны погромов , обрушившихся на Европу во второй половине XIX века.
После Накбы , палестинской войны , дела Лавона и Суэцкой войны евреи (по оценкам, от 75 000 до 80 000 в 1948 году) и европейские группы, такие как французы и британцы [3] эмигрировали, большая часть их имущества также была конфискована (см. Отъезд иностранных граждан из Египта в 20 веке ).
По состоянию на 2016 год [update]Президент еврейской общины Каира сообщил, что в Каире проживает 6 евреев, все женщины старше 65 лет, и 12 евреев в Александрии . [4] [5] По состоянию на 2019 год [update]В Каире было как минимум 5 известных евреев, а по состоянию на 2017 год в Александрии все еще числилось 12 евреев. [6] В декабре 2022 года сообщалось, что в Каире проживают всего трое египетских евреев. [7]
Древние времена [ править ]
В Элефантинских папирусах и остраках , тайниках юридических документов и писем, написанных на арамейском языке, подробно документирована жизнь общины еврейских солдат, дислоцированных там в составе пограничного гарнизона в Египте империи Ахеменидов . [8]
основанные в Элефантине примерно в 650 году до нашей эры во время правления Манассии Эти солдаты, , помогали фараону двадцать шестой династии Псамтику I из дельты Нила в его кампаниях против фараона двадцать пятой династии Тантамани из Напаты . Их религиозная система демонстрирует сильные следы вавилонской религии , что, по мнению некоторых ученых, предполагает, что община имела смешанное иудейское и самарианское происхождение. [9] и они содержали свой собственный храм, функционирующий наряду с храмом местного божества Хнума . Документы охватывают период с 495 по 399 год до нашей эры.
В еврейской Библии также записано, что большое количество иудеев укрылось в Египте после разрушения Иудейского царства в 597 г. до н. э. и последующего убийства еврейского правителя Гедалии . ( 4 Царств 25:22–24 , Иеремия 40:6–8 ) Услышав о назначении, еврейское население, бежавшее в Моав , Аммон , Эдом и другие страны, вернулось в Иудею. ( Иеремия 40:11–12 ) Однако вскоре Гедалия был убит, а оставшееся в стране население и те, кто вернулся, бежали в Египет в поисках безопасности. ( 4 Царств 25:26 , Иеремия 43:5–7 ) Число людей, дошедших до Египта, является предметом споров. В Египте они поселились в Мигдоле , Тахпанесе , Нофе и Патросе . ( Иеремия 44:1 )
Птолемеи и римляне [ править ]
Дальнейшие волны еврейских иммигрантов поселились в Египте во время династии Птолемеев , особенно вокруг Александрии . Таким образом, их история в этот период почти полностью сосредоточена в Александрии, хотя дочерние общины возникли в таких местах, как нынешний Кафр-эд-Давар, а евреи служили в администрации в качестве хранителей реки. [10] Еще в третьем веке до нашей эры диаспора во многих египетских городах существовала широко распространенная еврейская . В истории Иосифа Флавия утверждается, что после того, как Птолемей I Сотер захватил Иудею , он привел около 120 000 еврейских пленников в Египет из районов Иудеи, Иерусалима , Самарии и горы Гаризим . Вместе с ними туда по собственному желанию эмигрировали и многие другие евреи, привлеченные плодородной почвой и щедростью Птолемея. Надпись, записывающая еврейское посвящение синагоги Птолемею и Беренике, была обнаружена в XIX веке недалеко от Александрии. [11] Иосиф Флавий также утверждает, что вскоре после этого эти 120 000 пленников были освобождены из рабства Филадельфом. [12]
История александрийских евреев восходит к основанию города Александром Македонским в 332 году до нашей эры, при котором они присутствовали. С самого начала они были многочисленны и составляли заметную часть населения города при преемниках Александра. Птолемеи выделили им отдельную часть, два из пяти районов города, чтобы они могли сохранить свои законы чистыми от местных культовых влияний. Александрийские евреи пользовались большей степенью политической независимости, чем где-либо еще. В то время как еврейское население повсюду на территории поздней Римской империи часто формировало частные общества для религиозных целей или организовывало корпорации этнических групп, таких как египетские и финикийские купцы, в крупных торговых центрах, жители Александрии составляли независимую политическую общину, бок о бок с еврейским населением. других этнических групп. [13]
Есть свидетельства того, что в период римской оккупации в Оксиринхе (ныне Бехнесе), на западном берегу Нила, существовала значительная еврейская община. Многие из тамошних евреев, возможно, стали христианами, хотя и сохранили свои библейские имена (например, «Давид» и «Елизавета», которые фигурируют в судебных процессах по поводу наследства). Другим примером был Иаков, сын Ахилла (ок. 300 г. н. э.), который работал бидлом в местном египетском храме .
Эллинистическая еврейская община Александрии перевела Ветхий Завет на греческий язык. Этот перевод называется Септуагинта . Перевод самой Септуагинты начался в III веке до нашей эры и был завершен к 132 году до нашей эры. [14] [15] [16] первоначально в Александрии , но со временем и в другом месте. [17] Он стал источником древнелатинской , славянской , сирийской , древнеармянской , древнегрузинской и коптской версий христианского Ветхого Завета . [18]
Еврейская община Александрии была «уничтожена» армией Траяна во время Китосской войны 115–117 гг. Н. Э., также известной как Восстание диаспоры. [19] Еврейское восстание, которое, как говорят, началось в Кирене и распространилось на Египет, было в значительной степени мотивировано зелотами , обострением ситуации после неудавшегося Великого восстания и разрушения Второго Храма , а также гневом на дискриминационные законы. [20]
Византийская или Восточная Римская империя [ править ]
Самый большой удар александрийские евреи получили во время правления Византийской империи и появления новой государственной религии: христианства . произошло изгнание большого количества евреев из Александрии (так называемое «Александрийское изгнание») В 414 или 415 году н.э. святым Кириллом после ряда разногласий, включая угрозы со стороны Кирилла и предположительно (согласно христианскому историку Сократу Схоластику) . ) резня под руководством евреев в ответ. Позднее насилие приняло явно антисемитский контекст с призывами к этническим чисткам. До этого времени утверждения о еврейских изгоях, санкционированные государством/религией, не были обычным явлением. [21] В «Истории упадка и падения Римской империи » Эдвард Гиббон описывает Александрийский погром:
Без всякого юридического приговора, без всякого царского мандата патриарх (святой Кирилл) на рассвете повел мятежную толпу на нападение на синагоги. Безоружные и неподготовленные евреи были неспособны оказать сопротивление; их молитвенные дома были сровнены с землей, а епископский воин, наградив свои войска разграблением их добра, изгнал из города остатки неверующего народа. [22]
По оценкам некоторых авторов, из города было изгнано около 100 тысяч евреев. [23] [24] Затем изгнание продолжилось в близлежащих регионах Египта и Палестины, после чего последовала насильственная христианизация евреев. [ нужна ссылка ]
правление (641–1250 гг Арабское . )
Мусульманское завоевание Египта поначалу нашло поддержку и среди еврейских жителей, недовольных коррумпированной администрацией Александрийского Патриарха Кира Александрийского , известного своим монофелетическим обращением в свою веру. [25] Помимо еврейского населения, поселившегося здесь с древних времен, некоторые из них, как говорят, прибыли с Аравийского полуострова . Письмо, отправленное Мухаммедом еврейскому бану Джанба в 630 году. [26] По словам аль-Баладури, его видели в Египте. Копия, написанная еврейскими буквами, была найдена в Каирской Генизе .
