История евреев в Бразилии
Бразильские евреи יְהוּדִים ברזילאיםБразильские евреи | |
---|---|
Общая численность населения | |
107,329 [1] –120,000 [2] Еврейские бразильцы | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бразилия :В основном в городах Сан-Паулу , Рио-де-Жанейро и Порту-Алегри . | |
Языки | |
Бразильский португальский · Иврит · Идиш · Ладино | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Бразильцы , евреи-сефарды , евреи-мизрахи и евреи-ашкенази. |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев . в Бразилии начинается во время расселения европейцев в Новом Свете только крещеные христиане подвергались Хотя инквизиции , евреи начали селиться в Бразилии, когда инквизиция достигла Португалии в 16 веке. Они прибыли в Бразилию в период голландского правления , основав в Ресифи первую синагогу в Америке , синагогу Кахал Цур Исраэль , еще в 1636 году. Большинство этих евреев были евреями-сефардами, бежавшими от инквизиции в Испанию и Португалию, чтобы религиозная свобода Нидерландов .
Португальская инквизиция расширила сферу своей деятельности из Португалии на колониальные владения Португалии, включая Бразилию , Кабо-Верде и Гоа , где она продолжала расследовать и рассматривать дела, основанные на предполагаемых нарушениях ортодоксального римского католицизма , до 1821 года. Будучи колонией Португалии, Бразилия была пострадали почти 300 лет репрессий португальской инквизиции, начавшихся в 1536 году. [3]
В «Богатстве народов» Адам Смит объяснил большую часть развития сахарной промышленности и выращивания сахара в Бразилии прибытием португальских евреев, которые были изгнаны из Португалии во время инквизиции. [4]
После принятия первой конституции Бразилии 1824 года , предоставившей свободу вероисповедания, евреи начали постепенно прибывать в Бразилию. Многие марокканские евреи прибыли в XIX веке, в основном из-за каучукового бума , и поселились в бассейне Амазонки , где многие из их потомков продолжают жить. Волны еврейской иммиграции возникли сначала из-за русских и польских евреев, спасавшихся от погромов и русской революции , а затем из немецких евреев в 1930-х годах, во время прихода нацистов в Европу. В конце 1950-х годов новая волна иммиграции принесла тысячи североафриканских евреев . К 21 веку еврейские общины в Бразилии процветали. Некоторые антисемитские события и действия произошли, в основном во время Ливанской войны 2006 года, такие как вандализм на еврейских кладбищах. Но в основном еврейское население Бразилии высокообразовано: 68% общины имеют университетские степени и заняты в основном в бизнесе, юриспруденции, медицине, инженерном деле и искусстве. Большинство имеют собственный бизнес или работают не по найму. Перепись БИГС показывает, что 70% евреев Бразилии принадлежат к среднему и высшему классам. Как группа, евреи в Бразилии считают себя успешным сегментом общества и в начале 21 века практически не сталкиваются с антисемитизмом. [5]
Бразилия занимает девятое место в мире по величине еврейской общины , насчитывающей около 107 329 человек к 2010 году. По данным переписи населения Бразильского института географии и статистики (IBGE), [1] и имеет второе по величине еврейское население в Латинской Америке после Аргентины . [6] По оценкам Еврейской конфедерации Бразилии (CONIB), в Бразилии проживает более 120 000 евреев. [2]
прибытия Первые евреев
Португальские евреи, преследуемые инквизицией, лишенные своего состояния и сосланные в Бразилию, своим примером ввели некоторый порядок и трудолюбие среди перевезенных уголовников и проституток, первоначально населивших эту колонию, и научили их культуре. сахарного тростника. Во всех этих различных случаях не мудрость и политика, а беспорядок и несправедливость европейских правительств заселили и возделывали Америку. [4]
— Адам Смит, Богатство народов (1776 г.)
На территории нынешней Бразилии жили евреи с тех пор, как в страну в 1500 году прибыли первые португальцы, в частности Местре Жуан и Гаспар да Гама, прибывшие на первых кораблях. Ряд евреев-сефардов иммигрировали в Бразилию во время ее первых поселений. Они были известны как « новые христиане » — Conversos (pt.) или Marranos обязала принять католицизм (sp.) — евреи, которых португальская корона .