Александрийский договор, подписанный в ноябре 641 года, закрепивший арабское завоевание Египта, предусматривал право евреев (и христиан) продолжать свободно исповедовать свою религию. [27] Амр ибн аль-Ас , арабский полководец, в письме халифу Умару утверждал , что в то время в Александрии проживало 40 000 евреев. [28]
О судьбе еврейского населения Египта при Омейядов и халифатах Аббасидов (641–868 гг.) мало что известно. При Тулунидах (863-905 гг.) караимская община переживала бурный рост.
(969–1169 гг Правление халифов Фатимидов . )
В это время евреи из Северной Африки приехали поселиться в Египте после завоевания Египта Фатимидами в 969 году. [29] Эти еврейские иммигранты составляли значительную часть населения из всех евреев, живших в Египте. Благодаря обнаружению в конце XIX века в Каире документов Генизы о египетских евреях стало известно многое. Эти источники содержали информацию об обществе египетских евреев из частных записей, писем, публичных отчетов и документов.
Правление Фатимидского халифата в целом было благоприятным для еврейских общин, за исключением последней части правления аль-Хакима би-Амра Аллаха . К этому периоду обычно относят основание талмудических школ в Египте. Одним из еврейских граждан, занявших высокое положение в этом обществе, был Якуб ибн Киллис .
Халиф аль-Хаким (996–1020) энергично применил Пакт Умара и заставил еврейских жителей носить колокольчики и публично носить деревянное изображение теленка. Улица в городе Аль-Джавдария была предназначена для проживания евреев. Аль-Хаким, услышав обвинения в том, что некоторые издевались над ним в стихах, приказал сжечь весь квартал.
В начале XII века еврей по имени Абу аль-Мунаджа ибн Шайя возглавлял министерство сельского хозяйства. Он особенно известен как строитель нильского шлюза (1112 г.), названного в его честь «Бахр Аби аль-Мунаджа». Он впал в немилость из-за больших расходов, связанных с работой, и был заключен в тюрьму в Александрии, но вскоре смог освободиться. Сохранился документ о его сделке с банкиром. При визире аль-Малике аль-Афдале (1137 г.) жил еврейский магистр финансов, имя которого, однако, неизвестно. Его врагам удалось добиться его падения, и он потерял все свое имущество. Ему наследовал брат христианского патриарха, который пытался изгнать евреев из королевства. Четыре ведущих еврея работали и составляли заговор против христиан, какой результат неизвестен. Сохранилось письмо этого бывшего министра к евреям Константинополя с просьбой о помощи, написанное в удивительно сложном поэтическом стиле. [30] Одним из врачей халифа Аль-Хафиха (1131–1149) был еврей Абу Мансур ( Вюстенфельд , стр. 306). Абу аль-Фадаил ибн ан-Накид (умер в 1189 г.) был знаменитым окулистом.
Что касается государственной власти в Египте, то высшая юридическая власть, называемая главным ученым, принадлежала Ефрему. [31] Позже, в XI веке, эту должность занимали отец и сын по имени Шемарья б. Эльханан и Эльханан б. Шемарья. Вскоре после смерти Эльханана вождь палестинских евреев занял пост главного ученого раввинатов. Около 1065 года еврейский лидер был признан Раис аль-Яхудом, что означает «глава евреев в Египте». Позже, в течение шестидесятилетнего правления, трое членов семьи придворных врачей заняли должность Раиса аль-Яхуда, которого звали Иуда б. Саадья, Меворах б. Саадья и Моисей б. Меворах. Эта должность в конечном итоге перешла от Моисея Маймонида в конце XII - начале XV веков и была передана его потомкам.
Что касается еврейского населения, то в XI и XII веках было известно более 90 еврейских поселений. [32] В их число входили города, поселки и деревни, в которых проживало более 4000 еврейских граждан. Что касается еврейского населения, немного больше света проливается на общины Египта благодаря отчетам некоторых еврейских ученых и путешественников, посетивших страну. Иуда Халеви был в Александрии в 1141 году и посвятил несколько прекрасных стихов своему земляку и другу Аарону Бен-Циону ибн Аламани и его пяти сыновьям. В Дамиетте Халеви встретил своего друга, испанца Абу Саида ибн Халфона ха-Леви. Около 1160 г. Вениамин Туделинский находился в Египте; он дает общий отчет о еврейских общинах, которые он там нашел. В Каире было 2000 евреев; в Александрии 3000, главой которого был француз Р. Финеас б. Мешуллам; в Файюме было 20 семей; на Дамиетте 200; в Бильбейсе , к востоку от Нила, 300 человек; и у Дамиры 700.