Евреи из Португалии избегали иммиграции в Бразилию, поскольку их также преследовала инквизиция. Большинство португальских конверсо нашли убежище в странах Средиземноморья, таких как Северная Африка, Италия , Греция и Ближний Восток , а другие эмигрировали в страны, терпимые к иудаизму, такие как Нидерланды, Англия и Германия . Многие евреи-сефарды из Голландии и Англии работали в морской торговле Голландской Вест-Индской компании , особенно в производстве сахара на северо-востоке Бразилии. [7]
Первыми евреями, прибывшими в Южную Америку, были евреи-сефарды, которые после изгнания португальцами из Бразилии поселились в северо-восточной голландской колонии. Синагога Кахал Зур Исраэль была первой синагогой в Америке, основанной в Ресифи в 1636 году, и там проживала община из около 1450 евреев-сефардов. Когда португальцы вернули Ресифи в 1654 году, 23 еврея из этой общины бежали в голландскую североамериканскую колонию Новый Амстердам , которая в 1664 году стала Нью-Йорком.
В последние десятилетия XVIII века некоторые конверсо приехали на юго-восток Бразилии, чтобы работать на золотых приисках . Многие были арестованы по обвинению в иудаизме. Бразильские семьи, происходящие от конверсо, в основном сконцентрированы в штатах Минас-Жерайс , Рио-де-Жанейро , Пара и Баия . [ нужна ссылка ]
Большинство источников утверждают, что первая синагога Белена, Шаар ха-Шамайм («Ворота рая»), была основана в 1824 году. Однако существуют разногласия; Самуэль Бенчимол , автор книги «Эрец Амазония: Ос Иудеус на Амазония », утверждает, что первой синагогой в Белене была Эшель Авраам Авраама (« Тамариск ») и что она была основана в 1823 или 1824 году, а Шаар ха-Шамаим была основана в 1826 или 1828 году. .
К 1842 году еврейское население столицы Грао-Пара уже имело устоявшийся некрополь . [8]
Сельскохозяйственные поселения [ править ]
Из-за неблагоприятных условий в Европе европейские евреи в 1890-х годах начали дискуссию о создании сельскохозяйственных поселений в Бразилии. Поначалу план не сработал из-за политических разногласий в Бразилии. [ нужна ссылка ]
В 1904 году еврейская сельскохозяйственная колонизация, поддержанная Еврейской колонизационной ассоциацией , началась в штате Риу-Гранди-ду-Сул , самом южном штате Бразилии . Основной целью JCA при создании этих колоний было переселение российских евреев во время массовой иммиграции из враждебной Российской империи . Первыми колониями были Филиппсон (1904 г.) и Кватро Ирмаос (1912 г.). [9] Однако все эти попытки колонизации потерпели неудачу из-за «неопытности, недостаточности средств и плохого планирования», а также из-за «административных проблем, отсутствия сельскохозяйственных объектов и соблазна работы в городах».
В 1920 году JCA начала продавать часть земли нееврейским поселенцам. Несмотря на неудачу, «колонии оказали помощь Бразилии и помогли изменить стереотипный образ непроизводительного еврея, способного работать только в сфере торговли и финансов . Главной выгодой от этих сельскохозяйственных экспериментов стало снятие в Бразилии ограничений на еврейскую иммиграцию из Европы». в течение 20 века». [9]
20- Другие события го века
К началу Первой мировой войны в Бразилии проживало около 7000 евреев. В 1910 году в Порту-Алегри , столице Риу-Гранди-ду-Сул , была открыта еврейская школа, а на идише в 1915 году была основана газета « Ди Меншхайт » («Человечество»). Год спустя еврейская община Рио-де-Жанейро сформировала комитет помощи. для жертв Первой мировой войны . [ нужна ссылка ]
Congregação Israelita Paulista («CIP» или «Израильская конгрегация Сан-Паулу»), крупнейшая синагога в Бразилии, была основана доктором Фрицем Пинкусом, родившимся в Эгельне , Германия. [10]
Associação Religiosa Israelita («Израильская религиозная ассоциация»), ныне являющаяся членом Всемирного союза прогрессивного иудаизма , была основана доктором Генрихом Лемле , эмигрировавшим из Франкфурта в Рио-де-Жанейро в 1941 году. [10]