От Саладина и Маймонида (1169–1250 гг . )
Война Саладина с крестоносцами (1169–1193 гг.), похоже, не затронула еврейское население межобщинной борьбой. Караимский врач Абу аль-Байян аль-Мудаввар (ум. 1184), который был врачом последнего Фатимида, также лечил Саладина. [33] Абу аль-Маали, зять Маймонида, также находился у него на службе. [34] В 1166 году Маймонид отправился в Египет и поселился в Фостате , где получил большую известность как врач, практикуя в семье Саладина, а также в семье своего визиря аль-Кади аль-Фадиля и преемников Саладина. Ему был присвоен титул Раис аль-Умма или аль-Милла (Глава нации или веры). В Фостате он написал свои «Мишне Тора» (1180 г.) и «Путеводитель для растерянных» , которые вызвали сопротивление со стороны еврейских ученых. Отсюда он отправил много писем и ответов ; а в 1173 году он направил просьбу североафриканским общинам о помощи в освобождении ряда пленников. Оригинал последнего документа сохранился. [35] Он добился удаления караимов из двора. [36]
(1250–1517 гг Мамелюки . )
В середине тринадцатого века империю Айюбидов одолели голод, болезни и конфликты; Великий период потрясений приведет к насильственному завершению Золотого исламского периода. Иностранные державы начали окружать исламский мир, когда французы предприняли седьмой крестовый поход в 1248 году, а монгольские кампании на востоке быстро проникли в сердце ислама. Это внутреннее и внешнее давление ослабило империю Айюбидов. [37]
В 1250 году, после смерти султана Ас-Салиха Айюба , солдаты-рабы, мамлюки , восстали и убили всех наследников Айюбидов, и лидер мамлюков Айбак новым султаном стал . Мамлюки быстро консолидировали власть, используя сильный дух защиты, растущий среди верующих мусульман, чтобы победно сплотиться против монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году и консолидировать остатки Айюбидской Сирии в 1299 году. [37]
В этот период агрессивной политики улемы поспешили осудить иностранное влияние, чтобы защитить чистоту ислама. Это привело к печальным ситуациям для евреев-мамлюков. В 1300 году султан ан-Насир Калаван приказал всем евреям, находящимся под его властью, носить желтые головные уборы, чтобы изолировать египетскую еврейскую общину. Этот закон будет соблюдаться на протяжении веков, а затем в 1354 году в него будут внесены поправки, заставляющие всех евреев носить знак в дополнение к желтым головным уборам. Улемы неоднократно убеждали правительство закрыть или переоборудовать синагоги. Даже крупные места паломничества египетских евреев, такие как синагога Дамма, были вынуждены закрыться в 1301 году. Впоследствии евреям запретили посещать бани и работать в национальной казне. Эти репрессии против еврейской общины будут продолжаться веками. [37]
Несмотря на религиозный пыл того периода, мамлюки начали принимать суфизм в попытке успокоить недовольство традиционным суннитским исламом, которому способствовал исключительно султан. В то же время правительство мамлюков не желало передавать контроль над религией классу духовенства. Они предприняли масштабный проект по приглашению и субсидированию суфийских священнослужителей в попытке продвигать новую государственную религию. [37] По всей стране почти за одну ночь выросли новые поддерживаемые правительством суфийские братства и культы святых, которые смогли подавить неодобрение населения. Мамлюкский султанат станет убежищем для суфийских мистиков всего исламского мира. Суфийские церемонии, спонсируемые государством империи, были явным признаком наступивших полноценных перемен. [37]
Евреи, которых по большей части держали отдельно от арабских общин, впервые столкнулись с суфизмом на этих спонсируемых государством церемониях, поскольку они были обязаны присутствовать на них из демонстрации лояльности султану. Именно на этих церемониях многие египетские евреи впервые соприкоснулись с суфизмом, и в конечном итоге это вызвало массовое движение среди евреев-мамлюков. [37]
Большинство египетских евреев того времени были членами караимского иудаизма . Это было антираввинское движение, отвергавшее учение Талмуда . Такие историки, как Пол Фентон, полагают, что караимы поселились в Египте еще в седьмом веке, и Египет оставался бастионом для караимов на протяжении всего XIX века. Со временем, столкнувшись с этими относительно новыми суфийскими идеями, многие караимы начали стремиться к реформам. Восхищение структурой ханков (суфийских школ) и их доктринальной направленностью на мистицизм заставили многих египетских евреев жаждать принять что-то подобное. [37]
Авраам Маймонид (1204–1237), который считался самым видным лидером и представителем правительства всех евреев-мамлюков, выступал за реорганизацию еврейских школ, чтобы они больше походили на суфийских ханаков. Его наследник Обадия Маймонид (1228-1265) написал « Трактат о бассейне» , который представляет собой мистическое руководство, написанное на арабском языке и наполненное суфийскими техническими терминами. В нем он изложил, как можно достичь единения с непостижимым миром, продемонстрировав свою полную приверженность и защиту мистицизма. Он также начал реформировать практику, пропагандирующую безбрачие и халву, уединенную медитацию, чтобы лучше настроиться на духовный план. [37] Это были имитации давних суфийских практик. Фактически, он часто изображал еврейских патриархов, таких как Моисей и Исаак , отшельниками, которые полагались на изолированную медитацию, чтобы оставаться на связи с Богом. Династия Маймонидов, по сути, положила начало новому движению — пиетизму — среди египетских евреев. [37]
Пиетизм приобрел огромное количество последователей, в основном среди еврейской элиты, и продолжал набирать обороты до конца династии Маймонидов в 15 веке. Кроме того, насильственное обращение в Йемен, Восьмой крестовый поход и массовые убийства Альмохадов в Северной Африке, а также крах Аль-Андалуса вынудили большое количество евреев переселиться в Египет, многие из которых с энтузиазмом присоединились к пиетистскому движению. [37] Этот энтузиазм, возможно, был в значительной степени практическим, поскольку принятие суфийских идей во многом способствовало снисхождению еврейской общины мамлюков к их мусульманским повелителям. Это, возможно, понравилось многим из этих беженцев, поскольку некоторые историки утверждают, что сама династия Маймонидов произошла из Аль-Андалуса и переселилась в Египет. [37]
Пиетизм в некотором смысле стал бы неотличим от суфизма. Пиетисты очищали руки и ноги перед молитвой в храме. Во время молитвы они смотрели лицом к Иерусалиму. Они часто практиковали дневное голодание и групповую медитацию или муракабу. [37]
Ревизионизму пиетизма существовала яростная оппозиция, как и хасидизму. Оппозиция была настолько сильной, что есть записи о том, как евреи сообщали мусульманским властям о своих собратьях-евреях на том основании, что они практиковали исламскую ересь. Давид Маймонид, брат Обадии и его наследник, в конце концов был сослан в Палестину по приказу других лидеров еврейской общины. В конце концов пиетизм потерял популярность в Египте, поскольку его лидеры были изгнаны, а еврейская иммиграция замедлилась. [37]
По мнению Фентона, влияние суфизма до сих пор присутствует во многих каббалистических ритуалах , а некоторые рукописи, написанные при династии Маймонидов, до сих пор читаются и почитаются в каббалистических кругах. [37]
правление (1517–1914 гг Османское . )
22 января 1517 года османский султан Селим I победил Туман-бея , последнего из мамлюков. Он внес радикальные изменения в управление еврейской общиной, упразднив должность нагида, сделав каждую общину независимой и поставив Давида бен Соломона ибн Аби Зимру во главе каирской общины. Он также назначил Авраама де Кастро начальником монетного двора. Именно во время правления преемника Селима, Сулеймана Великолепного , Хайн Ахмед-паша , вице-король Египта , отомстил евреям за то, что де Кастро раскрыл в 1524 году султану свои намерения добиться независимости. Каирский Пурим 28 Адара до сих пор отмечается в память об их побеге.
К концу 16-го века исследованиям Талмуда в Египте очень способствовал Бецалель Ашкенази , автор « Шитта Мекуббешет» . Среди его учеников были Исаак Лурия , который в молодости поехал в Египет навестить богатого дядюшку, откупщика Мордехая Франциска (Азулай, "Шем ха-Гедолим", № 332); и Авраам Монсон . Измаил Коэн Тануджи закончил свой «Сефер ха-Зиккарон» в Египте в 1543 году. Иосиф бен Моисей ди Трани какое-то время находился в Египте (Фрумкин, lcp 69), а также Хаим Виталь Аарон ибн Хаим, комментатор Библии и Талмуда (1609; Фрумкин). , ЖК, стр. 71, 72). Из учеников Исаака Лурии упоминается некий Иосиф Табул , сын которого Иаков, видный человек, был казнен властями.
По словам Манассии б. Израиль с 1656 года: «Наместник Египта всегда имеет рядом с собой еврея с титулом зараф баши , или «казначея», который собирает налоги с земли. В настоящее время эту должность занимает Авраам Алкула». Его сменил Рафаэль Джозеф Челеби, нагид Египта и богатый друг и защитник Саббатая Цви . Саббатай Цви дважды был в Каире, второй раз в 1660 году. Именно там он женился на Саре Ашкенази, привезенной из Ливорно . Саббатианское движение, естественно, вызвало большой резонанс в Египте. Именно в Каире в 1703 году поселился Авраам Мигель Кардосо , саббатианский пророк и врач, став врачом Кара Мехмед-паши . В 1641 году Египет посетил караим Самуил бен Давид. Отчет о его путешествии дает особую информацию о его собратьях-сектантах. Он описывает три синагоги раввинитов в Александрии и две в Розетте . Второй караим, Моисей бен Илия ха-Леви , оставил аналогичный отчет за 1654 год, но он содержит лишь несколько моментов, представляющих особый интерес для караимов.
Йозеф бен Исаак Самбари упоминает о суровом испытании, постигшем евреев из-за некоего кади аль-Хасакира («генералиссимуса», не собственное имя), посланного из Константинополя в Египет, который грабил и угнетал их и чья смерть наступила в определенная мера, вызванная молитвой некоего Моисея из Дамвы на кладбище. Возможно, это произошло в 17 веке. Давид Конфорте был даяном в Египте в 1671 году.
В связи с в Дамаске делом Моисей Монтефиоре , Адольф Кремье и Саломон Мунк посетили Египет в 1840 году, и последние двое сделали многое для повышения интеллектуального статуса своих египетских братьев, основав вместе с раввином Моисеем Джозефом Альгази школы. в Каире. Согласно официальной переписи населения, опубликованной в 1898 году (I, XVIII), в Египте проживало 25 200 евреев при общей численности населения 9 734 405 человек.
На рубеже 20-го века один еврейский обозреватель с «истинным удовлетворением» отметил, что великий дух терпимости поддерживает большинство наших соотечественников-евреев в Египте, и было бы трудно найти более либеральное население или более уважительное ко всем религиозным людям население. убеждения». [38]
Новое время (с 1919 г.) [ править ]
С 1919 года [ править ]
Во время британского правления и при короле Фуаде I Египет был дружественно настроен по отношению к своему еврейскому населению, хотя от 86% до 94% евреев в Египте, в основном европейские иммигранты, не имели египетского гражданства. Евреи играли важную роль в экономике, и их население выросло почти до 80 000, поскольку еврейские беженцы поселились там в ответ на усиление преследований в Европе. Многие еврейские семьи, такие как семья Каттави, имели обширные экономические связи с неевреями. [39]
Издавна существовало резкое различие между соответствующими общинами караимов и раббанитов, среди которых традиционно смешанные браки были запрещены. Они проживали в Каире в двух смежных районах: первый в Харат аль-Яхуд аль-Караин , а второй в соседнем квартале Харат аль-Яхуд . Несмотря на разногласия, они часто работали вместе, и молодое образованное поколение настаивало на улучшении отношений между ними. [39]
Отдельные евреи сыграли важную роль в египетском национализме . Рене Каттави, лидер каирской сефардской общины, поддержал создание в 1935 году Ассоциации египетской еврейской молодежи с ее лозунгом: «Египет — наша родина, арабский — наш язык». Каттави решительно выступал против политического сионизма и в 1943 году написал записку «Еврейский вопрос» Всемирному еврейскому конгрессу , в которой утверждал, что Палестина не сможет принять европейских еврейских беженцев. [39]
Тем не менее, различные течения сионистского движения имели своих представителей в Египте. Еврейский ученый-караим Мурад Фараг (1866–1956) был одновременно египетским националистом и страстным сионистом. Его стихотворение «Моя родина Египет, место моего рождения» выражает преданность Египту, а его книга « Аль-Кудсийят» («Иерусалимия», 1923 г.) защищает право евреев на государство. [40] «Аль-Кудсийят», пожалуй, самая красноречивая защита сионизма на арабском языке. Мурад Фараг также был одним из соавторов первой конституции Египта 1923 года.
Другим известным египетским евреем этого периода был Якуб Сану , который стал патриотичным египетским националистом, выступавшим за изгнание британцев. Он редактировал националистическое издание «Абу Наддара Азра» из изгнания. Это был один из первых журналов, написанных на египетском арабском языке , и в основном он состоял из сатиры , высмеивающей британцев, а также правящую династию Мухаммеда Али , которую считали марионетками британцев. Другим был Анри Кюриэль , который в 1943 году основал «Египетское движение за национальное освобождение», организацию, которая должна была составить ядро Коммунистической партии Египта. [39] Позже Кюриэлу предстояло сыграть важную роль в установлении первых неформальных контактов между ООП и Израилем. [ нужна ссылка ]
В 1934 году Саад Малки основал газету «Аш-Шамс» ( араб . الشمس , «Солнце»). Еженедельник был закрыт правительством Египта в мае 1948 года. [41]
В 1937 году египетское правительство отменило капитуляцию, которая давала иностранным гражданам фактический статус экстерриториальности: затронутые группы меньшинств были в основном выходцами из Сирии, Греции и Италии, этническими армянами и некоторыми евреями, которые были гражданами других стран. Иммунитет иностранных граждан от налогообложения ( мутамассир ) давал группам меньшинств, торгующим внутри Египта, весьма выгодные преимущества. [42] Многие европейские евреи использовали египетские банки как средство перевода денег из Центральной Европы, и не в последнюю очередь те евреи, которые бежали от фашистских режимов. [43] В дополнение к этому, многие евреи, живущие в Египте, как известно, имели иностранное гражданство, в то время как те, кто имел египетское гражданство, часто имели обширные связи с европейскими странами.