Израильская больница Альберта Эйнштейна в Сан-Паулу была основана в 1955 году и открыта в 1971 году. Здесь есть школа медицины и медсестер. Считается одним из лучших медицинских центров Латинской Америки. [11]
Антисемитизм [ править ]
Аутодафе [ править ]
Первое зарегистрированное аутодафе состоялось в Париже в 1242 году. Аутодафе проводилось во Франции , Испании , Португалии , Бразилии, Перу , на Украине , в португальской колонии Гоа , Индии и в Мексике , где произошло последнее аутодафе. в мире был проведен в 1850 году. Почти пятьсот аутодафе были «отпразднованы» Римско-католической церковью в течение трех столетий, и тысячи евреев встретили свою смерть именно так, обычно после месяцев страданий в тюрьмах инквизиции. и камеры пыток. Этот жестокий и публичный ритуал состоял из католической мессы , процессии еретиков и отступников , многие из которых были марранами , или «тайными евреями », а также их пыток и казни через сожжение на костре . Раскаивающихся в последнюю минуту кающихся задушивали , чтобы избавить от боли при смерти от сожжения . [12] Жертвами аутодафе чаще всего становились бывшие евреи и бывшие мусульмане- отступники , затем алумбрадо (последователи осужденного мистического движения) и протестанты , а иногда и те, кто был обвинен в таких преступлениях против Римско-католической церкви, как двоеженство и колдовство. [13]
Историки отмечают, что самыми известными действиями инквизиции против криптоевреев в Бразилии были посещения Баии в 1591–1593 годах ; 1593–95 в Пернамбуку ; 1618 г. в Баии; около 1627 г. на Юго-Востоке; и в 1763 и 1769 годах в Грао-Пара , на севере страны. В 18 веке инквизиция также действовала в Параибе , Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс . Около 400 «иудаистов» были привлечены к ответственности, большинство из них были приговорены к тюремному заключению, а 18 « новых христиан» были приговорены к смертной казни в Лиссабоне .
Один из самых известных португальских драматургов Антониу Хосе да Силва (1705-1739), «еврей», проживший часть своей жизни в Португалии, а часть в Бразилии, был приговорен инквизицией к смертной казни в 1739 году. [ нужна ссылка ] Его родители, Жоау Мендес да Силва и Лоренса Коутиньо, происходили от евреев , эмигрировавших в бразильскую колонию, спасаясь от инквизиции , но в 1702 году этот трибунал начал преследовать марранов или кого-либо еврейского происхождения в Рио, а в октябре 1712 года Жертвой стал Лоренса Коутиньо. Ее муж и дети сопровождали ее в Португалию, когда Антониу было 7 лет. [14] где она фигурировала в числе «примирившихся» на аутодафе 9 июля 1713 года, лишь претерпев мучения. [15] Антониу поставил свою первую пьесу или оперу в 1733 году, а в следующем году он женился на своей кузине, Д. Леоноре Марии де Карвалью, чьи родители были сожжены инквизицией, а она сама прошла через аутодафе в Испании и была сослана из-за своей религии. В 1734 году у них родилась первая дочь, но годы их брака и драматической карьеры Сильвы были невелики, поскольку 5 октября 1737 года муж и жена были заключены в тюрьму по обвинению в «иудаизме». Их раб донес на них в Святую Канцелярию. Хотя детали предъявленного им обвинения казались тривиальными и противоречивыми, а некоторые из его друзей свидетельствовали о его католическом благочестии и наблюдательности, Антониу был приговорен к смертной казни. 18 октября, как и тех, кто хотел умереть в католической вере, его сначала задушили, а затем сожгли на аутодафе . [15] Его жена, ставшая свидетельницей его смерти, ненадолго пережила его. [ нужна ссылка ]
Еще одна известная личность – Исаак де Кастро Тартас (1623-1647), эмигрировавший в Бразилию из Франции и Голландии. В 1641 году он прибыл в Параибу , Бразилия , где прожил несколько лет. Вопреки желанию своих родственников, он отправился позже в Баия-де-Тодос-ус-Сантос (ныне Сальвадор), столицу колонии, где был признан евреем , арестован португальской инквизицией и отправлен в Лиссабон. [16] где он умер как еврейский мученик .