Влияние широко разрекламированного арабо-еврейского столкновения в Палестине в 1936–1939 годах вместе с возвышением нацистской Германии также начало сказываться на отношениях евреев с египетским обществом, несмотря на то, что число активных сионистов в их рядах было невелико. . [44] Возникновение местных воинствующих националистических обществ, таких как «Молодой Египет» и « Общество братьев-мусульман» , которые симпатизировали различным моделям, демонстрируемым державами Оси в Европе, и организовывались по схожим принципам, также становилось все более враждебным по отношению к евреям. Группы, в том числе «Братья-мусульмане», распространяли в египетских мечетях и на фабриках сообщения, в которых утверждалось, что евреи и британцы разрушают святые места в Иерусалиме, а также рассылали другие ложные сообщения о том, что были убиты сотни арабских женщин и детей. [45] Большая часть антисемитизма 1930-х и 1940-х годов была вызвана тесной связью между новым режимом Гитлера в Германии и антиимпериалистическими арабскими державами. Одним из этих арабских авторитетов был Хадж Амин аль-Хусейни , который оказал влияние на получение нацистских средств, которые были выделены «Братьям-мусульманам» на эксплуатацию типографии для распространения тысяч антисемитских пропагандистских брошюр. [45]
К 1940-м годам ситуация ухудшилась. спорадические погромы С 1942 года происходили . Еврейский квартал Каира сильно пострадал во время каирского погрома 1945 года . По мере приближения раздела Палестины и основания Израиля враждебность по отношению к египетским евреям усиливалась, подпитываемая также нападками прессы на всех иностранцев, сопровождавшими растущий этноцентрический национализм того времени. В 1947 году Законы о компаниях установили квоты на прием граждан Египта в зарегистрированные фирмы, требуя, чтобы 75% наемных сотрудников и 90% всех рабочих были египтянами. Поскольку евреям, как правило, отказывали в гражданстве, это вынуждало еврейских и иностранных предпринимателей сокращать прием на работу из своих собственных рядов. Закон также требовал, чтобы чуть более половины оплаченного капитала акционерных компаний были египетскими.
Премьер-министр Египта Нукраши сказал британскому послу:«Все евреи были потенциальными сионистами [и]… так или иначе, все сионисты были коммунистами». [46] 24 ноября 1947 года глава египетской делегации в Генеральной Ассамблее ООН Мухаммад Хусейн Хейкаль-паша заявил, что «жизнь 1 000 000 евреев в мусульманских странах окажется под угрозой из-за создания еврейского государства». [47] 24 ноября 1947 года доктор Хейкал-паша заявил: «Если ООН решит ампутировать часть Палестины, чтобы создать еврейское государство... еврейская кровь обязательно будет пролита в других частях арабского мира... чтобы поместить в определенные места и серьезная опасность для миллиона евреев». Махмуд Бей Фаузи (Египет) сказал: «Навязанный раздел обязательно приведет к кровопролитию в Палестине и в остальном арабском мире». [48]
Часть серии о |
Исход евреев из мусульманского мира |
---|
Фон |
Антисемитизм в арабском мире |
Исход по странам |
Воспоминание |
Связанные темы |
После основания Израиля в 1948 году [ править ]
После основания Израиля в 1948 году и последующей арабо-израильской войны 1948 года , в которой участвовал Египет, трудности умножились для египетских евреев, большинство из которых составляли мутамассируны ( египетизированные европейские иммигранты), число которых тогда насчитывало 75 000 человек. В том году в результате бомбардировок еврейских районов 70 евреев погибли и около 200 были ранены, а беспорядки унесли гораздо больше жизней. [49] Во время арабо-израильской войны универмаг Cicurel недалеко от Оперной площади Каира подвергся бомбардировке. Правительство помогло средствами на его восстановление, но в 1952 году он снова сгорел и в конечном итоге перешел под контроль Египта. В условиях насилия многие египетские евреи эмигрировали за границу. К 1950 году почти 40% еврейского населения Египта эмигрировали. [50] Около 14 тысяч из них отправились в Израиль, остальные – в другие страны.
1954 года « Дело Лавона» было спонсируемой Израилем террористической операцией, призванной дискредитировать и свергнуть тогдашнего президента Египта Гамаля Абдель Насера и положить конец секретным переговорам с Египтом, которые вел тогдашний премьер-министр Израиля Моше Шаретт , который не знал об операции. Шаретт узнал правду только после того, как в своей речи в Кнессете он осудил обвинения египетского правительства как кровавый навет , что заставило его почувствовать глубокое унижение из-за того, что он солгал всему миру, и стало одним из факторов отставки Шаретта. в качестве премьер-министра. В ходе операции были взорваны западные цели (без каких-либо смертей), что привело к еще большему недоверию к евреям (ключевые агенты операции были завербованы из египетской еврейской общины) и привело к резкому увеличению эмиграции евреев из Египта. В своем итоговом заявлении Фуад аль-Дигви , прокурор на суде над захваченными боевиками, повторил официальную позицию правительства: «Евреи Египта живут среди нас и являются сыновьями Египта. Египет не делает разницы между своими сыновьями, Мусульмане, христиане или евреи. Эти обвиняемые — евреи, проживающие в Египте, но мы судим их, потому что они совершили преступления против Египта, хотя они являются сыновьями Египта». [39]
Двое членов группировки, доктор Мусса Марзук и Шмуэль Аззар, были приговорены к смертной казни. В 1953 году был убит двоюродный брат Марзука Камаль Масуда , и власти не произвели арестов. [ нужна ссылка ] У других членов диверсионных группировок были семьи, потерявшие средства к существованию после принятия в 1947 году Закона о компаниях , который жестко ограничивал право на работу и владение компаниями неегиптянских граждан. (Евреям, как правило, не предоставлялось гражданство.)
Сразу после трехстороннего вторжения Великобритании, Франции и Израиля 23 ноября 1956 года (известного как Суэцкий кризис ) около 25 000 евреев, почти половина еврейской общины, уехали в Израиль, Европу, Соединенные Штаты и Южную Америку. после того, как их заставили подписать заявления о том, что они уезжают «добровольно», и согласиться на конфискацию их активов. Еще около 1000 евреев были заключены в тюрьму. Аналогичные меры были приняты против граждан Великобритании и Франции в ответ на вторжение. В резюме Джоэла Бейнина: «Между 1919 и 1956 годами вся египетская еврейская община, как и фирма Cicurel, превратилась из национального достояния в пятую колонну ». [39] После 1956 года видным семьям, таким как Каттави, осталась лишь малая часть того социального влияния, которым они когда-то пользовались, если они вообще могли остаться в Египте. По иронии судьбы, евреи, такие как Рене Каттави, полностью поддерживали установление арабо-египетского национализма и выступали против подъема сионизма и создания государства Израиль. [ нужна ссылка ] Тем не менее, считалось, что даже этой социальной элите еврейского населения не будет места в новом египетском режиме.
Верховный комиссар ООН по делам беженцев Огюст Линдт заявил в своем отчете на четвертой сессии Исполнительного комитета UNREF (Женева, 29 января - 4 февраля 1957 г.): «Сейчас возникает еще одна чрезвычайная проблема: проблема беженцев из Египта. Я не сомневаюсь, что эти беженцы из Египта, которые не могут или не желают воспользоваться защитой правительства своей гражданства, подпадают под мандат моего офиса». [51]
Последним главным раввином Египта был Хаим Мусса Дуек , который служил с 1960 года до тех пор, пока не покинул Египет в 1972 году. После Шестидневной войны в 1967 году произошли новые конфискации. Рами Мангуби , живший в то время в Каире, рассказал, что почти все египетские евреи-мужчины в возрасте от 17 до 60 лет были либо немедленно выдворены из страны, либо отправлены в центры задержания Абу Заабаля и Туры, где они находились под стражей и подвергались пыткам более трех лет. [52] Конечным результатом стало почти полное исчезновение 3000-летней еврейской общины в Египте; подавляющее большинство евреев покинуло страну. Большинство египетских евреев бежали в Израиль (35 000), Бразилию (15 000), Францию (10 000), США (9 000) и Аргентину (9 000). [ нужна ссылка ] В письме, опубликованном «Джерузалем Пост» д-ром Э. Яном из Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, говорится: «Я имею в виду нашу недавнюю дискуссию о евреях из стран Ближнего Востока и Северной Африки в результате недавних событий. Я теперь могу сообщить вам, что такие лица могут считаться prima facie в рамках мандата этого ведомства». [51]
Последняя еврейская свадьба в Египте состоялась в 1984 году. [53] Ограничение брака привело к тому, что многие члены обратились в другие религии, в основном еврейские женщины, принявшие ислам, из-за того, что были замужем за египетскими мужчинами-мусульманами. Поскольку мужчина-еврей не может жениться на египтянке-мусульманке, но мужчина-египтянин-мусульманин может жениться на еврейке, община потеряла многих членов мужского пола, которые больше не являются евреями по официальным документам. [54]
21 век [ править ]
Согласно отчету Антидиффамационной лиги за 2009 год , антисемитские [55] и антиизраильские настроения продолжали нарастать. Израиль и сионизм часто ассоциировались с теориями заговора, направленными на подрыв и ослабление государства. [56] Тем не менее, в том же году египетское правительство начало ремонтировать старую полуразрушенную синагогу в бывшем еврейском квартале Старого Каира. Захи Хавасс, генеральный секретарь Высшего совета по древностям, сказал: «Если вы не восстановите еврейские синагоги, вы потеряете часть своей истории». [57]
Еврейское население продолжало сокращаться. В 2007 году в Египте проживало около 200 евреев. [58] менее 40 в 2014 году, [56] [59] но к 2017 году этот показатель снизился до 18: 6 в Каире, 12 в Александрии. В 2018 году предполагаемое еврейское население составляло 10 человек. [60] В апреле 2021 года в возрасте 90 лет умер один из последних членов сообщества Альберт Арье; он принял ислам, женился на египетской мусульманке и был похоронен как мусульманин. [61] Один из четырех оставшихся евреев в Египте, реб Йосеф Бен-Гаон из Александрии, умер в ноябре 2021 года. [62]
В марте 2022 года часть архивов евреев Каира была конфискована правительством Египта. [63] По состоянию на декабрь 2022 года в Египте проживают всего три египетских еврея, все женщины, из которых самая младшая Магда Харун (1952 г.р.) является лидером общины. [64] кто такой антисионист [65] [66] [67] [68] и вышла замуж за католика. Две ее дочери не живут в Египте. [69] [70] Ее сестра Надя, бывший заместитель руководителя общины и одна из самых молодых ее членов, умерла в 2014 году. [71] [72]
В 2020 году синагога Элияху Ханави в Александрии была восстановлена, а в апреле 2022 года начались реставрационные работы в синагоге Бен-Эзра в рамках усилий правительства по возрождению сокращающегося еврейского наследия Египта. [73]
египетских евреев о Работы общинах своих
- Маталон, Ронит. Зех 'им ха-паним элейну («Тот, кто смотрит на нас») (роман о жизни египетской еврейской семьи) .
- Египет (псевдоним Жизель Литтман, Бат Йеор ), Иудаизм (1974) [1971]. в еврейском пер. Йехудей мицраим (ред.). Евреи в Египте: обзор 3000-летней истории (изд. Будущие издания). Женева.
{{cite book}}
:CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) автора зовут Bat-Ye'or). - Тебул, Виктор (2002). Éditions les Intouchables (ред.). «Медленное открытие странного» . Монреаль.
- Люсетт Лагнадо (2008). Человек в костюме из белой акульей кожи . Харпер Коллинз. ISBN 9780060822187 . (автобиография еврейской семьи во время их пребывания в Египте и после эмиграции в США)
- Мангуби, Рами (31 мая 2007 г.). «Мои самые длинные 10 минут». Журнал «Джерузалем Пост» . Каирское еврейское детство во время и после Шестидневной войны.
- Асиман, Андре (1994). Из Египта . Пикадор.
- Карассо, Люсьен (2014). Выросшие евреи в Александрии: история исхода сефардской семьи из Египта . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мизрахи, доктор Морис М. (2004). «Взросление при фараоне» .
- Мизрахи, доктор Морис М. (2012). «История евреев Египта» (PDF) .
- Даммонд, Лилиан (2007). Затерянный мир египетских евреев: рассказы от первого лица еврейской общины Египта в двадцатом веке . (проект устной истории, основанный на интервью с более чем двумя десятками изгнанных египетских евреев)
- Тебул, доктор философии, Виктор. «Возвращение к толерантности. Уроки, извлеченные из космополитического наследия Египта» .
Египетские евреи в литературе [ править ]
- Трилогия Камаля Рухайима «Гамаль» ( «Дневник еврейского мусульманина» , «Дни в диаспоре » и «Меноры и минареты» ) изображает жизнь египетского мальчика, сына еврейской матери.
Бытие и Исход [ править ]
Еврейская Библия , особенно Книги Бытия и Исхода , описывает длительный период, в течение которого дети Израиля, также называемые израильтянами , жили в дельте Нила в древнем Египте .
По словам Шая Дж.Д. Коэна , «большинство израильтян на самом деле были ханаанеевского происхождения; их предки не участвовали в исходе из Египта; израильтяне не строили пирамид». [74] [75] [76]
См. также [ править ]
- Древняя история
- Современная история
- Антисемитизм в арабском мире
- Антисемитизм в исламе
- История евреев в Африке
- История евреев под властью мусульман
- Исламско-еврейские отношения
- Суэцкий кризис
- Мирный договор между Египтом и Израилем
- Египетско-израильские отношения
- Исход евреев из мусульманского мира
- 1956–1957 исход и изгнание из Египта.