Антисемитизм 20 века го -
Повышенный антисемитизм в Бразилии в 1900-х годах достиг своего пика в 1933–1945 годах с подъемом нацизма в Германии. Бразилия заблокировала свои двери для притока еврейских беженцев из Европы во время Холокоста . [17] Исследование Бразильского института виртуальных архивов Холокоста и антисемитизма (Аркшоа) показало, что в период с 1937 по 1950 год правительства президентов Жетулиу Варгаса и Эурико Гаспара Дутры отказали в выдаче более 16 000 виз европейским евреям, пытавшимся спастись от нацистов . [18]
Отношение к антисемитизму [ править ]
Бразилия строго осуждает антисемитизм, и подобный акт является явным нарушением закона. Согласно Уголовному кодексу Бразилии, запрещено писать, редактировать, публиковать или продавать литературу, пропагандирующую антисемитизм или расизм. [19] Закон предусматривает наказание до пяти лет тюремного заключения за преступления расизма или религиозной нетерпимости и позволяет судам штрафовать или заключать в тюрьму на срок от двух до пяти лет любого, кто демонстрирует, распространяет или транслирует антисемитские или расистские материалы. [20]
В 1989 году Конгресс Бразилии принял закон, запрещающий изготовление, торговлю и распространение свастики в целях распространения нацизма . Любой, кто нарушает этот закон, подлежит тюремному заключению на срок от двух до пяти лет. [21] (Закон № 7716 от 5 января 1989 г.)
В 2022 году пастор-пятидесятник, молившийся перед своей общиной о втором Холокосте, был приговорен к 18 годам и 6 месяцам тюремного заключения, что на сегодняшний день является самым длительным приговором за антисемитизм. [22]
Согласно отчету Госдепартамента США , антисемитизм в Бразилии остается редкостью. [20] Результаты глобального опроса антисемитских настроений, опубликованного Антидиффамационной лигой , поставили Бразилию в число наименее антисемитских стран мира. Согласно этому глобальному опросу, проведенному в период с июля 2013 года по февраль 2014 года, Бразилия имеет самый низкий «индекс антисемитизма» (16%) в Латинской Америке и третий по величине во всех Америках , уступая только Канаде (14%) и Соединенным Штатам (14%). 9%). [23] [24]
Современная еврейская община [ править ]
Бразилия занимает 10-е место по величине еврейской общины в мире : по данным переписи населения Бразилии 2010 года, ее численность составляет около 107 329 человек . [1] По оценкам Еврейской конфедерации Бразилии (CONIB), в Бразилии проживает более 120 000 евреев. [2] нижняя цифра представляет активных практиков. Около половины бразильских евреев проживают в штате Сан-Паулу , около четверти — в штате Рио-де-Жанейро , а значительные общины имеются также в штатах Риу-Гранди-ду-Сул , Парана , Минас-Жерайс , Пернамбуку , Баия , Пара и Амазонас . [25]
Бразильская еврейская община состоит из -ашкенази евреев центрально- и восточноевропейского происхождения и -сефардов евреев иберийского , североафриканского и ближневосточного происхождения. Неясно, какая группа более многочисленна. Обе группы существуют в крупнейших городах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро , где они в некоторой степени смешались. В Северном регионе большинство евреев — сефарды, а в Южном регионе большинство евреев — ашкенази. [26]
Бразильские евреи играют активную роль в политике, спорте, науке, торговле и промышленности и в целом хорошо интегрированы во все сферы бразильской жизни. редко регистрируются случаи антисемитизма Евреи ведут открытую религиозную жизнь в Бразилии, и в стране . В основных городских центрах есть школы, ассоциации и синагоги , где бразильские евреи могут практиковать и передавать еврейскую культуру и традиции. Некоторые еврейские ученые говорят, что единственной угрозой, с которой сталкивается иудаизм в Бразилии, является относительно высокая частота смешанных браков , которая в 2002 году оценивалась в 60%. страны Смешанные браки особенно распространены среди евреев и арабов . [27] [28] По состоянию на 2006 год не более 20% бразильских евреев соблюдали кошерность . [29] Бразильские евреи представлены в широком религиозном спектре, включая ортодоксальных , консервативных , реформистских и светских евреев . Большинство бразильских евреев неортодоксальны, а большинство бразильских синагог связаны с консервативным и реформистским движениями. Исторически сложилось так, что до 1930-х годов ортодоксальный иудаизм был основной формой иудаизма из-за иммиграции восточноевропейских евреев, но еврейские иммигранты из Центральной Европы позже ввели реформистский иудаизм. Большая часть бразильской еврейской общины идентифицирует себя как светская и сионистская . Хабад имеет растущее влияние в Бразилии. Большинство бразильских евреев — ашкенази , часто польского или немецкого происхождения, в то время как существует значительное меньшинство сефардов и мизрахи, в основном ливанского, сирийского, марокканского и египетского происхождения. [30] [31]