- Евреи-мизрахи в Израиле
- Евреи Египта (фильм)
- Семья Паллаче
- Учреждения
- Список синагог в Египте
- Синагога Бен-Эзра в Каире
- Синагога Элияху Ханави в Александрии
- Синагога Шаар Ха- Шамаим в Каире
- Могила раввина Яакова Абухациры в Даманхуре
- Каир Гениза
Ссылки [ править ]
- ^ «Евреи по стране происхождения и возрасту» . Статистический обзор Израиля (на английском и иврите). Центральное статистическое бюро Израиля . 26 сентября 2011 года . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ «BDE: скончался один из последних евреев Египта» . Мир ешивы . 17 ноября 2021 г. Проверено 3 декабря 2021 г.
- ↑ Перепись 1947 года дает 65 639 человек, возможно, слишком мало. См. Джоэл Бейнин . Рассеяние египетского еврейства: культура, политика и формирование современной диаспоры . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1998. Введение.
- ^ «После смерти Люси Саул еврейская община Египта сократилась до 6 женщин» . Египет Независимый . 30 июля 2016 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Парисс, Эммануэль (26 марта 2017 г.). «Последние евреи Египта стремятся сохранить наследие» . Таймс Израиля . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Остер, Марси (9 июля 2019 г.). «После смерти президента еврейской общины в Каире осталось всего 5 евреев» . «Джерузалем Пост» . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Шаукат, Ахмед (15 декабря 2022 г.). «Как последние евреи Египта будут отмечать Хануку и следить за тем, чтобы их культура не «исчезла» вместе с ними» . Новости CBS . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ «Древний Судан ~ Нубия: исследование происхождения древней еврейской общины на Элефантине: обзор» . www.ancientsudan.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Альбин ван Хунакер , Иудео-арамейская община на Элефантине, Египет, в VI и V веках до нашей эры, цитируется в Лондоне, 1915 г., Арнольд Дж. Тойнби , Исследование истории , том 5, (1939) 1964, стр. 125, № 1
- ^ Арье Кашер Евреи в эллинистическом и римском Египте: борьба за равные права, Мор Зибек, 1985, стр. 107-8.
- ^ Джон Пентленд Махаффи История Египта при династии Птолемеев , Нью-Йорк, 1899 г., стр. 192.
- ^ Иосиф Флавий , Еврейские древности, в «Сочинениях Иосифа Флавия», полное и полное , новое обновленное издание (перевод Уильяма Уистона, AM; Peabody Massachusetts: Hendrickson Publishers, 1987; пятое издание: январь 1991 г., книга 12, главы 1). , 2, с. 308-309 (Кн. 12: стихи 7, 9, 11)
- ^ Эмиль Шюрер (1906). «Александрия, Древний Египет» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада (2004) , Справочная библиотека Библии Anchor, Алан Ф. Сигал , стр.363
- ^ Жиль Дориваль, Маргарита Харл и Оливье Мюнних, Греческая Библия Септуагинты: от эллинистического иудаизма к древнему христианству (Париж: Cerfs, 1988), стр.111
- ^ «[...] греческий перевод Библии, возникший из внутренней еврейской потребности [...] [сначала похваленный] раввинами (..) Однако позже, когда возникла некоторая неточная транскрипция еврейского текста в Септуагинте и ошибки перевода стали основанием для того, чтобы «Если существовали эллинистические ереси, Септуагинта была отвергнута». Ассоциация немецких евреев (ред.), недавно опубликовано. Вальтер Хомолка, Вальтер Джейкоб, Товия Бен Хорин: Учение иудаизма согласно источникам; Мюнхен, Кнезебек, 1999, Том 3, стр. 43 и далее.
- ^ Карен Х. Джобс и Мойзес Сильва (2001). Приглашение на Септуагинту . Патерностер Пресс . ISBN 1-84227-061-3 .
- ^ Эрнст Вюртвейн, Текст Ветхого Завета, пер. Эррол Ф. Роудс, Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Эрдманс, 1995.
- ^ Шварц, Сет (2014). Древние евреи от Александра до Мухаммеда . Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Евреи Египта» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 г. Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ «Я» ХРИСТА» . Первые вещи . Август 2005 года . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ «Упадок и падение Римской империи, Том 4: Глава XLVII: Церковные разногласия. Часть II» . www.sacred-texts.com .
- ^ http://www.research-projects.uzh.ch/p498.htm. Архивировано 28 мая 2019 г. в Wayback Machine , Кирилл Александрийский, Против Юлиана: критическое издание книг 1–10 , стр. 503.
- ^ Александрия в поздней античности: топография и социальный конфликт Кристофер Хаас, JHU Press, 4 ноября 2002 г. - История - 520 страниц, Часть IV «Еврейская община»
- ^ Стивен Рансиман , История крестовых походов 1951 года, том 1, стр. 18-19.
- ^ Юлиус Веллхаузен, эскизы и подготовительная работа IV = Медина до ислама , Берлин 1889. стр. 119
- ^ АльСайяд, Незар (2013). Каир: истории города . Издательство Гарвардского университета. п. 27. ISBN 978-0-674-07245-9 .
- ^ Хаас, Кристофер (2006). Александрия в поздней античности: топография и социальный конфликт . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-8541-9 .
- ^ Стиллман. Евреи арабских стран: история и справочник . пп. гл. 3 Египет стр.46.
- ^ Еврейский ежеквартальный обзор ix. 29, х., с.430; Сионистская ДМГ ли., стр.444
- ^ Стиллман. Арабские земли: история и справочник . стр. Гл.3 стр.48–50.
- ^ Стиллман. Евреи арабских стран: история и справочник . стр. Гл.3 стр.47–48.
- ^ БА § 153
- ^ BA там же. § 155)
- ^ М. xliv. 8
- ^ JQR xiii. 104
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Фентон, Пол Б. (2017). «Суфии и евреи в мамлюкском Египте». Мусульманско-еврейские отношения в среднеисламский период : 41–62. дои : 10.14220/9783737007924.41 . ISBN 978-3-8471-0792-7 .
- ^ Арон Родриг, Евреи и мусульмане: образы сефардов и восточных евреев в наше время , University of Washington Press, 2003, стр. 163, цитирует документ С. Сомеха 1895 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джоэл Бейнин, Рассредоточение египетского еврейства: культура, политика и формирование современной диаспоры.
- ^ Мурад Эль-Кодси, Евреи-караимы Египта , 1882–1986, Лион, Нью-Йорк: Wilprint, 1987.
- ^ Джоэл Бейнин (2005). Рассеяние египетского еврейства: культура, политика и формирование современной диаспоры . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 245–246. ISBN 978-977-424-890-0 .