наблюдался постоянный поток алии (иммиграции в Израиль ). В период с 1948 по 2021 год более 16 000 бразильцев иммигрировали в Израиль. С момента основания страны в 1948 году [32]
еврейских общин Размер Бразилии в
Ниже перечислены все штаты, Федеральный округ и муниципалитеты, в которых проживает более 100 евреев. Цифры взяты из переписи 2010 года. [25]
Состояние | евреи |
---|---|
Сан-Паулу | 51,050 |
Рио-де-Жанейро | 24,451 |
Риу-Гранди-ду-Сул | 7,805 |
Парана | 4,122 |
Минас-Жерайс | 3,509 |
Пернамбуку | 2,408 |
Баия | 2,302 |
К | 1,971 |
Амазонка | 1,696 |
Федеральный округ [а] | 1,103 |
Санта-Катарина | 1,036 |
Святой Дух | 900 |
Гояс | 813 |
Параиба | 626 |
Сеара | 580 |
Мату-Гросу-ду-Сул | 416 |
Мату-Гросу | 374 |
Мараньян | 368 |
Риу-Гранди-ду-Норти | 320 |
Алагоас | 309 |
Пиауи | 229 |
Амапа | 217 |
Сержипи | 184 |
Рондония | 166 |
Токантинс | 163 |
Рорайма | 154 |
Акко | 59 |
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с В статистических целях Федеральный округ рассматривается как штат и муниципалитет под названием Бразилиа.
См. также [ править ]
- Амазонские евреи
- Голландская империя
- Голландская Бразилия
- Еврейское агентство для Израиля
- Синагога Кахаль Цур Исраэль
- Список бразильских евреев
- Список латиноамериканских евреев
- Мораша
- Старейшие синагоги в мире#Ресифи, Бразилия
- История евреев в Латинской Америке
- Бразилия-израильские отношения
- История Пернамбуко #Евреи в Пернамбуко
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Демографическая перепись 2010 года: общие характеристики населения, религии и людей с ограниченными возможностями» [Перепись 2010 года: Общая характеристика населения, религии и людей с ограниченными возможностями] (PDF) . Демографическая перепись (на португальском языке). Бразильский институт географии и статистики (IGBE). Таблица 1.4.1 – Постоянное население по домашнему положению и полу по религиозным группам [Таблица 1.4.1 – Постоянное население по домашнему положению и полу, религиозным группам]. ISSN 0104-3145 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Бразилия» . государство.gov . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ Архив JTA (3 июля 1987 г.). «Воздействие португальской инквизиции все еще ощущается Бразилией и ее евреями (последняя из трех частей)» . www.jta.org . ДТА. Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит, Адам (1776), Богатство народов (PDF) (изд. Penn State Electronic Classics), переиздание в 2005 году Университетом штата Пенсильвания « Богатство народов» , стр. 476, заархивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 г. , получено 8 марта 2011 г.
- ^ Информация и текст любезно предоставлены Conib – Confederação Israelita do Brasil. «Еврейская община в Бразилии» . bh.org.il. Бейт Хатфуцот. Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «Еврейская община Бразилии» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «Насколько виноваты были голландские евреи в работорговле?» . Еврейское телеграфное агентство . 26 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2018 г. Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Шейнбейн, Кассия (2006). «Языки, находящиеся под угрозой исчезновения: хакития в Белене» ( PDF) (на португальском языке). Федеральный университет Минас-Жерайс . п. 45. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2019 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нахман, Фальбель (16 августа 2007 г.). «Еврейское сельскохозяйственное поселение в Бразилии». Еврейская история . 21 (3–4). Спрингер Нидерланды: 325–340. дои : 10.1007/s10835-007-9043-6 . OCLC 46840526 . S2CID 73630235 .
Еврейская сельскохозяйственная колонизация в Бразилии началась в 1904 году в штате Риу-Гранди-ду-Сул при поддержке Еврейской колонизационной ассоциации (JCA). JCA создала первые колонии – Филиппсон (1904 г.) и Кватро Ирмаос (1912 г.) – с намерением переселить русских евреев в решающие годы массовой иммиграции из Российской империи.
Нет страницы; цитата взята из аннотации. - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Росман, Китти (октябрь 2012 г.). «Немецкие корни крупнейших синагог Бразилии». Еврейский Ренессанс . 12 (1): 16.
- ^ «Рейтинги клиник и больниц в Латинской Америке за 2009 год». Архивировано 16 ноября 2009 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
- ^ Буш, Лоуренс. «Аутодафе» . jewishcurrents.org . Еврейские течения. Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ БРИТАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. «Аутодафе» . www.britanica.com . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Антониу Хосе Сарайва: Фабрика Маррано: Португальская инквизиция и ее новые христиане 1536-1765, стр. 95
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б свободном доступе : Престейдж, Эдгар (1911). " Сильва, Антонио Хосе да В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 111–112. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Энциклопедия еврейских знаний Якоб де Хаас 1946 «КАСТРО ТАРТАС, ИСААК Де: Мученик; род. Тартас, Гасконь, около 1623 г.: ум. Лиссабон, 1647 г. Он был арестован инквизицией в Баия-дус-Сантос и отправлен в Лиссабон.
- ^ Бен-Дрор, Грасиела. «Католические элиты в Бразилии и их отношение к евреям, 1933–1939 (Источник: Исследования Яд Вашем, XXX, Иерусалим, 2002, стр. 229–270.)» . yadvashem.org . Яд Вашем. Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ ДТА. «Во время нацистского режима Бразилия отказала евреям в выдаче 16 000 виз — исследование» . Timesofisrael.com . Времена Израиля. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ «Бразилия» , Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2010 г. , Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США, 17 ноября 2010 г., заархивировано из оригинала 20 февраля 2020 г. , получено 7 сентября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бразилия. Архивировано 18 октября 2019 г. в Wayback Machine . Госдепартамент США. Проверено 8 декабря 2013 г.
- ^ Законодательство против антисемитизма и отрицания Холокоста. Архивировано 4 декабря 2013 г. в Wayback Machine . Координационный форум по противодействию антисемитизму. Проверено 8 декабря 2013 г.
- ^ «Судья вынес приговор бразильскому пастору, который призвал приговорить к 18 годам тюремного заключения во второй исторический период Холокоста» . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ «Глобальный обзор антисемитских настроений» . АДЛ.орг . Антидиффамационная лига. Архивировано из оригинала 13 октября 2018 года . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Вестник (14 мая 2014 г.). «Около 24% населения страны придерживаются антисемитских настроений» . Буэнос-Айрес Вестник . Архивировано из оригинала 22 февраля 2018 года . Проверено 21 мая 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Табела 137 – Постоянное население по религии» [Таблица 137 – Постоянное население по вероисповеданию] (на португальском языке). Бразильский институт географии и статистики. 2010. Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «A História da Comunidade Judaica no Brasil» [История еврейской общины в Бразилии] (на португальском языке). Кафетора. 7 апреля 2021 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 г. Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Вайнгартен, Шервуд Л. (4 января 2002 г.). «Бразильские евреи сталкиваются с 60% процентом смешанных браков» . JWeekly.com; J. Еженедельник еврейских новостей Северной Калифорнии . Публикации еврейской общины Сан-Франциско Inc. Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ^ Кригер, Хилари; Стоил, Ребекка (4 мая 2012 г.). «Министр иностранных дел Бразилии считает, что смешанные арабо-еврейские браки являются моделью мира» . Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ^ «Бразильское кошерное агентство тренирует мускулы» . Еврейское телеграфное агентство . Архивировано из оригинала 11 мая 2023 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Бразилия» . Всемирный еврейский конгресс . Архивировано из оригинала 11 мая 2023 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «7 вещей, которые нужно знать о евреях Бразилии» . Еврейское телеграфное агентство . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Иммигранты по периоду иммиграции, стране рождения и последней стране проживания» (PDF) . Центральное статистическое бюро Израиля. 15 сентября 2022 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 декабря 2022 г. . Проверено 21 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Лессер, Джеффри (1995). Приветствуя нежелательных: Бразилия и еврейский вопрос . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-08413-6 .
- Пьерони, Джеральдо. «Изгои из королевства: инквизиция и изгнание новых христиан в Бразилию», в книге Паоло Бернардини и Нормана Фиринга, ред. Евреи и расширение Европы на Запад, 1450-1800 гг . Нью-Йорк: Berghahn Books 2001, 242–54.
Внешние ссылки [ править ]
- Бразилия: старейшая еврейская община в Америке, автор: раввин Менахем Левайн, Aish.com
- История евреев в Бразилии Ральфа Г. Беннета