- ^ Гудрун Кремер (1989) Евреи в современном Египте, 1914-1952 IBTauris, ISBN 1-85043-100-0 стр. 8
- ^ Кремер (1989), стр. 158.
- ^ Джоэл Бейнин, соч. соч., Введение
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кюнцель, Матиас (весна 2005 г.). «Национал-социализм и антисемитизм в арабском мире». Обзор еврейских политических исследований . 17 : 1–2.
- ^ Моррис 2008 с. 412
- ^ Бенни Моррис (2008). 1948 год: история первой арабо-израильской войны . Издательство Йельского университета. п. 70. ИСБН 9780300126969 . Проверено 13 июля 2013 г.
- ↑ 29-е заседание Специального комитета по Палестине: 24 ноября 1947 г.: Проверено 31 декабря 2013 г. Архивировано 31 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ↑ Мангуби, Рами, «Еврейский беженец отвечает Юсефу Ибрагиму», Middle East Times , 30 октября 2004 г.
- ^ Шиндлер, Колин. История современного Израиля , Cambridge University Press, 2008, стр. 63–64.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кто такие еврейские беженцы? Согласно международному праву, евреи, перемещенные из арабских стран, действительно были настоящими беженцами, подлежащими полной защите ООН, Стэнли А. Урман, «Джерузалем Пост» , 2012 г.
- ^ Мангуби, Рами (31 мая 2007 г.). «Мои самые длинные 10 минут» . «Джерузалем Пост» . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ «Уменьшающееся число евреев Египта празднуют редкую свадьбу» . Нью-Йорк Таймс . 21 августа 1984 года.
- ^ Согласно еврейскому религиозному закону, дети мужчины-еврея и супруга-нееврея не могут наследовать еврейскую религию от своего отца.
- ^ «Антисемитизм в египетских СМИ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2013 г. Проверено 11 июня 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Еврейская община Египта хоронит заместителя лидера» . Аль Джазира. 12 марта 2014 г.
- ^ Слэкман, Майкл (7 сентября 2009 г.). «Частный мотив публичного принятия Египтом еврейского прошлого» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе в Египте, 2007 г.» . БЮРО ДЕМОКРАТИИ, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ТРУДА . Проверено 11 января 2014 г.
- ^ «Потерянное будущее еврейской общины Египта» . Би-би-си. 18 сентября 2014 г.
- ^ «Евреи Египта» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ Адерет, Офер (26 октября 2021 г.). «Египтянин, которого преследовали как еврея, похоронили как мусульманина» . Гаарец . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «BDE: скончался один из последних евреев Египта» . Мир ешивы . 17 ноября 2021 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Каирские евреи протестуют против захвата Египтом второй Каирской Генизы, доступ 25 марта 2022 г.
- ^ «Как последние евреи Египта будут отмечать Хануку и сохранять свою культуру» . Yahoo Новости . 15 декабря 2022 г.
- ^ «Чехата Харун; египетский еврейский политик» . Лос-Анджелес Таймс . 20 марта 2001 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ ДТА. "В Египте осталось всего 12 евреев, - говорит лидер общины" . www.timesofisrael.com . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Новый глава египетской еврейской общины: сионизм – это расизм» . www.timesofisrael.com . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Киркпатрик, Дэвид Д. (23 июня 2015 г.). «Для Египта шокирующим поворотом телешоу является симпатия к евреям» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «На Рош ха-Шана в Каире, Египет, новый лидер сплачивает умирающую общину» . Планшетный журнал . 10 сентября 2013 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «В Египте осталось всего 12 евреев» . Форвард . 23 сентября 2014 года . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Египетские евреи» . www.aljazeera.com . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Египетские евреи хоронят лидера-ветерана» . Рейтер . 18 апреля 2013 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Проктер, Ребекка Энн (2 июня 2022 г.). «В Египте предпринимаются усилия по восстановлению исторических синагог страны» . Еврейский инсайдер . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Коэн, Шэй, Дж. Д. «Еврейская Библия: примечания к лекции 9» (PDF) .
- ^ Киллебрю, Энн Э. (2020). «Происхождение, расселение и этногенез раннего Израиля» . В Келле, Брэд Э.; Строун, Брент А. (ред.). Оксфордский справочник исторических книг еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 86–88. ISBN 978-0-19-007411-1 .
- ^ Фауст, Авраам (2023). «Рождение Израиля» . В Хойланде, Роберт Г.; Уильямсон, HGM (ред.). Оксфордская история Святой Земли . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN 978-0-19-288687-3 .
Библиография [ править ]
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Египет» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Произведения Иосифа Флавия, полное и полное , новое обновленное издание (перевод Уильяма Уистона, AM) Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers, 1987 (пятое издание: январь 1991 г.): Иудейские древности , Книга 12, главы 1 и 2, стр. . 308–9. Более раннее издание доступно по адресу: https://www.scribd.com/doc/27097614/Josephus-COMPLETE-WORKS. Архивировано 5 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- Гудрун Кремер, Евреи в современном Египте, 1914–1952, Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1989.
- Мурад Эль-Кодси, Евреи-караимы Египта, 1882–1986, Лион, Нью-Йорк: Wilprint, 1987.
- Фентон, Пол. Мусульманско-еврейские отношения в среднеисламский период. Издательство Боннского университета. 2017 год
Внешние ссылки [ править ]
- Bassatine News: единственный еврейский информационный бюллетень, пишущий непосредственно из Египта.
- Еврейская виртуальная библиотека
- Историческое общество евреев Египта
- Ответы еврейского беженца... Middle East Times, 30 октября 2004 г.
- Международная ассоциация евреев Египта
- Евреи, изгнанные из Египта, оставили после себя частичку своего сердца
- Краткое исследование происхождения древней еврейской общины на Элефантине: обзор [узурпировал]
- Египетские евреи оглядываются назад с гневом и любовью. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- Журнал Guernica (guernica.com) о последних евреях Каира
- Бейнин, Джоэл : Распространение египетской еврейской культуры, политики и формирование современной диаспоры Беркли: University of California Press, 1998. Amer Univ в Каире, 2005, ISBN 977-424-890-2
- Евреи, коренные жители Ближнего Востока и Северной Африки
- Исход семьи из Каира в Новый Свет. Люсетт Ланьядо вспоминает свое детство
- Из Египта
- Еврейский писатель рецензирует свой дневник, и родилась замечательная книга Виктор Тебул - О моем романе о нашем втором исходе
- Фотографии Зева Оэльбаум из Американской федерации сефардов , включая фотографии, сделанные еврейскими общинами в Александрии и Каире в 1976 году, открыто доступны для просмотра в Интернете.
- Архив цифрового наследия египетского еврейства в цифровых коллекциях библиотеки Юнеса и Сорайи Назарян , Хайфский университет